Пояснительная записка.
Когда-нибудь каждый из учеников встанет перед важным вопросом в жизни: «Куда после школы идти учиться, какую профессию выбрать?» От выбора зависит будущее ученика. Ведь правильный выбор профессии повлияет на все сферы его жизни. Это и материальное положение и то, насколько интересна и содержательна будет его будущая работа. Конечно, когда человек знает много профессий, интересуется, читает о них, то у него выбор более осознанный и точный, меньше вероятность, что в дальнейшем он разочаруется в своей профессии.
Программа « Шаги в профессию» рассчитана на обучающихся 7,9 классов.
7 класс-34 часа, 9 класс-33 часа.
Программа позволяет помочь детям в будущем в выборе профессии.
Компетенции, необходимые учащимся для принятия верного решения в выборе профессии:
Информационные (знание своих индивидуальных особенностей, наличие представлений о мире профессий).
Ценностно-смысловые (потребность в выборе профессии, устойчивая мотивация к самообразованию).
Учебно-познавательные (умение адекватно соотнести знания о себе и знания о выбранной профессии, уверенность в своих силах, положительное отношение к выбору будущей профессии).
Социально-трудовые (активная жизненная позиция в выборе профессии, наличие профессиональных и жизненных перспектив).
Компетенции реинтеграции в общество (умение ставить цели и планировать пути по их достижению, умение взаимодействовать с окружающими людьми.
Компетенция личностного самосовершенствования (способность к прогнозированию, к осмыслению результатов саморазвития).
Цель: создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов выпускника.
Задачи:
Обогащение представлений детей о мире профессий, стимулирование размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения.
Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности.
Формирование знаний о законодательстве трудовых отношений в обществе.
Принципы реализации программы:
Связь профориентации с жизнью, трудовой подготовкой и практикой.
Систематичность и преемственность в профориентации.
Взаимосвязь школы, семьи, предприятий, профессиональных учебных заведений.
Взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы.
Принцип личностной направленности (предполагает выявление способностей, интересов и наклонностей воспитанников, определение оптимального пути личностного развития для каждого из них).
Принцип толерантности (терпимость к мнению людей, учет их интересов).
Учет возрастных, психологических особенностей детей.
Ожидаемые результаты:
У обучающихся должны быть сформированы следующие знания:
о видах профессий;
о медицинских и профессиональных требованиях;
об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;
о повышении квалификации и профессионального роста;
о состоянии рынка труда.
Содержание программы.
Образовательное пространство профессиональной ориентации обучающихся:
направлено на создание условий для приобретения опыта выбора подростками содержания образования, образовательных ресурсов и способа учебной деятельности;
обеспечивает опережающую работу по подготовке учащегося к освоению видов деятельности, которые будут для него ведущими, когда он выберет, то или иное направление своей образовательной деятельности по окончании основной школы;
организуется педагогами, в образовательном пространстве профессиональной ориентации и обеспечивается сопровождением;
выбирается школьниками с помощью педагогов, на основании возможностей как психических, так и физических;
обуславливает формирование индивидуального образовательного опыта относительно того или иного в дальнейшем профиля обучения.
7 класс
1 | | | Классный час «Учеба - твой главный труд». |
2 | | | Игра «В кругу друзей и профессий» |
3 | | | Беседа. Труд в жизни человека. |
4 | | | Психологический час. «Поговорим о жизненных ценностях». |
5 | | | Жизненно-важная профессия- повар-кондитер. |
6 | | | «Шоу профессий.» Агрономия. Просмотр трансляции. |
7 | | | К Международному дню сладкоежек. Профессия кондитер. |
8 | | | «Познай вкус ремесла». Беседа. |
9 | | | Анкетирование. Твои интересы и склонности к выбору профессии. |
10 | | | Игровое упражнение « А вот и я». |
11 | | | Беседа «Право выбора профессии». |
12 | | | Психологический час: «Познай своё «Я” «(кто я? какой я? самооценка) |
13 | | | Беседа: “ Все работы хороши, выбирай на вкус” |
14 | | | Беседа « Как готовить себя к будущей профессии». |
15 | | | Беседа «Профессия и здоровье» |
16 | | | « Анкетирование. |
17 | | | Беседа «Труд и творчество – главный смысл жизни» |
18 | | | Час с психологом: «Темперамент и профессия» |
19 | | | Виртуальная экскурсия в ателье «Дом быта»: знакомство с профессией швея. (посещение школьной мастерской) |
20 | | | Конкурс рисунков «Профессия моей мечты». |
21 | | | «Хранитель культуры и добра». Знакомство с профессией, работой библиотекаря. Беседа: «Правило поведения в библиотеке» |
22 | | | Конкурс рисунков «Я в мире профессий» |
23 | | | Беседа-диалог «Кто построил дом?» |
24 | | | Час с психологом: «Чувства и эмоции» |
25 | | | Знакомство с профессиями каменщик, столяр, маляр и др.(школьная мастерская) |
26 | | | Игра-соревнование “Дело мастера боится” |
27 | | | Игра по профориентации "Что? Где? Когда?" |
28 | | | Практикум: «Как правильно организовать свое рабочее место» |
29 | | | Беседа “Трудиться всегда, пригодиться”. Знакомство с профессиями: шофер, тракторист, овощевод |
30 | | | Беседа «Выбери работу по душе» |
31 | | | Беседа «Из школы в жизнь» |
32 | | | Рисунок «Учитель глазами учеников» |
33 | | | Выставка факультативных практических работ, участие в городских и краевых выставках |
34 | | | Игра «Профессионал» |
| | | |
9 класс
1 | | | Беседа «Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе» |
2 | | | Психологический час «Что такое профессия?» |
3 | | | Беседа, «Ориентация в мире профессий – классификация профессий.» |
4 | | | Конкурс рисунков «Моя будущая профессия» |
5 | | | Жизненно-важная профессия- повар-кондитер.. Беседа. |
6 | | | « Шоу профессий». Агрономия. Просмотр трансляции. |
7 | | | К Международному дню сладкоежек. Профессия кондитер. В каких учебных заведениях можно получить эту профессию. |
8 | | | Бесесда «Как я ориентируюсь в мире новых профессий?» |
9 | | | Деловая игра: «Перспектива успеха» |
10 | | | « Право выбора профессии» Беседа. |
11 | | | Проект. « Любимая профессия». |
12 | | | Беседа: «Здоровье и выбор профессии» |
13 | | | Беседа. Востребованные профессии. |
14 | | | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах. |
15 | | | Беседа «Приемы расположения к себе» |
16 | | | Анкетирование. Твои склонности к выбору профессии. |
17 | | | Конкурс рисунков: «Мои таланты – мое богатство» |
18 | | | Беседы о конкретных профессиях швеи, дизайнера, закройщика. Учебные профессии, где можно получить профессию. |
19 | | | Самые востребованные профессии. ( просмотр презентаций).Профессия ландшафтный дизайнер. |
20 | | | Деловая игра: «Свой бизнес». |
21 | | | Сочинение» Моя любимая профессия». |
22 | | | «Хранитель культуры и добра -библиотекарь.». Просмотр презентаций, экскурсия в библиотеку. |
23 | | | Профориентационная игра «Калейдоскоп профессий» |
24 | | | Трудовой кодекс гражданина РФ. |
25 | | | Беседа «Что влияет на выбор профессии?» |
26 | | | Трудовые профессии: шофер, тракторист, слесарь, овощевод. (беседа). Учебные заведения, где можно получить профессию.( сообщения). |
27 | | | Беседа «Проблемы общения в трудовом коллективе» |
28 | | | Беседа. «Здоровье и профессия».. |
29 | | | Просмотр видеоматериала «Рабочие профессии». |
30 | | | Работа и взаимоотношения с людьми. Беседа. |
31 | | | Профориентационная игра "Горизонт событий." |
32 | | | Беседа ««Дороги, которые мы выбираем». Профориентационная игра "Минус-плюс". |
33 | | | Карта моей будущей жизни. Заключительное занятие. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя” / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986 г.;
Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н. Э. Профессиональная ориентация в УПК”; М.: Педагогика, 1985г. (Педагогический поиск: Опыт, проблемы, находки);
“Школа и труд” / под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес.- М.: Педагогика, 2020 г.;
Школа и выбор профессии” / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 2021 г. (Библиотека учителя и воспитателя);
Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. - М., 2016.;
«Проблема выбора», разработанная Е. Казаровой и опубликованная в журнале «Школьный психолог» №2, 2007г.
Шваб Елена Дмитриевна «Я в мире профессий» для пред профильной подготовки воспитанников 5- 9 классов», 2021 г..