МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Чеченской Республики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,
элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.
Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах); в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты.
Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно- образного строя отечественной музыкальной культуры.
Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 3 классе, составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Музыкальные пейзажи
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами
Музыкальные портреты
Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях
Музыка на войне, музыка о войне
Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.)
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Музыкальный язык
Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.)
Дополнительные обозначения в нотах
Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги)
Ритмические рисунки в размере 6/8
Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм
Размер
Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4
Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Вокальная музыка
Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата.
Песня, романс, вокализ, кант.
Композиторы — детям
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш
Программная музыка
Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф
Оркестр
Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта — музыкальное соревнование солиста с оркестром
Музыкальные инструменты. Флейта
Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты
Русские композиторы-классики
Творчество выдающихся отечественных композиторов
Европейские композиторы-классики
Творчество выдающихся зарубежных композиторов
Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА»
Искусство Русской православной церкви
Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.). Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы
Религиозные праздники
Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Сказки, мифы и легенды
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах
Народные праздники
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников
Модуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля
Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов
Патриотическая и народная тема в театре и кино
История создания, значение музыкально-сценических и экранных произведений, посвящённых нашему народу, его истории, теме служения Отечеству. Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов, музыки к фильмам
Балет. Хореография — искусство танца
Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов
Сюжет музыкального спектакля
Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы
Оперетта, мюзикл
История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др.
Модуль «СОВРЕМЕННЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»
Джаз
Особенности джаза: импровизационность, ритм (синкопы, триоли, свинг). Музыкальные инструменты джаза, особые приёмы игры на них. Творчество джазовых музыкантов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Репертуар | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы | для слушания | для пения | для музицирования |
Модуль 1. Музыка в жизни человека |
1.1. | Музыкальные пейзажи | 1 | 0 | 0 | | | | 07.09.2022 | Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства.; | Устный опрос;; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
1.2. | Музыка на войне, музыка о войне | 1 | 0 | 1 | | | | 14.09.2022 | Чтение учебных и художественных текстов, посвящённых военной музыке. Слушание, исполнение музыкальных произведений военной тематики. Знакомство с историей их сочинения и исполнения.; Дискуссия в классе. Ответы на вопросы: какие чувства вызывает эта музыка, почему? Как влияет на наше восприятие информация о том, как и зачем она создавалась?; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
Итого по модулю | 2 | |
Модуль 2. Классическая музыка |
2.1. | Вокальная музыка | 1 | | 1 | | | | 21.09.2022 | Определение на слух типов человеческих голосов (детские, мужские, женские), тембров голосов профессиональных вокалистов.; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
Итого по модулю | 1 | |
Модуль 3. Музыка театра и кино |
3.1. | Опера. Главные герои и номера оперного спектакля | 1 | 0 | 1 | | | | 28.09.2022 | Слушание фрагментов опер. Определение характера музыки сольной партии, роли и выразительных средств оркестрового сопровождения.; Знакомство с тембрами голосов оперных певцов. Освоение терминологии. Звучащие тесты и кроссворды на проверку знаний.; Разучивание, исполнение песни, хора из оперы.; | Зачет; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
3.2. | Патриотическая и народная тема в театре и кино | 2 | | 1 | | | | 05.10.2022 | Просмотр фрагментов крупных сценических произведений, фильмов. Обсуждение характера героев и событий.; Проблемная ситуация: зачем нужна серьёзная музыка?; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
Итого по модулю | 3 | |
Модуль 4. Музыкальная грамота |
4.1. | Музыкальный язык | 1 | | 1 | | | | 12.10.2022 | Знакомство с элементами музыкального языка, специальными терминами, их обозначением в нотной записи.; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
4.2. | Ритмические рисунки в размере 6/8 | 1 | | 1 | | | | 19.10.2022 | Исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов. Игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание ритмослогами. Разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры.; | Письменный контроль; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
Итого по модулю | 2 | |
Модуль 5. Музыка в жизни человека |
5.1. | Музыкальные пейзажи | 1 | | 1 | | | | 26.10.2022 | Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства.; Двигательная импровизация, пластическое интонирование.; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
5.2. | Музыкальные портреты | 1 | | 1 | | | | 09.11.2022 | Игра-импровизация «Угадай мой характер».; Инсценировка — импровизация в жанре кукольного/теневого театра с помощью кукол, силуэтов и др.; | Зачет; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
Итого по модулю | 2 | |
Модуль 6. Классическая музыка |
6.1. | Композиторы — детям | 2 | | 1 | | | | 16.11.2022 | Слушание музыки, определение основного характера, музыкально- выразительных средств, использованных композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке. Определение жанра.; Музыкальная викторина.; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
6.2. | Программная музыка | 1 | | 1 | | | | 23.11.2022 | Слушание произведений программной музыки. Обсуждение музыкального образа, музыкальных средств, использованных композитором.; | Тестирование; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
Итого по модулю | 3 | |
Модуль 7. Музыкальная грамота |
7.1. | Музыкальный язык | 1 | 1 | | | | | 30.11.2022 | ; Знакомство с элементами музыкального языка, специальными терминами, их обозначением в нотной записи.; Определение изученных элементов на слух при восприятии музыкальных произведений.; | Контрольная работа; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
7.2. | Дополнительные обозначения в нотах | 1 | | | | | | 07.12.2022 | Знакомство с дополнительными элементами нотной записи. Исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы; | Устный опрос; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
Итого по модулю | 2 | |
Модуль 8. Духовная музыка |
8.1. | Искусство Русской православной церкви | 1 | | 1 | | | | 14.12.2022 | Разучивание, исполнение вокальных произведений религиозной тематики, сравнение церковных мелодий и народных песен, мелодий светской музыки.; | Зачет; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
8.2. | Религиозные праздники | 1 | | 1 | | | | 21.12.2022 | Слушание музыкальных фрагментов праздничных богослужений, определение характера музыки, её религиозного содержания.; Разучивание (с опорой на нотный текст), исполнение доступных вокальных произведений духовной музыки.; Просмотр фильма, посвящённого религиозным праздникам.; | Тестирование; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
Итого по модулю | 2 | |
Модуль 9. Музыкальная грамота |
9.1. | Размер | 1 | | 1 | | | | 28.12.2022 | Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным музыкальным размером, танцевальные, двигательные импровизации под музыку.; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
Итого по модулю | 1 | |
Модуль 10. Народная музыка России |
10.1. | Сказки, мифы и легенды | 2 | | 1 | | | | 11.01.2023 | Знакомство с манерой сказывания нараспев. Слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев.; В инструментальной музыке определение на слух музыкальных интонаций речитативного характера.; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
10.2. | Народные праздники | 2 | | | | | | 18.01.2023 | Знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации.; Разучивание песен, реконструкция фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре2.; | Устный опрос; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
Итого по модулю | 4 | |
Модуль 11. Музыка театра и кино |
11.1. | Балет. Хореография — искусство танца | 1 | | 1 | | | | 25.01.2023 | Просмотр и обсуждение видеозаписей — знакомство с несколькими яркими сольными номерами и сценами из балетов русских композиторов. Музыкальная викторина на знание балетной музыки.; | Практическая работа; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
11.2. | Опера. Главные герои и номера оперного спектакля | 1 | | 1 | | | | 01.02.2023 | ; Слушание фрагментов опер. Определение характера музыки сольной партии, роли и выразительных средств оркестрового сопровождения.; Знакомство с тембрами голосов оперных певцов. Освоение терминологии. Звучащие тесты и кроссворды на проверку знаний.; | Письменный контроль; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
11.3. | Сюжет музыкального спектакля | 1 | | | | | | 08.02.2023 | Знакомство с либретто, структурой музыкального спектакля. Пересказ либретто изученных опер и балетов.; Анализ выразительных средств, создающих образы главных героев, противоборствующих сторон. Наблюдение за музыкальным развитием, характеристика приёмов, использованных композитором.; | Устный опрос; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
11.4. | Оперетта, мюзикл | 1 | | 1 | | | | 15.02.2023 | Знакомство с жанрами оперетты, мюзикла. Слушание фрагментов из оперетт, анализ характерных особенностей жанра.; Разучивание, исполнение отдельных номеров из популярных музыкальных спектаклей.; | Тестирование; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
Итого по модулю | 4 | |
Модуль 12. Классическая музыка |
12.1. | Оркестр | 1 | | | | | | 22.02.2023 | Слушание музыки в исполнении оркестра. Просмотр видеозаписи. Диалог с учителем о роли дирижёра.; «Я — дирижёр» — игра — имитация дирижёрских жестов во время звучания музыки.; | Устный опрос; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
12.2. | Музыкальные инструменты. Флейта | 1 | | 1 | | | | 01.03.2023 | Знакомство с внешним видом, устройством и тембрами классических музыкальных инструментов.; | Зачет; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
12.3. | Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель | 1 | | 1 | | | | 15.03.2023 | Игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки.; | Тестирование; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
12.4. | Русские композиторы- классики | 2 | | 1 | | | | 22.03.2023 | Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы.; | Устный опрос; практическая работа; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
12.5. | Европейские композиторы- классики | 1 | | 1 | | | | 29.03.2023 | Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы.; Чтение учебных текстов и художественной литературы биографического характера.; | Устный опрос; практическая работа; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
Итого по модулю | 6 | |
Модуль 13. Музыкальная грамота |
13.1. | Дополнительные обозначения в нотах | 1 | | 1 | | | | 12.04.2023 | Знакомство с дополнительными элементами нотной записи. Исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы; | Устный опрос; практическая работа; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
Итого по модулю | 1 | |
Модуль 14. Современная музыкальная культура |
14.1. | Джаз | 1 | | 1 | | | | 19.04.2023 26.04.2023 | Знакомство с творчеством джазовых музыкантов. Узнавание, различение на слух джазовых композиций в отличие от других музыкальных стилей и направлений.; | Устный опрос; практическая работа; | Электронное приложение к учебнику resh.edu.ru http://school- collection |
Итого по модулю | 1 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1 | 23 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Модуль "Музыка в жизни | 1 | | | | Устный |
| человека" (Б). Образы | | опрос; |
| природы в романсах русских | | Письменный |
| композиторов. Музыкальные | | контроль; |
| произведения по выбору: П. | | |
| И. Чайковский. "Вальс | | |
| цветов"; М. П. Мусоргский. | | |
| «Картинки с выставки»; | | |
| Музыка к драме Г. Ибсена | | |
| «Пер Гюнт» ("Утро"); А. | | |
| Вивальди. Цикл концертов | | |
| для скрипки соло, струнного | | |
| квинтета, органа и чембало | | |
| «Времена года» («Весна», | | |
| «Зима»); А. Варламов. | | |
| «Горные вершины» (сл. М. | | |
| Лермонтова) | | |
2. | Модуль "Музыка в жизни человека" (Е). Образы защитников Отечества в народных песнях, кантатах, операх. Музыкальные произведения по выбору: М. Глинка. «Патриотическая песня» (сл. А. Машистова); С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище); П. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год»; М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами); А. Бородин. Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу красному слава!», Ария Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IV д.) | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
3. | Модуль "Классическая музыка" (Ж). Вокальная музыка | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
4. | Модуль "Классическая музыка" (Ж). Сольное, хоровое, оркестровое исполнение. Музыкальные произведения по выбору: произведения в исполнении хоровых коллективов: Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. Александрова, Государственного академического русского народного хора п/у А. В. Свешникова, Государственного академического русского народного хора им. М. Е. Пятницкого; Большого детского хора имени В. С. Попова и др | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
5. | Модуль "Музыка театра и кино" (Г). Главные герои и номера музыкального спектакля Музыкальные произведения по выбору: Режиссёр Г. Александров, композитор И. Дунаевский «Весна» (1947); Режиссёр И. Пырьев, композитор И. Дунаевский «Кубанские казаки» (1949); режиссёр М. Захаров, композитор Г. Гладков «Обыкновенное чудо» (1979) | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
6. | Модуль "Музыка театра и кино" (З). Тема служения Отечеству в музыкальных произведениях Музыкальные произведения по выбору: М. И. Глинка. "Иван Сусанин"; М. Глинка. «Патриотическая песня»; Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьёвой. «Моя Россия» | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
7. | Модуль "Музыкальная грамота" (Ж). Особенности музыкального образа. Музыкальные интонации. Музыкальные произведения по выбору: М. П. Мусоргский «Картинки с выставки» (в оркестровке М. Равеля); Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодежи»; П. Чайковский. Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке», «Баркарола») | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
8. | Модуль "Музыкальная грамота" (Р). Ритмический рисунок | 1 | | | | ; Устный опрос; Письменный контроль; |
9. | Модуль "Музыка в жизни человека" (Б). Чувства и настроения в музыке | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
10. | Модуль "Музыка в жизни человека" (В). Мастерство музыкального портрета | 1 | | | | Тестирование; |
11. | Модуль "Классическая музыка" (Б). Музыка С. В. Рахманинова. Музыкальные произведения по выбору: С. В. Рахманинов. «Вокализ», Второй концерт для фортепиано с оркестром (начало) | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
12. | Модуль "Классическая музыка" (И). Рисование образов программной музыки | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
13. | Модуль "Музыкальная грамота" (Ж). Образ и настроение в музыкальных импровизациях | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
14. | Модуль "Музыкальная грамота" (Ж). Музыкальные штрихи (стаккато, легато, акцент и др.) | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
15. | Модуль "Музыкальная грамота" (П). Дополнительные обозначения в нотах | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
16. | Модуль "Духовная музыка" (Г). Тропарь, молитва, величание. Музыкальные произведения по выбору: Н. Сидельников. Духовный концерт № 1; Знаменный распев; П. Чесноков. «Да исправится молитва моя»; П. Чайковский. "Легенда" (сл. А. Плещеева); В. Гаврилин. По прочтении В. Шукшина: «Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17) | 1 | | | | ; Устный опрос; Письменный контроль; |
17. | Модуль "Духовная музыка" (Г). Музыка и живопись, посвящённые святым | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
18. | Модуль "Духовная музыка" (Г). Праздничное богослужение | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
19. | Модуль "Музыкальная грамота" (Е). Сильные и слабые доли. Размеры | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
20. | Модуль "Народная музыка России" (Г). Многообразие жанров народных песен. Музыкальные произведения по выбору: «Ой, мороз, мороз», «Тройка», «Полюшко-поле»; Музыка А. Алябьева. «Вечерний звон» (слова И. Козлова); В. Комраков. «Прибаутки» (слова народные); А. Абрамов. «Реченька» (слова Е. Карасёва) | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
21. | Модуль "Народная музыка России" (Г). Народная песня в инструментальном концерте. Музыкальные произведения по выбору: П. И. Чайковский. Концерт № 1 (финал); С. В. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром №3 | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
22. | Модуль "Народная музыка России" (Е). Символика фольклорного праздника | 1 | | | | Тестирование; |
23. | Модуль "Музыка театра и кино" (В). Хореография — искусство танца. Музыкальные произведения по выбору: П. И. Чайковский Балет «Лебединое озеро» («Русский танец»), Опера «Евгений Онегин» («Полонез») | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
24. | Модуль "Музыка театра и кино" (Г). Знаменитые оперные певцы | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
25. | Модуль "Музыка театра и кино" (Д). Структура музыкального произведения. Знакомство с либретто. Музыкальные произведения по выбору: В. А. Моцарт «Колыбельная»; Л. ван Бетховен «Сурок»; Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой» | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
26. | Модуль "Музыка театра и кино" (Е). Оперетта и мюзикл. Музыкальные произведения по выбору: Ф. Лист. «Испанская рапсодия», А. Г. Новиков. Оперетта «Левша» | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
27. | Модуль "Классическая музыка" (В). Роль дирижёра. Партитура, репетиция | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
28. | Модуль "Классическая музыка" (В). Гармония оркестра. Музыкальные произведения по выбору: увертюры М. И. Глинки «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде», симфонические фантазии «Камаринская», «Вальс-фантазия» | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
29. | Модуль "Классическая музыка" (Д, Е). Флейта и скрипка: звучание и выразительные возможности. Музыкальные произведения по выбору: П. И. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор; Л. ван Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор; В. А. Моцарт. Концерт для флейты с оркестром №1 cоль мажор; А. Вивальди. Концерт для флейты с оркестром | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
30. | Модуль "Классическая музыка" (Е). Музыкальные инструменты: виолончель. Музыкальные произведения по выбору: К. Сен-Санс. Концерт для виолончели с оркестром № 1; Й. Гайдн. Концерт № 1 для виолончели с оркестром | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
31. | Модуль "Классическая музыка" (Л). «Певцы родной природы». Музыкальные произведения по выбору: Н. А. Римский-Корсаков. “Океан-море синее” (из оперы «Садко»); П. И. Чайковский. «Песнь жаворонка» (из цикла «Времена года»); Й. Гайдн. Симфония № 103 (финал) | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
32. | Модуль "Классическая музыка" (М). Музыкальные шедевры, известные на весь мир. Музыкальные произведения по выбору: Марсельеза; Ф. Шуберт. «Аве Мария»; Л. ван Бетховен. «Лунная соната», «К Элизе»; К. Дебюсси. ««Лунный свет» (из «Бергамасской сюиты»); А. Моцарт. «Турецкое рондо», Симфония № 40, Маленькая ночная серенада | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
33. | Модуль "Музыкальная грамота" (П). Реприза, фермата, вольта | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
34. | Современная музыкальная культура" (Б). Звуки джаза. Знакомство с творчеством известных музыкантов. Музыкальные произведения по выбору: Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины»; Д. Эллингтон. «Караван» | 1 | | | | Тестирование; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка. 3 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»; Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки, портреты композиторов и т.д.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
resh.edu.ru http://school-collection
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
интерактивная доска.