Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 66»
Города Владивостока
РАССМОТРЕНО на заседании МС Протокол от 29.08.2020 г. № 1 Руководитель МС_______/__________/ | СОГЛАСОВАНО с зам. директора по УВР ________/ « ____ » августа 2020 г | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МОБУ СОШ № 66 ___________ « 02 » сентября 2020 г. № 231 |
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности
«В ритме танца»
Возраст обучающихся: 7 - 9 лет
Срок реализации: 2021 год
Автор-составитель:
Попова Виктория Юрьевна
г. Владивосток
2021
Пояснительная записка
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.
Творчество, его формирование и развитие - одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию.
Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания. В этом единстве заключена сила его эстетического, нравственного воздействия. Только в ходе развития творческих способностей начинается подлинное эстетическое воспитание. Воспитание потребности в творчестве, умение творить по законам красоты - это та сторона эстетического воспитания, которая связана с формированием мировоззрения и с воспитанием нравственных норм.
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания.
Танец, как и любой другой вид искусства, имеет свой выразительный язык, который в силу образной условности органично сочетается с условным языком музыки. Восприятие музыки в танец активно, что побуждает к танцевальному действию.
Программа «В ритме танца» предназначена для преподавания основ хореографического искусства в режиме внеурочных занятий. Программа является основой занятий кружка. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, руководитель кружка, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.
Программа кружка направлена на развитие творческих способностей ребёнка в области познания искусства танца. Программа обеспечивает формирование базовой культуры личности ребёнка, которая поможет ему овладеть определенным видом деятельности (танец) и знаниями в области этой сферы. В приоритетные направления работы входят: знакомство с историей танца, музыкальной грамотой; изучение элементов акробатики, аэробики, гимнастики, классического и народного танцев; знакомство с направлениями современного танца; постановка танцевальных номеров и участие в праздничных мероприятиях.
Цели программы:
способствовать формированию духовно богатой, гуманистически ориентированной, развитой, творческой личности средствами танцевального искусства;
научить детей владеть выразительными средствами танца, способствовать их физическому развитию, совершенствованию общей и эстетической культуры.
Задачи:
1. Укрепление здоровья.
2. Совершенствование психомоторных функций.
3. Развитие творческих и созидательных способностей.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные универсальные учебные действия:
-развивать готовность и способность к саморазвитию;
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы;
- уметь планировать работу и определять последовательность действий;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
- формировать умение самостоятельно включаться в творческую деятельность;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Основные дидактические принципы:
от лёгкого – к трудному;
от простого - к сложному;
от известного – к неизвестному;
учитывать физическую подготовленность учащихся;
не допускать чрезмерной нагрузки;
использовать элементы тренажа в соответствии с возможностями своего коллектива.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год обучения - 1 час в неделю (34 ч.)
1 – 4 классы - 34 ч.
Тематическое планирование
№ п/п | Темы разделов рабочей программы | Количество часов |
1 | Цикл подготовительных движений (наклоны, повороты, смещение вправо и влево) | 13 |
2 | Цикл соединительных движений | 11 |
3 | Простые танцевальные комбинации | 8 |
| ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование
«Ритмические танцы»
№ | Тема занятия | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
| Инструктаж по технике безопасности во время занятий | 1 | 30 мин | 30 мин |
| Прослушивание ритмичной музыки. | 1 | 20 мин | 40 мин |
| Просмотр видеокассет с разными эстрадными танцами. Слушание ритмичной музыки. | 1 | 40 мин | 20 мин |
| Разучивание основных и подготовительных движений эстрадных танцев. Занятие 1 | 1 | 45 мин | 15 мин |
| Разучивание основных и подготовительных движений эстрадных танцев. Занятие 2 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Разучивание основных и подготовительных движений эстрадных танцев. Занятие 3 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Соединение разученных движений в танцевальные комбинации. Занятие 1 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Соединение разученных движений в танцевальные комбинации. Занятие 2 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Соединение разученных движений в танцевальные комбинации. Занятие 3 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Соединение разученных движений в танцевальные комбинации. Занятие 4 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Движения плечами, движения головой: повороты, поднимание и опускание, круговые движения. Движения корпусом: наклоны, повороты, смещение вправо и влево. Занятие 1 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Соединение корпуса и плеч с головой в поворотах, прогибании, наклонах. Занятие 110 мин | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Соединение корпуса и плеч с головой в поворотах, прогибании, наклонах. Занятие 2 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Соединение корпуса и плеч с головой в поворотах, прогибании, наклонах. Занятие 3 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Соединение корпуса и плеч с головой в поворотах, прогибании, наклонах. Занятие 4 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Соединение корпуса и плеч с головой в поворотах, прогибании, наклонах. Занятие 5 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Разучивание движений руками: круговые движения, отведение назад, вперед, махи в стороны. Занятие 1 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Разучивание движений руками: круговые движения, отведение назад, вперед, махи в стороны. Занятие 2 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Разучивание движений руками: круговые движения, отведение назад, вперед, махи в стороны. Занятие 3 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Разучивание движений руками: круговые движения, отведение назад, вперед, махи в стороны. Занятие 4 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Разучивание движений руками: круговые движения, отведение назад, вперед, махи в стороны. Занятие 5 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Соединение разученных движений в танцевальные комбинации. Занятие 1 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Соединение разученных движений в танцевальные комбинации. Занятие 2 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Соединение разученных движений в танцевальные комбинации. Занятие 3 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Соединение разученных движений в танцевальные комбинации. Занятие 4 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Соединение разученных движений в танцевальные комбинации. Занятие 5 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Разучивание движение ногами: выпады с выставлением ноги на пятку, махи, поднимание ног. Занятие 1 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Разучивание движение ногами: выпады с выставлением ноги на пятку, махи, поднимание ног. Занятие 2 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Разучивание движение ногами: выпады с выставлением ноги на пятку, махи, поднимание ног. Занятие 3 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| «Танцы» на полу-разучивание базовых положений тела на полу, простых танцевальных комбинаций. Занятие 1 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| «Танцы» на полу-разучивание базовых положений тела на полу, простых танцевальных комбинаций. Занятие 2 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| «Танцы» на полу-разучивание базовых положений тела на полу, простых танцевальных комбинаций. Занятие 3 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Соединение разученных движений в танцевальные комбинации. Занятие 1 | 1 | 50 мин | 10 мин |
| Соединение разученных движений в танцевальные комбинации. Занятие 2 | 1 | 50 мин | 10 мин |
Содержание курса
Программа состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным особенностям детей и уровню сложности танцевальных композиций.
На первом вводном занятии руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, противопожарный инструктаж учащихся.
1 раздел. «Ритмические танцы» 34 ч
Основная задача состоит в том, чтобы совершенствовать процесс восприятия музыки через обучение основным движениям и танцевальным элементам.
2 раздел. «Что вы знаете о польке?» 34 ч
Дети знакомятся с основными движениями польки: шаги, па польки, па галоп, шаг с подскоками, переходы, повороты. Разнообразие танцевальных комбинаций позволят проявить детям творчество, фантазию.
3 раздел. «Русские танцы» 34 ч
Задача этого раздела: познакомить учащихся с довольно большим объемом движений, с различными положениями в паре, с разными манерами исполнения. Дети знакомятся с танцевальными движениями хороводного плана, подвижного плясового характера.
4 раздел. «Вальс король танцев» 34 ч
Приоритетная задача – это изучение азбуки бальной хореографии, обучение основных движений вальса: вальсовые дорожки, повороты, балансе, вальсовые дорожки в паре.
Технические средства
Нормативная база
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273 – ФЗ.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726 –р).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040).
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242).
Концепция развития системы дополнительного образования детей и молодежи в Курганской области от 17 июня 2015 г.
Государственная программа «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики», подпрограмма «Реализация государственной молодежной политики, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи» (постановление Правительства Курганской области от 21.01.2016 №9).
Список литературы
Лисицкая Т.С. Хореография и танец [текст] /Т.С.Лисицкая. - М, 1998.-с.18-42.
Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий/авт.-сост. Н.А.Белибихина, Л.А.Королева. - Волгоград: Учитель, 2009. -с.35-46.
Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации /авт.-сост. Е.Х.Афанасенко и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - с.76-98.