СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность - универсальное средство развития ребенка и педагога

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность- один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам. Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития ребенка и педагога. Ее можно использовать в педагогических целях при работе детьми любого возраста, в частности младшего (что становится возможным за счет проектной сущности игровой деятельности).  Для педагога проектная деятельность может стать эффективным средством профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей действительности и себя. При этом на каждом из возрастных этапов проектирование обнаруживает разный педагогический потенциал, обусловливая развитие многообразных сторон и творческих проявлений личности.Таким образом, возникло понятие технологии педагогического проектирования - это стимулирование педагогов увидеть проблему и найти свой путь ее решения. Имея высокую культуру педагогического проектирования, педагог ориентируется на инновационные действия, избегает шаблонов в рассуждениях и выборе педагогических средств.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность - универсальное средство развития ребенка и педагога»







Проектная деятельность - универсальное средство развития ребенка и педагога.




















Проектная деятельность- один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам. Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития ребенка и педагога. Ее можно использовать в педагогических целях при работе детьми любого возраста, в частности младшего (что становится возможным за счет проектной сущности игровой деятельности). Для педагога проектная деятельность может стать эффективным средством профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей действительности и себя. При этом на каждом из возрастных этапов проектирование обнаруживает разный педагогический потенциал, обусловливая развитие многообразных сторон и творческих проявлений личности.Таким образом, возникло понятие технологии педагогического проектирования - это стимулирование педагогов увидеть проблему и найти свой путь ее решения. Имея высокую культуру педагогического проектирования, педагог ориентируется на инновационные действия, избегает шаблонов в рассуждениях и выборе педагогических средств.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом. Законом определяются уровни общего образования, в частности дошкольного и начального общего образования.

Особое внимание уделено инновационной деятельности в сфере образования, разработаны стандарты для педагогов, где важное место занимает педагогическое проектирование. В новых федеральных государственных стандартах для дошкольников проектная деятельность выделена как отдельная образовательная область.

Тема педагогическое проектирования как способа мотивации инновационной деятельности педагогов очень актуальна, поскольку, участие педагога в проектной деятельности мотивирует его на работу в инновационном режиме, инициирует нестандартные решения и практикоориентирована, что способствует повышению профессиональной компетенции, саморазвитию и повышению квалификации педагога.

Педагогическое проектирование можно рассматривать как структурные и процессуаль­ныехарактеристики деятельности, направлен­ной на разрешение различных проблем в педа­гогическом процессе. Объектом педагогического проектирова­ния являются образовательные системы различ­ного уровня и характера или их структурные компоненты, которые также исследуются во
взаимосвязи с системой в целом. Педагогическое проектирование -продук­тивная деятельность, продуктом которой явля­ются проект и программа его реализации в практику образования, а также результаты об­разования, которые имеют место при реализа­ции проекта.

В результате проектной деятельности рождается проект. В стратегическом смысле он может быть определен как пошаговое осуществление образа будущего.В последние годы работники сферы образования активно участвуют в проектах, т.к. сегодня именно проектная деятельность стала реальной формой получения финансовой поддержки в инновационных начинаниях. Овладение проектировочными умениями помогает подняться на новую ступень профессионального мастерства, становится способом активизации и реализацией возможностей в педагогической действительности, особой формой установления и развития творческих отношений с коллегами. Проектная деятельность содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста. Ее развивающая функция основана:

      • на продуктивности воображения;

      • силе и свободе творчества;

      • логичности, последовательности совместной с детьми креативной деятельности;

      • стимулу к развитию социальной активности;

      • эмоциональном окрашивании жизни и педагогического процесса, связанном с ощущением способности к преобразованию действительности;

Элементы проектной деятельности:

·Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия

· Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

· Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

· Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

· Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

· Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов

Цель проектной деятельности- понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенкаОсновной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей и мотивацией инновационной деятельности педагогов.

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (ребенок должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Формировать позитивное отношение к работе (ребенок должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

План работы воспитателя по подготовке проекта

Проектная деятельностьсодержит:

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями);

- поиск и обработка информации, материала;

- включение в проект игр и других видов детской деятельности;

- домашние задания для самостоятельного выполнения;

- презентация проекта, открытое занятие;

- оценка полученных результатов и выводов.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

  • в каких источниках можно найти информацию;

  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются: по составу участников;по целевой установке;по тематике;по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

  2. ролево-игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

  3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

  4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Мама, папа, я – здоровая семья» и др.

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческойличности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

  2. развитие познавательных способностей;

  3. развитие творческого воображения;

  4. развитие творческого мышления;

  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку и педагогу возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Таким образом, проектная деятельность обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, что способствует развитию инновационной деятельности педагога, который решает типовые, стандартные и творческие задачи, совершенствуя и повышая свой профессиональный уровень, педагогическое мастерство.  Проявление творческого подхода педагога к профессиональной деятельности, с учетом современных требований и нововведений - это тоже инновация. Педагог должен осваивать новые для него технологии: работа с компьютером, мультимедийными средствами, интерактивными досками, подбор материала, практическое освоение – все это способствует повышению уровня развития педагога, мотивирует его к дальнейшему профессиональному росту, инновационной деятельности. Индивидуально-творческий подход в инновационной деятельности педагога предполагает осознание себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки. Потребность в совершенствовании является основным мотивом и стержневым качеством педагога-новатора.
   Инновационная деятельность строится под влиянием доминирующих мотивов. Это могут быть: 1)внешние стимулы (материальное вознаграждение, присвоение более высокого разряда, по служебной необходимости и др.); 2)мотивы внешнего самоутверждения педагога или мотивы престижа и др.; 3)профессиональный мотив (желание учить и воспитывать, направленность инновации на обучающихся и др.); 4)мотивы личностной самореализации. Степень сформированности инновационной деятельности у педагога - педагог осознает необходимость самосовершенствования,целеустремленность, осознание путей и способов внедрения новшеств, педагог открыт новому, ищет и внедряет инновационные способы педагогических решений (примером которым и является педагогическое проектирование),
креативный уровень педагога отличается высокой степенью результативности инновационной деятельности, высокой чувствительностью к проблемам современной педагогики, творческой активностью. Педагог целенаправленно ищет новую информацию, осваивает компьютерное сопровождение мероприятий, презентации, информатизационные технологии, охотно делится педагогическим опытом, участвует в создании и реализации творческих проектов и педагогическом проектировании, все это мотивируетегоинновационную деятельность.



Примерная схема осуществления проекта

«Мама, папа, я - спортивная семья»

(старший и подготовительный возраст)

Этапы

программы

Виды деятельности

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Спортивный мир

Виды спорта, их классификация
Географические представления. Работа с картинками о видах спорта, спортивной одежде, ее соответствии разным видам спорта. План спортивной площадки возле дома.

Сезоны года

По сезонам года - рисунки, аппликации, коллажи «Виды спорта, которыми занимается наша семья».
Составление семейных альбомов «спортивная жизнь нашей семьи», «Виды спорта, которые мы будем осваивать».

Конструирование

«Спортивный комплекс», «Стадион», «Спортивная площадка». Спортивные снаряжения и атрибутика, в том числе, в семье.

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Я - спортсмен», «Угадайте виды спорта по спортивному инвентарю»; «Спортивный инвентарь», «Спортивный магазин» и т.д.
Игры: «Спортивная ходьба», «Мы – надежда олимпиады», «Как закаляться», «Делаешь зарядку-здоровье в порядке» и пр.

Социальное развитие

Тематические занятия по открытию Олимпиады – 2014 в Сочи.
Права и обязанности спортсменов, кто отвечает за спорт в семье.
Оформление газеты: виды спорта в нашей семье в разные сезоны года, с рисунками, сопровождающими текстами.

Речь и речевое общение

Рассказы детей по темам: «Наши любимые виды спорта», «Выходной день в моей семье», «Спортивные достижения нашей семьи», «Летние виды спорта в нашей семье», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений».

Словотворчество. Создание альбомов «Моя спортивная семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).
Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных.

Здоровье и физическое развитие

Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.
Совместные туристические походы «В бассейн идём вместе».
Межсемейные соревнования «Веселые старты».
Выступление приглашенного спортсмена с рассказом о пользе зарядки, здорового образа жизни, спорта и мире спорта.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Художественная литература

Пословицы и поговорки о спорте.
Чтение сказок Евгения Пермяка «Памятные узелки», стихов С. Маршака, А. Барто и проч. стихи о детях и спорте, Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей».

Дома выучить любое понравившееся стихотворение о спорте или семье.

Декоративно-прикладное искусство и дизайн

Рисование «Виды спорта в рисунках», «Семейные виды спорта», «Мы на отдыхе», «Моя семья», «Моя комната», «Любимый вид спорта мой, папы и мамы».
Выпуск семейных газет.
Составление коллажей, аппликаций, посвящённых спорту из природного материала (с участием родителей)
Выставки «Мама, папа, я - спортивная семья».

Культурно-развлекательная

Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских спортивных развлечений, пантомимы, декламация стихов. Совместное посещение семьями спортивных соревнований.





























Литература

  1. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. А.И.Щербакова. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учеб.пособие для инженерно-педагогических ин-тов и индустриально-педагогических техникумов / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Изд-во “ Деловая книга”, 2010.
  3. Кузьмина Н.В. Стратегия развития системы акмеологических наук / Проблемы развития системы акмеологических наук, СПб., 2001.
  4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. — М.: Высш. шк., 1990.
  5. Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты,СПБ,1999.
  6.Психология. Словарь / Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.

  7. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л.С.Подымова. - М.: ИЧП “Изд-во Магистр”, 2010.
   8. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии / В.Г. Крысько. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

9. Педагогическая энциклопедия, - М.: Просвещение, 2005.

10. Поздняк Л.В., Н.Н. Лященко, «Управление дошкольным образованием»,М.: ACADEMIA, 1999.

Интернет ресурсы

Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!