СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская рабочая программа "Родная литература (русская) 9 класс" с включением воспитательного компонента

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанная авторская программа "Родная литература (русская) 9 класс" является дополнением к рабочей программе «Литература 9 класс», составлена с учётом стандартов ФГОС нового поколения, а также с включением в учебные разделы воспитательного компонента из Программы воспитания 2021-2022. 

Просмотр содержимого документа
«Авторская рабочая программа "Родная литература (русская) 9 класс" с включением воспитательного компонента»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Синьковская средняя школа

Смоленского района Смоленской области


Принято

на заседании педагогического совета

Протокол №1 от 31.08.2021 г.

«Утверждено»

Приказом директора ОО

№ 75 от 31.08.2021 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной литературе (русской)

для 9 класса








Автор - составитель

учитель Никитина Екатерина Александровна


















2021-2022 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 9 класса составлена на основании:

1.Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

2.Приказа Минобразования РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014 №1644; от 31.12.2015 №1577).

3. Федерального закона от 31 июля 2020 г. №304- ФЗ «О внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (принят Государственной Думой 22 июля 2020 года; одобрен Советом Федерации 26 июля 2020 г.).

4.Приказа Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. №712 (зарегистрирован в Минюсте России от 25 декабря 2020 г. № 61828).

5.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждённый приказом Министерства образования науки РФ от 17.05.2012г. №413, в действующей редакции).

6. СанПиНов 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189, в ред. изменения от 24.11.2015).

7.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Синьковской СШ.

8.Примерной программы по учебному предмету «Русская родная литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 31 января 2018 года №2/18).

9. Учебного плана МБОУ Синьковской СШ.

10.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (утверждённый приказом Минобрнауки №254 от 20.05.2020г.).

9.Положения о рабочей программе.

Рабочая программа предмета «Родная литература (русская), входящего в образовательную область «Родной язык и родная литература», разработана на основе примерной авторской программы по литературе для общеобразовательной организации В.Я. Коровиной, а также с учётом методических рекомендаций по изучению предметной области «Родной язык и родная литература» от 27.08.2018г. Данный предмет реализуется наряду с обязательным курсом «Литература», изучается литература на русском языке как родном языке обучающихся.

Для реализации программного содержания используется учебник: Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе: в 2 ч./ В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной - М.: Просвещение, 2019.

Место курса литературы в учебном плане. Программа разработана в соответствии с учебным планом основного общего образования. Согласно действующему учебному плану рабочая программа по предмету «Родная литература (русская) для 9 класса предусматривает обучение литературе в объёме 17 часов в год.

Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.



№ п/п

Тема раздела

Количест

во часов по программе

(на основе авторской)

Количество часов по программе

МБОУ Синьковской СШ

1.

Древнерусская литература

3

3

2.

Русская литература XVIII века

3

3

3.

Русская литература первой половины XIX века

2

2

4.

Русская литература второй половины XIX века

2

2

5.

Русская литература первой половины XX века

3

3

6.

Русская литература второй половины XX века

1

1

7.

Творчество поэтов и писателей Смоленщины.

2

2

8

Повторение и систематизация.

Промежуточная аттестация.

1

-

-

1


Итого

17

17

















Целеполагание

Изучение родной литературы (русской) в образовательной организации направлено на достижение следующих целей:

-осознание значимости чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития;

-воспитание уважительного и бережного отношения к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа;

-формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

-обогащение духовного мира выпускника путём приобщения их нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным её произведениям, к произведениям писателей и поэтов Смоленской области;

- приобщение к литературному наследию своего народа;

-формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности

за сохранение культуры народа;

- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы учитывать исторический, историко-культурный контекст, творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

-изучение языка художественных произведений способствует пониманию выпускниками эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью;

-воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.





















Планируемые результаты

Личностные результаты:

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности выпускников к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;

-формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

-понимание родной литературы как одной из основных национально культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

-обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

-воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

-овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания отличий художественного текста от публицистики.

Выпускник научится:

-определять тему и основную мысль произведения русской литературы;

-владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет произведений русской литературы;

-выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу произведений русской литературы;

-характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему персонажей русской литературы;

-находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры русского писателя, определять их художественные функции;

-выявлять особенности языка и стиля русского литератора;

-определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

-объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений о Родине и родной природе;

-выделять в русских произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, переходя к анализу текста;

-выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

-пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиям как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

-представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы, вести учебные дискуссии;

-собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать гражданскую точку зрения;

-выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений русской литературы, передавая личное отношение к произведению;

-ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

-давать историко-культурный комментарий к тексту русского произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.п.);

-анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

-анализировать художественное произведение во взаимосвязи русской литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

-анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

-узнать о месте и значении русской литературы в мировой литературе, о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет; об историко-культурном подходе в русском литературоведении; об историко-литературном процессе, отражённом в русских произведениях XIX и XX веков;

-узнать о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений, имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых русских произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в отечественной культуре;

-узнать о соотношении и взаимосвязях родной литературы с историческим периодом и эпохой.












Содержание

Раздел 1.Из древнерусской литературы (3 ч)

Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков. Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы

Раздел 2.Из русской литературы XVIII века (3 ч)

Особенности стихосложения М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

Н.М.Карамзин. Особенности русского характера в повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочка». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы. Теория литературы. Сентиментализм. Взаимосвязь истории России и русской литературы в творчестве Н.М.Карамзина. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского».

Раздел 3. Русская литература первой половины XIX века (2 ч)

Образ Родины в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Пейзажные зарисовки романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя пушкинской и лермонтовской поэзии.

Раздел 4.Русская литература второй половины XIX века (2 ч)

Образ Родины в творчестве И.С. Тургенева. Стихотворение в прозе «Русский язык», «Теперь, когда Россия наша», «Деревня». Родина и родная природа в лирике Н.А. Некрасова. «Тройка», «Родина», «Вчерашний день…».

Раздел 5. Русская литература первой половины XX века (3 ч)

Мотив Родины в лирике И.А. Бунина. Стихотворения «Родина», «Далеко за морем», «У зверя есть нора, у птицы есть гнездо». Картины родного края в лирике С.А. Есенина. Патриотические мотивы в лирике А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой.

Раздел 6.Русская литература второй половины XX века (1 ч)

Яковлев Ю.Я. Рассказ «Цветок хлеба». Тема ответственности за родных. Образы главных героев, своеобразие языка.

Раздел 7.Творчество поэтов и писателей Смоленщины (2 ч)

Образ родной Смоленской земли - часть литературного наследия М.В. Исаковского и А.Т. Твардовского. «Смоленская робинзонада» М.М. Пришвина.

Раздел 8. Повторение и систематизация(1 ч)

Промежуточная аттестация.







Тематическое планирование


№ п/п

Тема раздела

Количество часов по программе МБОУ Синьковской СШ

Виды контроля (по необходимости)

Воспитательный компонент

1.

Древнерусская литература

3

-


2.

Русская литература XVIII века

3

-


3.

Русская литература первой половины XIX века

2

-

Викторина «Пейзажные зарисовки в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

5.

Русская литература первой половины XX века

3

-


6.

Русская литература второй половины XX века

1

-


7.

Творчество поэтов и писателей Смоленщины.

2

-

Заочная «экскурсия» по местам «Школьной робинзо-нады» М.М. Пришвина

8

Промежуточная аттестация. Контрольная работа

1

1

(контрольная работа)



Итого

17

1









Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Коли

чество часов

Дата

Дата коррек

тировки

(по необхо

димости)

Древнерусская литература (3 ч)

1


Художественные особенности древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве».

1 ч

07.09


2

Образ родной природы в «Слове о полку Игореве»

1 ч

14.09


3

Семинар «Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»

1 ч

21.09


Русская литература XVIII века (3 ч)

4

Особенности стихосложения М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»

1 ч

28.09


5

Н.А. Некрасов о значимости труда Н.М.Карамзина. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского»

1 ч

05.10


6.

Особенности русского характера в повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочка».

1 ч

12.10


Русская литература первой половины XIX века (2 ч)

7.

Семинар «Образ Родины в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова».

1 ч

19.10


8.

Пейзажные зарисовки романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»*

1 ч

26.10


Русская литература второй половины XIX века (2 ч)

9.

Образ Родины в творчестве И.С. Тургенева. Стихотворение в прозе «Русский язык», «Теперь, когда Россия наша», «Деревня».

1 ч

09.11


10

Родина и родная природа в лирике Н.А. Некрасова. «Тройка», «Родина», «Вчерашний день…».

1 ч

16.11


*- реализация воспитательного компонента Программы воспитания

Русская литература первой половины XX века (3 ч)

11

Мотив Родины в лирике И.А. Бунина. Стихотворения «Родина», «Далеко за морем», «У зверя есть нора, у птицы есть гнездо».

1 ч

23.11


12

Картины родного края в лирике С.А. Есенина.

1 ч

30.11


13

Патриотические мотивы в лирике А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой.

1 ч

07.12


Русская литература второй половины XX века (1 ч)

14

Яковлев Ю.Я. Рассказ «Цветок хлеба». Тема ответственности за родных. Образы главных героев, своеобразие языка.

1 ч

14.12


Творчество поэтов и писателей Смоленщины (2 ч)

15

Образ родной Смоленской земли - часть литературного наследия М.В. Исаковского и А.Т. Твардовского.

1 ч

21.12


16

«Смоленская робинзонада» М.М. Пришвина*

1 ч

24.12


Повторение и систематизация (1 ч)

17

Промежуточная аттестация. Контрольная работа.

1 ч

28.12



*- реализация воспитательного компонента Программы воспитания














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!