Разработка курса внеурочной деятельности (кружка)
Предмет: информатика и ИКТ, 4 класс.
Тема: Открываем компьютерный мир.
Цель курса: формирование и развитие общеучебных навыков работы с информацией.
Задачи:
Обучающие:
Сформировать представление об основных возможностях программы Paint и Microsoft PowerPoint;
Научить применять основные инструменты программ,
Использовать различные виды представления информации: текст, схема, таблица, графическое изображение.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес школьников;
Развивать творческое воображение и образное мышление обучающихся;
Развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе;
Развитие исследовательских умений с использованием современных технологий.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к занятиям информатики;
Воспитывать культуру общения между учащимися;
Воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером.
Описание курса: программа кружка разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 4 класса. Ученики приобретут первичные навыки обработки информации при помощи средств ИКТ; научатся создавать графические изображения и презентации на основе различных видов данных; оформлять их в виде проектов. Формирование способности школьников грамотно применять ИКТ-средства для реализации поставленной задачи является одним из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся.
Обучение должно содействовать развитию мышления учащихся, причём использование компьютеров в обучении способствует развитию зрительного анализа, абстрактного мышления; умения анализировать и обобщать; развитию творческих способностей; вызвать интерес к изучению информатики.
Данный курс направлен на реализацию требований стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, который обеспечивает становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности, дает возможность ребятам научиться представлять информацию в удобном для восприятия виде.
Режим занятий: Программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю (одно занятие по 45 мин), всего 34 часа в год. При проведении занятий используются компьютеры, проектор, сканер, принтер. Теоретическая работа чередуется с практической.
Формы проведения занятий: беседы, практические занятия, игры и проектные работы.
Технологии, используемые при организации кружковых занятий: метод проектов, ИКТ-технология.
Ожидаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи. Выполнение индивидуальных проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией. Лучшие работы предполагается заявить на школьный конкурс проектных работ.
Ожидаемые личностные результаты:
познавательный интерес, инициатива и любознательность, мотивы для реализации своих творческих способностей; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в предметной деятельности;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения в старших классах с использованием ИКТ-средств;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использования полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Ожидаемые метапредметные результаты:
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с поставленной целью;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения недочетов;
оценка – осознание обучающимся того, насколько качественно им выполнен проект;
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных действий в зависимости от конкретной ситуации;
умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;
использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Ожидаемые предметные результаты:
умение использовать термины «информация», «источник информации», «представление информации»;
умение работать с инструментами в программе Paint и Microsoft PowerPoint;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы;
навыки выбора способа информации в зависимости от постановленной задачи.
Универсальные учебные действия самоопределения и смыслообразования
устойчивая учебно-познавательная мотивация учения,
умение находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»,
умение находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».
Действие нравственно-этического оценивания
сознательное принятие и соблюдение правил работы с файлами и папками, а также правил поведения в компьютерном классе, направленное на сохранение школьного имущества и здоровья ученика и его одноклассников.
знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Регулятивные универсальные учебные действия
постановка учебной цели,
планирование своих действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане,
осуществление итогового и пошагового контроля,
внесение корректировки в действия в случае расхождения результата и ранее поставленной целью.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название занятий | Число часов |
1 | Знакомство с устройствами компьютера | 2 |
2 | Работа с операционной системой Windows | 2 |
3 | Работа с компьютерными тренажерами | 3 |
4 | Работа с графическим редактором PAINT | 5 |
5 | Работа с программой презентаций Power Point | 12 |
6 | Итоговая работа над проектом | 9 |
7 | Подведение итогов работы кружка | 1 |
Всего: | 34 |
Содержание тем учебного курса
Знакомство с устройствами компьютера (2 ч.)
Правила техники безопасности в компьютерном классе. Санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере. Основные устройства компьютера – устройства ввода, вывода, обработки и хранения. Работа с мышью. Назначение левой и правой кнопки мыши. Группы клавиш и правила работы с клавиатурой. Знакомство с работой устройств ввода графической информации: сканером, цифровым фотоаппаратом, с работой устройства вывода информации – принтером. Сканирование изображения и печать документа
Работа с операционной системой Windows (2 ч.)
Работа в среде ОС MS Windows. Работа с контекстным меню. Запуск приложений (программ). Понятие «Ярлык». Работа с папками и файлами с помощью основного меню: создание, перемещение, переименование, копирование, удаление. Создание текстового и графического файла.
Работа с компьютерными тренажерами (3 ч.)
Развитие и усовершенствование навыков работы с клавиатурой и мышью – компьютерные тренажеры и простейшие игры.
Работа с графическим редактором PAINT (5 ч.)
Выбор и настройка инструментов. Создание рисунка. Изменение элементов рисунка. Использование приёмов копирования и перемещения элементов рисунка. Масштабирование рисунка. Отражение, поворот, наклон элементов рисунка. Сохранение изменений в содержании документа. Вывод изображения на печать.
Работа с программой презентаций Power Point (12 ч.)
Возможности приложения Power Point. Запуск и настройка приложения Power Point. Назначение панелей инструментов. Особенности интерфейса приложения Power Point. Разметка слайда. Оформление слайда. Выделение этапов создания презентации: I этап - создание фона, II этап - создание текста, III этап - вставка рисунков в презентацию, IV этап - создание анимации текста, V этап - настройка анимации рисунков, VI этап - запуск и отладка презентации. Вставка графического изображения. Параметры графического изображения. Настройка эффектов анимации. Вставка звука в презентацию. Запуск презентации. Смена слайдов по щелчку мыши. Автоматическая смена слайдов. Работа с управляющими кнопками. Смена слайдов в определенном порядке.
Итоговая работа над проектом (9 ч.)
Выбор темы проекта. Выбор прикладной программы как способа реализации проекта. Поиск информации. Оформление проекта. Представление и защита проекта по выбранной тематике.
Подведение итогов работы факультатива (1 ч.)
Подведение итогов работы факультатива. Отбор лучших проектов.
Предполагаемые результаты к концу обучения
В результате усвоения программы внеурочной деятельности «Открываем компьютерный мир» обучающиеся должны создать и представить проект в виде презентации на выбранную тематику.
По завершению курса учащиеся должны знать:
Основные устройства компьютера;
Периферийные устройства компьютера – сканер, принтер, цифровой фотоаппарат;
Основные возможности графического редактора PAINT;
Основные возможности программы презентаций Power Point;
Уметь:
Работать с мышью и клавиатурой;
Работать с контекстным меню;
Создавать и выполнять действия с папками и файлами;
Создавать графическое изображение;
Изменять рисунок с помощью набора инструментов PAINT;
Создавать презентации;
Изменять параметры презентации.
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
I. Учебный комплект для учеников
Залогова Л.А., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Задачник – практикум. Т.2. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.
Замятина Е.Б., Лядова Л.Н. Введение в информатику. Лабораторный практикум. – Пермь: Пермский государственный университет, 2004.
Мухайлова Р.Ф., Шейна Т.Ю. Справочник пользователя. – Пермь: изд. ПГУ, 2002.
II. Учебно-методический комплект для учителя
Буляница Т. Дизайн на компьютере. – С.-Петербург: изд. Питер, 2003.
Мухайлова Р.Ф., Шейна Т.Ю. Справочник пользователя. – Пермь: изд. ПГУ, 2002.
Заключение: данный курс внеурочной деятельности апробирован и реализован в текущем 2014/15 учебном году.
Результаты курса:
– Котенко Максим, учащийся 4а класса, занял 2 место на школьном Конкурсе проектных работ в номинации «Учебное проектирование».
7