Успех социальной адаптации и интеграции детей напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими в школе. Чем выше уровень сформированных знаний, тем легче ребёнку приспособится к условиям современного общества, найти в нём свою «нишу», почувствовать собственную значимость
География как предмет несёт в себе большие возможности для развивающейся личности её социализации.
Цель программы:
организация деятельности по формированию воспитывающей среды, способствующей становлению и развитию высоконравственной, творческой, компетентной личности, знающей духовные и культурные традиции народа, успешно адаптирующейся в современном мире, способной к самоопределению и самореализации.
Задачи программы:
- формировать способности к духовному развитию, развитию творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной, общественно-полезной деятельности на основе взаимодействия основного и дополнительного образования, самовоспитания и саморазвития;
- формировать у учащихся социальные компетенции, необходимые для ответственного поведения в обществе способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственной позиции, толерантности.
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся.
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учебе, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических ценностях.
Срок реализации программы-5 лет
Планируемые результаты социализации учащихся:
-повышение социальной активности учащихся, их готовности принять личное практическое участие и внести реальный вклад в улучшение социальной ситуации в классе, в школе;
-повышение уровня общей культуры школьников;
-формирование навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела;
-развитие творческого отношения к труду.
Этапы реализации Программы.
I этап – подготовительный.
Аналитико-диагностическая деятельность учителя. Определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности.
II этап – практический.
Апробация и использование в учебном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
III этап – обобщающий.
Диагностирование и обработка полученных результатов. Соотношение результатов реализации Программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования личности школьника.
План осуществления программы
Мероприятия | Решаемые задачи социализации | Срок |
1. Диагностика уровня личностных результатов | Развитие активной самостоятельной позиции. | Сентябрь, май |
2. Выполнение заданий: - Верно ли, что…. - Назови лишнее… - Продолжи… | Развитие интереса к географии. Развитие учебно-познавательной мотивации. Развитие активной самостоятельной позиции. | в течение года |
3. Выполнение разноуровневых, дифференцированных самостоятельных и контрольных диктантов и тестов. | Развитие творческого потенциала. Расширение кругозора. Развитие любознательности. | в течение года |
4. Выполнение творческих домашних заданий. | Создание условий для самореализации. Обеспечение готовности к самообразованию. Формирование целеустремленности и настойчивости. | в течение года |
5. Участие в олимпиадах и конкурсах. | Оптимизация работы по выявлению способных и талантливых детей. Создание условий для саморазвития, творчества и созидания. Обеспечение взаимодействия основного и дополнительного образований. | в течение года |
6. Использование на уроке групповой работы, работы в парах. | Развитие сотрудничества, толерантности. Создание условий для саморазвития, понимания смысла обучения и самообразования. | в течение года |
7. Виртуальные образовательные путешествия по России. | Создание условий для становления компетентной личности. Создание условий для определения дальнейшего образования. Формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для ответственного поведения в обществе. | в течение года |
Участие в школьных мероприятиях экологической направленности | В течение года |
9. Участие в «Неделе географии». | Развитие интереса к географии. Расширение кругозора. | март |
10. Создание презентаций по географической тематике | Расширение кругозора. Воспитание чувства гордости за свою Родину, любовь к России, своему народу, необходимость служения Отечеству. Стремление к самовоспитанию. | в течение года |
11. Подведение итогов | Составление индивидуальной траектории развития личности каждого ребёнка | май |
Виды деятельности:
- выполнение творческих заданий;
- проектная деятельность;
- участие в мероприятиях экологической направленности;
- работа в составе группы.
Планируемые результаты:
- осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
- начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;
- демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
- знание основных правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;
- знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии;
- знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;
- знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;
- умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;
- формирование отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды;
- проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях;
- формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;