ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности по технологии «Шаг к профессии» ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основании следующих документов:
- Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Рабочая программа разработана на основе программы Технология: 10-11 классы: базовый уровень / Н. В. Матяш. - М.: Вентана-Граф, 2017
- Учебного плана работы МОУ СОШ № 20 на 2021-2022 учебный год.
Курс «Шаг к профессии» является составным компонентом предпрофильной подготовки выпускников основной школы.
Цель курса - оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учреждений помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кадрах.
Специфической особенностью данного курса является то, что его изучение должно осуществляться в процессе выполнения творческого проекта.
Задачи курса:
1. Вооружить учащихся знаниями основ жизненного и профессионального самоопределения.
2. Сформировать у школьников представление о мире труда и профессий.
3. Оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных способностей и возможностей.
4. Ознакомить выпускников основной школы с путями и средствами активной подготовки к адекватному профессиональному самоопределению.
5. Создать условия для выполнения и защиты учащимися творческого проекта «Мой выбор».
Учащиеся должны знать и понимать:
- сущность жизненного самоопределения;
- сущность и структуру процесса профессионального самоопределения;
- правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе;
- многообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа;
- состояние рынка труда и его требования к современному профессионалу;
- профессионально важные качества своей личности, свои
профессиональные способности и возможности;
- способы и средства анализа профессиональной деятельности;
- методику выполнения профессиональных проб;
- структуру предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- пути получения профессионального образования;
- возможности получения профессиональной консультации;
- этапы, способы и средства профессионального саморазвития и самовоспитания;
- этапы принятия решения о профессиональном выборе;
- структуру, порядок оформления и защиты творческого проекта «Мой выбор».
Учащиеся должны уметь:
• пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях и рынке труда;
• определять формулу профессии;
• проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализировать требования профессий к человеку;
• выявлять свои профессионально важные качества;
• соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;
• выполнять профессиональные пробы;
• пользоваться профессиограммами и психограммами;
• выбирать способ приобретения будущей профессии;
• получать профессиональную консультацию;
• заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению;
• выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор» с электронной презентацией.
У учащихся должны быть сформированы:
• убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном самоопределении;
• профессиональная направленность: профессиональные интересы и склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;
• профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;
• профессиональное намерение: знание пути дальнейшего продолжения образования, условий поступления в выбранное профессиональное учебное заведение и перспектив профессионального роста.
Занятия по курсу проводятся на протяжении всего учебного года по 1 часу в неделю. Таким образом, всего на курс отводится 30 часов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Основным методом изучения курса «Шаг к профессии» является метод проектов, основными конструктами которого являются понятия «проект» и «проектная деятельность».
Выполненные проекты обсуждаются и защищаются.
Выполнение учащимися в процессе занятий по курсу творческого проекта позволяет:
- осуществлять в единстве теоретическую и практическую подготовку школьников к обоснованному профессиональному самоопределению;
- реализовать все компоненты профессиональной ориентации (профпросвещение, профдиагностику, профконсультацию, профотбор (подбор), профадаптацию, профвоспитание);
- активировать деятельность учащихся по подготовке к адекватному профессиональному самоопределению. Во время защиты проекта учащиеся представляют его печатную и электронную презентацию.
В процессе выполнения творческого проекта учащиеся должны осуществлять профессиональные пробы, моделирующие в той или иной степени их будущую профессиональную деятельность. В качестве профпроб могут выступать материальные изделия, информационные продукты, доклады, номера художественной самодеятельности, воспитательные мероприятия и др.
Значительная часть занятий (29%) отводится на развивающую профдиагностику, которая предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих, с одной стороны, диагностирование профессионально важных качеств учащихся, и их развитие, с другой стороны.
Программа развивающей профдиагносгики охватывает следующие сферы личности:
- мотивационную (интересы, склонности, мотивы выбора профессии);
- психологическую (особенности психических процессов);
- типологическую (темперамент, характер, тип личности);
- когнитивную (знание мира профессий, своих профессиональных способностей и возможностей, основ жизненного и профессионального самоопределения);
- эмоционально-волевую (чувства, эмоции, воля).
В процессе изучения курса используются следующие профдиагностические методики:
- опросник для выявления уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению;
- карта интересов;
- опросник профессиональной готовности (ОПГ);
- анкета мотивов выбора профессии;
- шкала потребностей в достижении;
- опросник темперамента;
- методика «Мой характер»;
- методика определения склонностей;
- тест Дж. Холланда «Тип личности»;
- карта здоровья;
- тест «Уровень самооценки»;
- карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
Помимо вышеперечисленных, в процессе изучения курса используются и другие методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, викторина, наблюдение, экскурсия, профконсультация и др.
В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение мнемосхем дает возможность не только оперативно развивать память учащихся, но и другие психические процессы, такие, как мышление, восприятие, наблюдательность. Мнемосхемы возбуждают мыслительную деятельность школьников, обеспечивают переход информации из кратковременной памяти в долговременную и обратно, а также развивают мыслительные процессы, последовательность и логику мышления. Они выполняют опорную функцию мышления. Мнемосхемы позволяют также более целенаправленно организовать самостоятельную работу учащихся.
По каждому разделу курса проводится тестовый контроль знаний с помощью специально разработанных контрольно-измерительных материалов.
Разрабатывается конкретный план проведения каждого занятия, который включает в себя:
- формулировку цели и задач занятия;
- отбор содержания изучаемого материала;
- выбор основных методов и организационных форм обучения;
- разработку дидактического и материально-технического оснащения занятия
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изучение курса внеурочной деятельности в 9 классе направлено на достижение обучающимися личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) результатов.
Личностные результаты:
развитое ценностное отношение к творческой деятельности;
овладение навыками сотрудничества;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной
деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Метапредметные результаты:
развитая наблюдательность, внимание, воображение и мотивация к учебной деятельности;
умение вести поиск, анализ, отбор информации, ее сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
систематизировать, анализировать полученные данные;
развитое проектное мышление;
развивать самостоятельность;
оценивать собственные возможности, способствующие овладению учащимися умениями
осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел I. Основы жизненного и профессионального самоопределения.
Тема №1. Жизненное самоопределение человека.
Сущность жизненного самоопределения. Смысл и цель жизни человека. Смысл жизни человека.
Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Сформулировать и записать в тетрадь смысл и цель своей жизни.
Темя №2. Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития.
Компоненты процесса профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение и развитие.
Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия.
Тема №3. Значение, ситуация и правила выбора профессии.
Значение выбора профессии. Ситуация выбора профессии. Правила выбора профессии
Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия и правила выбора профессии. Выявление профессиональных интересов по методике «Карта интересов».
Тема №4. Типичные ошибки при выборе профессии.
Группы ошибок: незнание мира профессий; незнание себя; незнание правил выбора.
Практическая работа. Решение ситуаций выбора профессии. Заполнить таблицу.
Тема №5. Творческий проект.
Сущность проекта. Цель проектирования. Виды проектов. Цель, задачи и компоненты проекта.
Тема №6. Тестовый контроль знаний по разделу.
Контроль знаний по разделу «Основы жизненного и профессионального самоопределения».
Раздел II. Мир труда и профессий.
Тема №1. Профессия и специальность: происхождение и сущность.
Происхождение труда. Разделение труда. Современные формы разделения труда. Основные характеристики профессии.
Практическая работа. Запись в тетрадь основных опорных понятий. Проведение дидактической игры «Профессия, должность, специальность».
Тема №2. Многообразие мира труда.
Сущность и виды труда. Процесс труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет труда. Средства труда. Сферы, отрасли и секторы экономики. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности.
Практическая работа. Записать основные понятия. Заполнить таблицу.
Тема №3. Классификация профессий. Формула профессии.
Способы классификации профессий, их достоинства и недостатки. Классификационные признаки. Формула профессии и ее роль в процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.
Практическая работа. Запись в тетрадь основных понятий. Составление школьниками формулы своей будущей профессии.
Тема №4. Профессиональная деятельность и карьера человека.
Профессии социальной сферы. Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Виды профессиональной этики. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение таблицы.
Тема №5. Рынок труда и его требования к профессионалу.
Сущность рынка труда и принципы его формирования. Безработица и причины ее появления. Статус безработного. Требования к современному профессионалу. Профессии в XXI веке. Рынок труда Брянской области.
Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия. Изложить в тетради сведения о личностных и профессиональных качествах профессионального идеала, которого можно считать образцом для подражания в будущей профессиональной деятельности.
Тема №6. Тестовый контроль знаний по разделу.
Контроль знаний по разделу «Мир труда и профессий».
Раздел III. Человек и профессия.
Тема №1. Профессионально важные качества человека.
Сущность и структура профессионально важных качеств человека. Направленность личности, показатели профессиональной направленности. Ориентация на группу родственных профессий. Профессиональное призвание. Знания, умения, навыки. Типологические особенности человека. Общие, особенные и специфические профессионально важные качества личности.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнить таблицу.
Тема №2. Профессиональные интересы и склонности.
Мотивы выбора профессии. Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение склонностей школьников к сфере профессиональной деятельности (методика ОПГ).
Тема №3. Особенности психических процессов и выбор профессии.
Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Виды эмоциональных состояний. Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности человека.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение особенностей познавательных психических процессов и эмоционально-волевой сферы школьников
Тема №4. Темперамент и выбор профессии.
Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности. положительные и отрицательные характеристики различных типов темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение типа темперамента школьников по методике Айзенка.
Тема №5. Характер и выбор профессий.
Определение понятия «характер». Черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера. Характер и выбор профессии. Общие требования типов профессии к характеру человека.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение особенностей характера по методике «Мой характер».
Тема №6. Роль способностей профессиональной деятельности.
Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей: Основные свойства специальных способностей. Задатки как предпосылка формирования и развития способностей. Способности и выбор профессии.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление склонностей и способностей учащихся при помощи методики «КОС» и ли «Определение склонностей».
Тема №7. Тип личности и выбор профессии.
Понятие типизации. Социально-профессиональные типы людей и предпочитаемые сферы деятельности. Взаимоотношения типов людей: схожие и противоположные типы. Тип личности и профессиональная деятельность.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление типа личности по методике Дж. Холланда.
Тема №8. Профессиональная деятельность и здоровье.
Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии. Важнейшие характеристики здоровья человека
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление школьниками особенностей своего здоровья по методике «Карта здоровья».
Тема №9. Профессиональная пригодность и самооценка.
Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной пригодности, профессионального соответствия, профессионального призвания. Сущность и уровни самооценки. Характеристики заниженной, завышенной и адекватной самооценки.
Практическая работа. Выявление уровня самооценки школьников при помощи методики «Уровень самооценки».
Тема №10. Тестовый контроль знаний по разделу.
Контроль знаний по разделу «Человек и профессия».
Раздел IV. Слагаемые успеха в профессиональной деятельности.
Тема №1. Анализ профессиональной деятельности.
Источники информации о профессиях. Сущность, назначение и структура профессиограммы. Психограмма как составная часть профессиограммы.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с профессиограммами различных профессий.
Тема №2. Профессиональная проба и творческие проекты.
Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Содержание профпроб по типам профессий. Этапы выполнения и уровни сложности профпроб. Аспекты профпроб. Классификация творческих проектов. Требования к творческим проектам.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий.
Тема №3. Профильное обучение и предпрофильная подготовка.
Цель, задачи и содержание профильного обучения старшеклассников. Структура содержания профильного обучения. Цели и задачи предпрофильной подготовки выпускников основной школы. Компоненты предпрофильного обучения
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий.
Тема №4. Пути получения профессионального образования.
Профессиональное образование. Государственный стандарт профессионального образования. Уровни профессионального образования. Система профессиональной подготовки кадров. Источники информации о профессиональных учебных заведениях.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий, ознакомление с профессиональными учебными заведениями г. Йошкар-Олы.
Тема №5. Профессиональная консультация.
Сущность, цель, задачи профессиональной консультации. Виды профессиональной консультации. Формы проведения профессиональных консультаций. Подготовка учащихся к профессиональной консультации.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Составление перечня вопросов к профконсультантам.
Тема №6. Профессиональное самоопределение и самовоспитание.
Человеческие ресурсы. Виды возможностей человека: интеллектуальные, физические, специальные. Профессиональное саморазвитие: сущность, способы и приемы саморазвития человеком своих профессионально важных качеств. Профессиональное самовоспитание. Методы профессионального самовоспитания.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Составление школьниками плана подготовки к приобретению профессии.
Тема №7. Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе.
Готовность к профессиональному самоопределению. Показатели готовности к профсамоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение «Карты готовности к профессиональному самоопределению».
Тема №8. Тестовый контроль знаний по разделу.
Контроль знаний по разделу «Слагаемые успеха в профессиональной деятельности».
Раздел V. Творческий проект.
Тема №1-2. Творческий проект: разработка и оформление проекта.
Цель и задачи творческих проектов. Компоненты проекта. Требования к оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта. Критерии оценивания проекта.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с примерами творческих проектов, выполненными учениками предыдущих классов. Выполнение и оформление проекта.
Тема №3-4. Защита творческих проектов.
Критерии оценки выполнения и защиты проекта. Представление жюри. Порядок проведения защиты творческих проектов. Представление учащимися пояснительной записки и результатов профпроб, ответы на вопросы. Оценивание защиты, подведение итогов.
Практическая работа. Представление и защита проектов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы | Теория | Прак-тика | Всего | Форма деятельности |
Раздел I. Основы жизненного и профессионального самоопределения. |
1. | Жизненное самоопределение человека. | 0,5 | 0,5 | 1 | Ответы на вопросы. Практическая работа. |
2. | Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития. | 0,5 | 0,5 | 1 | Текущий опрос. Практическая работа. |
3. | Значение, ситуация и правила выбора профессии. | 0,5 | 0,5 | 1 | Текущий опрос. Практическая работа. |
4. | Типичные ошибки при выборе профессии. | 0,5 | 0,5 | 1 | Текущий опрос. Практическая работа. |
5. | Творческий проект. | 1 | | 1 | Текущий опрос. |
6. | Тестовый контроль знаний по разделу. | | 1 | 1 | Тестирование. |
Раздел II. Мир труда и профессий. |
№ | Название темы | Теория | Прак-тика | Всего | Форма деятельности |
1. | Профессия и специальность: происхождение и сущность. | 0,5 | 0,5 | 1 | Ответы на вопросы. Практическая работа. |
2. | Многообразие мира труда. | 0,5 | 0,5 | 1 | Текущий опрос. Практическая работа. |
3. | Классификация профессий. Формула профессии. | 0,5 | 0,5 | 1 | Текущий опрос. Практическая работа. |
4. | Профессиональная деятельность и карьера человека. | 0,5 | 0,5 | 1 | Текущий опрос. Практическая работа. |
5. | Рынок труда и его требования к профессионалу. | 0,5 | 0,5 | 1 | Текущий опрос. Практическая работа. |
6. | Тестовый контроль знаний по разделу. | | 1 | 1 | Тестирование. |
Раздел III. Человек и профессия. |
№ | Название темы | Теория | Прак-тика | Всего | Форма деятельности |
1. | Профессионально важные качества человека. | 0,5 | 0,5 | 1 | Ответы на вопросы. Практическая работа. |
2. | Профессиональные интересы и склонности. Мотивы выбора профессии. | 0,5 | 0,5 | 1 | Текущий опрос. Практическая работа. |
3. | Особенности психических процессов и выбор профессии. | 0,5 | 0,5 | 1 | Текущий опрос. Практическая работа. |
4. | Темперамент и выбор профессии. | 0,5 | 0,5 | 1 | Текущий опрос. Практическая работа. |
5. | Характер и выбор профессий. | 0,5 | 0,5 | 1 | Текущий опрос. Практическая работа. |
6. | Роль способностей профессиональной деятельности. | 0,5 | 0,5 | 1 | Текущий опрос. Практическая работа. |
7. | Тип личности и выбор профессии. | 0,5 | 0,5 | 1 | Текущий опрос. Практическая работа. |
8. | Профессиональная деятельность и здоровье. | 0,5 | 0,5 | 1 | Текущий опрос. Практическая работа. |
9. | Профессиональная пригодность и самооценка. | 0,5 | 0,5 | 1 | Тестирование. Текущий опрос. Практическая работа. |
10. | Тестовый контроль знаний по разделу. | | 1 | 1 | Тестирование. |
Раздел IV. Слагаемые успеха в профессиональной деятельности. |
№ | Название темы | Теория | Прак-тика | Всего | Форма деятельности |
1. | Анализ профессиональной деятельности. | 0,5 | 0,5 | 1 | Ответы на вопросы. Практическая работа. |
2. | Профессиональная проба и творческие проекты. | 0,5 | 0,5 | 1 | Тестирование. Текущий опрос. Практическая работа. |
3. | Профильное обучение и предпрофильная подготовка. | 0,5 | 0,5 | 1 | Тестирование. Текущий опрос. Практическая работа. |
4. | Пути получения профессионального образования. | 0,5 | 0,5 | 1 | Тестирование. Текущий опрос. Практическая работа. |
5. | Профессиональная консультация. | 0,5 | 0,5 | 1 | Тестирование. Текущий опрос. Практическая работа |
6. | Профессиональное самоопределение и самовоспитание. | 0,5 | 0,5 | 1 | Тестирование. Текущий опрос. Практическая работа. |
7. | Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе. | 0,5 | 0,5 | 1 | Текущий опрос. Практическая работа. |
8. | Тестовый контроль знаний по разделу. | | 1 | 1 | Тестирование |
Раздел V. Творческий проект. |
1-2. | Творческий проект: разработка и оформление проекта. | 1 | 1 | 2 | Текущий опрос. Практическая работа. |
3-4. | Защита творческих проектов. | 1 | 1 | 2 | Презентация защиты проектов. |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Резапкинна Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.
2. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
3. «Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004.
4. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6 4.
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2005.
7. Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации. //Директор школы. №2, М., 2006.
8. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М.: «Академия», 2005.
9. Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.
10. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. М.: ООО Этрол, ООО ИКТЦ ЛАДА, 2005.
11. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.: «Вако», 2005.
12. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС пресс, 2001.
13. Савченко М.Ю. Профориентация (сценарии занятий, тренинги для учащихся 9-11 классов). М.: «Вако», 2005.
14. Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Ростов/нД: «Феникс», 2005.
15. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.: «Просвещение», 1991.
16. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс, 2007.
17. Л.А.Ясюкова Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников (часть 1): Методическое руководство, Спб: «ИМАТОН», 2005
Список дополнительной литературы:
1. Голуб, Г.Б., Предпрофильная подготовка учащихся: Рекомендации по организации и проведению / Под ред. проф. Е. Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фдоров», 2006. – 160 с.
2. Зуева, Ф.А., Предпрофильное и профильное образование учащихся: основные подходы: метод.пособие / Ф. А. Зуева. – Челябинск: Взгляд, 2006. – 143 с.
3. Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя / С.Н. Чистякова, И.А.Умовская, Т.И. Шалавина, А.И. Цуканов; под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.
4. Технология: твоя профессиональная карьера: дидактич. материалы: кн. для учителя / С. Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Н.С. Пряжников, И.А. Умовская; под ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с.
Для обучающихся:
1. Голуб, Г. Б., Дневник предпрофильной подготовки. 9 класс / Под ред. проф. Е. Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 64 с.
2. Зуева, Ф. А., Предпрофильная подготовка: Основы профессионального самоопределения: Учеб. Пособие для учащихся 9 кл. – 2-е изд., испр. и доп. / Ф. А. Зуева. –Челябинск: Взгляд, 2006. – 47 с.
3. Павлова Т. Л., Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
4. Резапкина, Г. В., Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005. – 140 с.
5. Резапкина, Г. В., Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2005. – 124 с.
6. Резапкина Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис - 80с.
7. Твоя профессиональная карьера: учеб.для 8 – 9 кл. общеобразоват.учреждений / П. С. Лернер, Г. Ф. Михальченко, А. В. Прудило и др.; под ред. С. Н. Чистяковой. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 159 с.