муниципальное общеобразовательное учреждение
Керчомская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю:
Директор школы
__________ Кузнецова И.А.
«____» ___________ 2017 г.
Программа
профессионального развития
учителя истории и обществознания
Поповой Любови Васильевны
на 2017-2020 гг.
Дать ученикам не только
максимум знаний, но и
научить добывать знания
и пользоваться ими
Константин Кушнер
Современной школе дан социальный заказ: нашему государству нужны творческие, активные, конкурентоспособные граждане, готовые к сотрудничеству и взаимопониманию, а также умеющие самостоятельно приобретать и совершенствовать свои знания и умения в разных областях, адекватно оценивать себя и свои достижения, обладающие развитыми ценностными ориентирами, основанными на идеях патриотизма. Задача не из легких. Ведь она требует перехода к новой системно - деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС: использование на уроках приемов и методов, которые активизируют творческий потенциал личности учащегося, формирует у них готовность к саморазвитию и непрерывному образованию. Считаю, что современный урок будет более продуктивным, увлекательным только тогда, когда он основан на сотрудничестве ученика и учителя.
Таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Индивидуальный план самообразования учителя.
Тема самообразования: «Формирование у учащихся понимания исторического прошлого в рамках программы по реализации ФГОС».
Срок реализации: 2017-2020 учебные годы
Цель: повышение качества учебного процесса и обеспечение развития познавательной и личностной активности учащихся.
Задачи.
Совершенствовать современные педагогические технологии в курсе изучения предметов истории, обществознания в соответствии с ФГОС ООО.
Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания истории и обществознания.
Формировать интерес учащихся к урокам истории.
Поддерживать мотивацию учащихся, стимулировать участие в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности
Продолжить работу по обобщению выявленного передового педагогического опыта педагогов школы и района.
Совершенствовать систему поддержки одаренных, талантливых детей и учащихся с повышенной мотивацией учебно-познавательной деятельности.
Перечень вопросов по самообразованию.
изучение психолого-педагогической литературы
разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
проектная и исследовательская деятельность
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по истории и обществознанию;
повышения мотивации к занятиям историей и обществознанием.
научить детей работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
создать комплекты педагогических разработок.
периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на ШМО и ГМО и педсоветах.
разработать дидактические материалы, тесты, способствующие улучшению качества обучения в изучении предмета.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и ММО, на методическом и педагогическом советах школы, участие в конкурсах и научно-практических конференциях, круглых столах и вебинарах.
Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории по темам 4. Проводить открытые уроки и мастер-классы. 5. Организовать кружковую и внеклассную деятельность по предмету. 6. Участвовать в вебинарах по проблемам преподавания истории и обществознания. 7. Принимать участие в профессиональных семинарах, конференциях разного уровнях. | в течение 2017-2020 гг. регулярно |
Экспериментальная и инновационная деятельность | 1.Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся. 2. Проведение диагностики учащихся. | в течение 2017-2020 г.г. Регулярно 2 раза в год |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории и обществознанию 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории и обществознания 3. Принимать активное участие в работе школьного МО учителей гуманитарного цикла. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района 10. Выступать с докладами по теме самообразования. 11. Разработать программы элективного курса по предмету, кружков. 12.Выступить с творческим отчётом о своей работе на августовском секционном занятии учителей истории. | в течение 2017-2020 г. регулярно |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по истории, педагогике и психологии. 3. Создать личный сайт для обмена опытом работы. 4. Публикации на личном блоге, обмен педагогическим опытом, публикация методических разработок. | в течение 2017-2020 гг. регулярно |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни. 3. Заниматься физ.культурой | в течение 2017-2020 гг. регулярно |
Этапы работы над темой
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. | 2017-2020 г. | 1.Изучение нормативно – правовых документов по ФГОС ООО 2. Курсы повышения квалификации учителей истории 3. Профессиональная переподготовка по специальности «учитель обществознания» 4. Изучение литературы по данной проблеме: 1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004 2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002. 3. Intel «Обучение для будущего».Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учеб. Пособие. М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. 4. Клименко А.В., Подколозина О.А. Проектная деятельность учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - № 9 5. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. - № 7 6. http//doob-054.narod.ru Зачесова Е.В. Метод учебных проектов – образовательная технология XXI в. 7.http//his.1september.ru Кропанева Г.А. Технология методов проектов при обучении истории. 8. http://ms45/edu.ru Проектная деятельность или цели имеют право на существование! 9. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2017-2020 г. | 1.Участие в семинарах, круглых столах и вебинарах для учителей истории и обществознания. 2. Выступление на РМО «Реализация различных интерактивных технологии, как средство формирования УУД в рамках ФГОС ООО». |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. 4. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию 5. Подготовка к олимпиадам, научно-практическим конференциям. - | 2017-2020 г. | 1.Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС ООО. 2. Создание пакетов раздаточного материала для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. 3.Разработка памятки для учащихся средней школы «Как писать эссе по истории и обществознанию». 4. Создание квестов по истории и обществознанию. 5. Внедрить в практику работы проектную технологию, интерактивные технологии, расширить использование компьютерных технологий в обучении. 6.Участие в олимпиадах, конкурсах. 7. Открытые уроки на муниципальном уровне. |
Обобщающий | Подведение итогов Оформление результатов работы | 2017-2020 г. | 1.Участие в работе районного МО учителей истории и обществознания в проведении семинаров. 2.Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах 3.Участие в работе школьного сайта 4.Консультативная помощь учителям и учащимся. |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2017-2020 г. | 1..Выступление на педсовете «Образовательная деятельность, как средство формирования УУД». 2.Выступления на заседаниях МО «Технология проектной деятельности» (из опыта работы), «Требования к современному уроку». 3.Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей). 4. Открытые уроки по предмету. 5.Публикации на сайтах «Педсовет.ру» «Мультиурок.» Доклад по теме «Формирование УУД на уроках истории» и др. |
Источники самообразования:
Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе»;
Научно-методические журналы;
Приложение газеты «Первое сентября» по истории;
Методические пособия и учебники.
Интернет; интернет - сообщества учителей.
Библиотека, интернет -библиотеки
Мероприятия по обмену опытом;
Курсы повышения квалификации.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных.
Результат самообразования:
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
• создание комплектов педагогических разработок
• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер- классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).