«Пригорская средняя общеобразовательная школа»
Смоленского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ШМО Зам.директора Директор школы
_____(Пороховая И.Г..) _______ (Костиди И.К.) _______ (Понизовцев В.В.)
___ ____________ 20___г . ___ _____________ 20_____г. ___ _____________20______г.
Протокол №_______ Приказ № ________
Рабочая программа
факультативного курса
«Родное слово»
для 4 класса
Разработчик:
Чуркина Светлана Петровна,
учитель высшей категории
Рассмотрена на методическом совете ___________________ , протокол №1 .
Утверждена решением педагогического совета __________________, протокол №1.
с. Пригорское
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Программа факультатива «Родное слово» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Составлена на основе:
рекомендаций по внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе авторов рабочей программы по русскому языку В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В. Бойкиной (УМК «Школа России), авторской программы факультатива по русскому языку Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой «Вентана-Граф», 2013г.;
требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
примерной основной образовательной программы начального обучения;
санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
учебного плана МБОУ «Пригорская СОШ» на 2014 – 2015 уч.г. (федерального и регионального компонента, компонента ОУ);
годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
начальной и основной образовательных программ МБОУ «Пригорская СОШ»;
Факультатив «Родное слово» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речевого характера, введение элементов этимологии и культурологи.
Цель курса:
- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения;
- формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний;
- развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов повеления,
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией.
Курс по русскому языку «Родное слово» предназначен для
расширения словарного запаса учащихся;
расширения лингвистической информации;
расширению знаний о родном языке;
развития творческих способностей учащихся;
развития интереса к родному языку;
развитию интеллектуальных способностей учащихся;
развитию орфографической зоркости и грамотности учащихся;
воспитанию желания выражать свои мысли культурной, литературной речью;
воспитанию любви к родному языку;
воспитанию патриотизма.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Особенности содержания обучения. Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание факультатива строится на основе деятелъностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
Содержание программы
4 класс
Поиграем со звуками, словами и предложениями
Фонетические и графические правила и закономерности. Слово, его значение и лексические нормы.
Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.
Практическая и игровая деятельность:
фонетические и графические задачи;
игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;
решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;
игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды»,
«Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;
шутливые лингвистические вопросы;
— отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз,
состоящих из искусственных слов.
Пора действовать!
Глагол в языке и речи.
Особенности текста-повествования и текста-описания.
Видовые пары глаголов, их значение.
Глаголы в личной форме.
Повествование от первого и третьего лица.
Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.
Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.
О чём может рассказать личная форма глагола.
Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.
Форма условного наклонения глагола.
Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.
Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.
Использование глаголов в прямом и переносном значении.
Художественное олицетворение.
Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Глаголы в пословицах и загадках.
Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.
Универсальные учебные действия:
сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования;
наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;
проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;
соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа,
контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;
составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств;
осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;
осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.
Практическая и игровая деятельность:
лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;
игра «Меняемся ролями»;
творческая работа на тему «Если бы я был директором школы...»;
ролевая игра «Просить или приказывать?»;
составление загадок с помощью глаголов;
игра-соревнование «Орфографический поединок».
Числа и слова
Как используются числительные в речи. Обозначение дат и времени с помощью числительных. Числительные во фразеологизмах и пословицах. Нормы употребления имён числительных. Исправление речевых ошибок.
Универсальные учебные действия:
наблюдать использование числительных в речи;
воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;
находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;
выступать перед одноклассниками;
соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника.
Практическая и игровая деятельность:
проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;
викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».
Прочные связи
Как связаны слова в словосочетании. Словосочетания свободные и связанные.
Словосочетания с типом связи согласование. Слова каких частей речи могут согласовываться. Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных. Сочетаемость слов.
Словосочетания с типом связи управление. Слова каких частей речи имеют «способность управлять». Трудности в выборе формы слова при управлении. Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением. Словосочетания с типом связи примыкание. Универсальные учебные действия:
наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;
проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;
наблюдать особенности различных словосочетаний;
сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);
создавать устное высказывание на предложенную тему;
осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.
Практическая и игровая деятельность:
игра «Словосочетания в паз л ах»;
ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;
конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);
творческая работа «Путешествие туда и обратно»;
итоговый конкурс «Любимые игры со словами».
Тематическое планирование
Поиграем со звуками, словами и предложениями (7 ч)
Смотрю, говорю, слушаю. (2 ч)
Лексические загадки. (2 ч)
Словесный конструктор. (1ч)
Занимательная грамматика. (2 ч)
Пора действовать! (14 ч)
Для чего нужны глаголы? (2 ч)
Делать и сделать — не одно и то же. Меняемся ролями. Вчера, сегодня, завтра. Одно вместо другого. Она меня поняла и приняла. Кто говорит, кто действует? Сумею победить! Мечтаем и фантазируем.
Дай-подай... и поезжай! (2 ч)
Живые образы. Орфографический поединок.
Числа и слова (4 ч)
Для чего нужны числительные?
Важные даты истории нашей страны (города, края).
Рекорды в цифрах.
За семью печатями.
Прочные связи (7 ч)
Треугольный шарик.
Как водить машину за нос?
Послушный «подчинённый».
О «земляной» или «земной» красоте.
Строгий «управляющий».
В Сибири и на Урале.
Связаны смыслом.
Любимые игры со словами (2ч)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Пригорская средняя общеобразовательная школа»
Смоленского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Рук - тель ШМО: Зам. директора: Директор школы:
_______/ (Пороховая И.Г.) _______/ (Костиди И.К.) _______/ (Понизовцев В.В.)
Календарно – тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности «Родное слово»
в 4-б классе
на 2014 – 2015 учебный год
Составлено на основе Рабочей программы по внеурочной деятельности «Родное слово» для 4 класса, утвержденной на заседании педагогического совета
от ______________протокол №1
Количество часов по программе: ________________
Количество часов по планированию: _________________
Учитель: ______________ (Чуркина С.П.)
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Планир. дата | изменения |
Поиграем со звуками, словами и предложениями (7 ч) |
-
| Смотрю, говорю, слушаю. | | |
-
| Смотрю, говорю, слушаю. | | |
-
| Лексические загадки. | | |
-
| Лексические загадки. | | |
-
| Словесный конструктор. | | |
-
| Занимательная грамматика. | | |
-
| Занимательная грамматика. | | |
Пора действовать! (14 ч) |
-
| Для чего нужны глаголы? | | |
-
| Для чего нужны глаголы? | | |
-
| Делать и сделать — не одно и то же. | | |
-
| Меняемся ролями. | | |
-
| Меняемся ролями. | | |
-
| Вчера, сегодня, завтра. | | |
-
| Одно вместо другого. | | |
-
| Она меня поняла и приняла. | | |
-
| Кто говорит, кто действует? | | |
-
| Сумею победить! | | |
-
| Мечтаем и фантазируем. | | |
-
| Дай-подай... и поезжай! | | |
-
| Живые образы. | | |
-
| Орфографический поединок. | | |
Числа и слова (4 ч) |
-
| Для чего нужны числительные? | | |
-
| Важные даты истории нашей страны (города, края). | | |
-
| Рекорды в цифрах. | | |
-
| За семью печатями. | | |
Прочные связи (7 ч) |
-
| Треугольный шарик. | | |
-
| Как водить машину за нос? | | |
-
| Послушный «подчинённый». | | |
-
| О «земляной» или «земной» красоте. | | |
-
| Строгий «управляющий». | | |
-
| В Сибири и на Урале. | | |
-
| Связаны смыслом. | | |
Любимые игры со словами (2ч) |
-
| 1. Любимые игры со словами. | | |
34. | 2.Любимые игры со словами. | | |