№ | Тема урока | Основные понятия | Слушание музыки | Исполнение | Тип урока, вид деятельности | Прогнозируемый результат | УУД |
1. | Характерные черты русской музыки. Связь народной и композиторской музыки. | Интонационно-образный язык . Путешествие на родину русского музыкального языка. | Глинка «Камаринская» «Вальс-фантазия» | Земелюшка-чернозём | Урок нового материала Фронтальный Исполнение на народных инструментах ритмических партитур. | Знать особенности жанров русской народной песни и пляски, уметь описать характер произведения, закрепить вокально-хоровые навыки. Закрепить основы музыкальной грамоты | Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию; устанавливать целевые приоритеты; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. Коммуникативные УУД: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Личностные УУД: Формирование социальной роли ученика. потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты. |
2. | Входная контрольная по ранее изученному музыкальному материалу. | Контрольно-обобщающий | Повторить ранее изученный музыкальный материал |
3. | Творчество народов России. | Как это бывает, когда песни не умирают. Интонации народных песен. | Глинка «Камаринская» Глинка «Жаворонок» | «Неделька» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный. Чтение нот. | Знать о роли народных интонаций в музыке, уметь описать образ, закрепить вокально-хоровые навыки. |
4. | Музыкальный и поэтический фольклор. | Едем на Север. Интонации народных песен. | Чайковский Романсы «Средь шумного бала» «Растворил я окно» Чайковский «На тройке» | «Неделька» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Исполнение на народных инструментах аккомпанементов к музыкальным произведениям. Пение по нотам с тактированием. | Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре. Уметь определять народные интонации в музыке, закрепить вокально-хоровые навыки. Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. Элементы двухголосия |
5. | Русские народные песни разных жанров. | Едем на Юг. Народные интонации. | М.П.Мусоргский «Детская» « С няней» | «Солдатушки-бравы ребятушки» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Слушание музыкальных и поэтических произведений фольклора; русских народных песен разных жанров, песен народов, проживающих в национальных республиках России; Исполнение канонов. | Отличать понятия «русская» и «российская», закрепить вокально-хоровые навыки. Знать жанры народных песен: колыбельные, хороводные, плясовые и др. Начальные навыки пения под фонограмму. |
6. | Формирование знаний о национальных инструментах. | Специфика народной песни. Интонации. | М.П.Мусоргский «Детская» «В углу» | «Солдатушки-бравы ребятушки» Пение мелодических интервалов и трезвучий с использованием ручных знаков. | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Исполнение на народных инструментах простейших наигрышей. двигательные, ритмические и мелодические каноны-эстафеты в коллективном музицировании. | Уметь определить жанр, закрепить вокально-хоровые навыки. Уметь различать звучание национальных инструментов. Знать интервалы и трезвучия. |
7. | Формирование знаний о национальной одежде. | Функции и особенности народной песни. Народные интонации. | М.П.Мусоргский «Сцена с Юродивым» Из оперы «Борис Годунов» | «Чик и Брик» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Чтение нот хоровых и оркестровых партий. | Уметь определить жанр, закрепить вокально-хоровые навыки. |
8. | Пение a capella, канон | Своеобразие песенного фольклора. Народные интонации. Этнографические ансамбли. | М.П.Мусоргский Сцены из оперы «Борис Годунов» | РНП «Со вьюном я хожу» Разучивание песни по нотам. | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Уметь определить жанр песни, закрепить вокально-хоровые навыки. |
9. | Я – артист. Обобщающий урок по теме " Характерные черты русской музыки. Связь народной и композиторской музыки." | Урок - концерт | Приветствие | Контрольно-обобщающий урок Фронтальный, групповой, индивидуальный Игры-драматизации народных песен по ролям. Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование. | Повторить теоретический материал четверти: знать авторов и названия музыкальных произведений, терминологию. Уметь передавать характер песен, делать кульминацию во фразах при пении хором. |
№ | Тема урока | Основные понятия | Слушание музыки | Исполнение | Тип урока, вид деятельности | Прогнозируемый результат | УУД |
1. | Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности. Мир оркестра. | Инструментальная музыка жанр концерта | С.Рахманинов Концерт №3 | «Край, в котором ты живешь» | Урок нового материала Фронтальный Исполнение инструментальных миниатюр «соло-тутти» оркестром элементарных инструментов, соревнование солиста и оркестра – исполнение «концертных» форм. Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен на металлофоне, ксилофоне, синтезаторе. | Знать определение народной музыки, жанр концерта: концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра, закрепить вокально-хоровые навыки. | Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию; устанавливать целевые приоритеты; самостоятельно ставить новые учебные цели и з Коммуникативные УУД: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Личностные УУД: Формирование социальной роли ученика. потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты. |
2. | Симфонический оркестр. | Симфонический оркестр. | М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» (в оркестровке М. Равеля) | «Край, в котором ты живешь» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Слушание фрагментов произведений мировой музыкальной классики с яркой оркестровкой в исполнении выдающихся музыкантов-исполнителей, исполнительских коллективов Музыкальная викторина «Угадай инструмент». | Знать определение народной музыки, основные черты фольклора, закрепить вокально-хоровые навыки. |
3. | Основные группы симфонического оркестра | виды инструментов, тембры. | Чайковский Симфония №1 | «Моя Россия» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Узнавание основных оркестровых групп и тембров инструментов симфонического оркестра. Викторина-соревнование на определение тембра различных инструментов и оркестровых групп. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием пройденных мелодических и ритмических формул. | Знать основные группы симфонического оркестра: виды инструментов, тембры, закрепить вокально-хоровые навыки. |
4. | Хоровая планета. Хоровая музыка. | Певческие голоса: детские, женские, мужские. Эпос Былина Сказание | Знаменные распевы. Бородин «Князь Игорь» Слушание произведений в исполнении Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. Александрова | «Моя Россия» | Урок нового материала фронтальный | Знать определение вокальной музыки, название певческих голосов, закрепить вокально-хоровые навыки. |
5. | Хоровые коллективы и их виды. | Виды хоров: детский, женский, мужской, смешанный. | Р.Н.П. Слушание произведений в исполнении Государственного академического русского народного хора п/у А.В. Свешникова, Большого детского хора имени В. С. Попова | «Снежинки» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать определение вокальной музыки, виды хоров, закрепить вокально-хоровые навыки. |
6. | Тип хора по характеру исполнения: академический, народный. | Ансамбли | Слушание произведений в исполнении Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого; Рождественский гимн «Тихая ночь» | «Снежинки» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально-исполнительской культуры. Импровизация с использованием пройденных интервалов и трезвучий. Применение интервалов и трезвучий в инструментальном сопровождении к пройденным песням, в партии синтезатора. | Знать определение вокальной музыки, виды ансамблей, закрепить вокально-хоровые навыки. Определять тип хора по характеру исполнения: академический, народный. |
7. | Полугодовая контрольная работа по теме: Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности. | Контрольно-обобщающий урок | Повторить и обобщить изученный музыкальный материал по теме. Повторить теоретический материал: знать авторов и названия музыкальных произведений, терминологию. |
№ | Тема урока | Основные понятия | Слушание музыки | Исполнение | Тип урока, вид деятельности | Прогнозируемый результат | УУД |
1. | Истоки русского классического романса | Музыкальный язык Определение песни и романса. Отличия, сходство. | «Вниз по матушке по Волге» «Среди равнины ровныя» «Вечерний звон» «Выхожу один я на дорогу» | «Полька» | Урок нового материала Фронтальный Исполнение песен в сопровождении оркестра элементарного музицирования. | Понимать значение выражения «музыкальный язык», «интонация, закрепить вокально-хоровые навыки. | Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию; устанавливать целевые приоритеты; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. Коммуникативные УУД: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Личностные УУД: Формирование социальной роли ученика. потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты. |
2. | Интонационно-образная природа народной песни и романса | Особенности народной музыки Классический, Старинный, Городской романс | «Эй, ухнем» «Степь да степь кругом» «Утро туманное» «Красный сарафан» | «Полька» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать особенности музыкального языка, закрепить вокально-хоровые навыки. |
3. | Музыкальный проект «Сочиняем сказку». | Особенности развития народной музыки | Произведения по выбору учащихся | «Бульба» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Разработка плана организации музыкального проекта «Сочиняем сказку» и сюжета | Знать особенности музыкального языка, закрепить вокально-хоровые навыки. |
4. | Распределение функций участников, действующие лица, подбор музыкального материала. | Особенности | Произведения в соответствии с сюжетом сказки | «Бульба» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительской деятельности. | Знать особенности музыкального языка, закрепить вокально-хоровые навыки. |
5. | Ансамблевое и хоровое пение в музыкально-театральном проекте. | | Произведения в соответствии с сюжетом сказки | «Наша армия» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения. | Закрепить вокально-хоровые навыки. Пение хоровых партий по нотам. |
6. | Музыкально-слуховые представления в творческом проекте. | | Произведения в соответствии с сюжетом сказки | «Заболела бабушка» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. | Закрепить вокально-хоровые навыки. Развить музыкально-слуховые представления в процессе работы над творческим проектом. |
7. | Метроритм | Ритмическое остинато и ритмические каноны длительности и паузы размеры 2/4, 3/4, 4/4 | Произведения в соответствии с сюжетом сказки | Песни в соответствии с сюжетом сказки | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Разучивание оркестровых партий по ритмическим партитурам. Сочинение ритмоформул для ритмического остинато, ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул. | Закрепить вокально-хоровые навыки. Усложнение метроритмических структур с использованием пройденных длительностей и пауз в размерах 2/4, 3/4, 4/4 |
8. | Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. | Интонации | Римский-Корсаков «Снегурочка» Р.Щедрин «Озорные частушки» Произведения в соответствии с сюжетом сказки | «Танец утят» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Закрепить вокально-хоровые навыки. Совершенствование игры в детском инструментальном ансамбле (оркестре): исполнение оркестровых партитур для различных составов. |
9. | Создание информационного сопровождения проекта. | афиша, презентация, пригласительные билеты и т. д. | Произведения в соответствии с сюжетом сказки | Песни в соответствии с сюжетом сказки | Контрольно-обобщающий урок Фронтальный, групповой, индивидуальный. викторины на основе изученного музыкального материала | Повторить ранее изученный музыкальный материал Уметь передавать характер и национальные интонации при пении хором. |
10. | Показ музыкального проекта «Сочиняем сказку» | Урок- концерт | Песни в соответствии с сюжетом сказки | Контрольно-обобщающий урок Фронтальный, групповой, индивидуальный | Уметь передавать характер и интонации при пении хором и игре в ансамбле. |
№ | Тема урока | Основные понятия | Слушание музыки | Исполнение | Тип урока, вид деятельности | Прогнозируемый результат | УУД |
1. | Духовная музыка в творчестве П.Чайковского. | духовность | Чайковский «Отче наш» | «Летка-енька» | Урок нового материала Фронтальный | Уметь описать ассоциации при слушании музыки, используя терминологию интонаций. Узнавать пройденные интервалы и трезвучия. | Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию; устанавливать целевые приоритеты; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. Коммуникативные УУД: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Личностные УУД: Формирование социальной роли ученика. потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты. |
2. | Духовная музыка в творчестве С.В.Рахманинова. | Духовность | Рахманинов «Колокола» | «Песня итальянских пионеров» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать определение духовной музыки, закрепить вокально-хоровые навыки. |
3. | Формы и жанры в музыке | Форма. Певец русской природы Обработка Интерпретация Аранжировка | Чайковский Симфония №1 Римский – Корсаков «Садко» И Стравинский «Весна Священная» | «Лесная песенка» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Сочинение ритмических рисунков в простой двухчастной и трехчастной формах. Сочинение простых аккомпанементов с использованием интервалов и трезвучий. Слушание музыкальных произведений, написанных в разных формах и жанрах. | Понимать значение выражение «певец русской природы», уметь приводить примеры образов природы из собственного опыта, знать о роли народной музыки в творчестве композиторов, узнавать известные народные песни в интерпретации, определять исполнительский состав музыки, закрепить вокально-хоровые навыки. |
4. | Простые двухчастная и трехчастная формы | двухчастная и трехчастная формы | Три подружки. Резвушка. Плакса. Злюка. Д.Кабалевский. Весёлая. Грустная. Л.Бетховен | «Лесная песенка» Инструментальный аккомпанемент с применением ритмического остинато, интервалов и трезвучий. | Урок нового материала Фронтальный Активное слушание с элементами пластического интонирования пьес-сценок, пьес-портретов в простой двухчастной и простой трехчастной формах. | Знать о роли народной музыки в творчестве композиторов, узнавать известные народные песни в интерпретации, определять исполнительский состав музыки, закреплять вокально-хоровые навыки. |
5. | Вариации. Форма рондо. | Вариации, рондо. | Д.Б. Кабалевский «Рондо-марш», «Рондо-танец», «Рондо-песня»; Л. Бетховен «Ярость по поводу потерянного гроша». вариации М. И. Глинка «Арагонская хота»; М. Равель «Болеро». | «Землянка» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Сочинение ритмических рисунков в форме рондо (с повторяющимся рефреном) Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам; исполнение по нотам оркестровых партитур различных составов. | Знать о роли народной музыки в творчестве композиторов, узнавать известные народные песни в интерпретации, определять исполнительский состав музыки, закреплять вокально-хоровые навыки. |
6. | Широка страна моя родная. | Герои истории Величие России патриотизм | С.Прокофьев «Александр Невский» Рахманинов Концерт №3 Бородин Симфония №2 | «Землянка» «Моя Россия» «Родная песенка» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Форма рондо и вариации в музыкально-ритмических играх с инструментами (чередование ритмического тутти и ритмического соло на различных элементарных инструментах. Сочинение и исполнение на элементарных инструментах пьес в различных формах и жанрах с применением пройденных мелодико-ритмических формул, интервалов, трезвучий, ладов. | Знать о роли истории в музыке, понимать значение музыкальных героических произведений, закрепить вокально-хоровые навыки. |
7. | Музыкально-театрализованное представление- обобщение ранее изученного музыкального материала | Исполнение ранее изученных произведений | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» |
8. | Контрольная работа - годовая | Контрольно-обобщающий урок | Повторить теоретический материал года: знать авторов и названия музыкальных произведений, терминологию. |