СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программы в ДО3

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программы в ДО3»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы г. Белорецк МР Белорецкий район Республики Башкортостан



«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Заведующая методическим отделом Заместитель директора по УВР Директор ЦВР

Калиничева Т.Ю./________/ Волкова В.П. /________/ Кузнецова Т.А./______/

Протокол №_______ «____»____________20_____г Приказ № _______

от «_____»_______20_____г от «_____»_____20___г.





Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа «Экономическая теория и прикладная экономика» социально-

педагогической направленности)


Возраст детей: 16-17 лет

Срок реализации:2 года.




Автор-составитель: Т. Ю. Калиничева






Программа составлена на основе учебного пособия под ред. Велихова Е.П. «Прикладная экономика»; М., Артель-сервис. 2003 год










2016 г.


2

Cодержание :

  1. Пояснительная записка.

  2. Учебно-тематический план занятий (1-й год обучения)

  3. Содержание тем.

  4. Учебно-тематический план (2-й год обучения)

  5. Содержание тем.

  6. Методическое обеспечение программы.

  7. Информационное обеспечение программы.



















3

Пояснительная записка

Данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека и разработан с учетом того, что сегодняшние воспитанники средней школы – это граждане России с рыночной экономической системой, и они должны быть готовы к той роли, которую готовит им будущее. Очевидно, что чем раньше у детей будут сформированы экономические представления и понятия, тем безболезненней будет осуществлен их профессиональный выбор в будущем, а общество получит более грамотных потребителей и производителей.

Данная программа позволит школьникам лучше понять экономические, социальные и производственные проблемы, выявить профессиональные интересы, осознать ценность образования и его необходимость для квалифицированного выполнения любой работы. Знания, полученные на занятиях, сделают легче переход на следующий образовательный уровень и, в конечном итоге, к самостоятельной трудовой деятельности.

Цель обучения: формирование понятийного аппарата, а также навыков

реальной экономической деятельности, состоящих в

умении логически мыслить и анализировать различные

ситуации, учитывая интересы как конкретного окружения,

так и общества в целом.

Задачи:

Обучающие: - овладение знаниями об основных общественно-

экономических понятиях, взаимосвязях и проблемах;

- освоение основных знаний о международном

экономическом сотрудничестве и зависимости экономики

страны от экономических связей с другими странами;

- овладение знаниями основных разделов экономической

теории и умения ими пользоваться при анализе

экономических и общественных проблем

4

Развивающие: - развитие экономического мышления, потребности в

получении экономических знаний;

- развитие навыков использования теоретических знаний в

решении конкретных практических задач;

- развитие исследовательских навыков;

Воспитательные: - воспитание ответственности за экономические решения,

уважения к труду и предпринимательской деятельности;

- воспитание готовности использовать приобретенные

знания для ориентации в выборе профессии и траектории

дальнейшего образования.

Курс основан на применении материалов международных программ экономического образования «Достижения молодых» («Junior achievement”)

Изучение экономики поможет детям ответить на многие вопросы, имеющие отношение к жизни, к окружающим людям, к событиям, происходящим в стране и в мире. По мере знакомства с основными экономическими понятиями и принципами школьники постепенно начинают применять их в реальной жизни и понимать, что экономика – это способ мышления, которому можно научиться. Содержание и способ организации учебных занятий рассчитаны на то, чтобы знакомя ребят с основными экономическими понятиями, предоставлять им возможность пробрести опыт экономического анализа на конкретных примерах и практических заданиях. Экономика не дает готовых ответов, она учит размышлять и сопоставлять различные явления и проблемы, находить закономерности. Изучение экономики помогает школьникам разобраться в том, какие мотивы и стимулы определяют поведение миллионов людей, участвующих в рыночной



5

экономике в качестве потребителей, владельцев бизнеса, менеджеров, наемных работников, инвесторов и государственных служащих, и понять, какие последствия имеют ежеминутно и повсеместно совершаемые ими экономические решения. Формирование нового экономического мышления у школьников имеет огромное значение для будущего России, ее процветания и участия в мировом хозяйстве. Полученные знания помогут ребятам преуспеть в жизни и внести вклад в экономику ХХI века. Содержание программы дает возможность овладеть специальными знаниями и терминологией, т.е может быть отнесена к базовому уровню.

Планирование учебного времени на экономическую подготовку обучающихся рассчитано на 4 часа в неделю, 2 занятия по 2 часа. В год 144 часа на каждую группу. Большое внимание уделяется подготовке и участию в школьных и городских, российских Олимпиадах и чемпионатах по экономике, поэтому программа предполагает индивидуальную работу с одаренными детьми. Содержание программы второго года обучения предусматривает подготовку к единому государственному экзамену по обществознанию в разделе «Экономика». По окончании курса обучающимся выдается сертификат Межрегиональной общественной организации «Достижения молодых – Junior Achievement”.











Учебно-тематический план (I год обучения)

№ п/п

Разделы и темы

количество часов

всего

теория

практика

1.

Экономика, основные понятия.

Проблемы экономического развития.

8

4

4

2.

Рыночная организация. Структура рынка.

8

4

4

3.

Собственность. Виды собственности

4

2

2

4.

Спрос и предложение. Закон спроса и предложения. Рыночная цена.

14

4

10

5.

Эластичность спроса

6

2

4

6.

Издержки производства. Закон убывающей доходности.


14

4

10

7.

Конкуренция. Виды конкуренции.

.

6

3

3

8.


Рынок труда и зарплата

6

4

2

9.

Социальная политика и

занятость


6

4

2

10.

Денежно-кредитная и банковская система

14

6

8

11.

Финансовая система.

Налогообложение

12

6

6

12.

Государственное регулирование экономики

6

4

2

13.

Национальное хозяйство и

мировая экономика

8

4

4

14.

Основы потребительских знаний

14

6

8

15.

Подготовка и участие в конкурсах и олимпиадах


10

4

6

16.

Экскурсии в организации города. Работа по профориентации.

8

-

8


Итого:

144

часа

61 час

83 часа

7

Содержание программы (I год обучения)

  1. Экономика, основные понятия. Проблемы экономического развития (8 часов).

Определение предмета экономической науки. Фундаментальные проблемы экономики: что производить? Как производить? Для кого производить? Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Ресурсы и факторы производства. Кривая производственных возможностей. Экономический кругооборот.

Практическая работа: тесты, решение задач, схема, формулы дохода,

прибыли, построение кривой производственных возможностей.

  1. Рыночная организация. Структура рынка (8 часов).

Экономические системы. Административно-командная и рыночная организация хозяйствования. Ограниченность возможностей рынка и смешанная экономика. Виды рынков.

Практическая работа: решение задач, проблемных ситуаций.


  1. Собственность. Виды собственности (4 часа)

Виды и типы собственности: государственная, частная осязаемая и неосязаемя, движимая и недвижимая. Модели трансформации собственности. Процесс приватизации в России. За что можно лишиться собственности.

Практическая работа: задания на определение формы, типа и вида собственности, прав собственника, проблемные ситуаций.


  1. Спрос и предложение. Закон спроса и предложения.

Рыночная цена (14 часов).

Понятие спроса и предложения. Законы спроса и предложения.

8

Величина спроса и предложения. Сдвиги кривых рыночного спроса и

предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное

равновесие, равновесная цена. Дефицит и избыток.

Практическая работа: работа с графиками спроса и предложения,

проблемные ситуации, анализ изменений в спросе, решение задач.


  1. Эластичность спроса (6 часов)

Ценовая эластичность спроса. Эластичный и неэластичный спрос. Единичная эластичность спроса. Коэффициент эластичности. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса. Практическое значение теории эластичности.

Практическая работа: формула коэффициента эластичности, решение задач, интерпретация эластичности, иллюстрация форм кривой спроса, эластичности спроса и изменений в спросе.

  1. Издержки производства. Закон убывающей предельной производительности (14 часов).

Ресурсы предприятия: материальные и нематериальные. Себестоимость

продукции. Постоянные и переменные издержки. Амортизация,

физический и моральный износ. Явные и скрытые издержки.

Совокупные и средние издержки. Соотношение средних и предельных

издержек. Закон убывающей предельной производительности.

Практическая работа: формулы постоянных, переменных, совокупных и

средних издержек, решение задач.

  1. Конкуренция. Виды конкуренции (6 часов)

Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Фирмы в условиях совершенной конкуренции. Монополия. Ценовая

дискриминация. Антимонопольная политика государства. Олигополия.

9

Олигополистическая взаимозависимость. Рыночное поведение

олигополистов. Отличия монополистической конкуренции от

совершенной конкуренции.

Практическая работа: тесты, проблемные ситуации.

  1. Рынок труда и зарплата (6 часов)

Рынок труда и заработная плата. Основные черты рынка труда. Кривая спроса и предложения на труд. Дифференциация ставок заработной платы. Государственное регулирование минимальной зарплаты. Размер прожиточного минимума. Формы оплаты труда. Организация профсоюзов.

Практическая работа: тест, расчет коэффициента зарплаты, уравнение заработной платы.


  1. Социальная политика и занятость (6 часов)

Определение экономически активного населения, занятости и безработицы. Норма безработицы. Виды безработицы: фрикционная, структурная, циклическая, технологическая безработица. Естественная безработица и полная занятость. Государственное регулирование безработицы. Кривая Лоренца.

Практическая работа: тест, кроссворд, определение вида безработицы, построение кривой Лоренца


  1. Денежно-кредитная и банковская система (14 часов)

Деньги, качества денег: стабильность, портативность, однородность, делимость, узнаваемость. Функции денег: средство обращения, мера

стоимости, средство накопления, мировые деньги. Защита денег от

подделки. Ликвидность денег. Скорость обращения денег. Уравнение

Фишера. Банковская система, функции Центрального и коммерческих

10

банков. Пассивные и активные операции банка. Прибыль банка

Практическая работа: тест, расчет кредитов по формулам, решение

задач.

  1. Финансовая система. Налогообложение (12 часов)

Финансирование правительства. Налоговая и финансовая политика государства. Налоговая система, типы налогов: прогрессивный, пропорциональный и регрессивный. Сфера действия налогов. Функции налогов. Стимулирующая роль налогов и кривая Лаффера. Виды налогов и форм взимания налогов. Налоговые льготы, налоговые вычеты.

Практическая работа: тест, построение кривой Лаффера, определение типа и вида налогов.


  1. Государственное регулирование экономики (6 часов)

Что такое смешанная экономика. Государственный сектор экономики. Частные и общественные блага. Внешние положительные и отрицательные эффекты. Функции государства. Валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт, индекс потребительских цен.

Практическая работа: тест, решение проблемных ситуаций.


  1. Национальное хозяйство и мировая экономика (8 часов)

История мирового рынка. Давид Риккардо – поборник свободы

торговли. Международная торговля. Абсолютные и относительные

преимущества. Торговые барьеры. Валюта. Курс валют.

Практическая работа: Тест, решение задач, упражнение «Подпиши товары, обладающие преимуществом».



11

  1. Основы потребительских знаний (14 часов)

Изучение законов РФ, защищающих бизнес, потребителей., производителей. Источники информации для потребителя. Реклама и ее виды. Товарные знаки и символы на упаковках и этикетках. Пищевые добавки и штрих-коды. Защита прав потребителей.

Практическая работа: Деловые игры, разбор конкретных ситуаций, решение задач, совершение покупок, лабораторная работа.


  1. Подготовка и участие в конкурсах и олимпиадах (10 часов)

Практические задания по пройденным темам, решение задач, тесты, деловые игры, участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.


  1. Экскурсии в организации города. Работа по профориентации.

(8 часов).

Встречи с психологом Центра занятости: беседы и тестирование. Экскурсии в налоговую инспекцию, Сбербанк, РУС.









12

Прогнозируемые результаты I года обучения:

К концу 1-го года обучения школьники должны знать и уметь:

- что такое система общественных отношений, какая роль отводится

экономическим проблемам;

- как действует рынок, какие рынки существуют;

- разновидности форм собственности;

- объяснять права собственности на владение, распоряжение и пользование;

- сущность определений спроса и предложения;

- что такое рыночная цена;

- формулировать закон спроса и предложения;

- объяснять понятие эластичности спроса;

- решать задачи на определение эластичности;

- понимать, как изменение цены влияет на спрос;

- строить графики кривых спроса и предложения;

- определять доход, прибыль и издержки фирм;

- каковы важнейшие составляющие издержек, как меняются переменные и

средние издержки;

- что такое совершенная и несовершенная конкуренция, олигополия,

монополия, их признаки;

- основные направления антимонопольной конкуренции;

- мобильность труда, какие факторы влияют на размер зарплаты;

- какие формы оплаты труда существуют;

- функции денег, формулу Фишера;

- найти отличия настоящих денег от фальшивых;

- понятие ликвидности денежной массы;

- предназначение банков в экономической системе;

- суть операций банков, банковские активы и пассивы;

- решать задачи на расчет кредита;

13

Учебно-тематический план (II год обучения)

№ п/п

Разделы и темы

количество часов

всего

теория

практика

1

Что такое экономика? Производственные ресурсы. Макроэкономика и микроэкономика.

4

2

2

2

Законы спроса и предложения. Эффект цены и изменение спроса и предложения.

10

4

6

3

Равновесие рынка. Механизм формирования рыночных цен. Функции рыночных цен.

8

4

4

4

Потребление, сбережения, вклады, инвестиции. Источники дохода.

8

4

4

5

Бизнес и предпринимательство. Признаки классификации предпринимательской деятельности. Экономическая роль малого бизнеса.

8

6

2

6

Финансирование бизнеса. Финансовые рынки.

10

4

6


7

Производство и производительность. Экономия от масштаба.

10

4

6

8


Рынок труда. Рыночная власть. Организация рынка труда.

8

4

4

9

Конкуренция и координация. Виды слияния бизнеса. Маркетинг.

8

4

4

10


Государство и рыночная экономика. Административно-правовая деятельность. Бюджетная система.

10

6

4

11

Деньги и финансовые институты. Развитие банковского дела. Последствия инфляции.

12

6

6


12


Стабилизация экономики. Макроэкономические показатели.

8

2

6

13


Международная торговля. Международное движение капитала.

8

4

4

14


Мировая экономика. Координация экономических отношений. Глобализация.

8

4

4

15


Работа с тестами, подготовка к ЕГЭ

18

4

14

16

Олимпиады, конкурсы.

6

-

6


Итого:

144 ч.

62 ч.

82 ч.

14

Содержание программы (II год обучения)

  1. Что такое экономика? Производственные ресурсы.

Макроэкономика и микроэкономика (4 часа)

Повторение понятия экономика, как организуется производство и

распределение товаров и услуг. Проблема выбора, предельные

издержки, предельная полезность. Производственные ресурсы и

факторы производства.

Практическая работа: работа с графиками, таблицами, подбор

определений, кроссворды.

  1. Законы спроса и предложения. Эффект цены и изменение спроса и

предложения (10 часов)

Роль изменения цен на рынках отдельных товаров. Какие факторы формируют спрос и предложение. Взаимосвязь между индивидуальным и рыночным спросом и предложением. Разница между эффектом цены и изменением спроса и предложения. Изменение предельных издержек производства.

Практическая работа: построение графиков, решение задач, анализ ситуаций, работа с таблицами.

  1. Равновесие рынка. Механизм формирования рыночных цен.

Функции рыночных цен (8 часов)

Как взаимодействуют спрос и предложение, формирование

равновесной рыночной цены. Механизмы, приводящие рынок в

состояние равновесия. Как рыночная конкуренция устраняет дефицит

и избыток товаров и услуг. Функции равновесных цен. Равновесие и

эффективность рынка. Влияние изменения спроса и предложения на

равновесные цены и состояние рынка.

Практическая работа: работа с графиками, анализ ситуаций, тесты,

решение задач.

15

  1. Потребление, сбережения, вклады, инвестиции. Источники

дохода (8 часов)

Из каких источников потребители получают денежные доходы. Что такое семейный бюджет, вклады и инвестиции. Банковские вклады, инвестиции и ценные бумаги, потребительский кредит. Риск и страхование. Защита прав потребителя.

Практическая работа: планирование бюджета. Анализ ситуаций, решение задач на расчет кредита, тесты, экокроссворды.

  1. Бизнес и предпринимательство. Признаки классификации

предпринимательской деятельности. Экономическая роль малого

бизнеса (8 часов)

Условия развития предпринимательской деятельности, кто становится

предпринимателем. Классификация предпринимательской

деятельности. Стратегии предпринимателей. Организационно-

правовые нормы предпринимательства. Отраслевая структура малого

бизнеса; факторы, ограничивающие малый бизнес. Организация

акционерного бизнеса.

Практическая работа: анализ различных организационно-правовых

форм бизнеса и личностных качеств предпринимателя; тесты, работа с

таблицами и диаграммами.


  1. Финансирование бизнеса. Финансовые рынки (10 часов)

Что такое финансирование бизнеса. Виды финансовых рынков.

Финансирование и риск. Кредитование бизнеса. Долгосрочные и

краткосрочные займы. Финансирование с помощью выпуска акций.

Первичный и вторичный рынок. Рынок акций и облигаций.

Интерактивное инвестирование. Финансовый учет и отчетность.

Практическая работа: определение источников получения денежных

16

средств; расчет затрат по статьям расходов; работа с текстами; анализ

котировок акций и финансовых отчетов, тесты.


  1. Производство и производительность. Экономия от масштаба (10 часов)

Показатели, отражающие экономический рост и уровень жизни.

Значение производительности. Как измеряется валовый внутренний продукт. Технологические процессы. Управление, его функции и стратегии. Бухгалтерские и экономические издержки и прибыль.

Предельный анализ.

Практическая работа: решение задач по издержкам; работа с таблицами экономических показателей; анализ целей и стратегий бизнеса; анализ технологий производства и управления, экокроссворды.

  1. Рынок труда. Рыночная власть. Организация рынка труда (8 часов)

Повышение доходов работников за счет роста производительности труда. Чистый национальный продукт и национальный доход. Какие факторы воздействуют на заработную плату наемных работников. Изменения на рынке труда. Распределение доходов. Современные тенденции развития трудовых отношений.

Практическая работа: работа с текстами и таблицами; анализ графиков и диаграмм; сравнительный анализ объемов доходов; решение задач.

  1. Конкуренция и координация. Виды слияния бизнеса. Маркетинг (8 часов)


17

Как взаимодействуют рыночная конкуренция и координация рынка. Разделение фирм на «ценополучателей» и «ценопроизводителей».

Структура рынка. Виды слияния бизнеса. Функции маркетинга.

Практическая работа: анализ таблиц и экономических ситуаций;

разработка рекламы; экокроссворды.


  1. Государство и рыночная экономика. Административно –

правовая деятельность. Бюджетная система (10 часов)

Причины вмешательства государства в рыночную экономику.

Эффективное функционирование рынка. Структура доходов и расходов

всех уровней бюджетной системы. Формирование налоговых

поступлений в бюджет. Государственный долг.

Практическая работа: построение и анализ графиков расходов;

расчет налогов; тесты; определение экономических понятий.


  1. Деньги и финансовые институты. Развитие банковского дела.

Последствия инфляции (12 часов)

Денежная масса. Свойства и функции денег. Количество денег в

обращении. Спрос и предложение денег. Развитие банковского дела.

Банковские услуги. Норма резерва. Депозитный мультипликатор.

Причины и виды инфляции. Экономические и социальные последствия

инфляции.

Практическая работа: решение задач на определение депозитного

мультипликатора; определение уровня инфляции; построение и анализ

графиков; анализ таблиц экономических показателей; расчет

покупательной способности рубля.


  1. Стабилизация экономики. Макроэкономические показатели (8

часов)

18

Система национальных счетов. Валовый внутренний продукт. Методы

расчета ВВП. Индекс потребительских цен. Экономические циклы.

Меры стабилизации экономики. Ограничения и критика фискальной

политики. Ограничения монетарной политики. Сравнения и

взаимосвязь монетарной и фискальной политики.

Практическая работа: разбор экономических ситуаций; анализ

кривой Филлипса и индекса дискомфорта; работа с таблицами и

экономическими текстами.


13. Международная торговля. Международное движение капитала

(8 часов)

Экономический эффект торговли. Абсолютное и сравнительное

преимущество. Международное разделение труда.

Производительность, заработная плата и торговля. Протекционизм,

либерализм и открытая экономика. Торговые барьеры.

Международное сотрудничество и экономическая интеграция.

Валютный рынок и номинальный валютный курс. Динамика

валютного курса. Платежный баланс.

Практическая работа: анализ экономических текстов и графиков,

работа с таблицами экономических показателей, решение задач.


  1. Мировая экономика. Координация экономических отношений.

Глобализация (8 часов)

Координация экономических решений и моделей экономики.

Социалистическая модель экономики. Распространение рыночной

системы в России и странах «третьего мира». Рыночная модель и

мировая экономика. Уровень доходов и демографические факторы.

Индекс человеческого развития. Экономический рост. Глобальные

проблемы современности.

19

Практическая работа: анализ экономических ситуаций и текстов,

тесты.


  1. Работа с тестами, подготовка к ЕГЭ (18 часов)

Решение тестовых заданий ЕГЭ, работа над составлением планов и

эссе.

  1. Олимпиады, конкурсы (6 часов)

Подготовка и участие в городских, республиканских и всероссийских

конкурсах и олимпиадах.


















20

Прогнозируемые результаты II года обучения:

К концу 2-го года обучения школьники должны знать и уметь:

- что такое экономическое мышление и почему надо изучать экономику;

- какое значение имеют основные принципы рыночной экономики для экономического роста и роста эффективности;

- какую роль играет изменение цен на рынках отдельных товаров;

- что такое ценовая, доходная, перекрестная эластичность спроса и

предложения;

- по каким признакам классифицируется предпринимательская

деятельность;

- какую роль играет в экономике малый бизнес;

- как распределяются потоки финансовых ресурсов;

- как осуществляется учет и финансовая отчетность бизнеса;

- как измеряется валовый внутренний продукт;

- какие показатели отражают экономический рост и уровень жизни

населения;

- почему при изменении объема производства меняются

производственные издержки;

- решать задачи на определение издержек, прибыли и дохода;

- различать понятия «чистый национальный доход» и «национальный

доход»;

- как государство обеспечивает рациональное функционирование рынка;

- что такое макроэкономические показатели, методы расчета ВВП;

- как развивается международная торговля и интеграция;

- что значит интернационализация и глобализация мирового хозяйства.




21

Методическое обеспечение программы.


Разнородность информации, используемой в процессе экономической подготовки старшеклассников (текстовая информация, табличные данные, в том числе статистические, графические, логические и математические модели и т.п.) – важная предпосылка создания условий для формирования у школьников навыков работы с информацией разного рода.

При работе по данной программе наряду с лекциями, практикумами, дискуссиями, учитывая психолого-возрастные особенности подростков 16-17 лет, когда первостепенное значение приобретает общение со сверстниками, широко применяется использование метода работы в микрогруппах, деловых и имитационных игр, тренингов, разборов конкретных ситуаций. Задания носят прикладной характер, поскольку позволяют проверить на практике действие законов экономической теории.

Концепция модернизации современного образования предусматривает ориентацию содержания на личность учащегося, его обновление, нормализацию учебной нагрузки, её индивидуализацию.

Обновление образования сегодня требует от педагога знания тенденций инновационных изменений в системе педагогической технологии.

Задача сегодняшнего дня - создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. Такую возможность для ученика и учителя даёт технология личностно-ориентированного обучения.

Задача педагога в процессе личностно – ориентированного обучения заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности.

В этих условиях современному педагогу необходимо осмысливать собственную деятельность с научных позиций, владеть навыками исследовательской работы. Одной из продуктивных технологий,

22

позволяющих развивать творческий подход к обучению, является метод проектов. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется на интеграцию фактических знаний (порой путём самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.

Опираясь на теоретические знания и изучая опыт других педагогов, я при изучении некоторых тем, особенно связанных с исследованием, применяю методы проектной деятельности. Например, при изучении темы «Спрос и предложение» обучающиеся отслеживают динамику изменения цен на различные товары в течение полугода, обрабатывая затем свои исследования.

Во время прохождения курса старшеклассники в рамках деловых игр создают свое собственное производство, проводят исследование рынка, собирают капитал, производят и продают продукт, ведут документацию кампании. . Иными словами, проектный метод представляет собой такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как “обучение через делание”, когда обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Программа предусматривает несколько видов контроля: текущий, тематический и итоговый. Текущий проводится в виде устных опросов и самостоятельных работ. Тематический проходит в письменной форме в виде тестов. Итоговый – это участие каждого обучающегося в городских и республиканских олимпиадах, который позволяет увидеть рост каждого ученика, формировать навыки самооценки, самоконтроля.



23

Важное место в курсе отведено ориентации на сознательный выбор профессии и профессиональный и личностный рост, даются конкретные рекомендации по системе поиска работы, регулярно проводятся встречи с психологом Центра занятости, предпринимателями, работниками налоговой инспекции, Пенсионного фонда, коммерческих банков.
























24

Информационное обеспечение программы:

Основная литература:

  1. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по экономике (базовый уровень),

М, « Вако», 2012 г.

2. Липсиц И.В. Экономика. История и современная организация

хозяйственной деятельности; М, Вита; 2011 г.

3. Прикладная экономика, (учебное пособие); М; 2013 г.

4. Прутченков С. А.; Райзберг Б.А.. Практическая экономика, - М, 2012 г

5. Сборник программно-методических материалов по экономике (для

общеобразовательных школ), - М, Вита, 2011 г.

Дополнительная литература:

Нормативно-правовая база:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в РФ»  - М., 2012  (Редакция от 13.07.2015 N 238-ФЗ с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

  2. Республиканский Закон «Об образовании в РБ». – Уфа, 2013 (№696-з от 1.07.2013 года, ред. от 01.07.2015)

  3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ: СанПиН 2.4.2.2821-10. М., 2010. (Минюст РФ N 19993 от 3.04.2011 г.)

  4.  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

  5. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №  1726-р)

  6. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  8. Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 г. (проект)

  9. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2012.

  10. Долгосрочная целевая программа развития образования РБ на 2013 – 2017 гг. – Уфа, 2013. (Целевая программа «Дети Башкортостана»: Одаренные дети;  Дети-сироты, с ограниченными возможностями здоровья, малообеспеченные,  девиантные;  Формирование ЗОЖ и организация отдыха, оздоровления и дополнительной занятости детей, подростков и учащейся молодежи РБ).

  11. Докучаев Д.С. Основы рыночной экономики (20 уроков для

начинающих), Уфа, УРЭК, 1995 г;

12. Забродина И. П. и коллектив авторов. Экономика.

Программа 1-11 классов. Московская экономическая школа, М, 2005

  1. Экономика. Программа для 1-11 классов. Авторы. Самохина А.;

Крохина Е., ж/л Экономика в школе; № 2; 2009 г.; с. 9-12

  1. Программа «Основы экономической теории» (автор С.И. Иванов),

Сборник программно-методических материалов по экономике;- М.,

Вита, 2000 год

14. «Прикладная экономика» (коллектив авторов под рук. Г.Т. Шапиро)

15. Э. Д. Днепров; А.Г. Аркадьев «Экономика»; сборник нормативных

документов – М.: Дрофа, 2007 год



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!