МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДМИТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА №10
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы: _______ В.В. Егоров
Приказ № _____ от «___»____________ 2018 г.
Рабочая программа
по обществознанию
для 5-х классов
(базовый уровень)
Составитель: Кравченко Светлана Юрьевна,
учитель первой категории
2018 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. ( Приказ Минобрнауки РФ от 17.12 2010г. № 1987).
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018/2019 учебный год.
С учетом:
Основной образовательной программы основного общего образования МОУ ДСОШ №10 с УИОП.
Программы Обществознание. 5- 9 кл. Рабочие программы / Боголюбов (ФГОС) Авторы: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М. «Просвещение» 2014 г.;
Методического письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программа учебных предметов».
Положения о рабочих программах МОУ ДСОШ №10 с УИОП.
Учебного плана МОУ ДСОШ № 10 с УИОП на 2018/2019 учебный год
Учебного календарного графика МОУ ДСОШ №10 с УИОП.
Целями изучения предмета «Обществознание» в основной школе являются:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Задачи изучения предмета "Обществознание":
создание условий для социализации личности;
воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
формирование знаний и интеллектуальных умений;
воспитания уважения к семье и семейным традициям;
формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
воспитание уважения к трудовой деятельности.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа , по 1 часу в неделю в соответствии с учебным планом МОУ ДСОШ №10 с УИОП. В 5 а,в,г,д классах последний урок является резервным. В 5б классе программа будет реализована за 33 часа в соответствии с учебным календарным графиком МОУ ДСОШ №10 с УИОП.
УМК:
«Обществознание. 5 класс» под редакцией академика Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2013) - учебник
Обществознание 5 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград, Учитель 2013
Л.Ф. Иванова., Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.
Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.
Ценности здорового и безопасного образа жизни; правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Появится опыт участия в социально значимом труде.
Ученик получит возможность для формирования:
Развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Потребности в общении с художественными произведениям.
Личностные результаты при изучении учебного предмета
У ученика будут сформированы:
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
Ученик получит возможность для формирования:
готовности к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
активного применения знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- понимать цели и задачи учебной деятельности;
- учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале;
- в сотрудничестве с учителем договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
- различать способ и результат действия;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- осмысленному чтению учебных текстов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- рассуждать, соотносить понятия;
- слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
- излагать свое мнение и аргументировать его.
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- логическим действиям анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
- вести диалог;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Учащиеся научатся:
- создавать текст с использованием клавиатуры;
- осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
- осуществлять фиксацию хода и результатов проектной деятельности;
- избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;
- выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью.
Учащиеся получат возможность научиться:
- различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;
- использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с проектной
деятельностью;
- проектировать дизайн сообщений.
Предметные результаты
По разделу «Человек»
Ученик научится:
• использовать знания биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство», «гражданин»;
• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
Ученик получит возможность научиться:
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
По разделу «Семья»
Ученик научится:
• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.
Ученик получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.
3. Содержание курса по обществознанию в 5 классе (34 ч.)
В рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ Дмитровской СОШ № 10 с УИОП на изучение предмета «Обществознание» в 5 классе выделено 1 час в неделю (34 часа в год).
Введение (1 ч.)
Вводный урок. Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома.
Глава I. Человек (5 ч.)
Загадка человека. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Практикум по теме «Человек». Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и с младшими по возрасту партнёрами.
Глава II. Семья (5 ч.)
Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Практикум по теме «Семья». Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни.
Глава III. Школа (7 ч.)
Образование в жизни человека. Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Одноклассники, сверстники, друзья. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс. Практикум по теме «Школа». Школа в жизни человека и общества. «Век живи – век учись». Учись учиться. Мои соученики (одноклассники).
Глава IV. Труд (5 ч.)
Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Практикум по теме «Труд». Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество.
Глава V. Родина (10 ч.)
Наша Родина – Россия. Россия – федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин России. Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан.
Мы – многонациональный народ. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Практикум по теме «Россия». Наша Родина – Россия. «Часть российского флага». Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности.
Заключительные уроки (2ч). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Глава I. Человек | 5 |
3 | Глава II. Семья | 5 |
4 | Глава III. Школа | 7 |
5 | Глава IV. Труд | 5 |
6 | Глава V. Родина | 10 |
7 | Заключительные уроки | 2 |
| Итого | 35 |
4.Календарно-тематическое планирование (34 недели)
№ урока | Раздел программы (блок) Тема урока | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту 5а,в,г,д | Дата проведения по факту 5б |
1 | Введение в изучение курса | 3-8.09 | | |
2 | Загадка человека. Природа человека. | 10-15.09 | | |
3 | Загадка человека. Человек – биосоциальное существо. | 17-22.09 | | |
4 | Отрочество - особая пора жизни | 24-29.09 | | |
5 | Отрочество - особая пора жизни. Самостоятельность. | 1-6.10 | | |
6 | Практикум «Учимся общаться. | 8-13.10 | | |
7 | Практикум по главе «Человек» | 15-20.10 | | |
8 | Семья и семейные отношения | 22-27.10 | | |
9 | Семейное хозяйство | 6-10.11 | | |
10 | Свободное время | 12-17.11 | | |
11 | Практикум по главе «Семья». Домашнее хозяйство. ЗОЖ | 19-24.11 | | |
12 | Образование в жизни человека. Его значение для общества. | 26.11-1.12 | | |
13 | Образование в жизни человека. Уровни образования в РФ. | 3-8.12 | | |
14 | Образование и самообразование | 10-15.12 | | |
15 | Образование и самообразование. Умение учиться. | 17-22.12 | | |
16 | Одноклассники, сверстники, друзья. | 24-29.12 | | |
17 | Практикум по главе «Школа» | 14-19.01 | | |
18 | Труд – основа жизни. Результаты труда | 21-26.01 | | |
19 | Труд – основа жизни. Благотворительность и меценатство. | 28.01-02.02 | | |
20 | Труд и творчество. Мастера и ремесленники. | 4-9.02 | | |
21 | Труд и творчество. Творчество в искусстве. | 11-16.02 | | |
22 | Практикум по главе «Труд» | 18-22.02 | | |
23 | Практикум по главе «Труд» | 25.02-2.03 | | |
24 | Наша Родина-Россия. | 4-7.03 | | |
25 | Субъекты РФ. | 11-16.03 | | |
26 | Государственные символы России. | 18-23.03 | | |
27 | История государственных символов России. | 1-6.04 | | |
28 | Гражданин России | 8-13.04 | | |
29 | Права и обязанности граждан России. | 15-20.04 | | |
30 | Мы – многонациональный народ. | 22-27.04 | | |
31 | Многонациональная культура России | 29.04-30.04 | | |
32 | Обобщающее повторение | 6-8.05 | | |
33 | Практикум по главе «Родина» | 13-18.05 | | |
34 | Защита проекта | 20-25.05 | | |
35 | Резервный урок | 27-31.05 | | |
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей_______ Протокол № 1 от 29. 08.2018 г. Руководитель методического объединения:______________ | | «Согласовано» : Заместитель директора по УМР: _____________ от 30.08.2018года |