I. Пояснительная записка
Программа по информатике для 9 класса составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
примерной программы (основного) общего образования по информатике и авторской программы по информатике для 7–9 классов Л.Л. Босовой в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом образовательного учреждения;
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
II. Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также методах и средствах их автоматизации.
В содержании курса информатики 9 класса основной школы целесообразно сделать акцент на изучение фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления.
Курс информатики 9 класса основной школы является частью непрерывного курса информатики. Начиная с 5-го класса обучающиеся получали и закрепляли технические навыки владения ИКТ-компетентностью, развивали их в рамках применения при изучении всех предметов.
Цели и задачи курса
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
умений и способов деятельности в области информатики;
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ;
конкретизироваться с учетом возрастных особенностей учащихся.
Задачи:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
формирование понимания роли информационных процессов в современном мире;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
воспитание стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа в 9 классе рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 33 часа в год. В связи с тем, что 1 час приходится на праздничный день 23 февраля, в рабочую программу внесены изменения. Необходимо сократить изучение тем итогового повторения на 1 час, поэтому программа рассчитана на 33 часа.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Программой предусмотрено проведение:
Контрольных работ – 5
Практических работ – 5
Промежуточная аттестация – 1.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права
Содержание программы
1. Введение (1 час)
2. Моделирование и формализация (7 часов)
Понятия натурной и информационной моделей. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
3. Алгоритмизация и программирование (11 часов)
Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
4. Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 часов)
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
5. Коммуникационные технологии (6 часов)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
6. Итоговое повторение (1 час)
7. Промежуточная аттестация (1час)
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 9 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Формы обучения:
- учебно-плановые (урок, лекция, домашняя работа) фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников;
- внеплановые (консультации, конференции, экскурсии, занятия по продвинутым и дополнительным программам),
- вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия).
Формы итогового контроля:
Формы организации работы учащихся:
Индивидуальная
Коллективная: фронтальная, парная, групповая
Индивидуально-групповая
Классная и внеклассная
Виды деятельности учащихся:
Устные сообщения
Обсуждения
Урок изучения нового материала
Закрепление знаний, умений и навыков
Комбинированный урок
Урок-беседа
Пвторительно-обобщающий урок
Урок-лекция
Урок-игра
Урок-исследование
Урок-практикум
Защита презентаций
Рефлексия
Формы контроля:
устный индивидуальный опрос (устный и письменный)
фронтальный опрос
индивидуальная работа по дидактическим карточкам-заданиям
самостоятельная работа с учебником
творческие задания
практические работы
устный счет
контрольная работа, самостоятельная, практическая работа
тестирование
Контрольные работы, рассчитаны на 45 минут, тесты и самостоятельные работы на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием.
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся: после изучения наиболее значимых тем программы, а так же за первое полугодие и год.
Тематическое планирование
Введение (1 час)
Моделирование и формализация (7 часов)
Алгоритмизация и программирование (11 часов)
Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 часов)
Коммуникационные технологии (6 часов)
Итоговое повторение (1 час)
Промежуточная аттестация (1час)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Виды деятельности учащихся | Дата | Домашнее задание |
1 | 1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места Введение. Стартовая диагностика | Актуализируют изученный материал по темам «Количественные характеристики информационных процессов», «Математические основы информатики» | 08.09 | Введение. |
Тема «Моделирование и формализация» 7 часов |
2 | 1 | Моделирование как метод познания | Различают натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни; определяют вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; приводят примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира. Строят и интерпретируют различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов); преобразовывают объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации; создают однотабличные базы данных; осуществляют поиск записей в готовой базе данных; осуществляют сортировку записей в готовой базе данных. | 15.09 | П.1.1 |
3 | 2 | Знаковые модели | 22.09 | П.1.2 |
4 | 3 | Графические информационные модели. Графы | 29.09 | П.1.3 |
5 | 4 | Табличные информационные модели | 06.10 | П.1.4 |
6 | 5 | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. | 13.10 | П.1.5 |
7 | 6 | Система управления базами данных. Практическая работа №1 «Создание базы данных. Запросы на выборку» | 20.10 | П.1.6 |
8 | 7 | Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация». | 27.10 | П.1.1 – 1.6 |
Тема «Алгоритмизация и программирование» 11 часов |
9 | 1 | Решения задач на компьютер | Определяют по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; анализируют изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; определяют по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; осуществляют разбиение исходной задачи на подзадачи; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Исполняют готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; преобразовывают запись алгоритма с одной формы в другую; разрабатывают программы, содержащие подпрограмму и программы для обработки одномерного массива; строят алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм. | 10.11 | П.2.1 |
10 | 2 | Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Различные способы заполнения и вывода массива. | 17.11 | П.2.2.1–2.2.3 |
11 | 3 | Вычисление суммы элементов массива. Последовательный поиск в массиве | 24.11 | П.2.2.4–2.2.5 |
12 | 4 | Сортировка массива. Решение задач с использованием массивов. | 01.12 | П.2.2.6 |
13 | 5 | Практическая работа №2 «Одномерные массивы целых чисел» | 08.12 | П.2.2 |
14 | 6 | Конструирование алгоритмов | 15.12 | П.2.3.1– 2.3.2 |
15 | 7 | Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот. | 22.12 | П.2.3.3 |
16 | 8 | Контрольная работа по итогам I полугодия | 29.12 | П.2.3 |
17 | 9 | Запись вспомогательных алгоритмов на языке QBasic. Процедуры. Функции | 12.01 | П.2.4 |
18 | 10 | Алгоритмы управления. Практическая работа №3 «Вспомогательные алгоритмы» | 19.01 | П.2.5 |
19 | 11 | Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование». | 26.01 | П.2.1– 2.5 |
Тема «Обработка числовой информации в электронных таблицах» 6 часов |
20 | 1 | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы ЭТ | Анализируют пользовательский интерфейс используемого программного средства; определяют условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Создают электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам; строят диаграммы и графики в электронных таблицах. | 02.02 | П.3.1 |
21 | 2 | Организация вычислений в электронных таблицах. | 09.02 | П.3.2.1 |
22 | 3 | Встроенные функции. Логические функции. | 16.02 | П.3.2.2-3.2.3 |
23 | 4 | Сортировка и поиск данных. | 02.03 | П.3.3.1 |
24 | 5 | Построение диаграмм. Практическая работа №4 «Решение задач с использованием электронных таблиц» | 09.03 | П.3.3.2 |
25 | 6 | Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | 16.03 | П.3.1 – 3.3 |
Тема «Коммуникационные технологии» 6 часов |
26 | 1 | Локальные и глобальные компьютерные сети | Выявляют общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; анализируют доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; приводят примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации. Осуществляют взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума; определяют минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками; проводят поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; создавают с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты; проявляют избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития. | 06.04 | П.4.1 |
27 | 2 | Всемирная компьютерная сеть Интернет | 13.04 | П.4.2 |
28 | 3 | Всемирная паутина. Файловые архивы. | 20.04 | П.4.3.1-4.3.2 |
29 | 4 | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. | 27.04 | П.4.3.3-4.3.5 |
30 | 5 | Создание web-сайта. Практическая работа №5 «Создание web-сайта». | 04.05 | П.4.4 |
31 | 6 | Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии». | 11.05 | П.4.1-4.4 |
32 | Итоговое повторение 1 час | 18.05 | Основные понятия главы 1–4 |
33 | 1 | Промежуточная аттестация | | 25.05 | |
VII. Программное, учебно-методическое и материально-техническое оснащение учебного плана.
Учебно-методическое обеспечение:
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика» входят:
учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 9 класс», – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2016 г.;
рабочая тетрадь для 9 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2016 г;
Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php
Электронные учебные пособия
http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
VIII. По окончанию курса должны быть достигнуты результаты:
В результате изучения информатики в 9 классе учащиеся получат представление:
о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Ученик научится:
различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира;
строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
создавать однотабличные базы данных;
осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
осуществлять сортировку записей в готовой базе данных;
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
нахождение суммы всех элементов массива;
нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
сортировка элементов массива и пр.
создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
строить диаграммы и графики в электронных таблицах;
осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты.
Ученик получит возможность:
осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач;
выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации;
передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития.
Перечень практических и контрольных работ
Практическая работа №1 «Создание базы данных. Запросы на выборку»
Практическая работа №2 «Одномерные массивы целых чисел»
Практическая работа №3 «Вспомогательные алгоритмы»
Практическая работа №4 «Решение задач с использованием электронных таблиц»
Практическая работа №5 «Создание web-сайта».
Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация».
Контрольная работа по итогам I полугодия
Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование».
Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах».
Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии».
Промежуточная аттестация
Календарно-тематическое планирование
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Программой предусмотрено проведение:
Контрольных работ – 6,
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 9 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Формы обучения:
- учебно-плановые (урок, лекция, домашняя работа) фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников;
- внеплановые (консультации, конференции, экскурсии, занятия по продвинутым и дополнительным программам),
- вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия).
Формы итогового контроля:
Учебно-методический комплект
Название | ФИО автора | Издательство | Год издания |
Информатика: Учебник для 9 класса | Босова Л. Л., Босова А. Ю. | БИНОМ. Лаборатория знаний | 2016 |
Информатика: Рабочая тетрадь для 9 класса | Босова Л.Л. | БИНОМ. Лаборатория знаний | 2016 |
Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса | Босова Л.Л. | http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов по плану | Тип урока | Домашнее задание | ЭОР Практика | Контроль | Дата урока по плану | Дата фактического проведения урока |
I четверть |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места | 1 | Комбинированный | Введение. | http://sc.edu.ru/ http://fcior.edu.ru/ http://metodist.Lbz.ru/ http://fipi.ru/ | | 01/09/14-06/09/14 | 1 неделя |
2 | Актуализация изученного материала по теме «Количественные характеристики информационных процессов» | 1 | Комбинированный | № 1-10 | | Проверочная работа «ТБ и организация рабочего места» - тестирование | 01/09/14-05/09/14 | 1 неделя |
3 | Актуализация изученного материала по теме «Математические основы информатики» | 1 | Комбинированный | № 11-19 | | | 07/09/14-12/09/14 | 2 неделя |
Тема «Моделирование и формализация» |
4 | Моделирование как метод познания | 1 | Комбинированный | §1.1. № 20-27 | Приложение «Google Планета Земля» http://earth.google.com/intl/ru | | 07/09/14-12/09/14 | 2 неделя |
5 | Словесные модели | 1 | Комбинированный | §1.2.1. № 28-29 | http://sc.edu.ru/ «Демонстрационная математическая модель» (119324, 119425) | http://sc.edu.ru/ Лабораторная работа «Изучение закона сохранения импульса» Игра «Равноплечий рычаг» | 14/09/14-19/09/14 | 3 неделя |
6 | Математические модели | 1 | Комбинированный | §1.2.2. № 30-33 | 14/09/14-19/09/14 | 3 неделя |
7 | Графические модели. Графы | 1 | Комбинированный | §1.3.1, 1.3.2. № 34-40 | http://sc.edu.ru/ «Живая родословная» (145555) | Самостоятельная работа | 21/09/14-26/09/14 | 4 неделя |
8 | Использование графов при решении задач | 1 | Урок повторения | §1.3.3. №41-46 | Работа в текстовом процессоре | | 21/09/14-26/09/14 | 4 неделя |
9 | Табличные модели | 1 | Урок обобщения и систематизации | §1.4.1. №47-51 | Работа в табличном процессоре | | 28/09/14-03/10/14 | 5 неделя |
10 | Использование таблиц при решении задач | 1 | Комбинированный | §1.4.2. №52-54 | Работа в табличном процессоре | Самостоятельная работа | 28/09/14-03/10/14 | 5 неделя |
11 | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. | 1 | Комбинированный | §1.5. №55-60 | Знакомство с СУБД Microsoft Access и OpenOffice.org Base | | 05/10/14-10/10/14 | 6 неделя |
12 | Система управления базами данных | 1 | Комбинированный | §1.6.1, 1.6.2. | | 05/10/14-10/10/14 | 6 неделя |
13 | Создание базы данных. Запросы на выборку данных. | 1 | Комбинированный | §1.6.3, 1.6.4. № 61 | Работа в Microsoft Access «Наш класс» | | 12/10/14-17/10/14 | 7 неделя |
14 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». | 1 | Комбинированный | §1.1.-1.6, № 62 | Интерактивный тест к главе 1 «Моделирование и формализация» (Электронное приложение к учебнику) | | 12/10/14-17/10/14 | 7 неделя |
15 | Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация». | 1 | Контроль знаний | §1.1.-1.6. | | Контрольная работа | 19/10/14-24/10/14 | 8 неделя |
Тема «Алгоритмизация и программирование» |
16 | Этапы решения задачи на компьютере | 1 | Комбинированный | §2.1.1. № 63, 64 | | | 19/10/14-24/10/14 | 8 неделя |
17 | Задача о пути торможения автомобиля | 1 | Комбинированный | §2.1.2. № 65 | | | 26/10/14-30/10/14 | 9 неделя |
18 | Решение задач на компьютере | 1 | Комбинированный | §2.1. № 66, 67 | | Самостоятельная работа | 26/10/14-30/10/14 | 9 неделя |
2 четверть |
19 | Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов. | 1 | Комбинированный | §2.2.1. № 68-70 | http://informatika.kspu.ru/flashprog/demos.php «Интерактивные демонстрации по программированию» Написание программ в PascalABC.NET | | 10/11/14-15/11/14 | 10 неделя |
20 | Различные способы заполнения и вывода массива. | 1 | Комбинированный | §2.2.2-2.2.3. № 71-77 | | 10/11/14-15/11/14 | 10 неделя |
21 | Вычисление суммы элементов массива | 1 | Комбинированный | §2.2.4. № 78-79 | | 17/11/14-22/11/14 | 11 неделя |
22 | Последовательный поиск в массиве | 1 | Комбинированный | §2.2.5. № 80-82 | | 17/11/14-22/11/14 | 11 неделя |
23 | Сортировка массива | 1 | | §2.2.6. | | 24/11/14-29/11/14 | 12 неделя |
24 | Решение задач с использованием массивов. Проверочная работа | 1 | Урок контроля знаний | §2.2. № 83 | | Проверочная работа | 24/11/14-29/11/14 | 12 неделя |
25 | Последовательное построение алгоритма | 1 | Комбинированный | §2.3.1. № 84-85 | Среда КуМир. Исполнитель Робот | | 01/12/14-06/12/14 | 13 неделя |
26 | Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот | 1 | Комбинированный | §2.3.2. № 86 | Составление алгоритмов в среде КуМир. Исполнитель Робот http://sc.edu.ru/ «Ханойские башни» (195747) | | 01/12/14-06/12/14 | 13 неделя |
27 | Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот | 1 | Комбинированный | §2.3.3. № 87-89 | Самостоятельная работа | 08/12/14-13/12/14 | 14 неделя |
28 | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры | 1 | Комбинированный | §2.4.1. № 90-91 | PascalABC.NET – написание программ | | 08/12/14-13/12/14 | 14 неделя |
29 | Функции | 1 | Комбинированный | §2.4.2. № 92 | | 15/12/14-20/12/14 | 15 неделя |
30 | Алгоритмы управления | 1 | Комбинированный | §2.5. № 93-94 | Интерактивный тест к главе 2 «Алгоритмизация и программирование» (Электронное приложение к учебнику) | | 15/12/14-20/12/14 | 15 неделя |
31 | Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование». | 1 | Контроль знаний | §2.5. | | Контрольная работа | 22/12/14-25/12/14 | 16 неделя |
32 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». | 1 | Комбинированный | | http://fipi.ru/ | | 22/12/14-25/12/14 | 16 неделя |
3 четверть |
Тема «Обработка числовой информации в электронных таблицах» |
33 | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. | 1 | Комбинированный | §3.1.1, 3.1.2. № 96-104 | Выполнение практических работ в табличном процессоре | | 12/01/15-17/01/15 | 17 неделя |
34 | Основные режимы работы ЭТ | 1 | Комбинированный | §3.1.3. № 104-109 | | 12/01/15-17/01/15 | 17 неделя |
35 | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | 1 | Комбинированный | §3.2.1. № 110-113 | | 19/01/15-24/01/15 | 18 неделя |
36 | Встроенные функции. | 1 | Комбинированный | §3.2.2. № 114-121 | | 19/01/15-24/01/15 | 18 неделя |
37 | Логические функции. | 1 | Комбинированный | §3.2.3. № 122-124 | | 26/01/15-31/01/15 | 19 неделя |
38 | Организация вычислений в ЭТ. | 1 | Комбинированный | §3.2. | http://sc.edu.ru/ тренировочный тест «Табличные вычисления на компьютере» (119423) | Самостоятельная работа | 26/01/15-31/01/15 | 19 неделя |
39 | Сортировка и поиск данных. | 1 | Комбинированный | §3.3.1. | | | 02/02/15-07/01/15 | 20 неделя |
40 | Диаграмма как средство визуализации данных | 1 | Комбинированный | §3.3.2. № 125-134 | | | 02/02/15-07/01/15 | 20 неделя |
41 | Построение диаграмм. | 1 | Комбинированный | §3.3.2. | | | 09/02/15-14/02/15 | 21 неделя |
42 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | 1 | Комбинированный | §3.1-3.3. № 135 | Интерактивный тест к главе 3 «Обработка числовой информации в электронных таблицах» (Электронное приложение к учебнику) | | 09/02/15-14/02/15 | 21 неделя |
43 | Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | 1 | Контроль знаний | §3.1-3.3. | | Контрольная работа | 16/02/15-21/02/15 | 22 неделя |
Тема «Коммуникационные технологии» |
44 | Локальные и глобальные компьютерные сети | 1 | Комбинированный | §4.1. № 136-145 | | | 16/02/15-21/02/15 | 22 неделя |
45 | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | 1 | Урок контроля знаний | §4.2.1, 4.2.2. № 146-149 | http://yoip.ru Определение текущего –IP-адреса http://sc.edu.ru/ «Демонстрация IP-адресации» (192564) | Самостоятельная работа | 24/02/15-28/02/15 | 23 неделя |
46 | Доменная система имён. Протоколы передачи данных. | 1 | Комбинированный | §4.2.3, 4.2.4. № 150-155 | http://sc.edu.ru/ «Организация пространства имен» (192876) «Протокол IP» (192655) «Сетевой уровень. IP- маршрутизация» (192947) «Демонстрация протокола TCP» (192744) Определение IP адреса web-сайта | | 24/02/15-28/02/15 | 23 неделя |
47 | Всемирная паутина. Файловые архивы. | 1 | Комбинированный | §4.3.1, 4.3.2. №156-163 | http://fipi.ru/ - решение задач по теме | | 02/03/15-07/03/15 | 24 неделя |
48 | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. | 1 | Комбинированный | §4.3.3-4.3.5. № 164-167 | Проверочная работа | 02/03/15-07/03/15 | 24 неделя |
49 | Технологии создания сайта. | 1 | Комбинированный | §4.4.1 | http://www.botik.ru/-robot/ru/ Дистанционный курс «Web-конструирование» А.А.Дуванов | | 10/03/15-14/03/15 | 25 неделя |
50 | Содержание и структура сайта. | 1 | Комбинированный | §4.4.2 | | | 10/03/15-14/03/15 | 25 неделя |
51 | Оформление сайта. | 1 | Комбинированный | §4.4.3 | | | 16/03/15-21/03/15 | 26 неделя |
52 | Размещение сайта в Интернете. | 1 | Комбинированный | §4.4.4 | | | 10/03/15-14/03/15 | 25 неделя |
4 четверть |
53 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии». | 1 | Комбинированный | §4.1-4.3. № 168 | Интерактивный тест к главе 4 «Коммуникационные технологии» (Электронное приложение к учебнику) | | 01/04/15-04/04/15 | 27 неделя |
54 | Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии». | 1 | Контроль знаний | §4.1-4.3. | | Контрольная работа | 01/04/15-04/04/15 | 27 неделя |
Итоговое повторение (11 ч + 3 ч резрв) |
55 | Информация и информационные процессы | 1 | Комбинированный | № 169, 170, 181, 182 | | | 06/04/15-11/04/15 | 28 неделя |
56 | Файловая система персонального компьютера | 1 | Комбинированный | № 175 | | | 06/04/15-11/04/15 | 28 неделя |
57 | Системы счисления и логика | 1 | Комбинированный | № 171, 172, 189 | | Самостоятельная работа | 13/04/15-18/04/15 | 29 неделя |
58 | Таблицы и графы | 1 | Комбинированный | № 173, 174, 187 | | | 13/04/15-18/04/15 | 29 неделя |
59 | Обработка текстовой информации | 1 | Комбинированный | | | | 20/04/15-25/04/15 | 30 неделя |
60 | Передача информации и информационный поиск. | 1 | Комбинированный | № 191, 193, 194 | | | 20/04/15-25/04/15 | 30 неделя |
61 | Вычисления с помощью электронных таблиц. | 1 | Комбинированный | | | | 27/04/15-30/04/15 | 31 неделя |
62 | Обработка таблиц: выбор и сортировка записей. | 1 | Комбинированный | № 188 | | Самостоятельная работа | 27/04/15-30/04/15 | 31 неделя |
63 | Алгоритмы и исполнители | 1 | Комбинированный | № 179, 180, 184, 183, 190, 192, 196 | № 176, 177, 178, 195 | | 04/05/15-09/05/15 | 32 неделя |
64 | Программирование | 1 | Комбинированный | № 185, 186, 197 | | | 04/05/15-09/05/15 | 32 неделя |
65 | Итоговое тестирование. | 1 | Контроль знаний | | | Тестирование | 11/05/15-16/05/15 | 33 неделя |
66 | Резерв учебного времени (мини-проект) | 1 | Итоговый мини-проект | 11/05/15-16/05/15 | 33 неделя |
67 | 1 | 18/05/15-23/05/15 | 34 неделя |
68 | 1 | 18/05/15-23/05/15 | 34 неделя |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для обучающихся
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://sc.edu.ru/
Литература для учителя
Сайт методической службы http://metodist.lbz.ru
Ресурсы Федерального центра информационных образовательных ресурсов http://fcior.ru
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
Ресурсы сайта http://kpolyakov.spb.ru
Учебно – методические средства обучения и контроля.
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:
учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 8 класс», – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2014 г.;
рабочая тетрадь для 8 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2014 г;
Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php
Список литературы.
Крылов С.С., Лещинер В.Р., Супрун П.Г., Якушкин П.А. Единый Государственный Экзамен 2007 г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Информатика.: Учебное пособие Допущено Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки – М.: «Интеллект-Центр», 2005-2007.
Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. / Н.В. Макарова. – СПБ: «Питер», 2007.
Андреева Е.В., Фалина, И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика.: Учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знания.), 2004.
Евстигнеев В.А. Применение теории графов в программировании. - М.: Наука, 1985-352с.
Андреева Е.В., Щепин Е.В. Основы теории информации. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004
Андреева Е.В Основы теории информации. Материалы. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004
Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики Учебная Сборник «Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Математика», МО РФ – НФПК». М.: Вита-Пресс – 2004.
Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов по информатике 2007 г., 2006 г., 2005 г., 2004 г. (http://fipi.ru)
Робертсон А.А. Программирование – это просто: Пошаговый подход / А.А. Робертсон; Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы / Д.М. Златопольский – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Моханов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум / М.Ю. Моханов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахов – 2-е изд., испр. – 2006.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / Л.А. Залогова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Электронные учебные пособия
http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.