Основная идея программы
Программа направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми асоциального поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия.
На одном из первых мест в работе с этими детьми стоит проблема сохранения физического, психического и духовного здоровья обучающихся - фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности; защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи.
Программа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности ребёнка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Актуальность и концептуальные идеи программы
Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность детей приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.
Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» ребёнка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, педагога-психолога, родителей, работников ПДН, учреждений дополнительного образования.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого ребёнка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Цель программы:
Адаптация обучающихся школы асоциального поведения в социуме.
Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в школе, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.
Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.
Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.
Задачи программы:
Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в детской среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.
Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.
Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.
Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
Обеспечение мотивации:
учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
родителей на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы).
Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим.
Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе.
Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов.
Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Объект реализации программы:
дети в кризисной ситуации;
дети с проблемами в семье;
гиперактивные дети;
дети с проблемами в обучении;
дети с личностными проблемами;
дети, стоящие на учёте (ВШК, КДН, ПДН и др.)
Факторы попадания детей в «группу риска»:
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить причины попадания детей в группу риска. Основными такими причинами являются следующие обстоятельства жизни этих детей:
пьянство одного или обоих родителей;
их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и прочее);
устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
отбывание одним из родителей срока тюремного заключения;
лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания;
жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод);
оставление малолетних детей одних без еды и воды;
отсутствие крыши над головой;
скитание вместе с родителями без средств к существованию, и отсутствие постоянного места жительства;
побеги из дома, конфликты со сверстниками, чрезмерная опека со стороны взрослых;
дисгармоничная семья;
соматические заболевания;
дети, состоящие на учёте в ПДН, КДН;
неблагополучные ситуации в отношениях со сверстниками;
неадекватное поведение;
нарушения в эмоциональной сфере (обидчивость, агрессивность, замкнутость, раздражительность);
средовая адаптация;
просчёты школы в учебной деятельности.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.2008 года принимает за основу термин «дети в трудной жизненной ситуации» и предлагает следующие критерии их дифференциации:
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды;
дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии;
дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
дети из семьи беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети-жертвы насилия;
дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети с отклонениями в поведении;
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи.
Следовательно, принадлежность детей к группе риска обусловлено различной неблагоприятной этнологией, т. е. имеет разные социальные корни.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана для работы с детьми 1-9 классов
Сроки реализации
Программа разработана на 2022-2025 год до достижения положительной динамики в процессе обучения и в поведении обучающегося.
Участники процесса
1.Администрация.
2.Педагоги школы.
3. Педагог-психолог.
4. Социальный педагог.
5. Медицинский персонал.
Методы работы:
Наблюдение;
Психологические и педагогические методики;
Психолого-педагогический анализ;
Социально-психологические методы.
Ожидаемые результаты и способы оценки
Выявление основных причин появления детей «группы риска».
Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».
Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
Снижение заболеваемости среди учащихся «группы риска».
Повышение обученности и уровня физической подготовки детей этой группы.
Снижение количества детей асоциального поведения из неблагополучных семей.
Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения.
Стратегия и механизм достижения поставленных целей
Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:
- работа с обучающимися;
- работа с семьей;
- работа с педагогами;
- организация досуга детей
1.Работа с семьей:
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
-привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;
-выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;
-разработка основных правил семейного воспитания;
-создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку;
-всесторонне психолого-педагогическое просвещение родителей
-способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
Формы работы:
- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории для родителей);
-психокоррекционная работа - семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);
-психопрофилактическая работа по программе «Семейный разговор», приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
Принцип реализации работы с семьей:
- анкетирование;
-опрос родителей и детей;
-совместные праздники;
-творческие семейные выставки
Основные направления работы с семьей:
- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей семьи и города;
- формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных выставок, выполнение семейных творческих заданий;
2. Работа с педагогами:
Цели и задачи:
- расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в детской среде;
- дать базовые психологические понятии о психологии развития личности детей;
- расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками.
3. Работа с учащимися:
Цели и задачи:
-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
-профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения, алкоголя, наркотиков);
-профилактика правонарушений;
-психокоррекция;
-профориентация;
-пропаганда здорового образа жизни.
- адаптация детей к современным условиям, их правовая социализация через культурно - досуговую и спортивно - оздоровительную работа
- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
Методы:
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)
Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)
4. Направления организации досуга:
Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.
Для этого необходимо:
Изучение интересов и способностей детей.
Вовлечение детей асоциального поведения в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.
Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.
Изучение участия детей асоциального поведения в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.
Поощрение любых видов художественного и технического творчества обучающихся и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей и групп продленного дня.
Примерный перечень мероприятий по работе школы
с детьми асоциального поведения
Выявление детей асоциального поведения.
Изучение причин социально - педагогической запущенности.
Ведение картотеки этих детей.
Встречи с работниками ИДН.
Правовое просвещение детей
Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников.
Совет по профилактике правонарушений при директоре.
Психологические консультации для детей и родителей.
Индивидуальная работа с детьми асоциального поведения.
Организация индивидуального наставничества (социальные педагоги, старшеклассники).
Вовлечение детей в воспитательные центры, кружки, секциии.
Контроль
Индивидуальные карточки учета.
Рейды в семьи.
Подготовка материалов на неблагополучные семьи в КДН, ПДН.
Акты обследования жилищно-бытовых условий.
Проверка занятости после уроков.
Анализ социального паспорта семей школы.
Совещания при директоре.
Административные совещания.
Методические семинары.
Выявление и учет школьников «группы риска» ведется регулярно и систематически в течение всего учебного года. Постановка на учет не самоцель, а основа для дальнейшей профилактической и коррекционной работы. Для учета школьников группы «риска» и неблагополучных семей классные руководители и социальные педагоги могут использовать карты (приложение №1), а также дневник посещения учащихся на дому.
Директор школы
Осуществляет текущий контроль за соблюдением режима работы шко- лы с детьми «группы риска».
Директор школы
Осуществляет текущий контроль за соблюдением режима работы шко- лы с детьми «группы риска».
Заместитель директора по УВР и ВР
Реализация разно уровневой мо-дели содержания образования.
Рациональная организация педа-гогического процесса.
Вовлечение в общественополез-ную деятельность.
Заместитель директора по УВР и ВР
Реализация разно уровневой мо-дели содержания образования.
Рациональная организация педа-гогического процесса.
Вовлечение в общественополез-ную деятельность.
План работы школы с детьми группы «риска»
№ п/п | Мероприятия | Классный руководитель | Социальный педагог | Педагог-психолог | Зам. директора по УВР | Зам. директора по ВР | Совет профилактики | Родительский комитет |
I. | Организационные мероприятия | | | | | | | |
1. | Составление социального паспорта класса | + | | | | | | |
2. | Составление характеристик на детей группы «риска» | + | + | + | | | | |
3. | Выявление школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации | + | + | + | | | | |
4. | Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями | + | + | | | | | + |
5. | Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся группы «риска» | | + | | | | | |
6. | Организация досуга и кружковой деятельности | + | | | | + | | |
7. | Составление административных писем, ходатайств и др. документов; направление документации в КДН, ОППН и др. службы | | + | | | + | | |
8. | Осуществление связи с КДН, ППДН и соц. службами | | + | | | + | + | |
9. | Организация работы и отдыха школьников в летний период | + | + | | | + | + | |
II | Работа с учащимися | | | | | | | |
1. | Контроль посещаемости занятий | + | | | + | | | |
2. | Контроль текущей успеваемости | + | | | + | | | |
3. | Вовлечение учащихся в кружки и секции | + | | | | + | | |
4. | Проведение профилактических бесед | + | + | | | | + | + |
5. | Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися | | + | + | | | | |
6. | Направление на консультацию к психологу или к врачам | + | + | + | | | | |
7. | Содействие в трудоустройстве | + | + | | | | | |
8. | Проведение психодиагностики | | | + | | | | |
9. | Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута | + | + | + | + | | | |
10 | Разбор конфликтных ситуаций | + | + | + | | + | | |
III | Работа с родителями школьников | | | | | | | |
1. | Посещение семей группы «риска» | + | + | | | | | |
2. | Проведение консультаций для родителей | | + | + | | | | |
3. | Приглашение родителей и детей группы «риска» на советы профилактики | | + | | | + | + | |
4. | Выступление на родительских собраниях | + | + | + | + | + | | + |
5. | Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания | | + | + | | + | | |
IV | Работа с педагогическим коллективом | | | | | | | |
1. | Организация обмена необходимой информацией между учителями-предметниками | + | + | | + | + | | |
2. | Консультации по результатам психодиагностики | | | + | | | | |
3. | Выработка рекомендаций по работе с детьми группы «риска» | | + | + | | | + | |
4. | Выступления с сообщениями на заседаниях педсовета и совещаниях | | + | + | + | + | | |
5. | Проведение деловых игр, семинаров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы «риска» | | | + | | | | |
Модель сопровождения учащихся «группы риска».
Классный руководитель.
Педагогическое сопровождение учащихся.
Систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью.
Помощь учащемуся в учебно-познавательной деятельности.
Обеспечение постоянной связи с семьей.
Осуществление тесной связи с педагогами-предметниками.
Проведение тематических классных часов и мероприятий с привлечением
учащихся «группы риска».
Активизация творческой, трудовой, спортивной и др. деятельности.
Проведение индивидуальной работы с учащимися «группы риска».
Осуществление групповой поддержки детям «группы риска».
Социальный педагог Психолог.
Вовлечение в кружки, секции, клубы.
Профилактические беседы.
Осуществление контроля за посещаемо-стью и успеваемостью.
Социально-педагогическое сопровож-дение.
Формирование правовой культуры подростков.
Вовлечение в обществено-полезную дея-тельность.
Социально-педагогическая помощь пе-дагогам в работе с детьми «группы риска» и семье,
Участие в школьном ПМПк.
Координация работы между субъектами образовательного процесса и различных служб. ОДН, КДН, ЦРП, ЦРБ,
Диагностика личностных качеств.
Коррекция поведения, общения, эмоци-ональных расстройств через занятия, игры, тренинги.
Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения.
Консультационная помощь педагогам по работе с детьми «группы риска».
Психологическая помощь семье учаще-гося.
Участие в школьном ПМПк.
Директор школы
Осуществляет текущий контроль за соблюдением режима работы школы с детьми «группы риска».
Заместитель директора по УВР и ВР
Реализация разно уровневой модели содержания образования.
Рациональная организация педагогического процесса.
Вовлечение в общественополез-ную деятельность.
Привлечение право-охранительных орга-нов, ОДН, КДН.
Учителя-предметники. Организация работы по коррекции знаний
Организует дифференцированный подход в работе с уч-ся.
Осуществляет повышение мотивации.
Приложение №1
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА
несовершеннолетнего группы риска
Категория риска: систематический пропуск учебных занятий без уважительной причины, употребление спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ, совершение противоправного поступка склонность к бродяжничеству, нахождение в социально опасном положении, педагогический учет, (другое)______________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата заполнения ______________________________________________________
Сведения о несовершеннолетнем:
Фамилия, имя, отчество | |
Дата рождения | |
Класс, классный руководитель | |
С какого года обучается в данной школе и откуда прибыл | |
Домашний адрес | |
Материально-бытовые условия | |
Основание и дата постановки на учет | |
Основание и дата снятия с учета | |
Занятость в дополнительном образовании в школе и вне школы (наименование формирования, Ф.И.О. тренера, педагога дополнительного образования, контактный телефон, дни занятий) Занятость во внеурочной деятельности | |
Состояние здоровья учащегося (группа здоровья) | |
Психологические особенности | |
Успеваемость и посещаемость | |
Сведения о семье (родителях или законных представителях):
Мать: ФИО место работы контактный телефон | |
Отец: ФИО место работы контактный телефон | |
Опекун (попечитель): ФИО место работы контактный телефон | |
Социальный статус семьи (подчеркнуть или дописать) | Малообеспеченная, находящаяся в социально опасном положении, полная, многодетная, неполная, в разводе, мать-одиночка, вдова/вдовец, вторичный брак матери/отца, беженцы, семья опекунов |
Статус родителей (законных представителей) (подчеркнуть или дописать) | инвалиды (мать, отец), ограничены в правах (мать, отец), лишены родительских прав (мать, отец), безработные (мать, отец) |
Образ жизни родителей (законных представителей) (подчеркнуть или дописать) | заботятся о ребёнке (мать, отец) много времени уделяют работе (мать, отец), уклоняются от воспитания детей (мать, отец), жестоко обращаются с детьми, употребляют спиртные напитки (мать, отец), употребляют наркотические вещества (мать, отец), ведут антиобщественный образ жизни (мать, отец), находится в местах лишения свободы (мать, отец) не справляются с воспитанием, ведут замкнутый образ жизни, ухаживают за больными родителями, детьми-инвалидами; страдают хроническими заболеваниями в тяжелой форме или есть психические расстройства (мать, отец). |
Жилищно-бытовые условия | |
Меры, принятые ОУ по работе с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями)
Ответственные | Содержание работы | Сроки | Результат | Отметка о выпол нении | |
Взаимодействие с ребенком | |
Классный руководитель | составление педагогической характеристики | на момент постановки | | | |
беседы с ребенком | в течение всего периода | | | |
контроль посещаемости учебных занятий | ежедневно | | | |
отслеживание занятости в системе дополнительного образования | ежемесячно | | | |
занятость в каникулярное время | каникулы | | | |
взаимодействие с учителями-предметниками | по мере необходимости | | | |
Служба сопровождения: социальный педагог, психолог | беседы с социальным педагогом | в течение всего периода | | | |
беседы с психологом | по мере необходимости | | | |
посещение уроков | 1-2 раза в триместр | | | |
Администрация | профилактические беседы с ребенком | в течение всего периода | | | |
координация работы с учителями-предметниками в отношении учащегося | в течение всего периода | | | |
контроль посещаемости и успеваемости | еженедельно | | | |
контроль занятости в системе дополнительного образования | ежемесячно | | | |
анализ профилактической деятельности в отношении ребенка | 1 раз в триместр | | | |
Взаимодействие с семьей | |
Классный руководитель | обследование жилищно-бытовых условий проживания и воспитания ребенка | в течение периода | | | |
беседы, консультации с родителями | по мере необходимости | | | |
контроль за посещаемостью родительских собраний | по графику проведения | | | |
Специалисты группы сопровождения: социальный педагог, психолог | участие в обследовании жилищно-бытовых условий проживания и воспитания ребенка | в течение периода | | | |
индивидуальные консультации психолога | по мере необходимости | | | |
беседы с психологом | по мере необходимости | | | |
индивидуальные консультации с социальным педагогом | по мере необходимости | | | |
индивидуальные консультации узких специалистов | по мере необходимости | | | |
Администрация | приглашение родителей на административный прием к директору школы | по мере необходимости | | | |
приглашение родителей на заседание Совета профилактики | по мере необходимости | | | |
оформление запросов, ходатайств в отношении семьи на предприятия и другие организации | по мере необходимости | | | |
посещение семьи ребенка | по мере необходимости | | | |
Межведомственное взаимодействие | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Расписание учебной и внеучебной деятельности в рамках индивидуальной образовательной траектории
Предмет | Учитель | Форма учебной деятельности | Дни занятий | Время |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Оценка результативности проведенной работы, выводы, рекомендации
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________