СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по краеведению.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Изучение истории родного края является важным фактором складывания региональной идентичности школьников (осознание ими принадлежности к Приморскому краю), что в свою очередь вместе с изучением российской истории способствует формированию российской идентичности (осознание себя гражданином России).

Просмотр содержимого документа
«Программа по краеведению.»

Программа



ПРЕПОДАВАНИЕ МОДУЛЯ «КРАЕВЕДЕНИЕ»

В КУРСЕ «ИСТОРИЯ»

Задачи современного школьного исторического образования, определенные ФГОС и Концепцией нового УМК по отечественной истории, требуют особого внимания к изучению региональной истории: «учебный курс российской истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села)». Изучение истории родного края является важным фактором складывания региональной идентичности школьников (осознание ими принадлежности к Приморскому краю), что в свою очередь вместе с изучением российской истории способствует формированию российской идентичности (осознание себя гражданином России). Таким образом, целью изучение региональной истории является формирование у обучающихся систематических знаний об истории Приморского края как неотъемлемой части истории Отечества, базовых национальных ценностей, уважения к истории, культуре, традициям родного края и «малой» Родины, воспитание региональной и российской гражданской идентичности.

Хронологически программа модуля «Краеведение» в рамках курса «История» в 5-9 классах охватывает период с момента появления первых людей на территории Приморья до 1914 года.

История Приморского края имеет свою особенность. Являясь неотъемлемой частью российской истории, она, в то же время, связана общей историей и факторами развития со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Использование многоуровневого подхода, позволит рассмотреть историю Приморского края в контексте событий, происходящих в России и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.


Достижение образовательных результатов в основной школе в рамках исторического образования решаемых через освоение краеведческого материала:


1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.





Содержание программы учебного модуля «Краеведение», 5 класс. Общее количество часов – 5.


Программа курса реализована путем интеграции отдельных тем в содержание образовательных программ предметной дисциплины «История».

Приморье в древности.

Тема 1. Появление и расселение человека на территории Приморья.

Появление и расселение человека на территории Приморья. Образ жизни и занятия древнейших жителей Приморья.

Тема 2.Приморье в эпоху палеолита, мезолита, неолита.

Археологические памятники палеолита, мезолита и неолита. Дальневосточный очаг неолитических культур.

Тема 3.Приморье в эпоху палеометалла.

Эпоха бронзы - время развития производящего хозяйства. Ранний железный век в Приморье. Развитый железный век в Приморье. Археологические памятники эпохи палеометалла.

Тема 4.Древнейшие племена Приморья.

Древнейшие племена Приморья. Сушени - родоначальники приморских племён. Илоу и воцзюй - племена палеометалла в Приморье. Территория расселения и основные занятия племён. Складывание предпосылок для возникновения государственности в железном веке.

Тема 5. Культура и религия древнейших приморцев.

Культура и религиозные представления древнего населения Приморья.




Календарно-тематическое планирование модуля «Краеведение»,

5 класс


5 класс

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Формы/технологии обучения

1.Появление и расселение человека на территории Приморья.

1


1 четверть

«Древнейшие люди»

Групповая работа

2.Приморье в эпоху палеолита, мезолита, неолита.

1

1 четверть

«Родовые общины охотников и собирателей»

Урок-видео экскурсия

3.Приморье в эпоху палеометалла.

1

1 четверть

«Возникновение земледелия и скотоводства

Работа с источником

4.Древнейшие племена Приморья.

1

1 четверть

«Появлененеравенства и знати»

Проектная деятельность

5.Культура и религия древнейших приморцев.


1

1 четверть

«Возникновение искусства и религиозных верований»

Исследовательская деятельность


Всего 5 час




Организация контроля:

различные виды и формы текущего, промежуточного, итогового контроля (письменные проверочные работы, тестовые задания, терминологические диктанты), ориентировка на модели заданий ГИА, ВПР (тексты, графики, диаграммы, задания на описание, последовательность, соответствие, с кратким и развернутым ответом).

Контроль знаний

5 класс


Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Тестирование (Т)

Практическая работа (ПР)

Работа с картой (РК)

Оформление отчета по экскурсии (ЭО)

Анализ источника (АИ)

Метапредметный практикум (МП)

Итоговая контрольная работа (ИКР)

Т

ПР

РК

ЭО

МП

ИКР

АИ




Итоговый (групповой или индивидуальный) проект / исследовательская работа

.




Темы проектных работ

  1. Образ жизни и занятия древнейших жителей Приморья.

  2. Археологические памятники палеолита, мезолита и неолита

  3. Территория расселения и основные занятия племён илоу и воцзюй на территории Приморья.

Учебные исследования


  1. Дальневосточный очаг неолитических культур.

  2. Складывание предпосылок для возникновения государственности в железном веке.

  3. Религиозные представления древнего населения Приморья.

























Содержание программы учебного модуля «Краеведение», 6 класс. Общее количество часов – 6.


Программа курса реализована путем интеграции отдельных тем в содержание образовательных программ предметной дисциплины «История»,

Приморье в средние века.

Тема 1. Племена Мохэ.

Племена Мохэ (Уцзи). Территория и расселение мохэ. Общественный строй. Отношения с соседними странами.

Тема 2. Госуларство Бохай (698 – 926 гг.). Государство Бохай (698-926 гг.). Образование государства Бохай. Общественный и государственный строй. Хозяйство и быт. Культура и религия. Гибель государства Бохай.

Тема 3. Чжурчженьская империя Цзинь (1115 – 1234 гг.

Чжурчжэньская империя Цзинь (1115-1234 гг.). Чжурчжэньские племена и образование государства. Хозяйство и быт. Общественный и государственный строй. Чжурчжэньские города. Культура и религия. Гибель Золотой империи чжурчжэней. Государство Восточное Ся (1215-1233 гг.).

Тема 4. Чжурчжэни в XIV-XV веках.

Расселение и занятие чжурчженей в XIV-XV веках.


Календарно-тематическое планирование модуля «Краеведение», 6 класс.


6 класс

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Формы/технологии обучения


1.Племена Мохэ.

1

1 четверть

«Живое Средневековье»

Групповая работа

2.Государство Бохай (698 – 926 гг.). Культура и религия бохайцев.

2

1 четверть

«Англия в раннее средневековье»

«Средневековая деревня и ее обитатели»

Исследовательская деятельность

3.Чжурчженьская империя Цзинь (1115 – 1234 гг.) Культура и религия чжурчженей.

2

2 четверть

«Столетняя война»

«Государства,оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12-15вв»

Проектная деятельность, Урок-видео экскурсия

4.Чжурчжэни в XIV-XV веках.

1

4 четверть

Приморский край в 12-15вв»

Работа с источником


6




Организация контроля:

различные виды и формы текущего, промежуточного, итогового контроля (письменные проверочные работы, тестовые задания, терминологические диктанты), ориентирование на модели заданий ГИА, ВПР (тексты, графики, диаграммы, задания на описание, последовательность, соответствие, с кратким и развернутым ответом).

Контроль знаний

6 класс

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Тестирование (Т)

Практическая работа (ПР)

Работа с картой (РК)

Оформление отчета по экскурсии (ЭО)

Анализ источника (АИ)

Метапредметный практикум (МП)

Итоговая контрольная работа (ИКР)

Т

ПР

РК

АИ

Т

ПР

РК

ЭО

МП


Т

ПР

РК

АИ

ИКР

Итоговый (групповой или индивидуальный) проект / исследовательская работа



Темы проектных работ

1. Наука и образование. Литература и музыкальное искусство государства Бохай.

2.Средневековые городища на карте Приморского края.

3.Декоративно-изобразительное искусство в Чжурчженьской империи Цзинь.


Учебные исследования

1. Война с империей Ляо и гибель Бохайского государства..

2. Шаманизм и распространение буддизма на территории государства Бохай.

3. Религии чжурчжэней: шаманизм, буддизм, даосизм.



































Содержание программы учебного модуля «Краеведение», 7 класс. Общее количество часов –5.

Программа курса реализована путем интеграции отдельных тем в содержание образовательных программ предметной дисциплины «История».


Приморье в XVI-XVII веках.

Тема 1.Население Приморья в 16 веке. Население Приморья в 16 веке

. Тема 2. Открытие Забайкалья и Приамурья русскими в XVII веке.

Походы П.И. Бекетова, И.Ю. Москвитина, В.Д. Пояркова и Е.П.Хабарова, О. Степанова. Маршруты и особенности экспедиций. Экономическое освоение Дальнего Востока в XVII веке. Строительство первых острогов. Результаты и значение присоединения дальневосточных земель для Российского государства.

Тема 3. Развитие Российско-Китайских отношений в XVII веке.

Русско-китайские отношения на Амуре во второй половине XVII века. Столкновение с маньчжурами в 80-х гг. XVII в. Оборона Албазинского острога. Нерчинский договор 1689 года.


Календарно-тематическое планирование модуля «Краеведение», 7 класс.


7 класс

1.Население Приморья в 16 веке.


1

1 четв.

«В поисках Индии»

Групповая работа

2.Открытие Забайкалья и Приамурья русскими в XVII.

2

2-3 четверть

«Международные отношения в 16-17вв»

«Российское государство в первой трети 16в»

Проектная деятельность, Урок-видеоэкскурсия

3.Развитие Российско-Китайских отношений в XVII.

2

4 четверть

«Русские путешественники и первопроходцы»

«Культура народов России»

Работа с источником


5ч.




Организации контроля:

различные виды и формы текущего, промежуточного, итогового контроля (письменные проверочные работы, тестовые задания, терминологические диктанты), ориентирование на модели заданий ГИА, ВПР (тексты, графики, диаграммы, задания на описание, последовательность, соответствие, с кратким и развернутым ответом).

Контроль знаний

7 класс

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Тестирование (Т)

Практическая работа (ПР)

Работа с картой (РК)

Оформление отчета по экскурсии (ЭО)

Анализ источника (АИ)

Метапредметный практикум (МП)

Итоговая контрольная работа (ИКР)

Т

ПР

РК

АИ

Т

ПР

РК

ЭО

МП

Т

ПР

РК

ЭО



АИ

ИКР

Итоговый (групповой или индивидуальный) проект /исследовательская работа.

Темы проектов отражают освоение русскими Забайкалья и Приамурья.



Темы проектных работ


1. Население Приморья в 16 веке.

2.О.Степанов: до Ушуру (Уссури) и Имана.

3. Особенности дальневосточного промысла.

Учебные исследования


1. Осень 1643 года в походе В.Д.Пояркова

2. Артиллерия в борьбе за Алабазинский острог.

3. Нерчинский договор 1689 г. между Россией и Цинским Китаем.












































Содержание программы учебного модуля «Краеведение», 8 класс. Общее количество часов –5.


Программа курса реализвана путем интеграции отдельных тем в содержание образовательной программы предметной дисциплины «История»,


Приморье в XVIII веке.

Тема 1.Коренные народы Приморья в 18 веке.

Происхождение коренных народов Приморья .Нанайцы, удэгейцы, орочи: хозяйство, быт, верования, культура.

Тема 2. Иностранные исследователи в Приморье.

Пребывание экспедиции Ж. Лаперуза, в 1787 года в Приморье.

Календарно-тематическое планирование модуля «Краеведение», 8 класс.


8 класс

Происхождение коренных народов Приморья.

1

1 четверть

«Просвещенный абсолютизм»

Групповая работа

Коренные народы Приморья. Удэгейцы: хозяйство, быт, верования, культура.

1

1 четверть

«Международные отношения в 18в»


Исследовательская, Проектная деятельность,

Коренные народы Приморья. Нанайцы: хозяйство, быт, верования, культура.


1

2 четверть

«Европейское искусство в 18в»

Исследовательская, Проектная деятельность, Экскурсия.

Коренные народы Приморья. Орочи: хозяйство, быт, верования, культура.


1

3 четверть

«Российское общество в петровскую эпоху»

Исследовательская, Проектная деятельность, Экскурсия.

Пребывание экспедиции Ж. Лаперуза, в 1787 года в Приморье.

1

4 четверть

«Российская наука и техника»

Работа с источником.




Организация контроля :

различные виды и формы текущего, промежуточного, итогового контроля (письменные проверочные работы, тестовые задания, терминологические диктанты), ориентирование на модели заданий ГИА, ВПР (тексты, графики, диаграммы, задания на описание, последовательность, соответствие, с кратким и развернутым ответом).

Контроль знаний

8 класс


Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Тестирование (Т)

Практическая работа (ПР)

Работа с картой (РК)

Оформление отчета по экскурсии (ЭО)

Анализ источника (АИ)

Метапредметный практикум (МП)

Итоговая контрольная работа (ИКР)

Т

ПР

АИ

ЭО

Т

ПР

ЭО

МП

Т

ПР

ЭО


Т

РК

ИКР

Темы проектов отражают жизнь коренных народов Приморья. Их быт, культуру, верования, ведение хозяйства.




Темы проектных работ

1. Нанайский орнамент на изделиях из мягких материалов.

2. Игры коренных жителей приморья.

3. Пища коренных жителей Приморья.

Учебные исследования

1. Происхождение коренных народов Приморья.

2. Французские названия на карте Приморья. 1787 год.

3. Удэгейский национальный костюм.















































Содержание программы учебного модуля «Краеведение», 9 класс.

Общее количество часов –8.


Программа курса реализована путем интеграции отдельных тем в содержание образовательных программ предметной дисциплины «История».

Тема 1. Приморье в первой половине XIX века.

Русский Дальний Восток в первой половине XIX века. Международная обстановка на Дальнем Востоке. Деятельность Г.И. Невельского и Н.Н. Муравьева-Амурского.

Оформление договорных отношений между Россией и соседними странами. Айгуньский договор 1858 г., Симодский договор 1859 г. Пекинский договор 1860 г.

Тема 2. Приморье во второй половине XIX века.

Дальний Восток России в пореформенный период. Исторические условия развития Дальнего Востока во второй половине XIX века. Административно­-территориальное деление. Население. Заселение Дальнего Востока во второй половине XIX века. Характер колонизации. Военная и казачья колонизация Приморья. Переселение крестьян в Приморье. Неземледельческая колонизация Приморья. Итоги заселения региона. Хозяйственное освоение юга Дальнего Востока. Сельское хозяйство, промышленность, транспорт.

Внешняя политика России и международные отношения в Восточной Азии во второй половине XIX века. Изменение дальневосточной политики в 1880-1890-е гг. Политика России в Маньчжурии.

Тема 3. Приморье в начале XX века. Русско-японская война. Социально-экономическое развитие Приморья в 1900-1903 гг. Строительство КВЖД. Превращение Порт-Артура в главную военно-морскую базу России на Тихом океане. Новый этап переселенческого движения на Дальнем Востоке.

Приморье в годы русско-японской войны. Обороноспособность Дальнего Востока. Крепость Владивосток. Военные действия на море. Оборона и сдача Порт-Артура. Военные действия в Манчжурии. Разгром второй Тихоокеанской эскадры. Портсмутский договор 1905 г. Итоги Русско-японской войны и ее значение для Приморья.

Тема 4. Изменение общественно-политической обстановки в 1905–1907 гг. Хозяйственное развитие Приморья в 1908-1913 гг.

Обострение политической ситуации в 1905 г. Солдатские выступления.

Революционное движение в конце 1905 - начале 1906 г. Деятельность левых партий. Ситуация в Приморье в 1906-1907 годах.

Общественно-политическая,культурная и хозяйственная жизнь Приморья в 1908-

1913 гг.

Календарно-тематическое планирование модуля «Краеведение», 9 класс.


9 класс

Освоение Дальнего Востока в 1 пол. XIX века. века. Развитие Российско-Китайских отношений в XIX веке.

2

1 четверть

«Революции 1848-1849гг в Европе»

«Великобритания и ее доминионы»

Групповая работа.

Переселенческая политика России на Дальнем Востоке. Экономическое развитие Приморья во 2-й пол. XIX века. Внешняя политика России на Дальнем востоке во 2-й пол. XIX века.

2

2 четверть

«Россия на рубеже 18-19вв».

«Внешняя политика Александра 1»

Проектная, исследовательская деятельность, Урок-видеоэкскурсия

Приморье в начале XX века. Русско-японская война.

2

3 четверть

«Национальная и религиозная политика Николая 1». «Культурное пространство империи в первой половине 19в»

Проектная, исследовательская деятельность, работа с источником.

Изменение общественно-политической обстановки в 1905–1907 гг. Хозяйственное развитие Приморья в 1908-1913 гг.

2

4 четверть

«Николай 2: начало правления.».

« Приморье в первой половине 19в»

Кейс-технология.




Организация контроля:

различные виды и формы текущего, промежуточного, итогового контроля (письменные проверочные работы, тестовые задания, терминологические диктанты), ориентирование на модели заданий ГИА, ВПР (тексты, графики, диаграммы, задания на описание, последовательность, соответствие, с кратким и развернутым ответом).

Контроль знаний

9 класс


Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Тестирование (Т)

Практическая работа (ПР)

Работа с картой (РК)

Оформление отчета по экскурсии (ЭО)

Анализ источника (АИ)

Метапредметный практикум (МП)

Итоговая контрольная работа (ИКР)

Т

ПР

АИ

РК

Т

ПР

ЭО

РК

Т

ПР

АИ

РК


ПР

РК

ИКР

Индивидуальный итоговый проект/исследовательская работа.




Темы проектов/ исследовательских работ отражают период заселения Приморья во второй половине 19 века, внешнеполитическую ситуацию в конце 19-начале 20 века, революционные события 1905-1907 гг., общественно-политическую, культурную и хозяйственную жизнь Приморья в 1908-1913 гг.

Примерные темы проектов:

1.Имена первооткрывателей на карте Приморского края 2. «Памятные места и памятники архитектуры Владивостока» …Уссурийска и др. 3.«Гербы Владивостока, Никольска-Уссурийского и Приморской области».

Учебные исследования

1. «Приморье: первооснователи и первооткрыватели».

2.«Офицеры российского флота-исследователи Дальневосточного региона». 3.«Вклад предпринимателей-промышленников и торговцев в развитие и научное изучения Приморья».

4.«Японская община в дореволюционном Приморье».

5.«Китайская диаспора в дореволюционном Приморье».











ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев А.И. Как начинался Владивосток. - Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1985.

  2. Алексеев А.И., Морозов Б.Н. Освоение Русского Дальнего Востока. Конец 19 в. - М., 1989.

  3. Арсеньев В.К. По Уссурийскому краю. Хабаровск, 1969.

  4. Владимир Клавдиевич Арсеньев и его наследие. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 125- летию со дня рождения В.К. Арсеньева. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. - 212 с.

  5. В.К.Арсеньев - шаг в ХХ1 век / Сост. П.Ф. Бровко, И.Н. Егорчев, П.И. Шепчугов и др. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2007 - 144 с.

  6. Все Приморье: Кто есть кто в крае. 100 выдающихся сограждан. Коллективные портреты: Альманах. - Владивосток: «Тихоокеанский форум прессы», Книжно-газетн. изд-во «Дальпресс», 2003. - 176 с.


Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет»

1. http://kraeved.info/index.php - Краеведение Приморского края.

2. История Приморья. [Электронный ресурс]: Учебно-методическое пособие / Филиал Дальневосточного федерального университета в г. Уссурийске (Школа педагогики); [Авт.-сост. А.В. Костенко, О.В. Синько]. - Электрон. дан. - Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2019. - Режим доступа: http://uss.dvfu.ru/ ... - Загл. с экрана.


1. http://www.fegi.ru/PRIMORYE/HISTORY - Приморский край России. Страницы истории. Региональный портал «Приморский край России».

2. . http://www.oldvladivostok.ru/ - исторический портал города Владивостока и Приморского края. История Приморского края в открытках и фотографиях.

3. . http://arseniev.org/ – сайт музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева

4. http://geraldika.ru/region/ - Гербы и флаги краев и областей Дальнего Востока, городов и районов Приморского края.

5. http://rgiadv.ru/ - Российский государственный исторический архив Дальнего Востока.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!