СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шаг к профессии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шаг к профессии»»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа курса внеурочной деятельности по технологии «Шаг к профессии» ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основании следующих документов:

- Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

- Рабочая программа разработана на основе программы Технология: 10-11 классы: базовый уровень / Н. В. Матяш. - М.: Вентана-Граф, 2017

- Учебного плана работы МОУ СОШ № 20 на 2021-2022 учебный год.

Курс «Шаг к профессии» является состав­ным компонентом предпрофильной подготовки выпускников основной школы.

Цель курса - оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учрежде­ний помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кад­рах.

Специфической особенностью данного курса является то, что его изучение должно осуществляться в процессе выполнения творческого проекта.

Задачи курса:

1. Вооружить учащихся знаниями основ жизненного и профессионального самоопределения.

2. Сформировать у школьников представление о мире труда и профессий.

3. Оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных спо­собностей и возможностей.

4. Ознакомить выпускников основной школы с путями и средствами ак­тивной подготовки к адекватному профессиональному самоопределе­нию.

5. Создать условия для выполнения и защиты учащимися творческого проекта «Мой выбор».

Учащиеся должны знать и понимать:

- сущность жизненного самоопределения;

- сущность и структуру процесса профессионального са­моопределения;

- правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе;

- многообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа;

- состояние рынка труда и его требования к современно­му профессионалу;

- профессионально важные качества своей личности, свои

профессиональные способности и возможности;

- способы и средства анализа профессиональной деятель­ности;

- методику выполнения профессиональных проб;

- структуру предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- пути получения профессионального образования;

- возможности получения профессиональной консультации;

- этапы, способы и средства профессионального самораз­вития и самовоспитания;

- этапы принятия решения о профессиональном выборе;

- структуру, порядок оформления и защиты творческого проекта «Мой выбор».

Учащиеся должны уметь:

• пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональ­ных учебных заведениях и рынке труда;

• определять формулу профессии;

• проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализиро­вать требования профессий к человеку;

• выявлять свои профессионально важные качества;

• соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;

• выполнять профессиональные пробы;

• пользоваться профессиограммами и психограммами;

• выбирать способ приобретения будущей профессии;

• получать профессиональную консультацию;

• заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению;

• выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор» с электронной презентацией.

У учащихся должны быть сформированы:

• убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном са­моопределении;

• профессиональная направленность: профессиональные интересы и склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;

• профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;

• профессиональное намерение: знание пути дальнейшего продолжения образования, условий поступления в выбранное профессиональное учебное заведение и перспектив профессионального роста.

Занятия по курсу проводятся на протяжении всего учебного года по 1 часу в неделю. Таким образом, всего на курс отводится 30 часов.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА


Основным методом изучения курса «Шаг к профессии» является метод проектов, основными конструктами которого являются понятия «проект» и «проектная деятельность».

Выполненные проекты обсуж­даются и защищаются.

Выполнение учащимися в процессе занятий по курсу творческого проекта позволяет:

- осуществлять в единстве теоретическую и практическую подготовку школьников к обоснованному профессиональному самоопределению;

- реализовать все компоненты профессиональной ориентации (профпросвещение, профдиагностику, профконсультацию, профотбор (подбор), профадаптацию, профвоспитание);

- активировать деятельность учащихся по подготовке к адекватному профессиональному самоопределению. Во время защиты проекта уча­щиеся представляют его печатную и электронную презентацию.

В процессе выполнения творческого проекта учащиеся должны осуществлять профессиональные пробы, моделирующие в той или иной степени их будущую профессиональную деятельность. В качестве профпроб могут выступать материальные изделия, информационные продукты, док­лады, номера художественной самодеятельности, воспитательные мероприятия и др.

Значительная часть занятий (29%) отводится на развивающую профдиагностику, которая предполагает использование комплекса психологических мето­дик, обеспечивающих, с одной стороны, диагностирование профессионально важных качеств учащихся, и их развитие, с другой стороны.

Программа развивающей профдиагносгики охватывает следующие сферы личности:

- мотивационную (интересы, склонности, мотивы выбора профессии);

- психологическую (особенности психических процессов);

- типологическую (темперамент, характер, тип личности);

- когнитивную (знание мира профессий, своих профессиональных спо­собностей и возможностей, основ жизненного и профессионального са­моопределения);

- эмоционально-волевую (чувства, эмоции, воля).

В процессе изучения курса используются следующие профдиагностические методики:

- опросник для выявления уровня готовности школьников к профессио­нальному самоопределению;

- карта интересов;

- опросник профессиональной готовности (ОПГ);

- анкета мотивов выбора профессии;

- шкала потребностей в достижении;

- опросник темперамента;

- методика «Мой характер»;

- методика определения склонностей;

- тест Дж. Холланда «Тип личности»;

- карта здоровья;

- тест «Уровень самооценки»;

- карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределе­нию.

Помимо вышеперечисленных, в процессе изучения курса используются и другие методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, викторина, наблюдение, экскурсия, профконсультация и др.

В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение мнемосхем дает возможность не только оперативно развивать память учащихся, но и другие психические процессы, такие, как мышление, восприятие, наблю­дательность. Мнемосхемы возбуждают мыслительную деятельность школьни­ков, обеспечивают переход информации из кратковременной памяти в долго­временную и обратно, а также развивают мыслительные процессы, последова­тельность и логику мышления. Они выполняют опорную функцию мышления. Мнемосхемы позволяют также более целенаправленно организовать самостоя­тельную работу учащихся.

По каждому разделу курса проводится тестовый контроль знаний с по­мощью специально разработанных контрольно-измерительных материалов.

Разрабатывается конкретный план проведения каждого занятия, который включает в себя:

- формулировку цели и задач занятия;

- отбор содержания изучаемого материала;

- выбор основных методов и организационных форм обучения;

- разработку дидактического и материально-технического оснащения занятия


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Изучение курса внеурочной деятельности в 9 классе направлено на достижение обучающимися личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) результатов.

Личностные результаты:

  • развитое ценностное отношение к творческой деятельности;

  • овладение навыками сотрудничества;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • овладение элементами организации умственного и физического труда;

  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;

  • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;

  • выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

  • желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

  • использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

  • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной

  • деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Метапредметные результаты:

  • развитая наблюдательность, внимание, воображение и мотивация к учебной деятельности;

  • умение вести поиск, анализ, отбор информации, ее сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

  • систематизировать, анализировать полученные данные;

  • развитое проектное мышление;

  • развивать самостоятельность;

  • оценивать собственные возможности, способствующие овладению учащимися умениями

  • осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и правового государства.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Раздел I. Основы жизненного и профессионального самоопределения.

Тема №1. Жизненное самоопределение человека.

Сущность жизненного самоопределения. Смысл и цель жизни человека. Смысл жизни человека.

Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Сформулировать и записать в тетрадь смысл и цель своей жизни.

Темя №2. Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития.

Компоненты процесса профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение и развитие.

Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия.

Тема №3. Значение, ситуация и правила выбора профессии.

Значение выбора профессии. Ситуация выбора профессии. Правила выбора профессии

Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия и правила выбора профессии. Выявление профессиональных интересов по методике «Карта интересов».

Тема №4. Типичные ошибки при выборе профессии.

Группы ошибок: незнание мира профессий; незнание себя; незнание правил выбора.

Практическая работа. Решение ситуаций выбора профессии. Заполнить таблицу.

Тема №5. Творческий проект.

Сущность проекта. Цель проектирования. Виды проектов. Цель, задачи и компоненты проекта.

Тема №6. Тестовый контроль знаний по разделу.

Контроль знаний по разделу «Основы жизненного и профессионального самоопределения».

Раздел II. Мир труда и профессий.

Тема №1. Профессия и специальность: происхождение и сущность.

Происхождение труда. Разделение труда. Современные формы разделения труда. Основные характеристики профессии.

Практическая работа. Запись в тетрадь основных опорных понятий. Проведение дидактической игры «Профессия, должность, специальность».

Тема №2. Многообразие мира труда.

Сущность и виды труда. Процесс труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет труда. Средства труда. Сферы, отрасли и секторы экономики. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности.

Практическая работа. Записать основные понятия. Заполнить таблицу.

Тема №3. Классификация профессий. Формула профессии.

Способы классификации профессий, их достоинства и недостатки. Классификационные признаки. Формула профессии и ее роль в процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.

Практическая работа. Запись в тетрадь основных понятий. Составление школьниками формулы своей будущей профессии.

Тема №4. Профессиональная деятельность и карьера человека.

Профессии социальной сферы. Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Виды профессиональной этики. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение таблицы.

Тема №5. Рынок труда и его требования к профессионалу.

Сущность рынка труда и принципы его формирования. Безработица и причины ее появления. Статус безработного. Требования к современному профессионалу. Профессии в XXI веке. Рынок труда Брянской области.

Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия. Изложить в тетради сведения о личностных и профессиональных качествах профессионального идеала, которого можно считать образцом для подражания в будущей профессиональной деятельности.

Тема №6. Тестовый контроль знаний по разделу.

Контроль знаний по разделу «Мир труда и профессий».

Раздел III. Человек и профессия.

Тема №1. Профессионально важные качества человека.

Сущность и структура профессионально важных качеств человека. Направленность личности, показатели профессиональной направленности. Ориентация на группу родственных профессий. Профессиональное призвание. Знания, умения, навыки. Типологические особенности человека. Общие, особенные и специфические профессионально важные качества личности.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнить таблицу.

Тема №2. Профессиональные интересы и склонности.

Мотивы выбора профессии. Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение склонностей школьников к сфере профессиональной деятельности (методика ОПГ).

Тема №3. Особенности психических процессов и выбор профессии.

Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Виды эмоциональных состояний. Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности человека.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение особенностей познавательных психических процессов и эмоционально-волевой сферы школьников

Тема №4. Темперамент и выбор профессии.

Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности. положительные и отрицательные характеристики различных типов темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение типа темперамента школьников по методике Айзенка.

Тема №5. Характер и выбор профессий.

Определение понятия «характер». Черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера. Характер и выбор профессии. Общие требования типов профессии к характеру человека.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение особенностей характера по методике «Мой характер».

Тема №6. Роль способностей профессиональной деятельности.

Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей: Основные свойства специальных способностей. Задатки как предпосылка формирования и развития способностей. Способности и выбор профессии.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление склонностей и способностей учащихся при помощи методики «КОС» и ли «Определение склонностей».

Тема №7. Тип личности и выбор профессии.

Понятие типизации. Социально-профессиональные типы людей и предпочитаемые сферы деятельности. Взаимоотношения типов людей: схожие и противоположные типы. Тип личности и профессиональная деятельность.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление типа личности по методике Дж. Холланда.

Тема №8. Профессиональная деятельность и здоровье.

Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии. Важнейшие характеристики здоровья человека

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление школьниками особенностей своего здоровья по методике «Карта здоровья».

Тема №9. Профессиональная пригодность и самооценка.

Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной пригодности, профессионального соответствия, профессионального призвания. Сущность и уровни самооценки. Характеристики заниженной, завышенной и адекватной самооценки.

Практическая работа. Выявление уровня самооценки школьников при помощи методики «Уровень самооценки».

Тема №10. Тестовый контроль знаний по разделу.

Контроль знаний по разделу «Человек и профессия».

Раздел IV. Слагаемые успеха в профессиональной деятельности.

Тема №1. Анализ профессиональной деятельности.

Источники информации о профессиях. Сущность, назначение и структура профессиограммы. Психограмма как составная часть профессиограммы.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с профессиограммами различных профессий.

Тема №2. Профессиональная проба и творческие проекты.

Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Содержание профпроб по типам профессий. Этапы выполнения и уровни сложности профпроб. Аспекты профпроб. Классификация творческих проектов. Требования к творческим проектам.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий.

Тема №3. Профильное обучение и предпрофильная подготовка.

Цель, задачи и содержание профильного обучения старшеклассников. Структура содержания профильного обучения. Цели и задачи предпрофильной подготовки выпускников основной школы. Компоненты предпрофильного обучения

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий.

Тема №4. Пути получения профессионального образования.

Профессиональное образование. Государственный стандарт профессионального образования. Уровни профессионального образования. Система профессиональной подготовки кадров. Источники информации о профессиональных учебных заведениях.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий, ознакомление с профессиональными учебными заведениями г. Йошкар-Олы.

Тема №5. Профессиональная консультация.

Сущность, цель, задачи профессиональной консультации. Виды профессиональной консультации. Формы проведения профессиональных консультаций. Подготовка учащихся к профессиональной консультации.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Составление перечня вопросов к профконсультантам.

Тема №6. Профессиональное самоопределение и самовоспитание.

Человеческие ресурсы. Виды возможностей человека: интеллектуальные, физические, специальные. Профессиональное саморазвитие: сущность, способы и приемы саморазвития человеком своих профессионально важных качеств. Профессиональное самовоспитание. Методы профессионального самовоспитания.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Составление школьниками плана подготовки к приобретению профессии.

Тема №7. Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе.

Готовность к профессиональному самоопределению. Показатели готовности к профсамоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение «Карты готовности к профессиональному самоопределению».

Тема №8. Тестовый контроль знаний по разделу.

Контроль знаний по разделу «Слагаемые успеха в профессиональной деятельности».

Раздел V. Творческий проект.

Тема №1-2. Творческий проект: разработка и оформление проекта.

Цель и задачи творческих проектов. Компоненты проекта. Требования к оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта. Критерии оценивания проекта.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с примерами творческих проектов, выполненными учениками предыдущих классов. Выполнение и оформление проекта.

Тема №3-4. Защита творческих проектов.

Критерии оценки выполнения и защиты проекта. Представление жюри. Порядок проведения защиты творческих проектов. Представление учащимися пояснительной записки и результатов профпроб, ответы на вопросы. Оценивание защиты, подведение итогов.

Практическая работа. Представление и защита проектов.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Название темы

Теория

Прак-тика

Всего

Форма деятельности

Раздел I. Основы жизненного и профессионального самоопределения.

1.

Жизненное самоопределение человека.

0,5

0,5

1

Ответы на вопросы.

Практическая работа.

2.

Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития.

0,5

0,5

1

Текущий опрос. Практическая работа.

3.

Значение, ситуация и правила выбора профессии.

0,5

0,5

1

Текущий опрос. Практическая работа.

4.

Типичные ошибки при выборе профессии.

0,5

0,5

1

Текущий опрос. Практическая работа.

5.

Творческий проект.

1


1

Текущий опрос. 

6.

Тестовый контроль знаний по разделу.


1

1

Тестирование.

Раздел II. Мир труда и профессий.

Название темы

Теория

Прак-тика

Всего

Форма деятельности

1.

Профессия и специальность: происхождение и сущность.

0,5

0,5

1

Ответы на вопросы.

Практическая работа.

2.

Многообразие мира труда.

0,5

0,5

1

Текущий опрос. Практическая работа.

3.

Классификация профессий. Формула профессии.

0,5

0,5

1

Текущий опрос. Практическая работа.

4.

Профессиональная деятельность и карьера человека.

0,5

0,5

1

Текущий опрос. Практическая работа.

5.

Рынок труда и его требования к профессионалу.

0,5

0,5

1

Текущий опрос. Практическая работа.

6.

Тестовый контроль знаний по разделу.


1

1

Тестирование.

Раздел III. Человек и профессия.

Название темы

Теория

Прак-тика

Всего

Форма деятельности

1.

Профессионально важные качества человека.

0,5

0,5

1

Ответы на вопросы.

Практическая работа.

2.

Профессиональные интересы и склонности. Мотивы выбора профессии.

0,5

0,5

1

Текущий опрос. Практическая работа.

3.

Особенности психических процессов и выбор профессии.

0,5

0,5

1

Текущий опрос. Практическая работа.

4.

Темперамент и выбор профессии.

0,5

0,5

1

Текущий опрос. Практическая работа.

5.

Характер и выбор профессий.

0,5

0,5

1

Текущий опрос. Практическая работа.

6.

Роль способностей профессиональной деятельности.

0,5

0,5

1

Текущий опрос. Практическая работа.

7.

Тип личности и выбор профессии.

0,5

0,5

1

Текущий опрос. Практическая работа.

8.

Профессиональная деятельность и здоровье.

0,5

0,5

1

Текущий опрос. Практическая работа.

9.

Профессиональная пригодность

и самооценка.

0,5

0,5

1

Тестирование. Текущий

опрос. Практическая работа.

10.

Тестовый контроль знаний по разделу.


1

1

Тестирование.

Раздел IV. Слагаемые успеха в профессиональной деятельности.

Название темы

Теория

Прак-тика

Всего

Форма деятельности

1.

Анализ профессиональной деятельности.

0,5

0,5

1

Ответы на вопросы.

Практическая работа.

2.

Профессиональная проба и творческие проекты.

0,5

0,5

1

Тестирование. Текущий опрос. Практическая работа.

3.

Профильное обучение и предпрофильная подготовка.

0,5

0,5

1

Тестирование. Текущий опрос. Практическая работа.

4.

Пути получения профессионального образования.

0,5

0,5

1

Тестирование. Текущий опрос. Практическая работа.

5.

Профессиональная консультация.

0,5

0,5

1

Тестирование. Текущий опрос. Практическая работа

6.

Профессиональное самоопределение и самовоспитание.

0,5

0,5

1

Тестирование. Текущий опрос. Практическая работа.

7.

Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе.

0,5

0,5

1

Текущий опрос. Практическая работа.

8.

Тестовый контроль знаний по разделу.


1

1

Тестирование

Раздел V. Творческий проект.

1-2.

Творческий проект: разработка и оформление проекта.

1

1

2

Текущий опрос. Практическая работа.

3-4.

Защита творческих проектов.

1

1

2

Презентация защиты проектов.


ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


1. Резапкинна Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.

2. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.

3. «Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004.

4. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6 4.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2005.

7. Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации. //Директор школы. №2, М., 2006.

8. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М.: «Академия», 2005.

9. Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.

10. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. М.: ООО Этрол, ООО ИКТЦ ЛАДА, 2005.

11. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.: «Вако», 2005.

12. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС пресс, 2001.

13. Савченко М.Ю. Профориентация (сценарии занятий, тренинги для учащихся 9-11 классов). М.: «Вако», 2005.

14. Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Ростов/нД: «Феникс», 2005.

15. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.: «Просвещение», 1991.

16. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс, 2007.

17. Л.А.Ясюкова Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников (часть 1): Методическое руководство, Спб: «ИМАТОН», 2005


Список дополнительной литературы:

1. Голуб, Г.Б., Предпрофильная подготовка учащихся: Рекомендации по организации и проведению / Под ред. проф. Е. Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фдоров», 2006. – 160 с.

2. Зуева, Ф.А., Предпрофильное и профильное образование учащихся: основные подходы: метод.пособие / Ф. А. Зуева. – Челябинск: Взгляд, 2006. – 143 с.

3. Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя / С.Н. Чистякова, И.А.Умовская, Т.И. Шалавина, А.И. Цуканов; под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.

4. Технология: твоя профессиональная карьера: дидактич. материалы: кн. для учителя / С. Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Н.С. Пряжников, И.А. Умовская; под ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с.


Для обучающихся:

1. Голуб, Г. Б., Дневник предпрофильной подготовки. 9 класс / Под ред. проф. Е. Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 64 с.

2. Зуева, Ф. А., Предпрофильная подготовка: Основы профессионального самоопределения: Учеб. Пособие для учащихся 9 кл. – 2-е изд., испр. и доп. / Ф. А. Зуева. –Челябинск: Взгляд, 2006. – 47 с.

3. Павлова Т. Л., Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.

4. Резапкина, Г. В., Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005. – 140 с.

5. Резапкина, Г. В., Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2005. – 124 с.

6. Резапкина Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис - 80с.

7. Твоя профессиональная карьера: учеб.для 8 – 9 кл. общеобразоват.учреждений / П. С. Лернер, Г. Ф. Михальченко, А. В. Прудило и др.; под ред. С. Н. Чистяковой. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 159 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!