СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности для 5-9 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МИРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»





РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол № 8

от «28» августа 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

и.о.директора _______О.П.Заварухина

Приказ № 175-А

от «30» августа 2023 г.






Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»

основного общего образования

(направленная на формирование функциональной

грамотности обучающихся)

для 5-9 классов, срок реализации – 5 лет)












п. Мирный, 2023



I.Пояснительная записка

    1. Место курса в учебном плане

Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2025 года.

Актуальность программы «Основы финансовой грамотности» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Поэтому введение курса «Основы финансовой грамотности» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша школа создаёт условия для получения дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов – финансовой грамотности, основ потребительских знаний в 5-9 классах в рамках внеурочной деятельности. Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания обучающихся о личном финансировании, управлении домашней бухгалтерией, функционировании

фондового рынка и банковской системы, а выполнение творческих работ, практических заданий позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, повышать свою профессиональную компетентность в будущем, применить полученные знания в реальной жизни. Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием

финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Актуальность программы курса «Основы финансовой грамотности» заключается в том, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС.

Программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» предназначена для обучающихся 5-9 классов.

Курс рассчитан на 170 часов, по 34 часа учебного времени в каждом классе, из расчета 1 час в неделю.

1.2. Цели и задачи курса

Цели: формирование ключевых компетенций учащихся для принятия

рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Задачи программы:

  • создать комфортные условия, способствующие формированию коммуникативных

компетенций;

  • формировать положительное мотивационное отношение к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости;

  • изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;

  • освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и

инструментах управления личными финансами;

  • овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию,

  • анализировать, систематизировать полученные данные;

  • формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной

самореализации в сфере управления личными финансами;

  • формировать у обучающихся готовность принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

  • формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения,

ценностей деловой этики;

  • воспитывать ответственность за экономические решения.






















II.Результаты освоения курса внеурочной деятельности

(личностные и метапредметные)

2.1. Планируемые личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате обучения по данному курсу обучающиеся научатся:

  • принимать рациональные финансовые решения в сфере управления личными

финансами;

  • проводить своевременный финансовый анализ;

  • ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;

  • планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;

  • определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;

  • основам взаимодействия с кредитными организациями;

  • основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых

отношений;

  • основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;

  • выбирать страховые продукты и страховые компании;

  • принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;

  • составлять личный финансовый план.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • распознавать принципы функционирования финансовой системы современного

государства;

  • понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия

с финансовыми институтами;

  • понимать права и обязанности в сфере финансов;

  • владеть коммуникативными компетенциями;

  • анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;

  • определять задачи в области управления личными финансами;

  • находить источники информации для решения финансовых задач;

  • сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-

исследовательской деятельности;

  • формировать собственную финансовую стратегию;

  • решать финансовые задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном

материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по

способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

2.2. Планируемые метапредметные результаты

2.2.1. Регулятивные универсальные действия

Обучающиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действий в новом учебном материале;

  • переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.


2.2.2. Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

  • первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности;

  • задавать вопросы;

  • учитывать в общении и во взаимодействии возможность существования у людей различных точек зрения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой общения;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


2.2.3. Познавательные универсальные действия

Обучающиеся научатся:

  • слушать и понимать речь других людей;

  • работать по предложенному учителем плану;

  • выделять и формулировать познавательную цель и проблемы с помощью учителя, включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • обобщать;

  • устанавливать аналогии;

  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями.





































Ш. Содержание курса внеурочной деятельности

5 класс

Тема

Содержание темы

Виды деятельности учащихся

Формы организации учебного процесса

Тема № 1

Доходы и расходы семьи

Введение. Почему так важно изучать финансовую грамотность?

Деньги. Драгоценные металлы. Монеты.

Доходы семьи. Расходы семьи. Предметы первой необходимости. Товары длительного

пользования. Услуги. Коммунальные услуги.

Долги. Сбережения. Вклады.


Познавательная

деятельность.

Игровая деятельность.

Творческая деятельность.

Познавательная беседа.

Практическое занятие.

.Интерактивная беседа.

Викторина.

Тема № 2

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься


Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий,

природных катаклизмов. Страхование.


Познавательная

деятельность.

Игровая деятельность.

Творческая деятельность.

Исследовательская деятельность.

Познавательная беседа.

Практическое занятие.

Интерактивная беседа.

Викторина.

Дискуссия.

Решение логических задач

Тема № 3

Семья и государство: как они взаимодействуют

Налоги. Виды налогов. Социальные пособия. Социальные выплаты.


Познавательная

деятельность.

Игровая деятельность.

Творческая деятельность.

Исследовательская деятельность

Познавательная беседа.

Практическое занятие.

Интерактивная беседа.

Викторина.

Дискуссия.

Решение логических задач.

Тема № 4

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

Как спасти деньги от инфляции. Банковские услуги. Вклады (депозиты). Кредит.

Залог. Возможности

работы по найму и собственного бизнеса. Примеры бизнеса,

которым занимаются подростки.

Валюта в современном мире. Валюта разных стран.

Благотворительность.

Личный финансовый план».


Познавательная

деятельность.

Игровая деятельность.

Творческая деятельность.

Исследовательская деятельность

Познавательная беседа.

Практическое занятие.

Интерактивная беседа.

Викторина.

Дискуссия.




6 класс

Тема

Содержание темы

Виды деятельности учащихся

Формы организации учебного процесса

Тема № 1 Основная проблема экономики


Основная проблема экономики

Понятие и параметры выбора.

Альтернативная стоимость. Сетка принятия решения.


Познавательная

деятельность.

Игровая деятельность.

Творческая деятельность.


Ролевая игра.

Познавательная игра.

Решение задач.

Практическая работа.

Тема № 2

Без чего не может обойтись рынок


Частная собственность.

Конкуренция.

Формы организации бизнеса

Единоличное владение. Акционерное общество. Организация фирмы.


Познавательная

деятельность.

Игровая деятельность.

Творческая деятельность.

Исследовательская деятельность.

Проектная деятельность.


Ролевая игра.

Познавательная игра.

Решение задач.

Практическая работа.

Тема № 3

Банк и его услуги

Возникновение банков.

Банковские услуги: кредит, депозит.

Заем, виды займов

Потребитель финансовых услуг.

Знакомство с профессиями банковской сферы. Значение работы банков для потребителей.



Ролевая игра.

Познавательная игра.

Решение задач.

Практическая работа.

Деловая игра.

Тема № 4

Законы рынка

Закон спроса. Кривая спроса.

Закон предложения. Кривая

предложения.

Рыночное равновесие

Дефицит

и избыток на рынке.



Аналитическая работа.

Решение экономических задач.

Тема № 5

Ты потребитель

Права потребителя. Как и где

потребитель может защитить свои права. Знакомство со штрих –кодами. Самое экономное использование ресурсов.



Ролевая игра.

Познавательная игра.

Решение задач.

Практическая работа



7 класс

Тема

Содержание темы

Виды деятельности учащихся

Формы организации учебного процесса

Тема № 1 Личное финансовое планирование


Роль денег в нашей жизни. Потребление

или инвестиции? Активы в трех измерениях. Враг личного

капитала. Модель трех капиталов. Ресурсосбережение - основа финансового благополучия.

Основные понятия кредитования. Виды

кредитов. Что такое кредитная история заемщика? Арифметика кредитов.

Плюсы

моментальных кредитов.

Минусы моментальных кредитов.

Финансовые пирамиды.

Ипотека. Арифметика ипотеки.



Познавательная

деятельность.

Игровая деятельность.

Творческая деятельность.

Исследовательская деятельность.

Проектная деятельность.


Дискуссия.

Решение проблемных ситуаций.

Аналитическая работа.

Творческая работа.

Познавательная беседа.
Практическая работа.

Тема №2

Страхование

Участники страхового рынка. Личное

страхование. Страховые накопительные программы

Мошенники на рынке страховых услуг.



Познавательная

деятельность.

Игровая деятельность.

Творческая деятельность.

Исследовательская деятельность.

Проектная деятельность.


Решение проблемных ситуаций.

Аналитическая работа.

Творческая работа.

Познавательная беседа.
Практическая работа

Тема № 3

Пенсии


Государственное пенсионное страхование». Профессиональные участники пенсионной системы. Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?


Познавательная

деятельность.

Игровая деятельность.

Творческая деятельность.

Исследовательская деятельность.

Проектная деятельность.


Решение проблемных ситуаций.

Аналитическая работа.

Творческая работа.

Познавательная беседа.
Практическая работа

Тема № 4

Жилье в собственность

Жилье в собственность: миф или реальность

Жилье в собственность: миф или реальность? Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос.

Социальный найм жилья.


Познавательная

деятельность.

Игровая деятельность.

Творческая деятельность.

Исследовательская деятельность.

Проектная деятельность.


Решение проблемных ситуаций.

Аналитическая работа.

Творческая работа.

Познавательная беседа.
Практическая работа



8 класс

Тема

Содержание темы

Виды деятельности учащихся

Формы организации учебного процесса

Тема № 1 Потребительская культура


Что такое потребительская культура. Потребление: структура и нормы. Поговорим о культуре питания.

Потребитель и закон

Кто такой потребитель?

Разнообразие

человеческих потребностей и их классификация. Психология

потребителя. Потребность в защите: Закон «О защите прав

потребителя».

Потребитель – король на рынке

Что такое рынок? Виды и способы торговли.

Дешевле только даром.


Познавательная

деятельность.

Игровая деятельность.

Творческая деятельность.

Исследовательская деятельность.

Проектная деятельность.


Познавательная беседа.

Выступления учащихся.

Круглый стол.

Работа с документами.

Ролевая игра.

Тема № 2

Искусство покупать

Информация для потребителя

Источники информации. Реклама и ее виды.

Символы на этикетках, упаковках, вкладышах.

Читаем этикетки, упаковки, вкладыши. Индекс Е: что

он означает. Классифицируем продукты, содержащие индекс.

Искусство покупать

Качество товаров. Как покупать продукты

питания? Как выбирать одежду и обувь?

Бытовая техника: всерьез и надолго. Всегда ли товар можно

обменять.

Тема7. Потребительская культура в сфере услуг

Правила пользования коммунальными услугами.

Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу.

Кто защищает права потребителей

Государственные органы защиты прав потребителей.

Общественные организации по защите прав потребителей.

В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту? Что такое

моральный вред и как он возмещается? Кто защищает

потребителя?


Познавательная

деятельность.

Игровая деятельность.

Творческая деятельность.

Исследовательская деятельность.

Проектная деятельность.


Познавательная беседа.

Выступления учащихся.

Круглый стол.

Работа с документами.

Ролевая игра

Мини-исследование





9 класс

Тема

Содержание темы

Виды деятельности учащихся

Формы организации учебного процесса

Тема № 1

Риски в мире денег



Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца. ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные

катастрофы. Чем поможет страхование?

Риски в мире денег.

Какие бывают финансовые риски? Что

такое финансовые пирамиды?

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

Банки и их роль в жизни семьи.

Что такое банк и чем он может быть вам полезен?

Польза

и риски банковских карт?

Собственный бизнес.

Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?»

Валюта в современном мире.

Что такое валютный рынок и как он устроен?

Можно ли выиграть, размещая сбережения в

валюте?

Познавательная

деятельность.

Игровая деятельность.

Творческая деятельность.

Исследовательская деятельность.

Проектная деятельность.


Профилактическая беседа.

Правовая консультация.

Познавательная беседа.

Практическая работа.

Мини – проект.

Тема № 2

Управление денежными средствами семьи

Управление денежными средствами семьи.

Деньги: что это такое? Что может

происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?

От чего зависят личные и семейные доходы?

Как контролировать семейные расходы

и зачем это делать?

Построение семейного бюджета. Что такое семейный бюджет и

как его построить? Как оптимизировать семейный бюджет?

Способы повышения семейного благосостояния

Т Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых

организаций. Для чего нужны финансовые

организации? Как увеличить семейные расходы с использованием

финансовых организаций?

Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных

этапах

Познавательная

деятельность.

Игровая деятельность.

Творческая деятельность.

Исследовательская деятельность.

Проектная деятельность.


Дискуссия.

Аналитическая работа.

Круглый стол.

Деловая игра.

Мини- проект.







































IV.Тематический план

4.1. Тематический план

5 класс

Тема

Количество часов

Электронные

цифровые ресурсы

1

Доходы и расходы семьи. Что такое бюджет

семьи.

16

https://resh.edu.ru/


2

Риски потери денег и имущества и как человек

может от этого защититься

7

https://resh.edu.ru/


3

Семья и государство: как они взаимодействуют

6

https://resh.edu.ru/


4

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

4

https://resh.edu.ru/


5

Промежуточная аттестация

1

https://resh.edu.ru/




34 ч




6 класс

Тема

Количество часов

Электронные

цифровые ресурсы

1

Основная проблема экономики

5

https://resh.edu.ru/


2

Без чего не может обойтись рынок

5

https://resh.edu.ru/


4

Банк и его услуги

7

https://resh.edu.ru/


5

Законы рынка

6

https://resh.edu.ru/


6

Ты потребитель

10

https://resh.edu.ru/


7

Промежуточная аттестация

1




34 ч




7 класс

Тема

Количество часов

Электронные цифровые ресурсы

1

Личное финансовое планирование

17

https://resh.edu.ru/


2

Страхование

4

https://resh.edu.ru/


3

Пенсии

7

https://resh.edu.ru/


4

Жилье в собственность

5

https://resh.edu.ru/


5

Промежуточная аттестация

1

https://resh.edu.ru/




34 ч




8 класс

Тема

Количество часов

Электронные цифровые ресурсы

1

Потребительская культура

15

https://resh.edu.ru


2

Искусство покупать

18

https://resh.edu.ru/


3

Промежуточная аттестация

1

https://resh.edu.ru/




34 ч

https://resh.edu.ru/






9 класс

Тема

Количество часов

Электронные цифровые ресурсы

1

Управление денежными средствами семьи.

13

https://resh.edu.ru/


2

Риски в мире денег

20

https://resh.edu.ru/


3

Промежуточная аттестация

1

https://resh.edu.ru/




34 ч


















4.2. Календарно-тематический план

5 класс

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

1


Вводное занятие

1

Тема: Доходы и расходы семьи. Что такое бюджет

семьи 15 ч

1


Почему так важно изучать финансовую грамотность?

1

2


Деньги

1

3


Деньги. Драгоценные металлы.

1

4


Деньги. Монеты.

1

5


Деньги. Купюры

1

6


Доходы семьи

1

7


Расходы семьи

1

8


Предметы первой необходимости

1

9


Товары длительного пользования

1

10


Услуги. Коммунальные услуги

1

11


Семейный бюджет

1

12


Долги

1

13


Сбережения

1

14


Вклады

1

15


Текущая аттестация

1

Тема: Риски потери денег и имущества и как человек

может от этого защититься 7 ч


1


Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

1

2


Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов

1

3


Страхование

1

4


Страховая компания. Страховой полис

1

5


Страхование имущества, здоровья, жизни.

1

6


Принципы работы страховой

компании.

1

7


Текущая аттестация


1

Тема: Семья и государство: как они взаимодействуют 6 ч

1


Налоги

1

2


Виды налогов

1

3


Социальные пособия.

1

4


Социальные выплаты

1

5


Государство – это мы

1

6


Текущая аттестация

1



Тема:

1

1


Как спасти деньги от инфляции.

1

2


Благотворительность

1

3


Примеры бизнеса, которым занимаются подростки

1

4


Промежуточная аттестация

1

5


Итоговое занятие

1



6 класс

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

1


Вводное занятие

1

Тема: Основная проблема экономики 4 ч

1


Основная проблема экономики

1

2


Понятие и параметры выбора.

1

3


Альтернативная стоимость.

1

4


Сетка принятия решения

1

Тема: Без чего не может обойтись рынок 5 ч

1


Частная собственность.

1

2


Конкуренция.

1

3


Формы организации бизнеса.

1

4


Единоличное владение.

1

5


Акционерное общество.

1

5


Организация фирмы.

1

Тема: Законы рынка 6 ч

1


Закон спроса.

1

2


Закон предложения.


3


Кривая предложения.


4


Рыночное равновесие

1

5


Дефицит. Избыток на рынке

1

6


Текущая аттестация

1

Тема: Банк и его услуги 7 ч

1


Возникновение банков.

1

2


Банковские услуги: кредит, депозит.

1

3


Заем, виды займов

1

4


Потребитель финансовых услуг.

1

5


Знакомство с профессиями банковской сферы.

1

6


Значение работы банков для потребителей

1

7


Я хочу взять кредит

1

Тема: Ты потребитель 10 ч

1


Права потребителя.

1

2


Как и где

потребитель может защитить свои права.

1

3


Знакомство со штрих –кодами.

1

4


Знакомство со штрих –кодами.

1

5


Самое экономное использование ресурсов.

1

6


Потребитель - твоя семья

1

7


Кто такой брокер?

1

8


Оказание услуг

1

9


Что такое потребности

1

10


Промежуточная аттестация

1

11


Итоговое занятие




7 класс

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

1


Вводное занятие

1

Тема: Личное финансовое планирование 16ч

1


Роль денег в нашей жизни.

1

2


Потребление или инвестиции?

1

3


Активы в трех измерениях.

1

4


Враг личного

капитала.

1

5


Модель трех капиталов.

1

6


Ресурсосбережение - основа финансового благополучия.

1

7


Основные понятия кредитования.

1

8


Виды кредитов.

1

9


Что такое кредитная история заемщика?

1

10


Арифметика кредитов.

1

11


Плюсы

моментальных кредитов.

1

12


Минусы моментальных кредитов.

1

13


Финансовые пирамиды.

1

14


Ипотека.

1

15


Арифметика ипотеки.

1

16


Текущая аттестация

1

Тема : Страхование 4 ч

1


Участники страхового рынка.

1

2


Личное страхование.

1

3


Страховые накопительные программы

1

4


Мошенники на рынке страховых услуг

1

Тема: Пенсии 7 ч

1


Государственное пенсионное страхование.

1

2


Профессиональные участники пенсионной системы.

1

3


Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?

1

4


Мошенники на рынке пенсионных услуг


5


В мое семье есть пенсионеры

1

6


Текущая аттестация

1

Тема: Жилье в собственность: миф или реальность 5 ч

1


Жилье в собственность: миф или реальность?»

1

2


Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос.

1

3


Социальный найм жилья

1

4


Как правильно рассчитать услуги ЖКХ

1

5


Промежуточная аттестация

1

6


Итоговое занятие

6



8 класс

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

1


Вводное занятие

1

Тема: Потребительская культура 14 ч

1


Что такое потребительская культура.

1

2


Потребление: структура и нормы

1

3


Поговорим о культуре питания.

1

4


Потребитель и закон

1

5


Кто такой потребитель?

1

6


Разнообразие

человеческих потребностей.

1

7


Разнообразие

человеческих потребностей и их классификация

1

8


Психология

потребителя

1

9


Потребность в защите: Закон «О защите прав

потребителя».

1

10


Потребитель – король на рынке

1

11


Что такое рынок?

1

12


Виды и способы торговли.

1

13


Дешевле только даром.

1

14


Текущая аттестация

1

Тема: Искусство покупать 18 ч

1


Информация для потребителя

1

2


Источники информации. Реклама и ее виды.

1

3


Символы на этикетках, упаковках, вкладышах.

1

4


Читаем этикетки, упаковки, вкладыши.


5


Индекс Е: что он означает. Классифицируем продукты, содержащие индекс.

1

6


Искусство покупать

1

7


Качество товаров. Как покупать продукты

питания?

1

8


Как выбирать одежду и обувь?

1

9


Бытовая техника: всерьез и надолго.

1

10


Всегда ли товар можно обменять.

1

11


Потребительская культура в сфере услуг.

1

12


Правила пользования коммунальными услугами.

1

13


Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу.

1

14


Кто защищает права потребителей

1

15


Государственные органы защиты прав потребителей.

1

16


Общественные организации по защите прав потребителей.

1

17


В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?

1

18


Промежуточная аттестация

1

19


Итоговое занятие


9 класс

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

1


Вводное занятие

1

Тема: Риски в мире денег 19 ч

1


Управление денежными средствами семьи

1

2


Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

1

3


ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца.

1

4


ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные

катастрофы

1

5


Чем поможет страхование?

1

6


Риски в мире денег.

1

7


Какие бывают финансовые риски?

1

8


Что такое финансовые пирамиды?

1

9


Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

1

10


Банки и их роль в жизни семьи.

1

11


Что такое банк и чем он может быть вам полезен?

1

12


Польза и риски банковских карт?

1

13


Что такое бизнес?

1

14


Собственный бизнес.


15


Как создать свое дело?

1

16


Валюта в современном мире.

1

17


Что такое валютный рынок и как он устроен?

1

18


Можно ли выиграть, размещая сбережения в

валюте?

1

19


Текущий контроль – интеллектуальная игра

1

Тема: Управление денежными средствами семьи 13 ч

1


Управление денежными средствами семьи.

1

2


Деньги: что это такое?

1

3


Мировые деньги

1

4


От чего зависят личные и семейные доходы?


5


Как контролировать семейные расходы

1

6


Построение семейного бюджета.

1

7


Как оптимизировать семейный бюджет?

1

8


Источники семейного бюджета.

1

9


Страховые риски

1

10


Для чего нужны финансовые организации?

1

11


Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?

1

12


Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.

1

13


Практикум: Семейный бюджет

1

14


Итоговое занятие

1





































V. Диагностический инструментарий

Задачи на финансовую грамотность

Задача 1.1. Доход семьи Соловьевых в сентябре составил 65 000 рублей. В этом месяце на питание семья потратила 27 600 рублей, а на приобретение одежды – в четыре раза меньше. Кроме того, на коммунальные и транспортные расходы ушло 15 800 рублей. Оставшуюся часть решили отложить на экскурсионную поездку во время зимних каникул. Чему равнялись все расходы семьи в сентябре? Сколько денег удалось отложить на отпуск?

Задача 1.2. Наша семья состоит из пяти человек. Мама и папа работают, бабушка на пенсии, старший брат учится в университете. Я пока ученик 5-го класса. Наш общий семейный доход состоит из заработной платы родителей, пенсии бабушки и стипендии брата. Зарплата папы равна 36 000 рублей, мамина зарплата составляет! " папиной. Пенсия бабушки – 14 500 рублей, а стипендия брата равна половине пенсии бабушки. Чему равен доход нашей семьи?

Задача 1.3. В семье Колосовых четыре дочери – школьницы. Мама планирует купить на распродаже школьные платья дочерям. В магазине «Аленушка» проводится акция: «Каждому, купившему два платья по цене 2 875 рублей, каждое третье платье – в подарок!» В магазине «Ивушка» предлагают платья по акции: «Каждому, купившему одно платье за 2 546 рублей, второе – за полцены!» В каком магазине выгоднее сделать покупку? На сколько (в рублях) будут отличаться покупки в этих магазинах?









V.Учебно-методическое обеспечение программы

1.В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2018 г.

Интернет ресурсы:

2. Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования».

Информационное общество. Портал государственных услуг.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!