СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитания и социализации обучающихся начального общего образования.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на поэтапное создание условий для социализации, воспитания и развития нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания и социализации обучающихся начального общего образования.»

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя школа №8

с. п. Новосмолинский Володарского округа Нижегородской области




Утверждено

приказом по МАОУ СШ №8

«__» ____________ 202__г. №_____


Директор МАОУ СШ№8

_____________ И.В. Васильева














Программа воспитания и социализации обучающихся

начального общего образования















Разработала:

социальный педагог МАОУ СШ№8

Е.И. Калёнова







Содержание:


  1. Введение.

  2. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания, социализации учеников начальных классов.

  3. Программа воспитания и социализации младших школьников.

  4. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации.

  5. Формы и методы формирования у учеников начальных классов экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

  6. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся начальных классов

  7. Методика для изучения социализированности личности (разработана профессором М.И. Рожковым).

I.Введение

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние.

Большое значение для социализации ребенка имеет общество. Социальную среду ребенок осваивает постепенно. С возрастом освоенная им "территория" все больше расширяется. При этом ребенок постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где его лучше понимают, относятся к нему с уважением. Для процесса социализации большое значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный. В процессе социализации проявляется объективная потребность человека в индивидуальном развитии. Ребенок начинает искать способы и средства для выражения личности, использовать их, в результате чего происходит его индивидуализация. Личность приобретает черты неповторимости, уникальности. Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии.

Решение задач социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации воспитательной деятельности, особенно в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется ФГОС. Согласно стандартам, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, воспитание и социализация есть процессы становления личности.





II. Цели и задачи духовно – нравственного развития, воспитания, социализации учеников начальных классов

Программа воспитания и социализации младших школьников разработана в соответствии:

  1. Закон РФ «Об образовании»,

  2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения,

  3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

В соответствии с требованиями Концепции, ФГОС была определена цель программы воспитания и социализации учащихся начальной школы:

III.Программа воспитания и социализации

Исходя из этого, была создана программа по социализации для учащихся 1 – 4 классов.

Цель программы: Поэтапное создание условий для социализации, воспитания и развития нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Основные идеи программы воспитания и социализации

  1. Идея актуальной и потенциальной успешности личности ученика в процессе самореализации.

  2. Идея педагогической поддержки личности ученика в процессе самореализации и на пути к успеху.

  3. Идея вариативности развития и самореализации личности в процессе достижения успеха.

  4. Идея стимулирования стремления личности учителя и ученика к успеху.

  5. Идея целостности и взаимосвязи личностной и профессиональной успешности учителя.

  6. Идея развития школы как открытой, саморазвивающейся системы, взаимодействующей с социальными объектами города, края.


В совокупности все эти идеи направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.

Общие задачи воспитания и социализации учащихся классифицированы по направлениям, каждое из которых тесно связанно с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России, основано на определенной системе базовых ценностей и призвано обеспечить принятие их обучающимися.


Основные направления программы воспитания и социализации обучающихся.

  1. "Мы – гражданин России"

Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Задачи:

-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: ее истории, традициях, культуре, праве;

- способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;

-воспитывать у учащихся активную жизненную позицию;

-воспитание социальной ответственности и компетентности;

Содержание:

• элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

• интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

• начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

• элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;

• интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, родного края;

• стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;

• любовь к образовательному учреждению, своему краю, России;

• уважение к защитникам Родины.


1 класс

Формы работы:

Воспитание гражданственности, патриотизма:

Викторины:

«Моя родина – Россия, герб, флаг, гимн России»

«Край, в котором я живу»

«Богатыри земли русской»

Конкурсы

чтецов, сочинений, рисунков на темы:

«Моя Россия»

«Мир без войны»

«Мир глазами детей»

Акции:

«Письмо солдату»

Праздники:

«День двора»

«Первый раз, в первый класс»

«Мы школьниками стали»

«День защитников отечества»

Воспитание семейных ценностей:

«История моего имени»

«Моя семья в фотографиях и воспоминаниях»

«Праздники в нашей семье»

Праздники:

«Мамины руки, нет их теплее…»

«Масленица»

Воспитание правовое:

«Кто прав, кто виноват?»

«Человек среди людей»

«Всемирный день прав ребенка»

«Права ребенка»

2 класс

Формы работы:

Воспитание гражданственности, патриотизма:

Викторины

«Дети в годы войны»

«Символы Смоленска»

Конкурсы

чтецов, сочинений, рисунков на темы:

«Моя малая Родина»

«Война в истории моей семьи»

Экскурсии:

посещение школьного музея;

Акции:

«Подарок ветерану»

Праздники:

«День Победы»

«День защитников отечества»

Круглый стол:

«Они сражались за Родину»

«Писатели – дети войны»

Творческие конкурсы:

«Малая родина»

«Памятные места г.Ярцево»

Воспитание семейных ценностей:

«История создания семьи моих родителей»

«Традиции нашей семьи»

Праздники:

«История моего дома»

«Дорогое слово – отец»

«День защитника Отечества»

«Мама года»

Проект:

«Традиции в моей семье»

Воспитание правовое:

«Что такое право?»

«Ответственность и дисциплина»

«Конституция глазами детей»

Викторины:

«Мои права и обязанности»

3 класс

Формы работы:

Воспитание гражданственности, патриотизма:

Викторины

«Историческое наследие страны»

«Русь, Россия, Родина моя»

«Пионеры герои»

«Край, в котором я живу»

Конкурсы

чтецов, сочинений, рисунков на темы: «Моя Россия»

«И помнит мир спасенный»

Экскурсии:

Посещение школьного музея

Акции:

«Письмо солдату»

«Подарок ветерану»

«Спасибо вам, учителя»

Праздники:

«Священный праздник - День Победы»

Круглый стол:

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Творческие конкурсы:

«Малая родина»

«Памятные места г. Смоленска»

Воспитание семейных ценностей:

«Мои семейные реликвии»

«Памятные даты моей семьи»

Праздники:

«День Матери»

Проект:

«Семейная реликвия»

Воспитание правовое:

«Ответственность и дисциплина»

4 класс

Формы работы:

Воспитание гражданственности, патриотизма:

Викторины:

«Историческое наследие страны»

«Никто не забыт, ничто не забыто»

«Подвиги пионеров героев»

«Что? Где? Когда?»

«Обычаи и традиции народов России»

Конкурсы

чтецов, сочинений, рисунков на темы:

«Мой дом, моя Родина»,

«Слава Великой державе»

«Песни и строя»

Экскурсии:

Посещение школьного музея

Акции:

«Письмо солдату»

«Подарок ветерану»

"Спасибо вам, учителя

Праздники:

«Подвигу жить в века»

«Путешествие по колеснице времени»

Круглый стол:

«Это нашей истории строки»

Творческие конкурсы:

«Малая родина»

Воспитание семейных ценностей:

«Мои семейные реликвии»

«Моя родословная»

«Летопись моей семьи»(памятные даты моей семьи)

«Моя семья в фотографиях и воспоминаниях» (традиции нашей семьи)

Праздники:

Праздники семьи

«История моего дома»

«Масленица»

Проект:

«Летопись моей семьи»

Воспитание правовое:

«Конвенция прав ребенка»

Викторины:

«Знай свои права»



2."Мы дружим друг с другом"

Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: справедливость, милосердие, честь, достоинство, почитание родителей, забота о старших и младших, нравственный выбор.

Цель: развитие коммуникативных навыков

Задачи:

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание;

  • воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.

  • развитие представлений о душевной и физической красоте человека,

  • развитие умения понимать и принимать себя и других

  • познание и формирование каждым ребенком своего « Я»

  • сформировать у учащихся коммуникативные навыки

  • сформировать умение совершенствоваться в коллективе

Содержание:

• различение хороших и плохих поступков

• представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе

• уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим

• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке

• бережное, гуманное отношение ко всему живому

• знание правил этики, культуры речи

1 класс

Формы занятий:

Конкурсы:

"Расскажу о хорошем человеке"

Конкурс плакатов, рисунков

"Я хочу помочь людям"

Бнеседы:

«Что в имени тебе моем»

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»»

«Доброе слово, что ясный день»

«Учимся дружить»

Праздники:

«Праздник Вежливых Наук»

«День матери»

«Рождество Христово»

«Пасха»

Акции:

«Сотвори Рождественское чудо»

«Помоги собраться в школу»

"Игрушки и книжки – детям приюта"

Театрализованные постановки:

«Рождество Христово», «Пасха»

2 класс

Формы занятий:

Конкурсы:

"Добрые руки человеческой помощи"

Конкурс плакатов, рисунков

"Твори добро"

Беседы:

"Азбука вежливости, или Этикет на каждый день"

«Вежливость и невежливость»

«Спешите творить добро»

« Мое настроение»

«Рыцарский турнир вежливости»

Праздники:

«День учителя»

«День матери»

«Рождество»

«Пасха»

Акции:

«Сотвори новогоднее чудо»

«Помоги собраться в школу»

"Игрушки и книжки – детям приюта"

Театрализованные постановки:

«Рождество Христово», «Пасха»

3 класс

Формы занятий:

Конкурсы:

Конкурс плакатов, рисунков

"Передай добро по кругу"

Классные часы:

«Путешествие в страну Справедливости»

«Умеешь ли ты прощать обиды»

«Друг в моей жизни»

«Русские традиции»

«Золотые ключики к сердцам»

Праздники:

«День учителя»

«День матери»

«День семьи»

«Рождество»

«Пасха»

Акции:

«Сотвори новогоднее чудо»;

«Помоги собраться в школу».

"Игрушки и книжки – детям приюта"

Театрализованные постановки:

«Рождество Христово», «Пасха»

4 класс

Формы занятий:

Конкурсы:

"Доброта спасет мир"

Конкурс плакатов, рисунков

"Школьный этикет"

Беседы:

«Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других»

«Я, мои успехи и неудачи»

«Я и мои друзья – вместе дружная семья»

Праздники:

«День учителя»

«День матери»

«День семьи»

«День учителя»

«Рождество»

«Масленица»

«Пасха»

Акции:

«Сотвори Рождественское чудо»

"Игрушки и книжки – детям приюта"

Театрализованные постановки:

«Рождество Христово», «Пасха»



IV. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации.


Данная цель будет достигаться через решение следующих задач:

  1. в области формирования личностной культуры

  • формирование способности к духовному развитию – «стремление быть лучше»;

  • формирование нравственного смысла учения;

  • реализация творческого потенциала в учебно-игровой и социально-ориентированной видах деятельности;

  • формирование основ морали – осознание необходимости определенного поведения на основе принятых в обществе представлений о добре и зле; должном и недопустимом; укрепление позитивной нравственной самооценки и самосознания;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формировать способности формулировать и отстаивать свою точку зрения;

  • формирование умения к самостоятельным поступкам, т.е. умения принимать решение и брать ответственность на себя за их результат;

  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

  • формирование трудолюбия;

  • осознание ценности человеческой жизни.

  1. в области формирования социальной культуры

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • формирование чувства гордости за свой город, за свое Отечество, чувство личной ответственности за судьбу Отечества;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями и старшими детьми в решении общих проблем;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование демократических ценностных ориентиров и толерантности.

  1. в области формирования семейной культуры

  • формирование ценности семьи, почтительного отношения к родителям; осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

В программе социализации и воспитания сделан акцент на следующих нравственных ценностях:

  • патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине;

  • социальная солидарность: личная свобода и права другого человека, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь и достоинство;

  • гражданственность – долг перед старшим поколением, семьей; закон и правопорядок;

  • семья – здоровье, почитание родителей, забота о старших и младших;

  • труд и творчество – творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие и бережливость;

  • наука – познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание;

  • традиционные российские религии, ценности, которые усваиваются в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

  • природа – жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля;

  • человечество – мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов.



V. Формы и методы формирования у обучающихся духовно-нравственной культуры,

культуры здорового и безопасного образа жизни


Православная культура складывается из знаний и умений, этического мышления, ценностных ориентаций, нравственного поведения.

Православная культура – это качество личности, компонентами которой являются:

  • интерес к природе и проблемам ее охраны;

  • знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;

  • нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;



Методы и формы духовно-нравственного воспитания:

  • игра позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;

  • дискуссии, способствуют проявлению личного отношения учащихся к экологическим проблемам;

  • беседа, позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях;

  • ролевые игры, выступают средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям;

  • доклады учащихся;

  • викторины;

  • праздники;

  • кукольные и театрализованные постановки;

  • карнавальные шествия;

  • выставки творческих работ;

  • практические занятия озеленение пришкольного участка, сбор корма для зимующих птиц, изготовление кормушек, рисунки, плакаты, листовки, выступление агитбригад;

  • игры-экскурсии;

  • интерактивные пу­тешествия;

  • проекты;

Формирование этических норм и понятий у младших школьников осуществляю с помощью заданий, которым придаю духовно-нравственную направленность. В результате этого учащиеся чаще вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевают практическими умениями, участвуют в творческой деятельности.

Технологии взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса и социальных институтов

Духовно-нравственное развитие и воспитание учеников начальных классов осуществляется образовательным учреждением, семьёй, внешкольными учреждениями, учреждения дополнительного образования.

Важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.

Основные технологии:

Технологии воспитания:

  • технология поддержания и переключения внимания детей во время беседы с ними;

  • технология включе­ния детей в игру;

Ситуативные технологии воспитания:

  • технология организации «ситуации успеха»для поддержания чувства собственного достоинства ребенка, повышения его самооценки, при­нятия субъектной позиции;

Перспективные технологии воспитания:

  • технология мероприятия;

  • технология игры;

  • технология коллективного дела.

VI. Планируемые результаты воспитания и

социализации обучающихся начальных классов


1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• ценностное отношение к Родине, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;

• понимание защиты Отечества как долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;

• знание национальных героев и важнейших событий истории России;

• знание государственных праздников, их истории и значения для общества.

2.Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

• ценностное отношение к школе, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества

• умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

• знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;

• понимание правил культуры поведения, общения и речи, умение преодолевать конфликты в общении;

• готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;

• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии;

3.Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:

• ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

• осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;

• умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;

• знание норм и правил экологической этики;

• отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, способность давать нравственную и оценку действиям экологических проблем;

• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

4.Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:

• самоопределение в области своих познавательных интересов;

• умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из источников;

• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу

  • участия в общественно значимых делах;

• навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

• знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, знаниям и умениям человека;

5.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):

• ценностное отношение к прекрасному;

• способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

• опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;

• опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;

• опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.


VII. Методика для изучения социализированности личности

(разработана профессором М.И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

 4 - всегда;

 3 - почти всегда;

2 - иногда;

1 - очень редко;

0 - никогда.

Анкета- опросник

1. Стараюсь слушаться во все своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!