Рабочая программа по музыке для 5 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения общего образования. Рабочая программа составлена на основе Программы по музыке и содержания программы «Музыка» авторов Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной,М., Просвещение, 2010.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Рабочая программа рассчитана на 35 часов, из расчёта 1 час в неделю, что соответствует федеральному базисному учебному плану для основного общего образования на базовом уровне, региональному базисному учебному плану, годовому количеству учебных часов по учебному плану МАОУ «СОШ № 165 » на текущий учебный год.
Логику последовательного распределения тем диктует учёт психолого-педагогических особенностей учащихся. При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости; на последовательное расширение музыкально-слухового фона знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.
Изучение музыки в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.
Интонация. Музыкальная речь. Музыкальные и речевые интонации. Выразительность и изобразительность. Общее представление об основных средствах музыкальной выразительности. Мелодия. Ритм. Темп. Динамика. Тембр. Лад. Всеобщность музыкального языка. Музыкальный образ. Музыкальная драматургия. Развитие музыки. Основные приемы музыкального развития.
Виды музыки: Музыка вокальная и инструментальная. Музыка сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса и хоры. Музыкальные инструменты. Оркестр и его разновидности. Музыка симфоническая и театральная; вокально- инструментальная и камерно - инструментальная.
Жанры и формы музыки: Песня, романс. Многообразие музыкальных форм. Одночастные, двухчастные и трехчастные формы. Вариации. Рондо. Концерт. Сюита. Кантата. Сонатно-симфонический цикл. Опера. Балет. Симфония.
Музыкальная классика: Музыка различных исторических эпох. Духовная музыка. Западноевропейская музыкальная культура. Русская музыкальная культура. Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Национальные школы в музыкальном искусстве. Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Творчество татарских композиторов.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонацион-ное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музы-кальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.
- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знания культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности чувств, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнение учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятие, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умения устанавливать причинно – следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
общению с искусством и художественному самообразованию.
• актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность и значимость работы;
• самостоятельность суждений, уровень творчества участников проекта, оригинальность раскрытия темы, решений;
• художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведени, слайдов, рисунков; изготовление альбомов,стендов, газет, фотографий, видеороликов; литературное и сценическое сопровождение защиты проекта).
- музыкальные викторины.
На уроках в 5 классе синтез искусств активно проявиться в рассказах, беседах с детьми о музыке, композиторах с подкреплением художественно-изобразительного искусства; в наибольшем количестве проявиться и в использовании кинематографии. К примеру, использование кинематографии (видеофрагментов) активно предполагается использовать при знакомстве с темами второй четверти: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера», «Балет», «Музыка в театре, кино, на телевидении, «Мюзикл».
Не обойтись без подкрепления художественного искусства, фотографии и видеофрагментов при изучении в 3 четверти «Небесного и земного в звуках и красках», «О подвигах, о доблести, о славе», «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» и практически в каждой теме урока.
Программа, несомненно, подразумевает интеграцию предметов литературы и истории.
№ | План. | Фактич. | Кол-во уроков | Тема урока | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные |
1 | | | 1 | Что роднит музыку с литературой | Выразительно прочитать стихотворения, положенные в основу известных музыкальных произведений; спеть их мелодии | Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и литературы | Знать: -что роднит музыку с литературой; - о том, что литература дает жизнь огромной области музыкального искусства. Уметь выявлять связи музыки и литературы | Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательные: Использовать общие приёмы в разнообразии способов решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника и тетради Коммуникативные: Координировать и принимать раз -личные позиции во взаимодействии | Передать в исполнении особенности музыкального прочтения стихотворений композиторами. |
2 | | | 1 | Вокальная музыка Россия, Россия, нет слова красивей… | Работа с отрывков из рассказа В. Белова (с.10) | Воспитание любви и уважения к родному краю. | Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь: -называть основные жанры русских народных песен; -определять значение в жизни общества; -отличать романс от песни, роль сопровождения в исполнении романса и песни | Регулятивные Преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные: Ставить и формулировать проблему; ориентироваться в информационном материале учебника и тетради Коммуникативные: Строить моно логичное высказывание, учитывая настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки | Разыграть одну из песен с одноклассниками, сочетая пение с выразительными движениями. |
3 | | | 1 | Вокальная музыка Песня русская в березах, песня русская в хлебах… | Работа со справочной литературой , интернет ресурсами. | Песня-самый распространённый жанр музыкально-литературного творчества. Песня -душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню? Романс-лирическое стихотворение, положенное на музыку | Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь: -называть основные жанры русских народных песен; -определять значение в жизни общества; -отличать романс от песни, роль сопровождения в исполнении романса и песни | Регулятивные Формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ориентироваться в ин-формационном материале учебника Коммуникативные Участвовать в коллективном пении, проявлять активность в решении познавательных задач | Чувство гордости за Россию и российский народ. |
4 | | | 1 | Вокальная музыка Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… | Прочитать стихотворение М.Лермонтова «Из Гёте»и выполнить задания с.16 | Воспитание любви и уважения к родному краю. | Передавать свои впечатления в узкой форме | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации; ориентироваться в информационном материале учебника и рабочей тетради Коммуникативные: Использовать общие приёмы в решении исполнительских задач. | Если ты был композитором, то музыкой какого характера озвучил бы это стихотворение? |
5 | | | 1 | Песни народов Поволжья | Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. | Познакомить обучающихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников. | Узнают основные жанры народных песен, ее особенности. Научатся разучивать и исполнять образцы музыкально_- поэтического творчества | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации; ориентироваться в информационном материале учебника и рабочей тетради Коммуникативные: Использовать общие приёмы в решении исполнительских задач. | Развитие духовно-нравственных и этических чувств , эмоциональной отзывчевости. Модуль «Разновидности обрядовых песен» Модуль «Особенности русской наро-дной музы-кальной куль-туры» |
6 | | | 1 | Фольклор в музыке русских композиторов «Что за прелесть эти сказки…» | Послушать темы Шахриара и Шехеразада из сюиты Н.Римского-Корсакова. Сочинить мелодии для каждого персонажа своей сказки. | Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников. | Понимать истоки музыки и её взаимосвязь с жизнью. | Регулятивные: Преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: Использовать общие приёмы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника и рабочей тетради Коммуникативные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе | Общение со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе и музыкальных. |
7 | | | 1 | Жанры инструментальной и вокальной музыки «Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою» | Послушать одну из «Песен венецианских гондольеров» Ф.Мендельсона и «Баркаролу»из «Времён года» П.Чайковского. | Углубить представления обучающихся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой. | Выражать собственные мысли, настроения речи в пении, движении. | Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. |
8 | | | 1 | Вторая жизнь песни Живительный родник творчества. | Прослушивание музыкальных сочинений разных композиторов , в основу которых положены интонации народных песен и напевов. | Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки. | Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: Осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера; ориентироваться в информационном материале Коммуникативные: Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Высказывать личностно- оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни. |
9 | | | 1 | Всю жизнь мою несу родину в душе... «Перезвоны» «Звучащие картины» | Послушать фрагменты симфонии-действа «Перезвоны»: «Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва». | Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака. | Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Регулятивные: Составлять план и последовательность действий Познавательные: Ставить и формулиро вать проблемы; ориентироваться в информационном материале учебника Коммуникативные: Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании | Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление. |
10 | | | 1 | Всю жизнь мою несу родину в душе... «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» | Выполнить задания в творческой тетради на развороте «Поэтические страницы». | Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака. | Выделять отдельные признаки предмета и объединить по общему признаку. | Регулятивные: Оценка воздействия музыкального сочи-нения на собственные чувства и мысли, ощущения других слушателей Познавательные: овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем, создателями музыкальных сочинений в процессе размышлений о музыке | Передавать музыкальные впечатления на основе приобретённых знаний. |
11 | | | 1 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Гармонии задумчивый поэт» | Прочитать отрывок из рассказа В.Астафьева «Слово о Мастере». | Осознание обучающимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов. | Определять названия произведений и их авторов , в которых музыка рассказывает о русских защитниках. | Регулятивные: постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия Познавательные: Расширение представлений о музыкальном языке Коммуникативные: Расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке и музыкантах, | Использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках. |
12 | | | 1 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!» | Прослушать «Маленькую ночную серенаду» В.-А.Моцарта. | Осознание обучающимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена, В. Моцарта. | Выделять отдельные признаки и объединять по общим признакам. | Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкально-практической деятельности Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные: проявлять активность во взаимно действии вести диалог слушать собеседника | Развивать музыкально-эстетические чувства , проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству. |
13 | | | 1 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера Оперная мозаика. М.Глинка. Опера «Руслан и Людмила» | Выполни задания в творческой тетради по опере «Руслан и Людмила»М.Глинки. Прослушать песни Садко и колыбельную Волховы из оперы «Садко» | Более подробно ознакомить обучающихся с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а так же с исполнителями (певцы, дирижеры и др.) | Выявлять характерные особенности оперы. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальные произведения и мнения других людей о музыке | Структуровать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников. |
14 | | | 1 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | Выполни задания в творческой тетради на разворотах «В музыкальном театре. Балет»Спящая красавица» | Более подробно ознакомить обучающихся с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев) | Выявлять характерные особенности балета. | Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя на ударных инструментах Познавательные: Осуществлять и выделять необходимую информацию Коммуникативные: Участвовать в коллективном музицировании | Структуровать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников. |
15 | | | 1 | Музыка в театре, кино, на телевидении | Вспомнить и спеть полюбившиеся песни из кинофильмов, телепередач. Запиши свои впечатления от просмотра новых спектаклей , фильмов, видеозаписей в творческую тетрадь. | Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через театр, кино, телепередачи . | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведения и мнения других людей по музыке | Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой. |
16 | | | 1 | Третье путешествие в музыкальный театр. | Мюзикл | | Прослушать фрагменты из мюзикла:»Песню Джелликл-кошек», «Песню Бастофера Джонса»-важного, солидного кота, «Песню Макэвити»-кота-разбойника и финальный хор «Как приручить кошек» | Познакомить обучающихся с жанром мюзикла, разучить отдельные номера мюзикла «Кошки» Э.Уэббера, | Выявлять характерные особенности мюзикла. | Регулятивные: Постановка учебных задач(целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования Познавательные: рефлексия способов действия при индивидуальной оценки восприятия и исполнения музыкального произведения Коммуникативные: планирование учебного | Формировать уважение к различным музыкальным произведениям. |
17 | | | 1 | Мир композитора | Научиться понимать мировоззрение композитора. | Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся , закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств. | Знать: -историю возникновения мюзикла; - чем мюзикл отличается от оперы. Уметь называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов | Регулятивные: Составлять план и последовательность действий Познавательные: Ставить и формулиро вать проблемы; ориентироваться в информационном материале учебника Коммуникативные: Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании | Формировать уважение к личности композитора. |
18 | | | 1 | Что роднит музыку с изобразительным искусством | Рассмотреть произведения изобразительного искусства, подумать, можно ли услышать живопись, а вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку. | Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства. | Выделять отдельные признаки и объединять по общим признакам. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способов решения Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. |
19 | | | 1 | Небесное и земное в звуках и красках «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…» | Найдите в учебнике и творческой тетради другие картины, созвучные музыке С.Рахманинова, древним песнопениям. | Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей. | Умение осушествлять познавательную деятельность с использованием различных средств информации. | Регулятивные: Предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности Познавательные: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Адекватно оценивать явления музыкальной культуры; эмоционально выражать свои впечатления о музыке |
20 | | | 1 | Звать через прошлое к настоящему «Александр Невский». «За отчий дом за русский край». | Найдите в Интернете Пословицы и поговорки о защитниках Отечества. | Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале | Регулятивные: Составлять план и последовательность действий Познавательные: Ставить и формулиро вать проблемы; ориентироваться в информационном материале учебника Коммуникативные: Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании | Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам |
21 | | | 1 | Звать через прошлое к настоящему «Ледовое побоище». «После побоища». | Узнайте у своих родственников и близких песни о подвигах. Спойте их вместе. Выполни задания в творческой тетради | Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | Регулятивные: Оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения других слушателей Познавательные: овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем, создателями музыкальных сочинений в процессе размышлений о музыке | Формирование уважения к истории, культурным и историческим деятелям. |
22 | | | 1 | Музыкальная живопись и живописная музыка «Мои помыслы-краски , мои краски - напевы …» | Сравните язык произведений двух видов искусства: музыки и живописи.Какое состояние вызывают у тебя особенности композиции романса?картины? | Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; углубление знаний о выразительных возможностях собственно музыкального искусства; выяснение ответов на вопросы: «Можем ли мы услышать живопись?», «Можем ли мы увидеть музыку?» | работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: Понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями Коммуникативные: Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника | формировать уважение к природе. |
23 | | | 1 | Музыкальная живопись и живописная музыка «Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности. | . Сравните выразительные средства- мелодию, аккомпанемент, ладовую окраску , динамику, форму, которые усиливают контраст этих двух образов. | Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные произведения С. Рахманинова и Ф. Шуберта) | формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. | Регулятивные: Составлять план и последовательность действий Познавательные: Ставить и формулиро вать проблемы; ориентироваться в информационном материале учебника Коммуникативные: Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании | Формировать уважение к личности композитора. |
24 | | | 1 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве «Весть святого торжества». | Выполните в творческой тетради задания на разворотах «Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова», «И несётся над землёю колокольный звон…». | Расширение представлений обучающихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты. | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Регулятивные Выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательные: Использовать общие приёмы в разнообразии способов решения задач; ориентироваться в информационном матери-але учебника и тетради Коммуникативные: Координировать и принимать раз -личные позиции во взаимодействии | Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. |
25 | | | 1 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве «Звуки скрипки так дивно звучали…» | Найдите в Интернете информацию о знаменитых итальянских скрипичных мастерах Амати, Страдивари, Гварнери и подготовить сообщение для одноклассников. Выполните задания в творческой тетради на развороте «Волшебный смычок». | Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель», расширение представлений обучающихся о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализация жизненно – музыкального опыта учащихся (повторение знакомых музыкальных произведений); сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников. | самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Регулятивные Преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные: Ставить и формулировать проблему; ориентироваться в информационном материале учебника и тетради Коммуникативные: Строить моно логичное высказывание, учитывая настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки | Формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании. |
26 | | | 1 | Волшебная палочка дирижера. «Дирижеры мира» | Послушайте по телевизору выступление симфонического оркестра. Во время концерта понаблюдай за жестами дирижёра. Как они меняются с развитием музыки? | Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра. | самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. | Регулятивные: Использовать установленные правила в контроле способов решения задач Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задачи Коммуникативные: Уметь слушать и вступать в диалог. Обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, формулировать свои затруднения | Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в различных видах деятельности |
27 | | | 1 | Образы борьбы и победы в искусстве | Выполните задания в творческой тетради на разворотах «Симфонический оркестр» и «Дирижёр и оркестр -единое целое». | Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития. | задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Регулятивные: Моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения. | Продуктивно поработать над тестом |
28 | | | 1 | Застывшая музыка | Обьясните смысл выражений: «Архитектура – застывшая музыка» и «Храм, как корабль огромный, несётся в пучине веков…». | Постижение обучающимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю. | объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. | Регулятивные: составлять план и последовательность действий Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности Продуктивное сотрудничество, общение. |
29 | | | 1 | Полифония в музыке и живописи | Послушайте органную музыку И. –С. Баха. Какие чувства она вызывает? | Продолжить знакомство обучающихся с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой | формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. | Регулятивные: Составлять план и последовательность действий Познавательные: Ставить и формулиро вать проблемы; ориентироваться в информационном материале учебника Коммуникативные: Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании | Формировать уважение к личности композитора. |
30 | | | 1 | Музыка на мольберте | Всмотритесь в картины М. Чюрлёниса. Что новое, необычное увидел ты в них? | Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса | самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | Регулятивные: Оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения других слушателей Познавательные: овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем, создателями музыкальных сочинений в процессе размышлений о музыке | Формирование и уважение к различным видам искусства, композитору-художнику. |
31 | | | 1 | Импрессионизм в музыке и живописи | Выполни задания в творческой тетради на разворотах «Есть в красках отзвуки и звуки…» и «Художественное творчество. Рисуем музыку». | Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников – импрессионистов и музыки К. Дебюсси. | работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: Понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями Коммуникативные: Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника | Формирование и уважение к личности композитора. |
32 | | | 1 | О подвигах, о доблести, о славе... | Спойте известные тебе современные песни, которые звучат в День Победы 9 мая? Перечитайте рассказ К.Паустовского «Струна» из творческой тетради. Какой силой обладает музыка? Какую роль она играла в годы войны? | Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема. | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание. | Регулятивные: Составлять план и последовательность действий Познавательные: Ставить и формулиро вать проблемы; ориентироваться в информационном материале учебника Коммуникативные: Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании | Формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну. |
33 | | | 1 | В каждой мимолетности вижу я миры... | Выполните задания в творческой тетради на развороте «Программа урока – концерта». | Ввести обучающихся в образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширить и углубить понимание учащимися своеобразия их творчества. | осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно. | Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: Понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями Коммуникативные: Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника | Формирование и уважение к личности композиторов. |
34 | | | 1 | Мир композитора. С веком наравне | Научатся понимать мировоззрение композитора. | Обобщить представления обучающихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. | Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента. | Регулятивные: постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия Познавательные: Расширение представлений о музыкальном языке Коммуникативные: Расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке и музыкантах, | Формирование уважения к различным видам искусства, к композиторам как к русским , так и зарубежным. |
35 | | | 1 | Контрольная работа Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Научиться обобщать музыкальные представления | Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства. | осуществлять анализ; Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инстру-ментальных и вокальных жанров. | Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкально-практической деятельности Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные: проявлять активность во взаимно действии вести диалог слушать собеседника | Формирование любви к музыке как к одному видов искусства. |