СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проценты и стоимость

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме "Проценты" у учащихся 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Проценты и стоимость»

Автор: Кузнецова Н.А., учитель математики, учитель-дефектолог ГБОУ «Казанская школа №76».

Предмет: математика.

Класс: 9.

Тема урока: Проценты и стоимость.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: познакомить обучающихся с видом задач на процентное увеличение цены.

Образовательные задачи:

  • повторить способы нахождения процентов от числа;

  • закрепить алгоритмы нахождения процентов от числа;

  • вырабатывать беглость устного счета;

  • формировать представление об инфляции, ее влиянии на изменение цен;

  • учить решать простые и составные задачи на изменение цены товара в результате инфляции.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать целенаправленность и быструю переключаемость внимания;

  • работать над формированием умений сравнивать, анализировать, обобщать, комментировать свои действия;

  • развивать словесно-логическую память;

  • учить применять полученные математические знания на практике, в новой ситуации.

Воспитательные задачи:

  • развивать познавательную и творческую активность обучающихся;

  • воспитывать самостоятельность в принятии решений, вырабатывать настойчивость;

  • прививать интерес к новым математическим знаниям;

  • формировать умение работать в парах, развивая чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Процентное увеличение цены товара», раздаточный материал (наборы с вариантами ответов для программированных заданий, карточки для индивидуальной работы, алгоритм решения задач), дидактический материал «Задачи на стоимость. 9 класс», иллюстративный материал (словарь, энциклопедические издания).

Используемые методы (по источнику знаний): беседа, работа по печатному дидактическому материалу, самостоятельная работа, наблюдение, демонстрация геометрического материала, нахождение значений числовых выражений.

Используемые методы (по характеру познавательной деятельности): объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, изложение с проблемным началом.

Используемые приемы формирования мышления учащихся: специально созданная практическая ситуация и фиксация практических действий в речи учащегося; наблюдения за действиями сверстников, а затем словесный отчет о последовательных действиях; припоминания; организация целенаправленных наблюдений за событиями, происходящими на уроке, приводимых к изменению величин; установления причинно-следственных связей между величинами; классификация и систематизация известных фактов; формирование выводов.

Ход урока.

I. Организация учащихся на урок. Приветствие. Настрой.

Слайд №2.

Учитель: Ребята, мы продолжаем изучение темы «Проценты». Проценты настолько глубоко вошли в нашу повседневную жизнь, что без них невозможны современные отношения между людьми. Вы умеете находить 1% от числа, несколько процентов от числа, применять эти знания при расчете доли зарплаты, отчисляемой в пенсионный фонд, и при расчете подоходного налога. Вы учились находить величины скидок и определять меняющиеся цены товаров с учетом этих скидок. Сегодня на уроке мы продолжим формирование практико-ориентированных знаний и умений по этой теме и еще на шаг приблизимся к пониманию значимости процентов в быту.

II. Устный счет.

Задание 1. «Повторяем, закрепляем»

Учащимся предлагаются программированные задания с возможными вариантами ответов. На обратной стороне каждого ответа – буква. Правильный выбор ответов приводит к расшифровке ключевого слова «словарь». Учащиеся, владеющие навыками устного счета, вычисляют в уме, не владеющие – выполняют задания по готовым образцам. Работают ребята в парах.

1. Выполните деление 392р.:10.

3,92р.

39,2р.

З

С



2. Замените десятичную дробь целым числом: 890,4р.

890р. 4к.

8904р.

890р. 40к.

Н

М

Л



3. Найдите 1% от 18 000р.

18р.

1800р.

180р.

Е

У

О



4. Увеличьте 765р. на 35р.

7910р.

790р.

800р.

Б

Ф

В



5. Уменьшите 920р. на 30р.

910р.

950р.

890р.

Ы

И

А



6. Выразите в процентах 1,4

14%

140%

П

Р



7. Выразите в процентах выделенную часть прямоугольника








30%

50%

60%

Ё

Я

Ь



Появляется слово «словарь». Ребятам сообщается, что толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой необходим для разъяснения нового явления, влияющего на экономическую ситуацию в стране.

III. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний. Повторяем, закрепляем.

Задание 2. Слайды №4-6. «Выбери правильный ответ»

Учащиеся последовательно выполняют 6 заданий, выбирая номера правильных ответов и записывая результаты вычислений в тетрадях. Правильный выбор ответов приводит к расшифровке ключевого слова «инфляция» - явления, смысл которого предстоит раскрыть при решении жизненно-важных задач. Одна группа учащихся вычисляет в уме и письменно «столбиком», другая группа – по карточке с помощью калькулятора (1). 13500р.:100; 2). 20000р.:100х13; 3). 18000р.:10; 4). 12000р.:10х2; 6). 10000р.:10х2).

По клику мыши появляется слайд №4 с первыми двумя заданиями и вариантами ответов.

1). Чтобы найти 1% от 13 500р., нужно

1. число умножить на 100

2. число разделить на 10

3. число разделить на 100

2). Чтобы найти 13% от 20 000р., нужно

4. число разделить на 13

5. число разделить на 100, умножить на 13

6. число умножить на 100, разделить на 13


По клику мыши в первом задании исчезают два неверных ответа. Далее исчезают два неверных ответа во втором задании.

По клику мыши появляется слайд №5 со следующими двумя заданиями и вариантами ответов.

3). Чтобы найти 10% от 18 000р., нужно

7. число умножить на 10

8. число разделить на 100, умножить на 10

9. число разделить на 10

4). Чтобы найти 20% от 12 000р., нужно

10. число разделить на 20

11. число разделить на 100, умножить на 20

12. число разделить на 10, умножить на 2

По клику мыши в третьем задании исчезает один неверный ответ. Далее исчезает один неверный ответ в четвертом задании.


По клику мыши появляется слайд №6 со следующими двумя заданиями и вариантами ответов.

5). Скидка на товар означает

13. увеличение цены на товар

14. постоянство цены на товар

15. уменьшение цены на товар

6). Определить цену на товар (10 000р.) с учетом 20%-ой скидки, значит

16. найти величину скидки

17. увеличить цену на величину скидки

18. уменьшить цену на величину скидки

По клику мыши в пятом задании исчезают два неверных ответа. Далее исчезают два неверных ответа в шестом задании.

По клику мыши появляется таблица с вариантами ответов.

Слайд №7.

2

3

4

5

8

9

10

11

12

15

16

18

А

И

М

Н

Ф

Ф

Р

Л

Л

Я

ДИЯ

ЦИЯ



По клику мыши появляется слово «инфляция».

IV. Физкультминутка.

V. Сообщение новых знаний.

Учитель: Что означает это слово? При каких обстоятельствах вы сталкивались с этим понятием? Актуальность? Что происходит с ценами на товары? – Мнения и высказывания учащихся. Учитель: Обратимся за расшифровкой к толковому словарю под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. «Инфляция – чрезмерное увеличение количества обращающихся в стране бумажных денег, вызывающее их обесценивание».

Слайд №8.

Инфляцией называется экономическая ситуация в стране, когда цены на товары и услуги непрерывно растут, а покупательская способность денег, наоборот, падает, потому что на них можно купить все меньше и меньше товаров. Деньги становятся дешевыми, т.е. всё большие денежные суммы приходится обменивать на всё меньшее число товаров (если раньше, скажем, вы могли на 50р. купить 5 плиток шоколада, а теперь – только 1, это значит, рубль обесценился в 5 раз).

В целом, в период инфляции дорожает подавляющее большинство товаров, следовательно, растёт и стоимость жизни.

Рост стоимости жизни означает, что на приобретение необходимых для существования товаров и услуг требуется всё большая и большая сумма денег. Стоимость жизни всегда растёт быстрее, чем заработная плата людей.

Во время инфляции людям, конечно, приходится частично повышать зарплату, пенсию, чтобы они могли выжить в условиях дороговизны.

Сегодня на уроке нам необходимо разобраться в вопросе процентного повышения первоначальной цены товара. Поэтому тема урока звучит так «Проценты и стоимость».

Слайд №9. Иллюстрация результатов процентного роста цен. Разъяснения учителя.

Из дидактического материала «Задачи на стоимость. 9 класс» устно рассматривается задача №8.

Задача №8. В начале весны 2013 года подростковая куртка стоила 1250р. В результате инфляции её цена в 2014 году изменилась на 10%. На сколько рублей дороже (дешевле)…?

Учащимся предлагается закончить вопросительное предложение. Варианты предложений: а). На сколько рублей дороже можно купить куртку? б). На сколько рублей повысится цена на куртку?



Слайд №10. Появляется вопрос: на сколько рублей дороже можно купить куртку?

Учитель: Какова первоначальная цена куртки? Как изменится ее значение? Что повлияет на увеличение цены? Как рассчитать десятипроцентное увеличение? Вывод? – На 125р. дороже можно купить куртку. На слайде последовательно появляются ответы к вопросам.

Далее под руководством учителя учащиеся составляют план решения задачи №9, проговаривают вопросы и действия, оформляют запись в тетрадях и на доске.

Задача №9. Осенью 2013 года школьный костюм стоил 1580р. В результате инфляции весной 2014 года его цена изменилась на 30%. Рассчитайте новую цену костюма.

- Можно ли сразу рассчитать новую цену костюма? Почему нельзя? Что произойдет с первоначальной ценой костюма? На сколько рублей изменится цена? Как рассчитать процентное увеличение цены? Новую цену?

План и решение.

1). На сколько рублей дороже можно купить костюм в 2014году?

1580р.:10х4 = 632р. (30%)

2). Какова новая цена костюма?

1580р.+ 632р. = 2212р. Ответ 2212р. новая цена костюма.

Слайд №11. «План задачи»

Учитывая трудности, возникающие у учащихся при решении составных задач, целесообразно рассмотреть вариант использования готового плана задачи.

1). Цена:100 х количество % = Процентное увеличение цены

2). Цена + Процентное увеличение цены = Новая цена



С этой целью отдельным учащимся предлагаются карточки с дифференцированной помощью.

VI. Первичное закрепление знаний, применение в новых условиях.

Слайд №12. Учащимся предлагается рассчитать цены словарей и энциклопедических изданий с учетом инфляции в 20%.

Учитель: Вашему вниманию представлены книги с ценниками: «Толковые словари» В.И. Даля и С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, «Иллюстративный фразеологический словарь для детей», «Иллюстративный толковый словарь пословиц и поговорок», «Большая книга знаний», «Великие композиторы», «Наши любимые праздники». Выберете понравившуюся книгу и определите ее новую цену с учетом инфляции.

Учащиеся работают по двое, сообща. Самостоятельно производят расчеты, результаты вычислений записывают в тетрадях. Предусмотрена проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок. С трудом усваивающие материал ребята работают по готовому образцу.

VII. Подведение итога урока. Оценивание учащихся.

Слайд №13.

Учитель:

  • О каком новом понятии шла речь на уроке?

  • Что такое инфляция?

  • Как рассчитать процентное увеличение цены товара?

  • Как рассчитать новую цену товара?





Оценивается работа класса в целом, уровень ответственности и старательности каждого ученика в отдельности.

VIII. Разъяснение домашнего задания. Слайд №14.

Задача №10 (для основной группы учащихся).

В прошлом году зимняя куртка стоила 2560р. В результате инфляции в этом году её можно купить на 20% дороже. Рассчитайте новую цену куртки.

Примеры (для учащихся, с трудом усваивающих материал).

2400р.:100х30; 900р.:100х20; найти 10% от 3800р.











16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!