СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Краеведение Воронежской области

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по краеведению для 6-7 классов (Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» )разработана на основе концепции регионализации общего образования Воронежской области, концепции школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования, так же с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Краеведение Воронежской области»

МКОУ Нижнеольшанская СОШ



Утверждаю:

Директор школы Бояркина Т. А




Рассмотрено Согласовано:

педагогическим советом зам.директора по УВР

Протокол № 6 от «30 »_августа 2016 г. _____________ В.П.Сушко





Рабочая программа

учебного курса по краеведению

для 6 -7 класса







Составитель:

учитель географии

I КК Фалеев С.А..








2016-17 уч. год

Пояснительная записка.

1. Рабочая программа по краеведению для 6-7 классов (Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» )разработана на основе концепции регионализации общего образования Воронежской области, концепции школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования, так же с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе.


2. Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в урочной и вне урочной деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью, экскурсиями: сбор интересной информации для подготовки докладов, уроков, конференций Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.

Курс «Географическое краеведение Воронежской области» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического образования. Основная цель курса – сформировать у учащихся целостное представление о геокультурном пространстве Воронежской области, о закономерностях существования и развития природы, общества и хозяйства.

На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности.

Проведение практических работ позволяют вырабатывать, закреплять, совершенствовать умения и навыки, применять знания в новых ситуациях, что позволяет им осознать прикладное значение знаний по географии.

В программе пересмотрена последовательность изучения тем, которая диктуется историко-географической логикой, дополнена новыми темами: «Охрана природы в Воронежской области» и «Топонимия».


Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.


Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город,  (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.


Задачи:

- создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.

- научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 - развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности;

- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса  учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.



3. В соответствии с учебным планом МКОУ Нижнеольшанская СОШ на изучение географического краеведения в 6-7 кл. отводится 70 часов (по 1 ч. в неделю на протяжении двух лет). Практических работ в 6 кл. - 11 , в 7 кл. – 8.


4. Программа ориентирована на учебник: Географическое краеведение Воронежской области, авт. В.И. Федотов Воронеж Центр духовного возрождения Чернозёмного края 2012 г.

Используемый УМК:


1. Географическое краеведение Воронежской области, авт. В.И. Федотов Воронеж Центр духовного возрождения Чернозёмного края 2012 г.

2. Электронный учебник «Краеведение»

3. Атлас Воронежской области,

4. Начальный курс географии. 6 класс. Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова.– М.: Дрофа, 2010.


5. Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, практические работы.





Требования к знаниям и умениям учащихся

Знать/понимать: основные географические понятия, расположение области на карте мира; закономерности природы своего края: тектоническое и геологическое строение, закономерности размещения полезных ископаемых, особенности климата и климатообразующие факторы, экологическое состояние окружающей среды: причины, следствия, пути улучшения окружающей среды.

Уметь: описывать особенности природы своего края, выявлять причинно- следственные связи явлений природы,  наблюдать за географическими объектами и явлениями, выявлять источники загрязнения, оценивать экологическое состояние среды, описывать и картировать территорию микрорайона, ориентироваться на местности, работать с картой, участвовать  в пропаганде экологических знаний, находить в разных источниках и анализировать информацию, составлять карта – схемы территорий, применять приборы и инструменты для определения количественных и качествен­ных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в различной  форме, анализировать тематические карты

































Тематический план


п/п

Наименование раздела, темы

Количество

часов


6 кл.


1

I Введение.

1

2

II.На какой Земле мы живём.

2

3

III.Планета Земля.

2

4

IV.План и карта.

6

5

V.Литосфера – твёрдая оболочка Земли.

5

6

VI.Гидросфера – водная оболочка Земли.

5

7

VII.Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

5

8

VIII.Биосфера – оболочка жизни.

2

9

IX.Человек на Земле.

2

10

X.Географическая оболочка

5


Итого

35


7 кл.



1

I.Географическое положение области.

2

2

II.Тектоника, геологическое строение, палеогеография

5

3

III.Минеральные ресурсы.

4

4

IV.Рельеф.

5

5

V.Климат области.

5

6

VI.Гидросфера.

5

7

VII.Население и хозяйство Воронежской области.

5

8

VIII.Природные комплексы Воронежской области .

4


Итого


35


Всего

70























Календарно-тематический план 6 класс (35 ч)

п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Элементы содержания

Д/З

Дата

План

Факт



1






I.Введение.





Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов





Экскурсия на местности. Практическая работа №1Организация  и обучение приемам практической работы: наблюдения фенологические, метеорологические измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу»

1





2

II.На какой Земле мы живём.

Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве своей местности; методы получения, обработки и передачи информации о своей местности.

Зап. в тетр.



Вклад земляков в развитии знаний о Земле. Имена земляков на карте мира

1

3

Современные исследования территории Воронежской области.

1

Современные исследования территории Воронежской области.






4

III.Планета Земля.

2ч



Земля - уникальная планета. 2. Какой её видят космонавты? 3. Проанализировать влияние биоритмов на здоровье членов семьи.

стр 132-135



Влияние движения Земли. Движение Земли вокруг оси и его следствия. Часовые пояса.

1


5

Смена времён года. Движение Земли вокруг Солнца. Ведение фенологических наблюдений.

1

1.Астрономический год. 2. Народные праздники и приметы в дни равноденствий и солнцестояний.

стр

135-137





6

IV.План и карта.



Определение направлений, азимутов на местности по компасу, Солнцу и местным признакам

стр.

32-34



Практическая работа №2 Ориентирование на местности по компасу и местным признакам.



1

7

План местности. Топографический диктант



1

Изображения земной поверхности моего  микрорайона. Виды изображений местности. Интерактивная карта.

стр.

10-12



8






Практическая работа№3 Изображения земной поверхности своей местности. Определение объектов местности по плану, направлений, расстояний между ними. План школьного двора.



1

Определение направлений, расстояний, географических координат на карте Воронежской области и России

стр.

34-36



9

Практическая работа №4 Географическая карта родного края

1

Разработка топографической карты уголка родной природы с оформлением легенды  и нанесением уникальных  географических объектов.




10

Градусная сетка на карте Воронежской области. Практическая работа №5  Определение географических координат г. Воронежа

1

Определение, географических координат крайних точек области и города Воронежа.




11

Построение профиля своей местности

1

Обобщение знаний по теме. Использование планов и карт в хозяйственной деятельности.






12

V.Литосфера – твёрдая оболочка Земли.





История формирования современного рельефа


стр.

13-16



Изучение  форм рельефа, характер залегания горных пород. Профессии связанные с изучением литосферы.

1

13

Практическая работа №6

Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания. Человек и мир камня

1

Минералы и горные породы своей местности. Геологические особенности своей местности.




14

Практическая работа №7

Особенности рельефа своей местности и его изменение во времени.

1

Стихийные природные явления  в литосфере своей местности

стр.

16-19



15

Влияние человека на рельеф  своей местности

1

Особенности рельефа своей местности и его изменение во времени




16

Геологические памятники природы

1

Влияние человека на рельеф своего района. Геологические памятники природы.

стр.

19-31







17

VI.Гидросфера – водная оболочка Земли.




Внутренние воды своей местности. Местоположение  крупных объектов гидросферы.




Зап. в тетр.



Практическая работа №8

Внутренние воды родного края.

1

18

Внутренние воды и рельеф

1

Внутренние воды и рельеф.

стр.

43-57



19

Внутренние воды и климат Практическая работа №9

Описание реки по атласом Воронежской области.

1

Внутренние воды и климат. Опасные природные явления, связанные с водами.




20

Гидрологические памятники.

1

Памятники природы гидросферы родного края.

стр.

62-65



21




Влияние человека на водные объекты своей местности.

1

Влияние человека на водные объекты своего края. Экологические проблемы.







22

VII.Атмосфера – воздушная оболочка Земли.




Режим отдельных метеорологических элементов



Зап. в тетр.



Режим отдельных метеорологических элементов

1

23

 Практическая работа №10

Типы погоды моей местности. Обработка метеорологических данных.

1

Погода моей местности

Зап. в тетр.



24

Климат родного края.

1

Тип климата территории проживания и причины, его  формирующие. Климат и человек.




25

Опасные явления в атмосфере

1

Опасные явления в атмосфере.

Зап. в тетр.



26

Взаимосвязь человека и атмосферы

1

Взаимосвязь человека и атмосферы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.

Зап. в тетр.





27

VIII.Биосфера – оболочка жизни.





Растительный и животный мир суши и водоёмов своей местности типичные представители. Почвы своей местности.




стр.

66-73



Практическая работа №11 Растительный и животный мир своей местности

1

28

Экологические проблемы. Биологические памятники природы. Красная книга Воронежской области

1

Экологические проблемы своей местности. Биологические памятники свое местности.  Красная книга Воронежской  области

стр.

73-81





29

IX.Человек на Земле.



Из истории  заселение  территории края. Коренное население.


стр.

5-11



История заселения Воронежского края. Формирование границ края.

1

30

Народы нашего края. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой.

1

Народы нашего края.


Зап. в тетр.







31

X.Географическая оболочка



Природный комплекс своей местности.


Зап. в тетр.



Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах

1

32

Составление описания природного комплекса своей местности.

1

Создание экологической тропы в микрорайоне школы.2.Реликтовы растения края.




33

Культурные ландшафты своей местности.

1

Культурный ландшафт.




34

Обобщающий урок

1





35

Резерв времени

1







Календарно-тематический план 7 класс (35 ч)


№ п/п

Наименование раздела и

темы

Кол-во часов

Элементы

содержания


Д/З

Дата

План

Факт


1

I.Географическое положение области.

2




Воронежская область на карте России и мира. Границы нашей территории.


стр.

11-13



Воронежская область на карте России и мира.

1

2

Практическая работа №1 Определение по карте протяженности области и  в градусной мере и километрах. Определение координат различных точек местности.

1

Особенности географического положения. Координаты Воронежской области.






3

II.Тектоника, геологическое строение, палеогеография




Тектоническое строение Воронежской области.


стр.

13-16




Тектоническое строение Воронежской области.

1

4

Геохронологическая таблица. Геологическое строение области.

1

Геохронологическая таблица. Геологическое строение области.




5

Геологическая история развития территории

1

Геологическая история развития территории.




6

Построение геологического профиля по  карте области.

1





7

Урок – зачет: «Тектоника и геология»

1

Тектоника и геология





8

III.Минеральные ресурсы.



Классификация полезных ископаемых области. Закономерности размещения полезных ископаемых.



стр.

31-34



Классификация полезных ископаемых  области. Закономерности размещения полезных ископаемых

1

9

Характеристика каждой группы полезных ископаемых. Практическая работа №2 «Составление и описание коллекции полезных ископаемых»

1

Характеристика каждой группы полезных ископаемых




10

Практическая работа №3

«Составление карты Минерально-сырьевая база Воронежской области»

1

Добыча использование минеральных ресурсов.






11



Урок-зачет «Минеральные ресурсы»

1

Минеральные ресурсы





12

IV.Рельеф.



Общая характеристика рельефа Воронежской области.



стр.

16-31



Общая характеристика рельефа Воронежской области.

1

13

Среднерусская возвышенность. Калачская возвышенность. Окско-Донская низменность

1

Среднерусская возвышенность. Калачская возвышенность. Окско-Донская низменность.




14

Рельефообразующие процессы и созданные ими формы рельефа на территории Воронежской области

1

Рельефообразующие процессы и созданные ими формы рельефа на территории Воронежской области.

Зап. в тетр.



15

Как рельеф влияет на деятельность человека. Влияние человека на рельеф своего края

1

Как рельеф влияет на деятельность человека. Влияние человека на рельеф моего района

Зап. в тетр.



16

Практическая работа №4 Составление карты-схемы  «Рельеф Воронежской область»

1





17

V.Климат области.



Общая характеристика климата Воронежской области. Общие черты климата.



стр.

34-43



Общая характеристика климата Воронежской области.

1

18

Климатообразующие факторы: солнечная радиация, влияние подстилающей поверхности, циркуляция воздушных масс

1

Климатообразующие факторы: солнечная радиация, влияние подстилающей поверхности, циркуляция воздушных масс.




19

Синоптическая карта. Карта погоды.

1

Синоптическая карта. Карта погоды.

Зап. в тетр.



20

Практическая работа №5 Составление карты-схемы  «Климат Воронежской области»

1





21

Климатические ресурсы. Влияние климата на хозяйственную деятельность. Стихийные природные явления на территории края

1

Климатические ресурсы. Влияние климата на хозяйственную деятельность. Стихийные природные явления на территории края.

Зап. в тетр.




22

VI.Гидросфера.



Общая характеристика внутренних вод области.


стр.

43-44



Общая характеристика внутренних вод области

1

23





Реки области.

1

Реки области. Питание и режим рек. Проблема малых рек Воронежской области.

стр.

44-53



24

Озера, болота и подземные воды Проблема малых рек Воронежской области.

1

Озера пойменные и междуречий. Болота. Подземные воды. Пруды. Водохранилища.

стр.

53-57



25

Практическая работа №6 Составление карты – схемы «Внутренние воды области»

1





26

Памятники природы гидросферы родного края. Экологические проблемы. Влияние человека на водные объекты своего края

1

 Памятники природы гидросферы родного края. Экологические проблемы. Влияние человека на водные объекты своего края

Зап. в тетр.




27

VII.Население и хозяйство Воронежской области.



Население Воронежской области.



Зап. в тетр.



Население Воронежской области

1

28

География сельского хозяйства Воронежской области

1

География сельского хозяйства Воронежской области.




29

Города Воронежской области их хозяйственная деятельность

1

Города Воронежской области их хозяйственная деятельность.

Зап. в тетр.



30

География промышленности Воронежской области.

1

География промышленности Воронежской области.

Зап. в тетр.



31



Составления авторского варианта герба своего населенного пункта.

1








32

VIII.Природные комплексы Воронежской области .





Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах. Лесостепи и степи.





Лесостепи и степи.

Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах.

Практическая работа № 7

Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а так же степени антропогенного воздействия.

1

33

Почвы воронежской области – главное богатство нашего края. Практическая работа №8 Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.

1

Почвы воронежской области – главное богатство нашего края.




34

Итоговый урок: «Природа моего края»

1





35

Резерв времени

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!