СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Родное слово"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родное слово" по русскому языку для учащихся 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Родное слово"»

«Пригорская средняя общеобразовательная школа»

Смоленского района Смоленской области




РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ШМО Зам.директора Директор школы

_____(Пороховая И.Г..) _______ (Костиди И.К.) _______ (Понизовцев В.В.)

___ ____________ 20___г . ___ _____________ 20_____г. ___ _____________20______г.

Протокол №_______ Приказ № ________


Рабочая программа

факультативного курса

«Родное слово»

для 4 класса





Разработчик:

Чуркина Светлана Петровна,

учитель высшей категории







Рассмотрена на методическом совете ___________________ , протокол №1 .

Утверждена решением педагогического совета __________________, протокол №1.







с. Пригорское

2013 - 2014 учебный год





Пояснительная записка

Программа факультатива «Родное слово» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Составлена на основе:

  • рекомендаций по внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе авторов рабочей программы по русскому языку В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В. Бойкиной (УМК «Школа России), авторской программы факультатива по русскому языку Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой «Вентана-Граф», 2013г.;

  • требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

  • примерной основной образовательной программы начального обучения;

  • санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);

  • учебного плана МБОУ «Пригорская СОШ» на 2014 – 2015 уч.г. (федерального  и регионального  компонента, компонента ОУ);

  • годового учебного календарного графика на текущий учебный год;

  • начальной и основной образовательных программ МБОУ «Пригорская СОШ»;

Факультатив «Родное слово» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речевого характера, введение элементов этимологии и культурологи.

Цель курса:

- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения;

- формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

- овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний;

- развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов повеления,

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией.

Курс по русскому языку «Родное слово» предназначен для

  • расширения словарного запаса учащихся;

  • расширения лингвистической информации;

  • расширению знаний о родном языке;

  • развития творческих способностей учащихся;

  • развития интереса к родному языку;

  • развитию интеллектуальных способностей учащихся;

  • развитию орфографической зоркости и грамотности учащихся;

  • воспитанию желания выражать свои мысли культурной, литературной речью;

  • воспитанию любви к родному языку;

  • воспитанию патриотизма.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рас­сматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхожде­нием слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании язы­ковых законов, потребности обучения различным способам познания язы­ковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответ­ственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изу­чения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов по­знания языка дают возможность учащимся находить пути решения иссле­довательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых оши­бок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнооб­разная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, на­блюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе фа­культатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную дея­тельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных об­ращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с чле­нами предложения и т. п.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и груп­повая) формирует умение использовать различные способы поиска ин­формации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно вы­слушивать собеседника и делать выводы.

Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грам­матических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культур­ного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Особенности содержания обучения. Объектом изучения фа­культатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматри­ваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные язы­ковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В со­держание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимоло­гии, грамматики.

Содержание факультатива строится на основе деятелъностного под­хода. Каждый раздел программы предусматривает использование игро­вой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, по­знавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разно­образную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ лич­ной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит ре­шать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

  • уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться разли­чать универсальные (всеобщие) ценности;

  • использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связан­ные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе боль­шой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изуче­нии русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.





Содержание программы
4 класс

Поиграем со звуками, словами и предложениями

Фонетические и графические правила и закономерности. Слово, его значение и лексические нормы.

Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со слово­образовательными моделями.

Практическая и игровая деятельность:

  • фонетические и графические задачи;

  • игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;

  • решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;

  • игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды»,
    «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвисти­ческие раскопки», «Бестолковый словарь»;

  • шутливые лингвистические вопросы;

— отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз,
состоящих из искусственных слов.

Пора действовать!

Глагол в языке и речи.

Особенности текста-повествования и текста-описания.

Видовые пары глаголов, их значение.

Глаголы в личной форме.

Повествование от первого и третьего лица.

Использование временных форм глагола в речи. Замена форм вре­мени глагола.

Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.

О чём может рассказать личная форма глагола.

Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единствен­ного числа.

Форма условного наклонения глагола.

Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: пра­вила вежливости.

Образование форм повелительного наклонения, исправление рече­вых ошибок.

Использование глаголов в прямом и переносном значении.

Художественное олицетворение.

Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Глаголы в пословицах и загадках.

Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы гла­гола.

Универсальные учебные действия:

  • сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования;

  • наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обоб­щать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совер­шенного и несовершенного вида;

  • проводить мини-исследование с целью выявления замен глаголь­ных форм времени в тексте;

  • соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа,
    контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи со­беседника;

  • составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств;

  • осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

  • осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь до­говариваться, распределять роли в игровой деятельности.

Практическая и игровая деятельность:

  • лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Расска­зываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложе­ния, если поменять вид глаголов?»;

  • игра «Меняемся ролями»;

  • творческая работа на тему «Если бы я был директором школы...»;

  • ролевая игра «Просить или приказывать?»;

  • составление загадок с помощью глаголов;

  • игра-соревнование «Орфографический поединок».


Числа и слова

Как используются числительные в речи. Обозначение дат и времени с помощью числительных. Числительные во фразеологизмах и пословицах. Нормы употребления имён числительных. Исправление речевых ошибок.

Универсальные учебные действия:

  • наблюдать использование числительных в речи;

  • воспринимать на слух, понимать информационные тексты и нахо­дить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;

  • находить необходимую информацию в различных источниках и соз­давать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;

  • выступать перед одноклассниками;

  • соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собствен­ной речи и в речи собеседника.

Практическая и игровая деятельность:

  • проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;

  • викторина «Числа в названиях художественных произведений, ки­нофильмов, мультфильмов».


Прочные связи

Как связаны слова в словосочетании. Словосочетания свободные и связанные.

Словосочетания с типом связи согласование. Слова каких частей речи могут согласовываться. Особенности согласования существительных и прилагательных, су­ществительных и числительных. Сочетаемость слов.

Словосочетания с типом связи управление. Слова каких частей речи имеют «способность управлять». Трудности в выборе формы слова при управлении. Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением. Словосочетания с типом связи примыкание. Универсальные учебные действия:

  • наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;

  • проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;

  • наблюдать особенности различных словосочетаний;

  • сравнивать и классифицировать словосочетания с различными ти­пами связи (простейшие случаи);

  • создавать устное высказывание на предложенную тему;

  • осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь до­говариваться, распределять роли в игровой деятельности.

Практическая и игровая деятельность:

  • игра «Словосочетания в паз л ах»;

  • ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;

  • конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);

  • творческая работа «Путешествие туда и обратно»;

  • итоговый конкурс «Любимые игры со словами».







Тематическое планирование

Поиграем со звуками, словами и предложениями (7 ч)

Смотрю, говорю, слушаю. (2 ч)

Лексические загадки. (2 ч)

Словесный конструктор. (1ч)

Занимательная грамматика. (2 ч)


Пора действовать! (14 ч)

Для чего нужны глаголы? (2 ч)

Делать и сделать — не одно и то же. Меняемся ролями. Вчера, сегодня, завтра. Одно вместо другого. Она меня поняла и приняла. Кто говорит, кто действует? Сумею победить! Мечтаем и фантазируем.

Дай-подай... и поезжай! (2 ч)

Живые образы. Орфографический поединок.


Числа и слова (4 ч)

Для чего нужны числительные?

Важные даты истории нашей страны (города, края).

Рекорды в цифрах.

За семью печатями.


Прочные связи (7 ч)

Треугольный шарик.

Как водить машину за нос?

Послушный «подчинённый».

О «земляной» или «земной» красоте.

Строгий «управляющий».

В Сибири и на Урале.

Связаны смыслом.


Любимые игры со словами (2ч)







Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Пригорская средняя общеобразовательная школа»

Смоленского района Смоленской области




РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Рук - тель ШМО: Зам. директора: Директор школы:

_______/ (Пороховая И.Г.) _______/ (Костиди И.К.) _______/ (Понизовцев В.В.)


Календарно – тематическое планирование

по курсу внеурочной деятельности «Родное слово»

в 4-б классе

на 2014 – 2015 учебный год









Составлено на основе Рабочей программы по внеурочной деятельности «Родное слово» для 4 класса, утвержденной на заседании педагогического совета

от ______________протокол №1


Количество часов по программе: ________________

Количество часов по планированию: _________________









Учитель: ______________ (Чуркина С.П.)



Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Планир. дата

изменения

Поиграем со звуками, словами и предложениями (7 ч)

  1. Смотрю, говорю, слушаю.



  1. Смотрю, говорю, слушаю.



  1. Лексические загадки.



  1. Лексические загадки.



  1. Словесный конструктор.



  1. Занимательная грамматика.



  1. Занимательная грамматика.



Пора действовать! (14 ч)

  1. Для чего нужны глаголы?



  1. Для чего нужны глаголы?



  1. Делать и сделать — не одно и то же.



  1. Меняемся ролями.



  1. Меняемся ролями.



  1. Вчера, сегодня, завтра.



  1. Одно вместо другого.



  1. Она меня поняла и приняла.



  1. Кто говорит, кто действует?



  1. Сумею победить!



  1. Мечтаем и фантазируем.



  1. Дай-подай... и поезжай!



  1. Живые образы.



  1. Орфографический поединок.



Числа и слова (4 ч)

  1. Для чего нужны числительные?



  1. Важные даты истории нашей страны (города, края).



  1. Рекорды в цифрах.



  1. За семью печатями.



Прочные связи (7 ч)

  1. Треугольный шарик.



  1. Как водить машину за нос?



  1. Послушный «подчинённый».



  1. О «земляной» или «земной» красоте.



  1. Строгий «управляющий».



  1. В Сибири и на Урале.



  1. Связаны смыслом.



Любимые игры со словами (2ч)

1. Любимые игры со словами.



34.

2.Любимые игры со словами.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!