№ Дата | Тема урока | Основные понятия | Слушание музыки | Исполнение | Тип урока, вид деятельности | Прогнозируемый результат | УУД |
1. | Всеобщее в жизни и в музыке. Жанровое разнообразие в музыке. Музыкальная грамота. | Симфония | Л.Бетховен Симфония №5 | «Скворушка прощается» | Урок повторения и нового материала Фронтальный Слушание классических музыкальных произведений с определением их жанровой основы. | Знать особенности жанра симфонии, уметь описать характер произведения, закрепить вокально-хоровые навыки. | Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Коммуникативные УУД: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Личностные УУД: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. |
2. | Входная контрольная по ранее изученному музыкальному материалу. | Контрольно-обобщающий | Повторить ранее изученный музыкальный материал |
3. | Песенность в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. | Компоненты песни Песенность | Ж.Бизе «Кармен» С.Прокофьев «Мимолетности» пьесы из детского альбома А.Т. Гречанинова | «Скворушка прощается» «Приветствие» А. Спадавеккиа «Добрый жук» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Элементарный анализ средств музыкальной выразительности, формирующих признаки жанра (характерный размер, ритмический рисунок, мелодико-интонационная основа). Пластическое и графическое моделирование метроритма («рисуем музыку»). | Уметь описать образ в музыке, используя термины «мелодия», «лад», «аккомпанемент», повторить компоненты песни, закрепить вокально-хоровые навыки. |
4. | Песенность как отличительная черта русской музыки. | Основы музыкальной грамоты. | Р.Н.П. «А я по лугу». М.Мусоргский «На сон грядущий» | «Приветствие» Исполнение инструментальных мелодий по нотам В. Шаинский «Вместе весело шагать» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Уметь описать образ в музыке, повторить компоненты песни, закрепить вокально-хоровые навыки. |
5. | Танцевальность в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. | Полонез Расположение нот в первой-второй октавах. | Ф.Шопен Полонезы пьесы А.И. Хачатуряна | «Как гном грибы собирал» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Элементарный анализ средств музыкальной выразительности, формирующих признаки жанра (характерный размер, ритмический рисунок, мелодико-интонационная основа). Пластическое интонирование: передача в движении характерных жанровых признаков различных классических музыкальных произведений. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. | Уметь описать сказочный образ в музыке, повторить компоненты песни, закрепить вокально-хоровые навыки. |
6. | Маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. | Расположение нот в первой-второй октавах. Сюита | Э.Григ «Пер Гюнт» «В пещере горного короля» фортепианные прелюдии Д.Д. Шостаковича | «Как гном грибы собирал» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Элементарный анализ средств музыкальной выразительности, формирующих признаки жанра (характерный размер, ритмический рисунок, мелодико-интонационная основа). Пластическое интонирование: передача в движении характерных жанровых признаков различных классических музыкальных произведений. Сочинение простых пьес с различной жанровой основой по пройденным мелодическим и ритмическим моделям для шумового оркестра, ансамбля элементарных инструментов. | Знать основные признаки сюиты. Уметь описать сказочный образ в музыке, используя термины «мелодия», «лад», «аккомпанемент», повторить компоненты песни, закрепить вокально-хоровые навыки. |
7. | Путешествие в мир театра. Балет. | театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра Расположение нот в первой-второй октавах. | П.И.Чайковский «Щелкунчик» | «Ужасно интересно» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах Создание презентации «Путешествие в мир театра» (общая панорама, балет, опера). Разработка и создание элементарных макетов театральных декораций и афиш по сюжетам известных сказок, мультфильмов | Уметь описать образ в музыке, используя термины «мелодия», «аккомпанемент», повторить компоненты песни, закрепить вокально-хоровые навыки. |
8. | Путешествие в мир театра. Опера. | Изобразительность Расположение нот в первой-второй октавах. | Мусоргский «Рассвет на Москве – реке» | «Ужасно интересно» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Сравнение на основе презентации жанров балета и оперы. | Различать сказку в музыке и музыку в сказке на примерах, уметь описывать образ, используя термины «мелодия», «лад», «аккомпанемент», закрепить вокально-хоровые навыки. |
9. | Я – артист. Обобщение темы: Всеобщее в жизни и в музыке. | | Урок – концерт Исполнение пьес различных жанров. | Песни по выбору | Контрольно-обобщающий урок Фронтальный, групповой, индивидуальный Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование. викторины на основе изученного музыкального материала | Повторить теоретический материал четверти: знать авторов и названия музыкальных произведений, терминологию. Уметь передавать характер песен, делать кульминацию во фразах при пении хором. |
№ | Тема урока | Основные понятия | Слушание музыки | Исполнение | Тип урока, вид деятельности | Прогнозируемый результат | УУД |
1. | Музыка-искусство интонируемого смысла. Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. | мелодия интонация Расположение нот в первой-второй октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов. | С.Прокофьев «Петя и волк» | «Мурлыка» Пение мелодических интервалов с использованием ручных знаков. | Урок нового материала фронтальный Развитие приемов игры на металлофоне и ксилофоне одной и двумя руками: восходящее и нисходящее движение | Различать интонации. закрепить вокально-хоровые навыки. | Личностные УУД: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; умение вести диалог на основе равноправных ошений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты. Коммуникативные УУД: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. |
2. | Многообразие музыкальных интонаций. | Интонация призывная, жалобная, настойчивая и т.д. Расположение нот в первой-второй октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов. | С.Рахманинов «Вокализ», Второй концерт для фортепиано с оркестром (начало) Слушание двухголосных хоровых произведений. | «Мурлыка» Пение мелодических интервалов с использованием ручных знаков. | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Игры и тесты на знание элементов музыкальной грамоты: динамики (форте, пиано, крещендо, диминуэндо). | Уметь определять интонации. закрепить вокально-хоровые навыки. Узнавание в прослушанных произведениях различных видов интонаций, интервала терция Освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов. |
3. | Средства музыкальной выразительности. | Интонация Расположение нот в первой-второй октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов. | С.Прокофьев «Болтунья», П.И. Чайковский Первый концерт для фортепиано с оркестром (1 часть) | «Колыбельная медведицы» Пение мелодических интервалов с использованием ручных знаков. | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Уметь определять интонации. закрепить вокально-хоровые навыки. Узнавание в прослушанных произведениях различных видов интервалов кварта квинта |
4. | Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад, регистр, ритм, звуковедение, темп, тембр, динамика). | Интонационные особенности Расположение нот в первой-второй октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов. | А.Майкапар «Сиротка» Р.Шуман «Бедный сиротка» | «Колыбельная медведицы» Пение мелодических интервалов с использованием ручных знаков. | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Уметь определять интонации. закрепить вокально-хоровые навыки. |
5. | Великие русские композиторы-мелодисты: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов. | Интонация в голосе сопрано, тенор Расположение нот в первой-второй октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов. | Глинка «Руслан и Людмила», М.И. Глинка «Патриотическая песня» | «Котенок и щенок» Пение мелодических интервалов с использованием ручных знаков. | Урок нового материала Фронтальный Закрепление вокально-хоровых навыков на музыкальном материале к праздникам | Знать названия певческих голосов, различать по звучанию низкие и высокие голоса. Уметь правильно распределять дыхание во фразе при пении, знать основные певческие штрихи. Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен |
6. | Интонационное богатство музыкального мира. | Интонация в голосе Расположение нот в первой-второй октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов. | М.Мусоргский «Борис Годунов» «Котенок и щенок» | «Котенок и щенок» Новогодние песни Пение мелодических интервалов с использованием ручных знаков. | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать основное строение голосового аппарата, оберегать свой голос. Знать особенности исполнения дискантом и фальцетом. Игровые дидактические упражнения: Простые интервалы: виды, особенности звучания и выразительные возможности. Узнавание в прослушанных произведениях интервала октава. |
7. | Полугодовая контрольная работа по теме: Музыка - искусство интонируемого смысла | Контрольно-обобщающий урок | Повторить и обобщить изученный музыкальный материал по теме. Повторить теоретический материал: знать авторов и названия музыкальных произведений, терминологию. |
№ | Тема урока | Основные понятия | Слушание музыки | Исполнение | Тип урока, вид деятельности | Прогнозируемый результат | УУД |
1. | Тема и развитие – жизнь художественного образа. Музыкальное время и его особенности. | Художественный музыкальный образ Расположение нот в первой-второй октавах. | М.Глинка хор «Славься!» | «Почему медведь зимой спит» | Урок нового материала Фронтальный Чтение простейших ритмических партитур. | Понимать, что такое образ в музыке. Уметь его определять на основе характера произведения. | Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию; устанавливать целевые приоритеты; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. |
2. | Народное музыкальное искусство. Музыкальный фольклор. | Тема Расположение нот в первой-второй октавах. | народные песни в исполнении детских фольклорных ансамблей, хоровых коллективов детский фольклорный ансамбль «Зоренька», М.Глинка «Иван Сусанин» | «Почему медведь зимой спит» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Повторение и инсценирование народных песен, пройденных в первом классе. Знакомство с ритмической партитурой. | Понимать, что такое тема в музыке. Уметь его определять на основе характера произведения. |
3. | Традиции и обряды Народные игры. Годовой круг календарных праздников | Музыкальный образ Расположение нот в первой-второй октавах. | Произведения в исполнении Государственногоакадемического русского народного хора имени М.Е. Пятницкого, М.Глинка «Иван Сусанин» | «А я по лугу» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Разучивание и исполнение закличек, потешек, игровых и хороводных песен. Исполнение произведений по ритмической партитуре. | Понимать, что такое образ в музыке. Уметь его определять на основе характера произведения. |
4. | Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. | Музыкальный образ | Р.Шуман «Порыв» | «А я по лугу» Исполнение песенных мелодий по нотам А. Островский «Пусть всегда будет солнце» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Восьмые, четвертные и половинные длительности, паузы. Ритмические «паззлы», ритмическая эстафета. Чтение нот первой-второй октав в записи пройденных песен. | Понимать, что такое образ в музыке. Уметь его определять на основе характера произведения. |
5. | Ритмоформулы. Такт. Размер. | Музыкальный образ | К.Дебюсси «Ветер на равнине» | «Солдатушки, бравы ребятушки» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Игровые упражнения: составление ритмических рисунков в объеме фраз и предложений, ритмизация стихов. ритмическое эхо, простые ритмические каноны. Пение простых выученных попевок и песен в размере 2/4 по нотам с тактированием. Игры и тесты на знание элементов музыкальной грамоты: размера (2/4, 3/4, 4/4) Закрепление вокально-хоровых навыков на музыкальном материале к праздникам | Понимать, что такое образ в музыке. Уметь его определять на основе характера произведения. |
6. | Особенности музыкальной речи в сочинениях П.Чайковского, её выразительный смысл. | Музыкальный образ | П.Чайковский «Сладкая греза» | «Солдатушки, бравы ребятушки» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Закрепление вокально-хоровых навыков на музыкальном материале к праздникам | Понимать, что такое образ в музыке. Уметь его определять на основе характера произведения. |
7. | Народные инструменты. | Музыкальный образ | Знакомство с народными танцами в исполнении фольклорных и профессиональных ансамблей. Государственный ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева; коллективы разных регионов России. Г.Свиридов «Снег идет» | «Во кузнице», народные игры с музыкальным сопровождением. Примеры: «Каравай», «Яблонька», «Галка», «Заинька». Соло-тутти. Исполнение пьес на инструментах малой ударной группы | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Приобщение детей к игровой традиционной народной культуре: Игры народного календаря: святочные игры, колядки. Свободное дирижирование ансамблем одноклассников. Исполнение песен с инструментальным сопровождением: подражание «народному оркестру» Народные инструменты разных регионов. | Понимать, что такое образ в музыке. Уметь его определять на основе характера произведения. |
8. | Особенности музыкальной речи в сочинениях Н.Римский-Корсакова , её выразительный смысл. | Музыкальный образ | Н.Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китяже» | «Во кузнице» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Понимать, что такое образ в музыке. Уметь его определять на основе характера произведения. |
9. | Особенности музыкальной речи в сочинениях И.Баха, её выразительный смысл. | Музыкальный образ | И.Бах Хоральные прелюдии | «Мир похож на цветной луг» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Понимать, что такое образ в музыке. Уметь его определять на основе характера произведения. |
10 | Тема и развитие – жизнь художественного образа-обобщение темы | | Урок – концерт Игры и тесты на знание элементов музыкальной грамоты: расположение нот первой-второй октав на нотном стане, обозначения длительностей (восьмые, четверти, половинные), пауз (четверти и восьмые) Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и мелодико-ритмических рисунков. | Контрольно-обобщающий урок Фронтальный, групповой, индивидуальный ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул. | Понимать, что такое образ в музыке. Уметь его определять на основе характера произведения. |
№ | Тема урока | Основные понятия | Слушание музыки | Исполнение | Тип урока, вид деятельности | Прогнозируемый результат | УУД |
1. | «Музыкальный конструктор» Мир музыкальных форм. Развитие как становление художественной формы. | Форма в музыке сопоставление и столкновение Развитие музыки | П.Чайковский Симфония №4 | «Смешной человечек» | Урок нового материала Фронтальный Приобщение детей к игровой традиционной народной культуре: народные игры с музыкальным сопровождением. Примеры: весенние игры (виды весенних хороводов – «змейка», «улитка» и др.). игра на элементарных инструментах: различные типы аккомпанемента как один из элементов создания контрастных образов. | Знать, что такое форма, закрепить вокально-хоровые навыки. Ознакомятся с приемами игры на синтезаторе. | Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию; устанавливать целевые приоритеты; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. Коммуникативные УУД: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Личностные УУД: Формирование социальной роли ученика. потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты. |
2. | Повторность и вариативность в музыке. | Одночастная форма в музыке | в форме вариаций инструментальные и оркестровые вариации Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинки Э.Григ «Песня Сольвейг» | «Смешной человечек» В.А. Моцарт «Колыбельная» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Простое остинатное сопровождение к пройденным песням, инструментальным пьесам с использованием интервалов (терция, кварта, квинта, октава). | Повторить понятие одночастной формы. Повторить способ исполнения каноном, закрепить вокально-хоровые навыки. Восприятие точной и вариативной повторности в музыке. |
3. | Простые песенные формы Куплетная форма в вокальной музыке. | Куплетная форма | И.Дунаевский «Веселый ветер» | «Любитель – рыболов» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный игра на элементарных инструментах: в куплетной форме | Повторить понятие куплетной формы, закрепить вокально-хоровые навыки. |
4. | Двухчастная и трехчастная формы | Двухчастная и трехчастная формы | простой 2-хч. форме Л. Бетховен Багатели, Ф. Шуберт Экосезы в простой 3-хч. форме П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома», Р. Шуман «Детские сцены», «Альбом для юношества», С.С. Прокофьев «Детская музыка» | «Любитель – рыболов» Л. Бетховен «Сурок» | Урок нового материала Фронтальный игра на элементарных инструментах: простой двухчастной, простой трехчастной формах. Сочинение мелодий по пройденным мелодическим моделям. Игра на ксилофоне и металлофоне сочиненных вариантов. | Знать понятия Родина, отчизна, уметь проводить примеры песен о Родине, уметь описать характер и образ музыки, закрепить вокально-хоровые навыки. |
5. | Широка страна моя родная. Гимн – главная песня народов нашей страны. | Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Песни о Родине и Великой Отечественной | Гимн Российской Федерации. Песни Великой Отечественной | «Моя Россия» «День Победы» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Вспомнить песни о войне как часть нашей истории, живой источник любви к своей Родине, закрепить вокально-хоровые навыки при исполнении песен маршевого характера. |
6. | Прогулки в прошлое. Классические музыкальные формы | Крупная форма Симфония | Бородин Симфония 2 часть 1 Ранее прослушанные произведения (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев | « Я весь день сижу» Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный «Музыкальная эстафета»: игра на элементарных инструментах сочиненного мелодико-ритмического рисунка с точным и неточным повтором по эстафете. | Сравнить произведения о богатырях различных видов искусств: былину, картину и симфонию, определить общность характеров образов, закрепить вокально-хоровые навыки. |
7. | Музыкально-театрализованное представление- обобщение ранее изученного музыкального материала | | Исполнение ранее изученных произведений | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» |
8. | Контрольная работа - годовая | Обобщение Повторение тем года | Произведения для слушания и анализа музыкально выразительных средств. | | Контрольно-обобщающий урок | Повторить теоретический материал года: знать авторов и названия музыкальных произведений, терминологию. |