СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Родной язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную рабочую программу можно использовать на занятиях внеурочной деятельности "Родной (русский) язык"

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Родной язык"»

I.Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Родной (русский) язык» разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федерального закона от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в ФГОС ООО от 29.12.2014 г. № 1644; от 31.12.2015 г. № 1577).

-информационного письма Министерства образования и науки Ульяновской области от 22.06.18 №73-иогв-01-по.01/829 «Об изучении родных языков».

-Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Большеключищенской СШ имени В.Н. Каштанкина,

Программы по учебному предмету «Русский язык» 9 класс (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2016.)

- примерной программы по учебному предмету «Родной (русский) язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.


Актуальность программы

Так как на изучение темы "Лексика" по УМК: Русский язык. 7 класс (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др) отводится только 22 часа, из них 6 часов - практика (диктант, изложение, сочинение,), считаю необходимым на внеурочных занятиях "Родной (русский) язык" углубить и расширить знания учащихся в этой области.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.

Практическая значимость

У учащихся сформируются навыки владения устной и письменной речью в различных коммуникативных ситуациях.

Рабочая программа составлена в соответствии с УМК:

Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» . Для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. Одобрена решением Федерального Учебно-Методического Объединения По Общему Образованию

ротокол От 31 Января 2018 Года № 2/18)

Русский родной язык. 7 класс: учебное пособие для образоват. Организаций/О. М. Александрова и др.-М.: Просвещение,2019.






Цели и задачи:

В курсе родного языка актуализируются следующие цели:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия родного языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение родным литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Задачи изучения предмета:

• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

• овладение родным языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

• овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию.



II. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Личностные результаты:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

  • осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

  • получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.


Метапредметные результаты:

  1. владение всеми видами речевой деятельности;

  2. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; в процессе речевого общения, в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

  3. приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей.

  4. обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.


Предметные результаты изучения предмета «Родной (русский) язык» должны отражать:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке;

осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.


III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Язык и культура

Введение. История русского литературного языка. Диалектизмы. Лексические заимствования. Неологизмы, их группы. Отражение во фразеологии истории и культуры народа. Современные фразеологизмы

Культура речи

Стилистические особенности произношения и ударения. Нормы произношения отдельных грамматических форм. Синонимы и точность речи. Антонимы и точность речи. Лексические омонимы и точность речи. Особенности склонения имен собственных. Нормы употребления имен существительных. Нормы употребления имен прилагательных, числительных, местоимений. Речевой этикет

Речь. Речевая деятельность. Текст

Эффективные приемы чтения. Этапы работы с текстом. Тематическое единство текста. Тексты описательного типа. Разговорная речь.. Рассказ о событии. Бывальщина.Научный стиль. Словарная статья. Научное сообщение. Устный ответ.Виды ответов














IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел. Тема

Кол-во часов

1

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества

1

2

Факторы, влияющие на развитие языка

1

3

Устаревшие слова как живые свидетели истории.

1

4

Историзмы

1

5

Архаизмы

1

6

Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте

1

7

Лексические заимствования последних десятилетий

1

8

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

2

9-10

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

2

11-12

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

2

13

Паронимы и точность речи.

1

14-15

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

2

16

Литературный и разговорный варианты грамматической норм

1

17

Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения


1

18

Невербальный этикет общения.

1

19

Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.

1

20

Традиции русского речевого общения.

1

21

Текст. Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность.

1

22

Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков.

1

23

Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

1

24

Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров.

1

25

Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.

1

26

Публицистический стиль. Путевые записки.

1

27

Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

1

28

Язык художественной литературы

1

29

Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи.

1

30

Сильные позиции в художественных текстах.

1

31

Притча

1

32-33

Защита проектов

2

34

Повторение

1







V. ПРИЛОЖЕНИЕ

1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Виды занятий

Дата

План

Факт

1

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества

Аудиторное занятие



2

Факторы, влияющие на развитие языка

Аудиторное занятие



3

Устаревшие слова как живые свидетели истории.

Аудиторное занятие



4

Историзмы

Аудиторное занятие



5

Архаизмы.

Аудиторное занятие



6

Игра «История в слове»

Внеаудиторное занятие



7

Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте

Аудиторное занятие



8

Лексические заимствования последних десятилетий. Игра «Слова-помощники»

Внеаудиторное занятие



9

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

Аудиторное занятие



10

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Аудиторное занятие



11

Игра «Волшебник ударения»

Внеаудиторное занятие



12

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Аудиторное занятие



13

Паронимы и точность речи.

Аудиторное занятие



14

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Аудиторное занятие



15

Литературный и разговорный варианты грамматической норм

Аудиторное занятие



16

Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения


Аудиторное занятие



17

Невербальный этикет общения.

Аудиторное занятие



18

Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.

Аудиторное занятие



19

Игра «Путешествие в страну речевого этикета»

Внеаудиторное занятие



20

Традиции русского речевого общения.

Аудиторное занятие



21

Текст. Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность.

Аудиторное занятие



22

Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков.

Аудиторное занятие



23

Круглый стол «Редакторы»

Внеаудиторное занятие



24

Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

Аудиторное занятие



25

Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров.

Внеаудиторное занятие



26

Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора. Игра «Спорь, но не вздорь»

Внеаудиторное занятие



27

Публицистический стиль. Путевые записки. Круглый стол

Внеаудиторное занятие



28

Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

Аудиторное занятие



29

Язык художественной литературы

Аудиторное занятие



30

Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи.

Аудиторное занятие



31

Сильные позиции в художественных текстах.

Аудиторное занятие



32

Притча. Игра «Умники и умницы»

Внеаудиторное занятие



33

Защита проектов

Внеудиторное занятие



34

Повторение

Внеаудиторное занятие




2. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО, ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:


Учебно-методическое обеспечение:

  1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011. . 9-11 классы – М.: Просвещение, 2017

  2. С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассников- М.:Просвещение, 2014

  3. М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2015.

  4. Г.Г. Граник Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.

  5. В.И. Капинос Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. Н. Соловейчик. - М., 1991.

  6. Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. –М., 2018

  7. М.Аксенова Знаем ли мы русский язык? (3 в 1), - М., 2016.


Материально - техническое оборудование:

На уроках используется: компьютер; проектор; принтер; интерактивная доска.


Интернет ресурсы;

  1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru

  2. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

  3. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

  4. Мир слова русского http://www.rusword.org

  5. Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

  6. Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.









3. БАНК ПРОЕКТОВ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 «б» КЛАССА


п/п

Темы проектов

Ф. И. учащихся

Класс

Дата защиты проекта

1

Из истории русских имён.




2

Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.




3

О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов




4

Роль и уместность заимствований в современном русском языке.




5

Межнациональные различия невербального общения.




6

Этикетные формы обращения.




7

Как быть вежливым?




8

Этикет приветствия в русском и иностранном языках.


























5) ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Предмет « Родной (русский) язык» Класс 7 «б»


№ урока,

дата по плану (в соответствии с КТП)

Тема урока

Причина внесения изменений в КТП

Способы корректировки (дата по факту)











































































































6). Оценочные материалы (КОСы для проведения входного, тематического и рубежного контроля)


Самостоятельная работа. 1 вариант

  1. Какие слова называют общеупотребительными? Приведите примеры.

  2. Что такое фразеологизм? Приведите примеры фразеологизмов.

  3. Объясните значение следующих фразеологизмов: семимильными шагами, как баран на новые ворота, с жиру беситься, кошки на душе скребут.

  4. Составьте предложение с фразеологизмом: «на седьмом небе от счастья»

  5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

 1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.

3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

 1) После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант.

2) Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.

3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.

4) Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.

  1. Приведите примеры неологизмов.

  2. Составьте предложения со следующими словами: флешмоб, ресепшн, фастфуд.

Самостоятельная работа. 2 вариант

  1. Какие слова называют относятся к лексике ограниченного употребления? Приведите примеры.

  2. Что такое неологизм? Приведите примеры неологизмов.

  3. Составьте предложения со следующими словами: клининговый, дресскод, кэшбэк.

  4. Объясните значение следующих фразеологизмов: жить как кошка с собакой, как кот наплакал, на своих двоих, сесть в калошу.

  5. Составьте предложение с фразеологизмом: «не видать как своих ушей»

  6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

 1) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…

2) …я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

3) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.

4) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.

2) Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?

3) Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.

4) И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.

  1. Приведите примеры терминов, относящихся к научной области «география»

Самостоятельная работа

  1. Какие слова называют общеупотребительными?

  2. Что такое диалектизмы? Приведите примеры

  3. Назовите фамилию создателя самого большого словаря, в котором помимо общеупотребительных собраны диалектные слова.

Тест. ГИА.

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

А.3.1.

1. Раз уж идти, то она возьмёт в театр свой класс.

2. Может, от скуки, народ и соберётся.

3. А как проверить, не был ли Шекспир трепачом?

4. Алины ученики умирали от смеха.

А.3.2.

1. Коля был доволен экскурсией в краеведческий музей. Он убил двух зайцев: и отдохнул, и узнал много нового и интересного о своём городе.

2. Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте.

3. Птицы улетают в теплые страны.

4. Временами небо покрывается тучами, идет дождь

А.3.3.

1. Витя рассказал, как стайка мальков выпрыгнула из воды, спасаясь от щуки.

2. Ворона каркнула во всё воронье горло.

3. Дни стали короче, ночи длиннее

4.  С деревьев падают последние  листья.

А3.4.

1. А Таня поймала большую улитку, а на улитке еще сидела маленькая улиточка

2. Фруктовых деревьев на нашем садовом участке мало.

3. На дворе очень холодно. Зуб на зуб не попадал.

4. Пригласил нас как – то сын лесника к себе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!