СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Живое слово"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Живое слово

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Живое слово"»

1.Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности творческое объединение «Живое слово» разработана в соответствии с требованием ФГОС ООО, положения о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП начального общего, основного общего и среднего общего образования МБОУ СОШ №92 Барабинского района Новосибирской области.

Цели изучения учебного курса внеурочной деятельности «Живое слово»: -подготовка учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации в форме ОГЭ по русскому языку.


Программа реализуется в 9-х классах, 1 час в неделю.

Деятельность учителя с учетом программы воспитания:

-вовлекать обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая дает им возможность удовлетворения познавательных интересов, самореализации, развития способностей в разных сферах;

-формировать детско-взрослые общности, которые объединяют обучающихся и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями;

-поддерживать средствами внеурочной деятельности обучающихся с выраженной лидерской позицией, возможность ее реализации;

-поощрять детские инициативы, проекты, самостоятельность, самоорганизацию в соответствии с их интересами.


2.Содержание учебного курса внеурочной деятельности

«Живое слово»

Введение. Постигаем тайны ОГЭ. Знакомство с целями, задачами, содержанием кружка «Подготовка к ОГЭ по русскому языку», со спецификой ОГЭ, со структурой и содержанием экзаменационной работы, с критериями оценивания экзаменационной работы. Знакомство с демоверсией.

I. Подготовка к выполнению части 1 - написанию сжатого изложения

Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение. Виды изложений Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).

II. Подготовка к выполнению части 2

Адекватное понимание письменной речи. Текст как речевое произведение. Анализ текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Тестовые задания.

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Понятие о контексте. Слово в контексте. Группы слов по происхождению и употреблению. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов. Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Лексический анализ. Тестовые задания.

Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соот­ветствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы» Анализ средств выразительности. Тестовые задания.

Правописание корней, словарных слов, корней с чередованием.

Правописание приставок Слитное, дефисное, раздельное написание.

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. (Тест)

Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Синтаксические нормы.

Словосочетание Типы подчинительной связи в словосочетаниях Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Тест. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых. Простое осложнённое предложение. Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

Практикум. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами

Тест. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых.

Синтаксический анализ сложного предложения.

Сложные предложения, виды подчинения в сложном предложении.

Сложные предложения с разными видами связи.

IV. Подготовка к выполнению части 3

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения 13.1, 13.2, 13.3. Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, на морально-нравственную тему, сочинение по трактовке текста. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Композиция сочинения-рассуждения: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи.

Итоговое занятие. Работа с бланками ответов.

3. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «Живое слово»


3.1. Личностные результаты обучающегося

гражданского воспитания:

- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;

-патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране


духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

эстетического воспитания:

осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

-физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

-умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

трудового воспитания:

-установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, общеобразовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

ценности научного познания

-способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать своё и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс

и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.



3.3 .Результаты учебного курса внеурочной деятельности:

систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

-уметь писать сочинения-рассуждения на заданные темы;

-уметь писать сжатые изложения

- знать нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).



Тематическое планирование учебного курса «Живое слово»

Тема занятия

Кол-во

часов

ЭОР/ЦОР


1

Введение. Постигаем тайны ОГЭ


1


http://www.fipi.ru/


http://www.alleng.ru/edu/ruslang4.htm




http://www.gia9.ru/



2


Виды изложений Особенности сжатого изложения


1

3



Соотношение микротемы и абзацного строения текста


1

4

Сжатое изложение с использованием приема сокращения.

1

5

Смысловая и композиционная целостность текста






1

5

Выразительные средства лексики и фразеологии.


1

6




Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание 

1

7


Правописание суффиксов различных частей речи


1


8

Практикум. Выполнение тестов с заданиями 2-7.

1


9


Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетаниях 


1


10


Простое осложнённое предложение.


1


11

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

1


12

Синтаксический анализ СП, виды подчинений 

1


13

Сложные предложения с разными видами связи 

1


14

Сложные предложения с разными видами связи 

1


15

Практикум

1


Подготовка к выполнению заданий 13.1,13.2,13.3



16

Структура сочинения- рассуждения.

1


17

Средства межфразовой связи.

1


18


Написание сочинений по высказываниям

1



Выполнение тестов из сборника И.П.Цыбулько

19-33


Выполнение тестов из сборника

1


34

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ

/ 5 вариантов КИМ для учащихся/

1


Формы работы: лекции, практические работы, работы в парах.в группах, индивидуальная работа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!