СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности “Мир чтения” в начальной школе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение детей работе с текстом. Развитие речи, привитие интереса к чтению.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности “Мир чтения” в начальной школе»

Программа внеурочной деятельности

Мир чтения” в начальной школе

Пояснительная записка

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Преемственность внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации кружковых занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Также внеурочная деятельность обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать  в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению “Мир чтения” состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу  детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.  

Программа построена таким образом, чтобы  в процессе воспитания и  привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие  включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.  Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

  Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.

Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:

- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;

- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и  в процессе организации самостоятельного чтения;

- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;

- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители.

Прогнозируемый результат реализации программы:

- Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.

- Умение работать с книгой.

- Умение работать с текстом.

- Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных  способностей у своих детей.

Занятия внеурочной деятельности “Мир чтения” способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.


Цели и задачи:


- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг


- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов


- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений


- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;


- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;


- формирование  активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;


- формирование  познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей.



Ценностные ориентиры содержания занятий:


Содержание программы внеурочной деятельности “Мир чтения” создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:

В результате освоении программы внеурочных занятий “Мир чтения” формируются следующие


Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

- Осознавать значимость чтения для личного развития;

- Формировать потребность в систематическом чтении;

- Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Регулятивные умения:

- Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

- Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

- Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.


Познавательные учебные умения:

- Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

- Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.


Коммуникативные учебные умения:

- Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

- Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.


Универсальные учебные действия:

- находить книгу в открытом библиотечном фонде;

- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной

- книге и героях;

- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на

- заданную тему;

- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

- пользоваться аппаратом книги;

- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.


Предполагаемый результат деятельности:


В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Место занятий в учебном плане:

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Учебный год 34 учебных недели, следовательно, запланировано провести 34 часа.


Формы организации занятий:


- Чтение произведение, обсуждение прочитанного

- Литературные игры

- Конкурсы-кроссворды

- Библиотечные уроки

- Путешествия по страницам книг

- Встречи с библиотекарем

- Уроки-спектакли


Формы проведения занятий: беседа, сценка, викторина, игра, проблемная ситуация

Методы обучения:

Словесные: рассказ, беседа, слушание, обсуждение, работа с печатным источником

Практические: рисунки, раскраски, поделки

Наглядные: показ иллюстраций, фото и видеоматериалов

Исследовательские: поиск и отбор материала

Методическое обеспечение: книги, плакаты, сюжетные и тематические картинки, Интернет ресурсы.

Оборудование: интерактивная доска, видеопроектор, ноутбук, плакаты; бумага для акварели, цветная бумага, картон, фломастеры, краски, цветные карандаши, ножницы, раскраски.

Содержание программы:

  1. Здравствуй, книга! (1ч.)

Из истории создания книг. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Правила пользования книгой. Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).


  1. Писатели о родной природе (2ч).

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги. В.Бианки “Синичкин календарь ”, Е.Чарушин.


  1. Писатели - детям (3 ч).

Книги детских писателей-классиков. Л.Н.Толстой “Рассказы для детей”, “Познавательные рассказы”, А.П.Чехов “Ванька”.

Книги советских писателей – А.П.Гайдар “Горячий камень”.

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг.


Народная мудрость (2ч).

Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).Жанр “Былины” (история создания, особенности) Творческая работа “Придумай былину”.


  1. По страницам произведений Р.Киплинга (1ч).

Биография Р.Киплинга. Сказка “Рикки-Тикки-Тави”.


  1. Русские народные сказки (2ч).

Происхождение сказок. Книги-сборники “Русские народные сказки”. Группы сказок (волшебные, о животных, бытовые). КВН “Народные сказки”.


  1. Сказки народов мира (2 ч.).

Сказки ближнего зарубежья. Сказки дальнего зарубежья.


  1. Мы любим сказки! (1 ч.)

  2. Игра “Что? Где? Когда?”.

9. Советские поэты - детям (2ч).

В.Маяковский – детям, “Конь-огонь”. Д.Хармс. Выставка книг. Конкурс рисунков. Конкурс чтецов.


10. Русские поэты о любви к Родине (2ч).

Стихотворения Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина о судьбе России, о природе России.

Выставки рисунков. Конкурс чтецов.


11. Юмор в литературе для детей (2ч).

Рассказы М.Зощенко для детей. Герои книг М.Зощенко – Лёля и Минька. В.Драгунский “Денискины рассказы”.


12. Авторские сказки зарубежных писателей (2ч).

Книги сказок: Г.-Х.Андерсен, братья Гримм.


13. Книги-сборники стихотворений для детей (2ч).

Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники: А.Барто, С.Михалков.

Конкурс чтецов стихотворений “Детям – о детях”.


14. Дети – герои книг (2ч).

В.Катаев “Цветик-Семицветик”. В. Осеева “Печенье”.


15. Книги о животных (2ч).

Произведения Г.Скребицкого. Рассказ“Лесное эхо”. Произведения Н.Сладкого. Сказка “Бюро лесных услуг”. Конкурс рисунков “Жизнь природы.


16. Писатели и поэты – детям о Великой Отечественной войне (2 ч.)

Писатели о войне и поэты о войне. День Победы.


17. Детская периодическая печать (1 ч.)

Из истории создания детских периодических изданий. Современные журналы. Стиль, тематика, разделы.


18. Детские энциклопедии (2 ч.)

Что такое энциклопедия? Создание собственной мини-энциклопедии.


15. Обобщение изученного (1 ч.)

Викторина “Книга – мой друг”.



Календарно-тематическое планирование


п/п

Названия темы

занятия

Количество

часов

Дата



1

Здравствуй, книга!

1


1

Из истории создания книг. Правила работы с книгой. Правила работы с книгой

1


2

Писатели о родной природе.

2


2

В.Бианки “Синичкин календарь”

1


3

Е.Чарушин – писатель и художник.

1


3

Писатели - детям

3


4

Л.Н.Толстой “Рассказы для детей”, “Познавательные рассказы”.

1


5

А.П.Гайдар “Горячий камень”.

1


6

А.П.Чехов “Ванька”.

1


4

Народная мудрость

2


7

Былины.

1


8

Творческая работа “Сочини былину”.

1


5

По страницам произведений Р.Киплинга

1


9

Биография. Сказка “Рикки-Тикки-Тави”

1


6

Русские народные сказки

2


10

Волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки..

1


11

КВН “Русские народные сказки”.

1


7

Сказки народов мира

2


12

Сказки ближнего зарубежья.

1


13

Сказки дальнего зарубежья.

1


8

Мы любим сказки!

1


14

Игра “Что? Где? Когда?”.

1


9

Советские поэты - детям

2


15

В.Маяковский “Конь-огонь”.

1


16

Д.Хармс – необычное в обычном.

1


10

Русские поэты о любви к Родине

2


17

Ф.И.Тютчев о судьбе России.

1


18

С.А.Есенин о русской природе.

1


11

Юмор в литературе для детей

2


19

М.Зощенко. Сборник “Лёля и Минька”.

1


20

В.Драгунский “Денискины рассказы”.

1


12

Авторские сказки зарубежных писателей

2


21

Г.-Х.Андерсен “Ромашка”

1


22

Братья Гримм “Сказки”.

1


13

Книги-сборники стихотворений для детей

2


23

Авторы: А.Барто, С.Михалков.

1


24

Конкурс чтецов стихотворений “Детям – о детях”

1


14

Дети – герои книг

2


25

В.Катаев “Цветик-Семицветик”

1


26

В.Осеева “Печенье”.

1


15

Книги о животных

2


27

Г.Скребицкий “Лесное эхо”

1


28

Н.Сладков “Бюро лесных услуг”

1


16

Писатели и поэты – детям о Великой Отечественной войне.

2


29

Писатели и поэты о Великой Отечественной войне.

1


30

День Победы (конкурсы стихов и рисунков).

1


17

Детская периодическая печать

1


31

“Детские журналы вчера, сегодня, завтра”

1


18

Детские энциклопедии

2


32

Что такое энциклопедия?

1


33

Составление и оформление своей мини-энциклопедии.

1


19

Обобщение изученного

1


34

Викторина “Книга – мой друг”

1



Всего:

34
































23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!