СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность. Структура и содержание.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

теория проектной деятельности. ее составляющие компоненты. советы по составлению собственной проектной деятельности. презентация создана и продемонстрирована на метод.обединении педагогов-психологов Майкопского района

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность. Структура и содержание.»

Проектная деятельность: структура и содержание. Подготовила: Решетняк И.В., педагог-психолог МБДОУ №49  Майкоп - 2016

Проектная деятельность: структура и содержание.

Подготовила: Решетняк И.В., педагог-психолог МБДОУ №49 Майкоп - 2016

  • Ме́тод прое́ктов  — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф.  Е. С.  Полат ); это совокупность приёмов, действий исследователя в его определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения  проблемы , лично значимой и оформленной в виде некоего конечного продукта.
  • Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении исследователям возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Педагогу в рамках  проекта  отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
  •   Воснове метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие  критического  и творческого мышления.
  • Под  проектом  также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
  • Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
  • Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.
Для чего необходим проект педагогу? Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания заинтересовать детей, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. В то же время, создание проекта позволяет педагогу узнать что-либо новое о выбранной теме проекта, помочь ему заниматься самообразованием и следить за тенденциями современного образования в конкретной  области знаний.

Для чего необходим проект педагогу?

  • Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания заинтересовать детей, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
  • В то же время, создание проекта позволяет педагогу узнать что-либо новое о выбранной теме проекта, помочь ему заниматься самообразованием и

следить за тенденциями современного

образования в конкретной

области знаний.

Как и в любой деятельности, работа над проектом проходит в несколько этапов: С чего начать работу над проектом? Выбор темы Реализация проекта Презентация  Рефлексия

Как и в любой деятельности, работа над проектом проходит в несколько этапов:

С чего начать работу над проектом?

Выбор темы

Реализация проекта

Презентация

Рефлексия

Выбор темы Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?. Сбор информации и планирование педагогическо-образовательной работы в рамках проекта позволяет узнать состояние уровня знаний о данном вопросе и в конкретном учреждении, и в целом в образовательной деятельности. Задача педагога создать условия для реализации собственной познавательной деятельности.

Выбор темы

  • Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?. Сбор информации и планирование педагогическо-образовательной работы в рамках проекта позволяет узнать состояние уровня знаний о данном вопросе и в конкретном учреждении, и в целом в образовательной деятельности. Задача педагога создать условия для реализации собственной познавательной деятельности.
Реализация проекта Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Реализация проекта

  • Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.
Презентация Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для будущей работы в образовательном процессе. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал, находятся пути применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача исследователя создать условия для того, чтобы была возможность поделиться полученным опытом и возможными практическими результатами освоенной темы проекта.

Презентация

  • Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для будущей работы в образовательном процессе. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал, находятся пути применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача исследователя создать условия для того, чтобы была возможность поделиться полученным опытом и возможными практическими результатами освоенной темы проекта.
Рефлексия Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта. Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Рефлексия

  • Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
  • Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.
Составляющие проектной деятельности: •  актуальность (почему именно эта тема вам необходима?) •  цель (конечный результат) •  задачи (вопросы, на которые необходимо ответить в ходе работы) •  план работы ( порядок действий) •  теоретическая база (сбор информации) •  описание практической деятельности (приемы, методы, диагностики, используемые в работе) •  презентация проекта •   итоги (выступление на педсовете, обобщение опыта работы).

Составляющие проектной деятельности:

  • • актуальность (почему именно эта тема вам необходима?)
  • • цель (конечный результат)
  • • задачи (вопросы, на которые необходимо ответить в ходе работы)
  • • план работы ( порядок действий)
  • • теоретическая база (сбор информации)
  • • описание практической деятельности (приемы, методы, диагностики, используемые в работе)
  • • презентация проекта
  • • итоги (выступление на педсовете, обобщение опыта работы).

Советы педагогу по работе над проектом :

  • Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
  • Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  • Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
  • Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  • При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  • Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  • Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  • Заключительный этап проекта  тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
Литература: Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера.2010 г. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением” №4. 2004 г. http:// nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/06/proektnaya-deyatelnost-pedagoga-v-dou-v-sootvetstvii-s-fgos-do https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_% D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2
  • Литература:
  • Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера.2010 г.
  • Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
  • Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением” №4. 2004 г.
  • http:// nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/06/proektnaya-deyatelnost-pedagoga-v-dou-v-sootvetstvii-s-fgos-do
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_% D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2
Благодарю за внимание!

Благодарю

за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!