Просмотр содержимого документа
«Программа самообразования учителя»
Программа самообразования учителя
Паспорт программы
Наименование программы | Программа самообразования |
1 | 2 |
Основание для разработки программы | |
Цель программы | Обеспечение непрерывного повышения квалификации как условие роста уровня профессиональной компетентности педагога |
Задачи программы | Приобретение учителем новых педагогических знаний; Изучение и использование педагогом в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий; Изучение и использование учителем на практике современных способов диагностики ученической успешности; Дальнейшее внедрение в практику работы педагога научной организации труда, активное использование возможностей компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий; Участие учителя в инновационной деятельности; |
Срок реализации программы | 2015-2017 гг. |
Основные разделы программы | 1. Паспорт программы. 2. Информационная справка об учителе. 3. Обоснование программы. 4. Цель и задачи программы. 5. Принципы реализации программы. 6. Направления, содержание и формы реализации программы. 7. План реализации программы. 8. Этапы реализации программы. 9. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы. 10. Управление реализацией программы. |
Информационная справка об учителе
Фамилия, имя, отчество. | Гунганимаева Хандацырен Нимаевна |
Число, месяц, год рождения. | 30. 12. 1956. |
Образование. | Высшее, ЧГПИ, 1981г. |
Должность. | Учитель математики. |
Стаж педагогической деятельности. | 35 лет |
Стаж работы в данном образовательном учреждении. | 33 года |
Награды. | Почетная грамота РФ, 2009 г. Знак «Почетный работник общего образования РФ», 2015 г. |
Квалификационная категория. | нет |
Прохождение курсов повышения квалификации. | 2014-2015 гг. |
Обоснование программы
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Решение этой непростой задачи во многом зависит от эффективности системы образования, которая должна ориентироваться не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. От духовной культуры учителя, от силы его убежденности, от его педагогического мастерства, человеческого таланта зависит то, что определяет направленность мыслей, интересов, стремлений его воспитанников. Это обязывает учителя работать над собой беспрестанно и многосторонне, повышать свое педагогическое мастерство, постоянно учиться. Системообразующим элементом методической работы является самообразование учителя.
Самообразование – средство развития личности учителя, повышения его профессиональной компетентности. Устойчивая потребность в самообразовании, изучении новой информации и опыта, самостоятельном приобретении знаний, самоанализе самооценке своей деятельности – важнейшее требование, которое предъявляется к работнику в современных условиях.
Становление профессионализма – процесс длительный. На протяжении всей своей педагогической деятельности учителю приходится постоянно учиться, повышать квалификацию, совершенствовать свою методическую базу. Достижение высокого уровня педагогического мастерства, педагогической культуры возможно только в результате упорного труда. Однако этот процесс должен носить не стихийный и не ситуативный, а непрерывный и планомерный характер. Для успешной работы в этом направлении необходимо применение системного подхода, реализация которого предусматривает создание и осуществление долгосрочной программы самообразования, определяющей его цели, задачи и основные направления.
Цель и задачи программы.
Целью программы является обеспечение непрерывного повышения квалификации учителя как условия роста уровня его профессиональной компетентности.
Реализация данной цели возможна при условии решения следующих задач:
Приобретение учителем новых педагогических знаний;
Изучение и использование педагогом в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий;
Изучение и использование учителем на практике современных способов диагностики ученической успешности;
Дальнейшее внедрение в практику работы педагога научной организации труда, активное использование возможностей компьютерной техники и информационно – коммуникационных технологий;
Участие учителя в инновационной деятельности;
Обобщение и распространение своего педагогического опыта.
Принципы реализации программы
Программа реализуется в соответствии со следующими принципами:
Направления, содержание и формы реализации программы
Профессиональное самообразование осуществляется по следующим направлениям:
Формы самообразования по направлениям представлены в таблице.
Направление | Формы |
Систематическое обучение | |
Педагогическое общение | Участие в работе школьных методических объединений, временных творческих коллективов, педагогических гостиных. Выступления на педагогических чтениях. Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий. Посещение уроков коллег. Проведение методических семинаров для педагогов школы. Участие в конкурсах профессионального мастерства. |
Практика | Разработка программ и методических материалов. Внедрение в практику современных педагогических технологий. Обобщение опыта педагогической деятельности |
Индивидуальная работа | Работа над индивидуальными методическими темами. Изучение новейшей методической литературы, передового педагогического опыта. Знакомство с опытом работы коллег |
Примерный план реализации программы
Направления | Планируемые мероприятия | Сроки |
1 | 2 | 3 |
Систематическое обучение | Обучение на курсах повышения квалификации: | |
| 2015-2016 уч.г. |
| 2015-2017 уч.г. |
Обучение на методических семинарах: | В соответствии с планом методической работы школы |
| Выступления на школьных педагогических чтениях | Ежегодно |
Педагогическое общение | Проведение обучающего семинара для учителей по темам: | |
| Октябрь-декабрь 2015 г. |
| 2015-2016 уч.г. |
Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий | Один раз в год |
Посещение уроков коллег | Один раз в месяц |
Руководство научно-исследовательской деятельностью школьников | ежегодно |
Консультирование педагогов по вопросам организации научно-исследовательской и проектной деятельности школьников | ежегодно |
практика | Разработка рабочих учебных программ и календарно-тематического планирования для старшей школы: | 2015-2017 гг. |
Реализация программ профильного обучения в старшей школе по алгебре и началам анализа | ежегодно |
Корректировка рабочих учебных программ и календарно-тематического планирования для старшей школы | 2015-2017 гг. |
Изучение и внедрение в практику работы современных педагогических технологий: | |
| 2015-2016гг |
| 2015-2016гг |
| Апрель 2015 г |
| Октябрь 2015 г |
| Февраль 2016 г |
Индивидуальная работа | Работа над методическими темами: | |
| 2015-2016 уч.г. |
| 2015-2016 уч.г. |
Посещение библиотеки с целью изучения новейшей методической литературы | ежемесячно |
Оформление подписки на профессиональные методические журналы Подготовка к выступлениям на методических совещаниях, семинарах, заседаниях ШМО | Один раз в полугодие постоянно |
Разработка собственных сценариев уроков, наглядных пособий, компьютерных презентаций, дидактических материалов | постоянно |
Формирование и пополнение банка данных по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию | постоянно |
Рефлексия, анализ собственной педагогической деятельности | постоянно |
Изучение нормативно-правовых документов федерального уровня и уровня субъекта РФ по организации системы образования, локальных нормативных правовых актов муниципалитета и школы | постоянно |
Приобретение новейшей методической литературы | постоянно |
Сроки и этапы реализации программы
Первый этап (сентябрь-октябрь 2015 г.) | Разработка программы |
Второй этап (ноябрь 2015 г. – апрель 2017 г.) | Реализация основных направлений программы |
Третий этап (май – июнь 2017 г.) | Оценка эффективности реализации программы; обобщение опыта работы по реализации программы; определение дальнейших путей развития; |
Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы
Критерии, по которым оценивается эффективность реализации программы
Знание и понимание основных нормативно-правовых документов федерального уровня и уровня субъекта РФ по организации системы образования
Знание и активное использование современных педагогических технологий
Знание и активное использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки
Знание и внедрение в практику работы передового педагогического опыта
Использование в работе основ научной организации труда, возможностей компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий
Активное участие в опытно-экспериментальной работе
Удовлетворенность собственной деятельностью
Готовность к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию
Эффективность реализации программы оценивается с помощью следующих методов и методик:
Самоанализ;
Педагогическое самонаблюдение;
Анкетирование учителей, учащихся и их родителей;
Собеседование с администрацией, учителями, коллегами, учащимися, родителями;
Управление реализацией программы
Управление программой осуществляет учитель, который:
Разрабатывает программу и вносит в нее необходимые коррективы;
Определяет содержание и формы самообразования;
Обеспечивает своевременное исполнение программных мероприятий;
Несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программы;
Проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;