МАДОУ «ЦРР-Д/С №87» г. Сыктывкара
Проект по театральной деятельности в старшей группе
« Театр и мы»
Воспитатель:
Михайлова М.А.
Сыктывкар,2016
АКТУАЛЬНОСТЬ
Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10−15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают.
Всё чаще дети проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы, как правило, ограничены, а игры отличаются однообразностью. Многие дошкольники увлечены компьютерами, и взрослые, зачастую идут на поводу у детей, приобретая компьютерные игры-войны с монстрами, вампирами, не задумываясь о том, какой вред это наносит личностному развитию ребёнка.
Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Мы провели анкетирование родителей, которое показало, что: · у 64% дошкольников к 5-6 годам отсутствуют интерес к театральному искусству и деятельности. Поскольку театр отражает явления окружающей действительности, то отсутствие знаний по такой интересной и захватывающей деятельности вызвало потребность - по подробней поработать как с детьми, так и с их родителями. Итак, мы решили узнать о театре все что можно.
Цель: Формировать развитие творческих способностей посредством театральной деятельности, развитие у детей артистических способностей.
Задачи:
Пробуждать интерес к театру у детей и родителей;
Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения) через проигрывание сказок;
Развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас, формировать правильное звукопроизношение;
Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми и в группе;
Привлечь родителей к созданию совместной деятельности;
Развивать эмоциональную сферу ребенка через театрализованную деятельность ( игры, этюды);
Провести заключительные мероприятия (картотека театрализованных игр, постановка сказки, создание альбома);
Тип: Творческий, среднесрочный.
Участники: Воспитатели старшей группы, дети, родители, музыкальный руководитель.
Ожидаемый результат:
Родители и дети знакомятся с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания. Возрастает желание посещать театры вместе с детьми. Укрепляются связи между родителями и воспитателями. Развиваются артистические способности детей.
Этапы реализации:
- Сбор литературы
- Беседы с детьми
- Консультации с родителями
- Составление плана работы
- Изготовление атрибутов
- Разработка рекомендаций для родителей
- Подбор наглядной информации и папки –передвижки
Воспитатели:
-Беседа: «Что такое театр?»
- Просмотр слайдов с разными видами театра: оперный, балетный, драматический, кукольный
-Изготовление театральных билетов
- Просмотр детских выездных спектаклей в ДОУ
- Оформление стенда рекомендации для родителей: «Театр в жизни ребенка»; «Играйте вместе с детьми»; «Роль художественной литературы в развитии речи детей»
- Сюжетно-ролевые игры с детьми «Театр», «Семья»
- Пальчиковый театр
- Подвижные игры с героями
- Чтение русских народных сказок
- Игры на развитие мимики
- Театр Би-Ба-Бо: «Колобок», «Три поросенка», «Теремок»
- Просмотр слайдов об истории театра и театрального костюма
- Репетиции утренников
- Инсценирование сказок
- Разучивание стихотворений
- Оформление альбома «Театр и мы»
- Дыхательная гимнастика
- Артикуляционная гимнастика
- Пальчиковая гимнастика
- Упражнения на развитие мелкой моторики(с пластилином, с кольцами, с салфетками, с карандашами)
- показ театрализованных представлений
- Изготовление различных типов кукольного театра
Родители:
- Посещение театра с ребенком
- Подготовка к показу сказки для детей (выбор произведения и сценария, разучивание сценария, репетиции)
- Изготовление атрибутов
- Показ сказки детей старшего возраста «Лисичка-сестричка и серый волк» младшим дошкольникам
-Участие детей в фестивале «Сказочный сундучок»
- Создание альбома
Приложение
Анкета для родителей
1.Сколько лет вашему ребенку?
2. В течение какого периода он посещает дошкольное учреждение?
3.В каких формах у ребенка проявляется творчество?
4.Делится ли он своими впечатлениями о театрализованных представлениях, занятиях, праздниках, проводимых в детском саду?
5.Вызывают ли эмоциональный отклик у него кукольные спектакли?
6.Есть ли в доме детские кассеты, диски с записями сказок?
7.Устраиваете ли вы дома театрализованные представления?
8.Были ли вы со своим ребенком в театре?
9.Ваши пожелание и предложения по театрализованной деятельности в нашем саду.
Большое спасибо!
После проведения анкеты мы поставили задачи:
Пробуждать интерес к театру у детей и родителей;
Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения) через проигрывание сказок;
Развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас, формировать правильное звукопроизношение;
Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми и в группе;
Привлечь родителей к созданию совместной деятельности;
Развивать эмоциональную сферу ребенка через театрализованную деятельность ( игры, этюды);
Провести заключительные мероприятия (картотека театрализованных игр, постановка сказки, создание альбома);
Месяц/ показатель | январь | февраль | март | апрель | май |
Дети | Беседа с детьми о настроении, правилах поведения, их соблюдении. Просмотр презентаций «Театр», « Профессии в театре» | Чтение худ. произведений, словесные игры, просмотр слайдов об истории театра и театрального костюма. | Чтение худ. произведений Подготовка к участию детей в фестивале «Сказочный сундучок» | Участие детей в фестивале «Сказочный сундучок» | Показ сказки детей старшего возраста «Лисичка-сестричка и серый волк» младшим дошкольникам |
Родители | Консультация для родителей «Театр дома» | Привлечение родителей к изготовлению атрибутов. | Посещение драмтеатра | Подготовка к показу сказки для детей | |
Педагоги | Разработка рекомендаций для родителей, подбор наглядной информации и папки –передвижки | Подбор картотеки театрализован ных игр. | Посещение драмтеатра | Выставка книг «В гостях у сказки» | |
Оснащение педагогического процесса | Подбор презентаций для обогащения сюжетов и игровых действий. | Изготовление и приобретение дидактического материала к театрализованным играм. | | Оформление альбома « Театр» | |
Артикуляционная гимнастика
"Окошко"
широко открыть рот — "жарко"
закрыть рот — "холодно"
"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
"Месим тесто"
улыбнуться
пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
"Чашечка"
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)
"Дудочка"
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
"Заборчик"
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
"Маляр"
губы в улыбке
приоткрыть рот
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо
"Грибочек"
улыбнуться
поцокать языком, будто едешь на лошадке
прикососать широкий язык к нёбу
"Киска"
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы
"Поймаем мышку"
губы в улыбке
приоткрыть рот
произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)
"Лошадка"
вытянуть губы
приоткрыть рот
процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)
"Пароход гудит"
губы в улыбке
открыть рот
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."
"Слоник пьёт"
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
"набирать водичку", слегка при этом причмокивая
"Индюки болтают"
языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."
"Орешки"
рот закрыт
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
на щеках образуются твердые шарики - "орешки"
"Качели"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхние зубы
кончик языка за нижние зубы
"Часики"
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
"Блинчик"
улыбнуться
приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу
"Вкусное варенье"
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
"Шарик"
надуть щёки
сдуть щёки
"Гармошка"
улыбнуться
сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу)
не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
"Барабанщик"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."
"Парашютик"
на кончик носа положить ватку
широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
"Загнать мяч в ворота"
"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота) дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)
Необходимо проводить артикуляционную гимнастику в игровой форме.
Дыхательные упражнения.
Упражнение 1.
«Хомячок». Ребенок изображает хомячка - надувает щеки и так проходит несколько шагов. Затем оборачивается, хлопает себя по щекам, выпуская воздух.
Упражнение 2.
«Роза и одуванчик». Ребенок стоит прямо. Глубокий вдох носом – «нюхает розу», выдох – максимально выпуская воздух, «дует на одуванчик».
Упражнение 3.
«Ворона». Малыш стоит, опустив руки и слегка расставив ноги. Вдох – руки широко разводятся в стороны (крылья), выдох – медленно опускаются руки, ребенок произносит: «Каррррр».
Упражнение 4.
«Курочка». Ребенок садится на стул, опустив руки. Быстрый вдох – руки поднимаются ладонями вверх к подмышкам (крылышки). Выдох – руки опускаются, поворачивая ладони вниз.
Упражнение 5.
«Воздушный шарик». Ребенок ложится на спину, руки на животе. На вдохе медленно надувает животик-шарик, на выдохе – животик-шарик медленно сдувает. Упражнение 6. «Волна». Ребенок ложится на спину, руки вдоль тела, ноги вместе. Вдох – руки поднимаются вверх и назад, касаются пола. Выдох – руки возвращаются в начальное положение, при этом ребенок произносит: «Вни-и-и-з».
Упражнение 6.
«Часики». Ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Изображая часы, ребенок размахивает прямыми руками назад и вперед, говоря: «Тик-так». Упражнение 8. «Водолаз». Ребенок должен представить, что он спускается под воду на море. Делается глубокий вдох, дыхание задерживается так долго, насколько это возможно.