Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечание |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». | Мотивирует учеников на изучение нового материала: Семь металлов создал свет По числу семи планет: медь, железо, серебро… Дал нам Космос на добро. Злато, олово, свинец… Сын мой, сера – их отец. А еще ты должен знать Всем им ртуть – родная мать. - ребята, о чем идет речь в данном стихотворении? - а что вы знаете о металлах? - посмотрите на представленные элементы и скажите к какой группе простых веществ они относятся? -все ли здесь металлы? - а зачем нам необходимы знания о неметаллах? - а знаете ли вы, что Их роль огромна. Прежде всего, без неметаллов, таких как углерод, водород, азот, кислород, не было бы человека (да и других живых организмов), поскольку эти элементы образуют аминокислоты, из которых затем образуются белки.. Фтор - норм развитие скелета и зубов. Бром-регулирует процессы возбуждения и торможения. Недостаток фосфора-хроническая усталость, снижение внимания, памяти, мышечные спазмы. Недостаток селена-снижение иммунитета, частые простудные заболевания. | О металлах Металлы – это простые вещества, которые проявляют тенденцию к отдаче электронов с внешнего энергетического уровня, т.к. электронов они содержат на внешнем уровне от 1 до 3. Нет, сера – это неметалл | |
Этап актуализации и пробного учебного действия | Создать условия, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения. | У металлов на внешнем энергетическом уровне ……….электрона. 2. У всех металлов имеется ………………………….блеск. 3. Все металлы по агрегатному состоянию……………….., за исключением………… 4. Все металлы……………………………цвета, за исключением металлов ……………... 5. Все металлы проводят………………………………. 6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них………………связи. 7. Определите тип химической связи: Н2, Na, KCl, HCl Составьте рассказ из этих слов. Поставьте на против каждого утверждения плюс или минус. 1. Неметаллов в ПСХЭ больше, чем металлов. (нет) 2. Неметаллы проводят тепло и электрический ток. (нет) 3. Белый фосфор ядовит. (да) 4. Кислород образует 2 газа: О2 и О3. (да) 5. Инертные газы в реакции не вступают. (да) 6. «Оловянная чума» - заболевание. (нет) 7. Для живых организмов особое значение имеет кислород. (да) 8. При обычных условиях фтор, хлор и бром – газы. (нет) | Рассказывают рассказы Работают с утверждениями | |
Этап выявления места и причины затруднений | дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания. | - что у вас вызвало затруднение при выполнении заданий? - почему? - каких знаний и умений вам не хватает? | Высказывают о своих затруднениях в выполнении заданий, говорят каких умений и навыков им не хватает | |
Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации | формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. | - итак вам необходимо сформулировать тему и цель урока, а также предложить способ разрешения проблемы, выбрать метод и средства её разрешения | Формулируют тему урока и цель, предлагают способы, методы и средства для разрешения своей проблемы | |
Реализация построенного проекта | ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике | - для достижения любой цели необходимо наметить план действий, что я вам и предлагаю сделать. 1. определение неметаллов 2. положение в ПСХЭ (сравнить с положением металлов) 3. узнать о благородных газах 4.особенности строения атомов неметаллов (сравнить со строением атомов металлов) 5.физические свойства неметаллов (сравнить со свойствами металлов) Неметаллы – это химические элементы, которые образуют в свободном виде простые вещества, не обладающие физическими свойствами металлов Если мысленно провести диагональ от бора к астату, то верхний треугольник ПСХЭ – неметаллы; нижний треугольник и побочные подгруппы верхнего занимают металлы. Прочитайте на стр.____ какие элементы называются благородными газами и почему они получили такое название. На внешнем энергетическом уровне имеют от 5 до 7 электронов, проявляют тенденцию к принятию электронов для завершения энергетического уровня, в отличие от металлов, у которых на внешнем уровне от 1 до 3 электронов, и они проявляют тенденцию к отдаче электронов. Заполнить сравнительную таблицу «простые вещества» Дайте определение аллотропии, приведите примеры Опыт «Получение кислорода» | Предлагают план для достижения цели и реализовывают Дают определение неметаллам Дают характеристику неметаллам согласно их положения в ПСХЭ Читают и озвучивают информацию о благородных металлах Дают характеристику строению атома в сравнении с атомами металлов Заполняют таблицу и сравнивают физические свойства металлов с неметаллами, сверяют по образцу Озвучивают определение, приводят примеры | |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | | Лови ошибку Неметаллы – это элементы, которые образуют в свободном виде сложные вещества. Данная группа элементов находится в правой нижней части ПСХЭ. Благородные газы на внешнем энергетическом уровне имеют 6 электронов и образуют сложные вещества. На внешнем энергетическом уровне у элементов – неметаллов от 2 до 4 электронов и они проявляют тенденцию к отдаче электронов. Неметаллические свойства в группах увеличиваются сверху вниз и уменьшаются в периодах. Неметаллы имеют металлический блеск, среди них не бывает газов и жидкостей. | Изучают текст и проговаривают во внешней речи ошибки допущенные в тексте. | |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | | Выпишите номер правильного ответа. Расположение элементов-неметаллов в периодической системе по отношению к диагонали бор – астат: 1) под диагональю; 3) на диагонали; 2) над диагональю. 2. Особенности строения атомов металлов: 1) большое число электронов на внешнем уровне и большой радиус атома; 2) большое число электронов на внешнем уровне и небольшой радиус атома; 3) малое число электронов на внешнем уровне и большой радиус атома; 4) малое число электронов на внешнем уровне и небольшой радиус атома. 3. Агрегатное состояние металлов при комнатной температуре: 1) твердое; 2) твердое, жидкое; 3) Твердое, жидкое, газообразное. 4. Окраска простых веществ – неметаллов: 1) однообразная; 2) разнообразная. | Решают тест с взаимной проверкой по эталону | |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | соотнести цели, которые ученики ставили на уроке и результаты своей деятельности. | Проанализировать утверждение данные в таблице в начале урока, поставить знак «+» или «-» в графу после, озвучить что изменилось. Раздаю рефлексивные листы и предлагаю заполнить или предлагаю соотнести цели и результаты деятельности учеников в устной форме опираясь на слова – помощники на слайде. Дом задание | Анализируют таблицу, заполняют рефлексивные листы или высказывают в устной форме Записывают домашнее задание | |
•образовательные: совершенствовать знания о химических элементах на примере неметаллов, отличительных признаках с металлами; познакомить с физическими свойствами простых веществ-неметаллов, с явлением аллотропии; показать относительность деления на металлы и неметаллы.
• развивающие: развивать логическое мышление через сравнение простых веществ металлов и неметаллов; работать с презентацией и учебником, как источниками информации; развивать познавательную самостоятельность учащихся; совершенствовать умения развивать критическое мышление обучающихся;
• воспитательные: формировать способность к самооценке результатов деятельности; воспитывать коммуникативные навыки.
• компьютер, мультимедиа, презентация «Простые вещества –неметаллы» в программе Power Point;
•образцы веществ-неметаллов для демонстрации: сера, йод, красный фосфор, уголь, ряд электроотрицательности, ПСХЭ;
Поставьте на против каждого утверждения плюс или минус.
2) над диагональю.
4) малое число электронов на внешнем уровне и небольшой радиус атома.
3) Твердое, жидкое, газообразное.
1) однообразная; 2) разнообразная.