СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по информатике 9 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по информатике для 9 класса составлена в соответствии с:

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
  • примерной программы (основного) общего образования по информатике  и авторской программы по информатике  для 7–9 классов Л.Л. Босовой в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом образовательного учреждения;
  • требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
  • основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Программа по информатике 9 класс»


I. Пояснительная записка

Программа по информатике для 9 класса составлена в соответствии с:

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);

  • примерной программы (основного) общего образования по информатике и авторской программы по информатике для 7–9 классов Л.Л. Босовой в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом образовательного учреждения;

  • требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);

  • основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).

II. Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также методах и средствах их автоматизации.

В содержании курса информатики 9 класса основной школы целесообразно сделать акцент на изучение фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления.

Курс информатики 9 класса основной школы является частью непрерывного курса информатики. Начиная с 5-го класса обучающиеся получали и закрепляли технические навыки владения ИКТ-компетентностью, развивали их в рамках применения при изучении всех предметов.

Цели и задачи курса

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,

  • умений и способов деятельности в области информатики;

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ;

  • конкретизироваться с учетом возрастных особенностей учащихся.


Задачи:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • формирование понимания роли информационных процессов в современном мире;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • воспитание стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


  1. Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа в 9 классе рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 33 часа в год. В связи с тем, что 1 час приходится на праздничный день 23 февраля, в рабочую программу внесены изменения. Необходимо сократить изучение тем итогового повторения на 1 час, поэтому программа рассчитана на 33 часа.

Уровень обучения – базовый.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Программой предусмотрено проведение:

Контрольных работ – 5

Практических работ – 5

Промежуточная аттестация – 1.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права

Содержание программы

1. Введение (1 час)

2. Моделирование и формализация (7 часов)

Понятия натурной и информационной моделей. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

3. Алгоритмизация и программирование (11 часов)

Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

4. Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 часов)

Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

5. Коммуникационные технологии (6 часов)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.

Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.

6. Итоговое повторение (1 час)

7. Промежуточная аттестация (1час)

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 9 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.

Формы обучения:

- учебно-плановые (урок, лекция, домашняя работа) фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников;

- внеплановые (консультации, конференции, экскурсии, занятия по продвинутым и дополнительным программам),

- вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия).


Формы итогового контроля:

  • контрольная работа;

  • творческая практическая работа;

  • проект.

Формы организации работы учащихся:

  • Индивидуальная

  • Коллективная: фронтальная, парная, групповая

  • Индивидуально-групповая

  • Классная и внеклассная

Виды деятельности учащихся:

  • Устные сообщения

  • Обсуждения

  • Урок изучения нового материала

  • Закрепление знаний, умений и навыков

  • Комбинированный урок

  • Урок-беседа

  • Пвторительно-обобщающий урок

  • Урок-лекция

  • Урок-игра

  • Урок-исследование

  • Урок-практикум

  • Защита презентаций

  • Рефлексия

Формы контроля:

  • устный индивидуальный опрос (устный и письменный)

  • фронтальный опрос

  • индивидуальная работа по дидактическим карточкам-заданиям

  • самостоятельная работа с учебником

  • творческие задания

  • практические работы

  • устный счет

  • контрольная работа, самостоятельная, практическая работа

  • тестирование

Контрольные работы, рассчитаны на 45 минут, тесты и самостоятельные работы на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием.

Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся: после изучения наиболее значимых тем программы, а так же за первое полугодие и год.

Тематическое планирование

  1. Введение (1 час)

  2. Моделирование и формализация (7 часов)

  3. Алгоритмизация и программирование (11 часов)

  4. Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 часов)

  5. Коммуникационные технологии (6 часов)

  6. Итоговое повторение (1 час)

  7. Промежуточная аттестация (1час)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Виды деятельности учащихся

Дата

Домашнее задание

1

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места Введение. Стартовая диагностика

Актуализируют изученный материал по темам «Количественные характеристики информационных процессов», «Математические основы информатики»

08.09

Введение.

Тема «Моделирование и формализация» 7 часов

2

1

Моделирование как метод познания

Различают натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни; определяют вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; приводят примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

Строят и интерпретируют различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов); преобразовывают объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации; создают однотабличные базы данных; осуществляют поиск записей в готовой базе данных; осуществляют сортировку записей в готовой базе данных.

15.09

П.1.1

3

2

Знаковые модели

22.09

П.1.2

4

3

Графические информационные модели. Графы

29.09

П.1.3

5

4

Табличные информационные модели

06.10

П.1.4

6

5

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

13.10

П.1.5

7

6

Система управления базами данных. Практическая работа №1 «Создание базы данных. Запросы на выборку»

20.10

П.1.6

8

7

Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация».

27.10

П.1.1 – 1.6

Тема «Алгоритмизация и программирование» 11 часов

9

1

Решения задач на компьютер

Определяют по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

анализируют изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; определяют по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; осуществляют разбиение исходной задачи на подзадачи; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Исполняют готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; преобразовывают запись алгоритма с одной формы в другую; разрабатывают программы, содержащие подпрограмму и программы для обработки одномерного массива; строят алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.

10.11

П.2.1

10

2

Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Различные способы заполнения и вывода массива.

17.11

П.2.2.1–2.2.3

11

3

Вычисление суммы элементов массива. Последовательный поиск в массиве

24.11

П.2.2.4–2.2.5

12

4

Сортировка массива. Решение задач с использованием массивов.

01.12

П.2.2.6

13

5

Практическая работа №2 «Одномерные массивы целых чисел»

08.12

П.2.2

14

6

Конструирование алгоритмов

15.12

П.2.3.1– 2.3.2

15

7

Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот.

22.12

П.2.3.3

16

8

Контрольная работа по итогам I полугодия

29.12

П.2.3

17

9

Запись вспомогательных алгоритмов на языке QBasic. Процедуры. Функции

12.01

П.2.4

18

10

Алгоритмы управления. Практическая работа №3 «Вспомогательные алгоритмы»

19.01

П.2.5

19

11

Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование».

26.01

П.2.1– 2.5

Тема «Обработка числовой информации в электронных таблицах» 6 часов

20

1

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы ЭТ

Анализируют пользовательский интерфейс используемого программного средства; определяют условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач.

Создают электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам; строят диаграммы и графики в электронных таблицах.

02.02

П.3.1

21

2

Организация вычислений в электронных таблицах.

09.02

П.3.2.1

22

3

Встроенные функции. Логические функции.

16.02

П.3.2.2-3.2.3

23

4

Сортировка и поиск данных.

02.03

П.3.3.1

24

5

Построение диаграмм. Практическая работа №4 «Решение задач с использованием электронных таблиц»

09.03

П.3.3.2

25

6

Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

16.03

П.3.1 – 3.3

Тема «Коммуникационные технологии» 6 часов

26

1

Локальные и глобальные компьютерные сети

Выявляют общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; анализируют доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; приводят примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации. Осуществляют взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума; определяют минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;

проводят поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; создавают с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты; проявляют избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития.

06.04

П.4.1

27

2

Всемирная компьютерная сеть Интернет

13.04

П.4.2

28

3

Всемирная паутина. Файловые архивы.

20.04

П.4.3.1-4.3.2

29

4

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

27.04

П.4.3.3-4.3.5

30

5

Создание web-сайта. Практическая работа №5 «Создание web-сайта».

04.05

П.4.4

31

6

Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии».

11.05

П.4.1-4.4

32

Итоговое повторение 1 час

18.05

Основные понятия главы 1–4

33

1

Промежуточная аттестация


25.05



  1. VII. Программное, учебно-методическое и материально-техническое оснащение учебного плана.

  2. Учебно-методическое обеспечение:

  3. В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика» входят:

  • учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 9 класс», – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2016 г.;

  • рабочая тетрадь для 9 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2016 г;

  • Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php

  1. Электронные учебные пособия

  2. http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО

  3. http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики

  4. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

  5. http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)

  6. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество

  7. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  8. VIII. По окончанию курса должны быть достигнуты результаты:

  9. В результате изучения информатики в 9 классе учащиеся получат представление:

  • о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;

  • о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;

  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

  • о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

  1. Ученик научится:

  • различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;

  • определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

  • приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира;

  • строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);

  • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;

  • создавать однотабличные базы данных;

  • осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

  • осуществлять сортировку записей в готовой базе данных;

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

  • разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

  • разрабатывать программы для обработки одномерного массива:

    • нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;

    • подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;

    • нахождение суммы всех элементов массива;

    • нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;

    • сортировка элементов массива и пр.

  • создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;

  • строить диаграммы и графики в электронных таблицах;

  • осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;

  • определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;

  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

  • создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты.

  1. Ученик получит возможность:

  • осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;

  • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

  • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;

  • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;

  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;

  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

  • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

  • строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач;

  • выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;

  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

  • приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;

  • анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации;

  • передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;

  • проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития.


Перечень практических и контрольных работ

  1. Практическая работа №1 «Создание базы данных. Запросы на выборку»

  2. Практическая работа №2 «Одномерные массивы целых чисел»

  3. Практическая работа №3 «Вспомогательные алгоритмы»

  4. Практическая работа №4 «Решение задач с использованием электронных таблиц»

  5. Практическая работа №5 «Создание web-сайта».

  6. Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация».

  7. Контрольная работа по итогам I полугодия

  8. Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование».

  9. Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

  10. Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии».

  11. Промежуточная аттестация

Календарно-тематическое планирование



Уровень обучения – базовый.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Программой предусмотрено проведение:

Контрольных работ – 6,


Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 9 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.


Формы обучения:

- учебно-плановые (урок, лекция, домашняя работа) фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников;

- внеплановые (консультации, конференции, экскурсии, занятия по продвинутым и дополнительным программам),

- вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия).


Формы итогового контроля:

  • контрольная работа;

  • творческая практическая работа;

  • проект.


Учебно-методический комплект


Название

ФИО автора

Издательство

Год издания

Информатика: Учебник для 9 класса

Босова Л. Л., Босова А. Ю.

БИНОМ. Лаборатория знаний

2016

Информатика: Рабочая тетрадь для 9 класса

Босова Л.Л.

БИНОМ. Лаборатория знаний

2016

Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса

Босова Л.Л.

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/


п/п

Тема урока

Кол-во часов

по плану

Тип урока

Домашнее задание

ЭОР

Практика

Контроль

Дата урока

по плану

Дата

фактического проведения урока

I четверть

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места

1

Комбинированный

Введение.

http://sc.edu.ru/

http://fcior.edu.ru/

http://metodist.Lbz.ru/

http://fipi.ru/


01/09/14-06/09/14

1 неделя

2

Актуализация изученного материала по теме «Количественные характеристики информационных процессов»

1

Комбинированный

№ 1-10


Проверочная работа «ТБ и организация рабочего места» - тестирование

01/09/14-05/09/14

1 неделя

3

Актуализация изученного материала по теме «Математические основы информатики»

1

Комбинированный

№ 11-19



07/09/14-12/09/14

2 неделя

Тема «Моделирование и формализация»

4

Моделирование как метод познания

1

Комбинированный

§1.1. № 20-27

Приложение «Google Планета Земля» http://earth.google.com/intl/ru


07/09/14-12/09/14

2 неделя

5

Словесные модели

1

Комбинированный

§1.2.1. № 28-29

http://sc.edu.ru/

«Демонстрационная математическая модель» (119324, 119425)

http://sc.edu.ru/ Лабораторная работа «Изучение закона сохранения импульса»

Игра «Равноплечий рычаг»

14/09/14-19/09/14

3 неделя

6

Математические модели

1

Комбинированный

§1.2.2. № 30-33

14/09/14-19/09/14

3 неделя

7

Графические модели. Графы

1

Комбинированный

§1.3.1, 1.3.2. № 34-40

http://sc.edu.ru/ «Живая родословная» (145555)

Самостоятельная работа

21/09/14-26/09/14

4 неделя

8

Использование графов при решении задач

1

Урок повторения

§1.3.3. №41-46

Работа в текстовом процессоре


21/09/14-26/09/14

4 неделя

9

Табличные модели

1

Урок обобщения и систематизации

§1.4.1. №47-51

Работа в табличном процессоре


28/09/14-03/10/14

5 неделя

10

Использование таблиц при решении задач

1

Комбинированный

§1.4.2. №52-54

Работа в табличном процессоре

Самостоятельная работа

28/09/14-03/10/14

5 неделя

11

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

1

Комбинированный

§1.5. №55-60

Знакомство с СУБД Microsoft Access и OpenOffice.org Base


05/10/14-10/10/14

6 неделя

12

Система управления базами данных

1

Комбинированный

§1.6.1, 1.6.2.


05/10/14-10/10/14

6 неделя

13

Создание базы данных. Запросы на выборку данных.

1

Комбинированный

§1.6.3, 1.6.4. № 61

Работа в Microsoft Access «Наш класс»


12/10/14-17/10/14

7 неделя

14

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация».

1

Комбинированный

§1.1.-1.6, № 62

Интерактивный тест к главе 1 «Моделирование и формализация» (Электронное приложение к учебнику)


12/10/14-17/10/14

7 неделя

15

Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация».

1

Контроль знаний

§1.1.-1.6.


Контрольная работа

19/10/14-24/10/14

8 неделя

Тема «Алгоритмизация и программирование»

16

Этапы решения задачи на компьютере

1

Комбинированный

§2.1.1. № 63, 64



19/10/14-24/10/14

8 неделя

17

Задача о пути торможения автомобиля

1

Комбинированный

§2.1.2. № 65



26/10/14-30/10/14

9 неделя

18

Решение задач на компьютере

1

Комбинированный

§2.1. № 66, 67


Самостоятельная работа

26/10/14-30/10/14

9 неделя

2 четверть

19

Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов.

1

Комбинированный

§2.2.1. № 68-70

http://informatika.kspu.ru/flashprog/demos.php «Интерактивные демонстрации по программированию»

Написание программ в

PascalABC.NET


10/11/14-15/11/14

10 неделя

20

Различные способы заполнения и вывода массива.

1

Комбинированный

§2.2.2-2.2.3. № 71-77


10/11/14-15/11/14

10 неделя

21

Вычисление суммы элементов массива

1

Комбинированный

§2.2.4. № 78-79


17/11/14-22/11/14

11 неделя

22

Последовательный поиск в массиве

1

Комбинированный

§2.2.5. № 80-82


17/11/14-22/11/14

11 неделя

23

Сортировка массива

1


§2.2.6.


24/11/14-29/11/14

12 неделя

24

Решение задач с использованием массивов. Проверочная работа

1

Урок контроля знаний

§2.2. № 83


Проверочная работа

24/11/14-29/11/14

12 неделя

25

Последовательное построение алгоритма

1

Комбинированный

§2.3.1. № 84-85

Среда КуМир. Исполнитель Робот


01/12/14-06/12/14

13 неделя

26

Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот

1

Комбинированный

§2.3.2. № 86

Составление алгоритмов в среде КуМир. Исполнитель Робот

http://sc.edu.ru/

«Ханойские башни» (195747)



01/12/14-06/12/14

13 неделя

27

Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот

1

Комбинированный

§2.3.3. № 87-89

Самостоятельная работа

08/12/14-13/12/14

14 неделя

28

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры

1

Комбинированный

§2.4.1. № 90-91

PascalABC.NET – написание программ


08/12/14-13/12/14

14 неделя

29

Функции

1

Комбинированный

§2.4.2. № 92


15/12/14-20/12/14

15 неделя

30

Алгоритмы управления

1

Комбинированный

§2.5. № 93-94

Интерактивный тест к главе 2 «Алгоритмизация и программирование» (Электронное приложение к учебнику)


15/12/14-20/12/14

15 неделя

31

Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование».

1

Контроль знаний

§2.5.


Контрольная работа

22/12/14-25/12/14

16 неделя

32

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование».

1

Комбинированный


http://fipi.ru/


22/12/14-25/12/14

16 неделя

3 четверть

Тема «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

33

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы.

1

Комбинированный

§3.1.1, 3.1.2. № 96-104

Выполнение практических работ в табличном процессоре


12/01/15-17/01/15

17 неделя

34

Основные режимы работы ЭТ

1

Комбинированный

§3.1.3. № 104-109


12/01/15-17/01/15

17 неделя

35

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

1

Комбинированный

§3.2.1. № 110-113


19/01/15-24/01/15

18 неделя

36

Встроенные функции.

1

Комбинированный

§3.2.2. № 114-121


19/01/15-24/01/15

18 неделя

37

Логические функции.

1

Комбинированный

§3.2.3. № 122-124


26/01/15-31/01/15

19 неделя

38

Организация вычислений в ЭТ.

1

Комбинированный

§3.2.

http://sc.edu.ru/

тренировочный тест «Табличные вычисления на компьютере» (119423)

Самостоятельная работа

26/01/15-31/01/15

19 неделя

39

Сортировка и поиск данных.

1

Комбинированный

§3.3.1.



02/02/15-07/01/15

20 неделя

40

Диаграмма как средство визуализации данных

1

Комбинированный

§3.3.2. № 125-134



02/02/15-07/01/15

20 неделя

41

Построение диаграмм.

1

Комбинированный

§3.3.2.



09/02/15-14/02/15

21 неделя

42

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

1

Комбинированный

§3.1-3.3. № 135

Интерактивный тест к главе 3 «Обработка числовой информации в электронных таблицах» (Электронное приложение к учебнику)


09/02/15-14/02/15

21 неделя

43

Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

1

Контроль знаний

§3.1-3.3.


Контрольная работа

16/02/15-21/02/15

22 неделя

Тема «Коммуникационные технологии»

44

Локальные и глобальные компьютерные сети

1

Комбинированный

§4.1. № 136-145



16/02/15-21/02/15

22 неделя

45

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

1

Урок контроля знаний

§4.2.1, 4.2.2. № 146-149

http://yoip.ru

Определение текущего –IP-адреса

http://sc.edu.ru/ «Демонстрация IP-адресации» (192564)

Самостоятельная работа

24/02/15-28/02/15

23 неделя

46

Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

1

Комбинированный

§4.2.3, 4.2.4. № 150-155

http://sc.edu.ru/

«Организация пространства имен» (192876)

«Протокол IP» (192655)

«Сетевой уровень. IP- маршрутизация» (192947)

«Демонстрация протокола TCP» (192744)

Определение IP адреса web-сайта



24/02/15-28/02/15

23 неделя

47

Всемирная паутина. Файловые архивы.

1

Комбинированный

§4.3.1, 4.3.2. №156-163

http://fipi.ru/ - решение задач по теме


02/03/15-07/03/15

24 неделя

48

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

1

Комбинированный

§4.3.3-4.3.5. № 164-167

Проверочная работа

02/03/15-07/03/15

24 неделя

49

Технологии создания сайта.

1

Комбинированный

§4.4.1

http://www.botik.ru/-robot/ru/

Дистанционный курс «Web-конструирование» А.А.Дуванов


10/03/15-14/03/15

25 неделя

50

Содержание и структура сайта.

1

Комбинированный

§4.4.2



10/03/15-14/03/15

25 неделя

51

Оформление сайта.

1

Комбинированный

§4.4.3



16/03/15-21/03/15

26 неделя

52

Размещение сайта в Интернете.

1

Комбинированный

§4.4.4



10/03/15-14/03/15

25 неделя

4 четверть

53

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии».

1

Комбинированный

§4.1-4.3. № 168

Интерактивный тест к главе 4 «Коммуникационные технологии» (Электронное приложение к учебнику)


01/04/15-04/04/15

27 неделя

54

Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии».

1

Контроль знаний

§4.1-4.3.


Контрольная работа

01/04/15-04/04/15

27 неделя

Итоговое повторение (11 ч + 3 ч резрв)

55

Информация и информационные процессы

1

Комбинированный

№ 169, 170, 181, 182



06/04/15-11/04/15

28 неделя

56

Файловая система персонального компьютера

1

Комбинированный

№ 175



06/04/15-11/04/15

28 неделя

57

Системы счисления и логика

1

Комбинированный

№ 171, 172, 189


Самостоятельная работа

13/04/15-18/04/15

29 неделя

58

Таблицы и графы

1

Комбинированный

№ 173, 174, 187



13/04/15-18/04/15

29 неделя

59

Обработка текстовой информации

1

Комбинированный




20/04/15-25/04/15

30 неделя

60

Передача информации и информационный поиск.

1

Комбинированный

№ 191, 193, 194



20/04/15-25/04/15

30 неделя

61

Вычисления с помощью электронных таблиц.

1

Комбинированный




27/04/15-30/04/15

31 неделя

62

Обработка таблиц: выбор и сортировка записей.

1

Комбинированный

№ 188


Самостоятельная работа

27/04/15-30/04/15

31 неделя

63

Алгоритмы и исполнители

1

Комбинированный

№ 179, 180, 184, 183, 190, 192, 196

№ 176, 177, 178, 195


04/05/15-09/05/15

32 неделя

64

Программирование

1

Комбинированный

№ 185, 186, 197



04/05/15-09/05/15

32 неделя

65

Итоговое тестирование.

1

Контроль знаний



Тестирование

11/05/15-16/05/15

33 неделя

66

Резерв учебного времени (мини-проект)

1

Итоговый мини-проект

11/05/15-16/05/15

33 неделя

67

1

18/05/15-23/05/15

34 неделя

68

1

18/05/15-23/05/15

34 неделя


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература для обучающихся

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»

  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://sc.edu.ru/

Литература для учителя

  1. Сайт методической службы http://metodist.lbz.ru

  2. Ресурсы Федерального центра информационных образовательных ресурсов http://fcior.ru

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.

  4. Ресурсы сайта http://kpolyakov.spb.ru



Учебно – методические средства обучения и контроля.

В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:

    • учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 8 класс», – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2014 г.;

    • рабочая тетрадь для 8 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2014 г;

    • Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php


Список литературы.

  1. Крылов С.С., Лещинер В.Р., Супрун П.Г., Якушкин П.А. Единый Государственный Экзамен 2007 г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Информатика.: Учебное пособие Допущено Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки – М.: «Интеллект-Центр», 2005-2007.

  2. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. / Н.В. Макарова. – СПБ: «Питер», 2007.

  3. Андреева Е.В., Фалина, И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика.: Учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знания.), 2004.

  4. Евстигнеев В.А. Применение теории графов в программировании. - М.: Наука, 1985-352с.

  5. Андреева Е.В., Щепин Е.В. Основы теории информации. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004

  6. Андреева Е.В Основы теории информации. Материалы. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004

  7. Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики Учебная Сборник «Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Математика», МО РФ – НФПК». М.: Вита-Пресс – 2004.

  8. Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов по информатике 2007 г., 2006 г., 2005 г., 2004 г. (http://fipi.ru)

  9. Робертсон А.А. Программирование – это просто: Пошаговый подход / А.А. Робертсон; Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  10. Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы / Д.М. Златопольский – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  11. Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  12. Моханов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум / М.Ю. Моханов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахов – 2-е изд., испр. – 2006.

  13. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / Л.А. Залогова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.


Электронные учебные пособия

  1. http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО

  2. http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики

  3. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

  4. http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)

  5. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество

  6. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!