Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа р.п. Озинки» Озинского района Саратовской области
«Рассмотрено» на заседании ШМО руководитель _______/Е.Н. Прокопьева/ Протокол №______ от «___»___________20____г. | «Согласовано» Заместитель по УВР ________/Л.Г. Косолапова/ Протокол №_____ от «___»______20__г. | «Утверждено» Директор МОУ «СОШ р.п. Озинки» _________________/ О.В. Бибикова/ Приказ № ______ от «__»_______20___г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Литературная гостиная»
(Название программы)
Форма внеурочной деятельности кружок
Направление внеурочной деятельности художественно-эстетическое
Возраст учащихся, на который рассчитана программа 10-11лет
Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана) 1 год
Автор программы (ФИО) " «Моя Читалия» М.Л.Яковлева
Фамилия, имя, отчество учителя, работающего по данной программе
Афанасьева Татьяна Евгеньевна
Озинки, 2022 г
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Литературная гостиная» составлена на основании:
Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных общеобразовательных программ» (методические рекомендации);
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015г. №81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования;
Положения о внеурочной деятельности МОУ«СОШ р.п. Озинки»;
Учебного плана МОУ «СОШ р.п. Озинки» на 2022-2023 учебный год;
Авторской программы внеурочной деятельности «Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Моя Читалия» М.Л.Яковлевой.
Программа обеспечивает формирование у младших школьников универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего обучения в средней школе, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую.
«Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества». (М.Р.Львов)
Современные образовательные программы предполагают развитие речевого творчества, являясь одним из обязательных требований, предъявляемых к ученикам на конец каждого учебного года, но методические и учебные пособия не содержат необходимый материал по речевой креативности, не давая возможности развиваться этим параметрам должным образом.
Данный курс представляет собой систему творческих заданий, направленных на развитие творческих способностей и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возраста.
Новизна программы в том, что итогом изучения тем курса является создание групповых сборников, которые составляются обучающимися на протяжении всего учебного года. Каждый обучающийся участвует в создании сборника: оформляет одну страницу будущего сборника скороговорок, загадок, сказок. Ученик не только записывает придуманное им произведение, но и тщательно продумывает оформление страницы (рисунок, отражающий тему и содержание продукта творческой деятельности, фон и т.п.). Ребята выбирают ответственных за оформление обложки, страниц и содержания сборника. В 4-ом классе обучающиеся создают индивидуальный сборник своих произведений на протяжении всего учебного года.
Программу предлагается реализовать в форме заседаний интеллектуального клуба в сочетании с исследовательскими и творческими проектами детей, проведении коллективных игр, викторин. Программа включает разнообразные виды деятельности и формы организации работы, сочетающие познавательные и игровые, индивидуальные и групповые приемы; побуждает детей к самостоятельной, познавательной, коммуникативной деятельности. Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность. Большая часть тем курса в соответствии с программой направляется коммуникативным мотивом. Так, построение предложений и текстов, становление умения проверять написанное проходят на фоне обсуждения различных ошибок и недочётов, порождающих неясность речи, и последующих вопросов: «Ты хочешь, чтобы тебя понимали? Хочешь как можно лучше донести свою мысль, свои чувства? Хочешь не испортить своё рассуждение ошибками?..». Среди других методических решений – обучение созданию не сочинений «вообще», а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, писем, этюдов, загадок, стихов, дневниковых записей и т.д.; организация партнёрства, делового сотрудничества обучающихся при выполнении различных заданий.
Курс «Литературная гостиная» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей большинства предметных линий начальной школы. В процессе его изучения, обучающиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, математическом понятии, в рисунке, в рукотворном изделии. Например, на уроке математики ученики знакомятся с задачами, на занятиях курса они используют свои знания для составления задач по мотивам русских народных сказок. На уроке литературного чтения ученики знакомятся с видами устного народного творчества, с поэзией и прозой, на занятиях курса пробуют себя в роли поэтов и прозаиков, учатся средствами языка сочинять загадки, сказки, истории, стихи, басни. Курс тесно связан с уроками изобразительного искусства и технологии. Любое создание продукта проектной деятельности предполагает его красочное оформление с использованием разных техник изобразительной деятельности.
Таким образом, курс «Литературная гостиная» в данной программе представлен следующими содержательными линиями:
формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;
формирование языковых умений (в области фонетики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний.
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей и задач.
Цель курса: развитие творческих способностей младших школьников средствами различных видов речевой деятельности.
Задачи:
через творческое задание привить интерес обучающихся к любому проявлению творчества;
учить детей смело высказывать своё мнение, психологически не бояться быть непонятым окружающими;
повышать уровень самооценки;
обучать воспитанников основам научного творчества;
содействовать становлению речевой культуры, способствующей проявлению творческой индивидуальности учащегося;
научить детей мыслить раскованно и творчески;
формировать устойчивый интерес к учебному процессу.
Рабочая программа направлена на создание при обучении чтению условий для получения обучающимися опыта творческой деятельности, что обеспечивает перенос освоенных детьми компетенций в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизацию, словесное, графическое и музыкальное рисование, разные формы творческого пересказа, создание собственных текстов и др. Курс ориентирован на организацию продуктивного досуга обучающихся, связанного с их читательской деятельностью: на создание проектов по литературным темам; организацию кружковой работы, обеспечивающей развитие литературно-творческих способностей обучающихся, расширение круга чтения младших школьников в связи с проведением книжных выставок, литературных викторин, конкурсов чтецов и др.
На изучение учебного курса «Литературная гостиная» в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год. Одно занятие рассчитано 35-40 минут.
II.Содержание программы внеурочной деятельности «Литературная гостиная»
4 класс (18ч)
Практическое освоение особенностей различных жанров фольклора, лирики и эпоса.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Создание группового сборника стихов – хокку. Создание группового сборника лимерик. Создание группового сборника дружеских шаржей в стихах.
Общее представление о композиционных особенностях разных видов высказываний: повествование, описание, рассуждение. Создание сочинений разных типов на основе читаемой литературы.
III. Метапредметные и личностные планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Литературная гостиная» в 4 классе
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе выполнения заданий учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах); планируют ивыполняют небольшие исследования по выявлению особенностей построения сказок, басен, загадок, установлению причинно-следственных связей в ходе составления собственных продуктов проектной деятельности. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их и представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, на участие в совместных делах;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
У ученика могут быть сформированы:
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения заданий;
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по теме занятия;
ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из разных источников, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять особенности, сходства и отличия художественных произведений, отражать полученную при наблюдении информацию в словесной форме (как в устной, так и письменной);
использовать готовые модели для создания продуктов собственного сочинения.
Ученик получит возможность научиться:
осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, табличную);
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках внеурочных занятий.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Ученик получит возможность научиться:
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (мини-сочинения, сказки, загадки, сообщения, презентации)
Предметные результаты
Выпускник научится:
участвовать в устном общении на занятии (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;
овладеть приёмами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения;
понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;
озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами;
строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для развития мысли, для завершения текста, для выражения своего отношения к чему-либо);
находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности речи;
понимать, от какого лица, 1-го или 3-го, ведётся рассказ;
письменно (после коллективной подготовки) создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров, небольшие тексты повествовательного и описательного характера;
сочинять несложные истории, рассказы на основе начальных (заключительных) предложений, рисунков, опорных слов;
подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
находить по абзацным отступам смысловые части текста; восстанавливать деформированный текст;
оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
Выпускник получит возможность научиться:
делить текст на части (ориентируясь на подтемы), самостоятельно составлять план;
создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые четверостишия, дневниковые записи, короткие рассказы, сказки), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, выражение своего отношения, оценку чего-либо;
редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
IV.Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности «Литературная гостиная» 4 класс (35 ч)
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | В том числе | Дата |
теоретических | практических |
Раздел 1.«Устное народное творчество» 6ч |
1-2 | Былины. | 2 | 1 | 1 | |
3 - 4 | Путешествие в историю. Прообразы русских богатырей. | 2 | 1 | 1 | |
5 | Мультфильм «Илья Муромец и Соловей разбойник» | 1 | 1 | | |
6 | Легенда. Её отличие от сказки. | 1 | 1 | | |
Раздел2. «Поэтическая тетрадь» 11ч |
7 | Законы рифмоплётства. | 1 | 1 | | |
8 | Белый стих. | 1 | 1 | | |
9 | Хокку. | 1 | 1 | | |
10 | Выпуск сборника хокку. Оформляем страницу книги. | 1 | | 1 | |
11 | Презентация сборника стихов - хокку. | 1 | | 1 | |
12 | Создание лимерик. | 1 | | 1 | |
13 | Выпуск сборника лимерик. Оформляем страницу книги. | 1 | | 1 | |
14 | Презентация сборника лимерик. | 1 | | 1 | |
15 | Дружеский шарж в стихах. | 1 | | 1 | |
16 | Выпуск сборника шаржей. Оформляем страницу книги. | 1 | | 1 | |
17 | Презентация сборника стихотворных шаржей. | 1 | | 1 | |
Раздел 3. «Рассуждаю, размышляю, творю» 18ч |
18 | Решение изобретательных задач «Ах, если бы..., ах если бы...» | 1 | 1 | | |
19 | Составление рассказа по готовой концовке. | 1 | | 1 | |
20 | Изменение событий в рассказе в пользу главного героя. | 1 | | 1 | |
21-22 | Мораль той басни такова… | 2 | 1 | 1 | |
23 | Презентация сборника басен. | 1 | | 1 | |
24 | Учимся давать словам лексическую характеристику. Принцип «Словаря». | 1 | 1 | | |
25 | Сочинение-описание. Сочинение-восторг. | 1 | | 1 | |
26 | Учёный совет «Самый важный предмет в жизни». | 1 | 1 | | |
27 | Сочинение - большая выдумка. (Оживление неодушевлённых предметов) | 1 | | 1 | |
28 | «Словарь настроений» | 1 | | 1 | |
29 | Описание настроений различных предметов | 1 | | 1 | |
30 | «Рекламное бюро» | 1 | | 1 | |
31 | Эссе «С какого возраста можно считать себя взрослым?» | 1 | | 1 | |
32 | «Взгляд со стороны» пересказ «чужими словами». | 1 | | 1 | |
33 | «Новая жизнь старых вещей» нестандартное использование привычных предметов. | 1 | | 1 | |
34 | Презентация творческой личности выпускника начальной школы. | 1 | | 1 | |
35 | Библиотечный урок. | 1 | 1 | | |
| | | | | |
VII. Учебно-методическое обеспечение курса «Литературная гостиная»
Андреева Е. В., Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Яковлева Н.А. г. Самара, Центр развития образования, 2001. [Электронный ресурс].-UPL:http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm (дата обращения 02.03.2017)
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2001.
Загашев И. О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.
Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост.: И.В.Хромова, М.С.Коган. – Новосибирск, 2003. – 44 с.
Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009 г.
Калюшкина А. П. Об опыте работы детского творчества. // Начальная школа, 2000, №12, с. 44-47
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования 2002, №6, с. 10-41
Кубасова О.В. Литературное чтение: Программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-4 классы/ Кубасова О.В.– Смоленск: Ассоциация ХХI век. – 2013
Кубасова О.В. Литературное чтение: Методические рекомендации к учебнику для 1-4 класса общеобразовательных учреждений/О.В. Кубасова– Смоленск: Ассоциация ХХI век. – 2013 (электронная версия на сайте издательства)
Кузнецова С. В. «Уроки речевого творчества». [Электронный ресурс].-UPL:http://www.proshkolu.ru/user/sveta121172/file/1228256/ (дата обращения 02.03.2017).
Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. ФНМЦ им. Л.В. Занкова, Самара, Корпорация «Фёдоров», 1999.
Прохорова Л.Н. Подготовка учителя к работе по развитию креативности младших школьников // Начальная школа. – 2003, №2, с. 38-42
Русский язык: Программа для 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-4 классы/ М.С Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013
Соловейчик М. С.: Русский язык: К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 1-4 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013
VIII. Материально-техническое обеспечение реализации программы
Интерактивное оборудование в каждом кабинете:
компьютер (ноутбук)
интерактивная доска (экран)
проектор
принтер
Имеется выход в Интернет.