СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Создание и оформление презентаций в рамках самостоятельной работы по русскому языку и литературе»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных.

Информационно-коммуникационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

По данным анкетирования учащихся ОГБПОУ «КТАБ»  70 процентов студентов  имеют дома компьютеры, у всех студентов  есть доступ к Интернету. Как показывает статистика, большинство студентов  применяют ПК только для игр, в лучшем случае для распечатки сообщений к урокам. Основные знания и умения в области ИКТ учащиеся и студенты получают на уроках информатики. В настоящее время формирование информационной культуры студентов необходимо выносить за рамки специализированного предмета, мотивировать его к саморазвитию в области ИКТ. Таким образом, необходимо создать условия, стимулирующие применение ИКТ при обучении русскому языку и литературе, а  также во внеурочной  деятельности.

Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методически ми средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но умелое использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для студентов.

Сегодня на уроках русского языка и литературы все чаще используются со временные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр фильмов онлайн, и работа с Интернет, и обучающие программы, и тренажеры.

Самой распространенной формой можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint. Она наиболее универсальна, проста в работе и распространена в России и в мире.

Цели, преследуемые педагогом, применяющим презентации, могут быть разными. Основная функция презентации - служить наглядным материалом. При помощи проектора на широкий экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии и многие другие изображения, оживляющие ход урока, пробуждающие у студентов интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя, интерес  к учебному материалу.  Вторая функция презентации - информативная. Цели урока, задания, вопросы, большие по объему тексты можно вывести на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с ними.

 

Просмотр содержимого документа
««Создание и оформление презентаций в рамках самостоятельной работы по русскому языку и литературе»»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебно-методической работе

__________ Трубарова И.А.

«____»__________ 2017г



«Создание и оформление презентаций в рамках самостоятельной работы по русскому языку и литературе»

Учебное пособие

Разработала: Синявина О.И.

преподаватель русского языка и литературы



Кожевниково 2017 г

Рассмотрено на заседании ЦК общеобразовательных дисциплин


Протокол № _______от__________201_ г.


Руководитель ЦК ______________/___________/



Автор: Синявина О.И. – преподаватель русского языка и литературы


Рецензент: Лугачева Г.В. – преподаватель русского языка и литературы МАОУ КСОШ №2



Пособие согласованно и рекомендовано Методическим советом ОГБПОУ «КТАБ» в качестве учебно- методического пособия


Протокол №______от _________________201___г.


Руководитель МС ______________/___________/




Синявина О.И. «Создание и оформление презентаций в рамках самостоятельной работы по русскому языку и литературе» Учебное пособие.- Кожевниково: КТАБ, 2017.- 26 с.



















Содержание:



Введение………………………………………………………………………..4

1.Такие разные презентации…………………………………………………..6

2.Основные правила дизайна при составлении презентации……………….10

3.Методика создания презентаций и их использования на уроках разных типов и видов…………………………………………………………………..11

3.1 Уроки изучения художественных произведений………………………..11

3.2 Презентации, сопровождающие уроки углублённого изучения произведения…………………………………………………………………...12

3.3 Обобщающие занятия……………………………………………………..12

4. Общие правила оформления презентаций………………………………...14

5.Требования к оформлению мультимедийных презентаций………………16

6. Гигиенические требования…………………………………………………22

7. Критерии оценивания выступления студентов…………………………...24

Список литературы……………………………………………………………26

Приложение

















Введение

Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных.

Информационно-коммуникационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

По данным анкетирования учащихся ОГБПОУ «КТАБ»  70 процентов студентов имеют дома компьютеры, у всех студентов есть доступ к Интернету. Как показывает статистика, большинство студентов применяют ПК только для игр, в лучшем случае для распечатки сообщений к урокам. Основные знания и умения в области ИКТ учащиеся и студенты получают на уроках информатики. В настоящее время формирование информационной культуры студентов необходимо выносить за рамки специализированного предмета, мотивировать его к саморазвитию в области ИКТ. Таким образом, необходимо создать условия, стимулирующие применение ИКТ при обучении русскому языку и литературе, а  также во внеурочной  деятельности.

Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методически ми средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но умелое использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для студентов.

Сегодня на уроках русского языка и литературы все чаще используются со временные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр фильмов онлайн, и работа с Интернет, и обучающие программы, и тренажеры.

Самой распространенной формой можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint. Она наиболее универсальна, проста в работе и распространена в России и в мире.

Цели, преследуемые педагогом, применяющим презентации, могут быть разными. Основная функция презентации - служить наглядным материалом. При помощи проектора на широкий экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии и многие другие изображения, оживляющие ход урока, пробуждающие у студентов интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя, интерес  к учебному материалу.  Вторая функция презентации - информативная. Цели урока, задания, вопросы, большие по объему тексты можно вывести на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с ними.









1.Такие разные презентации

Умение хорошо презентовать свою деятельность – одно из самых продуктивных средств привлечения внимания к своей работе.

Удачная и качественная презентация будет влиять на ваш положительный имидж. Презентация сегодня выступает как ваша визитная карточка. Эта технология позволяет визуально воспринимать вашу работу. К сожалению не каждую представленную работу можно назвать настоящей презентацией. Любая технология, в том числе и создание презентаций, компьютерной или другой, имеет свои правила, принципы, приемы.

Надо понимать, что презентация – это не отчёт о проделанной работе, к которой мы давно привыкли и которые научились составлять. Независимо от носителей, на которых она выполнена, презентация включает в себя и некоторые элементы отчетности (статистические данные), и элементы анализа, экспертной оценки, а также – прогнозирования, перспективного планирования и многое другое, что зависит от конкретных целей и задач. Что такое компьютерная презентация?

Презентация (от английского слова – представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР. Термин «презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают, прежде всего, с информационными и рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определенную категорию зрителей (пользователей).

Мультимедийная компьютерная презентация – это:

  • динамический синтез текста, изображения, звука;

  • яркие и доходчивые образы;

  • самые современные программные технологии интерфейса;

  • интерактивный контакт докладчика с демонстрационным материалом;

  • мобильность и компактность информационных носителей и оборудования;

  • способность к обновлению, дополнению и адаптации информации;

  • невысокая стоимость.

Подготовленную презентацию можно выпустить и отдельным печатным изданием, оформив его соответствующим образом, а можно представить в виде авторского электронного издания. Если есть возможность, можно опубликовать презентацию на страницах журналов и газет или выставить на сайт в Интернет-пространстве.

С точки зрения организации презентации можно разделить на три класса:

  • интерактивные презентации;

  • презентации со сценарием;

  • непрерывно выполняющиеся презентации.

Интерактивная презентация - диалог между пользователем и компьютером. В этом случае презентацией управляет пользователь, т. е. он сам осуществляет поиск информации, определяет время ее восприятия, а также объем необходимого материала. В таком режиме работает ученик с обучающей программой, реализованной в форме мультимедийной презентации. При индивидуальной работе мультимедийный проектор не требуется.

Все интерактивные презентации имеют общее свойство: они управляются событиями. Это означает, что когда происходит некоторое событие (нажатие кнопки мыши или позиционирование указателя мыши на экранном объекте), в ответ выполняется соответствующее действие. Например, после щелчка мышью на фотографии картины начинается звуковой рассказ об истории ее создания.

Презентация со сценарием - показ слайдов под управлением ведущего (докладчика). Такие презентации могут содержать "плывущие" по экрану титры, анимированный текст, диаграммы, графики и другие иллюстрации. При этом, автор должен понимать, что объекты, особенно меняющие положение, должны быть обоснованы целью презентации. Сами по себе это объекты отвлекают внимание и могут мешать воспринимать информацию. Порядок смены слайдов, а также время демонстрации каждого слайда определяет докладчик. Он же произносит текст, комментирующий видеоряд презентации.

В непрерывно выполняющихся презентациях не предусмотрен диалог с пользователем и нет ведущего. Такие самовыполняющиеся презентации обычно демонстрируют на различных выставках.

Вот сколько видов презентаций существует на сегодняшний день.

Какое бы определение ни давали этому современному явлению коммуникации, необходимо помнить: что презентация на уроке должна выполнять две основные функции: информационную и обучающую. Как и при использовании любого средства обучения, ее применение должно строиться на здоровьесберегаюших принципах, а именно: повышать уровень качества знаний и при этом не вызывать раздражение и утомление.

Наиболее распространенная форма использования презентации - вывести ее с помощью проектора на экран. Это по­зволяет работать сразу со всем классом. При этом презентация может служить как основной формой проведения урока (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядно го пособия или опорного конспекта). Допустима и индивидуальная работа учащихся с презентацией, представленной на отдельных компьютерах. Студенты могут самостоятельно выбирать скорость прокрутки слайдов, иногда возвращаясь на зад, иногда останавливаясь на выбранной странице, чтобы за конспектировать нужную информацию или более детально ознакомиться с изображением. Презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над проектом, исследованием, микроисследованием.  Кроме того, презентация может использоваться в качестве домашнего задания. Считаю, что на современном этапе образования важно не только самой составлять презентации к урокам, но и научить ребят составлять  мультимедийные ресурсы к урокам русского языка и литературы и использовать полученные знания вне уроков.  Совместно со своими студентами работаю над созданием своей медиатеки (в фондах медиатеки насчитывается около 30 медиаресурсов,  созданных моими студентами за 2016-2017 учебный год). Использование презентаций подобного типа оживляет учебный процесс, всесторонне развивает мышление студентов (наглядно-действенное, наглядно-образное, эвристическое, творческое), позволяет реализовать индивидуальное восприятие полученной информации,










2. Основные правила дизайна при составлении презентации

Основное назначение презентации - донести информацию до студентов, поэтому излишества в оформлении работы недопустимы, так как они осложняют восприятие информации. Чем проще презентация - тем она лучше.

Презентация - это набор слайдов и спецэффектов, сопровождающих их показ на экране.

Для каждой презентации, создаваемой в режиме Power Point, выполняется единая общая последовательность действий:

  1. выбор темы;

  2. разработка плана (структуры презентации);

  3. выбор стиля;

  4. формирование слайдов;

  5. настройка и изменение переходов, анимационных эффектов и ссылок настройка показа слайдов;

  6. редактирование;

  7. подготовка раздаточных материалов;

  8. демонстрация презентации.









3. Методика создания презентаций и их использования на уроках разных типов и видов

3.1 Уроки изучения художественных произведений

Для разработки любого урока, в том числе и с использованием ИКТ, в первую очередь необходимо определить тему и сформулировать цели и задачи. Для уроков изучения художественного произведения тема может быть сформулирована по названию произведения.

Тема, цель урока будут составлять содержание 1-го и 2-го слайдов.

Исходя из темы и учебных задач, определяется содержание материала, изучаемого на уроке, и формы организации деятельности учащихся. Для данного типа уроков содержание материала чаще всего включает в себя текст изучаемого произведения, иногда несколько текстов

Формы и виды организации деятельности учащихся на уроках данного типа могут включать как чтение произведения, его прослушивание, то есть использование репродуктивного метода, так и анализ текста в форме беседы, постановки и решения проблемных вопросов, то есть применение частично-поискового метода.

Что же должно являться содержанием слайдов на уроках-презентациях данного типа?

На уроках художественного восприятия произведения, где показ слайдов может ограничиться по времени несколькими минутами (3-7) в начале урока либо в конце, это может быть изображение портрета писателя, формулировка темы урока и учебной задачи, эпиграф к уроку, иллюстрации учеников или художников, изображение быта эпохи, описанной в произведении. Хорошо, если показ слайдов будет сопровождаться музыкой, подобранной учителем в соответствии с особенностями изучаемого произведения.

Цель подобной презентации состоит в воздействии на разные сферы восприятия: эмоции, мышление, воображение, создание положительного настроя на работу.

3.2 Презентации, сопровождающие уроки углублённого изучения произведения

На данном виде занятий презентации могут содержать, помимо титульных, слайды с вопросами разного характера, стимулирующими аналитическую деятельность учащихся (сопоставительный анализ, наблюдение, обобщение) и развитие воображения, слайды с заданиями для учеников, слайды информативного характера, слайды с иллюстрациями к произведению, с литературными терминами и др.

Цель подобной презентации — не только воздействовать на три канала восприятия, но и увеличить объём изучаемого материала за счёт экономии времени учителя и учеников, активизировать самостоятельную деятельность школьников, расширить возможность применения дифференцированного подхода в обучении, осуществить межпредметные связи, а в целом - способствовать реализации целей, поставленных учителем, добиться наибольшей эффективности урока.

3.3 Обобщающие занятия

Для уроков, обобщающих изучение произведения, презентации также могут содержать как иллюстративный материал, материал информативный, так и материал для наблюдения, сопоставления, обобщения (вопросы проблемного ха­рактера, тексты для сравнения, таблицы, схемы, кроссворды, тесты). Оправдано использование в данных презентациях гиперссылок, способствующих более полному обобщению изученного материала, его системному повторению.

Цель презентаций данного вида уроков - способствовать целостному восприятию произведения, стиля автора, система­тизации знаний, развитию логического мышления.

На этапе первичного повторения и актуализации знаний основная роль презентации  - отработка ключевых понятий. Здесь эффективны тестовые задания, вопросы. Если используются вопросы с открытым ответом, то на одном слайде не должно быть более одного вопроса с возможными ответами. При этом ответы могут быть не только в виде слов: но и в виде рисунка, графических изображений. Этот прием усиливает ассоциации, активизирует память.

В соответствии с целями обобщающего урока, презентации могут быть сопровождением и урока-диспута, и урока-семинара, и лекции учителя.

Для того чтобы совершенствовать практические умения и навыки,  эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, поэтому  использую презентацию  в качестве домашней самостоятельной или исследовательской работы.

Многочисленные наблюдения при посещениях уроков и других мероприятий, беседы со студентами и учителями об эффективности и результативности использования презентаций позволили  сделать некоторые выводы. Если мы хотим, чтобы слайд-сопровождение максимально эффективно способствовало образовательному процессу, требуется соблюдать некоторые правила, отвечающие особенностям восприятия любой информации.



4.Общие правила оформления презентаций

Общие требования:

  1. На слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и графическая информация (рисунки, графики и т.п.) – они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;

  2. Количество слайдов должно быть не более 20;

  3. При докладе рассчитывайте, что на один слайд должно уходить в среднем 1,5 минуты;

  4. Не стоит заполнять слайд большим количеством информации. Наиболее важную информацию желательно помещать в центр слайда;

  5. По желанию можно раздать слушателям бумажные копии презентации.

Примерный порядок слайдов:

  • 1 слайд – Титульный (организация, название работы, автор, руководитель, рецензент, дата);

  • 2 слайд – Вводная часть (постановка проблемы, актуальность и новизна, на каких материалах базируется работа);

  • 3 слайд – Цели и задачи работы;

  • 4 слайд – Методы, применяемые в работе;

  • 5…n слайд – Основная часть;

  • n+1 слайд – Заключение (выводы);

  • n+2 слайд – Список основных использованных источников;

  • n+3 слайд – Спасибо за внимание! (подпись, возможно выражение благодарности тем, кто руководил, рецензировал и/или помогал в работе).



Правила шрифтового оформления:

  1. Рекомендуется использовать шрифты с засечками (GeorgiaPalatinoTimes New Roman);

  2. Размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст);

  3. Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы используются для смыслового выделения ключевой информации и заголовков;

  4. Не рекомендуется использовать более 2-3 типов шрифта;

  5. Основной текст должен быть отформатирован по ширине, на схемах – по центру

Правила выбора цветовой гаммы:

  1. Цветовая гамма должна состоять не более чем из 2 цветов и выдержана во всей презентации. Основная цель – читаемость презентации;

  2. Желателен одноцветный фон неярких пастельных тонов (например, светло-зеленый, светло-синий, бежевый, светло-оранжевый и светло-желтый);

  3. Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться, белый текст на черном фоне читается плохо);

  4. Оформление презентации не должно отвлекать внимания от её содержания.

Графическая информация:

  1. Рисунки, фотографии, диаграммы должны быть наглядными и нести смысловую нагрузку, сопровождаться названиями;

  2. Изображения (в формате jpg) лучше заранее обработать для уменьшения размера файла;

  3. Размер одного графического объекта – не более 1/2 размера слайда;

  4. Соотношение текст - картинки – 2/3 (текста меньше чем картинок).

Анимация:

  1. Анимация используется только в случае необходимости.


5. Требования к оформлению мультимедийных презентаций


Оформление слайдов

Шаблон

Презентация как и любое устное выступление, должна начинаться с разработки плана и структуры. Необходимо разбить текст на разделы (блоки), выделить вступление и заключение. Продумать текст для первого и последнего слайда.

Для визуального восприятия разных разделов (бликов) презентации хорошо использовать разные Шаблоны слайдов и определенную цветовую гамму. Например, если информация разбита на 3 части, то надо использовать 3 шаблона. Таким образом, слайды одного шаблона будут подсказывать, что речь идет о соответствующем разделе. Для первого и последнего слайдов целесообразно воспользоваться одинаковыми шаблонами. В результате возникнет чувство законченности слайд-фильма, как в книге, где первая и последняя страницы имеют одинаковое и всегда запоминающееся оформление.

Шаблон - это презентация, формат которой и схема цветов могут использоваться для подготовки других презентаций.

Стиль

Каждый слайд презентации должен соответствовать единому стилю, в котором выполнена вся работа.

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок).

Фон

Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый).

Допустимо использование отдельного фона для заглавных слайдов.

Фон не должен быть ярким, бросающимся в глаза, он не должен содержать выделяющихся элементов: все внимание зрителя должно быть приковано к тексту или изображению!

Поэтому идеальный фон - ровный, без узоров, окрашенный в бледный, ненасыщенный цвет.

Использование цвета

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.

Для фона и текста слайда выбирайте контрастные цвета.

Хорошо смотрится светло-серая, светло-синяя, светло-зеленая гамма, можно использовать белый или бежевый цвета.

Следует избегать тревожного красного цвета и кислотных, ярких красок. Слайды, на которых цвета используются некорректно; утомляют глаза.

Контраст

Фон не должен сливаться с текстом или изображением. Существуют два варианта: светлый фон и темный текст, темный фон и светлый текст. Первый вариант предпочтительней, так как сочетание темного фона и светлого текста напрягает зрение и предъявляет особые требования к использованному шрифту (он должен быть «жирным», максимально простым, без лишних деталей). На светлом фоне неплохо будут смотреться тексты, выполненные в черном, темно-синем, темно-сером, темно-зеленом цвете.

Анимационные эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде, но не стоит злоупотреблять, анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания на слайде.

Представление информации

Содержание информации

Используйте короткие слова и предложения.

Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Не следует перегружать поле слайда длинными предложениями, определениями-перечислениями, их легче прочитать в учебнике или на доске.

Если слайд имеет более 8 строк, то необходимо исключить анимацию, т. к. глаза человека даже вопреки его воле все равно будут следить за движением, а не заниматься чтением и переработкой информации.

Не следует озвучивать весь текст слайда самостоятельно, т.   к.  это переводит слушателей   в   пассивных   наблюдателей.

Слайды   с   большим   количеством   знаков нуждаются   в  последовательности действий.  Сначала читаются  обучающимися,  потом комментируются учителем, а затем записываются в тетрадь.

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

Для заголовков - не менее 24.

Для информации - не менее 18.

Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

Во всей презентации текст должен быть набран одним шрифтом. Подойдёт любой простой шрифт вроде Arial или Old Bookman Style. Крайне нежелательно использовать «красивый» шрифт Comic Sans.

Для сохранения единого стиля рекомендуется использовать не более двух размеров шрифта.

Способы выделения информации

Рамки, границы, заливки.

Разные цвета шрифтов, штриховку, заливку.

Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Крупный размер будет необходим для обозначения заголовков слайдов. Мелкий - для общей информации. Примечания, дополнительная информация и цитаты могут быть выделены курсивом или набраны более мелким кеглем. Важные сведения (имена, даты, названия произведений) можно выделить жирным шрифтом. В качестве средства разграничения типов информации можно использовать цвет. Но выбранные цвета должны относиться к одной гамме, например: темно-серый и черный, темно-зеленый и зеленый и т. д.

Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды слайдов:

с текстом;

с таблицами;

с диаграммами;

с изображениями.

Изображение

Для изображения обязательно нужно использовать картинку с хорошим разрешением. Недопустимо «растягивать» изображение плохого качества на весь экран - лучше вообще обойтись без него. Для разграничения изображения и фона можно использовать рамку (если фон темный - белую рамку, если светлый - черную). Рамка ограничивает картинку, выделяет ее из фона. Изображение необходимо обработать, убрав лишние элементы, отрегулировав яркость и контрастность.

Цветовая гамма и настройка анимации должны соответствовать основному настрою урока, не затруднять восприятие, не отвлекать от содержания урока.

После формирования слайдов и настройки анимации следует подумать о раздаточных материалах, необходимых для организации деятельности учащихся на уроке. Чаще всего это текст (тексты) произведения, если таковой отсутствует в учебной хрестоматии, памятки для организации самостоятельной работы, схемы, таблицы, статьи. Не рекомендуется все это помещать на слайдах презентации, чтобы избежать перенасыщенности информацией и предотвратить быструю утомляемость школьников и снижение их работоспособности.

Когда презентация и раздаточный материал готовы, следует наметить временные рамки каждого этапа работы на уроке и показа каждого слайда.

Демонстрация презентации, как уже сказано выше, может проводиться в начале или в конце урока и проходить без комментариев учителя, с музыкальным сопровождением, а может сопровождать весь урок и служить средством организации деятельности учащихся.



6 .Гигиенические требования

При использовании в презентации графических изображений также необходимо учитывать некоторые особенности, а именно:

  • плохо воспринимаются большие таблицы и схемы. Материал такого рода надо сразу разбивать на более мелкие составляющие и помещать на отдельные слайды;

  • демонстрация многознаковых объектов (больших схем, таблиц и т. п.) должна быть кратковременной, носить обзорный характер и иметь целью показать обширность изучаемого материала;

  • если дробление схемы, таблицы невозможно по смыслу, то удобно несколько раз копировать их в следующий слайд, выделяя цветом.

Что касается приведенных цифр, относящихся к размеру шрифтов, то данный совет лучше всего подходит для аудитории объемом с обычный школьный класс и экран с диагональю около 2-3 м.

Выделять размером шрифта отдельные элементы, на которые следует обратить внимание. Остальную часть следует показывать "в тени"; количество и размеры рисунков, иллюстраций должны органично связываться с содержанием текста. Мелкие заголовки и подписи должны быть исключены, т. к. их просто не видно: рисунки, иллюстрации должны соответствовать содержанию текста. Не стоит увлекаться юмористическими рисунками (прыгающими человечками, порхающими птичками, раскрывающимися цветочками и т. д.) иначе презентация будет своеобразным показом "комикса"; слайд-фильм обязательно должен содержать в себе текст; рисунки могут играть сопровождающую или информационную роль. При сопровождающей роли рисунок должен занимать 1/8-1/4 часть поля слайда. Если рисунок помещается на слайд как объект изучения, то лучше его разместить на все поле. Будут видны мелкие детали, на которые в устной форме можно еще раз обратить внимание студентов.

При показе презентации необходимо помнить, что слайд-фильм - это только сопровождение выступления. Длинные слайд - фильмы утомительны и не воспринимаются, какими бы красочными они ни были.





















7.Критерии оценивания выступления студентов


Критерии

"5"

"4"

"3"

Презентация результатов (визуальное сопровождение)

Оформление логично, эстетично, не противоречит содержанию презентации. Презентация логично и уместно поддерживает выступление (сюжетные фотографии, таблицы, схемы, диаграммы, тезисы, цитаты).

Оформление выполнено с нарушением логики подачи материала. Стиль, дизайн отвлекает от содержания презентации. Фрагментарно используются графические способы представления результатов.

Демонстрационный материал использован неэффективно. Оформление нелогично, безвкусно, плохо соответствует содержанию. Нет единого стиля.

Устная

презентация

Выступление отличается последовательностью, логикой изложения, культурой речи. Легко воспринимается аудиторией. При ответе на вопросы участники группы демонстрируют глубину владения представленным материалом. Ответы формулируются аргументировано, обосновывается собственная позиция в проблемных ситуациях.

Выступление отличается последовательностью, логикой изложения, культурой речи. Но обоснование сделанных выводов недостаточно аргументировано. Не хватает умения кратко и полно раскрыть содержание проведенного исследования. В основном, выступление вызывает интерес у аудитории.

Участники группы передают содержание работы, но не демонстрируют умений выявлять главное. Устное выступление воспринимается аудиторией сложно, почти полностью дублирует информацию на слайдах

Смена слайдов (частота мелькания) должна производиться с учетом возрастных и психологических особенностей слушателей.

И самое главное - это соблюдение гигиенических требований при использовании презентации как экранного средства обучения. Если презентация проводится в компьютерном классе и каждый ученик видит ее на экране персонального компьютера, то непрерывная длительность воздействия не должна превышать для 1-х классов -10 мин, 2-5-х классов - 15 мин, 6-7-х классов -20 мин, 8-9-х классов - 25 мин, 10-11-х классов, студентов СУЗов - 30 мин.

Презентация, если это целесообразно, может использоваться на всех этапах урока. При этом первые 15-25 мин урока происходит усвоение 60-80% новой информации. Следовательно, чтобы в памяти студентов оставались новые знания, усиленные визуальным восприятием, не стоит перегружать слайды анимационными эффектами.



Список литературы


  1. http://wiki.iteach.ru

  2. Современная технология учебного занятия. Материалы для слушателей семинаров и образовательных программ./Сост. И.В. Анянова, А.А. Сиялов. Издание 2 доработанное. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008.

  3. Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с элек­тронным приложением / Н.П. Архипова [и др.] - 2-е изд., стереотип. - М: Глобус, 2010.

  4. Интернет-портал  "Сеть творческих учителей".

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!