МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МИРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № 8 от «28» августа 2023 г. | | УТВЕРЖДЕНО и.о.директора _______О.П.Заварухина Приказ № 175-А от «30» августа 2023 г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
основного общего образования
(направленная на формирование функциональной
грамотности обучающихся)
для 5-9 классов, срок реализации – 5 лет)
п. Мирный, 2023
I.Пояснительная записка
Место курса в учебном плане
Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2025 года.
Актуальность программы «Основы финансовой грамотности» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Поэтому введение курса «Основы финансовой грамотности» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша школа создаёт условия для получения дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов – финансовой грамотности, основ потребительских знаний в 5-9 классах в рамках внеурочной деятельности. Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания обучающихся о личном финансировании, управлении домашней бухгалтерией, функционировании
фондового рынка и банковской системы, а выполнение творческих работ, практических заданий позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, повышать свою профессиональную компетентность в будущем, применить полученные знания в реальной жизни. Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием
финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Актуальность программы курса «Основы финансовой грамотности» заключается в том, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС.
Программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» предназначена для обучающихся 5-9 классов.
Курс рассчитан на 170 часов, по 34 часа учебного времени в каждом классе, из расчета 1 час в неделю.
1.2. Цели и задачи курса
Цели: формирование ключевых компетенций учащихся для принятия
рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Задачи программы:
создать комфортные условия, способствующие формированию коммуникативных
компетенций;
формировать положительное мотивационное отношение к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости;
изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;
освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и
инструментах управления личными финансами;
овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные;
формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами;
формировать у обучающихся готовность принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения,
ценностей деловой этики;
II.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
(личностные и метапредметные)
2.1. Планируемые личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате обучения по данному курсу обучающиеся научатся:
финансами;
проводить своевременный финансовый анализ;
ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;
планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;
определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;
основам взаимодействия с кредитными организациями;
основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых
отношений;
основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;
выбирать страховые продукты и страховые компании;
принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;
составлять личный финансовый план.
Обучающиеся получат возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
распознавать принципы функционирования финансовой системы современного
государства;
понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия
с финансовыми институтами;
понимать права и обязанности в сфере финансов;
владеть коммуникативными компетенциями;
анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;
определять задачи в области управления личными финансами;
находить источники информации для решения финансовых задач;
сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-
исследовательской деятельности;
формировать собственную финансовую стратегию;
решать финансовые задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
2.2. Планируемые метапредметные результаты
2.2.1. Регулятивные универсальные действия
Обучающиеся научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действий в новом учебном материале;
переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
Обучающиеся получат возможность научиться:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.
2.2.2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности;
задавать вопросы;
учитывать в общении и во взаимодействии возможность существования у людей различных точек зрения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой общения;
формулировать собственное мнение и позицию;
развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
2.2.3. Познавательные универсальные действия
Обучающиеся научатся:
слушать и понимать речь других людей;
работать по предложенному учителем плану;
выделять и формулировать познавательную цель и проблемы с помощью учителя, включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Обучающиеся получат возможность научиться:
строить сообщения в устной и письменной форме;
устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать;
устанавливать аналогии;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями.
Ш. Содержание курса внеурочной деятельности
5 класс
Тема | Содержание темы | Виды деятельности учащихся | Формы организации учебного процесса |
Тема № 1 Доходы и расходы семьи | Введение. Почему так важно изучать финансовую грамотность? Деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Доходы семьи. Расходы семьи. Предметы первой необходимости. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги. Долги. Сбережения. Вклады. | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Творческая деятельность. | Познавательная беседа. Практическое занятие. .Интерактивная беседа. Викторина. |
Тема № 2 Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Страхование. | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Творческая деятельность. Исследовательская деятельность. | Познавательная беседа. Практическое занятие. Интерактивная беседа. Викторина. Дискуссия. Решение логических задач |
Тема № 3 Семья и государство: как они взаимодействуют | Налоги. Виды налогов. Социальные пособия. Социальные выплаты. | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Творческая деятельность. Исследовательская деятельность | Познавательная беседа. Практическое занятие. Интерактивная беседа. Викторина. Дискуссия. Решение логических задач. |
Тема № 4 Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | Как спасти деньги от инфляции. Банковские услуги. Вклады (депозиты). Кредит. Залог. Возможности работы по найму и собственного бизнеса. Примеры бизнеса, которым занимаются подростки. Валюта в современном мире. Валюта разных стран. Благотворительность. Личный финансовый план». | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Творческая деятельность. Исследовательская деятельность | Познавательная беседа. Практическое занятие. Интерактивная беседа. Викторина. Дискуссия. |
6 класс
Тема | Содержание темы | Виды деятельности учащихся | Формы организации учебного процесса |
Тема № 1 Основная проблема экономики | Основная проблема экономики Понятие и параметры выбора. Альтернативная стоимость. Сетка принятия решения. | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Творческая деятельность. | Ролевая игра. Познавательная игра. Решение задач. Практическая работа. |
Тема № 2 Без чего не может обойтись рынок | Частная собственность. Конкуренция. Формы организации бизнеса Единоличное владение. Акционерное общество. Организация фирмы. | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Творческая деятельность. Исследовательская деятельность. Проектная деятельность. | Ролевая игра. Познавательная игра. Решение задач. Практическая работа. |
Тема № 3 Банк и его услуги | Возникновение банков. Банковские услуги: кредит, депозит. Заем, виды займов Потребитель финансовых услуг. Знакомство с профессиями банковской сферы. Значение работы банков для потребителей. | | Ролевая игра. Познавательная игра. Решение задач. Практическая работа. Деловая игра. |
Тема № 4 Законы рынка | Закон спроса. Кривая спроса. Закон предложения. Кривая предложения. Рыночное равновесие Дефицит и избыток на рынке. | | Аналитическая работа. Решение экономических задач. |
Тема № 5 Ты потребитель | Права потребителя. Как и где потребитель может защитить свои права. Знакомство со штрих –кодами. Самое экономное использование ресурсов. | | Ролевая игра. Познавательная игра. Решение задач. Практическая работа |
7 класс
Тема | Содержание темы | Виды деятельности учащихся | Формы организации учебного процесса |
Тема № 1 Личное финансовое планирование | Роль денег в нашей жизни. Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Враг личного капитала. Модель трех капиталов. Ресурсосбережение - основа финансового благополучия. Основные понятия кредитования. Виды кредитов. Что такое кредитная история заемщика? Арифметика кредитов. Плюсы моментальных кредитов. Минусы моментальных кредитов. Финансовые пирамиды. Ипотека. Арифметика ипотеки. | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Творческая деятельность. Исследовательская деятельность. Проектная деятельность. | Дискуссия. Решение проблемных ситуаций. Аналитическая работа. Творческая работа. Познавательная беседа. Практическая работа. |
Тема №2 Страхование | Участники страхового рынка. Личное страхование. Страховые накопительные программы Мошенники на рынке страховых услуг. | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Творческая деятельность. Исследовательская деятельность. Проектная деятельность. | Решение проблемных ситуаций. Аналитическая работа. Творческая работа. Познавательная беседа. Практическая работа |
Тема № 3 Пенсии | Государственное пенсионное страхование». Профессиональные участники пенсионной системы. Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать? | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Творческая деятельность. Исследовательская деятельность. Проектная деятельность. | Решение проблемных ситуаций. Аналитическая работа. Творческая работа. Познавательная беседа. Практическая работа |
Тема № 4 Жилье в собственность | Жилье в собственность: миф или реальность Жилье в собственность: миф или реальность? Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос. Социальный найм жилья. | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Творческая деятельность. Исследовательская деятельность. Проектная деятельность. | Решение проблемных ситуаций. Аналитическая работа. Творческая работа. Познавательная беседа. Практическая работа |
8 класс
Тема | Содержание темы | Виды деятельности учащихся | Формы организации учебного процесса |
Тема № 1 Потребительская культура | Что такое потребительская культура. Потребление: структура и нормы. Поговорим о культуре питания. Потребитель и закон Кто такой потребитель? Разнообразие человеческих потребностей и их классификация. Психология потребителя. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя». Потребитель – король на рынке Что такое рынок? Виды и способы торговли. Дешевле только даром. | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Творческая деятельность. Исследовательская деятельность. Проектная деятельность. | Познавательная беседа. Выступления учащихся. Круглый стол. Работа с документами. Ролевая игра. |
Тема № 2 Искусство покупать | Информация для потребителя Источники информации. Реклама и ее виды. Символы на этикетках, упаковках, вкладышах. Читаем этикетки, упаковки, вкладыши. Индекс Е: что он означает. Классифицируем продукты, содержащие индекс. Искусство покупать Качество товаров. Как покупать продукты питания? Как выбирать одежду и обувь? Бытовая техника: всерьез и надолго. Всегда ли товар можно обменять. Тема7. Потребительская культура в сфере услуг Правила пользования коммунальными услугами. Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу. Кто защищает права потребителей Государственные органы защиты прав потребителей. Общественные организации по защите прав потребителей. В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту? Что такое моральный вред и как он возмещается? Кто защищает потребителя? | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Творческая деятельность. Исследовательская деятельность. Проектная деятельность. | Познавательная беседа. Выступления учащихся. Круглый стол. Работа с документами. Ролевая игра Мини-исследование |
9 класс
Тема | Содержание темы | Виды деятельности учащихся | Формы организации учебного процесса |
Тема № 1 Риски в мире денег | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца. ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. Чем поможет страхование? Риски в мире денег. Какие бывают финансовые риски? Что такое финансовые пирамиды? Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем Банки и их роль в жизни семьи. Что такое банк и чем он может быть вам полезен? Польза и риски банковских карт? Собственный бизнес. Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?» Валюта в современном мире. Что такое валютный рынок и как он устроен? Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте? | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Творческая деятельность. Исследовательская деятельность. Проектная деятельность. | Профилактическая беседа. Правовая консультация. Познавательная беседа. Практическая работа. Мини – проект. |
Тема № 2 Управление денежными средствами семьи | Управление денежными средствами семьи. Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи? От чего зависят личные и семейные доходы? Как контролировать семейные расходы и зачем это делать? Построение семейного бюджета. Что такое семейный бюджет и как его построить? Как оптимизировать семейный бюджет? Способы повышения семейного благосостояния Т Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. Для чего нужны финансовые организации? Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций? Финансовое планирование как способ повышения благосостояния. Для чего нужно осуществлять финансовое планирование? Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Творческая деятельность. Исследовательская деятельность. Проектная деятельность. | Дискуссия. Аналитическая работа. Круглый стол. Деловая игра. Мини- проект. |
IV.Тематический план
4.1. Тематический план
5 класс
№ | Тема | Количество часов | Электронные цифровые ресурсы |
1 | Доходы и расходы семьи. Что такое бюджет семьи. | 16 | https://resh.edu.ru/ |
2 | Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 7 | https://resh.edu.ru/ |
3 | Семья и государство: как они взаимодействуют | 6 | https://resh.edu.ru/ |
4 | Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | 4 | https://resh.edu.ru/ |
5 | Промежуточная аттестация | 1 | https://resh.edu.ru/ |
| | 34 ч | |
6 класс
№ | Тема | Количество часов | Электронные цифровые ресурсы |
1 | Основная проблема экономики | 5 | https://resh.edu.ru/ |
2 | Без чего не может обойтись рынок | 5 | https://resh.edu.ru/ |
4 | Банк и его услуги | 7 | https://resh.edu.ru/ |
5 | Законы рынка | 6 | https://resh.edu.ru/ |
6 | Ты потребитель | 10 | https://resh.edu.ru/ |
7 | Промежуточная аттестация | 1 | |
| | 34 ч | |
7 класс
№ | Тема | Количество часов | Электронные цифровые ресурсы |
1 | Личное финансовое планирование | 17 | https://resh.edu.ru/ |
2 | Страхование | 4 | https://resh.edu.ru/ |
3 | Пенсии | 7 | https://resh.edu.ru/ |
4 | Жилье в собственность | 5 | https://resh.edu.ru/ |
5 | Промежуточная аттестация | 1 | https://resh.edu.ru/ |
| | 34 ч | |
8 класс
№ | Тема | Количество часов | Электронные цифровые ресурсы |
1 | Потребительская культура | 15 | https://resh.edu.ru |
2 | Искусство покупать | 18 | https://resh.edu.ru/ |
3 | Промежуточная аттестация | 1 | https://resh.edu.ru/ |
| | 34 ч | https://resh.edu.ru/ |
9 класс
№ | Тема | Количество часов | Электронные цифровые ресурсы |
1 | Управление денежными средствами семьи. | 13 | https://resh.edu.ru/ |
2 | Риски в мире денег | 20 | https://resh.edu.ru/ |
3 | Промежуточная аттестация | 1 | https://resh.edu.ru/ |
| | 34 ч | |
4.2. Календарно-тематический план
5 класс
№ | Дата проведения | Тема урока | Количество часов |
1 | | Вводное занятие | 1 |
Тема: Доходы и расходы семьи. Что такое бюджет семьи 15 ч |
1 | | Почему так важно изучать финансовую грамотность? | 1 |
2 | | Деньги | 1 |
3 | | Деньги. Драгоценные металлы. | 1 |
4 | | Деньги. Монеты. | 1 |
5 | | Деньги. Купюры | 1 |
6 | | Доходы семьи | 1 |
7 | | Расходы семьи | 1 |
8 | | Предметы первой необходимости | 1 |
9 | | Товары длительного пользования | 1 |
10 | | Услуги. Коммунальные услуги | 1 |
11 | | Семейный бюджет | 1 |
12 | | Долги | 1 |
13 | | Сбережения | 1 |
14 | | Вклады | 1 |
15 | | Текущая аттестация | 1 |
Тема: Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься 7 ч |
1 | | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 1 |
2 | | Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов | 1 |
3 | | Страхование | 1 |
4 | | Страховая компания. Страховой полис | 1 |
5 | | Страхование имущества, здоровья, жизни. | 1 |
6 | | Принципы работы страховой компании. | 1 |
7 | | Текущая аттестация | 1 |
Тема: Семья и государство: как они взаимодействуют 6 ч |
1 | | Налоги | 1 |
2 | | Виды налогов | 1 |
3 | | Социальные пособия. | 1 |
4 | | Социальные выплаты | 1 |
5 | | Государство – это мы | 1 |
6 | | Текущая аттестация | 1 |
| | Тема: | 1 |
1 | | Как спасти деньги от инфляции. | 1 |
2 | | Благотворительность | 1 |
3 | | Примеры бизнеса, которым занимаются подростки | 1 |
4 | | Промежуточная аттестация | 1 |
5 | | Итоговое занятие | 1 |
6 класс
№ | Дата проведения | Тема урока | Количество часов |
1 | | Вводное занятие | 1 |
Тема: Основная проблема экономики 4 ч |
1 | | Основная проблема экономики | 1 |
2 | | Понятие и параметры выбора. | 1 |
3 | | Альтернативная стоимость. | 1 |
4 | | Сетка принятия решения | 1 |
Тема: Без чего не может обойтись рынок 5 ч |
1 | | Частная собственность. | 1 |
2 | | Конкуренция. | 1 |
3 | | Формы организации бизнеса. | 1 |
4 | | Единоличное владение. | 1 |
5 | | Акционерное общество. | 1 |
5 | | Организация фирмы. | 1 |
Тема: Законы рынка 6 ч |
1 | | Закон спроса. | 1 |
2 | | Закон предложения. | |
3 | | Кривая предложения. | |
4 | | Рыночное равновесие | 1 |
5 | | Дефицит. Избыток на рынке | 1 |
6 | | Текущая аттестация | 1 |
Тема: Банк и его услуги 7 ч |
1 | | Возникновение банков. | 1 |
2 | | Банковские услуги: кредит, депозит. | 1 |
3 | | Заем, виды займов | 1 |
4 | | Потребитель финансовых услуг. | 1 |
5 | | Знакомство с профессиями банковской сферы. | 1 |
6 | | Значение работы банков для потребителей | 1 |
7 | | Я хочу взять кредит | 1 |
Тема: Ты потребитель 10 ч |
1 | | Права потребителя. | 1 |
2 | | Как и где потребитель может защитить свои права. | 1 |
3 | | Знакомство со штрих –кодами. | 1 |
4 | | Знакомство со штрих –кодами. | 1 |
5 | | Самое экономное использование ресурсов. | 1 |
6 | | Потребитель - твоя семья | 1 |
7 | | Кто такой брокер? | 1 |
8 | | Оказание услуг | 1 |
9 | | Что такое потребности | 1 |
10 | | Промежуточная аттестация | 1 |
11 | | Итоговое занятие | |
7 класс
№ | Дата проведения | Тема урока | Количество часов |
1 | | Вводное занятие | 1 |
Тема: Личное финансовое планирование 16ч |
1 | | Роль денег в нашей жизни. | 1 |
2 | | Потребление или инвестиции? | 1 |
3 | | Активы в трех измерениях. | 1 |
4 | | Враг личного капитала. | 1 |
5 | | Модель трех капиталов. | 1 |
6 | | Ресурсосбережение - основа финансового благополучия. | 1 |
7 | | Основные понятия кредитования. | 1 |
8 | | Виды кредитов. | 1 |
9 | | Что такое кредитная история заемщика? | 1 |
10 | | Арифметика кредитов. | 1 |
11 | | Плюсы моментальных кредитов. | 1 |
12 | | Минусы моментальных кредитов. | 1 |
13 | | Финансовые пирамиды. | 1 |
14 | | Ипотека. | 1 |
15 | | Арифметика ипотеки. | 1 |
16 | | Текущая аттестация | 1 |
Тема : Страхование 4 ч |
1 | | Участники страхового рынка. | 1 |
2 | | Личное страхование. | 1 |
3 | | Страховые накопительные программы | 1 |
4 | | Мошенники на рынке страховых услуг | 1 |
Тема: Пенсии 7 ч |
1 | | Государственное пенсионное страхование. | 1 |
2 | | Профессиональные участники пенсионной системы. | 1 |
3 | | Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать? | 1 |
4 | | Мошенники на рынке пенсионных услуг | |
5 | | В мое семье есть пенсионеры | 1 |
6 | | Текущая аттестация | 1 |
Тема: Жилье в собственность: миф или реальность 5 ч |
1 | | Жилье в собственность: миф или реальность?» | 1 |
2 | | Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос. | 1 |
3 | | Социальный найм жилья | 1 |
4 | | Как правильно рассчитать услуги ЖКХ | 1 |
5 | | Промежуточная аттестация | 1 |
6 | | Итоговое занятие | 6 |
8 класс
№ | Дата проведения | Тема урока | Количество часов |
1 | | Вводное занятие | 1 |
Тема: Потребительская культура 14 ч |
1 | | Что такое потребительская культура. | 1 |
2 | | Потребление: структура и нормы | 1 |
3 | | Поговорим о культуре питания. | 1 |
4 | | Потребитель и закон | 1 |
5 | | Кто такой потребитель? | 1 |
6 | | Разнообразие человеческих потребностей. | 1 |
7 | | Разнообразие человеческих потребностей и их классификация | 1 |
8 | | Психология потребителя | 1 |
9 | | Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя». | 1 |
10 | | Потребитель – король на рынке | 1 |
11 | | Что такое рынок? | 1 |
12 | | Виды и способы торговли. | 1 |
13 | | Дешевле только даром. | 1 |
14 | | Текущая аттестация | 1 |
Тема: Искусство покупать 18 ч |
1 | | Информация для потребителя | 1 |
2 | | Источники информации. Реклама и ее виды. | 1 |
3 | | Символы на этикетках, упаковках, вкладышах. | 1 |
4 | | Читаем этикетки, упаковки, вкладыши. | |
5 | | Индекс Е: что он означает. Классифицируем продукты, содержащие индекс. | 1 |
6 | | Искусство покупать | 1 |
7 | | Качество товаров. Как покупать продукты питания? | 1 |
8 | | Как выбирать одежду и обувь? | 1 |
9 | | Бытовая техника: всерьез и надолго. | 1 |
10 | | Всегда ли товар можно обменять. | 1 |
11 | | Потребительская культура в сфере услуг. | 1 |
12 | | Правила пользования коммунальными услугами. | 1 |
13 | | Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу. | 1 |
14 | | Кто защищает права потребителей | 1 |
15 | | Государственные органы защиты прав потребителей. | 1 |
16 | | Общественные организации по защите прав потребителей. | 1 |
17 | | В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту? | 1 |
18 | | Промежуточная аттестация | 1 |
19 | | Итоговое занятие | |
9 класс
№ | Дата проведения | Тема урока | Количество часов |
1 | | Вводное занятие | 1 |
Тема: Риски в мире денег 19 ч |
1 | | Управление денежными средствами семьи | 1 |
2 | | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. | 1 |
3 | | ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца. | 1 |
4 | | ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы | 1 |
5 | | Чем поможет страхование? | 1 |
6 | | Риски в мире денег. | 1 |
7 | | Какие бывают финансовые риски? | 1 |
8 | | Что такое финансовые пирамиды? | 1 |
9 | | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 1 |
10 | | Банки и их роль в жизни семьи. | 1 |
11 | | Что такое банк и чем он может быть вам полезен? | 1 |
12 | | Польза и риски банковских карт? | 1 |
13 | | Что такое бизнес? | 1 |
14 | | Собственный бизнес. | |
15 | | Как создать свое дело? | 1 |
16 | | Валюта в современном мире. | 1 |
17 | | Что такое валютный рынок и как он устроен? | 1 |
18 | | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте? | 1 |
19 | | Текущий контроль – интеллектуальная игра | 1 |
Тема: Управление денежными средствами семьи 13 ч |
1 | | Управление денежными средствами семьи. | 1 |
2 | | Деньги: что это такое? | 1 |
3 | | Мировые деньги | 1 |
4 | | От чего зависят личные и семейные доходы? | |
5 | | Как контролировать семейные расходы | 1 |
6 | | Построение семейного бюджета. | 1 |
7 | | Как оптимизировать семейный бюджет? | 1 |
8 | | Источники семейного бюджета. | 1 |
9 | | Страховые риски | 1 |
10 | | Для чего нужны финансовые организации? | 1 |
11 | | Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций? | 1 |
12 | | Финансовое планирование как способ повышения благосостояния. | 1 |
13 | | Практикум: Семейный бюджет | 1 |
14 | | Итоговое занятие | 1 |
V. Диагностический инструментарий
Задачи на финансовую грамотность
Задача 1.1. Доход семьи Соловьевых в сентябре составил 65 000 рублей. В этом месяце на питание семья потратила 27 600 рублей, а на приобретение одежды – в четыре раза меньше. Кроме того, на коммунальные и транспортные расходы ушло 15 800 рублей. Оставшуюся часть решили отложить на экскурсионную поездку во время зимних каникул. Чему равнялись все расходы семьи в сентябре? Сколько денег удалось отложить на отпуск?
Задача 1.2. Наша семья состоит из пяти человек. Мама и папа работают, бабушка на пенсии, старший брат учится в университете. Я пока ученик 5-го класса. Наш общий семейный доход состоит из заработной платы родителей, пенсии бабушки и стипендии брата. Зарплата папы равна 36 000 рублей, мамина зарплата составляет! " папиной. Пенсия бабушки – 14 500 рублей, а стипендия брата равна половине пенсии бабушки. Чему равен доход нашей семьи?
Задача 1.3. В семье Колосовых четыре дочери – школьницы. Мама планирует купить на распродаже школьные платья дочерям. В магазине «Аленушка» проводится акция: «Каждому, купившему два платья по цене 2 875 рублей, каждое третье платье – в подарок!» В магазине «Ивушка» предлагают платья по акции: «Каждому, купившему одно платье за 2 546 рублей, второе – за полцены!» В каком магазине выгоднее сделать покупку? На сколько (в рублях) будут отличаться покупки в этих магазинах?
V.Учебно-методическое обеспечение программы
1.В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2018 г.
Интернет ресурсы:
2. Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования».
Информационное общество. Портал государственных услуг.