СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по работе с одарёнными детьми

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.

Русский язык и литература как учебные дисциплины имеют для этого  широкие возможности, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

В моей практике тоже имеет место  работа с одарёнными детьми. В течение нескольких лет я работаю по данной программе с учащимися 7-11 классов.

          Актуальность введения данного курса   определяется необходимостью решать проблемы успешной  подготовки  к  олимпиаде по данному предмету.

В  различных методических пособиях  недостаточно сведений и приемов решения отдельных лингвистических задач для того, чтобы справиться с заданиями «олимпийского» уровня, высказываются «лишь самые общие соображения методического характера». По уровню сложности вопросы опираются на школьную программу и в то же время содержат элементы, позволяющие выявить и оценить языковое чутье и лингвистический кругозор учащихся.

Нужна специальная подготовка к олимпиаде, т.к. это прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.

Таким образом, главная цель  занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня (школьным, районным и областным), интеллектуальным и творческим конкурсам.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по работе с одарёнными детьми»







Оглавление

Введение

1. Планирование заняний с одарёнными детьми

Формы и приёмы работы с одарёнными детьми

2. Виды упражнений: лингвистические тесты,

лингвистические задачи, творческие задания

3. Прогнозируемые результаты.

4. Учебно-тематический план

5. Календарно- тематическое планирование занятий по русскому языку

с группой одарённых детей

6. Литература

7. Приложения






































Введение


Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.

Русский язык и литература как учебные дисциплины имеют для этого широкие возможности, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

В моей практике тоже имеет место работа с одарёнными детьми. В течение нескольких лет я работаю по данной программе с учащимися 7-11 классов.

Актуальность введения данного курса определяется необходимостью решать проблемы успешной подготовки к олимпиаде по данному предмету.

В различных методических пособиях недостаточно сведений и приемов решения отдельных лингвистических задач для того, чтобы справиться с заданиями «олимпийского» уровня, высказываются «лишь самые общие соображения методического характера». По уровню сложности вопросы опираются на школьную программу и в то же время содержат элементы, позволяющие выявить и оценить языковое чутье и лингвистический кругозор учащихся.

Нужна специальная подготовка к олимпиаде, т.к. это прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.

Таким образом, главная цель занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня (школьным, районным и областным), интеллектуальным и творческим конкурсам.

Работа с группой одарённых учащихся:

-повышает познавательный интерес школьников к предмету;

-развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;

-учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;

-развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.

Данный курс будет способствовать расширению знаний и умений учащихся по вопросам, традиционно вызывающим затруднения. Выполняя предложенные задания по русскому языку, ученики повысят свою грамотность, смогут создать высказывание на любую тему в устной и письменной форме, проанализировать особенности употребления основных единиц языка с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи, знать происхождение отдельных слов и фразеологизмов, их морфемный состав, произношение. Вопросы культуры речи. Практические задания и тесты помогут закрепить знания по культуре речи и успешно подготовиться к олимпиаде по русскому языку.







1. Планирование работы с одарёнными детьми.

Формы и приёмы работы с одарёнными детьми.


При планировании занятий с одаренными детьми учитель разбивает их на циклы в соответствии с разделами языкознания: история языка, культура речи (фонетика и орфоэпия), лексикология и фразеология, словообразование, морфология, синтаксис. Кроме того, выделен особый цикл занятий. Это обучение различным видам анализа текста (лексическому, синтаксическому, семантическому, стилистическому), а также комплексному анализу текста, работа над которым актуализирует знания учащихся по всем лингвистическим разделам.

На занятиях школьникам дается как теоретический, так и практический материал. Причем, в каждой теме акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе русского языка. Так в разделе «Фонетика и орфоэпия» рассматриваются фонетические процессы, лежащие в основе стихосложения, определяются фонетические средства, используемые для создания художественного образа, т. е. обсуждаются вопросы, лежащие за пределами чисто лингвистических знаний.

В разделе «Лексикология» учитель дает обширный материал по таким понятиям, как омонимия и её виды, синонимия, антонимия, архаизмы и историзмы, неологизмы, иноязычная лексика, а также рассматривает стилистические приемы, основанные на их применении.

На занятиях по морфологии уделяется внимание словам категории состояния, лишь недавно введённым в школьную программу, историческую морфологию.

В разделе «Синтаксис» большое внимание уделяет разбору сложных синтаксических конструкций.

На занятиях по комплексному анализу текста наиболее активно осуществляется самостоятельная поисково-исследовательская деятельность учащихся.

В работе с одаренными детьми используются разнообразные формы и методы работы, а так же приемы ораторского мастерства для практических занятий подбирается материал повышенного уровня сложности и эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников. Слушание – чтение – говорение – письмо – все четыре вида деятельности в арсенале учителя. Практически на каждом занятии даются задания поисково – исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, этимологическими, иностранных слов, фразеологическими и т.д.) и справочниками. Например, для выполнения задания: объяснить значение и происхождение слова олимпиада – учащимся, безусловно, требуется толковый и этимологический словари. Для того, чтобы доказать, что слова трясти- трус, нос – заноза, завтрак – утро, горло – ожерелье, дуть - надменный являются этимологическими родственниками, необходимо использовать этимологический словарь.

В качестве материала для занятий используются олимпиадные задания прошлых лет, а также теоретический и практический материал, собранный из самых различных источников: словарей, учебников, учебных пособий, журнальных публикаций (журнал «Русский язык в школе»), текстов художественной литературы.

Можно включить задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Это наиболее продуктивное направление работы.

На занятиях имеет место исследовательская и проектная деятельность.

На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащиеся, используя метод сравнения, могут аргументировано высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая работа.

На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.



















2. Виды упражнений

Задания, предлагаемые на занятиях, включают в себя трудные случаи правописания, произношения, ударения из различных разделов языкознания. Они делятся на 3 блока: лингвистические тесты, лингвистические задачи, творческие задания.

Лингвистические тесты -это тестовые задания, в которых необходимо выбрать один из вариантов ответа. К ним относятся задания, предполагающие воспроизведение знаний определенного раздела и демонстрацию навыков языкового разбора в рамках школьного курса русского языка. Лингвистические тесты включают: трудные случаи орфографии и пунктуации, орфоэпические и грамматические нормы, морфемный и синтаксический разбор, историю русской письменности и русского языкознания, историко – культурные сведения о языке, семантику русских слов и фразеологизмов, стилистику ресурсов языка, глагольные формы языка (приложение 2).

Лингвистические задачи - это задания эвристического характера, требующие:

а) знаний в разных областях русского языка,

б) навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического анализа,

в) языкового чутья и лингвистической догадки,

г) использования общих исследовательских приемов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение) (приложение 3).

Возможные группы заданий:

  1. От правил и структуры языка к конкретному факту.

Такой тип заданий соответствует процессу говорения: в обычной речи подобным же образом факт языка преобразуется в факт речи.

Определение значения заимствованных слов, употребление их в составе предложений, которые бы раскрывали их значение. Составление предложений, в которых словосочетания используются для создания метафоры, метонимии, гиперболы и сравнения и других ИВС. Составление сложных предложений, в которых союзные слова присоединяют разные типы придаточных частей.

  1. От системы языка к тексту.

Данный тип заданий предполагает выбор из предложенного ряда языковых единиц одной, наиболее уместной в тексте. Задания «вставить вместо трех точек». Задания на определение синонимического ряда.

3. От языковых фактов к системе языка.

В данном разделе могут быть представлены разнородные задания структурно – лингвистического плана, по типу противостоящие предыдущим. Выполняя их, учащиеся не должны ни опираться на предложенный текст, ни самостоятельно составлять какой – либо заданный текст. Ответы на поставленные вопросы требуют аналитического подхода, понимания системных связей внутри языка, как на одном языковом уровне, так и межуровневых. Задания данного типа объединены в группы:

  1. Поиск закономерностей по данным примерам (в открытом ряду примеров). В качестве исходного условия предлагается открытый ряд слов. Единицы языка в нем располагаются так, чтобы «подсказать» с их помощью правильный ответ и дать возможность в результате анализа прийти к искомой информации. По такому принципу могут быть построены вопросы по фонетике и орфоэпии, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, морфологии, синтаксису и стилистике. (Указать основание, на котором данные пары слов объединены в один ряд. Продолжите ряд своими примерами. Продолжите ряд слов. Объясните свое решение. Какие выводы можно сделать, сопоставив слова в ряду? Установление сходства и отличительных черт нескольких языковых единиц, их систематизация, объединение слов в группы по особенностям их структуры; нахождение общего в значении заимствованных слов; определение грамматического своеобразия отдельных частей речи.)

  2. Разбор трудных единиц и категорий языка.

Задания по разделам: лексикология (терминология, фразеология), морфология, графика, орфография и др.) Аналогия слов, предложений между неизвестным и неизвестным. Редкие случаи, известные слова, выражения, предложения в нестандартном, новом видении. Задания, проверяющие системность знаний о языке (комплексные, т.е. предполагающие одновременное обращение к разным разделам лингвистики).

  1. От языка к науке о языке, описанию языка.

Язык как объект науки диктует свои способы его описания. На них базируются основные исследовательские операции (анализ, обобщение, систематизация). Поэтому элементарный анализ требует научной эрудиции. (В каких разделах школьного учебника русского языка может быть рассмотрено данное слово. Какие черты диалектного произношения называются данными терминами). Задачи «словарей трудностей языка». Словари.


Творческие задания- задания, направленные на создание развернутых высказываний, текстов. Их можно объединить в две группы:

  1. От модели текста к тексту.

Построение связного тематически целостного и стилистически единого текста, выбор формы, соответствующей содержанию. Текстовый способ создания речемыслительного произведения (членение темы на подтемы, выбор композиции, соответствующей объему темы, владение системой строевых единиц текста); совокупность средств связности и их использование, соответствующее замыслу создателя; жанрово – стилистическое воплощение текста, выбор в соответствии с назначением и стилистическим заданием, прагматика текста.

Написание текста заданного стиля или жанра (художественная миниатюра, письмо в газету, торжественная речь, деловой отчет и т.д.)

  1. От текста к тексту.

Филологическая работа над текстом, его толкование и оформление.

Анализ текста и создание своего варианта текста. Комплексный анализ текста (тема, идея, проблема, стиль повествования, типы речи, языковые средства, помогающие автору в создании образа; орфографические, лексические, морфологические, стилистические, синтаксические возможности текста. Оформление ответа в виде связного текста. Преобразование, творческая переработка текста. Перевод древнего текста. Создание эссе по проблемам, затронутым в прочитанном тексте или высказывании известного лица. Создание научного (комплексный лингвистический анализ текста), публицистического (высказывание на какую – нибудь лингвистическую тему или художественного текста)

Например, Напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле в жанре эссе на тему «Книга»

3. Прогнозируемые результаты

Программа курса предусматривает задания повышенного уровня сложности. К концу изучения курса учащиеся должны уметь выполнять лингвистические тесты, лингвистические задачи, творческие задания.

Личностные результаты:

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Формы контроля по усвоению курса.

Контроль осуществляется на трёх уровнях:

  1. текущий (выполнение заданий на каждом занятии);

  2. промежуточный (проводится в форме классных, школьных олимпиад)

  3. итоговый (в конце курса) проводится олимпиада в соответствии с требованиями олимпиадных заданий и критериями оценивания

Данный курс рассчитан на учащихся 7-11 класса, занятия проводятся 2 раза в неделю, всего 35 часов.

На основе теоретического обоснования материала будут проводиться практические занятия, выполняться тестовые задания. Рекомендуется зачетная тестовая работа.


4. Учебно - тематический план

Раздел

Количество часов

История языка

13

Культура речи

5

Лексикология

3

Орфография

2

Пунктуация

1

Морфология

2

Синтаксис

3

Анализ текста

6

Итого

35

Раздел

занятия

Тема занятия

Количество часов

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии

Форма занятия

I.История языка

1

Деятельность Кирилла и Мефодия. Возникновение письменности у восточных славян.


1

Русский язык: откуда он родом? Славянские языки. Начало славянской письменности. Кирилл и Мефодий. Старославянский язык.

Практическая работа «Освойте глаголицу».



2

Основные памятники письменности восточных славян. Чем отличаются тексты древнерусской литературы от тестов, создаваемых в наши дни.

1

Памятники древнерусской письменности: «Остромирово Евангелие», «Повесть временных лет» Новгородская грамота.

Тестовые работы по текстам «Повести временных лет»;

«Переведи на …». Решение лингвистических задач на сравнительный анализ языков


3

Основные виды словарей, их структура, практическая работа со словарями.


1

Виды словарей, их строение, назначение. Словарная статья.

Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.



4-7

Выдающиеся лингвисты и их труды

4

Деятельность М.В.Ломоносова- разработчика теории «Трех штилей» , В.В.Виноградова- деятель отечественного просвещения ,В.И. Даля- составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», А.А.Шахматова- разработчика синтаксиса русского языка, А.Х.Востокова- основоположника «Русской грамматики».

Кратковременный проект: выпуск газеты «Выдающиеся лингвисты и их труды»




8

Казанская лингвистическая школа.


1

И.А. Бодуэн де Куртене-основатель КЛШ. Принципы КЛШ. Наследие Н.В. Крушевского

Лекция


9

Славянские языки и признаки их родства.

1

Сравнение языков. Языковые семьи и группы. Интернациональная лексика. Лингвистическое конструирование (Перевод русских выражений на язык других народов и наоборот).


Внимательный взгляд в прошлое» (Сравнительный анализ слов славянских языков)



10

Этимология. Происхождение имён и прозвищ.

1

Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древние русские имена.


Работа с этимологическим словарём. Тренировочные упражнения


11

О происхождении имён собственных.

1

Как появились фамилии.


Проект “Откуда пошла моя фамилия”.


12

Фразеология. Источники фразеологизмов. Значение фразеологических оборотов.

1

Когда мы используем фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Исторические, литературные, иноязычные источники.

Работа с толковым и фразеологическим словарями. Выполнение упражнений: анализ басен И.А. Крылова с точки зрения употребления фразеологизмов


13

Жемчужины народной речи (о пословицах и поговорках)

1

«Перепиши поговорку…» Замена архаичных форм современными словами. Творческая работа.


Создание текста по пословице.

II. Культура

речи

14-15

Орфоэпия. Трудности ударения.

2

Нормативное произношение и ударение. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Различие некоторых сочетаний звуков в современном нормативном, в естественном литературном и в разговорном произношении. Обоснование современной орфоэпической нормы с исторической точки зрения.

Орфоэпический тренинг


16

Из чего строятся слова? Строительная работа морфем.


1

Формообразующие суффиксы. Нулевые суффиксы. Определение количества суффиксов в словах. Нулевые окончания. Омонимия приставок.

Морфемный анализ слов


17.

Выясним словообразовательные отношения.


1

Способы образования слов. Трудные случаи морфемного и словообразовательного анализа слова в школьном курсе русского языка. Словообразовательная цепочка. Синхронный и диахронический морфемный и словообразовательный анализ слов.

Словообразовательный анализ слова (практическая работа с применением словообразовательного словаря).

Выполнение олимпиадных заданий.



18.

Грамматические нормы

1

Предложно – падежные сочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки, по. Употребление деепричастного оборота. Порядок слов в предложении.

Решение лингвистических задач по исправлению дореволюционной орфографии

III. Лексикология

19

Лексическое значение слова. Полисемия.

1

Устаревшая лексика, историзмы, архаизмы

Лекция с элементами беседы

Самостоятельная работа

Работа со словарями


20.

Различные лексические группы Синонимы, антонимы. Омонимия. Паронимы.

1

Омонимия и её виды, синонимия, антонимия, архаизмы и историзмы, Ошибки при употреблении паронимов.

Выполнение олимпиадных заданий.


21.

Слова-пришельцы.

1

Неологизмы, иноязычная лексика

Нахождение неологизмов в таевой В.В. Маяковского, М. Цветаевой

IV. Орфография

22

Историческое чередование гласных

1




Решение лингвистических задач


23

Аукцион орфограмм

1

Правописание о, е после шипящих. Правописание н/нн в разных частях речи. Правописание частицы "не" со всеми частями речи. Правописание сложных прилагательных Слова-исключения. Правописание наречий.

Решение орфографических задач.

V. Морфология

24

Историческая морфология.



1

Некоторые изменения в роде, числе и падежных формах существительных и прилагательных в русском языке.

Лекция с элементами беседы

Самостоятельная работа

Работа в группах


25

Омонимия частей речи.

1

Два типа совпадений: регулярные (наречия, краткие прилагательные и причастия, сравнительные степени наречий и прилагательных) и случайные совпадения слов разных частей речи.


Выполнение олимпиадных заданий


VI. Пунктуация

26

Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века.


1

Точка - самый ранний знак препинания. Появление запятой. Функции запятой. Упорядочение знаков препинания. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий.

Викторина Составление грамматических сказок

VII. Синтаксис

27

Словосочетание и предложение. Виды предложений.


1

Именные и глагольные словосочетания. Предложения простые и сложные, повествовательные, вопросительные и побудительные

Тренировочные упражнения. Конструирование предложений и словосочетаний


28

Простое предложение.


1

Простое предложение, его грамматическая основа. Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого.

Практикум.


29

Сложное предложение.

1

Синтаксические синонимы. Синтаксический и пунктуационный анализы предложения

Выполнение олимпиадных заданий.

VIII. Анализ текста.

30

Текст и его строение.

1

Определение текста, его особенности. Виды связи предложений в тексте. Типы речи и их характеристика.



Практическая работа по данной теме.


31-32

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка).

2



Тексты разных видов. Древнерусский текст, его перевод и анализ.

Перевод древнерусско

го текста


33

Комплексный анализ текста

1

Структура комплексного анализа текста. Понятия темы и идеи текста. Нахождение ключевых слов в тексте.


Практические задания по комплексному анализу текста. Создание собственного текста.


34

Итоговая работа

1


Выполнение олимпиадных заданий самостоятельно


35

Анализ итоговой работы.

1


Работа над ошибками.


















Литература

1. «Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей» (А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкина, 2008 г.)

2. «Система работы с одарёнными детьми» (О.В. Касперская, 2011 г.)

3. «Развитие одарённых детей» (Н.В. Алексеева, 2011 г.)

4. Сборник олимпиадных заданий по русскому языку. Москва «Глобус» 2008

5. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл. / Г.Г.Граник, С.М,Бондаренко, Л,А.Концевая. - М.: Просвещение, 1991.

6. Волина В.В. Этимологический словарь. СПб., 2000

7. Вопросы и задания 4 Всероссийской олимпиады школьников по русскому //РЯШ. – 1999. - №4.- С. 46 -51; №5. – С. 46 – 48

  1. Журинский А.Н. Лингвистика в задачах: Условия, решения, комментарии.- М., 1995

Приложение 2

Лингвистический тест

А1. Какая пара слов не является словосочетанием?

  1. река широка

  2. характеристика героя

  3. длинный день

  4. пролистал газету



А2. В каком предложении есть обстоятельство?

  1. Майор привез мальчишку на лафете.

  2. Тускло льется свет лампады.

  3. Вместе с тихим сном сливалось убаюкиванье грёз.

А3. В каком предложении надо поставить только одну запятую (знаки препинания не расставлены)?

  1. Больше всего Ваня любил конечно сказки.

  2. Полно доченька не плачь

  3. Старый Лондон пахнет ромом дымом жестью и туманом.

  4. Но кукушка на сосне кукует и тропинка к берегу ведет.



А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

  1. Все соседи про неё и говорят – «Работница – золотые руки!»

  2. Как-то юнга Дудочкин кинул в море лот, и на эту удочку клюнул кашалот.

  3. В кабинете висели портреты писателей: Пушкина, Лермонтова, Толстого.

  4. Цепочка натянулась, вырвала из трухлявого столба крючок и вместе с замком хлопнулась в воду.



А5. В каком слове все согласные звуки звонкие?

  1. край

  2. сгореть

  3. роль

  4. взгляд



А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. подушка мЯгка

  2. квартАл

  3. нАчала

  4. свеклА



А7. В каком ряду а обоих словах пишется Ь?

  1. умыват..ся, дрож..

  2. нет задач.., под..ехать

  3. катаеш..ся, борщ..

  4. нал..ю, линюч..



А8. В каком ряду в обоих случаях пропущена одна и та же буква?

  1. ч..рный, плеч...

  2. ц..фра, пальц..

  3. заб..ру, ката..м

  4. и..пугать, ра..бег

А9. В каком ряду в обоих случаях пропущена одна и та же буква?

  1. рю..зак, диало..

  2. морж.., синиц..

  3. г..мнастика, г..роизм

  4. подр..сти, прил..гательное

















Приложение 3

Лингвистические задачи

Задача № 1 (автор Я.Г.Тестелец)

Даны местоимения на старославянском языке и их переводы на русский язык: где, тогда, так.

Дано также еще восемь местоимений на старославянском языке: Известно, что три из них переводятся как здесь, туда (далеко), сейчас.

Определите, каким именно местоимениям соответствуют три приведенных выше перевода, а также установите переводы остальных старославянских слов.

Решение задачи № 1. Легко догадаться, что местоимение имеет значение как, а когда. Однако самое главное наблюдение, которое мы можем сделать, заключается в том, что каждое старославянское местоимение состоит из двух частей (скажем, корня и суффикса): и т.д. Попробуем составить таблицу:

Оказывается, что суффикс означает место, суффикс – время, суффикс – способ действия. Значение суффикса, которое нам пока неизвестно, можно установить: ведь одно из местоимений значит туда (далеко), и мы приходим к выводу, что этот суффикс означает направление. Таким образом, куда. Привлекая к решению два последних перевода – здесь и сейчас, устанавливаем значение местоимений с корнями и : значит здесь, сейчас, сюда, там (далеко), туда (далеко).

Особую разновидность представляют собой задачи, связанные с русским языком. Кроме данных, содержащихся в явном виде в условии, решающий может пользоваться информацией, которой он располагает как носитель языка. Эти задачи, как правило, затрагивают темы, не изучаемые в школе, привлекают внимание решающего к таким явлениям в родном языке, о которых ему не приходилось задумываться раньше. Но следует заметить, что даже те задачи, в которых предлагается анализировать материал совсем незнакомых языков, тоже позволяют глубже почувствовать русский язык (см. выше).

Задачи на русский язык затрагивают все уровни языка, интересны задачи на обнаружение следов древнего состояния в современном русском языке. Приводим пример задачи на словообразование.

Задача № 2 (автор И.Б.Иткин)

Даны русские прилагательные с суффиксами (ый),(ий), -шн(ый), -шн(ий): арбузный, барабанный, ватный, верхний, вечерний, винный, внешний, вчерашний, доминошный, задний, зряшный, карандашный, киношный, крайний, летний, медный, новогодний, нынешний, осенний, передний, послезавтрашний, тогдашний, хвойный, шоколадный, янтарный.

1. Сформулируйте правила употребления каждого из суффиксов.

2. Добавьте к этому списку слово соседний. Согласуется ли употребление суффикса (ий) в этом прилагательном с вашими правилами? Если нет, внесите в них необходимые уточнения.

3. Подумайте, от какого слова образовано прилагательное домашний?

4. Попробуйте определить, как раньше выглядело в русском языке слово там.

Решение задачи № 2

1. Разделим все имеющиеся в задаче прилагательные на четыре группы в зависимости от того, какой суффикс в них содержится. Сделать это легко: нужно только не забыть, что в слове карандашный выделяют не суффикс -шн(ый), а корень -карандаш- и суффикс (ый).

Прилагательные

на (ый)

на (ий)

на -шн(ий)

на -шн(ый)

арбузный
вин
ный
мед
ный
шоколад
ный
хвой
ный
янтар
ный
барабан
ный
ват
ный
карандаш
ный

осенний
новогод
ний
вечер
ний
зад
ний
лет
ний
край
ний
перед
ний
верх
ний

послезавтрашний
вне
шний
ныне
шний
вчера
шний
тогда
шний

доминошный
кино
шный
зря
шный

В третьей и четвертой колонке в отличие от первой и второй суффиксы начинаются на -ш. Кроме того, во второй и третьей колонке согласный н в суффиксе мягкий, а в первой и четвертой – твердый. От чего же зависят эти различия?

По смыслу прилагательные третьей и четвертой групп явно не имеют между собой ничего общего; можно предположить, что согласный ш появляется в словах, образованных от определенных основ. Некоторые прилагательные на -шн(ый) и -шн(ий) образованы от наречий (послезавтра, вне, ныне, вчера, тогда, зря), а некоторые – от несклоняемых существительных (домино, кино). Эти два класса слов опять-таки никак не связаны между собой по смыслу, но их объединяет то, что и у одних, и у других существительных основа оканчивается на гласный. В то же время все прилагательные из двух первых колонок образованы от обычных склоняемых существительных (арбуз, вино, осень и т.д.), у которых основа оканчивается на согласный.

Напротив, у слов и словосочетаний, от которых образованы прилагательные из второй и третьей колонок, значения во многом сходны: все они обозначают либо пространство (например, край, верх, вне), либо время (например, Новый год, вечер, тогда). Для слов, от которых образованы прилагательные первой и четвертой групп, общее значение указать довольно сложно, но во всяком случае ни одно из них не обозначает ни пространство, ни время. Таким образом, правила употребления всех четырех суффиксов установлены.

2. Прилагательное соседний отличается от всех уже известных прилагательных с суффиксом (ий) тем, что слово сосед, от которого оно образовано, не обозначает ни пространства, ни времени. В то же время само слово соседний имеет пространственное значение: оно означает не 'принадлежащий соседу' – этот смысл в русском языке выражают с помощью прилагательного соседский, – а 'находящийся рядом, по соседству' (кстати, буквальное значение слова сосед – 'тот, кто сидит рядом'). Поэтому можно сказать, что суффиксы (ий) и -шн(ий) используются в относительных прилагательных с временным и пространственным значением, а суффиксы (ый) и -шн(ый) – в прилагательных, не имеющих такого значения.

3. То, что в прилагательном домашний есть суффикс -шн(ий), однозначно свидетельствует: оно образовано не от существительного дом, а от какого-то неизменяемого слова. Несложно догадаться, что таким словом может быть только наречие дома.

4. Установить, как раньше выглядело в русском языке слово там, очевидно, можно с помощью анализа образованного от него прилагательного тамошний. В этом слове выделите суффикс -шн(ий), который присоединяется к неизменяемым словам, оканчивающимся на гласный. При отбрасывании суффикса остается часть тамо-. Возможно, именно как тамо выглядело в прошлом наречие там.



































Приложение 4

Творческое задание

Грамматическакая сказка

Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова, -ева, -ыва, -ива. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

Суффиксы –ыва- и –ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам (Слайд 8).

Злые языки, правда, говорили. Что дело не в преданности – просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.

Так или иначе, но суффиксы –ыва- и –ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы – ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах (Слайд 9).

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это –ыва- и –ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О,Е.

- Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой нам урок дает эта сказка? Еще раз сформулируем правило.







.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!