МАОУ «Шигаевская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: зам. директора по ВР _________ Мухина М.С. «____» _______ 20017г. | Утверждаю: директор школы ___________ Власов А.А. «________» _________ 2017г. |
ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
«Познай себя»
на 2017-2018уч.г.
составитель:
классный руководитель
Левченко Галина Вениаминовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации учащихся «Познай себя» являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа воспитания и социализации учащихся МАОУ «Шигаевская СОШ».
Пространство воспитания интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.
Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных изменений.
Задачи программы воспитания:
Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
Развивать физические, умственные, творческие способности человека.
Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
Научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения.
Воспитать потребность в созидательной деятельности, эстетическом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
Характеристика класса
В 3 классе обучается 15 учеников: 10 девочек и 5 мальчиков Коллектив дружный, дети уважительно относятся к взрослым и друг к другу, присутствует взаимовыручка. Ребята доброжелательно относятся к новеньким ученикам.
Многие ребята добрые, отзывчивые, спокойно реагируют на замечания и стараются не нарушать правила поведения в школе. Но на некоторых учеников необходимо обращать внимание в плане дисциплины: Алексеева Таня, Цивилёв Семён. Бывают неподготовленными: Гороховская Лера, Попова Полина. По развитию дети в классе неодинаковые. Из ребят можно выделить более активных, способных: Курбатова Милена, Кулькова Юля, Кадырова Алина, Анашкина Ангелина. Эти дети быстро усваивают учебный материал, усидчивы, обладают хорошей памятью, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой. Есть дети, которые бывают пассивны на уроках, отвлекаются, нуждаются в помощи учителя и постоянном контроле: Колодин Серёжа, Цивилёв Семён
Уровень умственного развития в основном средний. Высокий уровень: Анашкиной Ангелины, Курбатовой Милены. Задержка умственного развития- Колодин Серёжа
Все учащиеся физически развиты. Освобождённых от занятий физической культуры нет. Колодин Серёжа часто болеет (бронхиальная астма), также наблюдается и отставание в развитии.
Только 8 учащихся проживают и воспитываются в полных семьях, а у 8 ребят семьи неполные.
Особое внимание необходимо и Алексеевой Тане. Семья неблагополучная, родители лишены родительских прав, дети воспитываются бабушкой.
Кадырова Алина, Анашкина Ангелина стараются быть лидерами у девочек. Когда девочки их не слушают, конфликтуют и плачут.
Алексеева Таня часто ссорится и обижает девочек.
Во внеурочное время все учащиеся класса посещают: кружки, спортивные секции.
Дети из благополучных семей. Родители легко идут на контакт с учителем, интересуются успехами ребёнка.
Анализ воспитательной работы за 2016/2017 учебный год
За два года жизни в коллективе ребята сдружились друг с другом, больше узнали друг о друге, а от этого жизнь в одной «семье» становится легче и интереснее. В данном классе с первых дней обучения, ребята пытаются учиться слушать друг друга, понимать, учатся договариваться друг с другом. Очень любят участвовать в школьных и классных мероприятиях.
Участие класса в мероприятиях разного уровня.
1 сентября в школе был проведен праздник «День знаний», после чего учащиеся 2 класса прошли в свой класс, где прошел классный час «Россия устремлённая в будущее».
На первой неделе сентября для учащихся был проведен классный час « Права и обязанности школьника, правила поведения в школе» . проводился классный час, посвященный правилам поведения учащихся в столовой.. проведен классный час о соблюдении ПДД во время осенних каникул
Во втором полугодии воспитательная работа продолжала строиться по разработанному плану.
Проведены классные часы: «Школа – наш дом?!», «Герои космоса», «Этот праздник со слезами на глазах». 6 марта ученики поздравляли мам и бабушек с Международным женским днем 8 марта. В течение полугодия постоянно проводились беседы по правилам безопасности из жизнедеятельности: правила поведения на улица, дорогах, у ж/д полотна, на водоемах, на льду, во время гололёда, во время проведения массовых мероприятиях и каникул. Проведена беседа о мерах предупреждения заболеваний ОРВИ и гриппа.
Проведены родительские собрания, на которых родителей познакомили с новыми стандартами образования, говорилось о состоянии материально-технического оснащения школы и о бережном отношении к нему, о работе летнего школьного лагеря, решался вопрос о приобретении учебных пособий на 2016-2017 учебный год. Был дан отчет родительского комитета за год.
Необходимо продолжать изучение особенностей детей, их семей и условий жизни для правильного построения воспитательного процесса.
Первая фаза
Основная идея: «Учимся общению»
Цель: привить навыки культурного поведения, воспитывать этические и эстетические нормы.
Вторая фаза
Основная идея: «Учимся мыслить»
Цель: учить мыслительным операциям, нестандартным решениям, воспитывать нравственные отношения к творческой деятельности
Третья фаза
Основная идея: «Учимся творчеству»
Цель: учить каждое дело выполнять творчески, воспитывать чувство гордости и радости за выполненное дело»
Четвёртая фаза
Основная идея: «Учимся подводить итоги»
Цель: учить осмысливать пройденный путь,
жить и работать творчески.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;
Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов:
ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
Формы проведения мероприятий
классный час
викторины
праздники
конкурсы рисунков, поделок
фотовыставки
экскурсии
спортивные праздники
конкурсы для всей семьи
исследовательская деятельность
диагностические исследования
Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, открытые мероприятия.
Мероприятия по реализации программы
Направление. «Ученик и Отечество»
Цель: формирование у детей соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
2. Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Направление «Знание-сила»
Цель: оказание помощи обучающимся в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
- Создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии.
- Формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность.
- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Направление «Ученик и его семья»
Цель: обучение обучающихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
1. Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания.
2. Формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности педагога в направлении «Я и нравственность»:
- Развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомство обучающихся с нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
- Формирование у обучающихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Направление «Ученик и его здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающихся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
- Формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Направление «Одарённые дети»
Цель: создание условий для проявления обучающимия класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для равного проявления обучающимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям.
3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
4.Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.
Направление «Ученик и экология»
Задачи: воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Направление «Семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение досуга детей родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Повышение педагогической культуры родителей
Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
– совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
– содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
– опора на положительный опыт семейного воспитания
Работа со слабоуспевающими учащимися
1.Создание и работа шефских пар.
2.Выполнение заданий, развивающих творческие способности учащихся.
3.Консультации родителей по подготовке дополнительных заданий.
4.Контроль посещения учащимися кружков а школе
5.Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, выполнении ими
поручений.
6.Исследование интересов детей и предоставление заданий в соответствии
с их интересами.
Работа с трудными учащимися
1.Исследование жилищно – бытовых условий учащихся.
2.Консультации и беседы с родителями по воспитанию детей.
3.Организация досугового времени путём вовлечения учащихся в кружки, секции
и другие внешкольные учреждения.
4.Консультации родителей и детей с психологом и социальным работником.
5.Контроль за выполнением поручений, которые учащиеся выбрали по своему
желанию.
6.Повышение интереса к учению, путём предоставления им посильных
дополнительных заданий по предметам.
Работа с родителями
Задачи:
Достигнуть единства в требованиях школы и семьи к детям.
Стремиться к максимальному развитию воспитательной активности родителей в семье и школе.
Содействовать созданию в каждой семье условий, способствующих успешному воспитанию и обучению детей.
Приёмы
Организация и проведение родительских собраний, заседаний родительского комитета.
Вовлечение родителей к организации и проведению воспитательных мероприятий через родительский комитет.
Проведение в родительский день открытых уроков.
Посещение неблагополучных семей.
Организация всеобуча для родителей на родительских собраниях и индивидуально (по желанию родителей).
Привлекать родителей к уборке, оформлению классного помещения.
Привлекать родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий:
Организация экскурсий.
Организация и проведение новогоднего праздника
Проводить работу по сплачиванию родительского коллектива
Подготовить и провести родительские собрания:
2 неделя сентября – Итоги года .
Конец 1 четверти – Садимся за уроки»
2 четверть –«Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка»
3 четверть – Роль книги в развитии личности школьника»
4 четверть – «Мой ребёнок становится трудным»
Состав классного родительского комитета
1.Попова А.А.
2.Федосеева В.Г
3.Пешкова О.Г
4.Павлова Ю.С
Календарно-тематическое планирование
Воспитание сознательного отношения к учёбе и развитие познавательных интересов | Духовно-нравственное воспитание | Профориентационная работа | Правовое воспитание | Физическое совершенство и укрепление здоровья. | Военно-патриотическое воспитание. | Совместная деятельность школы и семьи. Родительские собрания |
Сентябрь. Месяц безопасности детей. |
День Знаний | «Беслан в наших сердцах» | Урок профориентации. | День Конституции. «Путешествие в страну Законию» | Викторина «Безопасность на дорогах» | Кл час. «Моя малая Родина» | Родительское собрание по теме « Первые уроки школьной отметки» (сентябрь) |
Классный час «Наш класс»(выбор актива класса) | Конкурс рисунков «Внимание,дети» | | «Наши соседи» | День здоровья. «Весёлые старты» Массовая зарядка | Музей народного творчества | Консультации для родителей. |
| | | Урок финансовой грамотности. | | | Индивидуальная работа с родителями |
| | | | | | Заседания родит. комитета. |
Октябрь. Месяц здорового образа жизни. |
| День Учителя. | Урок профориентации. | «Идём в гости» | Осенний кросс | Классный час «Урок мира» | Родительское собрание по теме «садимся за уроки» (октябрь) |
| День пожилого человека. изготовление открытки. | | | | | Консультации для родителей. |
| | | | Тренинг «Игры на доверие» | | Индивидуальная работа с родителями |
Ноябрь. Месяц «Все работы хороши -выбирай на вкус» |
Встреча и работа с психологом. | Беседа «Береги своё время и время других» | Урок профориентации | «На экскурсии» | | День матери. праздник. Конкурс рисунков «Моя любимая мамочка» | Родительское собрание по теме «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка» (ноябрь) |
Классный час «Кто хочет на загадки находить отгадки?» | | Викторина «Путешествие в мир профессий» | | Практикум «Познай самого себя» | | Заседания родительского комитета. |
| | | | | | Индивидуальная работа с родителями. |
| | | | | | Посещение семей на дому. |
| | | | | | Консультации для родителей. |
Декабрь. Месяц духовно –нравственного воспитания |
Конкурс сочинений «Мои добрые дела вчера, сегодня, завтра» | Конкурс на лучшую электронную открытку «Рождественская сказка» | Урок профориентации | Круглый стол «День конституции» | | Классный час « | |
Составление индивидуальных карт учащихся. | Фестиваль «Рождественская звезда» | | | | Классный час «Поэты и писатели бурятии» | Заседания родительского комитета. |
Рериховский центр | Акция «Спешите делать добрые дела» (оказание помощи детскому саду) | | | | | Индивидуальная работа с родителями. |
Классный час «День Наума грамотника» | Конкурс на лучшую игрушку | | | | | Посещение семей на дому. |
| | | | | | Консультации для родителей. |
Январь. Месяц духовности. |
Работа с психологом. | Праздник Рождества Христова | | | | Шоу программа «Зимние каникулы» | |
Отслеживание динамики развития учащихся. | Экскурсия в Музей | | | Тренинг «Что может носовой платок?» | | Консультации для родителей. |
Участие в конкурсе «Аленький цветочек» | Тренинг «Как дарить подарки?» | | | | | Посещение семей на дому. |
Участие в научно-практической конференции | | | | | | Индивидуальная работа с родителями. |
| | | | | | Заседания родительского комитета. |
Февраль. Месяц героико-патриотической работы. |
Отслеживание динамики развития учащихся. | Конкурс чтецов «Лира» | Урок профориентации | Классный час «Мы в ответе за тех, кого приручили» | | Смотр строя и песни | Родительское собрание по теме «Роль книги в развитии личности школьника» (февраль) |
Практикум «Рыцарский герб» | Фотовыставка «Наши младшие друзья» | Экскурсия в пожарную часть | | Спортивна игра «Зарничка» | Классный час «На страже Родины». | Консультации для родителей. |
| | | | | Встреча с ветеранами войны | Посещение семей на дому. |
| | | | | День защитника Отечества. | Индивидуальная работа с родителями. |
| | | | | | Заседания родительского комитета. |
Март. Месяц наук. |
Брейн-ринг «Следствие ведут знатоки» | | Урок профориентации | | | Праздник фотолюбителей | |
Индивидуальная и групповая работа с учащимися. | Праздник «Наши мамы и папы-самые лучшие» | Практикум «Путешествие в мир профессий» | | | | Консультации для родителей. |
| | | | | | Посещение семей на дому. |
| | | | | | Индивидуальная работа с родителями. |
Апрель. Месяц «Праздник чести» |
Интеллектуальная игра «Словесные головоломки» | 1 апреля-День смеха | Урок профориентации | | Практическое занятие по ОБЖ «Безопасное поведение на дорогах города» | | Родительское собрание по теме «Мой ребёнок становится трудным» (март) |
Индивидуальная и групповая работа с учащимися. | | | | | Экскурсия в Краеведческий музей. | Заседания родительского комитета. |
| | | | КВН «Мы и наше здоровье» | | Индивидуальная работа с родителями. |
| | | | | | Консультации для родителей. |
Май. Месяц «Рассвет Победы» |
Игра «Шарик-смешарик» | Праздник «Прощание с третьим классом» | Урок профориентации | | | День Победы. Возложение цветов к обелиску Встреча с ветеранами. | |
Отслеживание динамики развития учащихся. | | | | | Конкурс рисунков, посвящённых Победе в ВОВ | Заседания родительского комитета. |
| | | | | Акция «Ветераны живут рядом». Изготовление поздравительных открыток. | Индивидуальная работа с родителями. |
| | | | | | Консультации для родителей. |