СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Литературная гостинная"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа обеспечивает формирование у младших школьников универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего обучения в средней школе, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Литературная гостинная"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа р.п. Озинки» Озинского района Саратовской области


«Рассмотрено»

на заседании ШМО

руководитель

_______/Е.Н. Прокопьева/

Протокол №______ от «___»___________20____г.


«Согласовано»

Заместитель по УВР

________/Л.Г. Косолапова/

Протокол №_____ от

«___»______20__г.

«Утверждено»

Директор МОУ «СОШ р.п. Озинки»

_________________/ О.В. Бибикова/

Приказ № ______ от «__»_______20___г.




Рабочая программа внеурочной деятельности


«Литературная гостиная»

(Название программы)


Форма внеурочной деятельности кружок



Направление внеурочной деятельности художественно-эстетическое



Возраст учащихся, на который рассчитана программа 10-11лет



Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана) 1 год



Автор программы (ФИО) " «Моя Читалия» М.Л.Яковлева



Фамилия, имя, отчество учителя, работающего по данной программе

Афанасьева Татьяна Евгеньевна


















Озинки, 2022 г



I. Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Литературная гостиная» составлена на основании:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных общеобразовательных программ» (методические рекомендации);

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015г. №81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования;

  • Положения о внеурочной деятельности МОУ«СОШ р.п. Озинки»;

  • Учебного плана МОУ «СОШ р.п. Озинки» на 2022-2023 учебный год;

  • Авторской программы внеурочной деятельности «Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Моя Читалия» М.Л.Яковлевой.

Программа обеспечивает формирование у младших школьников универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего обучения в средней школе, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.

В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую.

«Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества». (М.Р.Львов)

Современные образовательные программы предполагают развитие речевого творчества, являясь одним из обязательных требований, предъявляемых к ученикам на конец каждого учебного года, но методические и учебные пособия не содержат необходимый материал по речевой креативности, не давая возможности развиваться этим параметрам должным образом.

Данный курс представляет собой систему творческих заданий, направленных на развитие творческих способностей и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возраста.

Новизна программы в том, что итогом изучения тем курса является создание групповых сборников, которые составляются обучающимися на протяжении всего учебного года. Каждый обучающийся участвует в создании сборника: оформляет одну страницу будущего сборника скороговорок, загадок, сказок. Ученик не только записывает придуманное им произведение, но и тщательно продумывает оформление страницы (рисунок, отражающий тему и содержание продукта творческой деятельности, фон и т.п.). Ребята выбирают ответственных за оформление обложки, страниц и содержания сборника. В 4-ом классе обучающиеся создают индивидуальный сборник своих произведений на протяжении всего учебного года.

Программу предлагается реализовать в форме заседаний интеллектуального клуба в сочетании с исследовательскими и творческими проектами детей, проведении коллективных игр, викторин. Программа включает разнообразные виды деятельности и формы организации работы, сочетающие познавательные и игровые, индивидуальные и групповые приемы; побуждает детей к самостоятельной, познавательной, коммуникативной деятельности. Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность. Большая часть тем курса в соответствии с программой направляется коммуникативным мотивом. Так, построение предложений и текстов, становление умения проверять написанное проходят на фоне обсуждения различных ошибок и недочётов, порождающих неясность речи, и последующих вопросов: «Ты хочешь, чтобы тебя понимали? Хочешь как можно лучше донести свою мысль, свои чувства? Хочешь не испортить своё рассуждение ошибками?..». Среди других методических решений – обучение созданию не сочинений «вообще», а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, писем, этюдов, загадок, стихов, дневниковых записей и т.д.; организация партнёрства, делового сотрудничества обучающихся при выполнении различных заданий.



Курс «Литературная гостиная» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей большинства предметных линий начальной школы. В процессе его изучения, обучающиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, математическом понятии, в рисунке, в рукотворном изделии. Например, на уроке математики ученики знакомятся с задачами, на занятиях курса они используют свои знания для составления задач по мотивам русских народных сказок. На уроке литературного чтения ученики знакомятся с видами устного народного творчества, с поэзией и прозой, на занятиях курса пробуют себя в роли поэтов и прозаиков, учатся средствами языка сочинять загадки, сказки, истории, стихи, басни. Курс тесно связан с уроками изобразительного искусства и технологии. Любое создание продукта проектной деятельности предполагает его красочное оформление с использованием разных техник изобразительной деятельности.

Таким образом, курс «Литературная гостиная» в данной программе представлен следующими содержательными линиями:

  • формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;

формирование языковых умений (в области фонетики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний.

Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей и задач.

Цель курса: развитие творческих способностей младших школьников средствами различных видов речевой деятельности.

Задачи:

  • через творческое задание привить интерес обучающихся к любому проявлению творчества;

  • учить детей смело высказывать своё мнение, психологически не бояться быть непонятым окружающими;

  • повышать уровень самооценки;

  • обучать воспитанников основам научного творчества;

  • содействовать становлению речевой культуры, способствующей проявлению творческой индивидуальности учащегося;

  • научить детей мыслить раскованно и творчески;

  • формировать устойчивый интерес к учебному процессу.

Рабочая программа направлена на создание при обучении чтению условий для получения обучающимися опыта творческой деятельности, что обеспечивает перенос освоенных детьми компетенций в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизацию, словесное, графическое и музыкальное рисование, разные формы творческого пересказа, создание собственных текстов и др. Курс ориентирован на организацию продуктивного досуга обучающихся, связанного с их читательской деятельностью: на создание проектов по литературным темам; организацию кружковой работы, обеспечивающей развитие литературно-творческих способностей обучающихся, расширение круга чтения младших школьников в связи с проведением книжных выставок, литературных викторин, конкурсов чтецов и др.

На изучение учебного курса «Литературная гостиная» в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год. Одно занятие рассчитано 35-40 минут.

II.Содержание программы внеурочной деятельности «Литературная гостиная»

4 класс (18ч)

Практическое освоение особенностей различных жанров фольклора, лирики и эпоса.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Создание группового сборника стихов – хокку. Создание группового сборника лимерик. Создание группового сборника дружеских шаржей в стихах.

Общее представление о композиционных особенностях разных видов высказываний: повествование, описание, рассуждение. Создание сочинений разных типов на основе читаемой литературы.



III. Метапредметные и личностные планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Литературная гостиная» в 4 классе



Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе выполнения заданий учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах); планируют ивыполняют небольшие исследования по выявлению особенностей построения сказок, басен, загадок, установлению причинно-следственных связей в ходе составления собственных продуктов проектной деятельности. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их и представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

  • готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, на участие в совместных делах;

  • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

У ученика могут быть сформированы:

  • стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения заданий;

  • принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

  • действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;

  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

  • оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

  • оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по теме занятия;

  • ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;

  • проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

  • адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из разных источников, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

  • понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

  • наблюдать и сопоставлять, выявлять особенности, сходства и отличия художественных произведений, отражать полученную при наблюдении информацию в словесной форме (как в устной, так и письменной);

  • использовать готовые модели для создания продуктов собственного сочинения.

Ученик получит возможность научиться:

  • осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;

  • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

  • обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, табличную);

  • осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках внеурочных занятий.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Ученик получит возможность научиться:

  • оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

  • планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

  • проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

  • уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

  • участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (мини-сочинения, сказки, загадки, сообщения, презентации)

Предметные результаты

Выпускник научится:

  • участвовать в устном общении на занятии (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;

  • овладеть приёмами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения;

  • понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;

  • озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами;

  • строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для развития мысли, для завершения текста, для выражения своего отношения к чему-либо);

  • находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности речи;

  • понимать, от какого лица, 1-го или 3-го, ведётся рассказ;

  • письменно (после коллективной подготовки) создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров, небольшие тексты повествовательного и описательного характера;

  • сочинять несложные истории, рассказы на основе начальных (заключительных) предложений, рисунков, опорных слов;

  • подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

  • находить по абзацным отступам смысловые части текста; восстанавливать деформированный текст;

  • оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делить текст на части (ориентируясь на подтемы), самостоятельно составлять план;

  • создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые четверостишия, дневниковые записи, короткие рассказы, сказки), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, выражение своего отношения, оценку чего-либо;

  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.



IV.Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности «Литературная гостиная» 4 класс (35 ч)

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

В том числе

Дата

теоретических

практических

Раздел 1.«Устное народное творчество» 6ч

1-2

Былины.

2

1

1


3 - 4

Путешествие в историю. Прообразы русских богатырей.

2

1

1


5

Мультфильм «Илья Муромец и Соловей разбойник»

1

1



6

Легенда. Её отличие от сказки.

1

1



Раздел2. «Поэтическая тетрадь» 11ч

7

Законы рифмоплётства.

1

1



8

Белый стих.

1

1



9

Хокку.

1

1



10

Выпуск сборника хокку. Оформляем страницу книги.

1


1


11

Презентация сборника стихов - хокку.

1


1


12

Создание лимерик.

1


1


13

Выпуск сборника лимерик. Оформляем страницу книги.

1


1


14

Презентация сборника лимерик.

1


1


15

Дружеский шарж в стихах.

1


1


16

Выпуск сборника шаржей. Оформляем страницу книги.

1


1


17

Презентация сборника стихотворных шаржей.

1


1


Раздел 3. «Рассуждаю, размышляю, творю» 18ч

18

Решение изобретательных задач «Ах, если бы..., ах если бы...»

1

1



19

Составление рассказа по готовой концовке.

1


1


20

Изменение событий в рассказе в пользу главного героя.

1


1


21-22

Мораль той басни такова…

2

1

1


23

Презентация сборника басен.

1


1


24

Учимся давать словам лексическую характеристику. Принцип «Словаря».

1

1



25

Сочинение-описание. Сочинение-восторг.

1


1


26

Учёный совет «Самый важный предмет в жизни».

1

1



27

Сочинение - большая выдумка. (Оживление неодушевлённых предметов)

1


1


28

«Словарь настроений»

1


1


29

Описание настроений различных предметов

1


1


30

«Рекламное бюро»

1


1


31

Эссе «С какого возраста можно считать себя взрослым?»

1


1


32

«Взгляд со стороны» пересказ «чужими словами».

1


1


33

«Новая жизнь старых вещей» нестандартное использование привычных предметов.

1


1


34

Презентация творческой личности выпускника начальной школы.

1


1


35

Библиотечный урок.

1

1





















VII. Учебно-методическое обеспечение курса «Литературная гостиная»

  1. Андреева Е. В., Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Яковлева Н.А.  г. Самара, Центр развития образования, 2001. [Электронный ресурс].-UPL:http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm (дата обращения 02.03.2017)

  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2001.

  3. Загашев И. О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.

  4. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост.: И.В.Хромова, М.С.Коган. – Новосибирск, 2003. – 44 с.

  5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009 г.

  6. Калюшкина А. П. Об опыте работы детского творчества. // Начальная школа, 2000, №12, с. 44-47

  7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования 2002, №6, с. 10-41

  8. Кубасова О.В. Литературное чтение: Программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-4 классы/ Кубасова О.В.– Смоленск: Ассоциация ХХI век. – 2013

  9. Кубасова О.В. Литературное чтение: Методические рекомендации к учебнику для 1-4 класса общеобразовательных учреждений/О.В. Кубасова– Смоленск: Ассоциация ХХI век. – 2013 (электронная версия на сайте издательства)

  10. Кузнецова С. В. «Уроки речевого творчества». [Электронный ресурс].-UPL:http://www.proshkolu.ru/user/sveta121172/file/1228256/ (дата обращения 02.03.2017).

  11. Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. ФНМЦ им. Л.В. Занкова, Самара, Корпорация «Фёдоров», 1999.

  12. Прохорова Л.Н. Подготовка учителя к работе по развитию креативности младших школьников // Начальная школа. – 2003, №2, с. 38-42

  13. Русский язык: Программа для 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-4 классы/ М.С Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013

  14. Соловейчик М. С.: Русский язык: К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 1-4 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013

VIII. Материально-техническое обеспечение реализации программы

  1. Интерактивное оборудование в каждом кабинете:

    1. компьютер (ноутбук)

    2. интерактивная доска (экран)

    3. проектор

    4. принтер

  2. Имеется выход в Интернет.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!