СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа духовно-нравственного воспитания, социализации и развития учащихся на ступени начального общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа создана на основе Примерной программы воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования,  Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Программы воспитания школьника доктора педагогических наук, профессора Н.Е. Щурковой.

Программа соответствует  Закону Российской Федерации «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В основу разработки программы положены идеи и принципы культурно-исторической теории Л.В. Выготского,  деятельностная теория развития Д.Б. Эльконина–В.В Давыдова, психологическая теория А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, методика формирования классного коллектива А.С. Макаренко, концепция взаимодействия детей и взрослых на основе коллективно-творческой деятельности И.П. Иванова, ключевые компетенции А.В. Хуторского. 

Просмотр содержимого документа
«Программа духовно-нравственного воспитания, социализации и развития учащихся на ступени начального общего образования»



 











Программа

духовно-нравственного воспитания,

социализации и развития учащихся

на ступени начального общего образования













Разработчик:

Мальнева Любовь Борисовна,

учитель высшей категории начальной школы

Бийского лицея - интерната












Бийск

2017




Пояснительная записка

Программа создана на основе Примерной программы воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования, Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Программы воспитания школьника доктора педагогических наук, профессора Н.Е. Щурковой.

Программа соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В основу разработки программы положены идеи и принципы культурно-исторической теории Л.В. Выготского, деятельностная теория развития Д.Б. Эльконина–В.В Давыдова, психологическая теория А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, методика формирования классного коллектива А.С. Макаренко, концепция взаимодействия детей и взрослых на основе коллективно-творческой деятельности И.П. Иванова, ключевые компетенции А.В. Хуторского.


Одним из ведущих направлений модернизации образования является создание эффективной системы воспитания в общеобразовательных учреждениях. Современная школа должна создать условия по организации целостного пространства духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьника, физически и психически здоровой личности, обладающей внутренней и внешней культурой, способной к активной творческой и полезной деятельности, к самоорганизации развития своих возможностей и самоопределению в жизни.

С поступлением ребенка в школу начинается новый период в его жизни – социальная жизнь. Позиция школьника – первый социальный статус ребенка. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная деятельность, которая существенно изменяет характер его поведения, открывает новые возможности развития его познания, сознания, способностей. К школьнику предъявляется система требований, обязанностей и прав. Изменяются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Учебная деятельность – основа построения новых связей и отношений ребенка с действительностью. Как отмечает Д.Б. Эльконин, переход к системному обучению в школе, к усвоению научных понятий представляет подлинную революцию в представлениях ребенка об окружающих предметах и явлениях действительности. Предметом изменений в учебной деятельности становится сам ребенок, как субъект, осуществляющий эту деятельность. Результатом учебной деятельности, в которой происходит усвоение научных понятий, является изменение самого ученика, его рост и развитие. При поступлении ребенка в школу учебная деятельность еще не сформирована. Младший школьник должен научиться учиться.

Воспитание первоклассника - ответственный этап воспитательного процесса. Здесь важно не навредить, не поломать тонкую душу ребенка. Опорой в его школьном формировании должна стать природа – дом человечества и его собственный дом, в котором он живет и будет жить, который является не только объектом любознательного изучения, но и объектом формирующихся отношений. Фундаментальным основанием в общем отношении к миру является отношение к природе. Мир природы разворачивается в своем удивительном многообразии, в своей гармонии, красоте, единстве и целостности. Но сам ребенок не способен к осознанию связи всего живого, к общению с природой. Поэтому воспитывая отношение к природе, педагог закладывает основы будущего осознанного ценностного отношения к жизни.

Решение этих задач немыслимо без четкого осознания каждым педагогом смысла и цели проводимой работы, ее содержания и сути инновационных процессов, определяющих его изменения и развитие. От педагога требуется признание нового статуса ученика в процессе собственного образования. Субъектная позиция учащегося предполагает принципиально иные, отличные от традиционных, способы взаимодействия всех участников образовательного процесса. Воспитание неотделимо от обучения. Поэтому важно учитывать, чтобы цели обучения не противоречили целям воспитания, а принципы организации учебно-воспитательного процесса обеспечивали единый подход.


Воспитание должно быть целенаправленным процессом управления, руководства и организации совместной деятельности педагога, родителя, ребенка и основано на принципах:


  • Принцип субъектности.

  • Принцип коллективной деятельности участников педагогического процесса.

  • Принцип единства требований к организации педагогического процесса.

  • Принцип суверенитета.

  • Принцип психологического комфорта.

  • Принцип развития.


1.Цель и задачи воспитания и социализации учащихся на ступени начального общего образования.

Основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, культурного и компетентного гражданина России.

Задачи

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование нравственного смысла учения;

  • формирование основ морали — осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  • принятие базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

  • осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.



В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности, терпимости, любви к своему Отечеству;

  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, народным традициям;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.


В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;

  • формирование уважительного отношения к культурно-историческим и этническим традициям российской семьи;

  • формирование представления о семейных ценностях.

  • формирование уважительного отношения к родителям, людям старшего поколения;

  • формирование заботливого отношения к старшим и младшим членам семьи;


В области формирования ценностного отношения к природе как общему человеческому дому:

  • формирование умений наблюдать предметы и явления природы, взаимодействовать с предметами с явлениями природы, воспринимать красоту природы и явлений природы;

  • формирование уважительного и бережного отношения к природе, к жизни и ко всему живому как проявлению жизни;

  • формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле;

  • формирование уважительного и бережного отношения к культурным и материальным ценностям, возделанных человечеством – человеческим интересам и отношениям;

  • развитие способностей к оценке собственной жизни и деятельности с позиции Добра, Истины, Красоты;

  • формирование образа жизни, достойного человека.


В области развития интеллектуальных способностей, познавательных интересов и познавательной активности:

  • развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения;

  • развитие умственных способностей, склонностей и дарований;

  • развитие познавательных интересов и познавательной активности;

  • развитие потребности и желания пополнения знаний, повышения уровня образовательной и специальной подготовки.


В области развития творческих способностей, формирования эстетических идеалов, потребностей и вкусов, ценностных отношений к нормам культурной жизни:

  • приобщение к прекрасному в жизни, природе, труду;

  • формирование эстетических знаний, эстетического отношения к действительности;

  • развитие эстетических чувств;

  • развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам природы и красоты;

  • развитие творческих способностей;

  • приобретение теоретических знаний об искусстве и способах самовыражения;

  • формирование практических навыков

  • формирование эстетического идеала;

  • формирование желания и стремления быть прекрасным во всем – мыслях. делах, поступках, внешнем виде.


В области формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • приобретение элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека – физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);

  • приобретение представлений об оздоровительном влиянии природы на человека;

  • укрепление и сохранение физического и психологического здоровья, правильного физического развития;

  • развитие основных двигательных качеств – силы, ловкости, выносливости;

  • формирования потребностей здорового образа жизни;

  • приобретение санитарно-гигиенических навыков, соблюдение здоровьесберегающего режима;

  • формирование ценностного и бережного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников.




2. Ценностные установки

учащихся на ступени начального общего образования


Базовые национальные ценности:

  • патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

  • социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие,

  • милосердие, честь, достоинство, терпимость;

  • гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

  • семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

  • наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

  • традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.


3. Основные направления и ценностные основы воспитания, социализации и развития младших


Организация воспитания, социализации и развития детей младшего школьного возраста в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:


Патриотическое - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Ценности:

  • любовь к России, своему народу, своему краю;

  • служение Отечеству;

  • правовое государство;

  • гражданское общество;

  • закон и правопорядок;

  • поликультурный мир;

  • свобода личная и национальная;

  • доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

  • гармония мира и единство;

  • образ человека и образ жизни, человек как хозяин судьбы.


Духовно-нравственное - воспитание нравственных чувств и этического сознания

Ценности:

  • нравственные ценности и нравственный выбор,

  • жизнь и смысл жизни,

  • природа – как общий дом человечества;

  • человек – субъект жизни и наивысшая ценность на земле;

  • справедливость;

  • милосердие;

  • честь;

  • достоинство;

  • уважение родителей;

  • уважение достоинства человека;

  • равноправие;

  • ответственность и чувство долга;

  • забота и помощь;

  • мораль;

  • честность;

  • щедрость;

  • забота о старших и младших;

  • свобода совести и вероисповедания;

  • толерантность;

  • представление о вере;

  • духовной культуре и светской этике;

  • добро, законы добра;

  • духовность как «очеловечивание мира»


Здоровьесберегающее – формирование бережного отношения к здоровью

как одному из главных ценностей человека,

содействие укреплению психического и физического здоровья, развитие потребностей здорового образа жизни.

Ценности:

  • здоровье как гармония своего внутреннего мира человека;

  • как гармония и взаимодействие человека с внешним миром, природной и социальной средой;

  • как биологическое, социальное и духовное начало человека; здоровье семьи и школьного коллектива;

  • бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих тебя людей;

  • закаливание и личная гигиена;

  • положительные эмоции;

  • чувство психической и физической защищённости;

  • полнота разнообразных чувств; раскованность;

  • ощущение собственного тела и владение им;

  • наслаждение игрой как проявлением духовных и физических сил;

  • культура умственного и физического труда;

  • самосознание личности.


Интеллектуальноe - развитие интеллектуальных способностей, познавательных интересов и познавательной активности

Ценности:

  • любознательность и стремление к познанию тайн, истины, загадок и явлений;

  • чувство радости экспериментирования с объектами неживой природы и открытия нового в знакомом и знакомого в новом, вычленение простейших закономерностей; целеустремлённость, настойчивость, инициатива;

  • передача знаний и опыта другому человеку, стремление к бережному отношению к природной среде, преумножение ее богатств;

  • потребность и желание понять красоту природы; способность к восприятию природы («видеть» и «слышать»), близость ко всему живому;

  • чувство общности с предметами и явлениями окружающего мира;

  • потребность в новых знаниях и открытиях;

  • проявление интереса к общественной жизни, в стране, родном городе, коллективе;

  • культура умственного труда;

  • волевая культура – приобщение к социально выработанным формам активности, которые образуют способы направленного преобразования мира - способы постановки цели (целеполагание), выбора средств и определения очерёдности и последовательности их применения (планирование), прогнозирования возможных эффектов действий (ребёнок учится преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты).


Творческое - развитие творческих способностей, фантазии, эстетических идеалов, потребностей и вкусов, ценностных отношений к нормам культурной жизни.

Ценности:

- радость познания и созидания;

- красота; природа как источник эстетического наслаждения;

- гармония;

- духовный мир человека; эстетическое развитие;

- самовыражение в творчестве и искусстве;

- величие природы и произведений искусства;

- эстетическая и нравственная культура;

- гордость за свой успех и успех коллектива;

- культура чувств и переживаний;

- индивидуальность каждого ребёнка;

- духовно-эмоциональные контакты;

- потребность в художественной деятельности;

- эстетическое сознание;

- обогащение духовного мира.


Коммуникативное - формирование и развитие

коммуникативных качеств детей младшего школьного возраста.

Ценности:

  • проявление эмоционально-оценочного отношения к происходящему;

  • социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние; самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, понимание коллективных взаимоотношений между сверстниками;

  • культурные нормы общения;

  • мораль как совокупность гуманистических норм, ценностей, принципов взаимоотношений между людьми;

  • гуманизм как уважение достоинства личности;

  • принципы равенства, справедливости, человечности;

  • нравственные ориентации - привычки, потребности, чувства, убеждения;

  • этикет (от фр. «etiquette» – «ярлык, этикетка») как совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий;

  • поведение в общественных местах, манеры и одежда;

  • культура общения общества – это степень развития духовных богатств общества в сфере человеческих взаимоотношений, гуманистических принципов и ценностей, этических и этикетных норм, системы знаний в области общения


Саморегуляция поведения - формирование и развитие навыков самостоятельности, самоконтроля и самоанализа собственных действий и поступков.

Ценности:

а) произвольность психических процессов:

  • активность, самостоятельность;

  • произвольная регуляция поведения на уроке;

  • произвольная регуляция двигательной активности на перемене;

  • сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче;

  • собственные усилия для преодоления трудностей и решения задач;

б) умственная работоспособность:

  • способность сосредоточенно думать в течение 15-20 минут;

  • сохранение удовлетворенной работоспособности в течение всего учебного года;

  • способность работать в одном темпе со всем классом;

в) соблюдение социальных и этических норм:

  • принятие и соблюдение лицейских и социальных норм;

  • принятие и соблюдение лицейских социальных качеств4

г) особенности социального поведения:

  • установление дружеских отношений;

  • умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем4

  • готовность к коллективным формам деятельности;

  • установление адекватных ролевых отношений с педагогами;

д) саморегуляция эмоций:

  • наличие усилий, направленных на сдерживание непроизвольных эмоций.


Совместная деятельность педагогов Бийского лицея – интерната и родителей по воспитанию и социализации детей младшего школьного возраста

Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.

Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы с традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования.


Повышение педагогической культуры родителей

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52  Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы Бийского лицея-интерната по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и Бийского лицея – интерната;

  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

Родители принимают деятельное участие в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности лицея по воспитанию и социализации младших школьников, в разработке содержания и реализации программ воспитания и социализации обучающихся, оценке эффективности этих программ. Соответственно составной частью содержания деятельности школы по воспитанию и социализации обучающихся является деятельность школы по повышению педагогической культуры родителей. Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях. Эти знания должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

Содержание программ повышения квалификации родителей отражает содержание основных направлений воспитания и социализации учащихся начальной школы.

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей должны быть согласованы с планами воспитательной работы начальной школы Бийского лицея- интерната. Работа с родителями, как правило, должна предшествовать работе с детьми и подготавливать к ней.

В  системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.


4. Компетентности младшего школьника Компетенция - отчужденное, заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией. Включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Ценностно–смысловые компетенции Компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Обще-культурные компетенции Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных. Общественных явлений и традиций. Компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, опыт освоения картины мира, расширяющийся до культурологического и всечеловеческого понимания мира. Учебно-познавательные компетенции Совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки, владение приемами учебно- познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях Информационные компетенции Навыки деятельности по отношению к информации в различных областях, в окружающем мире, владение современными технологиями. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. Коммуникативные компетенции Способы взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми. Навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Социально – трудовые компетенции Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Компетенции личностного самосовершенствования Владение способами физического, духовного и интеллектуального развития
5. Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы по формированию компетенций
  • учебное сотрудничество (коллективно-распределённая учебная деятельность, в том числе коллективная дискуссия, групповая, парная работа);

  • индивидуальная учебная деятельность (в том числе самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

  • игровая деятельность (в том числе и высшие виды игры – игра – драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);

  • творческая деятельность (в том числе художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив);

  • трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

  • спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях);

  • деятельность по самоуправлению (участие в жизнедеятельности детской организации)

  • свободное общение (самопрезентация, тренинг, дискуссия, беседа).

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
  • получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана);

  • ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

  • ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

  • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

  • знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

  • участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

  • получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

  • участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.



Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России);

  • участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

  • ознакомление с основными правилами поведения в лице и общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

  • усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;

  • посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

  • получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

  • расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся начальной школы получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

  • участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;

  • узнают о профессиях своих родителей и прародителей;

  • получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;

  • приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде);

  • учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология (труд, художественный труд)», участия в разработке и реализации различных проектов);

  • приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе лицея и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных как в учебное, так и в каникулярное время);

  • приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

  • участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
  • приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);

  • участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

  • практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);

  • составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

  • получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);

  • получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива) - в ходе бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями;

  • получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями).

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:
  • усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);

  • получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);

  • получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

  • посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;

  • усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
  • получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России
    (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);

  • ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);

  • обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;

  • обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);

  • получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования);

  • участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;

  • получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;

  • участие в художественном оформлении помещений.



6. Планируемые результаты воспитания

и социализации учащихся начальной школы

Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, лицея, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.


Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении четырех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.

По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
  • ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • уважительное отношение к традиционным российским религиям;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • трудолюбие;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:
  • ценностное отношение к природе;

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:
  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.


Примерные результаты служат ориентировочной основой для проведения мониторинговых исследований, составления портфолио младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.








Примерный план воспитательной работы начальной школы

на учебный год


Цель воспитательной работы в начальной школе:

Воспитание и формирование социально - значимых, позитивных качеств и ценностей, социальной активности и коммуникативности, необходимых для социального становления личности ребенка как высоконравственного ответственного, инициативного, культурного и компетентного гражданина России, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.


Социальное становление (в содержательном плане) – это процесс постоянного психологического и социального роста ребенка, накопления новообразований, освоения социального пространства, определения в нем собственного места и положения, которое происходит в постоянно расширяющихся сферах деятельности и социальных контактов со сверстниками, другими детьми, взрослыми.


Направления работы

Информационно-диагностическое.

Задача. Изучение индивидуальных особенностей, способностей и потребностей детей младшего школьного возраста, коммуникативных умений и навыков с целью выявления уровня воспитанности, проблем и недостатков социального развития для определения содержания деятельности по коррекции проблем и недостатков.


Патриотическое

Задача. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека


Духовно-нравственное

Задача. Воспитание нравственных чувств и этического сознания


Здоровьесберегающее

Задача. Формирование бережного отношения к здоровью как одному из главных ценностей человека, содействие укреплению психического и физического здоровья, развитие потребностей здорового образа жизни


Интеллектуально – познавательное

Задача. Развитие интеллектуальных способностей, познавательных интересов и познавательной активности.

Творческое

Задача. Развитие творческих способностей, фантазии, эстетических идеалов, потребностей и вкусов, ценностных отношений к нормам культурной жизни.

Коммуникативное

Задача. Формирование и развитие коммуникативных качеств детей младшего школьного возраста.

Саморегуляция поведения

Задача. Формирование и развитие навыков самостоятельности, самоконтроля и самоанализа собственных действий и поступков.


Годовой цикл традиционных дел

День знаний

День здоровья

Праздник осени

Выставка поделок из природного материала

День учителя

День лицеиста

Праздник «Посвящение в первоклассники»

Лицейская олимпиада

День милосердия

День матери

Новый год

День защитников Отечества

Масленица

Праздник 8-го марта

День космонавтики

День открытых дверей для родителей

День Победы

Выпускной праздник


3. Взаимодействие с родителями в УВР

Задача. Организовать сотрудничество педагогического коллектива и родителей по вопросам учебно-воспитательной работы в начальной школе.


4. Научно- методическая работа.

Задача. Совершенствовать методическое мастерство, развивать и совершенствовать профессиональные умения и навыки воспитателей, повышать качество приемов и методов воспитательной работы.



1.Информационно- диагностическое.

1. Диагностика развития личности учащегося.


Тема Время проведения Ответствен- ные

Изучение результатов тестирования при поступлении в 1-й класс

сентябрь


Изучение результатов обучения прошлого года

2-4 класс

первая неделя сентября


Изучение интеллектуальной сферы 2-4 классы

1 полугодие



Малые педагогические советы:

«Адаптационный период первоклассников» 1 классы

2 классы

3 классы

4 классы


конец октября


ноябрь

январь


середина декабря


Изучение организации школьного дня учащихся (2-4 классы)

сентябрь


Изучение особенностей внимания, функциональной работоспособности учащихся

январь

декабрь


Исследование уровня и характера школьной тревожности

2 классы

4 классы


ноябрь

декабрь


Изучение межличностных отношений в классе

ноябрь


Исследование уровня сформированности системного мышления логических операций 4 классы


январь-

февраль



Исследование мотивационной сферы учащихся:

«Сформированность новой внутренней позиции.»

1 классы

«Нравиться ли тебе учиться?» 2 классы

«Мотивы учения» 3-4 классы

«Удовлетворенность обучения в лицее»



январь

январь

ноябрь

февраль


Исследование коммуникативных качеств личности учащихся (положение в коллективе, социометрический статус учащегося)

1 классы

2 классы

3 классы

4 классы




декабрь

ноябрь

январь

март


Развивающие занятия:

1.«Почемучка»

2.»Школа сотрудничества»



декабрь

февраль


Диагностика уровня воспитанности детей

октябрь-

май





2.Воспитательная работа с учащимися.


Направление

Мероприятия

Время проведения

Ответственные

духовно- нравственное

Уроки толерантности

1 классы

«Дружба начинается с улыбки»

«Дружно в школе живет детвора – вместе работа и вместе игра»

«Законы дружбы»

«Что делать, если ты поссорился с другом»

2 классы

«Честь и достоинство или в чем выражается уважение к людям»

«Дал слово – держись»

«Мои желания и желания моих друзей»

«Слово может обидеть, слово может возвысить»

3 классы

«В мире человеческих отношений» или «Душевная погода в доме»

«Относись к другому как к самому себе» или «Люби ближнего своего как самого себя»

«От улыбки хмурый день светлей»

«Ароматом роз всегда веет от руки, которая их дарит»

4 классы

«Я в мире, мир во мне»

«Мы – экипаж одного корабля» или «Как подружиться людям разных национальностей»

«Делать добро другим – не обязанность, а радость, потому что улучшает здоровье и увеличивает счастье»

«Давайте говорить друг другу комплименты»



1 четверть

2 четверть


3 четверть

4 четверть



1 четверть


2 четверть

3 четверть

4 четверть



1 четверть


2 четверть


3 четверть

4 четверть





1 четверть


2 четверть

3 четверть


4 четверть



Здоровье-сберегающее

Уроки психологического здоровья

1 классы

Цикл: «Я расту, я развиваюсь»

«Мойдодыр приходит в гости»

«Чтобы зубки не болели?»

«Закаляйся как сталь»

«В стране витаминов или как стать Гулливером»

2 классы

Цикл «Режим дня и как его соблюдать»

«Наш день с утра до вечера»

«Сделал дело, гуляй смело»

«Нам снятся сны»

«Зачем человеку нужен отдых»

3 классы

Цикл «Душа – мой внутренний мир»

«Умей делать добрые дела»

«Чем сердиться – лучше помириться»

«Какой я? Чем я отличаюсь от других?

«Давайте жить дружно»

4 классы

Цикл «Я и мои друзья»

«Что такое настоящая дружба?»

«Друзья познаются в беде»

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»

«Учись прощать»

сентябрь - май



1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть



1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть



1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть



1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть






патриотическое

Праздник «День знаний»




1 сентября


саморегуляция поведения


Введение в школьную жизнь

1 класс Путешествие по лицею

Классный час

«Правила поведения в лицее»

2-4 классы

начало сентября





саморегуляция поведения

ПТБ, ПДД, ПБЖ

«Правила поведения на территории лицея до начала и после занятий» 1-4 классы

«Правила поведения на дорогах» 1-4 классы


«Правила поведения в раздевалке и спортзале» 1-4 классы

«Безопасность дома и на улице» 2 классы

«Какому человеку можно доверять?» 3 классы

«Где нас подстерегает опасность?» 4 классы

Правила поведения на переменах

1неделя сентября

(конец каждой четверти)


в течение года



здоровье-сберегающее

Спортивный праздник «День здоровья»

сентябрь


творческое

Выставка творческих работ детей из природного материала и листьев «Осенние фантазии» 1-4 классы

28 сентября –

3 октября



саморегуляция поведения

Разучивание коллективных игр 1-4 классы


сентябрь – май (каждый месяц)


творческое

Выставка рисунков «Украшения для дома»

3 классы

конец сентября


эстетическое творческое

Кукольный спектакль для первоклассников «Как Слоненок пошел учиться»

октябрь


эстетическое

творческое

Праздник «День учителя» 1-4 классы

2-3 октября


творческое

коммуникативное

КТД Украшение холла ко Дню лицеиста

15-16 октября


патриотическое

День лицеиста 2-4 классы

16 октября


патриотическое

«Посвящение в лицеисты» 1 классы

1 классы

20 октября



творческое

Выставка рисунков «Русский народ – художник»

4 классы

конец октября


интеллектуальное

коммуникативное

Лицейская олимпиада начальной школы

октябрь


интеллектуальное

коммуникативное

Интеллектуальный марафон по русскому языку

октябрь


эстетическое

патриотическое

Праздник «Осенины» 2 классы

конец октября


трудовое

Субботник

30-31 октября


творческое

Выставка рисунков «Русская красавица» 4 класс


октябрь


творческое

Кукольный спектакль для первоклассников

«Как Рыжик пошел в первый класс»


октябрь


творческое

Выставка рисунков «»Мы умеем рисовать»

конец ноября


интеллектуальное

Олимпиада «Русский медвежонок» 3-4 классы

ноябрь


интеллектуальное

Неделя русского языка

Интеллектуальный марафон по русскому языку

2 – 4 классы

начало четверти


нравственное

Классный час «Забота матери»

конец ноября


нравственное

«Рыцарский турнир»

4 классы

ноябрь


творческое

коммуникативное

Коллективное творческое дело «Мастерская деда Мороза» 1-4 классы

Украшение холла и классов

22-23 декабря



здоровье-сберегающее

Инструктаж по ППБ и ПДД

22 -24 декабря


трудовое

Субботники

конец декабря


эстетическое

Проведение новогодних утренников

конец декабря


эстетическое

коммуникативное

Акция «Поздравления с Новым годом»

конец декабря


творческое

Выставка рисунков «Фантастические постройки»» 2 классы



конец декабря


здоровье- сберегающее

Неделя физической культуры. «Хорошо с горы кататься» Катание с горок на санках

1-4 классы

январь


здоровье-сберегающее

Спортивный праздник «Веселые старты» 1 -2 классы







творческое

Выставка рисунков «Разные животные»

2 классы

начало четверти




февраль


интеллектуальное

коммуникативное

Предметная неделя по литературе

Литературные праздники:

«АБВГДэйка» 4 классы


начало февраля


творческое

Выставка рисунков «Цирк, цирк, цирк!»

начало февраля


здоровьесберегающее

Неделя физической культуры «Все на коньки!»

февраль


патриотическое

Праздничные мероприятия, посвященные празднованию Дня Защитников Отечества

20-23 февраля


интеллектуальное

коммуникативное

Праздник «Поездка в Простоквашино»

3 классы

начало февраля


эстетическое

Праздничные мероприятия, посвященные женскому дню 8-е марта


5-7 марта






эстетическое

Выставка рисунков «Удивительные дома»

1 классы

конец четверти



патриотическое

Масленичные гуляния

март


интеллектуальное

Олимпиада «Кенгуру»

март


творческое

Выставка рисунков «Японские мотивы»

4 классы

середина марта


интеллектуальное

Мероприятия, посвященные дню Космонавтики

10-12 апреля


творческое

Выставка рисунков

«Портрет»

конец

апреля


творческое

Выставка газет ко дню открытых дверей «Мой класс»

конец апреля


интеллектуальное


День открытых дверей для родителей

конец апреля


трудовое

Весенний субботник

конец апреля


творческое

Выставка рисунков «Наши мамы»

середина апреля


патриотическое

Фестиваль рисунков, посвященный 65 – летию Победы «За детство счастливое наше – спасибо, родная страна!»

начало мая


патриотическое

Праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы

Встречи с ветеранами

5-9 мая


саморегуляция поведения

Разучивание коллективных игр на улице

май



Классные часы, посвященные окончанию учебного года

конец мая


эстетическое

Выпускные праздники





3. Сотрудничество с родителями по вопросам учебно-воспитательного процесса.


Мероприятия

Дата проведения

Ответственные

Изучение условий воспитания детей в семьях (1 классы)

Знакомство с членами семей.

Проведение анкетирования родителей «Расскажите о своем ребенке», выяснение особенностей в развитии детей.

Наблюдения за детьми и подготовка к малым педагогическим советам.

Выяснение у родителей особенностей в развитии детей.



сентябрь


Классные тематические родительские собрания


в течение учебного года


Общие родительские собрания

1.«Адаптационный период первоклассников»

2.«Безотметочная система оценивания» 2 классы

3.«Возрастные особенности подросткового периода. Психическое и физическое здоровье детей» 4 классы

4.«Как помочь ребенку готовиться к окончанию начальной школы» 4 классы




Индивидуальная работа с родителями.

Консультирование и помощь психологов, педагогов родителям, чьи дети испытывают затруднения в учебе.



в течение года


Создание структуры родительского актива класса

Лицейская родительская конференция


1 раз в четверть


День «Открытых дверей» для родителей

апрель



4. Научно-методическая работа воспитателей на отделении


Мероприятия

Дата проведения

Ответственные

1.Диагностика воспитательного процесса

2.Диагностика результатов воспитательного процесса.

3.Мониторинг воспитанности учащихся.

в течение года


Презентация и обмен педагогического опыта





октябрь

конец ноября

конец декабря

октябрь

март


Аттестация воспитателей


октябрь - январь


Методические семинары

1.Обсуждние и принятие программы социализации и воспитания младшего школьника

2 Обсуждение и принятие плана воспитательной работы 3. Критерии воспитанности

4. Уроки толерантности

5.Использование данных психодиагностических исследований

6.Психосоматические заболевания и психология здоровья

6. «Снятие стресса» - советы психолога

7. «Организация подвижных игр на перемене»

8Ресурсы психологического благополучия (практическое занятие)

8. «Коммуникативные игры»

9. Анализ воспитательной работы

10.Диагностика уровня воспитанности детей -

результаты исследований


сентябрь

сентябрь

конец августа

ноябрь


декабрь


февраль

февраль


март


апрель


май

май





Литература.

1.А.Я. Данилюк «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Москва «Просвещение»2009

2.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. Москва 2009

А.В Хуторской «Технология проектирования ключевых и предметных компетенций»

3.Н.Е.Щуркова «Система воспитания в школе и практическая работа педагога», Москва 2007

29



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!