СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  внеурочной деятельности кружка по домоводству «Хозяюшка»предназначена для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы. Задача кружка - дать основные знания о питании и приготовлении пищи, о составлении меню и особенностях кулинарной обработки различных продуктов. Полученные знания помогут учащимся не только накормить себя, свою семью и принять гостей, но, сделать, быть может, первый шаг к выбранной профессии.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности»

Министерство образования Иркутской области

Государственное общеобразовательное казенное учреждение

«Специальная коррекционная школа № 1 г. Иркутска»


«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета

Протокол № 27 от 28.09.17 г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________________

/Обедина Н. Л/

___ сентября 2017 г.

«Утверждено»

Директор ГОКУ «СКШ № 1 г. Иркутска»

____________

/Лебедева А.В./


Приказ от __.09.2017 г. № ______


Программа внеурочной деятельности

кружка по домоводству «Хозяюшка»

КРЮЧКОВОЙ ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ (ВКК)






Срок реализации: 1 год







2017 - 2018 учебный год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В специальных (коррекционных) школах обучаются дети в основном из неполных или социально неблагополучных семей, не имеющие необходимых нравственно – этических знаний и практических навыков. А некоторые дети, вообще не имеют представления о многих семейных, житейских, бытовых проблемах. Все это способствует развитию у детей потребительских черт и иждивенческих наклонностей. Известно, что дети с интеллектуальным нарушением с большим трудом обучаются умению ориентироваться в окружающем, усваивают общепринятые нормы поведения, овладевают навыками общения. Необходимо, используя все возможности обучающихся, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем. Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

В материалах реформы общеобразовательной и профессиональной школы подчеркивается, что большое внимание следует уделять трудовому воспитанию школьников, говорится, что трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности, указывается на необходимость расширять самообслуживание учащихся.

Кружок «Домоводство», опираясь в своей работе на знания и навыки, полученные учащимися на уроках технологии и факультативе по СБО должны расширить и углубить эти знания и навыки, воспитывать творческий подход к своей работе и самостоятельности.

Задача кружка - дать основные знания о питании и приготовлении пищи, о составлении меню и особенностях кулинарной обработки различных продуктов. Полученные знания помогут учащимся не только накормить себя, свою семью и принять гостей, но, сделать, быть может, первый шаг к выбранной профессии.

Формы и методы обучения:

-Теоретические занятия

-Практические работы

-Творческие задания

-Индивидуальная работа –

Экскурсии.

Уровень усвоения программы - общеразвивающий, который предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора в сфере домоводства.


Актуальность программы несомненна, так как она способствует подготовке учащихся к самостоятельной взрослой жизни, самообслуживанию и труду, воспитывает умение правильно и рационально вести домашнее хозяйство. Реализация программы способна претворить в жизнь мечту ребёнка иметь хорошую семью, красивый дом и престижную работу, дает возможность на основе полученных знаний быть хорошей, грамотной, аккуратной хозяйкой и доброй женой. Программа «Домоводство» дает возможность девочкам сделать первый шаг в осуществлении своей мечты по созданию счастливой семьи, неоднократно проиграть различные бытовые ситуации, представить и полюбить свой будущий дом, вселяет уверенность в завтрашнем дне, в собственные силы и возможности. Актуальность программы также заключается в том, что она является ориентиром для формирования личностной, социальной, семейной культуры и базовых национальных ценностей. Данная образовательная программа разработана с учетом современных педагогических теорий и технологий, возрастных и психофизиологических особенностей подростков.

Особенность реализации программы в данном учебном году:

-  использование инновационных технологий в обучении;

- принципы построения программы (от простого к сложному; связь теории и практики; связь знаний и умений с жизнью; научность; 
доступность);

-  самостоятельность учащихся в выборе выполнения изделий;

-  учет возрастных и индивидуальных особенностей.

  • Программа предназначена для обучающихся в возрасте 13-18 лет и рассчитана на 1 год обучения (68 учебных часа). 
Периодичность проведения занятий: 2 раз в неделю. Оптимальная наполняемость учебной группы – от 7 человек. Это позволяет их строить в соответствии с познавательными и практическими возможностями детей, согласно их возрасту, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков.

  • Форма организации учебно-воспитательного процесса – групповая.

Содержание программы составляют практические занятия и самостоятельная работа, которые закрепляют теоретические знания. Оно направлено на формирование и развитие эстетической и духовной культуры подростков и предусматривает постепенный переход от простого к сложному виду деятельности, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка и их способность к творческой работе. Именно в возрасте 13-18 лет у ребят проявляется осознанный интерес к взрослой жизни, к обустройству своего быта, легче прививаются практические навыки.

Форма проведения занятий планируется как для всей группы – для освещения общих теоретических вопросов, так и индивидуально–групповая: по 2-3 человека для усвоения полученных знаний и приобретения практических навыков. Это позволяет дифференцировать форму обучения, объединить такие противоположности, как массовость обучение и его индивидуализацию. На занятиях отводится время для изучения правил техники безопасности, соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ. В процессе занятий также используются методы самостоятельной работы. Самостоятельная работа не только закрепляет практические умения и навыки, но и развивает творческую активность. Одним из видов самостоятельной работы является поиск материалов и исследование по заданным темам, оформление их в рефераты, проектные работы.

Цель : формирование знаний и умений воспитанников, способствующих социальной адаптации, подготовка детей к самостоятельной жизни в плане организации питания.

Задачи:

1. Привитие детям интереса и любви к кулинарному искусству.

2. Формирование знаний о правильном питании.

3. Формирование навыков работы с инструментами и приборами при обработке различных продуктов.

4. Ознакомление с санитарно - гигиеническими правилами и нормами, техникой безопасности.

5. Овладение технологией приготовления различных блюд.

6. Ознакомление с традициями и национальной кухней.

7. Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей


В результате обучения в кружке «Домоводство» учащиеся получат знания:

  • - о пищевой ценности продуктов;

  • - о  способах приготовления и оформления блюд;

  • - о  правилах подачи блюд;

  • - о правилах поведения за столом;

  • - о  правилах по технике безопасности при кулинарных работах ;

  • - о  санитарно-гигиеническиех требованиях

  • - о видах национальных блюд;

  • - о  секретах русской кухни;

  • Учащиеся приобретут умения:

  • -  правильно подбирать формы нарезки овощей при приготовлении блюда;

  • -  приемы тепловой кулинарной обработки;

  • -  готовить и украшать готовые блюда;

  • -  готовить изделия из теста;

  • -  сервировать стол;

  • -  соблюдать санитарно-гигиенические и экологические требования;

  • -  соблюдать правила по технике безопасности ;

  • -  правильно вести себя за столом;

Информационно-методическое обеспечение программы кружка:


Кружок организуется в школе в оборудованном кабинете кулинарии, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям, кабинет должен быть светлым, сухим, с естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией

Учебную кухню рекомендуется оборудовать подвесными шкафами, разделочными столами. Для работы кружка необходим кухонный инвентарь

На каждого кружковца надо иметь: разделочные доски с обязательной маркировкой для сырых и вареных овощей, для мяса и рыбы и т.д.; разделочные доски и скалки для теста; кухонные ножи маленькие и средние, нож консервный, ложки деревянные и из нержавеющей стали, разливные ложки, шумовки, дуршлаги, чайники, подносы, подставки под горячую посуду, миски емкостью от 0,5 до 2 литров, кастрюли емкостью от 1 до 3 литров, сковороды разных размеров, миксер, мясорубка, сито, набор выемок для печенья, форма для торта, противни, столовую и чайную посуду, в том числе столовый и чайный сервизы.

Продукты питания для занятий необходимо приобретать экологически- чистые, при покупке обращать внимание на маркировку, не имеет ли данный продукт красителей, добавок, важно обращать внимание на дату выхода продукта.

Кроме того, товары имеют этикетки и ярлыки-средства маркировки, содержащие следующую информацию: наименование продукта, его описание, название и адрес изготовителя и др. Учащимся можно показать коробку, обклеенную чисто бумагой и спросить их: «Купите ли вы товар в такой упаковке? Что такое упаковка и для чего она нужна? Они приходят к выводу, что упаковка предназначена для хранения, защиты и транспортировки товара. Информация на упаковке нужна для того, чтобы правильно пользоваться товаром и чтобы из нескольких товаров выбрать тот, который нужен. Всю информацию разместить невозможно, поэтому на помощь приходят символы. Каждый символ дает определенную информацию о товаре. Первая группа символов указывает на экологическую безопасность товара, вторая подтверждает соответствие стандартам качества и безопасности, третья рассказывает о составе продукта или материала, четвертая информирует о правилах пользования товаром на упаковках продуктов питания обязательно указывается срок годности.

Обязательное условие занятий - соблюдение санитарно-технических требований. Одно из правил гигиены приготовления пищи – наличие спецодежды, фартуков, косынок, колпаков, сменной обуви. Руководитель кружка обязан строго следить за соблюдением учащимися правил гигиены. Только при соблюдении правил личной гигиены, гигиены помещения, рабочих мест, посуды, и продуктов питания можно приготовить доброкачественную, полезную, вкусную пищу.

Работа кружка связана с пользованием нагревательными приборами, режущими инструментами, варкой, жарением, выпечкой продуктов. Это обязывает педагога особое внимание педагога обращать на правила безопасности труда. На первом же занятие, знакомя ребят с помещением, его оборудованием, руководитель кружка обучает их правилам общения с нагревательными приборами и режущими инструментам. На последующих занятиях педагог напоминает правила, необходимые в данный момент. Плакаты с правилами гигиены и охраны труда необходимо повесить в кабинете на видном месте в учебной кухне.

Знания в области экологии необходимы каждому человеку как умение читать и писать. Экология- наука о взаимоотношении живых организмов и условий среды. Поэтому в области кулинарии экологические знания необходимы. Чтобы приготовить высококачественное блюдо необходимо качественное сырье и никакой химии. Загрязняется воздух в помещении накапливанием пыли, испарением жидкостей для мытья посуды и сантехники, а также других сильных моющих средств. Чтобы снизить загрязнения воздуха в помещениях необходимо плотно прикрывать крышки емкостей с бытовой химией и выбрасывать. Необходимо регулярно проветривать помещение даже зимой, особенно если оно хорошо изолировано, проводить влажную уборку ежедневно. Комнатный воздух хорошо очищает хлорофитум, выделяет в воздух много фитонцидов герань. Летом в помещениях появляются мухи-разносчики бактерий. Борьба с мухами несложна: на окна натягивают сетки и вешают клейкие ленты.





Содержание программы

1. Вводное занятие. План и задачи кружка. Правила поведения в кружке. Организация рабочего места, инвентарь. Значение питания в жизни человека. Понятие о рациональном питании. Режим питания школьника. Меню. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к приготовлению пищи правила Техники Безопасности при работе с механическими приспособлениями и электрооборудованием.

2.Практические занятия. Подготовка рабочих мест и инвентаря. Составление меню учащимися с учетом времени года и сбалансированного питания.

3. Кухня. Оборудование кухни. Уход за кухонной и столовой посудой. Моющие средства, применяемые при мытье посуды.

4.Практические занятия. Мытье посуды, уход за инвентарем и помещением.

5. Гигиена приготовления пищи. Общие сведения о гигиене, о санитарно- гигиенических требованиях к помещению, личной гигиене, гигиене питания. Содержание в чистоте кухни, кухонного инвентаря, личная гигиена во время приготовления пищи. Специальная одежда (фартук, косынка или поварской колпак, сменная обувь). Хранение и обработка продуктов. Аптечка.

6.Практические занятия. Выполнение правил гигиены во время приготовления пищи.

7. Правила безопасности труда на занятиях. Правила пользования нагревательными приборами (газовыми и электрическими). Правила обращения с режущими инструментами..Правила обращения с горячей посудой и продуктами.

8.Практические занятия. Выполнение правил безопасности труда во время приготовления пищи. Форма нарезки овощей.

9. Правила поведения за столом, среди товарищей и в общественных местах. Вежливость, точность, обязательность. Правила поведения в школьной столовой.

10.Практические занятия. В гостях у этикета.

11. Сервировка стола. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину и чаю. Праздничная сервировка стола. Сервировка закусочного стола. Назначение столовых приборов.

12.Практические занятия. Сервировка стола для детей.

13. Блюда из черствого хлеба. История хлеба. Цена хлеба. Бережное, уважительное отношение к хлебу. Использование черствого хлеба для приготовления различных блюд.

14.Практические занятия. Приготовление тартинок с помидорами или томатной пастой и сыром.

15. Холодные блюда и закуски. Украшения из овощей и яиц.

16.Практические занятия. Забавные бутерброды.

17. Салаты. Горячие, холодные, мясные, овощные, фруктовые.

18.Практические занятия. Винегрет.

19..Первые блюда. Значение первых блюд в питании. Классификация супов по способу приготовления. Использование отваров (овощных, крупяных, фруктовых) для приготовления супов.

20.Практические занятия. Приготовление супа из свежих овощей. Рыбный суп.

21. Изделия из круп. Питательная ценность круп, обработка. Приготовление каш. Изделия из круп (биточки, запеканки, пудинги, крупяные гарниры).

22.Практические занятия. Приготовление каши гречневой. Крупейник

23. Овощные блюда и гарниры. Значение блюд и гарниров из овощей, их вкусовые, питательные качества.

24.Практические занятия. Картофельное пюре. Рагу

25. Мясные блюда. Виды мяса, питательная ценность, хранение и обработка мяса. Изделия из рубленого мяса.

26.Практические занятия. Приготовление котлетной массы и изделий из нее. Тефтели.

27. Блюда из птицы. Виды, питательная ценность, хранение и обработка. Оформление вторых блюд.

28.Практические занятия. Окорочка, запеченные в духовке.

29.Рыбные блюда. Питательная ценность рыбы. Рыба, рекомендуемая для детского питания. Признаки ее доброкачественности. Обработка мороженой рыбы и филе. Разделка рыбы, изделия из нее.

30.Практическая работа. Рыба, запеченная в фольге.

31.Изделия из яиц. Значение ценности белка, пищевая ценность. Блюда из яиц.

32.Практические занятия. Омлет.

33.Молочные блюда, питательные и вкусовые качества. Значение молочных блюд.

34.Практические занятия. Рисовая каша.

35. Блюда из творога. Пищевая ценность творога, питательные, кулинарные качества. Блюда из творога (сырники, вареники, запеканки, пудинги).

36.Практические занятия. Приготовление творожной запеканки.

37.Макароны.Блюда из макарон

38.Практические занятия. Макароны по-флотски.

39.Изделия из теста. Мука. Виды теста (лапшовое, дрожжевое, слоеное, песочное, заварное, пряничное, бисквитное).


40.Практические занятия. Тесто дрожжевое. Хлеб домашний.

41. Изделия из бездрожжевого теста. Пельменное тесто (пельмени, вареники, ушки, манты).


42.Практические занятия. Вареники с картошкой.

43. Изделия из теста. Бисквитное тесто.

44.Практические занятия. Шарлотка с яблоками.

45.Изделия из слоеного теста, виды слоеного теста (рубленое, венское, готовое замороженное)


46.Практические занятия. Слоеные конвертики с джемом.

47. Сладкие блюда и напитки. Значение и вкусовые качества. Технология приготовления сладких блюд из ягод (компот, кисель, мусс).

48.Практические занятия. Приготовление киселя.

49. Экскурсия на предприятие пищевой промышленности. Знакомство с предприятием общественного питания, с оборудованием, техникой, с технологическим процессом обработки продуктов. Встреча с передовиками производства.

50. Итоговое занятие. Демонстрация учащимися умения сервировать стол и навыков поведения за столом, конкурс на лучшее оформление холодных блюд, соревнование на быструю и правильную нарезку овощей, викторина по теме «Кулинария».






















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

No п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата


1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, ППБ,

1

04.09

2.

Понятие о рациональном питании.

1

07.09

3.

Кухня. Оборудование кухни. Уход за кухонной посудой.

1

11.09

4.

Гигиена приготовления пищи. Хранение и обработка продуктов.

1

14.09

5.

Выполнение правил гигиены во время приготовления пищи.

1

18.09

6.

Правила поведения за столом. В гостях у этикета. Сервировка стола.

1

21.09

7.

Правила обращения с режущими предметами

Форма нарезки овощей.

Практическая работа “Нарезка овощей”


2

25.09

28.09


8.

Приготовление тортинок с помидорами

2

02.10

05.10

9.

Блюда из черствого хлеба.

1

09.10

10.

Забавные бутерброды.

Приготовление закрытых бутербродов

2

12.10

16.10

11.

Холодные блюда и закуски. Салаты. Виды салатов.

1

19.10

12.

Винегрет.

Приготовление винегрета

2

23.10

26.10

13.

Оливье. Приготовление оливье.

2

09.11

13.11

14.

Первые блюда. Особенности приготовления.

1

16.11

15.

Борщ. Основные ингредиенты. Приготовление борща

2

20.11

23.11

16.

Рыбный суп. Состав. Приготовление.

2

27.11

30.11

17.

Изделия из круп. Каша гречневая.

2

04.12

07.12

18.

Крупейник

2

11.12

14.12


19.

Овощные блюда и гарниры.

1

18.12

20.

Картофельное пюре.

2

21.12

25.12

21.

Овощное рагу

2

11.01

15.01

22.

Мясные блюда.

1

18.01

23.

Изделия из рубленого мяса. Приготовление котлеты.

2

22.01

25.01

24.

Тефтели.

2

29.01

01.02

25.

Блюда из птицы.

1

05.02

26.

Окорочка, запеченные в духовке.

2

08.02

12.02

27.

Рыбные блюда.

1

15.02

28.

Рыба жаренная основным способом.

2

19.02

22.02

29.

Блюда из яиц. Омлет.

Приготовление омлета

2

26.02

01.03

30.

Молочные блюда.

1

05.03

31.

Рисовая каша.

2

12.03

15.03

32.

Блюда из творога.

1

19.03

33.

Творожная запеканка.

2

22.03

02.04

34.

Макароны, блюда из макарон.

1

05.04

35.

Макароны по-флотски.

2

09.04

12.04

36.

Изделия из теста. Тесто дрожжевое.

Ватрушка.

2

16.04

19.04

37.

Изделия из бездрожжевого теста. Пирожки.

2

23.04

26.04

38.

Вареники с картошкой.

1

30.04

39.

Бисквитное тесто. Шарлотка.

2

03.05

07.05

40.

Слоеное тесто. Слойки с джемом.

2

10.05

14.05

41.

Сладкие блюда и напитки. Кисель из ягод.

2

17.05

21.05


42

Итоговое занятие по теме «Кулинария»

1

25.05








Список литературы:

  1. Алькаев Э.Н. Кулинария для всех. Нижний Новгород: «Фидес»-2002 г.

  2. Альтмайер М.Игрушки из картона. М.:»Ниоло-Пресс»-2012 г.

  3. Вакса О. Все, что должны знать мальчишки. М.: «Издательство АСТ»- 2000 г.

  1. Васина Н. Бумажная симфония. М.:Айрис-Пресс-2012 г.

  2. Воронкова В.В. Социально – бытовая ориентировка учащихся 5-9

классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 247 с.

6. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы), под редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.

7. Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умственной отсталостью. 6-9 классы. – М.: АРКТИ, 2009. – 72с.

8. Герань. И.Удивительные животные. М.:Мир-1998 г.

9. Голубев. В.Б.Мир комнатных растений., М.: ООО «Издательство Астрель»-2006 г.

10.Ермакова В.И.Основы кулинарии. М.: Просвещение-2003-192 с. 11.Зацепин В., Цимбалюк В. Мы и наша семья. М.: Молодая гвардия- 1993-361 с.

12.Колесова В.В. Домострой. М.: Советская Россия-1990 г.
13.Лабзина А., Васильченко Е. Обслуживающий труд. М.: Просвещение- 1998 г.

14.Ляховская Л.П. О кулинарии. М.: Экономика-1998 г.

15.Михайлов В.С. Семейная кулинария. М.:Советский спорт-1989 г.

16.Орлова Е.А.Декупаж.М.:Рипол-классик-20011 г.

17.Орлова Л. Семья, дом, квартира. М.: Знание,1991 г.

18.Похлебкин В.В. Тайны хорошей кухни. Красноярское книжное издательство-1998 г.
19.Снегирева А. Энциклопедия для девочек, М.: «Издательство АСТ»,2000 г.








































































































Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторами которой являются кандидат психологических наук, проф. И.М.Бгажникова и Л.В.Голимка. Москва, "Просвещение" 2003г. Содержание программы «Домоводство» продолжает образовательные линии, заложенные в предмете «Живой мир» (0-4 кл.), дополняет сведения по природоведению (5 кл.) и некоторые разделы предваряет «Мир истории» (6 кл.), «Естествознание» (6-9 кл.).

В специальных школах и интернатах обучаются и воспитываются дети в основном из неполных или социально неблагополучных семей, не имеющие необходимых нравственно – этических знаний и практических навыков. А некоторые дети, лишенные семьи и попечения родителей, вообще не имеют представления о многих семейных, житейских, бытовых проблемах. Все это способствует развитию у детей потребительских черт и иждивенческих наклонностей. Социально- педагогическая значимость этих проблем подсказывает необходимость введения в учебный план специальной (коррекционной) школы 8 вида предмета «Домоводство». Задачи предмета - научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи, и заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.

Цель предмета «Домоводство» - формирование у обучающихся знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам. Уроки домоводства позволяют применить на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту дома, огородничеству и др.

Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы обучающихся, так как организация практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия включают в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствуют развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.

Занятия можно строить как совместное интересное дело, при этом желательно широко использовать деловые игры с привлечением материалов из устного народного, прикладного и художественного творчества.

Занятия (в зависимости от их содержания) должны иметь конкретные практические результаты: выглаженные вещи, вскопанная грядка и др. При оценке знаний можно руководствоваться итогами практических умений, при этом усилия детей нужно поощрять, а оценки можно оформлять системой зачетов по ряду выполненных действий или итоговых дел по тому или иному разделу.

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).





Рабочая программа 5 класса состоит из следующих разделов: "Введение" (6 часов), «Понятие о доме и семье» (8 часов), Основы ЗОЖ (4 часа), "Жилище" (6 часов), "Уход за жилищем" (6 часов), "Помощники в доме" (8 часов), "Мебель" (4 часа), "Окна, стекла, зеркала в доме" (4 часа), "Насекомые и грызуны в доме - источники опасных заболеваний" (4 часа), "Животные в квартире" (4 часа), "Домашние животные" (2 часа), "Одежда" (4 часа), "Обувь" (4 часа), "Бельё" (4 часа).

Содержание программы

5 б класс

(67 часов в год, 2 часа в неделю)

Введение (6 часов)

Предмет "Домоводство", его связь с другими предметами школьной программы. Назначение домоводства для правильной организации жизни родственных и близких людей. Значение предмета для правильной и безопасной жизни. Дорожное движение. Соблюдение ПДД.

Понятие о доме и семье (8 часов)

Понятие о доме, семье, семейных обязанностях (на примере русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок).

Семейные традиции русского народного (с использованием предметов народного творчества, иллюстраций русских художников).

Посещение музея этнографии, картинной галереи с целью знакомства по сюжетам картин с убранством и бытом русского дома жителей России.

Уклад семьи в прошлом (в деревне, в городе).

Современная семья, влияние технического прогресса на изменение функциональных обязанностей старших членов семьи.


Основы ЗОЖ (4 часа)


О здоровом образе жизни

Двигательная активность закаливания

Рациональное питание

ЗОЖ и профилактика вредных привычек

Жилище (6 часов)

Городское и сельское жилице: типы городских и сельских домов. Понятия и словарь: жилье, квартира, дом (городской, сельский, дачный).

Размещение семит в типовых городских квартирах, в отдельном доме. Понятия и словарь: передняя (сени), гостиная (горница), спальня, кухня, санузел, ванная, туалет, балкон, лоджия, подсобное помещение.

Коммунальные удобства, их назначение: водоснабжение, электроснабжение, газообеспечение, канализация, мусоропровод, радиотрансляция, телефонизация, сигнализация, лифт.

Правила пользования лифтом.

Правила пользования почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком.

Правила гигиены на лестницах, лестничных площадках.

Правила пользования мусоропроводом. Пожар в доме (причины, источники).

Правила пожарной безопасности.

Оформление материалов наблюдений, экскурсий (устные и письменные рассказы).

Сказки, пословицы, поговорки, загадки о семейном укладе. Ролевые игры на основе русских народных сказок, песен, загадок, поговорок. Словарная работа.



Уход за жильем (6 часов)

Рассказ – описание (Наша квартира). Назначение жилых комнат. Убранство.

Чем убираю квартиру. Инвентарь, хранение.

Моющие средство, их виды. Техника безопасного использования моющих и чистящих средств.

Экскурсия в хозяйственный магазин

Правила повседневной уборки. Уход за стенами, полом, потолком.

Практическая работа по уходу за жилищем, классом.

Помощники в доме (8 часов)

Помощники в доме: газовая (электрическая) плита, пылесос, холодильник, утюг, кондиционер, электрочайник др., их назначение в хозяйстве.

Практические работы: правила работы с плитой, пылесосом, утюгом, электрочайником и другими техническими предметами быта.

Мебель (4 часа)

Повторение: предметы мебели, назначение предметов мебели. Экскурсия в мебельный магазин. Виды мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).

Правила ухода за мебелью. Виды и средства для ухода за мебелью.

Мягкая мебель. Ее назначение. Уход за мягкой мебелью.

Ковровые изделия. Практическая работа с использованием пылесоса, чистящих средств: чистка ковров, мягкой мебели.

Окна, стекла, зеркала в доме (4 часа)

"Пусть зеркало расскажет…". История стекла и зеркала.Глаза дома (квартиры). Правила ухода за зеркалами и стеклами.Светильники в доме: люстры, настольные лампы, бра. Средства для чистки стекол, зеркал, (зеркальных) покрытий.Практические работы: мытье стекол, зеркал, светильников, правила и приемы безопасности. Народные средства для очистки стеклянных изделий: лук, соляной, уксусный растворы, мякиш хлеба и др. Словарная работа по теме.

Насекомые и грызуны в доме - источники грозных заболеваний (4 часа)

Мыши, крысы, внешний вид, образ жизни. Профилактика и борьба с грызунами в доме.

Тараканы, домашние муравьи, профилактика, средства для избавления.

Кровососущие насекомые: клопы, вши, комары.

Кто съел шубу, шапки, свитера (моль).

Химические свойства борьбы с насекомыми и грызунами, их распознавание на этикетках упаковок.

Правила безопасного обращения с ядохимикатами, аэрозолями, препаратами профилактических средств. Медицинская помощь при отравлениях. Словарная работа по теме.


Животные в городской квартире (4 часа)


Для чего человеку нужны животные в доме. Рассказы о собаке. Виды собак (сторожевые, декоративные, служебные). Здоровье собаки. Уход за собакой в доме.

История кошки. Виды кошек. Чем болеют кошки. Уход за кошкой в доме.

Декоративные птицы, их виды, содержание и уход. Аквариум, террариум.

Профилактика здоровья людей в соседстве с домашними животными.



Домашние животные (2 часа)


Как человек приручил диких животных. Домашние животные и птицы в деревне (лошадь, свинья, овца, корова, куры, гуси, утки и др).

Образ жизни лошади и коровы, питание, уход (свиньи, овцы и др.). Домашние птицы, кормление, уход.

Чем болеют животные. Кто лечит животных. Как предостеречься от отравлений и болезней при приеме молочных, мясных и других продуктов.

Одежда (4 часа)

Экскурсия в магазин "Одежда". Повторение знаний о видах одежды, их назначении. Профессии людей, создающих одежду.Приобретение и хранение одежды (правила, способы).Виды сезонной одежды: летняя, зимняя, демисезонная.Одежда по назначению: деловая одежда, праздничная одежда, спортивная одежда, домашняя одежда, одежда для сна, рабочая одежда.Уход за одеждой: стирка, чистка, починка (практические занятия).Деловые игры: "Собираем чемоданы к морю"; "На зимние каникулы"; "Необходимые и важные вещи в гардеробе".

Обувь (4 часа)

Экскурсия в обувной магазин. Виды обуви, их назначение.

Приобретение и хранение обуви (правила, способы).

Сезонная обувь: летняя, зимняя демисезонная.

Обувь по назначения: спортивная, домашняя, выходная, рабочая.

Уход за обувью. Починка обуви (экскурсия в мастерскую).

Профессии людей, создающих обувь.


Бельё (4 часа)

Белье, его виды и назначение: постельное, кухонное, нательное. Ткани для белья. Гигиенические и эстетические требования к выбору белья.

Стирка белья: ручная, машинная.

Моющие средства для разных видов белья. Кипячение, правила безопасности. Правила сушения белья из льна, шерсти, шелка, глажение.

Правила хранения белья в шкафах, комодах, корзинах. Ремонт белья.

Оформление материалов экскурсий.











Список рекомендуемой учебно-методической литературы


Учебники

Учебные пособия

Основы безопасности жизнедеятельности 
5-9 классов. Поляков В.В 
Социально- бытовая оринтировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIIIвида под редакцией А.М. Щербаковой М., Владос, 2008г. 
Бережливое домоводство М., Внешсигма 2002 
Разговор о правильном питании М., 2013 
Разумихина. Мир семьи. М., Просвещение 2003 

Т.П. Лапардина. Вкусные рецепты (Детская кулинарная книга) Ярославль 2004 
Комнатные растения 2004г. 
Внешсигма. 
Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника, под редакцией С.К, Шойгу. Краснодар, 2005г. 



Требования к уровню подготовки по предмету


Учащиеся должны знать: основные примеры ухода за жилищем, основные гигиенические правила, правила хранения одежды, белья, обуви и уход за ней, санитарные требования и правила техники безопасности при работе с инструментами, бытовыми электроприборами, химическими средствами, правила обращения со стиральной машиной, назначение кухонной утвари, посуды, правила ухода за ними и ТБ при работе с кухонными инструментами, правила пользования электроплитой, газовой плитой, правила хранения продуктов, правила ухода за холодильником, правила первой помощи при отравлениях консервированными продуктами. 
Учащиеся должны уметь: содержать в порядке свое рабочее и спальной место в доме, ухаживать за растениями, выполнять основные гигиенические правила, производить мелкий ремонт одежды и белья, подбирать моющие средства для стирки, владеть навыками ручной стирки мелких вещей, ухаживать за кухонной посудой, готовить овощные салаты. 


Критерии оценки

Устный опрос учащихся является одним из методов учёта знаний. При оценке ответов принимается во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевого оформления ответа.

5 – ставится, если ученик обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.



4 – ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом допускает 1 -2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.



3 – ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положение данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, нуждается в постоянной помощи учителя.



2 – ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировках, искажающие смысл; в работе допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

1 – за устные ответы не ставится.

Учебно-тематический план

п\п 
раздела 

Наименование разделов


Всего часов

Уроки

Практ.р.

Введение 

6



Понятие о доме и семье 

8



Основы ЗОЖ 

4



Жилище 

6



Уход за жилищем 

6

5

1

Помощники в доме 

8

7

1

Мебель 

4



Окна, стекла, зеркала в доме 

4



Насекомые и грызуны в доме- источники опасных заболеваний 

4



10 

Животные в городской квартире 

4



11 

Домашние животные 

2



12 

Одежда 

4

3

1

13 


Обувь 

4



14

Бельё

4




Итого 

68 ч.


3

Календарно-тематическое планирование


п/п

урока

в теме

ТЕМА

Используемые

ИКТ

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата


план

факт

Введение – 6ч

1

1

Предмет «Домоводство», его связь с другими предметами школьной программы


н

Знать и понимать назначение предмета «домоводство», связь с другими школьными предметами, уметь приводить примеры



2

2

Назначение домоводства для правильной организации жизни в семье


н

Уметь объяснять значение домоводства в домашних условиях, приводить примеры правильной организации жизни в семье



3

3

Значение предмета для правильной и безопасной жизни


к

Знать правила безопасности в бытовых условиях с учетом знаний предмета



4

4

Дорожное движение

в


Уметь читать знаки дорожного движения

Знать основные правила соблюдения ПДД, на конкретных примерах объяснять опасность нарушения правил ПДД



5

5

Соблюдение ПДД

п




6

6

Обобщение знаний


к

Обобщить и закрепить знания по изученной теме



Тема 1. Понятие о доме и семье – 8ч

7

1

Дом, семья, семейные обязанности


к

Знать, что такое семья и семейные обязанности, приводить примеры семейных традиций русского народа.

Уметь приводить примеры видов убранства в русском доме в прошлом. Знать, что такое уклад семьи



8

2

Семейные традиции русского народа

в

к



9

3

Быт русского дома

в

к



10

4

Уклад семьи в прошлом


к



11

5

Современная семья

п

к

Уметь сравнивать современную семью и семью в прошлом. Называть отличительные особенности современной семьи



12

6

Влияние технического прогресса на обязанности членов семьи

в

к



13

7

Сказки, пословицы, поговорки, загадки о семейном укладе.


к

Знать и уметь объяснить пословицы и поговорки о семье и доме. Приводить примеры.



14

8

Обобщение знаний


к

Обобщить и закрепить знания по теме



Тема 3. Основы ЗОЖ – 4 ч

15

1

О здоровом образе жизни


к

Знать, что такое ЗОЖ, какие продукты полезные, а какие вредные для здоровья ребенка, что такое вредная привычка и как с ними бороться



16

2

Рациональное питание


к



17

3

Закаливание

в

к



18

4

Профилактика вредных привычек

в

к



Тема 4. Жилище – 6ч

19

1

Городское и сельское жилище

в

к

Знать, чем отличается городское жилище от сельского, правила размещения семьи в квартире и доме



20

2

Размещение семьи в городских квартирах, в отдельном доме

п

к



21

3

Коммунальные удобства

п

к

Знать, что такое коммунальные удобства, приводить примеры



22

4

Правила пользования лифтом, домофоном, кодовым замком


к

Знать и уметь пользоваться коммунальными удобствами в своем доме, соблюдать санитарные правила в доме и во дворе, изучить правила пожарной безопасности



23

5

Правила гигиены на лестницах в доме.


к



24

6

Пожар в доме. Правила пожарной безопасности.

в

к



Тема 5. Уход за жильем – 6 ч

25

1

Рассказ «Наша квартира»

в

н

Знать как и чем убирать свою квартиру, класс (при необходимости), соблюдать правила безопасности при использовании моющих средств



26

2

Чем убираю квартиру


к



27

3

Моющие средства, их виды.

п

к



28

4

Правила уборки квартиры


к



29

5

Правила уборки класса


к




30

6

Обобщение знаний


к

Обобщить и повторить знания по теме



Тема 6. Помощники в доме – 8ч

31-32

1-2

Бытовая техника. Виды бытовой техники

в

к


Знать, как работают бытовые приборы у себя дома, соблюдать меры безопасности при пользовании бытовыми приборами.

Приводить примеры вредного влияния отдельных приборов на здоровье человека



33-34

3-4

Как работают: газовая и электрическая плиты. Меры безопасности при работе с бытовой техникой

п

к



35-36

5-6

Как работают: пылесос, холодильник, утюг. Меры безопасности при работе с бытовой техникой


к



37-38

7-8

Как работает кондиционер. Бытовые приборы в доме и здоровье человека

п

к



Тема 7. Мебель – 4ч

39-40

1-2

Предметы мебели, назначение мебели. Виды мебели




Знать предметы мебели и их назначение, уметь с помощью простых средств ухаживать за мягкой мебелью, знать средства чистки мебели, приводить примеры из жизни



41-42

3-4

Правила ухода за мебелью. Средства ухода за мебелью. Чистка ковров, мягкой мебели





Тема 8. Окна, стекла, зеркала в доме – 4ч

43-44

1-2

История стекла и зеркала.

в

к


Знать историю стекла и зеркала, как они появились, и кто их изобрел. Уметь рассказать, как правильно чистить стекло



45-46

3-4

Правила ухода за зеркалами и стеклами. Средства для чистки стекол и зеркальных покрытий


к



Тема 9. Насекомые и грызуны в доме – 4ч

47-48

1-2

Насекомые в доме. Их разновидности и борьба с ними.

в

к


Знать и приводить примеры насекомых и грызунов в доме, как с ними бороться. Соблюдать меры безопасности с грызунами



49-50

3-4

Грызуны в доме. Их разновидности и борьба с ними

в

к



Тема 10. Животные в городской квартире – 4ч

51-52

1-2

Животные в доме и человек. Рассказы о собаке. Виды собак

в

к


Знать, каких животных можно содержать в своем доме (квартире). Подготовить рассказы о собаках и кошках. Соблюдать меры предосторожности при общении с собаками и кошками



53-54

3-4

История кошки. Виды кошек. Болезни собак и кошек

в

к



Тема 11. Домашние животные – 2ч

55

1

Как человек приручил диких животных

в

к


Знать как человек приручил диких животных, которые в последствии стали домашними



56

2

Домашние животные и птицы в деревне

в

к



Тема 12. Одежда – 4ч

57-58

1-2

Виды одежды и их назначение. Виды сезонной одежды. Одежда по назначению

п

к


Знать виды одежды: сезонную и по назначению. Объяснять правила ухода за разными видами одежды. Уметь правильно собрать свои вещи в отпуск или в поход, на природу и др.



59-60

3-4

Уход за одеждой. Деловые игры: Собираем чемодан к морю, На зимние каникулы

п

к



Тема 13. Обувь – 4 ч

61-62

1-2

Виды обуви, их назначение. Правила приобретения обуви. Сезонная обувь

п

к


Знать виды обуви и ее назначение в разных природных условиях, различать обувь по назначению



63-64

3-4

Обувь по назначению. Уход за обувью. Починка обуви.


к



Тема 14. Бельё – 4ч

65-66

1-2

Виды белья. Назначение белья. Ткани для белья. Гигиенические требования к белью.


к

Знать виды белья, виды тканей для белья и правила пользования и ухода за бельем.

Соблюдать меры предосторожности при чистке и стирке белья моющими средствами





Повторить и обобщить знания по всему курсу



67-68

3-4

Моющие средства для разных видов белья. Правила хранения белья в шкафах, комодах, корзинах.

Обобщение знаний



к











Условные обозначения: н- изучение нового материала, к – комбинированный урок, п- презентация, в- видео урок

























Выполнение программы



Период

По плану

Фактически

Отставания

Причины

Способы устранения

1триместр







2 триместр







3 триместр



























Лист дополнений, изменений


Дата

Содержание

Подпись лица, внесшего изменения
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!