МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом МБОУ СОШ №3
от «_ ___» _____________ 20____ г. № ____
Директор школы ______________ А.Н.Кидин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная (руччкая) литература»
(начальное общее образование)
на 2019-2020 год
Рассмотрена на заседании методического объединения
Протокол от «____» _______ 20_____ г. № ___
Руководитель МО _____________ ___________________
подпись ФИО руководителя
Рассмотрена на заседании методического совета школы
и рекомендована к утверждению
Протокол от «___» __________ 20___ г. № _____
Председатель МС ________ И.В.Селиверстова
г.Рассказово 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 3» с учётом Примерной программы начального общего образования по родной (русской) литературе, авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной «Литературное чтение» (УМК «Перспектива») для 1 – 4 классов, Москва
Рабочая программа ориентирована на учебники:
4 класс
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 частях М.Просвещение.
Согласно учебному плану на изучение родной (русской) литературы отводится:
в 4 классе (17 часов в год, 0,5 часа в неделю)
Срок реализации рабочей программы 1 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
4 класс
Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства
c произведениями русской литературы;
развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно- диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
Ученик научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
– прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, способность воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта.
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы.
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД.: Ученик научится:
принимать и сохранять учебную задачу
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, работать по плану,
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД: Ученик научится
строить сообщение в устной форме;
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
основам смыслового восприятия художественных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных
и несущественных признаков;
Ученикник получит возможность научиться:
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;
Коммуникативные УУД: Ученик научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),
владеть диалогической формой коммуникации, формулировать собственное мнение и позицию – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы.
Личностные результаты и и метапредметные УУД формируются поэтапно на всех предметах без исключения в том числе и на учебном предмете «Родная литература» к 4 классу уровень самостоятельности и осознанности применения УУД для решения учебно-познавательных и
учебно- практических задач становится выше.
Содержание учебного предмета
4 класс (17 ч.)
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной форме, грамотного читателя. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с коммуникативной задачей. В четвертом классах учащиеся на уроках литературного чтения получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни. Программой предусмотрено расширение читательских
представлений и умений развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников.
Курс «Родная (русская) литература» пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
Содержание предмета в 4 классе
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1 | Книга в мировой культуре | 1 |
2 | Истоки литературного творчества | 3 |
3 | О Родине, о подвигах, о славе. | 3 |
4 | Жить по совести, любя друг друга. | 3 |
5 | Литературная сказка. | 3 |
6 | Великие русские писатели. | 3 |
7 | Литература как искусство слова. | 1 |
| Итого: | 17 |
Книга в мировой культуре (1 час)
Основные понятия: библиотека, каталог, аннотация. Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности.
Истоки литературного творчества(3 часа)
Основные понятия: сказки, притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества. Различение жанров художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины; выделение их характерных признаков.
О Родине, о подвигах, о славе (3 часа)
Основные понятия: поступок, подвиг. Пословицы о Родине.
Жить по совести, любя друг друга (3 часа)
Основные понятия: ответственность, совесть. Рассказы о дружбе, хороших делах.
Литературная сказка (3 часа)
Основные понятия: отзыв на книгу, переводная литература. Собиратели народных сказок. Литературные сказки. Сравнение и объяснение разницы между народной и литературной сказкой.
Великие русские писатели (3 часа)
Основные понятия: средства художественной выразительности – метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Сравнение произведений живописи и литературы.
Литература как искусство слова (1 час)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов |
4 класс |
| Книга в мировой культуре. | 1 |
1 | Вводный урок. М. Горький «О книгах». Маленькая энциклопедия книги. | 1 |
| Истоки литературного творчества. | 3 |
2 | Пословицы разных народов. Святой источник (библия, коран). | 1 |
3 | Былины. Особенности былинныхтекстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов «Гусляры». | 1 |
4 | Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. | 1 |
| О Родине, о подвигах, о славе. | 3 |
5 | Наше Отечество. К.Ушинский. | 1 |
6 | Н.Кончаловская «Слово о побоище ледовом». | 1 |
7 | В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведений художественной литературы и живописи. | 1 |
| Жить по совести, любя друг друга. | 3 |
8 | М. Зощенко «Самое главное». | |
9 | Н. Носов. Дневник Коли Синицына. Создание собственного дневника. | 1 |
10 | Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». | |
| Литературная сказка | 3 |
11 | И. Токмакова. «Сказочка о счастье». | 1 |
12 | Ганс-Христиан Андерсен «Пятеро из одного стручка». | 1 |
13 | Г.-Х. Андерсен. «Чайник». | 1 |
| Великие русские писатели | 3 |
14 | М.Ю. Лермонтов «Бородино». | 1 |
15 | И.А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…». | 1 |
16 | Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос». | 1 |
| Литература как искусство слова | 1 |
17 | Работа с разными жанрами литературы. | 1 |
| Итого | 17ч |