СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одарёнными детьми

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Программа работы с одарёнными детьми  в МБОУ Российская гимназия №59. 

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одарёнными детьми»

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

МБОУ Российская гимназия № 59



Разработчик-составитель:

заместитель директора по УВР МОУ Российская гимназия № 59

_Вишняковой Е.Д./ _______/

«___» _________2018г.

«Согласовано»:

на Педагогическом Совете

«___» _________2018г.


«Утверждаю»:

директор МБОУ Российская гимназия № 59

_____________/ _______/

«___» _________2018 г.



ПРОГРАММА

работы с одарёнными детьми

в МБОУ Российская гимназия №59

2018-2020гг.






















2018г.

г.Улан-Удэ


Пояснительная записка.

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика. Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей, нами была поставлена задача разработки индивидуальной программы работы с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.


Содержание программы.

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

Одарённые дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;

  • имеют преобладающую активность, большую познавательную потребность;

  • испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:

  • дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;

  • дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;

  • дети с высокими творческими (художественными) способностями;

  • дети с высокими лидерскими способностями;

  • учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Цель программы: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент, возможно, ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.

Задачи:

  • выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его поступления в школу (через беседу, анкетирование, наличие портфолио и др.);

  • проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, форумы, квесты, дебаты, фестивали позволяющие учащимся проявить свои способности;

  • произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

  • предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через проектную деятельность, а также самостоятельную работу;

  • воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;

  • поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).

Этапы реализации.

Реализация индивидуальной программы по работе с одаренными детьми рассчитана на 2 года: с 2018 по 2020 годы.

Первый этапдиагностико-прогностический – предполагается реализовать в первом полугодии;

Второй этапдеятельностный (второе полугодие 2018 года – первое полугодие 2020 года) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися во всех указанных выше направлениях.

Третий этап констатирующий (второе полугодие 2020 года, подведение промежуточных итогов работы)

Формы работы с одаренными детьми.

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

  • Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

  • Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, иностранные языки, литературное чтение и др.);

  • Конкурсы, интеллектуальные игры, концертная деятельность, фестивали, спортивные соревнования;

  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия, школьная инфозона и др.).

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

  • Создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся;

  • Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности;

  • Развитие потенциала детей;

  • Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми;

  • Создание условий поддержки и защиты одаренных детей.

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми.

  • Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;

  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;

  • Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;

  • Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями; увеличение числа таких детей;

  • Настоящая программа призвана обеспечить плановость, систематичность процессу поддержки и одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент не проявилась, а также просто способных детей.


Структура работы с одарёнными детьми.

Направления работы с одарёнными детьми:

  • выявление одарённых детей, детей с признаками одарённости, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на значительный рост уровня развития их способностей;

  • работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочное время;

  • ориентация в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности текстовых заданий, но и объёмом содержания предмета, продолжительностью опыта творческой деятельности;

  • переориентация с рутинного труда школьников, связанного с запоминанием и простым воспроизведением задания или текста, решением шаблонных задач на учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности решений.

Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия;

  • кружки по интересам;

  • конкурсы;

  • олимпиады;

  • проекты;

  • мастер-классы;

  • работа по индивидуальным планам;

  • исследовательская деятельность.

Работа с родителями.

Родители, семья в системе реализации программы:

  • учитывать одаренность как сложное явление;

  • учитывать личностные и возрастные способности одаренных детей;

  • создать условия для формирования у ребенка положительной «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;

  • оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;

  • формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);

  • Семейные аспекты развития одаренных детей и реализации программы:

  • организация работы с родителями по вопросу воспитания одаренных детей;

  • привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.


Литература

Лемешевская М.А.Проблема выявления одаренных детей в школе / М. А. Лемешевская
// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 58-67. - Библиогр.: с. 67.


Марченко Е.В.Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка / Е. В. Марченко// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 115-121. - Библиогр.: с. 121.


Омарова В.К.Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова
// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!