Программа рекомендована к работе педагогическим советом Протокол от «_»___ 201_г. №____ | Утверждено приказом директора от «_» ___ 201_г. №____ |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
социального направления
«Безопасность вокруг нас»
для учащихся 1-4 классов
МБОУ «Котинская ООШ»
Автор-составитель:
Корнелюк Инна Александровна,
учитель ОБЖ
1 категории
2020 год
Рабочая программа «Безопасность вокруг нас» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы курса внеурочной деятельности
«Безопасность вокруг нас»
Личностными результатами освоения курса является:
общие представления о мире, чувство ответственности за личную безопасность;
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Содержание программы курса внеурочной деятельности
«Безопасность вокруг нас»
Общая характеристика.
Программа внеурочной деятельности «Безопасность вокруг нас» основывается на следующих принципах.
Принципы и методы обучения младших школьников
Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 7-10-летнего возраста, образовательный процесс по основам безопасности должен быть построен, на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.
К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.
Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.
Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности жизнедеятельности следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации с 1 по 4 классы.
Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицы и т.д. Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания обучающимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях.
Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии.
Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с обучающимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры и т.д.
Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних условиях.
формы организации внеурочной деятельности:
беседы;
встречи с людьми различных профессий;
просмотр и обсуждение видеоматериала;
экскурсии;
конкурсы;
выставки детских работ;
викторины;
творческие проекты, презентации;
социально-значимые акции,
социальные проекты и т.п.
Место программы в учебном плане.
В соответствии с учебным планом начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Котинская основная общеобразовательная школа» программа «Безопасность вокруг нас» реализуется с 1 по 4 класс. Общий объем учебного времени составляет 135 часов (33 недели в 1 классе и 34 недели во 2-4 классах по 1 часу в неделю).
В отличие от учебных дисциплин, где учащиеся жёстко привязаны к расписанию, сетке учебных часов, учебным планам, внеурочная деятельность может предоставить более широкие возможности в области социального образования и воспитания. Эти возможности выражаются в более гибком подходе к занятиям, широком использовании природных условий, возможности быстро внедрять в образовательно-воспитательный процесс новые методики, технологии, знания, уделять вопросам социализации личности воспитанников достаточное количество времени. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками.
Содержание данной программы ежегодно конкретизируется с учетом плана воспитательной работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Котинская основная общеобразовательная школа.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
Дата | № зан-ия | Тема занятия | Кол-во часов | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | | |
| 1-2 | Режим дня для первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья | 2 | Беседа о режиме дня | Составление режима дня и ежедневное его выполнение. | | |
| 3-4 | Умственная и физическая работоспособность, нарушение режима дня, профилактика переутомления | 2 | | Выполнение умственных и спортивных упражнений. | | |
| 5-6 | Умывание и купание | 2 | Просмотр мультфильма по тематике | Обсуждение мультфильма по тематике | | |
| 7-8 | Как ухаживать за своим телом | 2 | | Решение кроссворда | | |
| 9 | Ожоги | 1 | Беседа об ожогах | Практическое занятие по обработке ожогов | | |
| 10-11 | Как уберечься от ожогов | 2 | | Решение кроссворда | | |
| 12-13 | Первая доврачебная помощь при кровотечениях, ожогах, укусах насекомых | 2 | | Практическое занятие по остановке | | |
| 14 | Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома | 1 | | Передача возможных опасных ситуаций, которые могут возникнуть дома в рисунке | | |
| 15-16 | Выбор темы сказки | 2 | Беседа о том, для чего мы будем делать | Распределение слов, ролей | | |
| 17-18 | Как себя вести, когда ты дома один | 2 | Беседа о том, как нужно вести себя дома | Работа в практической тетради | | |
| 19-20 | Не торопись быть взрослым | 2 | | Решение кроссворда | | |
| 21-22 | Электричество и газ как источники возможной опасности | 2 | Беседа об электричестве | Работа в практической тетради | | |
| 23-25 | Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности | 3 | Беседа о лекарственных и химических средствах | Создание листовок. | | |
| 26 | «Опасная высота» - опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках | 1 | | Просмотр видеоролика | | |
| 27-28 | Огонь и человек | 2 | Беседа об огне (из истории) | Работа в практической тетради | | |
| 29-30 | Причина возникновения пожаров в доме | 2 | | Просмотр видеоролика | | |
| 31-32 | Дым и опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме | 2 | | Просмотр видеоролика | | |
| 33 | Постановка и показ сказки по ПДД | 1 | | Репетиция и постановка сказки для дошкольников | | |
Всего 33 часа | | Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми |
2 класс
Дата | № зан-ия | Тема занятия | Кол-во часов | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | | |
| 1-2 | Болезни, их причины и связь с образом жизни. | 2 | Беседа о разновидностях болезней | Решение кроссворда | | |
| 3-4 | От чего зависит наше здоровье. | 2 | | Составление рассказа по теме | | |
| 5 | Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. | 1 | Беседа о нашем организме | Составление сказки по теме | | |
| 6-7 | Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносная система, желудок и кишечник. | 2 | | Решение кроссворда | | |
| 8 | Органы дыхания | 1 | | Работа с макетом | | |
| 9-10 | Болезни и их возможные причины | 2 | Беседа о болезнях | Запись в блокнот рецептов народной медицины | | |
| 11-12 | Пути передачи инфекционных заболеваний | 2 | | Просмотр видеоролика | | |
| 13-14 | Заноза, кровотечение, укус, ушиб | 2 | Информация по терминам | Сюжетно-ролевая игра «Что нужно для аптечки?» | | |
| 15 | Первая доврачебная помощь при отравлении пищевыми продуктами | 1 | | Практическая работа по оказанию помощи | | |
| 16-17 | Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений | 2 | Беседа об отравлениях | Изготовление листовок | | |
| 18-19 | Первая помощь при отравлении грибами | 2 | | Практическая работа по оказанию помощи | | |
| 20-21 | Безопасное поведение на воде. | 2 | | Просмотр видеоролика | | |
| 22-23 | Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. | 2 | | Распределение слов, ролей | | |
| 23-27 | Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже | 5 | | Создание листовок. | | |
| 28 | Уроки плавания. | 1 | | Поездка в бассейн | | |
| 29-30 | Безопасное поведение на природе. Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. | 2 | | Изготовление листовок | | |
| 31 | Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения | 1 | | Репетиция сказки | | |
| 32-33 | Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения | 2 | | Репетиция сказки | | |
| 34 | Постановка и показ сказки по Пожарной безопасности | 1 | | Репетиция и постановка сказки для дошкольников | | |
Всего 34 часа | | Как ориентироваться в лесу |
3 класс
Дата | № зан-ия | Тема занятия | Кол-во часов | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | | | |
| 1-2 | Движение пешеходов по дорогам. | 2 | | Экскурсия по селу | | | |
| 3 | Правосторонее и левосторонее движение. | 1 | | Работа с тетрадью для практических работ | | | |
| 4 | Элементы дорог. Дорожная разметка. | 1 | | Работа с тетрадью для практических работ | | | |
| 5-6 | Перекрестки. Их виды | 2 | | Работа с тетрадью для практических работ | | | |
| 7-8 | Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика | 2 | | Работа с тетрадью для практических работ | | | |
| 9 | Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств | 1 | Беседа о транспорте | Конкурс рисунков специализированной техники | | | |
| 10-11 | Скорость движения городского транспорта. | 2 | | Просмотр видеоролика Мелкий ремонт брошюр. | | | |
| 12-13 | Состояние дороги, тормозной путь автомобиля | 2 | | Просмотр видеоролика | | | |
| 14-15 | Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге | 2 | | Работа на компьютере по учебному диску | | | |
| 16-17 | Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров | 2 | | Сюжетно-ролевая игра «Я-пассажир» | | | |
| 18-19 | Правила посадки в транспортное средство и высадки из него | 2 | | Работа с тетрадью для практических работ | | | |
| 20-21 | Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза | 2 | | Просмотр видеоролика | | | |
| 22-23 | Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров | 2 | Беседа о пожарах | | | | |
| 24-27 | Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах | 4 | | Создание листовок. | | | |
| 28 | Страх, навыки безопасного поведения | 1 | Беседа о страхе | | | | |
| 29-30 | Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения | 2 | | Работа на компьютере по учебному диску | | | |
| 31 | Лифт – наш домашний транспорт | 1 | Работа с плакатом | Репетиция сказки | | | |
| 32-33 | Изготовление атрибутов к сказке | 2 | | Репетиция сказки | | | |
| 34 | Постановка и показ сказки по одной из тем | 1 | | Репетиция и постановка сказки для дошкольников | | | |
Всего 34 часа | | Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. | 1 |
| | | | | | |
4 класс
Дата | № зан-ия | Тема занятия | Кол-во часов | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | | |
| 1-2 | Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Факторы влияющие на здоровье | 2 | Беседа о здоровье | Нарисовать здорового человека | | |
| 3-4 | Основы здорового образы жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание | 2 | | Составление режима дня | | |
| 5-6 | Профилактика переедания, пищевых отравлений. | 2 | | Советы педиатра | | |
| 7 | Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний | 1 | | Советы педиатра | | |
| 8-9 | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек | 2 | Беседа о вредных привычках | | | |
| 10 | Курение и его влияние на состояние здоровья . | 1 | | Просмотр видеороликов | | |
| 11 | Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека | 1 | | Просмотр видеороликов | | |
| 12-13 | Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь. | 2 | | Работа с плакатом | | |
| 14-15 | Переломы, вывихи и растяжения связок | 2 | Беседа о травмах | | | |
| 16-17 | Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира | 2 | Беседа о Ж/д транспорте | Рисование ж/д транспорта | | |
| 18-19 | Ориентирование на местности. Понятие ориентира. | 2 | Беседа о том, как ориентироваться на местности | Практическое занятие на улице | | |
| 20-21 | Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам | 2 | | Практическое занятие на улице | | |
| 22-25 | Безопасная переправа через водную преграду. | 4 | Беседа о видах переправы | Работа по учебному DVD диску | | |
| 26-27 | Умение вязать узлы | 2 | Беседа о том, для чего нужны узлы | Практические занятия по отработке вязания узлов | | |
| 28 | Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра | 1 | Беседа о видах костров | Практические занятия по разложению костра | | |
| 29-30 | Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке | 2 | Беседа о правилах поведения на воде | Составить памятку | | |
| 31 | Способы и средства спасания утопающих. | 1 | Беседа о средствах спасения утопающих | Просмотр видеоролика | | |
| 32-33 | Основные спасательные средства | 2 | Беседа о спасательных средствах | Репетиция сказки | | |
| 34 | Постановка и показ сказки по ЗОЖ | 1 | | Репетиция и постановка сказки для дошкольников | | |
Всего 34 часа | | Правила перехода дорог. Перекрестки |
Литература
1. Журналы «Школа юного пешехода», 2017г.
2. Журналы «ОБЖ» 2019г.
3.Журналы « Последний Звонок», 2019г.
4.Всероссийская газета «Добрая дорога детства», 2018г.
5.Рабочие тетради«Школа юного пешехода», 2017гг.
Интернет-ресурсы
1. numi.ru/download.php?id=35025.Педагогический проект. «Безопасность шаг за шагом».
2.http://summercamp.ru/index.php?title«Подвижные_игры_для_детей_младшего_
возраста»_(7–10_лет)