Автор: Кузнецова Н.А., учитель математики, учитель-дефектолог ГБОУ «Казанская школа №76».
Предмет: математика.
Класс: 9.
Тема урока: Проценты и стоимость.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: познакомить обучающихся с видом задач на процентное увеличение цены.
Образовательные задачи:
повторить способы нахождения процентов от числа;
закрепить алгоритмы нахождения процентов от числа;
вырабатывать беглость устного счета;
формировать представление об инфляции, ее влиянии на изменение цен;
учить решать простые и составные задачи на изменение цены товара в результате инфляции.
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать целенаправленность и быструю переключаемость внимания;
работать над формированием умений сравнивать, анализировать, обобщать, комментировать свои действия;
развивать словесно-логическую память;
учить применять полученные математические знания на практике, в новой ситуации.
Воспитательные задачи:
развивать познавательную и творческую активность обучающихся;
воспитывать самостоятельность в принятии решений, вырабатывать настойчивость;
прививать интерес к новым математическим знаниям;
формировать умение работать в парах, развивая чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Процентное увеличение цены товара», раздаточный материал (наборы с вариантами ответов для программированных заданий, карточки для индивидуальной работы, алгоритм решения задач), дидактический материал «Задачи на стоимость. 9 класс», иллюстративный материал (словарь, энциклопедические издания).
Используемые методы (по источнику знаний): беседа, работа по печатному дидактическому материалу, самостоятельная работа, наблюдение, демонстрация геометрического материала, нахождение значений числовых выражений.
Используемые методы (по характеру познавательной деятельности): объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, изложение с проблемным началом.
Используемые приемы формирования мышления учащихся: специально созданная практическая ситуация и фиксация практических действий в речи учащегося; наблюдения за действиями сверстников, а затем словесный отчет о последовательных действиях; припоминания; организация целенаправленных наблюдений за событиями, происходящими на уроке, приводимых к изменению величин; установления причинно-следственных связей между величинами; классификация и систематизация известных фактов; формирование выводов.
Ход урока.
I. Организация учащихся на урок. Приветствие. Настрой.
Слайд №2.
Учитель: Ребята, мы продолжаем изучение темы «Проценты». Проценты настолько глубоко вошли в нашу повседневную жизнь, что без них невозможны современные отношения между людьми. Вы умеете находить 1% от числа, несколько процентов от числа, применять эти знания при расчете доли зарплаты, отчисляемой в пенсионный фонд, и при расчете подоходного налога. Вы учились находить величины скидок и определять меняющиеся цены товаров с учетом этих скидок. Сегодня на уроке мы продолжим формирование практико-ориентированных знаний и умений по этой теме и еще на шаг приблизимся к пониманию значимости процентов в быту.
II. Устный счет.
Задание 1. «Повторяем, закрепляем»
Учащимся предлагаются программированные задания с возможными вариантами ответов. На обратной стороне каждого ответа – буква. Правильный выбор ответов приводит к расшифровке ключевого слова «словарь». Учащиеся, владеющие навыками устного счета, вычисляют в уме, не владеющие – выполняют задания по готовым образцам. Работают ребята в парах.
№1. Выполните деление 392р.:10.
№2. Замените десятичную дробь целым числом: 890,4р.
890р. 4к. | 8904р. | 890р. 40к. |
Н | М | Л |
№3. Найдите 1% от 18 000р.
№4. Увеличьте 765р. на 35р.
№5. Уменьшите 920р. на 30р.
№6. Выразите в процентах 1,4
№7. Выразите в процентах выделенную часть прямоугольника
Появляется слово «словарь». Ребятам сообщается, что толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой необходим для разъяснения нового явления, влияющего на экономическую ситуацию в стране.
III. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний. Повторяем, закрепляем.
Задание 2. Слайды №4-6. «Выбери правильный ответ»
Учащиеся последовательно выполняют 6 заданий, выбирая номера правильных ответов и записывая результаты вычислений в тетрадях. Правильный выбор ответов приводит к расшифровке ключевого слова «инфляция» - явления, смысл которого предстоит раскрыть при решении жизненно-важных задач. Одна группа учащихся вычисляет в уме и письменно «столбиком», другая группа – по карточке с помощью калькулятора (1). 13500р.:100; 2). 20000р.:100х13; 3). 18000р.:10; 4). 12000р.:10х2; 6). 10000р.:10х2).
По клику мыши появляется слайд №4 с первыми двумя заданиями и вариантами ответов.
1). Чтобы найти 1% от 13 500р., нужно
1. число умножить на 100
2. число разделить на 10
3. число разделить на 100
2). Чтобы найти 13% от 20 000р., нужно
4. число разделить на 13
5. число разделить на 100, умножить на 13
6. число умножить на 100, разделить на 13
По клику мыши в первом задании исчезают два неверных ответа. Далее исчезают два неверных ответа во втором задании.
По клику мыши появляется слайд №5 со следующими двумя заданиями и вариантами ответов.
3). Чтобы найти 10% от 18 000р., нужно
7. число умножить на 10
8. число разделить на 100, умножить на 10
9. число разделить на 10
4). Чтобы найти 20% от 12 000р., нужно
10. число разделить на 20
11. число разделить на 100, умножить на 20
12. число разделить на 10, умножить на 2
По клику мыши в третьем задании исчезает один неверный ответ. Далее исчезает один неверный ответ в четвертом задании.
По клику мыши появляется слайд №6 со следующими двумя заданиями и вариантами ответов.
5). Скидка на товар означает
13. увеличение цены на товар
14. постоянство цены на товар
15. уменьшение цены на товар
6). Определить цену на товар (10 000р.) с учетом 20%-ой скидки, значит
16. найти величину скидки
17. увеличить цену на величину скидки
18. уменьшить цену на величину скидки
По клику мыши в пятом задании исчезают два неверных ответа. Далее исчезают два неверных ответа в шестом задании.
По клику мыши появляется таблица с вариантами ответов.
Слайд №7.
2 | 3 | 4 | 5 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 15 | 16 | 18 |
А | И | М | Н | Ф | Ф | Р | Л | Л | Я | ДИЯ | ЦИЯ |
По клику мыши появляется слово «инфляция».
IV. Физкультминутка.
V. Сообщение новых знаний.
Учитель: Что означает это слово? При каких обстоятельствах вы сталкивались с этим понятием? Актуальность? Что происходит с ценами на товары? – Мнения и высказывания учащихся. Учитель: Обратимся за расшифровкой к толковому словарю под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. «Инфляция – чрезмерное увеличение количества обращающихся в стране бумажных денег, вызывающее их обесценивание».
Слайд №8.
Инфляцией называется экономическая ситуация в стране, когда цены на товары и услуги непрерывно растут, а покупательская способность денег, наоборот, падает, потому что на них можно купить все меньше и меньше товаров. Деньги становятся дешевыми, т.е. всё большие денежные суммы приходится обменивать на всё меньшее число товаров (если раньше, скажем, вы могли на 50р. купить 5 плиток шоколада, а теперь – только 1, это значит, рубль обесценился в 5 раз).
В целом, в период инфляции дорожает подавляющее большинство товаров, следовательно, растёт и стоимость жизни.
Рост стоимости жизни означает, что на приобретение необходимых для существования товаров и услуг требуется всё большая и большая сумма денег. Стоимость жизни всегда растёт быстрее, чем заработная плата людей.
Во время инфляции людям, конечно, приходится частично повышать зарплату, пенсию, чтобы они могли выжить в условиях дороговизны.
Сегодня на уроке нам необходимо разобраться в вопросе процентного повышения первоначальной цены товара. Поэтому тема урока звучит так «Проценты и стоимость».
Слайд №9. Иллюстрация результатов процентного роста цен. Разъяснения учителя.
Из дидактического материала «Задачи на стоимость. 9 класс» устно рассматривается задача №8.
Задача №8. В начале весны 2013 года подростковая куртка стоила 1250р. В результате инфляции её цена в 2014 году изменилась на 10%. На сколько рублей дороже (дешевле)…?
Учащимся предлагается закончить вопросительное предложение. Варианты предложений: а). На сколько рублей дороже можно купить куртку? б). На сколько рублей повысится цена на куртку?
Слайд №10. Появляется вопрос: на сколько рублей дороже можно купить куртку?
Учитель: Какова первоначальная цена куртки? Как изменится ее значение? Что повлияет на увеличение цены? Как рассчитать десятипроцентное увеличение? Вывод? – На 125р. дороже можно купить куртку. На слайде последовательно появляются ответы к вопросам.
Далее под руководством учителя учащиеся составляют план решения задачи №9, проговаривают вопросы и действия, оформляют запись в тетрадях и на доске.
Задача №9. Осенью 2013 года школьный костюм стоил 1580р. В результате инфляции весной 2014 года его цена изменилась на 30%. Рассчитайте новую цену костюма.
- Можно ли сразу рассчитать новую цену костюма? Почему нельзя? Что произойдет с первоначальной ценой костюма? На сколько рублей изменится цена? Как рассчитать процентное увеличение цены? Новую цену?
План и решение.
1). На сколько рублей дороже можно купить костюм в 2014году?
1580р.:10х4 = 632р. (30%)
2). Какова новая цена костюма?
1580р.+ 632р. = 2212р. Ответ 2212р. новая цена костюма.
Слайд №11. «План задачи»
Учитывая трудности, возникающие у учащихся при решении составных задач, целесообразно рассмотреть вариант использования готового плана задачи.
1). Цена:100 х количество % = Процентное увеличение цены |
2). Цена + Процентное увеличение цены = Новая цена |
С этой целью отдельным учащимся предлагаются карточки с дифференцированной помощью.
VI. Первичное закрепление знаний, применение в новых условиях.
Слайд №12. Учащимся предлагается рассчитать цены словарей и энциклопедических изданий с учетом инфляции в 20%.
Учитель: Вашему вниманию представлены книги с ценниками: «Толковые словари» В.И. Даля и С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, «Иллюстративный фразеологический словарь для детей», «Иллюстративный толковый словарь пословиц и поговорок», «Большая книга знаний», «Великие композиторы», «Наши любимые праздники». Выберете понравившуюся книгу и определите ее новую цену с учетом инфляции.
Учащиеся работают по двое, сообща. Самостоятельно производят расчеты, результаты вычислений записывают в тетрадях. Предусмотрена проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок. С трудом усваивающие материал ребята работают по готовому образцу.
VII. Подведение итога урока. Оценивание учащихся.
Слайд №13.
Учитель:
О каком новом понятии шла речь на уроке?
Что такое инфляция?
Как рассчитать процентное увеличение цены товара?
Как рассчитать новую цену товара?
Оценивается работа класса в целом, уровень ответственности и старательности каждого ученика в отдельности.
VIII. Разъяснение домашнего задания. Слайд №14.
Задача №10 (для основной группы учащихся).
В прошлом году зимняя куртка стоила 2560р. В результате инфляции в этом году её можно купить на 20% дороже. Рассчитайте новую цену куртки.
Примеры (для учащихся, с трудом усваивающих материал).
2400р.:100х30; 900р.:100х20; найти 10% от 3800р.
16