СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по выявлению и развитию способностей учащихся "Ступени к успеху"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальное обучение – это период изучения нового, накопление и усвоение знаний. Перед учителем стоит задача: развитие каждой личности и выявление одарённых детей. Для того чтобы понять, в чём силён каждый конкретный ребёнок, необходимо тщательно анализировать особые успехи и достижения учащегося.

Эффективность данной программы способствует активному участию учащихся в олимпиадах, конкурсах, исследовательских конференциях.

Просмотр содержимого документа
«Программа по выявлению и развитию способностей учащихся "Ступени к успеху"»

МБОУ «Криволесская ОШ»











Программа

по выявлению и развитию

способностей учащихся

«Ступеньки к успеху»

1-4 классы

















Учитель начальных классов

Каракулова Ольга Александровна























Программа «Ступеньки к успеху»


Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А талантливый - «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями». Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает.

Учитель, воспитатель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то  имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.

Способности – это совокупность индивидуальных особенностей людей, способствующих достижению успехов в творчестве, учебе, спорте и т.д.

Начальное обучение – это период изучения нового, накопление и усвоение знаний. Перед учителем стоит задача: развитие каждой личности и выявление одарённых детей. Для того чтобы понять, в чём силён каждый конкретный ребёнок, необходимо тщательно анализировать особые успехи и достижения учащегося.

Эффективность данной программы способствует активному участию учащихся в олимпиадах, конкурсах, исследовательских конференциях.


Срок реализации программы 4 года


Цель:

-  уделять особое внимание психолого-педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностике интеллектуальной одарённости;

- осуществлять научно – методическое сопровождение по данному направлению;

- придерживаться принципа: каждый ребёнок от природы одарён по-своему.

Задачи:

предусматривать методы самораскрытия одарённых обучающихся, их умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие;

- обеспечивать потребности в новой информации (информационно–коммуникативная адаптация);

- оказывать помощь одарённым детям в самораскрытии (творческая направленность).




Работа с одаренными и талантливыми школьниками осуществляется в трёх направлениях:

  1. Знакомство учителя с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.

  2. Выявление одаренных детей, детей с признаками одаренности, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный дальнейший скачок в развитии их способностей. 

  3.  Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время через: - кружки, секции, клубы по интересам, спец. курсы с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Этапы работы по выявлению и развитию  одаренных детей

I  этап.

Сбор информации от родителей, детей, педагогов о достижениях  обучающихся в какой-либо деятельности:

1. Анкетирование родителей «Чем любит заниматься ваш ребёнок?»,

2.Анкетирование учащихся по выявлению интересов «Твой любимый предмет в школе».

3. Анализ особых успехов и достижений учащихся по предметам. 


II этап.  Индивидуальная оценка возможностей ребенка

1.Диагностика потенциальных возможностей детей совместно с психологической службой в школе.

2.Диагностика потенциальных возможностей детей педагогом в классе

3. Создание банка данных по талантливым и одаренным детям.


III этап. Создание программы развития способностей обучающихся

1.Вовлечение в кружковую, внеурочную деятельность.

2.Создание условий для участия детей  в различных конкурсах, олимпиадах, выставках и т.п.


Основные направления реализации программы:

- выявление одаренных  обучающихся;

- создание банка данных «Одаренные дети»;

- разработка индивидуальных форм работы;

- внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий;

- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

 - создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников  школы  при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;

 - развитие системы урочной, внеурочной, и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения;

- разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих обучающихся.  


Ожидаемые результаты:

Формирование системы работы с одарёнными обучающимися.

Творческая самореализация школьников.

Обеспечение преемственности в основной и старшей школе.


Формы работы с одарёнными обучающимися:

• групповые занятия с одарёнными школьниками;

• занятия в проектных группах;

• предметные кружки;

• кружки по интересам;

• конкурсы;

• участие в олимпиадах;


План мероприятий по выполнению программы

«Ступеньки к успеху»


Мероприятия

Сроки

1.

Знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах работы с одарёнными детьми

Ежегодно

2.

Обучение через методическую работу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации

Регулярно

3.

Отбор методов и приёмов, способствующих развитию мышления, инициативности, творчества

Регулярно

4.

Диагностика одаренных детей

Ежегодно

5.

Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся

Март

ежегодно

6.

Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками

Март

ежегодно

7.

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь ноябрь

ежегодно

8.

Участие в олимпиадах, конкурсах

Ежегодно

9.

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Ступеньки к успеху»



Январь

10.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

Постоянно

11.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

Постоянно

12.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Постоянно

13.

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

Постоянно

14.

Творческий отчет учащихся

Ежегодно май

15.

Обобщение опыта работы с одаренными детьми

Ежегодно

16.

Распространение опыта работы с одаренными детьми

Ежегодно

17.

Проведение предметных недель и декад

Ежегодно


Диагностики:

1.Оценка уровня школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)

2.Методика А.И. Савенкова: анкета одарённости

3.Методика самооценки обучающегося «Как я вижу себя»

4.Методика «Карта одарённости»

5.Исследовательский метод С.Т. Шацкого

7. «Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников» М. Ступницкая

8.«Диагностика направленности учебной мотивации» (Т.Д. Дубовицкая)

9.Методика Г.Дэвиса «Определения творческих способностей учащихся»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!