НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 36 ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
| Утверждаю: Директор НОУ «Лицей № 36 ОАО «РЖД» _______________________ /С.Н.Шатунов/ «28» августа 2015г. |
Программа воспитания и социализации
учащихся 8-х классов
Составитель:
воспитатель параллели 8-х классов
Лицея № 36 ОАО «РЖД»
Перминова Ю.А.
Иркутск
2015г.
Паспорт программы
Полное название программы:
Программа воспитания и социализации учащихся 8-х классов лицея № 36 ОАО «РЖД».
Цель программы:
Состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации учащихся, которая отражает нравственный портрет идеально воспитанного лицеиста, высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основные направления:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
• воспитание социальной ответственности и компетентности;
• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;
• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание.
Сроки реализации программы:
1 год.
Возрастная категория:
Учащиеся 8 классов (14-15 лет)
Дата утверждения программы:
28 августа 2015 г.
Автор программы:
Воспитатель (куратор) 8 параллели Перминова Юлия Александровна
Реализация программы:
Программа реализуется воспитателем (куратором) с привлечением администрации и учителей лицея, педагогов дополнительного образования, педагога-организатора ОБЖ, работников библиотеки, медицинского работника, психолога, лицейского самоуправления, приглашенных сотрудников ПДН, родителей.
Пояснительная записка
Программа воспитания и социализации учащихся при получении основного общего образования разработана в соответствии с:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»);
3. Уставом Лицея №36 ОАО «РЖД».
4. Программа воспитания и социализации учащихся при получении основного общего образования в Лицее
Программа воспитания и социализации учащихся при получении основного общего образования построена на основе базовых ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, наука, труд и творчество, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Среди наиболее важных видов деятельности куратора можно отметить следующие: изучение личности каждого ученика, его склонностей, интересов; создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата; развитие у учащихся коммуникативных навыков, помощь в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями, родителями.
Программа направлена:
• на освоение учащимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
• формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья учащихся как одной из ценностных составляющих личности учащегося;
• формирование экологической культуры.
Программа обеспечивает:
• формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития учащихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, потребности учащихся и родителей (законных представителей);
• приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
• приобщение учащихся к общественной деятельности и лицейским традициям, участие в спортивных секциях, творческих кружках и объединениях по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа, в ученическом самоуправлении, в проведении акций и праздников;
• развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации учащихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, культурных и социальных потребностей их семей;
• учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, культурных и социальных потребностей их семей;
• создание условий для профессиональной ориентации учащихся через систему работы педагогов, психологов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность учащихся с родителями (законными представителями);
• осознание учащимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
• формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;
• формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;
• формирование готовности учащихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убеждённости в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;
• осознание учащимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.
Методы воспитательной работы:
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения;
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения;
Методы формирования сознания личности (убеждений, идеалов);
Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения.
Формы воспитательной работы:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека – беседы, изучение истории, создание газет, экскурсии, просмотр кинофильмов, классные часы, творческие конкурсы, праздники, социальные проекты, проведение национально-культурных праздников.
Воспитание социальной ответственности и компетентности – месячник военно-патриотической работы, акции, ярмарки, оказание помощи больным детям, организация и развитие волонтерского движения лицея, организация и развитие ученического самоуправления Лицея, организация дежурства в Лицее, в классе, ролевые и деловые игры;
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания - общественно полезный труд, помощь Лицею, городу, области, благотворительность, оказание помощи нуждающимся, забота о животных, природе, беседы нравственной и этической направленности, о семье, о родителях и прародителях;
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни - спартакиады, эстафеты, походы, соблюдение режима занятий физической культурой и спортом, беседы о здоровом питании, режиме дня, учёбы и отдыха, профилактические мероприятия в рамках месячников профилактики табакокурения, наркомании и СПИДа, беседы с педагогами, психологами, медицинскими работниками, узкими специалистами, родителями;
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии - проекты «БФМШ», «МИР», олимпиады по учебным предметам, фестивали, конкурсы, подготовка и проведение лицейской научно-практической конференции, конкурс проектов, экскурсии на предприятия ВСЖД.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание - кружки художественной направленности, праздники, концерты, конкурсы, фестивали, культурно-досуговые программы, посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательной организации своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.
Цели и задачи программы
Целью воспитания и социализации учащихся при получении основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели воспитания и социализации учащихся решаются следующие задачи:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование нравственного смысла учения, социальноориентированной и общественно полезной деятельности;
формирование морали — осознанной учащимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
усвоение учащимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
В области формирования социальной культуры:
формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
развитие патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
укрепление отношения к семье как основе российского общества;
формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
укрепление у учащегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
Ценностные ориентиры, лежащие в основе духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся:
Содержанием воспитания и социализации учащихся при получении основного общего образования являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
честь;
достоинство;
свобода (личная и национальная);
доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);
дружба;
здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся
Организация духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, учащихся осуществляется по следующим направлениям:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);
воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Организация и условия воспитательной деятельности
Ежедневно:
Организация учебного процесса, контроль за посещаемостью;
Заполнение пропусков в электронном журнале;
Работа с опоздавшими и выяснение причин отсутствия учащихся;
Организация дежурства в классных кабинетах;
Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно:
Контроль за успеваемостью;
Рассылка информационных электронных сообщений;
Проведение мероприятий в классе (по плану);
Работа с родителями (по ситуации);
Работа с учителями-предметниками (по ситуации);
Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни учащихся.
Ежемесячно:
Организация воспитательных мероприятий по направлениям, участие в лицейских праздниках, творческих конкурсах;
Посещение уроков в своём классе;
Консультации у школьного психолога;
Встреча с родительским активом;
Проведение внеклассных мероприятий (по плану).
Один раз в четверть:
Оформление электронного журнала по итогам четверти;
Совещание по планированию работы (по графику);
Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть;
Проведение родительских собраний.
Один раз в год:
Проведение открытого мероприятия;
Проверка личных дел учащихся;
Заполнение сведений об учащихся в журнале;
Заполнение сведений о занятости на факультативах;
Заполнение сведений о занятости в кружках (секциях, клубах);
Заполнение листа здоровья;
Анализ и составление плана работы классов;
Статистические данные класса (сентябрь);
Анкетирование по внеурочной деятельности детей и родителей;
Составление ОШ;
Заполнение личных дел;
Составление социальных паспортов классов;
Составление плана воспитательной работы;
Анализ воспитательной работы.
Для обеспечения воспитательной деятельности с куратором сотрудничают учителя Лицея, педагоги дополнительного образования, педагог-организатор ОБЖ, работники библиотеки, музея Лицея, медицинский работник, психолог. Оснащены и работают кабинеты технологии, хореографии, вокала, театральной студии, киностудия, спортивные залы, музей, библиотека, профцентр, актовый зал.
В Лицее созданы творческие коллективы, студии, детские творческие объединения, кружки, секции, дифференцированные по уровню образования, желанию, способностям, интересам и возрасту, обеспечивающие непрерывную образовательную и творческую подготовку.
Вид деятельности | Содержание деятельности | Сроки |
Организация деятельности, работа с документами | Составление списков классов, листки здоровья, заполнение ОШ-1, журнала по т.б. Оформление социальных паспортов, уточнение сведений о родителях, анкетирование. Работа с личными делами. | Сентябрь |
Работа с электронным журналом Подсчет пропусков, успеваемость. | В течении года |
Организация работы с детьми | Анкетирование учащихся Выбор актива класса Организация дежурства по лицею | Сентябрь |
Диагностика уровня сплоченности коллектива (социометрия) | Октябрь |
Собрание активов классов для подготовки нового года. | Ноябрь |
Подготовка к Новому году, репетиции. Украшение лицея к новогодним праздникам Собрание с активом класса | Декабрь |
Диагностика «Удовлетворенность лицейской жизнью» | Февраль |
Организация и проведение субботника | Апрель |
Диагностика уровня воспитанности коллектива. Работа с творческими коллективами по подготовке итогового родительского собрания. | Май |
Контроль за поведением, питанием, соблюдением режимных моментов, посещением уроков. | В течение года |
Работа над закреплением у школьников навыков культуры поведения, чистоты и аккуратности. | В течение года |
Проведение работы по технике безопасности школьника. | В течение года |
Организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы мероприятий, классных часов с привлечением всего класса и отдельных учащихся. | В течение года |
Участие в подготовке и проведении лицейских праздников; Участие в конкурсах и организация выставок творческих работ. | В течение года |
Организация работы со слабоуспевающими учащимися. | В течение года |
Организация работы с одаренными детьми. | В течение года |
Организация экскурсий, выходов. | В течение года |
Коммуникативная деятельность | Совместное проведение с учителями и педагогами дополнительного образования праздников, лицейских мероприятий. | В течение года |
Координация сотрудничества педагогов, работающих в классе. | В течение года |
Посещение уроков учителей с целью изучения методики преподавания разных предметов. | В течение года |
Сотрудничество с медико-психологическими службами, руководителями дополнительного образования. | В течение года |
Работа с родителями | Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед. | В течение года |
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс: -посещение внеклассных мероприятий; -помощь в организации и проведении классных дел; | В течение года |
Организация работы родительского комитета класса. | Сентябрь |
Участие родителей в работе лицейского родительского комитета. | В течение года |
Перспективный план реализации программы
Направление | Мероприятие | Сроки реализации |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | 1 сентября. Торжественная линейка, посвященные Дню знаний | Сентябрь |
День рождения Лицея. Торжественная линейки. | Октябрь |
Правовые классные часы. «Устав и Положения Лицея…» в рамках месячника правовых знаний. | Октябрь |
Зимняя благотворительная ярмарка «Новогоднее чудо». | Декабрь |
Военно-спортивное состязание «Готов к труду и обороне». | Февраль |
Документально-художественная композиция о Нюрнбергском «Суд народов приговаривает» открытое мероприятие параллели. | Май |
Традиционное возложение цветов к мемориалу «Вечный огонь». | Май |
Торжественное шествие в составе колонны ВСЖД, посвящённое Дню Победы. | Май |
«Вот и стали мы на год взрослей…». Итоговое родительское собрание. | Июнь |
Воспитание социальной ответственности и компетентности | Праздник «День Знаний» | Сентябрь |
Организационное собрание волонтерского движения «Бабочка в ладонях» | Сентябрь |
Предвыборная кампания в ученическое самоуправление | Март |
Выборы лидера Лицея | Март |
Ежегодная церемония награждения победителей конкурса «Звезды Лицея» | Апрель |
Реализация проекта «Бабочка в ладонях» | В течение года |
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания | Праздничный концерт ко Дню учителя «Признание» | Октябрь |
Оформление Лицея к Новому году | Декабрь |
Новогоднее представление «Новогоднее путешествие» | Декабрь |
Классные часы «Страдания от кибермании» по классам. | Январь |
День Святого Валентина. Почта влюбленных | Февраль. |
Торжественные классные часы, посвященные 23 февраля и 8 Марта по классам. | Февраль-Март |
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни | Неделя безопасности дорожного движения: Классный час «Железная дорога – источник повышенной опасности». Проведение инструктажей с учащимися по правилам поведения в транспорте (в том числе в автобусе), на проезжей части, во дворах. Инструктаж по технике безопасности во время проведения Дня здоровья. | Сентябрь |
День здоровья на станции Дачная | Сентябрь |
Неделя безопасности на железнодорожном транспорте: Проведение инструктажей с учащимися по правилам поведения на железнодорожном транспорте, железнодорожных переездах. Классные часы по безопасности, инструктажи по правилам нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути. (Приказ от 8.02.2007 №18) | Сентябрь |
День здоровья на турбазе «Звездный» Поездка на т/б «Звездный». Инструктаж по технике безопасности во время поездки. | Октябрь |
Проведение месячника профилактики табакокурения «Будущее страны за здоровой молодежью»: Лекция по профилактике табакокурения и наркомании Лекция-беседа «Горькие плоды сладкой жизни» Классные часы «Никотин и его разрушительная сила». | Ноябрь |
Месячник профилактики наркомании и СПИДа: Выступление инспектора ПДН об ответственности за употребление алкоголя, наркотиков Встречи-беседы с работниками поликлиники | Декабрь |
«Лыжня России» | Февраль |
Беседа в рамках недели неформального общения медиков-специалистов в сфере репродуктивной медицины «Профилактика репродуктивных нарушений у подростков» | Март |
Месячник профилактической работы по безопасности на объектах ж/д (по плану ВСЖД): | Март |
Месячник экологической культуры и здоровья: Классный час «Чернобыль-мертвый город», Участие в городском субботнике Операция «Лицейский двор» Посадка деревьев, благоустройство лицейской территории, трудовой десант по уборке детской площадки, операция «Клумбы». | Апрель |
Первенство Лицея по волейболу | Март |
Традиционная легкоатлетическая эстафета на приз газеты «Восточно-Сибирский путь» | Май |
Кубок Лицея по футболу | Май |
Проведение месячника безопасности на железнодорожном транспорте: Классные часы по безопасности, инструктажи по правилам нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути. (Приказ от 8.02.2007 №18) | Май |
Акции: «Мы за чистый город», «Здоровье – новая мода» | В течение года |
Выезды на турбазу | В течение года |
Инструктаж по ТБ во время каникул | В течение года |
День здоровья на на турбазе «Звездный» | Май |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание | Гала-концерт конкурса чтецов «Гой ты, Русь, моя родная…» | Октябрь |
Мероприятия, посвященные Дню рождения Л. Гайдая | Январь |
Тематические фотовыставки. | Май |
Участие в конкурсах и фестивалях различного уровня | В течение года |
Акция «В музей, театр… всей семьёй» | В течение года |
Театрализованное представление на английском языке «Кентервильское привидение» в рамках итогового родительского собрания. | Июнь |
Подготовка творческих номеров к итоговому родительскому собранию. | Июнь |
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии | Экскурсии на предприятия и организации железной дороги: музей истории ВСЖД; музей вагонного депо; экспозиционно-лекционный поезд ОАО «РЖД». | В течение года |
Планируемые результаты
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Результатом освоения данного направления будут:
ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;
знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная организация, основных прав и обязанностей граждан России;
системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;
представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;
понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;
уважительное отношение к органам охраны правопорядка;
знание национальных героев и важнейших событий истории России;
знание государственных праздников, их истории и значения для общества.
Воспитание социальной ответственности и компетентности
Результатом освоения данного направления будут:
позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;
умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;
первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;
сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;
знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;
умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;
умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в классном и школьном коллективах;
умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в классном и школьном коллективе;
ценностное отношение к мужскому или женскому гендеру (своему социальному полу), знание и принятие правил полоролевого поведения в контексте традиционных моральных норм.
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
Результатом освоения данного направления будут:
ценностное отношение к лицею, своему городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
толерантное отношение к представителям всех национальностей Российской Федерации;
умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
знание традиций лицея, бережное отношение к ним;
понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
готовность сознательно выполнять правила для учащихся, понимание необходимости самодисциплины;
потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;
умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви;
понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие;
понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
Результатом освоения данного направления будут
ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью окружающих;
осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;
умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;
знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;
знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;
умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;
умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;
умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах;
умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение;
знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;
формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;
отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях;
умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;
проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;
овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание
Результатом освоения данного направления будут
ценностное отношение к прекрасному;
понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира;
способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
представление об искусстве народов России;
опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;
опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;
опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
Результатом освоения данного направления будут
понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
понимание нравственных основ образования;
начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;
умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач;
самоопределение в области своих познавательных интересов;
умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников;
начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;
понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;
осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;
знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
начальный опыт участия в общественно значимых делах;
навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;
знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека;
VIП. План работы с классными коллективами (параллелью) | НАПРАВЛЕНИЯ | СЕНТЯБРЬ | ОКТЯБРЬ | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Подготовка к конкурсу чтецов «Гой ты, Русь моя родная…» | День рождения Лицея (торжественная линейка) Конкурс чтецов «Гой ты, Русь моя родная…» Правовые классные часы. «Устав и Положения Лицея» в рамках месячника правовых знаний. | Воспитание социальной ответственности и компетентности | Выбор актива класса. Собрание волонтерского движения (план работы на год). | Подготовка ко дню учителя Организация дежурства по лицею на 1 полугодие. | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры | Начало благотворительной акции для детей, больных раком крови «Стань волшебником. | Выход в Филармонию «Творческий вечер Б.Изаксона». Выход в Музыкальный театр "Свадьба Кречинского», учебно-экскурсионная поездка в г. С. Петербург с посещением театров, выставочных залов, музеев, экскурсий по городу и его окрестностям. | Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания | День Знаний Торжественная линейка. | Праздничный концерт ко Дню учителя «Признание». | Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни | День Здоровья на ст. Дачная. Инструктаж по технике безопасности во время проведения Дня здоровья. Классный час «Железная дорога – источник повышенной опасности». Проведение инструктажей с учащимися по правилам поведения в транспорте (в том числе в автобусе), на проезжей части, во дворах. | Всероссийская олимпиада школьников по физкультуре. Выезд на День здоровья на турбазу «Звездный». Инструктаж по технике безопасности во время проведения Дня здоровья. | Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии | Вечер-встреча «Планета БФМШ», Что? Где? Когда? | Школьный этап всероссийской олимпиады школьников, «Парад наук», Математическая карусель Парад наук | НАПРАВЛЕНИЯ | НОЯБРЬ | ДЕКАБРЬ |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Классный час «День народного единства» | Зимняя благотворительная ярмарка «Новогоднее чудо» |
Воспитание социальной ответственности и компетентности | Собрание творческой группы для подготовки нового года Организация спортивных команд классов. Итоги дежурства по лицею. | Собрание с активами классов и творческими группами, украшение лицея и подготовка к новогодним праздникам. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры | Учебно-экскурсионная поездка в г. С. Петербург с посещением театров, выставочных залов, музеев, экскурсий по городу и его окрестностям. Подготовка к новогодним мероприятиям. | Подготовка к новому году. Новогоднее представление «Новогоднее путешествие». |
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания | Выход в Муз.театр "Труффальдино из Бергамо". | Выход в драмтеатр им. Охлопкова «Оскар и Розовая Дама». |
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни | Лекция по профилактике табакокурения и наркомании в рамках месячника профилактики табакокурения «Будущее страны за здоровой молодежью». Лекция-беседа «Горькие плоды сладкой жизни». Классные часы «Никотин и его разрушительная сила». Первенство лицея по баскетболу. Соревнования по волейболу. | Первенство округа по волейболу. Беседа о спиде. Профилактическая беседа «Наркомания – причины и последствия». Первенство лицея по пионерболу Классный час «Правила пользования пиротехникой в период проведения новогодних праздников». Правила безопасности во время зимних каникул |
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии | Лицейское первенство «Что? Где? Когда?» Осенний кубок. Школа МИР на базе лагеря «Звездный». | Экскурсия в музей вагонного депо ВСЖД по классам. Экскурсии на Передвижной выставочный лекционный комплекс ОАО «РЖД» Региональная научно-практическая конференция. «Мой город». Дистанционные олимпиады по математике. |
НАПРАВЛЕНИЯ | ЯНВАРЬ | ФЕВРАЛЬ |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Классный час «Устав и Положения лицея». | Военно-спортивное состязание «Готов к труду и обороне». |
Воспитание социальной ответственности и компетентности | Организация дежурства по лицею на 2 полугодие Собрание со старостами и заместителями | Собрание с активами классов для обсуждения поздравления с 23 февраля и 8 марта. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры | Мероприятия, посвященные дню рождения Л.И. Гайдая | Выход в ТЮЗ им. Вампилова «Дуэль» |
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания | Классные часы «Страдания от кибермании» по классам. Выход в драмтеатр им. Охлопкова «Немного нежности». | День Святого Валентина. Почта влюбленных. Поздравление юношей с 23 февраля по классам. |
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни | Турнир по настольному теннису Профилактика ДТП Беседа «Осторожно гололёд!» | «Лыжня России». |
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии | Зимняя БФМШ Региональный этап ВОШ | Зимние математические сборы проф. А.С. Голованова. НПК «Эврика» |
НАПРАВЛЕНИЯ | МАРТ | АПРЕЛЬ |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Классный час «Наши права и обязанности». | Военно-спортивное состязание «Готов к труду и обороне». |
Воспитание социальной ответственности и компетентности | Собрание активов классов для обсуждения подготовки к лицейской НПК. Собрание творческой группы для подготовки документально-художественной композиции ко Дню Победы. | Ежегодная церемония награждения победителей конкурса «Звезды Лицея» Собрание со старостами и заместителями |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры | Репетиции творческих номеров и театральной постановки к итоговому родительскому собранию. | Премьера спектакля театральной студии им. Л. Гайдая «Беда от нежного сердца». Работа с творческими коллективами по подготовке к итоговому родительскому собранию. Церемония награждения «Звезды Лицея» |
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания | Поздравление девушек с 8 Марта по классам. | Выход в музыкальный театр им. Загурского |
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни | Беседа в рамках недели неформального общения медиков-специалистов в сфере репродуктивной медицины «Профилактика репродуктивных нарушений у подростков». Инструктаж учащихся по правилам поведения на объектах ж/д. Первенство лицея по волейболу. | Классный час «Чернобыль-мертвый город». Участие в городском субботнике. Операция «Лицейский двор» Посадка деревьев, благоустройство лицейской территории, трудовой десант по уборке детской площадки, операция «Клумбы». |
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии | НПК «Старт в науку» НПК «Шаг в будущее, Сибирь!» Лицейское первенство «Что, где, когда?» Весенний кубок Экскурсии в резерв проводников.(19-20 апреля) | НПК «С Иркутском связанные судьбы» НПК лицейская «Наука и творчество» Городской конкурс юных программистов «Весенние старты» Экскурсии на предприятия ВСЖД |
НАПРАВЛЕНИЯ | МАЙ | ИЮНЬ |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Документально-художественная композиция о Нюрнбергском «Суд народов приговаривает» открытое мероприятие параллели. Традиционное возложение цветов к мемориалу «Вечный огонь». Торжественное шествие в составе колонны ВСЖД, посвящённое Дню Победы. | «Вот и стали мы на год взрослей…». Итоговое родительское собрание. |
Воспитание социальной ответственности и компетентности | Работа с творческими коллективами по подготовке итогового родительского собрания | |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры | Выход в музыкальный театр им. Загурского «Алые паруса» | Концерт на итоговом родительском собрании. Участие в карнавальном шествии, посвященном Дню города |
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания | Участие в лицейском праздничный концерте ко Дню победы для ветеранов Великой Отечественной войны ВСЖД и Свердловского округа | |
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни | Традиционная легкоатлетическая эстафета на приз газеты «Восточно-Сибирский путь», Классные часы по безопасности, инструктажи по правилам нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути. (Приказ от 8.02.2007 №18), День здоровья на турбазе «Звездный». Кубок Лицея по футболу. | |
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии | Слёт победителей городских предметных олимпиад, НПК и конкурсов «Умники и умницы» Всероссийская конференция учащихся «Первые шаги в науку» | Летняя БФМШ |
IX. План работы с родителями учащихся
№ | Дата | Название |
1. | сентябрь | Организационное родительское собрание «Особенности учебной деятельности в 2015-16 г.» |
2. | сентябрь | Собрание родительского комитета по организационным вопросам. |
3. | ноябрь | Собрание родительского комитета по вопросам проведения новогодних праздников. |
4. | декабрь | «Правовые основы ответственности несовершеннолетних и их родителей в Российской Федерации». |
5. | январь | Индивидуальные встречи с родителями по итогам успеваемости в 1-м полугодии |
6. | январь | «Длительное пребывание подростков в социальных сетях и зависимость от электронных гаджетов». |
7. | февраль - март | Собрание родительского комитета по вопросам проведения праздников: 23 февраля и 8 марта. |
8. | апрель | «Психология взросления. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения». |
9. | июнь | Итоговое родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее» |
11. | в течение года | Индивидуальные встречи с родителями по вопросам успеваемости и посещаемости. Консультации психолога лицея. |
X. Список литературы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».- О-13 Москва: Проспект, 2015. – 160 с.
Доклад Правительства Российской Федерации "О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2012 году» (http://kobr.spb.ru/page/298)
План воспитательной работы классного руководителя 8 класса на 2015-2016 учебный год (http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2015/12/02/plan-vospitatelnoy-raboty-na-2015-2016-uchebnyy-god-8)
Воспитательная деятельность педагога: учеб.пособие /Под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой.- М.: «Академия», 2007.- 336с.
http://www.rgsu.ru/upload/medialibrary/133/mu-kurator.pdf
Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. «Управление воспитательным процессом в школе» - 2015. -№1
Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие / Т.А. Стефановская.- М.: «Академия», 2006.- 192с.
http://school13orel.ru/files/uploads/files/vospitatelnaya_rabota.pdf
Байбородова, Л. Планирование воспитательной работы классным руководителем /Л. Байбородова //Школьное планирование. - 2004. - №4. –С.23-26.
Дереклеева, Н. И. Родительские собрания: 5-11 кл. - М.: ВАКО, 2004. 237с. - (Педагогика. Психология. Управление)
Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя: 5-11 классы.- М.: ВАКО, 2002. - 190с. - (Педагогика и психология)
Щуркова, Н. Е. Классный руководство: Рабочие диагностики. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 96с. - (Папка классного руководителя)
Сергеева В. П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. - М.: Пед. общество России, 2001. - 256с.
50 СЦЕНАРИЕВ КЛАССНЫХ ЧАСОВ. -М.: Педагогический поиск, 2003.- 160 с.
Журнал «Классное руководство в воспитании школьников», 2015г.
Планирование воспитательной работы в классе (http://www.klass.by/pl_rab.html)
Темы родительских собраний (http://30basy.edusite.ru/p28aa1.html )
Приложение