СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развития учреждения дополнительного образования

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направления деятельности ДДТ:

Информационно-методическая деятельность:

-развитие и поддержка основных направлений деятельности в системе дополнительного образования Карачевского района;

-создание условий для профессионального роста педагогов дополнительного образования;

-совершенствование программно-методического обеспечения образовательного процесса в ДДТ;

-организационно-методическое сопровождение районных конкурсов, смотров, праздников, выставок;

-оказание методической помощи педагогам ДДТ и других образовательных учреждений в период аттестации;

-формирование и постоянное обновление нормативно-правового методического фонда, разработка и распространение методической продукции;

- организационно-методическое сопровождение детского общественного движения района.

Просмотр содержимого документа
«Программа развития учреждения дополнительного образования»















Программа развития

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Карачевский дом детского творчества



на период 2018 - 2023 гг.


































Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Карачевский дом детского творчества

Составитель: Баканова Е.В., директор МБУДО Карачевский ДДТ.



Программа развития принята на педагогическом совете

МБУДО Карачевский ДДТ протокол №1 от 01.09.18г.,

утверждена приказом директора № 46\20 от 01.09.18г.






























Содержание:


1.

Информационная справка. Общие сведения о МБУДО

Карачевский ДДТ.

4-10


1.1

Юридический адрес

4


1.2

Фактический адрес

4


1.3

Учредитель

4


1.4

Лицензия

4


1.5

Концептуальная модель ДДТ

5


1.6

Деятельность ДДТ

6


1.7

Социальный заказ

6


1.8

Режим работы ДДТ

7


1.9

Контингент обучающихся

7



1.9.1.

Количество обучающихся в учреждении

7



1.9.2.

Возрастная характеристика детского коллектива

8







1.10.

Результаты участия в мероприятиях различного уровня

8


1.11.

Характеристика педагогического коллектива.

8


1.12.

Коллегиальные органы ДДТ

9


1.13.

Связи и контакты учреждения

10

2.

Основные принципы образовательной политики ДДТ

11

3.

Аналитическое обоснование программы.

11-14

4.

Цели и задачи ДДТ на 2018-2023 гг.

14-15

5.

Содержание образовательного процесса

16-26


5.1.

Учебный план

17-22


5.2.

Краткие характеристики дополнительных образовательных программ.

22-26

6.

Характеристика инновационных образовательных процессов

26-27


6.1.

Инновационные технологии, реализуемые в образовательном процессе ДДТ

26-27

7.

Мониторинг качества образовательного процесса

28-31

8.

Управление реализацией образовательной программы

31-37


8.1.

Организационно-педагогическая деятельность.

31-32


8.2.

Структурная схема управления ДДТ

32-33


8.3.

Кадровое обеспечение выполнения программы

33-35


8.4.

Информационные ресурсы образовательного учреждения

35


8.5.

Технические средства обеспечения образовательного процесса

35-36


8.6.

Материально-финансовое обеспечение выполнения программы

36-37


Заключение

37-38





1. Общие сведения о ДДТ

Учреждение было создано в г. Карачев по свидетельству историков в 1939 году как Карачевский Дом пионеров, структурное подразделение Карачевского районного отдела народного образования (РОНО). В Карачевский районный Дом детского творчества учреждение было реорганизовано на основании Постановления администрации Карачевского района № 253 от 13.06.1995г. (структурное подразделение Карачевского РОНО).

С 12.12.2011г. учреждение переименовано в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Карачевский Дом детского творчества (МБОУ ДОД Карачевский ДДТ) на основании Постановления администрации Карачевского района №1431 от 12.12.2011г.

Учреждение переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Карачевский дом детского творчества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании Постановления администрации Карачевского района № 2051 от 18 декабря 2015 года «Об утверждении Устава Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Карачевский дом детского творчества в новой редакции» с целью реализации программ, предусмотренных лицензией.


    1. Юридический адрес: 242500, Брянская область, г. Карачев,

ул. Федюнинского, д.2

1.2 Фактические адрес:242500, Брянская область, г. Карачев, ул.Федюнинского, д.2

Телефон:

8 (48335) 2-17-13


Факс: нет

Е – mail: [email protected]


1.3Учредитель: Муниципальное образование «Карачевский район»

1.4 Лицензия на осуществление образовательной деятельности Регистрационный №4378 выдана 14.12.2016г. Департаментом образования и науки Брянской области, срок действия лицензии - бессрочно.

по образовательным программам следующей направленности:

- техническая;

- художественная;

- социально-педагогическая;

- физкультурно-спортивная;

- туристско-краеведческая;

- естественнонаучная.

МБУДО Карачевский ДДТ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», нормативными правовыми актами Брянской области, муниципальными правовыми актами, приказами РУО, Уставом МБУДО Карачевский ДДТ.

1.5 Концептуальная модель ДДТ

Направления деятельности ДДТ:

Информационно-методическая деятельность:

-развитие и поддержка основных направлений деятельности в системе дополнительного образования Карачевского района;

-создание условий для профессионального роста педагогов дополнительного образования;

-совершенствование программно-методического обеспечения образовательного процесса в ДДТ;

-организационно-методическое сопровождение районных конкурсов, смотров, праздников, выставок;

-оказание методической помощи педагогам ДДТ и других образовательных учреждений в период аттестации;

-формирование и постоянное обновление нормативно-правового методического фонда, разработка и распространение методической продукции;

- организационно-методическое сопровождение детского общественного движения района.

2. Учебная деятельность:

-учебная деятельность ДДТ, которая осуществляется через функционирование творческих объединений различных направлений в соответствии с программами, утверждёнными на экспертно-методическом совете;

-организационная деятельность, направленная на совершенствование содержания, форм, методов работы по развитию профессионального творчества;

- создание условий для разработки и внедрения различных программ по профилю (разноуровневых, интегрированных, авторских и пр.), анализ качества этих программ;

- учебно-методическое, информационное обеспечение летней оздоровительной кампании.

3. Научно-педагогическая деятельность:

-организация научно-педагогических исследований в области развития творческих способностей детей и подростков в соответствии с профилем;

-организация и методическая деятельность по разработке и внедрению форм массовых мероприятий, направленных на развитие технического и профессионального творчества, смотров, конкурсов, олимпиад, конференций, фестивалей;

-экспозиционная деятельность (проведение тематических, авторских и пр. выставок, смотров-конкурсов лучших работ учащихся педагогов учреждений общего и дополнительного образования района и пр.);



1.6 Деятельность ДДТ

Деятельность ДДТ отличается личностно- деятельным характером учебного процесса, где ребенок может выбрать любое творческое объединение, в течение года допускается возможность перехода из одного объединения в другое. В Учреждении важное место отводится личностно- ориентированному подходу. Развитие у обучающихся установок на достижение успеха предусматривает приобретение ими опыта индивидуальной и совместной деятельности по достижению образовательных целей и задач.

Этому должен способствовать выбор методов и форм обучения, характерными чертами которого являются:

• вариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности школьников;

• направленность на развитие творческих способностей и освоение приемов исследовательской работы учащимися;

• личностно-ориентированная технология, которая способствует изменению системы взаимоотношений педагог - ребенок.

Образовательный процесс построен таким образом, при котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. При этом знания, умения и навыки учеников сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих учебных результатов.

Организация занятий и структура каждого объединения регламентируются образовательной программой. Используются групповые, звеньевые, фронтальные, индивидуальные и индивидуально-групповые формы занятий. Усилия педагогов направлены на создание доброжелательного, эмоционально комфортного, творческого микроклимата.


1.7 Социальный заказ

Социальный заказ, реализуемый учреждением, складывается из нескольких составляющих:

  • федеральный компонент;

  • региональный компонент;

  • муниципальный компонент.

Социальный заказ федерального уровня отражен в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» и «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей», в котором предназначение учреждения дополнительного образования детей определено как «развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества и государства». Как основное направление деятельности данная цель нашла свое отражение в Уставе ДДТ. Региональный компонент социального заказа регулируется на областном уровне и предполагает участие воспитанников в областных проектах и конкурсах. Муниципальный компонент предполагает проекцию государственных требований к работе учреждения в нашем районе. Это участие в реализации программ по дополнительному образованию, молодежной политике, программы летней оздоровительной кампании.

1.8 Режим работы ДДТ.

В ДДТ занятия в творческих объединениях организуются в течение всей недели. Режим работы с 09.00. до 18.00. часов. ДДТ работает в соответствии с годовым учебным планом, режимом занятий, утвержденными директором ДДТ и расписанием занятий творческих объединений, утвержденным директором. ДДТ организует работу с обучающимися в течение всего календарного года - 36 рабочих недель проводятся занятия в объединениях, в летнее время на базе ДДТ работают детские лагеря дневного пребывания детей (1 смена). На протяжении смены работают отряды: «Истоки» и «Город мастеров», которые в соответствии со своими программами осуществляют работу по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию детей и подростков.

Таким образом, режим работы ДДТ позволяет детям заниматься в творческих объединениях как в первую, так и во вторую смену.


1.9 Контингент обучающихся

1.9.1. Количество обучающихся в учреждении


Направленность,

наименование творческих объединений

Численность обучающихся

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Техническая направленность

23

22

27

Художественная

направленность

595

628

613

Социально-педагогическая

направленность

178

174

162

Физкультурно-спортивная

направленность


20

16

Туристско-краеведческая

направленность

12



Естественно-научная

направленность

24

24

16

ИТОГО:

832

868

834


1.9.2. Возрастная характеристика детского коллектива


Категория детей

2015-16 год

20016-17 год

2017-18 год

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

Дошкольный возраст

до 7 лет

128

15,4 %

126

14,5 %

126

15,1 %

Младший школьный возраст

7 -10 лет

395

47,5 %

380

43,8 %

346

41,5 %

Средний школьный возраст

11 – 14 лет

273

32,8 %

302

34,8 %

272

32,6 %

Старший школьный возраст

15 – 16 лет

36

4,3 %

60

6,9 %

90

10,8 %

Анализ статистических данных контингента учащихся указывает на то, что среди воспитанников объединений преобладают дети младшего и среднего школьного возраста. Стабильно количество детей дошкольного возраста, потому что в связи с большим спросом, расширяется спектр образовательных услуг для данной категории детей.


1.10. Результаты участия в мероприятиях различного уровня

Учебный год


Количество призовых мест

Районный уровень

Областной

уровень

Всероссийский

уровень

международный уровень

ИТОГО:

2015-2016

98

12

-

1

111

2016-2017

88

19

1

-

108

2017-2018

89

14

1

1

105



Из таблицы видно, что педагоги ДДТ находятся в постоянном поиске новых конкретных форм работы с детьми для выявления и поддержки творческих способностей каждого ребенка и привлечение их к участию в конкурсах и выставках. Каждого педагога и каждого ребенка, которые приходят в ДДТ, несомненно, ждет успех, потому что атмосфера ДДТ теплая, дружеская и наполнена духом творчества и радостью открытий.


1.11. Характеристика педагогического коллектива.

Квалификация

Всего

% к общему числу пед. работников

Общая численность педагогов

28


100,00%

Имеют квалификационные категории:

  • всего


24


86,00 %

  • высшую

7

25,00 %

  • первую

13

47,00 %

Не имеют квалификационные категории:

4

14,00 %

Образование

Всего

% к общему числу пед. работников

Высшее

24

86,00 %

из них: высшее педагогическое

22

79,00 %

из них: высшее непедагогическое

2

7,00 %

Среднее специальное

4

14,00 %

из них: педагогическое

3

11,00 %

из них: непедагогическое

1

3,00%

Педагогический стаж

Всего

% к общему числу пед. работников

До 2 лет

-

0,00 %

От 2 до 5 лет

-

0,00 %

От 5 до 10 лет

1

3,00 %

От 10 до 20 лет

10

36,00 %

Более 20 лет

17

61,00 %



1.12. Коллегиальные органы ДДТ.

В ДДТ определенные полномочия имеют следующие коллегиальные органы:

Совет учреждения - выборный орган, осуществляющий общее руководство учреждением.

Педагогический совет – орган самоуправления педагогических и административных работников ДДТ, созданный в целях развития и совершенствования образовательного процесса в Учреждении.

Педагогический совет имеет право:

- обсуждать и принимать план работы ДДТ, программы различной направленности

-заслушивать информацию и отчеты различного характера

Экспертно-методический совет имеет право:

- осуществлять экспертную оценку дополнительных образовательных программ, учебных планов педагогических работников ДДТ;

- принимать участие в анализе деятельности ДДТ;

- оказывать методическую помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой деятельности детей, а также помощи детским и юношеским общественным объединениям и организациям.

Аттестационная комиссия уполномочена:

- принимать решение о соответствии заявленной квалификационной категории вновь назначенным сотрудникам администрации учреждения;

- давать рекомендации по мониторингу педагогической деятельности.

Комиссия по социальному страхованию уполномочена:

- решать вопросы о предоставлении и распределении оздоровительных путевок для сотрудников и их детей.

Профсоюзный комитет уполномочен:

- вносить предложения по установлению доплат и надбавок сотрудникам;

- контролировать состояние ОТ (охраны труда) и ТБ (техники безопасности) в учреждении;

- разбирать спорные вопросы на Комиссии по трудовым спорам.











1.13. Связи и контакты учреждения.

В процессе своей деятельности ДДТ взаимодействует с учреждениями

Карачевского района.









МБУДО Карачевский ДДТ











Формы взаимодействия с семьей и общественностью;

1. С семьёй:

- приглашение и участие родителей в праздничных мероприятиях ДДТ;

- участие родителей в образовательном процессе (объединения социально-педагогического направления);

- проведение для родителей индивидуальных и групповых консультаций педагогов, методистов.

2. Формы взаимодействия с общеобразовательными школами, другими организациями:

- с СОШ и ДОУ: организация совместных выставок, проведение экскурсий, проведение интеллектуально-досуговых мероприятий; кружковая работа;

- с городской библиотекой: организация тематических выставок, семинаров;

- с отделом культуры: организация и проведение совместных выставок и концертов;

- с Центром социального обслуживания населения: организация выставок, утренников и концертов;

- с Комитетом по делам молодёжи: подготовка и проведение совместных мероприятий;

  • с редакцией газеты «Заря»: периодическое издание статей о деятельности ДДТ;

  • С Соцприютом: организация кружковой работы, проведение утренников.

2.Основные принципы образовательной политики ДДТ.

- принцип развития (стимулирование и поддержка эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения практических задач);

- принцип целостности образа мира (осознание ребенком разнообразных связей между объектами и явлениями, сформировать умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет);

- принцип культуросообразности (создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культур современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов);

- принцип вариативности (возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения).

3. Аналитическое обоснование программы.

3.1. Структура контингента учащихся.

Численность обучающихся на протяжении последних 3х лет стабильна.

Увеличивается количество объединений художественно-эстетической направленности - это в основном объединения, занимающиеся декоративно-прикладным и художественными видами творчества. В 2015-2018 г.г. в рамках этого направления успешно работают творческие объединения: «Вокальное пение», «Театральная студия «Созвездие», « Гитара», фольклорная студия «Сударики» и др., также были созданы творческие коллективы: оркестр народных инструментов и ансамбль ложкарей.

В 2015-2017г.г. увеличилась численность воспитанников социально-педагогической направленности в объединениях занимающихся по дополнительным общеразвивающим программам «Развивайка», «АБВГДЕЙКа», «Природа и мы», в связи с возросшим спросом на образовательные услуги для дошкольников.

Анализ статистических данных контингента учащихся указывает на то, что среди воспитанников объединений преобладают дети младшего и среднего школьного возраста.

Уменьшение количества детей старшего возраста настораживает, но в то же время у этих детей, посещающих занятия наблюдается более осознанное отношение к избранному виду деятельности и стремление к результативности.

Для улучшения ситуации необходимо продумать программу работы с подростками, где мероприятия необходимо простаивать с учетом возрастных особенностей детей (желание общаться, чувствовать себя равным среди взрослых и сверстников, стремление к самостоятельности и т.д.).

Одним из решений является работа с проектами, где ребенок может быть в роли генератора идеи, участником её реализации и может увидеть конечный продукт своей деятельности, кроме того, сам принцип командной работы предполагает субъект-субъектные отношения между взрослым и ребенком.

3.2. Образовательная деятельность

Отслеживая результаты, анализируя программы и отчеты педагогов можно сделать вывод, что большинство творческих объединений в ДДТ в образовательном процессе проходят три уровня развития:

- на первом уровне определяются образовательные цели и параметры, такие как результат образовательного процесса, итоговый «продукт» ребенка, уровни усвоения опыта, цели мотивации и в соответствии с ними педагог выявляет содержание, модель, формы и методы работы.

- на втором уровне педагог определяет содержание деятельности своего объединения как получение суммы знаний по ряду разделов данного вида деятельности, как формирование суммы определенных умений и навыков.

Цель образовательного процесса на данных уровнях – дать знания, умения, навыки, организовать досуг. В результате педагог и ребенок получает репродуктивный продукт (модель по образцу).

-на третьем уровне наиболее опытные творческие педагоги придерживаются тенденции развития у детей познавательных, эвристических способностей, на этом этапе цель образовательного процесса – научить получать знания самостоятельно, формировать стремление к самовыражению. На третьем уровне ребенок вырабатывает субъективно новый продукт. Данная тенденция связана на наш взгляд с приобретением опыта работы у молодых педагогов, повышением общего уровня педагогической компетенции и компетентности педагогического коллектива, который происходит в результате методической работы, построения системы мотивации педагогов, разработки педагогами программ по второму и третьему году обучения. Результатом стало увеличение числа детей, участвующих в выставках областного и городского уровня, рост призовых мест, увеличение числа детей, которые осваивают программы второго и третьего года обучения.


3.3. Воспитательная деятельность

Содержание воспитания. Учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:

- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

- представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей;

- трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;

- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности; — физической культуры, навыков здорового образа жизни.

Формирование воспитывающей среды:

ДДТ гарантирует организацию жизнедеятельности детского и педагогического коллективов в соответствии с общепринятыми нравственными нормами человеческого общежития, правилами этикета; формирование у детей знаний о своих правах и механизмах их реализации в современном социуме; атмосферу терпимости, доброжелательности, уважения к человеческой личности, взаимопомощи, сотворчества в коллективной деятельности и содействия коллектива личностному успеху каждого учащегося.

В соответствии с воспитательными целями:

- формируется информационное пространство образовательного учреждения,

- обеспечивается эстетика помещений, в которых осуществляется воспитательный процесс;

- осуществляется обеспечение системы противодействия негативным явлениям в детской и подростковой среде;

- открытый характер воспитательной системы обеспечивается: контактом с семьей, участием родителей в процессе воспитания, доступностью для родителей информации об эффективности процесса воспитания ребенка, его индивидуальных особенностях духовно-нравственного становления; повышением психолого-педагогических знаний родителей; взаимодействием учреждения с другими социальными институтами окружающего социума, направленного на повышение эффективности воспитательного процесса.

Отношения



Цели воспитания (цели среднего уровня)

6-10 лет

11-12 лет

13-14 лет

15-17 лет

К знаниям

Развитие

любознательности

Развитие познавательного интереса

Развитие познавательной активности

Развитие

познавательной

потребности

К обществу

Уважение к школе и семье

Уважение к людям

Уважение к обществу и власти

Гражданская

позиция

К труду

Трудолюбие

Интерес к труду

Потребность в труде

Готовность профессиональному самоопределению


К природе

Бережное отношение к природе

Экологическая

грамотность

Экологическая культура

Экологическая потребность

К прекрасному

Чувство прекрасного

Эстетический вкус

Эстетическая культура

Эстетическое отношение к действительности


К себе


Я — человек


Я — личность

Самоуважение.

Взаимоуважение.

Здоровье

Готовность к личностному и мировоззренческому самоопределению

Одной из главных составляющих воспитательной деятельности является культурно–развивающий досуг.

Работа по культурно-досуговой деятельности ведется для детей района. Уже традиционным стало проведение на базе ДДТ районных мероприятий: выставок декоративно-прикладного творчества, конкурсов соцпроектов и исследовательских работ, конкурсов чтецов, фотовыставок, детских фестивалей, утренников, тематических праздников и т.д.


3.4. Общие выводы по итогам анализа всех позиций:

Сильные стороны деятельности учреждения:

- профессиональный педагогический коллектив (86% - аттестованы, 86%- высшее образование). Организована система повышения квалификации, через которую проходят все педагогические работники.

- стремление к развитию и инновационной деятельности. Каждый год расширяется спектр образовательных услуг, стабильна численность детей, посещающих ДДТ.

- наличие команды единомышленников, разделяющих ценности и нормы учреждения, имеющие опыт преодоления кризисных ситуаций.

Слабые стороны учреждения:

Анализ результатов деятельности обозначил проблемы, на которые следует обратить внимание:

- несмотря на увеличение призовых мест у многих педагогов присутствует недостаточная мотивация на результативность деятельности;

- недостаточное финансирование тормозит развитие технических объединений, которые требуют больших материальных затрат;

- недостаточно условий (кадровых и методических) для организации работы с подростками;

- требует дальнейшего развития эффективность форм работы с родителями.

4. Миссия, цели и задачи ДДТ на 2018-2023г.

Миссия: создание необходимых условий для развития творческого потенциала детей и подростков посредством оказания дополнительных образовательных услуг профессиональной педагогической командой.

Основной целью реализации настоящей комплексной образовательной программы является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных услуг в интересах личности, общества, государства.

Более подробная постановка цели заключается в следующем:

  • индивидуально-ориентированный подход к развитию личности, удовлетворяющего его духовно-нравственные, интеллектуальные, физические потребности;

  • деятельностный подход, определяющий развитие способностей личности к самостоятельному решению проблем и постоянному самообразованию через стимулирование творческой активности;

  • ценностно- целевой подход, предусматривающий самоопределение и адаптацию личности в системе социально-культурных ценностей.

В соответствии с целью основными задачами реализации комплексной образовательной программы являются:

  • активизация проектной и исследовательской деятельности в рамках системы методической работы;

  • создание условий (кадровых и методических) для расширения спектра образовательных услуг для дошкольников и учащихся старшего подросткового возраста;

  • развитие структурно-функциональной модели взаимодействия ДДТ с родителями;

  • совершенствование системы повышения профессиональной квалификации педагогических кадров;

  • создание условий для введения новых и развития уже существующих видов деятельности, в том числе и через введение платных дополнительных образовательных услуг;

  • развитие и укрепление материально-технической базы ДДТ за счёт бюджетных и внебюджетных средств:

- обновление оборудования для проведения занятий (техническое оснащение кабинетов для работы объединений технической, естественнонаучной направленности и кабинетов для декоративно-прикладного творчества);

- приобретение технических средств обучения: ПК, музыкальных инструментов, музыкального оборудования;

- приобретение музыкальных инструментов и пошив костюмов для объединений художественного отдела.

- приобретение компьютерной и оргтехники для педагогического и административного персонала;

- обновление фонда учебной и методической литературы в целях программного обеспечения образовательного процесса;











5. Содержание образовательного процесса

Всего в ДДТ на настоящее время реализуется 38 дополнительных общеразвивающих программ по 6 направленностям, охватывая разные возрастные категории (с 5 лет до 18 лет). Все программы утверждаются на экспертно-методическом совете. Большинство образовательных программ являются авторскими.

Анализируя программы, можно сделать вывод, что все программы оформлены и сделаны по единой структуре: пояснительная записка, учебный план, содержание программы, прогнозируемые результаты, методическое обеспечение, сведения об авторе, литература, рецензии. В каждой программе определен срок обучения. Анализ классификации программ позволяет сделать вывод о том, что наибольшее их количество художественно-эстетической направленности – 66% .


Направленность

Количество программ

%

1.

Художественно-эстетическая

25

66,00%

2.

Технической

2

5,00%

3.

Естественнонаучной

1

2,00%

4.

Социально-педагогическая

8

23,00%

5.

Физкультурно-спортивная

1

2,00%

6

Туристско-краеведческой

1

2,00%


Сроки реализации дополнительных образовательных программ:


Сроки реализации:

%

  • До 1 года; 6

16,00%

  • До 2 лет; 8

21,00%

  • До 3 лет и более 24

63,00%



Проводя анализ образовательных программ по критерию- продолжительность их освоения, можно сделать вывод, что преобладают программы до 3 лет обучения и - 51 %.





5.1. Учебный план

МБУДО Карачевский дом детского творчества на 2018/19 учебный год


Направленность,

творческое объединение,

ФИО руководителя

Название и тип программы

Недельная часовая на-грузка педагога

Дошкольный возраст

1 год

обучения

II год

обучения

III год обучения

Кол-во часов в год/неделю на группу уча-щихся

Кол-во часов в год/неделю на группу уча-щихся

Кол-во часов в год/неделю на группу уча-щихся

Кол-во часов в год/неделю на группу уча-щихся

Художественно-эстетическая направленность

1

Творческое объединение «Русский стиль»

Рук . Анциферова Е.П.

«От истоков до модерна» авторская (3года)

10ч.


144/4


216/6


2

Т.о. «Роспись по дереву»

Рук. Беспалько О.И.

«Роспись по дереву»

Модифицированная

(3 года)


216/6



3

Т.о. «Умелые руки»

Рук. Беспалько О.И.

«умелые руки»

Модифицированная

(3 года)


4ч.


144/4




4

Т. о. «ИЗО»

Рук. Беспалько О.И.

«Изобразительное искусство» модифицированная

(3 года)

12ч.


144/4

144/4



144/4



5

Т.о. «Бисероткачество»

Рук. Кошкарева Е.И.

«Бисероткчество» авторская (2 года)


10ч.


144/4

216/6


6

Т.о. «Чудеса творчества»

Рук. Кошкарева Е.И.

«Истоки» авторская – заимствованная /автор Чуева М.Е./ (3 года)

10ч.


72/2

144/4


144/4



7

Т.о. «Клубок и фантазия»

Рук. Дмитрюха Т,И.

«Клубок и фантазия». Авторская

(4 года)


18ч


144/4

144/4

144/4

216/6

8

Т.о.«Мягкая игрушка»

Рук. Кармес Т.В.

«Игрушка самоделка»

Авторская (3 года)

18ч


72/2



144/4

144/4

144/4

144/4


9

Т.о. «Волшебная ниточка»

Рук. Черкасова И.А.

«Букет рукоделий»

Авторская (3года)

18ч


144/4

144/4


144/4

216/6


10

«Веселые краски»

Рук. Шичкина М.М.

«По ступеням творчества» модифицированная

(3 года)

26ч


144/4

144/4

144/4


144/4

144/4

216/6


11

«Веселая кисточка»

Рук. Гребенко В.Н.

«Юный художник»

Авторская (3 года)


22 ч.


144/4

144/4

144/4

144/4

216/6


12

Т.о. «Декоративный дизайн»

Рук. Жукова Н,И.

«Декоративный дизайн»

Авторская (5 лет)


10ч



216/6


144/4

13

Т.о. «Фантазеры»

Рук. Рассказова О.Н.

«Фантазеры»

Модифицированная

(2 года)

4 ч.


144/4




14

Т.о. «Чудо-соломка»

Рук. Рассказова О.Н.

«Чудо-соломка»

Авторская (3года)


6 ч


216/6



15

Т.о. «Выжигание»

Рук. Рассказова О.Н.

«Выжигание»

Авторская (3 года)

8 ч


144/4

144/4




16

«Гитара»

Рук. Балалаева С.А.

«Удивительный мир гитары»

Авторская (3 года)

30ч.


72/2

72/2


72/2


72/2

72/2

72/2

72/2

72/2

72/2

72/2

72/2

72/2

72/2

72/2

72/2

17

«Фортепиано»

Рук. Бусаева А.А.

«Обучение игре на фортепиано»

Авторская, заимствованная/автор Каширина Н.Ю./(3 г.)

12ч.


72/2

72/2

72/2


72/2

72/2

72/2



18

«Народная культура»

Рук. Терехова В.И.

«Народная культура» авторская - заимствованная

/автор Казакова И.Ю./ (5 лет)


216/6



19

Театральная студия

«Созвездие»

Рук. Титова М.Ю.

«Театр и дети»

Авторская заимствованная /автор Морозов М.Ю/(4 года)

16ч.


144/4



144/4

144/4



216/6

20

Фольклорная студия «Сударики»

Рук. Титова М.Ю.

«Фольклорный театр»

Авторская (3 года)

8 ч.


144/4


144/4



21

Фольклорная студия «Сударики»

Рук. Звонарева С.В

«Фольклорный театр»

Авторская/автор Титова М.Ю./(3 года)

8 ч.


144/4


144/4



22

«Вокальная группа «Гармония»

Рук. Звонарева С.В.


«Гармония» вокльно-хоровое пение модифицированная, заимствованная(2 года)


4ч.


72/2

72/2


72/2

72/2


23

Театральная студия «Сияние»

Рук. Шаева М.Н.

«От упражнения к спектаклю» модифицированная

(3 года)


144/4




24

Сольное пение

Рук. Каширина Н.Ю.

«Сольное пение»

Модифицированная, заимствованная3 года

22 ч


72/2 72/2

72/2 72/2

72/2

72/2


25

Фортепиано

Рук. Каширина Н.Ю

«Обучение игре на фортепиано»

Модифицированная(3 г.)

4 ч


144/4



26

Т.о. «Умелые руки»

Рук. Чурюкина Е.И.

«умелые руки»

Модифицированная

(3 года)


72/2



Естественнонаучнаянаправленность

27

«Экологическое краеведение»

Рук. Куксина М.М.

«Экологическое краеведение» авторская – заимствованная /автор НосоваГ.А., ЯнченкоГ.М./ (2 года)

12ч.


216/6


216/6



Социально-педагогическая направленность

28

«Росток»

(для дошкольников)

Рук. Полякова Т.Н.

«Занимательная математика»

Авторская (2г)

АБВГДЕЙКа

Авторская (2г)

"Природа и мы"

Модифицированная (1)

18ч.


72/2 72/272/2


72/272/272/2


72/2 72/2 72/2





29

«Росток»

(для дошкольников)

Рук. Жарикова Л.И.


«Занимательная математика»

авторская (2г)

АБВГДЕЙКа

авторская (2г)

"Природа и мы"

Модифицированная (1)

18ч.


72/272/272/2


72/272/272/2


72/2 72/2 72/2




30

«Росток»

(для дошкольников)

Рук. Жукова Н.И.


«Занимательная математика»

Модифицированная(2г)

АБВГДЕЙКа

Модифицированная(2г)

Природа и мы"

(для дошкольников)

Рук. Полякова Т.Н.

Жарикова Л.И.

Жукова Н.И.

12ч.

72/2 72/2

72/2 72/2





31

«Родничок»

Рук Новикова Е.Н.

«Развитие речи у детей дошкольного возраста» Авторская (1 года)

20ч.

72/2 72/2

72/2 72/2

72/272/2

72/2 72/2

72/2 72/2



32

«Журналистика»

Рук. Доронина Т.Г.

«Журналистика»

Авторская (2 год)

10 ч.



144/4

216/6


33

«Основы православной культуры»

Рук Доронина Т.Г.

«Основы православ-

ной культуры»

модифицированная(4г)

8 ч.


144/4


144/4




«Школа лидера»

Рук.Чурюкина Е.М.

«Вершины успеха»

Авторская (4 года)

6 ч.


144/4

72/2



Физкультурно-спортивная

34

«Шашки. Шахматы»

Рук. Козлова Е.Б.

«Шашки. Шахматы»

Модифицированная(2г)


72/2

72/2

72/2



Блок платных услуг

35

«Занимательный английский»

Григорян А.Г.

«Занимательный английский»

Авторская заимствованная

/автор Соротогина Н.А.

(1год)

8 ч.

72/2

72/2

72/2

72/2





36

Студия «Солнышко»

Рук. Терехова В,И.

«Народная культура»

Авторская заимствованная (1 год)

2 ч.

72/2




37

«Радуга»

Рук. Шичкина М.М.

«Радуга»

Модифицированная(1г)

2 ч.

72/2




38

«Развивайка»

(для дошкольников)

Рук. Жукова Н.И.

«Развивайка»

Авторская (1 год)

5 ч.

72/2

72/2

36/1








Пояснительная записка

к учебному плану МБУДО Карачевский ДДТ


МБУДО Карачевский ДДТ как муниципальное учреждение дополнительного образования детей вместе с другими образовательными учреждениями других типов и видов, составляет целостную образовательную систему, строящуюся, прежде всего с учётом интересов детей и запросов семьи в целом, а также возможностей и перспектив экономического, демографического, социально-культурного развития Карачевского района.

МБУДО Карачевский ДДТ всем спектром предоставляемых образовательных услуг создаёт вариативный уровень образования, позволяющий индивидуализировать образовательный путь детей различных возрастных групп, реализуя их творческий потенциал, социальные запросы и устремления, естественную потребность в самоопределении. Каждая образовательная область в зависимости от местных условий, материально-технической оснащённости, научно-методической и кадровой обеспеченности представлена набором соответствующих образовательных программ. Реализуемые в ДДТ образовательные программы в основном авторские, утверждённые на экспертно-методическом совете ДДТ. Набор образовательных программ позволяет обеспечить полноту всего образовательного процесса учащихся различных возрастных групп, создавая содержательную и технологическую преемственность этапов обучения.

Данный учебный план составлен с учётом условий функционирования и реальных возможностей ДДТ. Планом определены:

  • перечень образовательных программ по направленностям;

  • годовая и недельная учебная нагрузка по каждой возрастной группе детей;

  • недельная часовая нагрузка педагога ДО.

Цель учебного плана отражает современную направленность дополнительного образования – развить творческие способности детей посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности мышления, удовлетворения потребности в труде и подготовки к свободному осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

Для реализации этой цели важно решить следующие задачи:

  • создать условия для развития личности каждого ребёнка, раскрытия его способностей к творчеству;

  • создать индивидуально-ориентированный подход к развитию личности, удовлетворяющий её духовно-нравственные, интеллектуальные, физические потребности;

  • помочь развить способность личности к самостоятельному решению проблем и постоянному самообразованию через стимулирование творческой активности;

  • обеспечить взаимное сотрудничество педагога дополнительного образования и учащихся, а также их родителей;

  • создать творческую атмосферу и установить контакт с каждым учащимся.

Набор учащихся в творческие объединения по образовательным программам проводится с учётом их склонности к технике, художественному моделированию, декоративно-прикладному и театральному искусству и т.п. Поэтому при комплектовании групп педагоги тактично и доброжелательно проводят собеседование с детьми, чтобы помочь в выборе вида деятельности дополнительного образования.

Учебный план составлен в соответствии с требованиями СанПиН.


5.2. Краткие характеристики дополнительных образовательных программ.


Художественно-эстетическая направленность:


1. Программа «От истоков до модерна» автор Анциферова Е.П. (дополнительная общеразвивающая, для детей 9-14 лет, три года обучения)

Цель программы: Создание оптимальных условий для развития творческого потенциала личности, формирования эстетического отношения к окружающему миру посредством изучения декоративно-прикладного искусства

2. Программа «Удивительный мир гитары» автор Балалаева С.А. (дополнительная общеразвивающая, для детей 9-15 лет, три года обучения)

Цель программы: обучение игре на гитаре.

3. Программа «Роспись по дереву» автор Беспалько О.И. (дополнительная общеразвивающая , для детей 7-15 лет, 3 года обучения)

Цель: Развитие способности к творческому самовыражению средствами народного и декоративно-прикладного искусства, художественной росписи.

4. Программа «Изобразительное искусство» автор Беспалько О.И. (дополнительная общеразвивающая, для детей 7-12 лет, три года обучения)

Цель: создание условий для развития творческих способностей выявления творческого потенциала детей, удовлетворения их потребностей в самореализации посредством обучения основным видам изобразительной деятельности,

5. Программа «Умелые руки» автор Беспалько О.И. (дополнительная общеразвивающая, для детей 5-10 лет, три года обучения)

Цель: Развитие способности к творческому самовыражению средствами изобразительного искусства, бумагопластики, изготовления поделок из природного материала

6. Программа «Юный художник» автор Гребенко В.Н. (дополнительная общеразвивающая,для детей 6-10 лет, 3 года обучения)

Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей каждого обучающегося, приобщение его к труду, как к осознанной и необходимой деятельности, посредствам обучения изобразительному искусству.

7. Программа «Клубок и фантазия» автор Дмитрюха Т.И.( дополнительная общеразвивающая , для детей 10-16 лет, 4 года обучения).

Цель программы: создание условий для развития способностей, раскрытия творческих возможностей и дарований учащихся, посредством обучения вязанию спицами и крючком в процессе работы с природным материалом.

8. Программа «Игрушка самоделка» автор Кармес Т.В, (дополнительная общеразвивающая, для детей 7-11 лет, срок реализации 3 года)

Цель: Создание условий для развития художественно творческих способностей, расширения общего кругозора ребенка, посредством приобщения его к декоративно-прикладному творчеству чрез изготовление игрушек-самоделок.

9 рограмма «Обучение игре на фортепиано» автор Каширина Н.Ю.( дополнительная общеразвивающая, для детей 6-16 лет, три года обучения)

Цель программы: создание условий для формирования музыкальной культуры ребёнка, посредством обучения игре на фортепиано.

10. Программа «Гусельки» автор Каширина Н.Ю.( дополнительная общеразвивающая, для детей 10-18 лет на три года обучения)

Цель программы: создание условий для формирования музыкальной культуры ребёнка, посредством обучения игре на гуслях.

11. Программа «Сольное пение» автор Каширина Н.Ю.( дополнительная общеразвивающая, для детей 6-14 лет, три года обучения)

Цель программы: приобщение обучающихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.

12. Программа «Истоки» автор Чуева М.Е. (дополнительная общеразвивающая, для детей 7-14 лет, три года обучения)

Цель программы: создание условий для развития творческих качеств личности детей средствами декоративно-прикладного искусства через познавательную творческую деятельность и освоении лепки из солёного теста.

13. Программа «Бисероткачество» автор Кошкарёва Е.И. (дополнительная общеразвивающая, для 9-14 лет, реализация программы 1 год)

Цель программы – формирование у обучающихся базовых основ культуры бисероткачества.

14. Программа «Фантазеры» автор Рассказова О.Н, (дополнительная общеразвивающая, для детей 7-10 лет)

Цель: Развитие способности к творческому самовыражению посредством приобщения к декоративно-прикладному искусству.

15. .Программа «Чудо-соломка» автор Рассказова О.Н.( дополнительная общеразвивающая, для детей 9-15лет, 3 года обучения)

Цель программы: создание условий для развития и самореализации склонностей, творческих способностей и задатков каждого ребёнка средствами декоративно-прикладного искусства, раскрытие эстетической значимости произведений народного искусства прошлых эпох и настоящего времени, развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

16 Программа «Выжигание» автор Рассказова О.Н, (дополнительная общеразвивающая, для детей 8-14 лет)

Цель: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой созидательной личности, социальное и профессиональное самоопределение.

17 Программа «Народная культура» автор Казакова И.Ю, (дополнительная общеразвивающая , для детей 7-16 лет, срок реализации 5 лет)

Цель: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно-творческих умений;нравственное становление.

18 Программа «Народная культура» автор Казакова И.Ю, (дополнительная общеразвивающая , для детей 7-16 лет, срок реализации 5 лет)

Цель: Развитие  творчески   активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.

19. Программа «Театр и дети» автор Морозова М.Ю.( дополнительная общеразвивающая,для детей 7-15лет, 4 года обучения)

Цель программы: развитие творчески активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.

20. Программа «Фольклорный театр» автор Цыганова О.Н.( дополнительная общеразвивающая, для детей 5-7лет, 2 года обучения)

Цель программы : изучение фольклорного театрального наследия народов

России во всём многообразии его компонентов и формирование культуры личности с раскрытием творческих способностей обучающегося в условиях театрального коллектива.

21. Программа «Букет рукоделий» автор Черкасова И.(дополнительная общеразвивающая, для детей 9-13лет, 2 года обучения)

Цель программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

22. Программа « По ступеням творчества» модифицированная, на основе программы Сорогиной С.А. автор-составитель Шичкина М.М. (дополнительное общеобразовательная, для детей 7-11лет, 3 года обучения)

Цель программы: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой созидательной личности, социальное и профессиональное самоопределение.

23 .Программа «Вокально-инструментальный ансамбль» автор Тарасов А.М. (дополнительная общеразвивающая, для детей 11-17 лет, 3 года обучения)

Цель программы: воспитание гармоническиразвитой личности, приобщение школьников к основам мировой музыкальной культуры, воспитание музыкального вкуса.

24. Рабочая программа «Гармония», п.д.о. Звонарева С.В. (на основе типовых программ: Белоусенко М.И. «Постановка певческого голоса», Д. Огороднова «»Музыкально-певческое воспитание детей», Никифорова Ю.С. «Детский академический хор»

Цель: формирование вокально-хоровых навыков, чувства музыки, стиля, музыкально-эстетического вкуса посредством приобщения к музыкальной и певческой культуры.

25. Программа « От упражнения к спектаклю» автор Игнатова М.Н.( дополнительная общеразвивающая, для детей 10-14лет, 3 года обучения)

Цель программы: развитие творчески активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.

26.Программа « Утро художника» автор Медкова Е.С.

(дополнительная общеразвивающая, для детей 7-12лет, 2 года обучения)

Цель программы: выработка и накопление у детей потребности в творчестве, активизация процессов и механизмов творческого воображения.

27 Программа «Мир вокального искусства» автор Суязова Г.А. (дополнительная общеразвивающая, для детей 10-13 лет, три года обучения)

Цель программы: формирование основ певческой культуры через приобщение детей к вокально-исполнительской деятельности.

Физкультурно-спортивная направленность:

2. Программа «Шашки, шахматы» автор Козлова Е.Б. (дополнительная общеобразовательная, для детей 7-12лет, 2 года обучения)

Цель программы: раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.


Научно-техническая направленность:

1. Программа «Самоделкин» автор Апухтин В.Ф. (дополнительная общеразвивающая, для детей 12-16 лет, два года обучения)

Цель программы: развитие личностного потенциала ребёнка посредством подготовки к обоснованному выбору профессии, самореализации в условиях рыночной экономики через углубленное изучение отдельных основополагающих тем радиоэлектроники.

Социально-педагогическая направленность:

1. Программа «Занимательная математика» автор-составитель Полякова Т.Н.( дополнительная общеразвивающая, для детей 5-6 лет, 2 года обучения)

Цель программы: адаптация к коллективной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста применения игровых методик.

2. Программа «АБВГДЕЙКа» авторы Кузина И.С., Жаронова М.В. (дополнительная общеразвивающая, для детей 5-6 лет, два года обучения)

Цель программы: создание условий для культурно-эстетического образования и развития творческой активности детей. Восполнения дефицита общения.

3. Программа «Мы» типовая (дополнительная общеразвивающая , детей 5-7 лет, 2 года обучения)

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

4. Программа «Развитие речи у детей дошкольного возраста» автор Новикова Е.Н. (дополнительная общеразвивающая, для детей 4-7 лет, 1 год обучения)

Цель - создание условий для развития умственных способностей, познавательных интересов, речевой культуры ребёнка в соответствии с его индивидуально-личностными особенностями.

5. Программа «Журналистика» автор Доронина Т.Г. (дополнительная общеразвивающая, детей 14-17 лет, 1 год обучения)

Цель программы: создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации, духовно-нравственного и интеллектуального совершенствования посредством изучения основ журналистского мастерства.

6. Программа «Основы православной культуры» автор В.Дорофеев (дополнительная общеразвивающая, для детей 6-18 лет, три года обучения)

Цель программы: Духовно-нравственное развитие детей посредством изучения основ православной культуры.

5. Программа «Вершины успеха» автор Иванова С.А. (дополнительная общеразвивающая, для детей 12-16лет, 1 год обучения)

Основная цель программы – создание условий для формирования у детей среднего и старшего школьного возраста допрофессиональных компетенций в области деятельности детских общественных организаций.

Естественнонаучная направленность:

1. Программа «Экологическое краеведение» автор Носова Г.А. (дополнительная общеразвивающая, для детей 6-10 лет, 2 года обучения)

Цель программы: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.



6. Характеристика инновационных образовательных процессов.

Инновационная деятельность, реализуемая в образовательном процессе ДДТ:

Серьезные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Технология системы занятий на протяжении длительного времени оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи обучающимся знаний, умений, навыков. Происходящие в современной общественной жизни изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Основным результатом деятельности ДДТ должно стать не только систематизация знаний, умений и навыков сама по себе, а формирование ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Метод проектов, являясь одним из основных методов обучения в современном образовании, как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций, помогает решать проблему, когда учащиеся могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Проектная деятельность как инновационная успешно вписалась в практику работы ДДТ: успешно на протяжении нескольких лет работает проект «Росток» (по программам социально-педагогической направленности: «Занимательная математика», «АБВГДЕЙКа», «Творческая мастерская», «Развитие речи у детей дошкольного возраста», эколого-биологической направленности: «Мы», культурологической направленности: «Народная культура»).

Цель проекта: Организация помощи в обучении и воспитании, физическом и духовном развитии ребенка старшего дошкольного возраста в целях безболезненной адаптации в школе, для «мягкого» вхождения в период школьного образования, восполнение информационных пробелов у родителей в вопросах физического и психологического здоровья детей.

Проект рассчитан для детей пяти – шести лет и их родителей. Реализация проекта предусматривает развитие у детей речи и мышления, развитие коммуникативных способностей, воображения, мышления, навыков изодеятельности, начальных представлений об окружающем мире у детей, также проект направлен на укрепление здоровья, совершенствование двигательной деятельности.

Программы, реализуемые в рамках проекта, дают детям возможность установления адекватных отношений с ведущими сферами деятельности (начальная социальная адаптация личности).

В реализации проекта предусмотрено оказание помощи родителям в познании и учете индивидуальных особенностей детей, общении со взрослыми людьми, сверстниками.

В деятельность проекта «Росток» и объединений младшего дошкольного возраста органично входит работа с родителями, главная задача которой – вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, удовлетворение их потребностей в профессиональной помощи со стороны педагогического коллектива.

В результате освоения программ проекта «Росток» и программ объединений для старшего дошкольного возраста дети смогут не только научиться рисовать, считать, писать, конструировать, у них создадутся предпосылки для формирования устойчивых творческих и познавательных интересов.

Работа по данному направлению продолжается и в настоящее время.

7. Мониторинг качества образовательного процесса.

Современный уровень подхода к уровню образования предусматривает определение его эффективности. С этой целью в ДДТ разработаны и утверждены на педагогическом совете - положение о системе оценки качества образования и положение о мониторинге качества образования.

Положение о системе оценки качества образования устанавливает единые требования при реализации системы оценки качества образования (далее – СОКО) в ДДТ.

Практическое осуществление СОКО строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Брянской области, муниципального образования, регламентирующими реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.

Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.

Целью СОКО является получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.

Система мониторинга качества образования МБУДО Карачевский ДДТ является составной частью системы оценки качества образования ДДТ и служит информационным обеспечением СОКО ДДТ.

Целью мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования ДДТ и основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития системы образования в ДДТ, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.


Программа мониторинга:

1. Показатели результатов

    1. Результаты достижений учащихся

    2. Результаты участия в мероприятиях разного уровня

    3. Формирование контингента и его сохранность

1.4 Соответствие требованиям стандартов и запросу потребителя

2. Показатели ресурсов и условий

    1. Индивидуальные характеристики

    2. Сетевые характеристики

    3. Характеристики управления

 

Составляющие педагогического мониторинга:

I. Портфолио педагога дополнительного образования:

Цель: Создание оптимальной формы отслеживания и фиксирования результатов педагогической деятельности.

Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе). Каждый отдельный материал должен датироваться. Портфолио целесообразно вести параллельно по следующим разделам.

Раздел 1. «Общие сведения о педагоге»

  • ФИО

  • Образование

  • Трудовой и педагогический стаж

  • Повышение квалификации

  • Наиболее значимые награды, грамоты, благодарственные письма

  • Дипломы различных конкурсов

Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности»

Материалы с результатами отслеживания:

  • Учебных достижений учащихся

  • Личностных достижений учащихся

  • Социально-педагогических достижений учащихся

Раздел 3. «Научно-методическая деятельность»

  • Список учебно-методического обеспечения;

  • Доклады на семинарах, конференциях, педагогических советах, заседаниях творческих групп

  • Тема самообразования, список литературы изученной по данной теме, отчёт по теме самообразования

  • Перечень публикаций

Раздел 4. «Результаты массовой работы»

  • Сценарии праздников, викторин, конкурсов и т.д.

  • Список мероприятий, реализуемых образовательным учреждением, форма участия в них.

Раздел 5. «Учебно-материальная база»

  • Перечень оборудования учебного кабинета (паспорт кабинета)

  • Перечень наглядных пособий

  • Перечень справочной литературы и дидактических материалов

Педагогами отслеживаются 3 группы достижений учащихся:

1.Учебные достижения:

  • Диагностическая карта освоения образовательной программы

  • Анкетирование, тестирование для определения уровня знаний, умений, навыков в соответствии с образовательной программой. (разрабатываются педагогами в соответствии с образовательной программой)

2. Личностные достижения:

  • Диагностическая карта развития личностных качеств учащихся

  • Уровень практической реализации творческих достижений детей. Заполнение данных о результатах участия в различных конкурсах, выставках, мероприятиях.

3.Социально-педагогические достижения:

  • Динамика уровня воспитанности учащихся (диагностическая карта)

    

7.1.  Модель личности выпускника

В создании модели личности воспитанника мы опирались на несколько факторов:  имеющийся педагогический опыт, изучение социального заказа, историко-культурные традиции нашего города, возможности нашего образовательного учреждения.  Работа с личностью ребенка предполагает изучение, развитие, формирование и коррекцию потребностей данной личности и мотивов её поведения, черт характера. Образовательный процесс позволяет организовывать такие виды деятельности, в которых наиболее эффективно развивается психологическая сфера личности, а также приобретаются знания, умения и навыки. Поэтому модель личности воспитанника мы представляем следующим образом. 


Самопознание и самоприятие. Самопознание – это познание себя, своих психофизиологических особенностей: реакций, функций, влечений, способностей, свойств, темперамента, а в итоге – особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни. Самоприятие – убежденность в реальности, законности и ответственности собственного бытия; наличие у личности позитивной «Я-концепции»; принятие себя такой, какова она есть, и при этом осознающей свои сильные и слабые стороны; открытой для общения и взаимодействия. Самоприятие – важнейшее психологическое основание для социального здоровья личности.

Признание и принятие окружающего мира – это уверенность в том, что этот мир гуманен, гармоничен, целесообразен. Убежденность, что он не является угрозой, его не надо опасаться. Человек не может жить в мире хаоса, абсурда, угрозы. Проявление агрессивности – это ответ на обиды, несправедливость и агрессию внешней среды (может быть и кажущуюся).

 Способность к рефлексии – умение анализировать свои чувства, понимать себя, свои потребности, чувства, выбирать способы эффективного поведения, предвидеть последствия, чтобы быть способным за них отвечать. Наиболее активно формируется это качество в подростковом возрасте.

Способность к пониманию, сочувствию и состраданию другому (эмпатия) умение поставить себя на место другого человека, почувствовать его эмоциональный настрой, понять мотив его поведения. Бездушие, жестокость чаще всего возникают из-за неспособности поставить себя на место другого человека, почувствовать его эмоциональное состояние.

Активность – это нацеленность на деятельность, преодоление жизненных проблем, оптимизм. Человек рождается активным, деятельным, устремленным на достижение и победу. Любопытство, желание реализоваться – качества, которые изначально присущи ребенку. Инертность, заторможенность, уход от общения, лень есть реакция на длительное неправильное воспитание.

Включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливым.  Жить радостно – это также великое умение и смысл жизни. Многие дети не научились получать удовольствие от приобретения знаний, от  чтения литературы, от общения с педагогом и со сверстниками, от процесса интеллектуальной и трудовой деятельности.

Обученность на уровне требований предъявленных соответствующими образовательными программами – предусматривает овладение ребенком знаниями, умениями, навыками определенными образовательными программами соответствующей направленности

На выходе мы хотим видеть выпускника, способного к самостоятельному и конструктивному выбору в различных ситуациях с той или иной степенью неопределенности, социально состоятельного - способного к эффективной ориентации и самореализации в разных социальных средах, социально и граждански зрелого.



8. Управление реализацией образовательной программы


8.1.Организационно-педагогическая деятельность.

Необходимо совершенствование организационно-управленческого компонента образовательной деятельности:

- переход с режима прямого контроля на режим совместного аналитического исследования;

- планирование работы по следующей схеме: потребности – планирование - реализация- результат;

- повышение роли педагогического совета в определении целей, задач и путей решения;

- совершенствование видов управленческой деятельности и их взаимосвязи; 

Управление ДДТ осуществляется на основании следующих нормативных документов: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенция о правах ребенка», Устав учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка, Должностные инструкции, Образовательная программа учреждения, Положение о педагогическом Совете, коллективный договор.

Работа с кадрами  осуществляется согласно четкому распределению должностных обязанностей, в соответствии с квалификационными характеристиками работников дополнительного образования. Совместно с педагогами формируется учебный план, в соответствии с которым распределяется учебная нагрузка.

Организационно-педагогическая деятельность основана на работе с педагогами дополнительного образования по решению следующих задач:

- перспективное и ситуативное планирование образовательной деятельности.

- обеспечение качественного образовательного процесса;

- повышение профессионального мастерства педагога;

- развитие творческого потенциала педагога;

- формирование нового педагогического мышления через самоанализ, рефлексивную и проектную практику.

- практическое внедрение форм диагностики в работу.

8.2. Структурная схема управления ДДТ

Организационная структура имеет три уровня управления. В непосредственном подчинении директора находятся: заместители директора по учебно-воспитательной работе и административно-хозяйственной части, руководитель отделения. Зам. директора по УВР координирует работу методической службы, а также руководителя отделения в части методической работы.

Штатным расписанием определены следующие ставки для управленческой службы:

  • Директор- 1ст.

  • Зам.директора по УВР – 1 ст.

  • Зам.директора по АХЧ– 1 ст.

  • Методист – 1 ст.

Основными нормативными документами, содержащими систему распределения функциональных обязанностей в учреждении являются:

  • приказ о функциональных обязанностях, который касается АУП и методистов, который издается директором в начале каждого учебного года, т.к. количество объединений в рамках направлений может незначительно меняться;

  • должностные инструкции, с которыми сотрудники знакомятся при поступлении на работу.

Директор распоряжается ресурсами организации и принимает решения об их использовании; осуществляет текущее руководство и необходимую юридическую поддержку (регистрацию, лицензирование и т.п.); обеспечивает необходимое финансирование, безопасность сотрудников и учащихся; осуществляет внешние связи; осуществляет стратегическое и текущее планирование деятельности.

Зам. директора по УВР подчиняются методисты, также ему подчиняется руководитель отделения в части работы с педагогическим персоналом. Он осуществляет управление основным образовательным процессом через планирование, координацию, анализ, общий контроль за качеством. Обеспечивает технологическое развитие учреждения через разработку программно-методических материалов, информационное обеспечение педагогического коллектива.

Методист

  • методист по работе с объединениями декоративно-прикладного искусства (далее ДПИ);

  • методист по работе объединений детьми дошкольного возраста.

Они распределяют задания, организуют их выполнение, осуществляют контроль за работой объединений, исходя из определенной им сферы деятельности. Проводят консультации и обеспечивают методическое сопровождение педагогов.

Наряду с этим они наделены специальными функциями. Так методист по работе с объединениями с ДПИ отвечает за выставочную и конкурсную деятельность. В обязанности методиста по работе с объединениями для детей дошкольного возраста входит работа по организации и проведению досуговых мероприятий с детьми дошкольного возраста, работа с родителями и родительским комитетом.


Директор предоставляет право решать зам. директора по УВР и методистам следующие вопросы:

-планирование и проведение мероприятий, проводимых с педагогами и учащимися в течение учебного года;

- сроки педагогических советов и др. мероприятий;

- формы повышения квалификации сотрудников;

- определять состав персонала, которому необходимо повышение квалификации;

- определять формы и методы контроля;

  • методы и формы, технологии проведения мероприятий;

-методическое обеспечение УВП.

Зам.директора по АХЧ предоставляется право решать вопросы:

- составление графика работы младшего обслуживающего персонала;

  • осуществление текущего и мелкого ремонта;

  • заключение договоров по обеспечению жизнедеятельности здания ДДТ;

  • приобретение хозинвентаря, чистяще-моющих средств и т.п.;

  • непосредственное участие в административно-хозяйственной деятельности учреждения.


8.3. Кадровое обеспечение выполнения программы 2018 год

Кадровая политика в сфере дополнительного образования ЦДТ заключается в создании системы кадровой подготовки специалистов ДО различных направлений деятельности, в координации деятельности по определению образовательных потребностей специалистов, в разработке новых программ и в апробации различных форм обучения.


Квалификация

Всего

% к общему числу пед. работников

Общая численность педагогов

из них - совместители

28

4

100 %

15 %

Имеют квалификационные категории:


24

86,00%

Образование

Всего

% к общему числу пед. работников

Высшее

24(22/2)

86,00%

Среднее специальное

4(3/1)

15,00%

Педагогический стаж

Всего

% к общему числу пед. работников

До 2 лет ;От 2 до 5 лет

1

4,00%

От 5 до 10 лет

2

7,00%

От 10 до 20 лет и выше

25(21/4)

89,00%


- высокий процент аттестованных педагогов – 86 %

- высокий образовательный уровень - высшее образование у большинства педагогов – 86 %

- высокий процент опытных педагогов с большим стажем работы от 10 до 20 лет и выше- 89%


Система кадровой подготовки ДДТ

В ДДТ сложилась определенная система повышения квалификации, отраженная на рис.

Педагогические советы


Внешняя среда

Внутренняя среда


Дополнительная профессиональная подготовка




Консультации (групповые, индивидуальные)



Совещания



Прохождение процедуры аттестации





Обучение в ВУЗах



Семинары, конференции, мастер-классы



Курсы повышения квалификации




В кадровом составе преобладает педагоги опытные, имеющие стаж от 10 до 20 лет и более.

К каждому педагогу нужен индивидуальный подход. Обучение, помощь молодым специалистам, в основном, происходит через оказание индивидуальных консультаций методистом и оказание помощи наставником.

С другой стороны, молодые педагоги, не имеющие опыта легче принимают изменения, происходящие как во внутренней среде, так и во внешней, организационную культуру учреждения, ее ценности, нормы. Инновационные процессы в среде молодых педагогов внедряются легче.

В тоже время педагоги, имеющие большой педагогический опыт могут организовывать множество видов деятельности на занятиях, разнообразить систему учёта знаний через частный контроль, тесты, собеседования, взаимоконтроль. Могут легко находить нестандартные решения в проблемных ситуациях.

Количество аттестованных педагогов увеличивается. Причинами являются:

- достижение педагогами высоких результатов ;

- оказание методической поддержки аттестующимся педагогам;

- приток новых специалистов, которым присваивается 1 кв. категория;

- педагогический коллектив ДДТ стал играть заметную роль в педагогической среде, педагоги стали чувствовать себя уверенней среди педагогического сообщества, повысилась их личностная самооценка.


8.4. Информационные ресурсы образовательного учреждения

    • библиотечный фонд – 165 экземпляров методической литературы;

    • Интернет

E-mail: [email protected]

    • Фонотека – 29 дисков;

Основными источниками информации по-прежнему являются книги. Библиотечный фонд содержит литературу:

- художественная;

- справочно-энциклопедическая;

- научно-методическая;

- учебная;

- периодические издания.

- электронные образовательные ресурсы сети интернет

для педагогов и учащихся.


Банк информационных ресурсов периодически пополняется.

8.5. Технические средства обеспечения образовательного процесса


Перечень компьютеров, имеющихся в учреждении


Тип техники

Спецификация

Количество

Системный блок

для работы администрации

1

Монитор

для работы администрации

1

Клавиатура

для работы администрации

1

Мышь

для работы администрации

1

ПК

для работы администрации

2




Дополнительное оборудование



Наименование

Характеристики

Количество

1

Караоки

САМСУНГ

1

2

Компьютерно-вышивальная машинка


1

3

Машинка швейная


1

4

Модем


1

5

Оверлог


1

6

Пианино


1

7

Принтер

Canon

1

8

Самодельный приемник передач


1

9

Телевизор

Горизонт

1

10

Гусли шлемодные


1

11

Классная доска


1

12

Музыкальный центр


1

13

Стенд


1

14

Жалюзи оконные


1

15

Ковер

2,4 х 3,4

1

16

Балалайка - мастер


1

17

Балалайка - пикколо


1

18

Видепроектор


1

19

Сканер


1

20

Утюг


1


8.6. Материально-финансовое обеспечение выполнения программы

Учреждение является муниципальным учреждением и финансируется из местного бюджета.

Помимо бюджетного финансирования для формирования материально-технической базы подключаются следующие источники: - спонсорская помощь (приобретение оборудования, инструментов, расходных материалов); - добровольные родительские пожертвования (приобретение приобретение звуковой аппаратуры);

В целом, можно констатировать следующие позитивные изменения в комплектовании МТБ ДДТ. Обновление материально-технического состояния происходит в плановом порядке по мере поступления средств.

1. Постепенно ликвидируется разрыв между современным уровнем жизни и оснащением образовательного процесса (информатизация, приобретение оборудования, мебели, инструментов и т.д.);

2. Обновление и пополнение МТБ не является однонаправленным, а осуществляется в соответствии с различными видами деятельности;

3. Управленческий персонал в соответствии со статусом юридического лица и компетенцией научился решать большую часть хозяйственных и правовых вопросов, что упрощает технологический процесс комплектования МТБ.

Материально-техническая база ДДТ комплектуется, обновляется и пополняется по нескольким направлениям:

  • приобретение видео и аудио оборудования;

  • поставка компьютерной и оргтехники;

  • обновление внешнего вида кабинетов;

- прочие приобретения, необходимые для функционирования учреждения.

МТБ соответствует целям и задачам учреждения, определенным в уставе. Соответствует правилам пожарной безопасности. Относящаяся к ДДТ часть здания оборудована охранно- пожарной сигнализацией, оборудована кнопками тревожной сигнализации. В учреждении есть уголки для обучающихся с правилами пожарной безопасности. Ведутся журналы инструктажей для сотрудников, проводятся инструктажи с детьми с фиксацией в журналах учета занятий.

МТБ соответствует санитарным нормам и правилам по устройству и содержанию образовательных учреждений и соответствует правилам техники безопасности;


Заключение

Определив цели и задачи на период 2018-2023гг. проведем краткий анализ перспектив реализации данной образовательной программы:

- активизация проектной деятельности в рамках системы методической работы, создание и реализация исследовательских проектов в учебно-воспитательном процессе ДДТ;

- расширение спектра образовательных услуг технической направленности для учащихся дошкольного и старшего подросткового возраста;

- эффективная структурно-функциональная модель взаимодействия ДДТ с родителями;

- усовершенствование системы повышения профессиональной квалификации педагогических кадров;

- участие ДДТ в развитии социокультурного пространства Карачевского района;

- поддержка стабильного контингента учащихся, получивших качественные образовательные услуги;

- возможность увеличения заработной платы сотрудников за счет платных услуг;

- создание условий для ведения платных услуг;

- упрочение контактов со средствами массовой коммуникации и общественными организациями;

- развитие и укрепление материально-технической базы ДДТ.


При реализации программы необходимо предусмотреть как возможные следующие риски:

  1. риск ограниченности ресурсов: кадровых, материальных, финансовых,

временных;

  1. риск сопротивления части сотрудников изменениям в процессе инноваций;

  2. недостаточная квалификация (знаний и умений) у отдельных педагогов;

  3. риск несоответствия предлагаемых образовательных услуг социальному заказу;















17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!