СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Простые вещества - неметаллы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технолонгическая карта ФГОС. Тип урока: открытие новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Простые вещества - неметаллы»

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин».

Мотивирует учеников на изучение нового материала:

Семь металлов создал свет

По числу семи планет: медь, железо, серебро…
Дал нам Космос на добро.
Злато, олово, свинец…
Сын мой, сера – их отец.
А еще ты должен знать
Всем им ртуть – родная мать.

- ребята, о чем идет речь в данном стихотворении?

- а что вы знаете о металлах?


- посмотрите на представленные элементы и скажите к какой группе простых веществ они относятся?

-все ли здесь металлы?


- а зачем нам необходимы знания о неметаллах?

- а знаете ли вы, что

Их роль огромна. Прежде всего, без неметаллов, таких как углерод, водород, азот, кислород, не было бы человека (да и других живых организмов), поскольку эти элементы образуют аминокислоты, из которых затем образуются белки..

Фтор - норм развитие скелета и зубов. Бром-регулирует процессы возбуждения и торможения.
Недостаток фосфора-хроническая усталость, снижение внимания, памяти, мышечные спазмы.
Недостаток селена-снижение иммунитета, частые простудные заболевания.





О металлах

Металлы – это простые вещества, которые проявляют тенденцию к отдаче электронов с внешнего энергетического уровня, т.к. электронов они содержат на внешнем уровне от 1 до 3.


Нет, сера – это неметалл





























Этап актуализации и пробного учебного действия

Создать условия, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.

У металлов на внешнем энергетическом уровне ……….электрона.

2. У всех металлов имеется ………………………….блеск.

3. Все металлы по агрегатному состоянию……………….., за исключением…………

4. Все металлы……………………………цвета, за исключением металлов ……………...

5. Все металлы проводят……………………………….

6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них………………связи.

7. Определите тип химической связи: Н2, Na, KCl, HCl

Составьте рассказ из этих слов.

Поставьте на против каждого утверждения плюс или минус.

1. Неметаллов в ПСХЭ больше, чем металлов. (нет)

2. Неметаллы проводят тепло и электрический ток. (нет)

3. Белый фосфор ядовит. (да)

4. Кислород образует 2 газа: О2 и О3. (да)

5. Инертные газы в реакции не вступают. (да)

6. «Оловянная чума» - заболевание. (нет)

7. Для живых организмов особое значение имеет кислород. (да)

8. При обычных условиях фтор, хлор и бром – газы. (нет)

Рассказывают рассказы
























Работают с утверждениями


Этап выявления места и причины затруднений

дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

- что у вас вызвало затруднение при выполнении заданий?

- почему?

- каких знаний и умений вам не хватает?

Высказывают о своих затруднениях в выполнении заданий, говорят каких умений и навыков им не хватает


Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

- итак вам необходимо сформулировать тему и цель урока, а также предложить способ разрешения проблемы, выбрать метод и средства её разрешения

Формулируют тему урока и цель, предлагают способы, методы и средства для разрешения своей проблемы


Реализация построенного проекта

ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике

- для достижения любой цели необходимо наметить план действий, что я вам и предлагаю сделать.

1. определение неметаллов

2. положение в ПСХЭ (сравнить с положением металлов)

3. узнать о благородных газах

4.особенности строения атомов неметаллов (сравнить со строением атомов металлов)

5.физические свойства неметаллов (сравнить со свойствами металлов)


  1. Неметаллы – это химические элементы, которые образуют в свободном виде простые вещества, не обладающие физическими свойствами металлов

  2. Если мысленно провести диагональ от бора к астату, то верхний треугольник ПСХЭ – неметаллы; нижний треугольник и побочные подгруппы верхнего занимают металлы.

  3. Прочитайте на стр.____ какие элементы называются благородными газами и почему они получили такое название.

  4. На внешнем энергетическом уровне имеют от 5 до 7 электронов, проявляют тенденцию к принятию электронов для завершения энергетического уровня, в отличие от металлов, у которых на внешнем уровне от 1 до 3 электронов, и они проявляют тенденцию к отдаче электронов.

  5. Заполнить сравнительную таблицу «простые вещества»





  1. Дайте определение аллотропии, приведите примеры

Опыт «Получение кислорода»

Предлагают план для достижения цели и реализовывают











Дают определение неметаллам





Дают характеристику неметаллам согласно их положения в ПСХЭ




Читают и озвучивают информацию о благородных металлах



Дают характеристику строению атома в сравнении с атомами металлов





Заполняют таблицу и сравнивают физические свойства металлов с неметаллами, сверяют по образцу

Озвучивают определение, приводят примеры


Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


Лови ошибку

Неметаллы – это элементы, которые образуют в свободном виде сложные вещества. Данная группа элементов находится в правой нижней части ПСХЭ. Благородные газы на внешнем энергетическом уровне имеют 6 электронов и образуют сложные вещества. На внешнем энергетическом уровне у элементов – неметаллов от 2 до 4 электронов и они проявляют тенденцию к отдаче электронов. Неметаллические свойства в группах увеличиваются сверху вниз и уменьшаются в периодах. Неметаллы имеют металлический блеск, среди них не бывает газов и жидкостей.


Изучают текст и проговаривают во внешней речи ошибки допущенные в тексте.


Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону


Выпишите номер правильного ответа.

  1. Расположение элементов-неметаллов в периодической системе по отношению к диагонали бор – астат:

1) под диагональю; 3) на диагонали;

2) над диагональю.

2. Особенности строения атомов металлов:

1) большое число электронов на внешнем уровне и большой радиус атома;

2) большое число электронов на внешнем уровне и небольшой радиус атома;

3) малое число электронов на внешнем уровне и большой радиус атома;

4) малое число электронов на внешнем уровне и небольшой радиус атома.

3. Агрегатное состояние металлов при комнатной температуре:

1) твердое;

2) твердое, жидкое;

3) Твердое, жидкое, газообразное.

4. Окраска простых веществ – неметаллов:

1) однообразная; 2) разнообразная.


Решают тест с взаимной проверкой по эталону


Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

соотнести цели, которые ученики ставили на уроке и результаты своей деятельности.

Проанализировать утверждение данные в таблице в начале урока, поставить знак «+» или «-» в графу после, озвучить что изменилось.

Раздаю рефлексивные листы и предлагаю заполнить или предлагаю соотнести цели и результаты деятельности учеников в устной форме опираясь на слова – помощники на слайде.

Дом задание

Анализируют таблицу, заполняют рефлексивные листы или высказывают в устной форме





Записывают домашнее задание




УРОК ПО ТЕМЕ

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА- НЕМЕТАЛЛЫ

Тема: Простые вещества- неметаллы.

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся понятий, позволяющих выявить различия между простыми веществами-неметаллами и простыми веществами-металлами.

Задачи:

•образовательные: совершенствовать знания о химических элементах на примере неметаллов, отличительных признаках с металлами; познакомить с физическими свойствами простых веществ-неметаллов, с явлением аллотропии; показать относительность деления на металлы и неметаллы.

• развивающие: развивать логическое мышление через сравнение простых веществ металлов и неметаллов; работать с презентацией и учебником, как источниками информации; развивать познавательную самостоятельность учащихся; совершенствовать умения развивать критическое мышление обучающихся;

• воспитательные: формировать способность к самооценке результатов деятельности; воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование и материалы:

• компьютер, мультимедиа, презентация «Простые вещества –неметаллы» в программе Power Point;

•образцы веществ-неметаллов для демонстрации: сера, йод, красный фосфор, уголь, ряд электроотрицательности, ПСХЭ;

Тип урока: урок открытия новых знаний



Поставьте на против каждого утверждения плюс или минус.

До урока


После урока


1. Неметаллов в ПСХЭ больше, чем металлов.



2. Неметаллы проводят тепло и электрический ток.



3. Белый фосфор ядовит.



4. Кислород образует 2 газа: О2 и О3.



5. Инертные газы в реакции не вступают.



6. «Оловянная чума» - заболевание.



7. Для живых организмов особое значение имеет кислород.





Определите номер правильного ответа.

  1. Расположение элементов-неметаллов в периодической системе по отношению к диагонали бор – астат:

1) под диагональю; 3) на диагонали;

2) над диагональю.

2. Особенности строения атомов металлов:

1) большое число электронов на внешнем уровне и большой радиус атома;

2) большое число электронов на внешнем уровне и небольшой радиус атома;

3) малое число электронов на внешнем уровне и большой радиус атома;

4) малое число электронов на внешнем уровне и небольшой радиус атома.

3. Агрегатное состояние металлов при комнатной температуре:

1) твердое;

2) твердое, жидкое;

3) Твердое, жидкое, газообразное.

4. Окраска простых веществ – неметаллов:

1) однообразная; 2) разнообразная.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!