Программа развития
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Карачевский дом детского творчества
на период 2018 - 2023 гг.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Карачевский дом детского творчества
Составитель: Баканова Е.В., директор МБУДО Карачевский ДДТ.
Программа развития принята на педагогическом совете
МБУДО Карачевский ДДТ протокол №1 от 01.09.18г.,
утверждена приказом директора № 46\20 от 01.09.18г.
Содержание:
1. | Информационная справка. Общие сведения о МБУДО Карачевский ДДТ. | 4-10 |
| 1.1 | Юридический адрес | 4 |
| 1.2 | Фактический адрес | 4 |
| 1.3 | Учредитель | 4 |
| 1.4 | Лицензия | 4 |
| 1.5 | Концептуальная модель ДДТ | 5 |
| 1.6 | Деятельность ДДТ | 6 |
| 1.7 | Социальный заказ | 6 |
| 1.8 | Режим работы ДДТ | 7 |
| 1.9 | Контингент обучающихся | 7 |
| | 1.9.1. | Количество обучающихся в учреждении | 7 |
| | 1.9.2. | Возрастная характеристика детского коллектива | 8 |
| | | | |
| 1.10. | Результаты участия в мероприятиях различного уровня | 8 |
| 1.11. | Характеристика педагогического коллектива. | 8 |
| 1.12. | Коллегиальные органы ДДТ | 9 |
| 1.13. | Связи и контакты учреждения | 10 |
2. | Основные принципы образовательной политики ДДТ | 11 |
3. | Аналитическое обоснование программы. | 11-14 |
4. | Цели и задачи ДДТ на 2018-2023 гг. | 14-15 |
5. | Содержание образовательного процесса | 16-26 |
| 5.1. | Учебный план | 17-22 |
| 5.2. | Краткие характеристики дополнительных образовательных программ. | 22-26 |
6. | Характеристика инновационных образовательных процессов | 26-27 |
| 6.1. | Инновационные технологии, реализуемые в образовательном процессе ДДТ | 26-27 |
7. | Мониторинг качества образовательного процесса | 28-31 |
8. | Управление реализацией образовательной программы | 31-37 |
| 8.1. | Организационно-педагогическая деятельность. | 31-32 |
| 8.2. | Структурная схема управления ДДТ | 32-33 |
| 8.3. | Кадровое обеспечение выполнения программы | 33-35 |
| 8.4. | Информационные ресурсы образовательного учреждения | 35 |
| 8.5. | Технические средства обеспечения образовательного процесса | 35-36 |
| 8.6. | Материально-финансовое обеспечение выполнения программы | 36-37 |
| Заключение | 37-38 |
1. Общие сведения о ДДТ
Учреждение было создано в г. Карачев по свидетельству историков в 1939 году как Карачевский Дом пионеров, структурное подразделение Карачевского районного отдела народного образования (РОНО). В Карачевский районный Дом детского творчества учреждение было реорганизовано на основании Постановления администрации Карачевского района № 253 от 13.06.1995г. (структурное подразделение Карачевского РОНО).
С 12.12.2011г. учреждение переименовано в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Карачевский Дом детского творчества (МБОУ ДОД Карачевский ДДТ) на основании Постановления администрации Карачевского района №1431 от 12.12.2011г.
Учреждение переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Карачевский дом детского творчества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании Постановления администрации Карачевского района № 2051 от 18 декабря 2015 года «Об утверждении Устава Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Карачевский дом детского творчества в новой редакции» с целью реализации программ, предусмотренных лицензией.
Юридический адрес: 242500, Брянская область, г. Карачев,
ул. Федюнинского, д.2
1.2 Фактические адрес:242500, Брянская область, г. Карачев, ул.Федюнинского, д.2
Телефон:
8 (48335) 2-17-13
Факс: нет
Е – mail: [email protected]
1.3Учредитель: Муниципальное образование «Карачевский район»
1.4 Лицензия на осуществление образовательной деятельности Регистрационный №4378 выдана 14.12.2016г. Департаментом образования и науки Брянской области, срок действия лицензии - бессрочно.
по образовательным программам следующей направленности:
- техническая;
- художественная;
- социально-педагогическая;
- физкультурно-спортивная;
- туристско-краеведческая;
- естественнонаучная.
МБУДО Карачевский ДДТ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», нормативными правовыми актами Брянской области, муниципальными правовыми актами, приказами РУО, Уставом МБУДО Карачевский ДДТ.
1.5 Концептуальная модель ДДТ
Направления деятельности ДДТ:
Информационно-методическая деятельность:
-развитие и поддержка основных направлений деятельности в системе дополнительного образования Карачевского района;
-создание условий для профессионального роста педагогов дополнительного образования;
-совершенствование программно-методического обеспечения образовательного процесса в ДДТ;
-организационно-методическое сопровождение районных конкурсов, смотров, праздников, выставок;
-оказание методической помощи педагогам ДДТ и других образовательных учреждений в период аттестации;
-формирование и постоянное обновление нормативно-правового методического фонда, разработка и распространение методической продукции;
- организационно-методическое сопровождение детского общественного движения района.
2. Учебная деятельность:
-учебная деятельность ДДТ, которая осуществляется через функционирование творческих объединений различных направлений в соответствии с программами, утверждёнными на экспертно-методическом совете;
-организационная деятельность, направленная на совершенствование содержания, форм, методов работы по развитию профессионального творчества;
- создание условий для разработки и внедрения различных программ по профилю (разноуровневых, интегрированных, авторских и пр.), анализ качества этих программ;
- учебно-методическое, информационное обеспечение летней оздоровительной кампании.
3. Научно-педагогическая деятельность:
-организация научно-педагогических исследований в области развития творческих способностей детей и подростков в соответствии с профилем;
-организация и методическая деятельность по разработке и внедрению форм массовых мероприятий, направленных на развитие технического и профессионального творчества, смотров, конкурсов, олимпиад, конференций, фестивалей;
-экспозиционная деятельность (проведение тематических, авторских и пр. выставок, смотров-конкурсов лучших работ учащихся педагогов учреждений общего и дополнительного образования района и пр.);
1.6 Деятельность ДДТ
Деятельность ДДТ отличается личностно- деятельным характером учебного процесса, где ребенок может выбрать любое творческое объединение, в течение года допускается возможность перехода из одного объединения в другое. В Учреждении важное место отводится личностно- ориентированному подходу. Развитие у обучающихся установок на достижение успеха предусматривает приобретение ими опыта индивидуальной и совместной деятельности по достижению образовательных целей и задач.
Этому должен способствовать выбор методов и форм обучения, характерными чертами которого являются:
• вариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности школьников;
• направленность на развитие творческих способностей и освоение приемов исследовательской работы учащимися;
• личностно-ориентированная технология, которая способствует изменению системы взаимоотношений педагог - ребенок.
Образовательный процесс построен таким образом, при котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. При этом знания, умения и навыки учеников сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих учебных результатов.
Организация занятий и структура каждого объединения регламентируются образовательной программой. Используются групповые, звеньевые, фронтальные, индивидуальные и индивидуально-групповые формы занятий. Усилия педагогов направлены на создание доброжелательного, эмоционально комфортного, творческого микроклимата.
1.7 Социальный заказ
Социальный заказ, реализуемый учреждением, складывается из нескольких составляющих:
федеральный компонент;
региональный компонент;
муниципальный компонент.
Социальный заказ федерального уровня отражен в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» и «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей», в котором предназначение учреждения дополнительного образования детей определено как «развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества и государства». Как основное направление деятельности данная цель нашла свое отражение в Уставе ДДТ. Региональный компонент социального заказа регулируется на областном уровне и предполагает участие воспитанников в областных проектах и конкурсах. Муниципальный компонент предполагает проекцию государственных требований к работе учреждения в нашем районе. Это участие в реализации программ по дополнительному образованию, молодежной политике, программы летней оздоровительной кампании.
1.8 Режим работы ДДТ.
В ДДТ занятия в творческих объединениях организуются в течение всей недели. Режим работы с 09.00. до 18.00. часов. ДДТ работает в соответствии с годовым учебным планом, режимом занятий, утвержденными директором ДДТ и расписанием занятий творческих объединений, утвержденным директором. ДДТ организует работу с обучающимися в течение всего календарного года - 36 рабочих недель проводятся занятия в объединениях, в летнее время на базе ДДТ работают детские лагеря дневного пребывания детей (1 смена). На протяжении смены работают отряды: «Истоки» и «Город мастеров», которые в соответствии со своими программами осуществляют работу по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию детей и подростков.
Таким образом, режим работы ДДТ позволяет детям заниматься в творческих объединениях как в первую, так и во вторую смену.
1.9 Контингент обучающихся
1.9.1. Количество обучающихся в учреждении
Направленность, наименование творческих объединений | Численность обучающихся |
2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 |
Техническая направленность | 23 | 22 | 27 |
Художественная направленность | 595 | 628 | 613 |
Социально-педагогическая направленность | 178 | 174 | 162 |
Физкультурно-спортивная направленность | | 20 | 16 |
Туристско-краеведческая направленность | 12 | | |
Естественно-научная направленность | 24 | 24 | 16 |
ИТОГО: | 832 | 868 | 834 |
1.9.2. Возрастная характеристика детского коллектива
Категория детей | 2015-16 год | 20016-17 год | 2017-18 год |
Количество детей | % | Количество детей | % | Количество детей | % |
Дошкольный возраст до 7 лет | 128 | 15,4 % | 126 | 14,5 % | 126 | 15,1 % |
Младший школьный возраст 7 -10 лет | 395 | 47,5 % | 380 | 43,8 % | 346 | 41,5 % |
Средний школьный возраст 11 – 14 лет | 273 | 32,8 % | 302 | 34,8 % | 272 | 32,6 % |
Старший школьный возраст 15 – 16 лет | 36 | 4,3 % | 60 | 6,9 % | 90 | 10,8 % |
Анализ статистических данных контингента учащихся указывает на то, что среди воспитанников объединений преобладают дети младшего и среднего школьного возраста. Стабильно количество детей дошкольного возраста, потому что в связи с большим спросом, расширяется спектр образовательных услуг для данной категории детей.
1.10. Результаты участия в мероприятиях различного уровня
Учебный год | | Количество призовых мест |
Районный уровень | Областной уровень | Всероссийский уровень | международный уровень | ИТОГО: |
2015-2016 | 98 | 12 | - | 1 | 111 |
2016-2017 | 88 | 19 | 1 | - | 108 |
2017-2018 | 89 | 14 | 1 | 1 | 105 |
Из таблицы видно, что педагоги ДДТ находятся в постоянном поиске новых конкретных форм работы с детьми для выявления и поддержки творческих способностей каждого ребенка и привлечение их к участию в конкурсах и выставках. Каждого педагога и каждого ребенка, которые приходят в ДДТ, несомненно, ждет успех, потому что атмосфера ДДТ теплая, дружеская и наполнена духом творчества и радостью открытий.
1.11. Характеристика педагогического коллектива.
Квалификация | Всего | % к общему числу пед. работников |
Общая численность педагогов | 28 | 100,00% |
Имеют квалификационные категории: | 24 | 86,00 % |
| 7 | 25,00 % |
| 13 | 47,00 % |
Не имеют квалификационные категории: | 4 | 14,00 % |
Образование | Всего | % к общему числу пед. работников |
Высшее | 24 | 86,00 % |
из них: высшее педагогическое | 22 | 79,00 % |
из них: высшее непедагогическое | 2 | 7,00 % |
Среднее специальное | 4 | 14,00 % |
из них: педагогическое | 3 | 11,00 % |
из них: непедагогическое | 1 | 3,00% |
Педагогический стаж | Всего | % к общему числу пед. работников |
До 2 лет | - | 0,00 % |
От 2 до 5 лет | - | 0,00 % |
От 5 до 10 лет | 1 | 3,00 % |
От 10 до 20 лет | 10 | 36,00 % |
Более 20 лет | 17 | 61,00 % |
1.12. Коллегиальные органы ДДТ.
В ДДТ определенные полномочия имеют следующие коллегиальные органы:
Совет учреждения - выборный орган, осуществляющий общее руководство учреждением.
Педагогический совет – орган самоуправления педагогических и административных работников ДДТ, созданный в целях развития и совершенствования образовательного процесса в Учреждении.
Педагогический совет имеет право:
- обсуждать и принимать план работы ДДТ, программы различной направленности
-заслушивать информацию и отчеты различного характера
Экспертно-методический совет имеет право:
- осуществлять экспертную оценку дополнительных образовательных программ, учебных планов педагогических работников ДДТ;
- принимать участие в анализе деятельности ДДТ;
- оказывать методическую помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой деятельности детей, а также помощи детским и юношеским общественным объединениям и организациям.
Аттестационная комиссия уполномочена:
- принимать решение о соответствии заявленной квалификационной категории вновь назначенным сотрудникам администрации учреждения;
- давать рекомендации по мониторингу педагогической деятельности.
Комиссия по социальному страхованию уполномочена:
- решать вопросы о предоставлении и распределении оздоровительных путевок для сотрудников и их детей.
Профсоюзный комитет уполномочен:
- вносить предложения по установлению доплат и надбавок сотрудникам;
- контролировать состояние ОТ (охраны труда) и ТБ (техники безопасности) в учреждении;
- разбирать спорные вопросы на Комиссии по трудовым спорам.
1.13. Связи и контакты учреждения.
В процессе своей деятельности ДДТ взаимодействует с учреждениями
Карачевского района.
МБУДО Карачевский ДДТ
Формы взаимодействия с семьей и общественностью;
1. С семьёй:
- приглашение и участие родителей в праздничных мероприятиях ДДТ;
- участие родителей в образовательном процессе (объединения социально-педагогического направления);
- проведение для родителей индивидуальных и групповых консультаций педагогов, методистов.
2. Формы взаимодействия с общеобразовательными школами, другими организациями:
- с СОШ и ДОУ: организация совместных выставок, проведение экскурсий, проведение интеллектуально-досуговых мероприятий; кружковая работа;
- с городской библиотекой: организация тематических выставок, семинаров;
- с отделом культуры: организация и проведение совместных выставок и концертов;
- с Центром социального обслуживания населения: организация выставок, утренников и концертов;
- с Комитетом по делам молодёжи: подготовка и проведение совместных мероприятий;
с редакцией газеты «Заря»: периодическое издание статей о деятельности ДДТ;
С Соцприютом: организация кружковой работы, проведение утренников.
2.Основные принципы образовательной политики ДДТ.
- принцип развития (стимулирование и поддержка эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения практических задач);
- принцип целостности образа мира (осознание ребенком разнообразных связей между объектами и явлениями, сформировать умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет);
- принцип культуросообразности (создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культур современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов);
- принцип вариативности (возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения).
3. Аналитическое обоснование программы.
3.1. Структура контингента учащихся.
Численность обучающихся на протяжении последних 3х лет стабильна.
Увеличивается количество объединений художественно-эстетической направленности - это в основном объединения, занимающиеся декоративно-прикладным и художественными видами творчества. В 2015-2018 г.г. в рамках этого направления успешно работают творческие объединения: «Вокальное пение», «Театральная студия «Созвездие», « Гитара», фольклорная студия «Сударики» и др., также были созданы творческие коллективы: оркестр народных инструментов и ансамбль ложкарей.
В 2015-2017г.г. увеличилась численность воспитанников социально-педагогической направленности в объединениях занимающихся по дополнительным общеразвивающим программам «Развивайка», «АБВГДЕЙКа», «Природа и мы», в связи с возросшим спросом на образовательные услуги для дошкольников.
Анализ статистических данных контингента учащихся указывает на то, что среди воспитанников объединений преобладают дети младшего и среднего школьного возраста.
Уменьшение количества детей старшего возраста настораживает, но в то же время у этих детей, посещающих занятия наблюдается более осознанное отношение к избранному виду деятельности и стремление к результативности.
Для улучшения ситуации необходимо продумать программу работы с подростками, где мероприятия необходимо простаивать с учетом возрастных особенностей детей (желание общаться, чувствовать себя равным среди взрослых и сверстников, стремление к самостоятельности и т.д.).
Одним из решений является работа с проектами, где ребенок может быть в роли генератора идеи, участником её реализации и может увидеть конечный продукт своей деятельности, кроме того, сам принцип командной работы предполагает субъект-субъектные отношения между взрослым и ребенком.
3.2. Образовательная деятельность
Отслеживая результаты, анализируя программы и отчеты педагогов можно сделать вывод, что большинство творческих объединений в ДДТ в образовательном процессе проходят три уровня развития:
- на первом уровне определяются образовательные цели и параметры, такие как результат образовательного процесса, итоговый «продукт» ребенка, уровни усвоения опыта, цели мотивации и в соответствии с ними педагог выявляет содержание, модель, формы и методы работы.
- на втором уровне педагог определяет содержание деятельности своего объединения как получение суммы знаний по ряду разделов данного вида деятельности, как формирование суммы определенных умений и навыков.
Цель образовательного процесса на данных уровнях – дать знания, умения, навыки, организовать досуг. В результате педагог и ребенок получает репродуктивный продукт (модель по образцу).
-на третьем уровне наиболее опытные творческие педагоги придерживаются тенденции развития у детей познавательных, эвристических способностей, на этом этапе цель образовательного процесса – научить получать знания самостоятельно, формировать стремление к самовыражению. На третьем уровне ребенок вырабатывает субъективно новый продукт. Данная тенденция связана на наш взгляд с приобретением опыта работы у молодых педагогов, повышением общего уровня педагогической компетенции и компетентности педагогического коллектива, который происходит в результате методической работы, построения системы мотивации педагогов, разработки педагогами программ по второму и третьему году обучения. Результатом стало увеличение числа детей, участвующих в выставках областного и городского уровня, рост призовых мест, увеличение числа детей, которые осваивают программы второго и третьего года обучения.
3.3. Воспитательная деятельность
Содержание воспитания. Учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:
- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
- представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей;
- трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности; — физической культуры, навыков здорового образа жизни.
Формирование воспитывающей среды:
ДДТ гарантирует организацию жизнедеятельности детского и педагогического коллективов в соответствии с общепринятыми нравственными нормами человеческого общежития, правилами этикета; формирование у детей знаний о своих правах и механизмах их реализации в современном социуме; атмосферу терпимости, доброжелательности, уважения к человеческой личности, взаимопомощи, сотворчества в коллективной деятельности и содействия коллектива личностному успеху каждого учащегося.
В соответствии с воспитательными целями:
- формируется информационное пространство образовательного учреждения,
- обеспечивается эстетика помещений, в которых осуществляется воспитательный процесс;
- осуществляется обеспечение системы противодействия негативным явлениям в детской и подростковой среде;
- открытый характер воспитательной системы обеспечивается: контактом с семьей, участием родителей в процессе воспитания, доступностью для родителей информации об эффективности процесса воспитания ребенка, его индивидуальных особенностях духовно-нравственного становления; повышением психолого-педагогических знаний родителей; взаимодействием учреждения с другими социальными институтами окружающего социума, направленного на повышение эффективности воспитательного процесса.
Отношения | Цели воспитания (цели среднего уровня) |
6-10 лет | 11-12 лет | 13-14 лет | 15-17 лет |
К знаниям | Развитие любознательности | Развитие познавательного интереса | Развитие познавательной активности | Развитие познавательной потребности |
К обществу | Уважение к школе и семье | Уважение к людям | Уважение к обществу и власти | Гражданская позиция |
К труду | Трудолюбие | Интерес к труду | Потребность в труде | Готовность профессиональному самоопределению |
К природе | Бережное отношение к природе | Экологическая грамотность | Экологическая культура | Экологическая потребность |
К прекрасному | Чувство прекрасного | Эстетический вкус | Эстетическая культура | Эстетическое отношение к действительности |
К себе | Я — человек | Я — личность | Самоуважение. Взаимоуважение. Здоровье | Готовность к личностному и мировоззренческому самоопределению |
Одной из главных составляющих воспитательной деятельности является культурно–развивающий досуг.
Работа по культурно-досуговой деятельности ведется для детей района. Уже традиционным стало проведение на базе ДДТ районных мероприятий: выставок декоративно-прикладного творчества, конкурсов соцпроектов и исследовательских работ, конкурсов чтецов, фотовыставок, детских фестивалей, утренников, тематических праздников и т.д.
3.4. Общие выводы по итогам анализа всех позиций:
Сильные стороны деятельности учреждения:
- профессиональный педагогический коллектив (86% - аттестованы, 86%- высшее образование). Организована система повышения квалификации, через которую проходят все педагогические работники.
- стремление к развитию и инновационной деятельности. Каждый год расширяется спектр образовательных услуг, стабильна численность детей, посещающих ДДТ.
- наличие команды единомышленников, разделяющих ценности и нормы учреждения, имеющие опыт преодоления кризисных ситуаций.
Слабые стороны учреждения:
Анализ результатов деятельности обозначил проблемы, на которые следует обратить внимание:
- несмотря на увеличение призовых мест у многих педагогов присутствует недостаточная мотивация на результативность деятельности;
- недостаточное финансирование тормозит развитие технических объединений, которые требуют больших материальных затрат;
- недостаточно условий (кадровых и методических) для организации работы с подростками;
- требует дальнейшего развития эффективность форм работы с родителями.
4. Миссия, цели и задачи ДДТ на 2018-2023г.
Миссия: создание необходимых условий для развития творческого потенциала детей и подростков посредством оказания дополнительных образовательных услуг профессиональной педагогической командой.
Основной целью реализации настоящей комплексной образовательной программы является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных услуг в интересах личности, общества, государства.
Более подробная постановка цели заключается в следующем:
индивидуально-ориентированный подход к развитию личности, удовлетворяющего его духовно-нравственные, интеллектуальные, физические потребности;
деятельностный подход, определяющий развитие способностей личности к самостоятельному решению проблем и постоянному самообразованию через стимулирование творческой активности;
ценностно- целевой подход, предусматривающий самоопределение и адаптацию личности в системе социально-культурных ценностей.
В соответствии с целью основными задачами реализации комплексной образовательной программы являются:
активизация проектной и исследовательской деятельности в рамках системы методической работы;
создание условий (кадровых и методических) для расширения спектра образовательных услуг для дошкольников и учащихся старшего подросткового возраста;
развитие структурно-функциональной модели взаимодействия ДДТ с родителями;
совершенствование системы повышения профессиональной квалификации педагогических кадров;
создание условий для введения новых и развития уже существующих видов деятельности, в том числе и через введение платных дополнительных образовательных услуг;
развитие и укрепление материально-технической базы ДДТ за счёт бюджетных и внебюджетных средств:
- обновление оборудования для проведения занятий (техническое оснащение кабинетов для работы объединений технической, естественнонаучной направленности и кабинетов для декоративно-прикладного творчества);
- приобретение технических средств обучения: ПК, музыкальных инструментов, музыкального оборудования;
- приобретение музыкальных инструментов и пошив костюмов для объединений художественного отдела.
- приобретение компьютерной и оргтехники для педагогического и административного персонала;
- обновление фонда учебной и методической литературы в целях программного обеспечения образовательного процесса;
5. Содержание образовательного процесса
Всего в ДДТ на настоящее время реализуется 38 дополнительных общеразвивающих программ по 6 направленностям, охватывая разные возрастные категории (с 5 лет до 18 лет). Все программы утверждаются на экспертно-методическом совете. Большинство образовательных программ являются авторскими.
Анализируя программы, можно сделать вывод, что все программы оформлены и сделаны по единой структуре: пояснительная записка, учебный план, содержание программы, прогнозируемые результаты, методическое обеспечение, сведения об авторе, литература, рецензии. В каждой программе определен срок обучения. Анализ классификации программ позволяет сделать вывод о том, что наибольшее их количество художественно-эстетической направленности – 66% .
№ | Направленность | Количество программ | % |
1. | Художественно-эстетическая | 25 | 66,00% |
2. | Технической | 2 | 5,00% |
3. | Естественнонаучной | 1 | 2,00% |
4. | Социально-педагогическая | 8 | 23,00% |
5. | Физкультурно-спортивная | 1 | 2,00% |
6 | Туристско-краеведческой | 1 | 2,00% |
Сроки реализации дополнительных образовательных программ:
Сроки реализации: | % |
| 16,00% |
| 21,00% |
| 63,00% |
Проводя анализ образовательных программ по критерию- продолжительность их освоения, можно сделать вывод, что преобладают программы до 3 лет обучения и - 51 %.
5.1. Учебный план
МБУДО Карачевский дом детского творчества на 2018/19 учебный год
№ | Направленность, творческое объединение, ФИО руководителя | Название и тип программы | Недельная часовая на-грузка педагога | Дошкольный возраст | 1 год обучения | II год обучения | III год обучения |
Кол-во часов в год/неделю на группу уча-щихся | Кол-во часов в год/неделю на группу уча-щихся | Кол-во часов в год/неделю на группу уча-щихся | Кол-во часов в год/неделю на группу уча-щихся |
Художественно-эстетическая направленность |
1 | Творческое объединение «Русский стиль» Рук . Анциферова Е.П. | «От истоков до модерна» авторская (3года) | 10ч. | | 144/4 | | 216/6 |
2 | Т.о. «Роспись по дереву» Рук. Беспалько О.И. | «Роспись по дереву» Модифицированная (3 года) | 6ч | | 216/6 | | |
3 | Т.о. «Умелые руки» Рук. Беспалько О.И. | «умелые руки» Модифицированная (3 года) | 4ч. | | 144/4 | | |
4 | Т. о. «ИЗО» Рук. Беспалько О.И. | «Изобразительное искусство» модифицированная (3 года) | 12ч. | | 144/4 144/4 | 144/4 | |
5 | Т.о. «Бисероткачество» Рук. Кошкарева Е.И. | «Бисероткчество» авторская (2 года) | 10ч. | | 144/4 | 216/6 | |
6 | Т.о. «Чудеса творчества» Рук. Кошкарева Е.И. | «Истоки» авторская – заимствованная /автор Чуева М.Е./ (3 года) | 10ч. | | 72/2 144/4 | 144/4 | |
7 | Т.о. «Клубок и фантазия» Рук. Дмитрюха Т,И. | «Клубок и фантазия». Авторская (4 года) | 18ч | | 144/4 | 144/4 144/4 | 216/6 |
8 | Т.о.«Мягкая игрушка» Рук. Кармес Т.В. | «Игрушка самоделка» Авторская (3 года) | 18ч | | 72/2 | 144/4 144/4 144/4 144/4 | |
9 | Т.о. «Волшебная ниточка» Рук. Черкасова И.А. | «Букет рукоделий» Авторская (3года) | 18ч | | 144/4 144/4 | 144/4 216/6 | |
10 | «Веселые краски» Рук. Шичкина М.М. | «По ступеням творчества» модифицированная (3 года) | 26ч | | 144/4 144/4 144/4 | 144/4 144/4 216/6 | |
11 | «Веселая кисточка» Рук. Гребенко В.Н. | «Юный художник» Авторская (3 года) | 22 ч. | | 144/4 144/4 144/4 | 144/4 216/6 | |
12 | Т.о. «Декоративный дизайн» Рук. Жукова Н,И. | «Декоративный дизайн» Авторская (5 лет) | 10ч | | | 216/6 | 144/4 |
13 | Т.о. «Фантазеры» Рук. Рассказова О.Н. | «Фантазеры» Модифицированная (2 года) | 4 ч. | | 144/4 | | |
14 | Т.о. «Чудо-соломка» Рук. Рассказова О.Н. | «Чудо-соломка» Авторская (3года) | 6 ч | | 216/6 | | |
15 | Т.о. «Выжигание» Рук. Рассказова О.Н. | «Выжигание» Авторская (3 года) | 8 ч | | 144/4 144/4 | | |
16 | «Гитара» Рук. Балалаева С.А. | «Удивительный мир гитары» Авторская (3 года) | 30ч. | | 72/2 72/2 72/2 | 72/2 72/2 72/2 72/2 72/2 72/2 | 72/2 72/2 72/2 72/2 72/2 72/2 |
17 | «Фортепиано» Рук. Бусаева А.А. | «Обучение игре на фортепиано» Авторская, заимствованная/автор Каширина Н.Ю./(3 г.) | 12ч. | | 72/2 72/2 72/2 | 72/2 72/2 72/2 | |
18 | «Народная культура» Рук. Терехова В.И. | «Народная культура» авторская - заимствованная /автор Казакова И.Ю./ (5 лет) | 6ч | | 216/6 | | |
19 | Театральная студия «Созвездие» Рук. Титова М.Ю. | «Театр и дети» Авторская заимствованная /автор Морозов М.Ю/(4 года) | 16ч. | | 144/4 | 144/4 144/4 | 216/6 |
20 | Фольклорная студия «Сударики» Рук. Титова М.Ю. | «Фольклорный театр» Авторская (3 года) | 8 ч. | | 144/4 | 144/4 | |
21 | Фольклорная студия «Сударики» Рук. Звонарева С.В | «Фольклорный театр» Авторская/автор Титова М.Ю./(3 года) | 8 ч. | | 144/4 | 144/4 | |
22 | «Вокальная группа «Гармония» Рук. Звонарева С.В. | «Гармония» вокльно-хоровое пение модифицированная, заимствованная(2 года) | 4ч. | | 72/2 72/2 | 72/2 | 72/2 |
23 | Театральная студия «Сияние» Рук. Шаева М.Н. | «От упражнения к спектаклю» модифицированная (3 года) | 4ч | | 144/4 | | |
24 | Сольное пение Рук. Каширина Н.Ю. | «Сольное пение» Модифицированная, заимствованная3 года | 22 ч | | 72/2 72/2 72/2 72/2 | 72/2 72/2 | |
25 | Фортепиано Рук. Каширина Н.Ю | «Обучение игре на фортепиано» Модифицированная(3 г.) | 4 ч | | 144/4 | | |
26 | Т.о. «Умелые руки» Рук. Чурюкина Е.И. | «умелые руки» Модифицированная (3 года) | 2ч | | 72/2 | | |
Естественнонаучнаянаправленность |
27 | «Экологическое краеведение» Рук. Куксина М.М. | «Экологическое краеведение» авторская – заимствованная /автор НосоваГ.А., ЯнченкоГ.М./ (2 года) | 12ч. | | 216/6 | 216/6 | |
Социально-педагогическая направленность |
28 | «Росток» (для дошкольников) Рук. Полякова Т.Н. | «Занимательная математика» Авторская (2г) АБВГДЕЙКа Авторская (2г) "Природа и мы" Модифицированная (1) | 18ч. | 72/2 72/272/2 72/272/272/2 72/2 72/2 72/2 | | | |
29 | «Росток» (для дошкольников) Рук. Жарикова Л.И. | «Занимательная математика» авторская (2г) АБВГДЕЙКа авторская (2г) "Природа и мы" Модифицированная (1) | 18ч. | 72/272/272/2 72/272/272/2 72/2 72/2 72/2 | | | |
30 | «Росток» (для дошкольников) Рук. Жукова Н.И. | «Занимательная математика» Модифицированная(2г) АБВГДЕЙКа Модифицированная(2г) Природа и мы" (для дошкольников) Рук. Полякова Т.Н. Жарикова Л.И. Жукова Н.И. | 12ч. | 72/2 72/2 72/2 72/2 | | | |
31 | «Родничок» Рук Новикова Е.Н. | «Развитие речи у детей дошкольного возраста» Авторская (1 года) | 20ч. | 72/2 72/2 72/2 72/2 72/272/2 | 72/2 72/2 72/2 72/2 | | |
32 | «Журналистика» Рук. Доронина Т.Г. | «Журналистика» Авторская (2 год) | 10 ч. | | | 144/4 216/6 | |
33 | «Основы православной культуры» Рук Доронина Т.Г. | «Основы православ- ной культуры» модифицированная(4г) | 8 ч. | | 144/4 | 144/4 | |
| «Школа лидера» Рук.Чурюкина Е.М. | «Вершины успеха» Авторская (4 года) | 6 ч. | | 144/4 72/2 | | |
Физкультурно-спортивная |
34 | «Шашки. Шахматы» Рук. Козлова Е.Б. | «Шашки. Шахматы» Модифицированная(2г) | 6ч | | 72/2 72/2 | 72/2 | |
Блок платных услуг |
35 | «Занимательный английский» Григорян А.Г. | «Занимательный английский» Авторская заимствованная /автор Соротогина Н.А. (1год) | 8 ч. | 72/2 72/2 72/2 72/2 | | | |
36 | Студия «Солнышко» Рук. Терехова В,И. | «Народная культура» Авторская заимствованная (1 год) | 2 ч. | 72/2 | | | |
37 | «Радуга» Рук. Шичкина М.М. | «Радуга» Модифицированная(1г) | 2 ч. | 72/2 | | | |
38 | «Развивайка» (для дошкольников) Рук. Жукова Н.И. | «Развивайка» Авторская (1 год) | 5 ч. | 72/2 72/2 36/1 | | | |
Пояснительная записка
к учебному плану МБУДО Карачевский ДДТ
МБУДО Карачевский ДДТ как муниципальное учреждение дополнительного образования детей вместе с другими образовательными учреждениями других типов и видов, составляет целостную образовательную систему, строящуюся, прежде всего с учётом интересов детей и запросов семьи в целом, а также возможностей и перспектив экономического, демографического, социально-культурного развития Карачевского района.
МБУДО Карачевский ДДТ всем спектром предоставляемых образовательных услуг создаёт вариативный уровень образования, позволяющий индивидуализировать образовательный путь детей различных возрастных групп, реализуя их творческий потенциал, социальные запросы и устремления, естественную потребность в самоопределении. Каждая образовательная область в зависимости от местных условий, материально-технической оснащённости, научно-методической и кадровой обеспеченности представлена набором соответствующих образовательных программ. Реализуемые в ДДТ образовательные программы в основном авторские, утверждённые на экспертно-методическом совете ДДТ. Набор образовательных программ позволяет обеспечить полноту всего образовательного процесса учащихся различных возрастных групп, создавая содержательную и технологическую преемственность этапов обучения.
Данный учебный план составлен с учётом условий функционирования и реальных возможностей ДДТ. Планом определены:
перечень образовательных программ по направленностям;
годовая и недельная учебная нагрузка по каждой возрастной группе детей;
недельная часовая нагрузка педагога ДО.
Цель учебного плана отражает современную направленность дополнительного образования – развить творческие способности детей посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности мышления, удовлетворения потребности в труде и подготовки к свободному осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Для реализации этой цели важно решить следующие задачи:
создать условия для развития личности каждого ребёнка, раскрытия его способностей к творчеству;
создать индивидуально-ориентированный подход к развитию личности, удовлетворяющий её духовно-нравственные, интеллектуальные, физические потребности;
помочь развить способность личности к самостоятельному решению проблем и постоянному самообразованию через стимулирование творческой активности;
обеспечить взаимное сотрудничество педагога дополнительного образования и учащихся, а также их родителей;
создать творческую атмосферу и установить контакт с каждым учащимся.
Набор учащихся в творческие объединения по образовательным программам проводится с учётом их склонности к технике, художественному моделированию, декоративно-прикладному и театральному искусству и т.п. Поэтому при комплектовании групп педагоги тактично и доброжелательно проводят собеседование с детьми, чтобы помочь в выборе вида деятельности дополнительного образования.
Учебный план составлен в соответствии с требованиями СанПиН.
5.2. Краткие характеристики дополнительных образовательных программ.
Художественно-эстетическая направленность:
1. Программа «От истоков до модерна» автор Анциферова Е.П. (дополнительная общеразвивающая, для детей 9-14 лет, три года обучения)
Цель программы: Создание оптимальных условий для развития творческого потенциала личности, формирования эстетического отношения к окружающему миру посредством изучения декоративно-прикладного искусства
2. Программа «Удивительный мир гитары» автор Балалаева С.А. (дополнительная общеразвивающая, для детей 9-15 лет, три года обучения)
Цель программы: обучение игре на гитаре.
3. Программа «Роспись по дереву» автор Беспалько О.И. (дополнительная общеразвивающая , для детей 7-15 лет, 3 года обучения)
Цель: Развитие способности к творческому самовыражению средствами народного и декоративно-прикладного искусства, художественной росписи.
4. Программа «Изобразительное искусство» автор Беспалько О.И. (дополнительная общеразвивающая, для детей 7-12 лет, три года обучения)
Цель: создание условий для развития творческих способностей выявления творческого потенциала детей, удовлетворения их потребностей в самореализации посредством обучения основным видам изобразительной деятельности,
5. Программа «Умелые руки» автор Беспалько О.И. (дополнительная общеразвивающая, для детей 5-10 лет, три года обучения)
Цель: Развитие способности к творческому самовыражению средствами изобразительного искусства, бумагопластики, изготовления поделок из природного материала
6. Программа «Юный художник» автор Гребенко В.Н. (дополнительная общеразвивающая,для детей 6-10 лет, 3 года обучения)
Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей каждого обучающегося, приобщение его к труду, как к осознанной и необходимой деятельности, посредствам обучения изобразительному искусству.
7. Программа «Клубок и фантазия» автор Дмитрюха Т.И.( дополнительная общеразвивающая , для детей 10-16 лет, 4 года обучения).
Цель программы: создание условий для развития способностей, раскрытия творческих возможностей и дарований учащихся, посредством обучения вязанию спицами и крючком в процессе работы с природным материалом.
8. Программа «Игрушка самоделка» автор Кармес Т.В, (дополнительная общеразвивающая, для детей 7-11 лет, срок реализации 3 года)
Цель: Создание условий для развития художественно творческих способностей, расширения общего кругозора ребенка, посредством приобщения его к декоративно-прикладному творчеству чрез изготовление игрушек-самоделок.
9 .Программа «Обучение игре на фортепиано» автор Каширина Н.Ю.( дополнительная общеразвивающая, для детей 6-16 лет, три года обучения)
Цель программы: создание условий для формирования музыкальной культуры ребёнка, посредством обучения игре на фортепиано.
10. Программа «Гусельки» автор Каширина Н.Ю.( дополнительная общеразвивающая, для детей 10-18 лет на три года обучения)
Цель программы: создание условий для формирования музыкальной культуры ребёнка, посредством обучения игре на гуслях.
11. Программа «Сольное пение» автор Каширина Н.Ю.( дополнительная общеразвивающая, для детей 6-14 лет, три года обучения)
Цель программы: приобщение обучающихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.
12. Программа «Истоки» автор Чуева М.Е. (дополнительная общеразвивающая, для детей 7-14 лет, три года обучения)
Цель программы: создание условий для развития творческих качеств личности детей средствами декоративно-прикладного искусства через познавательную творческую деятельность и освоении лепки из солёного теста.
13. Программа «Бисероткачество» автор Кошкарёва Е.И. (дополнительная общеразвивающая, для 9-14 лет, реализация программы 1 год)
Цель программы – формирование у обучающихся базовых основ культуры бисероткачества.
14. Программа «Фантазеры» автор Рассказова О.Н, (дополнительная общеразвивающая, для детей 7-10 лет)
Цель: Развитие способности к творческому самовыражению посредством приобщения к декоративно-прикладному искусству.
15. .Программа «Чудо-соломка» автор Рассказова О.Н.( дополнительная общеразвивающая, для детей 9-15лет, 3 года обучения)
Цель программы: создание условий для развития и самореализации склонностей, творческих способностей и задатков каждого ребёнка средствами декоративно-прикладного искусства, раскрытие эстетической значимости произведений народного искусства прошлых эпох и настоящего времени, развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
16 Программа «Выжигание» автор Рассказова О.Н, (дополнительная общеразвивающая, для детей 8-14 лет)
Цель: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой созидательной личности, социальное и профессиональное самоопределение.
17 Программа «Народная культура» автор Казакова И.Ю, (дополнительная общеразвивающая , для детей 7-16 лет, срок реализации 5 лет)
Цель: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно-творческих умений;нравственное становление.
18 Программа «Народная культура» автор Казакова И.Ю, (дополнительная общеразвивающая , для детей 7-16 лет, срок реализации 5 лет)
Цель: Развитие творчески активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.
19. Программа «Театр и дети» автор Морозова М.Ю.( дополнительная общеразвивающая,для детей 7-15лет, 4 года обучения)
Цель программы: развитие творчески активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.
20. Программа «Фольклорный театр» автор Цыганова О.Н.( дополнительная общеразвивающая, для детей 5-7лет, 2 года обучения)
Цель программы : изучение фольклорного театрального наследия народов
России во всём многообразии его компонентов и формирование культуры личности с раскрытием творческих способностей обучающегося в условиях театрального коллектива.
21. Программа «Букет рукоделий» автор Черкасова И.(дополнительная общеразвивающая, для детей 9-13лет, 2 года обучения)
Цель программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
22. Программа « По ступеням творчества» модифицированная, на основе программы Сорогиной С.А. автор-составитель Шичкина М.М. (дополнительное общеобразовательная, для детей 7-11лет, 3 года обучения)
Цель программы: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой созидательной личности, социальное и профессиональное самоопределение.
23 .Программа «Вокально-инструментальный ансамбль» автор Тарасов А.М. (дополнительная общеразвивающая, для детей 11-17 лет, 3 года обучения)
Цель программы: воспитание гармоническиразвитой личности, приобщение школьников к основам мировой музыкальной культуры, воспитание музыкального вкуса.
24. Рабочая программа «Гармония», п.д.о. Звонарева С.В. (на основе типовых программ: Белоусенко М.И. «Постановка певческого голоса», Д. Огороднова «»Музыкально-певческое воспитание детей», Никифорова Ю.С. «Детский академический хор»
Цель: формирование вокально-хоровых навыков, чувства музыки, стиля, музыкально-эстетического вкуса посредством приобщения к музыкальной и певческой культуры.
25. Программа « От упражнения к спектаклю» автор Игнатова М.Н.( дополнительная общеразвивающая, для детей 10-14лет, 3 года обучения)
Цель программы: развитие творчески активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.
26.Программа « Утро художника» автор Медкова Е.С.
(дополнительная общеразвивающая, для детей 7-12лет, 2 года обучения)
Цель программы: выработка и накопление у детей потребности в творчестве, активизация процессов и механизмов творческого воображения.
27 Программа «Мир вокального искусства» автор Суязова Г.А. (дополнительная общеразвивающая, для детей 10-13 лет, три года обучения)
Цель программы: формирование основ певческой культуры через приобщение детей к вокально-исполнительской деятельности.
Физкультурно-спортивная направленность:
2. Программа «Шашки, шахматы» автор Козлова Е.Б. (дополнительная общеобразовательная, для детей 7-12лет, 2 года обучения)
Цель программы: раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Научно-техническая направленность:
1. Программа «Самоделкин» автор Апухтин В.Ф. (дополнительная общеразвивающая, для детей 12-16 лет, два года обучения)
Цель программы: развитие личностного потенциала ребёнка посредством подготовки к обоснованному выбору профессии, самореализации в условиях рыночной экономики через углубленное изучение отдельных основополагающих тем радиоэлектроники.
Социально-педагогическая направленность:
1. Программа «Занимательная математика» автор-составитель Полякова Т.Н.( дополнительная общеразвивающая, для детей 5-6 лет, 2 года обучения)
Цель программы: адаптация к коллективной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста применения игровых методик.
2. Программа «АБВГДЕЙКа» авторы Кузина И.С., Жаронова М.В. (дополнительная общеразвивающая, для детей 5-6 лет, два года обучения)
Цель программы: создание условий для культурно-эстетического образования и развития творческой активности детей. Восполнения дефицита общения.
3. Программа «Мы» типовая (дополнительная общеразвивающая , детей 5-7 лет, 2 года обучения)
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
4. Программа «Развитие речи у детей дошкольного возраста» автор Новикова Е.Н. (дополнительная общеразвивающая, для детей 4-7 лет, 1 год обучения)
Цель - создание условий для развития умственных способностей, познавательных интересов, речевой культуры ребёнка в соответствии с его индивидуально-личностными особенностями.
5. Программа «Журналистика» автор Доронина Т.Г. (дополнительная общеразвивающая, детей 14-17 лет, 1 год обучения)
Цель программы: создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации, духовно-нравственного и интеллектуального совершенствования посредством изучения основ журналистского мастерства.
6. Программа «Основы православной культуры» автор В.Дорофеев (дополнительная общеразвивающая, для детей 6-18 лет, три года обучения)
Цель программы: Духовно-нравственное развитие детей посредством изучения основ православной культуры.
5. Программа «Вершины успеха» автор Иванова С.А. (дополнительная общеразвивающая, для детей 12-16лет, 1 год обучения)
Основная цель программы – создание условий для формирования у детей среднего и старшего школьного возраста допрофессиональных компетенций в области деятельности детских общественных организаций.
Естественнонаучная направленность:
1. Программа «Экологическое краеведение» автор Носова Г.А. (дополнительная общеразвивающая, для детей 6-10 лет, 2 года обучения)
Цель программы: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
6. Характеристика инновационных образовательных процессов.
Инновационная деятельность, реализуемая в образовательном процессе ДДТ:
Серьезные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Технология системы занятий на протяжении длительного времени оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи обучающимся знаний, умений, навыков. Происходящие в современной общественной жизни изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Основным результатом деятельности ДДТ должно стать не только систематизация знаний, умений и навыков сама по себе, а формирование ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Метод проектов, являясь одним из основных методов обучения в современном образовании, как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций, помогает решать проблему, когда учащиеся могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Проектная деятельность как инновационная успешно вписалась в практику работы ДДТ: успешно на протяжении нескольких лет работает проект «Росток» (по программам социально-педагогической направленности: «Занимательная математика», «АБВГДЕЙКа», «Творческая мастерская», «Развитие речи у детей дошкольного возраста», эколого-биологической направленности: «Мы», культурологической направленности: «Народная культура»).
Цель проекта: Организация помощи в обучении и воспитании, физическом и духовном развитии ребенка старшего дошкольного возраста в целях безболезненной адаптации в школе, для «мягкого» вхождения в период школьного образования, восполнение информационных пробелов у родителей в вопросах физического и психологического здоровья детей.
Проект рассчитан для детей пяти – шести лет и их родителей. Реализация проекта предусматривает развитие у детей речи и мышления, развитие коммуникативных способностей, воображения, мышления, навыков изодеятельности, начальных представлений об окружающем мире у детей, также проект направлен на укрепление здоровья, совершенствование двигательной деятельности.
Программы, реализуемые в рамках проекта, дают детям возможность установления адекватных отношений с ведущими сферами деятельности (начальная социальная адаптация личности).
В реализации проекта предусмотрено оказание помощи родителям в познании и учете индивидуальных особенностей детей, общении со взрослыми людьми, сверстниками.
В деятельность проекта «Росток» и объединений младшего дошкольного возраста органично входит работа с родителями, главная задача которой – вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, удовлетворение их потребностей в профессиональной помощи со стороны педагогического коллектива.
В результате освоения программ проекта «Росток» и программ объединений для старшего дошкольного возраста дети смогут не только научиться рисовать, считать, писать, конструировать, у них создадутся предпосылки для формирования устойчивых творческих и познавательных интересов.
Работа по данному направлению продолжается и в настоящее время.
7. Мониторинг качества образовательного процесса.
Современный уровень подхода к уровню образования предусматривает определение его эффективности. С этой целью в ДДТ разработаны и утверждены на педагогическом совете - положение о системе оценки качества образования и положение о мониторинге качества образования.
Положение о системе оценки качества образования устанавливает единые требования при реализации системы оценки качества образования (далее – СОКО) в ДДТ.
Практическое осуществление СОКО строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Брянской области, муниципального образования, регламентирующими реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.
Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.
Целью СОКО является получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.
Система мониторинга качества образования МБУДО Карачевский ДДТ является составной частью системы оценки качества образования ДДТ и служит информационным обеспечением СОКО ДДТ.
Целью мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования ДДТ и основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития системы образования в ДДТ, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.
Программа мониторинга:
1. Показатели результатов
Результаты достижений учащихся
Результаты участия в мероприятиях разного уровня
Формирование контингента и его сохранность
1.4 Соответствие требованиям стандартов и запросу потребителя
2. Показатели ресурсов и условий
Индивидуальные характеристики
Сетевые характеристики
Характеристики управления
Составляющие педагогического мониторинга:
I. Портфолио педагога дополнительного образования:
Цель: Создание оптимальной формы отслеживания и фиксирования результатов педагогической деятельности.
Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе). Каждый отдельный материал должен датироваться. Портфолио целесообразно вести параллельно по следующим разделам.
Раздел 1. «Общие сведения о педагоге»
ФИО
Образование
Трудовой и педагогический стаж
Повышение квалификации
Наиболее значимые награды, грамоты, благодарственные письма
Дипломы различных конкурсов
Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности»
Материалы с результатами отслеживания:
Учебных достижений учащихся
Личностных достижений учащихся
Социально-педагогических достижений учащихся
Раздел 3. «Научно-методическая деятельность»
Список учебно-методического обеспечения;
Доклады на семинарах, конференциях, педагогических советах, заседаниях творческих групп
Тема самообразования, список литературы изученной по данной теме, отчёт по теме самообразования
Перечень публикаций
Раздел 4. «Результаты массовой работы»
Сценарии праздников, викторин, конкурсов и т.д.
Список мероприятий, реализуемых образовательным учреждением, форма участия в них.
Раздел 5. «Учебно-материальная база»
Перечень оборудования учебного кабинета (паспорт кабинета)
Перечень наглядных пособий
Перечень справочной литературы и дидактических материалов
Педагогами отслеживаются 3 группы достижений учащихся:
1.Учебные достижения:
Диагностическая карта освоения образовательной программы
Анкетирование, тестирование для определения уровня знаний, умений, навыков в соответствии с образовательной программой. (разрабатываются педагогами в соответствии с образовательной программой)
2. Личностные достижения:
Диагностическая карта развития личностных качеств учащихся
Уровень практической реализации творческих достижений детей. Заполнение данных о результатах участия в различных конкурсах, выставках, мероприятиях.
3.Социально-педагогические достижения:
7.1. Модель личности выпускника
В создании модели личности воспитанника мы опирались на несколько факторов: имеющийся педагогический опыт, изучение социального заказа, историко-культурные традиции нашего города, возможности нашего образовательного учреждения. Работа с личностью ребенка предполагает изучение, развитие, формирование и коррекцию потребностей данной личности и мотивов её поведения, черт характера. Образовательный процесс позволяет организовывать такие виды деятельности, в которых наиболее эффективно развивается психологическая сфера личности, а также приобретаются знания, умения и навыки. Поэтому модель личности воспитанника мы представляем следующим образом.
Самопознание и самоприятие. Самопознание – это познание себя, своих психофизиологических особенностей: реакций, функций, влечений, способностей, свойств, темперамента, а в итоге – особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни. Самоприятие – убежденность в реальности, законности и ответственности собственного бытия; наличие у личности позитивной «Я-концепции»; принятие себя такой, какова она есть, и при этом осознающей свои сильные и слабые стороны; открытой для общения и взаимодействия. Самоприятие – важнейшее психологическое основание для социального здоровья личности.
Признание и принятие окружающего мира – это уверенность в том, что этот мир гуманен, гармоничен, целесообразен. Убежденность, что он не является угрозой, его не надо опасаться. Человек не может жить в мире хаоса, абсурда, угрозы. Проявление агрессивности – это ответ на обиды, несправедливость и агрессию внешней среды (может быть и кажущуюся).
Способность к рефлексии – умение анализировать свои чувства, понимать себя, свои потребности, чувства, выбирать способы эффективного поведения, предвидеть последствия, чтобы быть способным за них отвечать. Наиболее активно формируется это качество в подростковом возрасте.
Способность к пониманию, сочувствию и состраданию другому (эмпатия) – умение поставить себя на место другого человека, почувствовать его эмоциональный настрой, понять мотив его поведения. Бездушие, жестокость чаще всего возникают из-за неспособности поставить себя на место другого человека, почувствовать его эмоциональное состояние.
Активность – это нацеленность на деятельность, преодоление жизненных проблем, оптимизм. Человек рождается активным, деятельным, устремленным на достижение и победу. Любопытство, желание реализоваться – качества, которые изначально присущи ребенку. Инертность, заторможенность, уход от общения, лень есть реакция на длительное неправильное воспитание.
Включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливым. Жить радостно – это также великое умение и смысл жизни. Многие дети не научились получать удовольствие от приобретения знаний, от чтения литературы, от общения с педагогом и со сверстниками, от процесса интеллектуальной и трудовой деятельности.
Обученность на уровне требований предъявленных соответствующими образовательными программами – предусматривает овладение ребенком знаниями, умениями, навыками определенными образовательными программами соответствующей направленности
На выходе мы хотим видеть выпускника, способного к самостоятельному и конструктивному выбору в различных ситуациях с той или иной степенью неопределенности, социально состоятельного - способного к эффективной ориентации и самореализации в разных социальных средах, социально и граждански зрелого.
8. Управление реализацией образовательной программы
8.1.Организационно-педагогическая деятельность.
Необходимо совершенствование организационно-управленческого компонента образовательной деятельности:
- переход с режима прямого контроля на режим совместного аналитического исследования;
- планирование работы по следующей схеме: потребности – планирование - реализация- результат;
- повышение роли педагогического совета в определении целей, задач и путей решения;
- совершенствование видов управленческой деятельности и их взаимосвязи;
Управление ДДТ осуществляется на основании следующих нормативных документов: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенция о правах ребенка», Устав учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка, Должностные инструкции, Образовательная программа учреждения, Положение о педагогическом Совете, коллективный договор.
Работа с кадрами осуществляется согласно четкому распределению должностных обязанностей, в соответствии с квалификационными характеристиками работников дополнительного образования. Совместно с педагогами формируется учебный план, в соответствии с которым распределяется учебная нагрузка.
Организационно-педагогическая деятельность основана на работе с педагогами дополнительного образования по решению следующих задач:
- перспективное и ситуативное планирование образовательной деятельности.
- обеспечение качественного образовательного процесса;
- повышение профессионального мастерства педагога;
- развитие творческого потенциала педагога;
- формирование нового педагогического мышления через самоанализ, рефлексивную и проектную практику.
- практическое внедрение форм диагностики в работу.
8.2. Структурная схема управления ДДТ
Организационная структура имеет три уровня управления. В непосредственном подчинении директора находятся: заместители директора по учебно-воспитательной работе и административно-хозяйственной части, руководитель отделения. Зам. директора по УВР координирует работу методической службы, а также руководителя отделения в части методической работы.
Штатным расписанием определены следующие ставки для управленческой службы:
Директор- 1ст.
Зам.директора по УВР – 1 ст.
Зам.директора по АХЧ– 1 ст.
Методист – 1 ст.
Основными нормативными документами, содержащими систему распределения функциональных обязанностей в учреждении являются:
приказ о функциональных обязанностях, который касается АУП и методистов, который издается директором в начале каждого учебного года, т.к. количество объединений в рамках направлений может незначительно меняться;
должностные инструкции, с которыми сотрудники знакомятся при поступлении на работу.
Директор распоряжается ресурсами организации и принимает решения об их использовании; осуществляет текущее руководство и необходимую юридическую поддержку (регистрацию, лицензирование и т.п.); обеспечивает необходимое финансирование, безопасность сотрудников и учащихся; осуществляет внешние связи; осуществляет стратегическое и текущее планирование деятельности.
Зам. директора по УВР подчиняются методисты, также ему подчиняется руководитель отделения в части работы с педагогическим персоналом. Он осуществляет управление основным образовательным процессом через планирование, координацию, анализ, общий контроль за качеством. Обеспечивает технологическое развитие учреждения через разработку программно-методических материалов, информационное обеспечение педагогического коллектива.
Методист
методист по работе с объединениями декоративно-прикладного искусства (далее ДПИ);
методист по работе объединений детьми дошкольного возраста.
Они распределяют задания, организуют их выполнение, осуществляют контроль за работой объединений, исходя из определенной им сферы деятельности. Проводят консультации и обеспечивают методическое сопровождение педагогов.
Наряду с этим они наделены специальными функциями. Так методист по работе с объединениями с ДПИ отвечает за выставочную и конкурсную деятельность. В обязанности методиста по работе с объединениями для детей дошкольного возраста входит работа по организации и проведению досуговых мероприятий с детьми дошкольного возраста, работа с родителями и родительским комитетом.
Директор предоставляет право решать зам. директора по УВР и методистам следующие вопросы:
-планирование и проведение мероприятий, проводимых с педагогами и учащимися в течение учебного года;
- сроки педагогических советов и др. мероприятий;
- формы повышения квалификации сотрудников;
- определять состав персонала, которому необходимо повышение квалификации;
- определять формы и методы контроля;
методы и формы, технологии проведения мероприятий;
-методическое обеспечение УВП.
Зам.директора по АХЧ предоставляется право решать вопросы:
- составление графика работы младшего обслуживающего персонала;
осуществление текущего и мелкого ремонта;
заключение договоров по обеспечению жизнедеятельности здания ДДТ;
приобретение хозинвентаря, чистяще-моющих средств и т.п.;
непосредственное участие в административно-хозяйственной деятельности учреждения.
8.3. Кадровое обеспечение выполнения программы 2018 год
Кадровая политика в сфере дополнительного образования ЦДТ заключается в создании системы кадровой подготовки специалистов ДО различных направлений деятельности, в координации деятельности по определению образовательных потребностей специалистов, в разработке новых программ и в апробации различных форм обучения.
Квалификация | Всего | % к общему числу пед. работников |
Общая численность педагогов из них - совместители | 28 4 | 100 % 15 % |
Имеют квалификационные категории: | 24 | 86,00% |
Образование | Всего | % к общему числу пед. работников |
Высшее | 24(22/2) | 86,00% |
Среднее специальное | 4(3/1) | 15,00% |
Педагогический стаж | Всего | % к общему числу пед. работников |
До 2 лет ;От 2 до 5 лет | 1 | 4,00% |
От 5 до 10 лет | 2 | 7,00% |
От 10 до 20 лет и выше | 25(21/4) | 89,00% |
- высокий процент аттестованных педагогов – 86 %
- высокий образовательный уровень - высшее образование у большинства педагогов – 86 %
- высокий процент опытных педагогов с большим стажем работы от 10 до 20 лет и выше- 89%
Система кадровой подготовки ДДТ
В ДДТ сложилась определенная система повышения квалификации, отраженная на рис.
Педагогические советы
Внешняя среда
Внутренняя среда
Дополнительная профессиональная подготовка
Консультации (групповые, индивидуальные)
Совещания
Прохождение процедуры аттестации
Обучение в ВУЗах
Семинары, конференции, мастер-классы
Курсы повышения квалификации
В кадровом составе преобладает педагоги опытные, имеющие стаж от 10 до 20 лет и более.
К каждому педагогу нужен индивидуальный подход. Обучение, помощь молодым специалистам, в основном, происходит через оказание индивидуальных консультаций методистом и оказание помощи наставником.
С другой стороны, молодые педагоги, не имеющие опыта легче принимают изменения, происходящие как во внутренней среде, так и во внешней, организационную культуру учреждения, ее ценности, нормы. Инновационные процессы в среде молодых педагогов внедряются легче.
В тоже время педагоги, имеющие большой педагогический опыт могут организовывать множество видов деятельности на занятиях, разнообразить систему учёта знаний через частный контроль, тесты, собеседования, взаимоконтроль. Могут легко находить нестандартные решения в проблемных ситуациях.
Количество аттестованных педагогов увеличивается. Причинами являются:
- достижение педагогами высоких результатов ;
- оказание методической поддержки аттестующимся педагогам;
- приток новых специалистов, которым присваивается 1 кв. категория;
- педагогический коллектив ДДТ стал играть заметную роль в педагогической среде, педагоги стали чувствовать себя уверенней среди педагогического сообщества, повысилась их личностная самооценка.
8.4. Информационные ресурсы образовательного учреждения
E-mail: [email protected]
Основными источниками информации по-прежнему являются книги. Библиотечный фонд содержит литературу:
- художественная;
- справочно-энциклопедическая;
- научно-методическая;
- учебная;
- периодические издания.
- электронные образовательные ресурсы сети интернет
для педагогов и учащихся.
Банк информационных ресурсов периодически пополняется.
8.5. Технические средства обеспечения образовательного процесса
Перечень компьютеров, имеющихся в учреждении
Тип техники | Спецификация | Количество |
Системный блок | для работы администрации | 1 |
Монитор | для работы администрации | 1 |
Клавиатура | для работы администрации | 1 |
Мышь | для работы администрации | 1 |
ПК | для работы администрации | 2 |
Дополнительное оборудование
| Наименование | Характеристики | Количество |
1 | Караоки | САМСУНГ | 1 |
2 | Компьютерно-вышивальная машинка | | 1 |
3 | Машинка швейная | | 1 |
4 | Модем | | 1 |
5 | Оверлог | | 1 |
6 | Пианино | | 1 |
7 | Принтер | Canon | 1 |
8 | Самодельный приемник передач | | 1 |
9 | Телевизор | Горизонт | 1 |
10 | Гусли шлемодные | | 1 |
11 | Классная доска | | 1 |
12 | Музыкальный центр | | 1 |
13 | Стенд | | 1 |
14 | Жалюзи оконные | | 1 |
15 | Ковер | 2,4 х 3,4 | 1 |
16 | Балалайка - мастер | | 1 |
17 | Балалайка - пикколо | | 1 |
18 | Видепроектор | | 1 |
19 | Сканер | | 1 |
20 | Утюг | | 1 |
8.6. Материально-финансовое обеспечение выполнения программы
Учреждение является муниципальным учреждением и финансируется из местного бюджета.
Помимо бюджетного финансирования для формирования материально-технической базы подключаются следующие источники: - спонсорская помощь (приобретение оборудования, инструментов, расходных материалов); - добровольные родительские пожертвования (приобретение приобретение звуковой аппаратуры);
В целом, можно констатировать следующие позитивные изменения в комплектовании МТБ ДДТ. Обновление материально-технического состояния происходит в плановом порядке по мере поступления средств.
1. Постепенно ликвидируется разрыв между современным уровнем жизни и оснащением образовательного процесса (информатизация, приобретение оборудования, мебели, инструментов и т.д.);
2. Обновление и пополнение МТБ не является однонаправленным, а осуществляется в соответствии с различными видами деятельности;
3. Управленческий персонал в соответствии со статусом юридического лица и компетенцией научился решать большую часть хозяйственных и правовых вопросов, что упрощает технологический процесс комплектования МТБ.
Материально-техническая база ДДТ комплектуется, обновляется и пополняется по нескольким направлениям:
приобретение видео и аудио оборудования;
поставка компьютерной и оргтехники;
обновление внешнего вида кабинетов;
- прочие приобретения, необходимые для функционирования учреждения.
МТБ соответствует целям и задачам учреждения, определенным в уставе. Соответствует правилам пожарной безопасности. Относящаяся к ДДТ часть здания оборудована охранно- пожарной сигнализацией, оборудована кнопками тревожной сигнализации. В учреждении есть уголки для обучающихся с правилами пожарной безопасности. Ведутся журналы инструктажей для сотрудников, проводятся инструктажи с детьми с фиксацией в журналах учета занятий.
МТБ соответствует санитарным нормам и правилам по устройству и содержанию образовательных учреждений и соответствует правилам техники безопасности;
Заключение
Определив цели и задачи на период 2018-2023гг. проведем краткий анализ перспектив реализации данной образовательной программы:
- активизация проектной деятельности в рамках системы методической работы, создание и реализация исследовательских проектов в учебно-воспитательном процессе ДДТ;
- расширение спектра образовательных услуг технической направленности для учащихся дошкольного и старшего подросткового возраста;
- эффективная структурно-функциональная модель взаимодействия ДДТ с родителями;
- усовершенствование системы повышения профессиональной квалификации педагогических кадров;
- участие ДДТ в развитии социокультурного пространства Карачевского района;
- поддержка стабильного контингента учащихся, получивших качественные образовательные услуги;
- возможность увеличения заработной платы сотрудников за счет платных услуг;
- создание условий для ведения платных услуг;
- упрочение контактов со средствами массовой коммуникации и общественными организациями;
- развитие и укрепление материально-технической базы ДДТ.
При реализации программы необходимо предусмотреть как возможные следующие риски:
риск ограниченности ресурсов: кадровых, материальных, финансовых,
временных;
риск сопротивления части сотрудников изменениям в процессе инноваций;
недостаточная квалификация (знаний и умений) у отдельных педагогов;
риск несоответствия предлагаемых образовательных услуг социальному заказу;
17