СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программы по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по географии 8-9 класс.

Просмотр содержимого документа
«Программы по географии»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение. Елмановская основная школа.



Рассмотрено

Согласовано

Утверждено

на заседании педагогического совета

Заместитель директора по УВ

Директор школы

протокол № от 28.08.2019 г

___________ Ковалёва Т.А.

_____________ Н.Л.Митенкова

Приказ № от _____.2019 г.











Рабочая программа учебного курса

основного общего образования

по географии 8-9 Класс

на 2019 - 2020 уч. год






Составитель: Кудряшов В.Д.

учитель географии


















2019 год

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по географии для 8-9 классов составлена на основе:

  • Конституции РФ

  • Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от29.12.12.

  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения;

  • Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

  • Авторской программы основного общего образования по географии. 5 – 9 классы. Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин.

  • Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Елмановская ОШ.

  • Положения о Рабочей программе ОУ на 2019-2020 уч.год;

  • Учебного плана МКОУ Елмановской ОШ от 2019-2020 уч.год

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:

- целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

- предпрофильной ориентации.

В программе для основной школы в учебном курсе географии превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.


Целями и задачами изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

  • понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

  • формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;

  • формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

  • формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

  • формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

  • формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);

  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.


Место учебного предмета в учебном плане.

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них по 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


2.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Предметными результатами


изучения курса «География»8–9-х классах являются следующие умения:

8 класс.

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;

- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.

  • использование географических умений:

- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;

- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;

- составлять рекомендации по решению географических проблем.

  • использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

9 класс.

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;

- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;

- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;

- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

  • использование географических умений:

- прогнозировать особенности развития географических систем;

- прогнозировать изменения в географии деятельности;

- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.

  • использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

Формы контроля: стартовый, промежуточный (2 раза в год), итоговый контроль в формате тестов, контрольных работ. Текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных работ, тестов, опроса, работы с контурными картами.



Планируемые результаты изучения учебного предмета «География».


Источники географической информации.

Выпускник научится:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.


Особенности географического положения России.

Выпускник научится:

• различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

• оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

• использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.



Природа России.и Смоленской области.

Выпускник научится:

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов и Смоленской области

• сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;и Смоленской области.

• создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

• оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

• делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.


Население России и Смоленской области.

Выпускник научится:

• различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран и Смоленской области.

• анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

• сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

• объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов и Смоленской области.

• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

• использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

• оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.


Хозяйство России и Смоленской области.

Выпускник научится:

• различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

• анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны и Смоленской области.

• объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России и Смоленской области.

• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентирован-ных задач в контексте реальной жизни и Смоленской области.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

Территориальная организа ция хъозяйства и территориальная организация хозяйства и экономико-географическое районирование Смоленской области.

Районы России.

Выпускник научится:

• объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

• оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

• составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;

• создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;

• выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

Россия и Смоленская область в современном мире.

Выпускник научится:

• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России, Смоленской области мировыми показателями и показателями других стран.

• оценивать место и роль России, Смоленской области в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;

• объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

,

3 Содержание программы.

Краткая характеристика содержания курса географии в 8 – 9 классах.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Блок «География России» 8 – 9 классы.

8 класс. География России. Природа.

Введение.

Что изучает физическая география России.

Что изучает физическая география России. Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с учебником, атласом.

Наша Родина на карте мира.

Географическое положение России. Россия – самое большое государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России. Географическое положение Смоленской области.

Моря, омывающие берега России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.

Россия на карте часовых поясов. Местное время. Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени в России. Смоленщина на карте часовых поясов.

Как осваивали и изучали территорию России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия XVI – начала XVIIв. Открытия нового времени (середина XVII – XVIIIв.) открытия XVIIIв. Исследования XIX – XXвв. История освоения территории Смоленской области.

Современное административно-территориальное устройство России. Федеральные округа и их столицы. Субъекты Федерации: края, области, города федерального подчинения; национально-территориальные образования. Административно-территориальное устройство Смоленской области.

Практические работы:

  1. Характеристика географического положения России.

2. Определение поясного времени для различных пунктов России.

Дискуссия. Тема «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны?».


Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России. Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России.

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России.


Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы.

Особенности рельефа России. Крупные формы рельефа России и их размещение. Рельеф Смоленской области.

Геологическое строение территории России. Строение литосферы. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Тектонические структуры нашей страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы. Тек тоника и особенности геологического строения территории Смоленской области.

Минеральные ресурсы России. Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Полезные ископаемые Смоленской области. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

Развитие форм рельефа. Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. Развитие форм рельефа на территории Смоленской области в новейшее геологическое время. Четвертичные оледенения.

Практическая работа:

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

Климат и климатические ресурсы.

От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Влияние подстилающей поверхности.

Распределение тепла и влаги (осадков) на территории России.

Разнообразие климата России. Типы климатов России: арктический, субарктический; умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса. Климат Смоленской области.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Благоприятные климатические условия. Неблагоприятные климатические явления. Агроклиматические ресурсы Смоленской области.

Практические работы:

  1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

  2. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны на примере Смоленской области.

Внутренние воды и водные ресурсы.

Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Влияние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками.

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Крупнейшие озера Россиит происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Важность сохранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России, причины ее образования. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой.

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой. Внутренние воды Смоленской области.

Почва и почвенные ресурсы.

Образование почв и их разнообразие. Основные свойства почв.

Закономерности распространения почв. Типы почв России: арктические, тундро-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые.

Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельнсоти человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы Смоленской области.

Практическая работа:

Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительность). Оценка их плодородия.


Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

Растительный и животный мир России. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир родного края. Национальный парк Смоленское Поозёрье.

Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия России. Природные ресурсы. Особенности размещения природных ресурсов.

Практические работа:

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при

изменении других компонентов природного комплекса.

Раздел 2. Природные комплексы России.

Природное районирование.

Разнообразие природных комплексов России. Разнообразие природных территориальных комплексов (ПТК). Физико-географическое районирование. Природные и антропогенные ПТК.

Моря как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей.

Природные зоны России. Природная зональность. Природные зоны нашей Родины: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни. Зональные ПТК Смоленской области.

Высотная поясность. Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Зависимость «набора» высотных поясов от географического положения и воысоты гор.

Практические работы:

  1. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).

  2. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

Природа регионов России.

Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Русской равнины. Памятники природы равнины. Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования.

Кавказ – самые высокие горы России. Географическое положение. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности природы высокогорий. Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ресурсы. Население Северного Кавказа.

Урал – «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения. Природные ресурсы. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала.

Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Особенности природы Западно-Сибирской равнины. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы равнины и условия их освоения.

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы Восточной Сибири. Климат. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири – Байкал. Природные ресурсы Восточной. Сибири и проблемы их освоения.

Дальний Восток – край контрастов. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Дальнего Востока. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

Практические работы:

  1. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека.

  2. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

Творческие работы:

  • Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы; по национальным парка; по рекам и озерам,

  • Подготовка презентации о природных уникумах Северного Кавказа.

  • Разработка туристических маршрутов по разным частям Урала: Северному, Среднему, Южному.

Дискуссии. Темы:

  • «Что мешает освоению природных богатств Западно-Сибьирской равнины?»,

  • «Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова «Российское могущество прирастать Сибирь будет…»».


Раздел 3. Человек и природа.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные условия для жизни и деятельности людей. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. География стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными природными явлениями.

Воздействие человека на природу. Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы. Влияние деятельности человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты.

Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического прогноза. Охрана природы в Смоленской области, антропогенные ландшафты Смоленской области.

Россия на экологической карте. Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды.

Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья.

География для природы и общества. История взаимоотношений между человеком и географической средой. Научно-техническая революция: благо или причины экологического кризиса.

Практические работы:

  1. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.

  2. Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию).

  3. Характеристика экологического состояния одного из регионов России на примере Смоленской области.


9 класс. География России. Население и хозяйство.

Раздел I. Общая часть курса.

Россия и Смоленская область в современном мире.

Политико-государственное устройство РФ. Географический взгляд на Россию: ее место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию природных ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу .Место и роль Смоленской области в хозяйстве России. Функции административно-территориального деления страны. Федерация и субъекты Федерации.

Государственно-территориальные и национально-территориальные образования. Федеральные округа. Смоленская область на административно- территориальной карте России.

Географическое положение и границы России. Понятие «географическое положение», виды и уровни (масштабы) географического положения. Оценка северного географического положения России. Географическое положение как фактор развития хозяйства. Государственные границы России, их виды, значение. Государственные границы Смоленской области. Государственная территория России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Особенность границ России. Страны – соседи России.

Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. Особенности экономико-географического положения России, роль соседей I-го порядка. Различия транспортно-географического положения отдельных частей страны. Роль Центральной и Западной Европы в формировании геоэкологического положения России. Сложность геополитического и геоэкономического положения страны. Географическое положение Смоленской области.

Государственная территория России. Понятие о государственной территории страны, ее составляющие. Параметры оценки государственной территории. Российская зона Севера. Оценка запасов природных ресурсов на территории России.


Практические работы:

  1. Анализ административно-территориального деления России,

  2. Сравнение географического положения России с другими странами.


Население России и Смоленской области.

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Главные ареалы расселения восточных славян. Основные направления колонизации Московского государства. Формирование и заселение территории Русского и Российского государства в XVI – XIX вв. Заселение и освоение территории Смоленской области в раннее средневековье. Смоленщина в составе Российского государства.

Численность и естественный прирост населения. Численность населения России. Переписи населения. Динамика численности населения. Демографические кризисы. Особенности естественного движения населения. Естественное движение населения Смоленской области. Половозрастная структура населения. Своеобразие в соотношении мужчин и женщин в России и определяющие это своеобразие факторы. Численность мужского и женского населения и его динамика. Половозрастная структура населения Смоленской области. Прогноз численности населения. Численность населения Смоленской области.

Национальный состав населения России. Россия – многонациональное государство. Языковые семьи народов России. Классификация народов России по языковому признаку. Наиболее многонациональные районы страны. Религии, исповедуемые в России. Основные районы распространения разных религий .Национальный и религиозный состав населения Смоленской области.

Миграции населения. Понятие о миграциях. Виды миграций. Внутренние и внешние миграции населения. Направления миграций в России, их влияние на жизнь страны. Миграции населения Смоленской области.

Городское и сельское население. Городские поселения. Соотношение городского и сельского населения. Размещение городов по территории страны. Различия городов по численности населения и функциям. Крупнейшие города России. Урбанизация. Городские агломерации. Сельские поселения. Средняя плотность населения в России. Географические особенности размещения российского населения. Размещение населения по территории Смоленской области. Основная зона расселения. Размещение населения в зоне Севера. Городское и сельское население Смоленской области.

Практические работы:

  1. Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России.

  2. Характеристика особенностей миграционного движения населения России.

Хозяйство России и Смоленской области.

География основных типов экономики на территории России. Классификация историко-экономических систем, регионы России с преобладанием их различных типов. Особенности функциональной и отраслевой структуры хозяйства России. Хозяйство Смоленской области, особенности её отраслевой структуры.

Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны. Состав добывающей промышленности и ее роль в хозяйстве страны. Назначение и виды природных ресурсов.

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. Особенности постиндустриальной стадии развития. Понятия центра и полупериферии мирового хозяйства. Пути развития России в обозримой перспективе. Место Смоленской области в хозяйстве России.

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.

Научный комплекс. Межотраслевые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки в современном обществе и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Основные районы, центры, города науки. Перспективы развития науки и образования.

Машиностроительный комплекс.

Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Ведущая роль машиностроительного комплекса в хозяйстве. Главная задача машиностроения. Состав машиностроения, группировка отраслей по роли и назначению. Проблемы российского машиностроения.

Факторы размещения машиностроительных предприятий. Современная система факторов размещения машиностроения. Ведущая роль наукоемкости как фактора размещения. Влияние специализации и кооперирования на организацию производжства и географию машиностроения. Машиностроение Смоленской области.

География машиностроения. Особенности географии российского машиностроения. Причины неравномерности размещения машиностроительных предприятий.

Практическая работа:

Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК).

Роль, значение и проблемы ТЭК. Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический баланс. Основные проблемы российского ТЭК.

Топливная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность: запасы, добыча, использование и транспортировка нефти и природного газа. Система нефте- и газопроводов. География переработки нефти и газа. Влияние нефтяной и газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Использование угля и его значение в хозяйстве России. Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности.

Электроэнергетика. Объемы производства электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития электроэнергетики. ТЭК Смоленской области.

Практические работы:

Характеристика угольного бассейна России.

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.

Состав и значение комплексов. Понятие о конструкционных материалах. Традиционные и нетрадиционные конструкционные материалы, их свойства.

Металлургический комплекс. Роль в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия – основные особенности концентрации, комбинирования, производственного процесса и влияние на окружающую среду; новые технологии.

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. Черные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии черных металлов. Основные металлургические базы. Влияние черной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Цветная металлургия. Цветные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения предприятий. География металлургии цветных металлов: основные металлургические базы и центры. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Состав химико-лесного комплекса. Химическая промышленность: состав, место и значение в хозяйстве. Роль в химизации хозяйства. Отличия химической промышленности от других промышленных отраслей.

Факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности. Основные факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей химической промышленности. Химические базы и химические комплексы. Влияние химической промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли. Химико-лесной комплекс Смоленской области.

Агропромышленный комплекс (АПК).

Состав и значение АПК. Агропромышленный комплекс: состав, место и значение в хозяйстве. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура.

Земледелие и животноводство. Полеводство. Зерновые и технические культуры. Назначение зерновых и технических культур, их требования к агроклиматическим ресурсам. Перспективы развития земледелия. Отрасли животноводства, их значение и география. Перспективы развития животноводства. АПК Смоленской области.

Пищевая и легкая промышленность. Особенности легкой и пищевой промышленности. Факторы размещения предприятий и география важнейших отраслей. Влияние легкой и пищевой промышленности на окружающую среду, перспективы развития.

Практическая работа:

  1. Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур,

  2. Определение главных районов животноводства.

Инфраструктурный комплекс.

Состав комплекса. Роль транспорта. Инфраструктурный комплекс: состав, место и значение в хозяйстве. Понятие об услугах. Классификация услуг по характеру и видам, периодичности потребления и распространенности. Виды и работа транспорта. Транспортные узлы и транспортная система. Типы транспортных узлов. Влияние на размещение населений и предприятий.

Железнодорожный и автомобильный транспорт. Показатели развития и особенности железнодорожного и автомобильного транспорта. География российских железных и автомобильных дорог. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Транспортная система Смоленской области.

Водный и другие виды транспорта. Показатели развития и особенности морского транспорта. География морского транспорта, распределение флота и портов между бассейнами. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности речного транспорта. География речного транспорта, рапределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей. Влияние речного транспорта на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности авиационного транспорта. География авиационного транспорта. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Трубопроводный транспорт.

Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство. Виды связи и их роль в жизни людей и хозяйстве. Развитие связи в стране. География связи. Перспективы развития. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. География жилищно-коммунального хозяйства. . Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Рекреация и сфера обслуживания Смоленской области.

Раздел II. Районы России.

Районирование России. Районирование – важнейший метод географии. Виды районирования. Географическое (территориальное) разделение труда. Специализация территорий на производстве продукции (услуг). Отрасли специализации районов. Западная и восточная части России. Экономические районы. Федеральные округа.

Практические работы:

Определение разных видов районирования России.

Западный макрорегион - Европейская Россия.

Общая характеристика. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны.

Центральная Россия и Европейский Северо-Запад.

Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы. Центральная Россия и Европейский Северо-Запад – межрайонный комплекс. Сти исторического развития. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.

Население и главные черты хозяйства. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Центральное положение Москвы как фактор формирования региона. Исторический и религиозный факторы усиления Москвы. Радиально-кольцевая территориальная структура расселения и хозяйства. Население Москвы, Московская агломерация. Важнейшие отрасли хозяйства региона. Культурно-исторические памятники.

Географические особенности областей Центрального района. Состав Центрального района. Смоленская область в составе Центральной России. Особенности развития его подрайонов: Северо-Западного, Северо-Восточного, Восточного и Южного.

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. Состав районов. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Северо-Западный район: состав, ЭГП, население. Состав района. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Санкт-Петербургская агломерация. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая промышленность. Отраслевая и территориальная структура Санкт-Петербурга. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. Историко-культурные памятники района.

Европейский Север.

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Особенности географии природных ресурсов: Кольско - Карельская и Тимано-Печорская части района.

Население. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии.

Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны.

Практические работы:

    1. Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера.

Европейский Юг – Северный Кавказ.

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Европейского Юга. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Население. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.

Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Сельское хозяйство. Ведущие отрасли промышленности: пищевая, машиностроение, топливная, химическая промышленность. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Поволжья. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.

Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. География отраслей промышленности: машиностроение, химическая, нефтяная и газовая промышленность, пищевая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Урал.

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Урала. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.

Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: металлургия, машиностроение, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Восточный макрорегион - Азиатская Россия.

Общая характеристика. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны.

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Историко-географические этапы формирования региона. Формирование сети городов. Рост населения. Урало-Кузнецкий комбинат. Транспортные проблемы развития региона. Сокращение численности населения. Снижение доли обрабатывающих производств. Основные перспективы развития.

Западная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Природно-территориальные комплексы района, их различия. Полоса Основной зоны заселения и зона Севера – два района, различающиеся по характеру заселения, плотности, тенденциям и проблемам населения. Кузнецко-Алтайский и Западно-Сибирский подрайоны: ресурсная база, география основных отраслей хозяйства.

Восточная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Ведущие отрасли промышленности: топливная, химическая, электроэнергетика, черная металлургия, машиностроение. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Дальний Восток. Состав района, его роль в хозяйстве России. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: цветная металлургия, пищевая промышленность, топливно-энергетический комплекс. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Обобщающее повторение по теме и промежуточный контроль знаний.

Практические работы:

  1. Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири.


Тематическое планирование. География России 8 класс.(68ч.)


п/п

Наименование раздела.

Количество часов.

1.

Введение.

6

2.

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России.


35

3.

Раздел II. Регионы России.

27

4.

Раздел III. Человек и природа.

4








Тематическое планирование. География России 9 класс.(68ч.)

п/п

Наименование раздела.

Количество часов.

1.

Раздел I. Общая часть курса

35


Место России в мире.


5


Население Российской Федерации

4


Географические особенности экономики РФ.


26

2.

Раздел II. Региональная часть курса.


33


Районирование России. Общественная география крупных регионов.


1


Западный макрорегион - Европейская Россия.


21


Восточный макрорегион - Азиатская Россия.


11


4. Календарно-тематическое планирование по географии 8 – 9 классы


Календарно-тематическое планирование по географии в 8 классе.(68часов)

п/п



Тема. Практические работы.



факт


Вид

Форма


1.

03/09/2018г

1. Что изучает география России.


текущий


устный опрос


2.

04.09.2018г

1. Географическ. положение России и Смоленской области.. Территория и акватория.



П.Р.№1. Характеристика географического положения России.


практикум

Работа с картами


3.

10.09.2018г.

Сравнение географического положения России и положения других государств.

Моря, омывающие берега России

текущий


устный опрос


4.

11.09.2018г.

4. Россия на карте часовых поясов. Смоленщина на карте часовых поясов.



П.Р.№ 2. Определение поясного времени для разных городов России.


практикум

Работа с картами, решение задач на определение поясного времени


5.

17.09.2018г

5. История освоения и изучения территории России. Стартовый входной контроль.

текущий


сообщения учащихся


6.

18.09.2018г.

Административно-территориальное деление России и Смоленской области.

текущий

Контурная карта.


7.

24.09.2018г.

1. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности рельефа Смоленской области.

текущий


Работа с контурными картами



8.

25.09.2018г.

2. Основные этапы формирования земной коры на территории России.

текущий


устный опрос


9.

01.10.2018г

3. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Тектонические структуры Смоленской области.

П.Р.№3. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

практикум


Заполнение таблицы



10

02.10.2018г

4. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Полезные ископаемые Смоленщины.

текущий


устный опрос


11

08.10.2018г

5 Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа.

текущий


устный опрос


12

09.10.2018г

6. Стихийные природные явления. Стихийные явления нашего региона.

итоговый

Тестирование


13

15.10.2018г

1.Факторы, определяющие климат России.

текущий


устный опрос


14

16.10.2018г.

2. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны.



П.Р.№4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны

текущий


устный опрос, заполнение таблицы


15

22.10.2018г

3. Типы климатов России, климатические пояса. Климат Смоленской области.

текущий


устный опрос. Работа с картами атласа


16

23.10.2018г

5. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье.

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

практикум

устный опрос. Работа с картами атласа


17

12.11.2018г

Климат и хозяйственная деятельность людей.

Практическая работа №5

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.

практикум

устный опрос. Работа с картами атласа


18

13.11.2018г

6. Опасные и неблагоприятные климатические явления.

итоговый

Тестирование









19

19.11.2018г

1. Виды вод суши на территории страны.




текущий


устный опрос


20

20.11.2018г

2. Главные речные системы.

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатодиаграмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. Реки Смоленской области.

текущий

Практикум Работа с картами


21

26.11.2018г

3. Крупнейшие озера, их происхождение. Смоленское Поозёрье.

текущий

Работа с картами


22

27.11.2018г

3. Болота. Подземные воды.

Ледники многолетняя мерзлота.

.

текущий

Работа с картами


23

03.12.2018г

5.Неравномерность распределения водных ресурсов.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.(тренировочная)



текущий

практикум


24

04.12.2018г

6. Пути сохранения качества водных ресурсов.

итоговый

Тестирование





25

10.12.2018г

  1. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв. Почвы Смоленской области.




текущий

Работа с картами


26

11.12.2018г

2. Размещение основных типов почв.

текущий

устный опрос, работа с картами


27

17.12.2018г

3. Почвенные ресурсы России.

Практическая работа №6 Выявление условий почвообразования Основных типов почв. Оценка их плодородия.

текущий

устный опрос


28

18.12.2018г

4. Меры по сохранению плодородия почв.

итоговый

Тестирование


9

24.12.2018г

1. Растительный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Растительный мир Смоленской области.

текущий

Индивидуальный устный опрос.



30

25.12.2018г

2. Животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Животный мир Смоленщины.

Практическая работа №7 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

текущий

Индивидуальный устный опрос.


31

14.01.2019г

3. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Биологические ресурсы Смоленской области.

текущий

устный опрос.



32

15.01.2019г

4. Меры по охране растительного и животного мира. Особо охраняемые природные территории.

Практическая работа №8 Определение роли особо охраняемых природных территорий в сохранении природы России

текущий

Сообщения учащихся Презентации учащихся


33

21.01.2019г

5. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.


Текущий

Тестирование



34

22.01.2019г

1. Формирование природных комплексов.

Текущий

Индивидуальный устный опрос.


35

28.01.2019г

2. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.

текущий

Фронтальный устный опрос.


36

29.01.2019г

3.Природные зоны России. Природные зоны Смоленской области. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр.

Текущий

Анализ карт. устный


37

04.02.2019

4. Характеристика лесов. Практическая работа №9 Сравнительная характеристика природных зон России (по выбору)

Текущий

Анализ карт. устный


38

05.02.2019г

5. Характеристика лесостепей и степей.


Текущий

Анализ карт. устный


39

11.02.2019г

6. Характеристика полупустынь и пустынь.



Текущий

Практикум

Анализ карт.


40


12.02.2019г

7. Высотная поясность.

Текущий

Анализ карт. устный


41

18.02.2019г

8. Природные районы России. Практическая работа №10 Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

итоговый

тестирование



42

19.02.2019г

1.Русская (Восточно-Европейская) равнина. Состав региона. Особенности географического положения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат. Географическое положение Смоленской области.


Текущий

Анализ карт устный


43

25.02.2019г

Специфика природы: природные зоны.

Текущий


44

26.02.2019г

3. Специфика природы: природные ресурсы.

Текущий

Анализ карт устный



45

04.03.2019г

4. Проблемы освоения природных ресурсов. Оценка природных условий и природных ресурсов Русской равнины. Прогнозирование изменения природы в результате хозяйственной деятельности человека.




46

05.03.2019г

1.Северный Кавказ. Состав региона. Особенности географического положения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны.

Текущий

Анализ карт устный


47

11.03.2019г

  1. Особенности природы высокогорий.

Текущий

Анализ карт устный


48

12.03.2019г

3. Природные комплексы Северного Кавказа. Обобщающее повторение по теме «Северный Кавказ».

текущий

тестирование



49

18.03.2019г

1. Урал - „Каменный пояс Русской земли “.

Текущий

Анализ карт устный


50

19.03.2019г

2. Своеобразие природы Урала.

Текущий

Анализ карт устный


51

01.04.2019г

3. Природные уникумы.

Практическая работа №11 Оценка природных условий и ресурсов Урала.



Текущий

Анализ карт


52

02.04.2019г

4. Экологические проблемы Урала.

Обобщающее повторение по теме: «Урал».

итоговый

тестирование



53

08.04.2019г

1.Западно-Сибирская низменность: особенности природы.

Текущий

Анализ карт Индивидуальный устный опрос.


54

09.04.2019г.

2. Специфика природы: природные зоны.

Текущий

Анализ карт Индивидуальный устный опрос.


55

15.04.2019г

3. Природные ресурсы Западной Сибири и условия их освоения. Практическая работа № 12 Характеристика взаимодействия природы и общества на примере Западно-Сибирской равнины.

Текущий

Анализ карт


56

16.04.2019г

1.Восточная Сибирь. Состав региона. Особенности географического положения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф.


Текущий

Индивидуальный устный опрос.


57

22.04.2019г

2. Климат Восточной Сибири.

Текущий

Индивидуальный устный опрос.


58

23.04.2019г

3. Природные районы Восточной Сибири.

Текущий

Сообщения


59

29.04.2019г

4. Жемчужина Сибири – Байкал.

Текущий

Индивидуальный устный опрос.


60

30.04.2019г

5. Проблемы освоения природных ресурсов. Обобщающее повторение по теме « Восточная Сибирь».

итоговый

тестирование



61

06.05.2019г

1.Дальний Восток – край контрастов. Состав региона. Особенности географического положения.

текущий

Анализ карт, фронтальный устный опрос.


62

07.05.2019г

2.Природные комплексы Дальнего Востока.

текущий

Анализ карт, фронтальный устный опрос.


63

13.04.2019г

3. Природные уникумы Дальнего Востока.

текущий

Анализ карт, фронтальный устный опрос.


64

14.05.2019г

4. Проблемы освоения природных ресурсов. Обобщающее повторение по теме « Дальний Восток». Промежуточная аттестация.

итоговый

тестирование







Человек и природа(4 часа)




65

20.05.2019г

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Практическая работа №13 Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.

текущий

работа с контурными картами.


66

21.05.2019г

Воздействие человека на природу. Рациональное природопользование.

текущий

Анализ карт, фронтальный устный опрос.


67

27.05.2019г

Россия на экологической карте мира. Экология и здоровье человека. Практическая работа №14. Характеристика экологического состояния одного из регионов России.

текущий

Анализ карт, фронтальный устный опрос.



68

28.05.2019г

Природа России.

итоговый

Тестирование.















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ГЕОГРАФИЯ 9 КЛАСС




Тема урока

Кол -во ча­сов

Тип

урока

Формы контроля

Практические работы

Домашнее зада­ние

Дата про­ведения

План


1

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации

1

Практикум.

Фронтальный устный опрос

Практическая работа №1

Работа с кар­той, определе­ние особенно­стей ЭГП, ПГП России и на­правлений из­менения ГП во времени и про­странстве

§ 1

к/к нанести края и области

03.09.2018г.


2

Географическое положение и границы России.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Фронтальный контроль



§ 2

В-4 письменно

04.09.2018г.


3

Экономико-и транспортно-географическое геополитическое и эколого-географическое положение России.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Работа с кон­турной картой



§ 3

Ответы на вопросы

10.09.2018г.


4

Государственная территория России.

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный устный опрос


§ 4

Ответы на вопросы

11.09.2018г.


5

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Стартовый входной контроль.

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос


§ 5

Ответы на вопросы

17.09.2018г.


6













Численность и естественный прирост населения







1

Семинар

Фронтальный устный опрос












§ 6

В-3 письмен но

Сообщения о тадициях религий.


18.09.2018г.


7

Национальный состав населения

1

Практикум

Анализ карт, фронтальный устный опрос

Пр.№ 2 Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения

§ 7

Ответы на вопросы

Сообщения о насил. миграц.

24.09.2018г.


8

Миграции населения

1

Семинар

Индивидуаль­ный устный оп­рос. Фронталь­ный письмен­ный опрос


§ 8


25.09.2018г.


9

Городское и сельское население.

Расселение населения.

1

Семинар

Индивидуаль­ный устный оп­рос


Пр. № 3

Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны.

§ 9

к/к Города миллионеры


01.10.2018г


10

География основных типов экономики на территории России.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Фронтальный устный опрос


§ 10

Вопросы и задания

02.10.2018г.


11

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России









1

Урок изучения нового материала

Фронтальный устный опрос



§ 11

Вопросы и задания

08.10.2018г.


12








Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России










1

Урок изучения нового материала

индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос


§ 12

Вопросы и задания

09.10.2018г.


13.

Научный комплекс

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Фронтальный устный опрос


§ 13

Вопросы и задания

15.10.2018г


14.

Роль, значение и проблемы развития машиностроения.

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный устный опрос


§ 14

Вопросы и задания

16.10.2018г


15.

Факторы раз­мещения от­раслей маши­ностроения

1

Практикум

Фронтальный устный опрос.

Работа с контурной картой.

Пр. № 4

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам


§ 15

Вопросы и задания.

Сообщение

22.10.2018г.


16.

География машинострое­ния

1

Практикум

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос



§ 16

Вопросы и задания

23.10.2018г.


17.

Военно-промышлен­ный комплекс

1

Урок ак­туализа­ции зна­ний и умений

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос



§ 17

Вопросы и задания

12.11.2018г.


18.

Роль, значение и проблемы ТЭК

1

Семинар

Фронтальный опрос

Тест: «ВПК. Машинос-троение»
















§ 18

Вопросы и задания

13.11.2018г.


19.

Топливная промышленность.

1

Практикум

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр. № 5

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

§ 19

Вопросы и задания


19.11.2018г.


20.

Электроэнер­гетика России






1

Семинар

Работа с атласом, заполнение таблицы.

Тест: «Угольная промышленность»

§ 20

Вопросы и задания.

к/к крупнейшие электростанции

20.11.2018г.


21.

Состав и зна­чение комплексов

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Фронтальный опрос

Тест: «ТЭК»


§ 21

Вопросы и задания

26.11.2018г.


22.

Металлургический комплекс

1

Практикум

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос



§ 22

Вопросы и задания

27.11.2018г


23.

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия

1

Урок ак­туализа­ции зна­ний и умений

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр. № 6

Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.


§ 23

Вопросы и задания

03.12.2018г.


24.

Цветная металлургия

1

Урок ак­туализа­ции зна­ний и умений

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр. №7

Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.


§ 24

Вопросы и задания

04.12.2018г.


25.

Химико-лесной комплекс.

Химическая промышленность

1

Практикум

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос


§ 25

Вопросы и задания

10.12.2018г.


26

Факторы размещения химических предприятий.

1

Практикум

Фронтальный опрос

Пр. № 8

Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.


§ 26

Вопросы и задания

11.12.2018г


27.

Лесная промышленность

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос


§ 27

Вопросы и задания

17.12.2018г


28.

Состав и зна­чение АПК

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр. № 9

Определение по картам основ­ных районов выращивания зерновых и тех­нических куль­тур, главных районов живот­новодства.

.

§ 28

Вопросы и задания

18.12.2018г.


29.

Земледелие и животноводство

1

Практикум

Фронтальный опрос



§ 29

Вопросы и задания

24.12.2018г.


30.





Пищевая и легкая промышленность

1

Практикум


Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос



§ 30

Вопросы и задания



25.12.2018г.


31.

Состав инфра­структурного комплекса. Роль транспор­та.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала.

Фронтальный опрос



§ 31

Вопросы и задания

14.01.2019г.


32.

Железнодорожный автомобильный транспорт

1

Семинар

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Заполнение таблицы «Виды транспорта»

Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.

§ 32

Вопросы и задания

15.01.2019г.


33.

Водный и другие виды транспорта.

1

Урок изучения нового материала.

Фронтальный опрос



§ 33

Вопросы и задания

Сообщение «Услуги которыми я пользуюсь»


21.01.2019г.


34.

Связь. Сфера обслуживания.

1.

Изучения нового материала

индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Тест: «Транспорт»

§ 34

Вопросы и задания

В-2 письменно


22.01.2019г.


35.

Межотрасле-вые комплексы

1.

Обобщающий урок

индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Контрольная работа.

Составить словарь терминов по теме «Межотраслевые комплексы»

28.01.2019г.


36

Районирование

территории

России

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос


§ 35

Вопросы и задания


29.01.2019г.


























































































































































































































































































37

Общая характеристика

Европейской России.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Работа с кар­тами атласа, заполнение таблиц, тести­рование, зачет


§ 36

Вопросы и задания


04.02.2019г.

38

Состав, историческое изменение географического положения.

Общие проблемы

1

Изучение нового материала

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Изучение

внешних терри-

ториально-

производствен-

ных связей

Центральной

России

§ 37

Вопросы и задания


05.02.2019г.

39



Население и главные черты хозяйства

1


Практикум



Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фронталь­ный опрос, тест



§ 38

Вопросы и задания

Индив. задания

11.02.2019г.

40

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос


§ 39

Вопросы и задания


12.02.2019г.

41

Географические особенности областей Центрального района.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Работа с контурной картой, индивидуальный и фронтальный опрос.


§ 40

Вопросы и задания


18.023.2019г.

42

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы

1

Урок-путеше­ствие

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фронталь­ный опрос, тест


§ 41

Вопросы и задания


19.02.2019г

43

Северо-Западный район

1

Практикум

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печерского района

§ 42

Вопросы и задания


25.02.2019г.

44

Центральная Россия

1

Обобщающий урок

Работа по группам



26.02.2019г.

45

Географическое положение, природные условия и ресурсы.

1

Семинар

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

§ 43

Вопросы и задания



04.03.2019г.

46

Население Европейского Севера

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос, тест

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кав­казе

§ 44

Вопросы и задания


05.03.2019г.

47

Хозяйство Европейского Севера

1

Семинар

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фронталь­ный опрос, тест



§ 45

Вопросы и задания


11.03.2019г.

48

Географическое положение, природные условия и ресурсы.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Тест: «Европейский Север»

§ 46

Вопросы и задания


12.03.2019г.

49

Население Северного Кавказа.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос


§ 47

Вопросы и задания


18.03.2019г.

50.

Хозяйство Северного кавказа

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос


§ 48

Вопросы и задания


19.03.2019г.

51

Поволжье: ЭГП,природ­ные условия и ресурсы

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Определение факторов раз­вития и срав­нение специа­лизации пище­вой промыш­ленности Евро­пейского Юга и Поволжья

§ 49

Вопросы и задания


01.04.2019г.

52

Население Поволжья

1

Практикум

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фронталь­ный опрос, тест

Тест: «Природа и население Поволжья»


§ 50

Вопросы и задания


02.04.2019г.

53

Хозяйство Поволжья.


Урок изу­чения но­вого ма­териала

индивидуаль­ный, фронталь­ный опрос


§ 51

Вопросы и задания


08.04.2019г.

54

Урал. Геогра­фическое по­ложение, при­родные усло­вия и ресурсы

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фронталь­ный опрос, тест

Тест: «Поволжье»

§ 52

Вопросы и задания


09.04.2019г.

55

Население Урала

1

Практикум

Учебное иссле­дование по картам, реше­ние географи­ческих

задач



§ 53

Вопросы и задания


15.04.2019г.

56

Хозяйство Урала

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

индивидуаль­ный, фронталь­ный опрос


§ 54

Вопросы и задания


16.04.2019г.

57

Западный макрорегион

1

Обобщающий урок



Работа со словарем

22.04.2019г.

58

Общая характеристика

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос


§ 55

Вопросы и задания


23.04.2019г.

59

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики.

1

Урок ак­туализа­ции зна­ний и умений

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос, тест



§ 56

Вопросы и задания


29.04.2019г.

60





Западная Сибирь

1

Урок ак­ туализа­ции зна­ний и умений


Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос, тест



§ 57

Вопросы и задания


30.04.2019г.

61


Восточная Сибирь

1

Семинар

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос



§ 58

Вопросы и задания


06.05.2019г.

62

Дальний Восток

1


Урок изу­чения но­вого ма­териала








Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос, тест «Дальний Восток»

Тест: «Восточная Сибирь»


§ 59

Вопросы и задания

Сообщение

Взаимосвязи России с другими странами

07.05.2019г.

63

Экономические районы России

1

Обобщающий урок


ПР.№10

Составление сравнительной характеристики двух районов по плану.

§ 60

Вопросы и задания


13.05.2019г.

64

Промежуточная итоговая аттестация.

1

Обобщающий урок.




14.05.2019г.

-65

Россия в современном мире

1

Урок изучения нового материала

Конспект. Презентации.


Конспект

Презентация

20.05.2019г.

66-67

Объекты мирового и культурного наследия России

2

Семинар

Конспект. Презентации.


21.05.2019г.

68-

Контрольная работа (итог)


1



















37



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!