СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по географии 8 класс»

Муниципальное образовательное учреждение

Рязанцевская средняя школа

Рассмотрена на заседании МО учителей Утверждена

_______________________ приказом директора

___________________

протокол № от « » __________2020 г

от « »____________2020 г

Руководитель МО учителей

__________________________

(подпись и расшифровка)

Рабочая программа по географии для

8 класса

( базовый уровень)





Составила: учитель географии

первой категории

Кожемякина М.Г.









2020 г





2. Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 48); 2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 29.12.2014)

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) – ФГОС ООО; (с изменениями приказ Минобрнауки России № 1577 от 31.12.2015 г.)

3. Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03

«Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» (вместе с "Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся").

4.Приказ Минобрнауки России от № 38 от 26.01.2016 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253»

5. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Рязанцевская СШ (Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.)

6. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2019/2020 уч.г.

7. Базисный учебный план муниципального общеобразовательного учреждения Рязанцевская СШ

В основу программы положена авторская программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина. Л.Е Савельева. // Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина - М.: Дрофа,2013.

Данная программа ориентирована на УМК «География. Природа России. Население. Хозяйство» 1 часть 8 класс, с учетом положения о работе учителя над рабочей программой в МОУ Рязанцевская СШ

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомитель­ных функций он сильнейшим образом влияет на ста­новление мировоззрения и личностных качеств уча­щихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и стра­ны» и завершает цикл географического образования в основной школе.

Цель курса — формирование це­лостного представления об особенностях природы, на­селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль­туре своей страны и населяющих ее народов, выработ­ка умений и навыков адаптации и социально-ответст­венного поведения в российском пространстве; разви­тие географического мышления.

Задачи курса:

  • сформировать географический образ своей стра­ны н ее многообразии и целостности на основе комп­лексного подхода и показа взаимодействия основ­ных компонентов: природы, населения, хозяйства:

  • сформировать представление о России как цело­стном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географическо­го пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические, региональные процессы и явления;

  • показать большое практическое значение гео­графического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и про­цессов в нашей стране, а также географических ас­пектов важнейших современных социально-эконо­мических проблем России и ее регионов;

  • вооружить школьников необходимыми практи­ческими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статис­тическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностиче­скими, природоохранными и поведенческими;

  • развивать представление о своем географиче­ском регионе, в котором локализуются и развива­ются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • создать образ своего родного края, научить срав­нивать его с другими регионами России и с различ­ными регионами мира.

Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

Рабочая программа составлена на 68 часов в год, из расчёта 2-х часов в неделю. Программа курса даёт возможность повысить познавательный и самостоятельный уровень образования обучающихся, научить работе в группах, привитие взаимоуважения и ответственности за выполняемую работу. Основными формами обучения, отличающиеся от урочной системы обучения, являются практические работы, работы на местности, групповые работа, взаимоконтроль, конкурсы и игры, поисковые и научные исследования. Будет продолжена проектная работа, что будет способствовать развитию географических знаний, умений, опыта творческой-деятельности на уроках географии. Отслеживание результатов изучения курса планируется проведением 3 проверочных работ по разделам курса.



3. Содержание учебного курса.

Введение. Территория России на карте мира-10 часов

Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие территорию России. Государственные границы территории России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.

Общая характеристика природы России-31 час

Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России. Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования современного рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа.

Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение величин суммарной солнечной радиации на разных территориях России. Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца.

Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек. Озера. Классификация озёр. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни человека.

Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России. Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.

Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.

Природно-территориальные комплексы России.

Природное районирование. Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Природное районирование территории России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность.

Население России-10 часов

Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли. Характеристика половозрастной структуры населения России. Миграции населения в России. Особенности географии рынка труда России. Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов России. Географические особенности размещения населения России. Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы населённых пунктов. Города России их классификация.

География своей местности-6 часов

Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.

Хозяйство России-11 часов.

Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Экономическая и социальная география в жизни современного общества. Понятие хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики России. Географическое районирование. Административно-территориальное устройство Российской Федерации.

Главные отрасли и межотраслевые комплексы. Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского хозяйства. Растениеводство. Животноводство. Отраслевой состав животноводства. География животноводства.



4. Тематическое планирование

Перечень разделов, тем курса

Количество часов по каждой теме

Примечание

общее

теоретические занятия

практические занятия

контрольные мероприятия

I. Введение. Территория России на карте мира.


10

10

6

1

Контрольная работа №1


II. Общая характеристика природы России.


31

31

12

1

Контрольная работа №2


III. Население России.


10

10

8

1

Контрольная работа №3


IV. География своей местности.

6

6

2

-


V. Хозяйство России.

11

11

3

-


Итого:

68

68

30

3




5. Поурочное планирование.



урока

Тема урока





I четверть

Планируемые результаты




Обязательный минимум содержания

Дата





1.

Что изучает география России?

Уметь ориентироваться в справочном аппарате учебника и атласа, сравнивать по схемам и таблицам и делать выводы; организовывать свою познавательную деятельность, выбирать способы достижения цели и применять их, оценивать результаты деятельности; обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню науки


02.09.

2020



2.

Границы России. Сухопутная граница России.

Уметь определять по физической и политической картам сухопутные границы России и приграничных государств, сравнивать сухопутные границы по протяженности и значению для развития внешнеторговых связей нашей страны с другими государствами, с разными странами-соседями.

Государственные границы территории России

07.09.

2020



3.

Морские границы России.

Уметь определять по физической и политической картам морские границы России и приграничных государств, сравнивать морские границы по протяженности и значению для развития внешнеторговых связей нашей страны с другими государствами.

Водные пространства, омывающие территорию России.

09.09.

2020



4.

Россия на карте часовых поясов.

П.р. Определение поясного времени для различных населенных пунктов.

Уметь определять положения России на карте часовых поясов; поясное временя для разных городов.

Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей.

П.р Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России.


14.09.

2020



5.

Географическое положение России.

П.р Определение географического положения и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России. Особенности географического положения Ярославской области.

П.р. Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России.


Определять географическое положение и его особенности.

П.р. Определение географического положения и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России.

П.р. Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России.

Географическое положение области.

16.09.

2020



6.

Физико-географическое, экономическо-географическое и транспортно-географическое положение России. П.р. Характеристика географического положения России, США и Канады.

Знать виды географического положения. Сравнивать географическое положение России с географическим положением других стран. Устанавливать на основе анализа карт и текста учебника черт географического положения, оказывающих положительное и отрицательное воздействие на развитие хозяйства России.

Характеристика географического положения России

21.09.

2020



7.

Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

Сравнивать геополитическое и геоэкономическое положение России и других стран. Выявлять зависимость между разными видами географического положения, устанавливать на основе анализа карт и текста учебника черт разных видов географического положения, оказывающих положительное и отрицательное воздействие на развитие хозяйства России. Составлять характеристики разных видов географического положения страны.

Характеристика географического положения России.

23.09.2020



8.

Как формировалась государственная территория России? Этапы и методы географического изучения территории. Основные этапы освоения Ярославской области.

П.р. Оценивание динамики изменения границ России и их значения.






Выявлять особенности формирования государственной территории России, изменение ее границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Анализировать по карте маршрутов важнейших путешествий и экспедиций по территории России. Подготовка и обсуждение сообщений о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий.Обозначать на контурной карте границ и соседей России в различные исторические эпохи.

История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.

П.Р. Оценивание динамики изменения границ России и их значения.

Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России.










28.09.2020




ВПР



30.09.20



9.

Особенности административно-территориального устройства страны.

П.р. Анализ административно-территориального деления страны.


Анализировать схемы, отражающей функции административно-территориального деления страны. Выявлять специфики административно-территориального устройства РФ. Определять субъекты РФ и их столиц по политико-административной карте. Определять и обозначать на контурной карте состава границ федеральных округов.


05.10..2020



10.

Контрольная работа №1 по теме «Россия на карте мира»


Контрольная работа №1 «Россия на карте мира»

07.10.2020



11.

Геологическая история и геологическое строение территории России

Анализировать и сопоставлять физическую и тектоническую карты для определения и объяснения особенностей геологического строения страны.

Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России.

12.10.2020



12.

Рельеф России. Особенности рельефа страны.

П.р. Изображение рельефа на картах разного масштаба.

П.р. Построение профиля рельефа.

П.р. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.

П.р. Описание элементов рельефа России

Обозначать на контурной карте основные формы рельефа России, определять особенности изображения форм рельефа на физической карте, вычерчивать профиль поверхности отдельной территории страны, составлять описание рельефа России.

Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами.

П.р. Изображение рельефа на картах разного масштаба.

П.р. Построение профиля рельефа. П.р. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.

П.р. Описание элементов рельефа России


14.10.2020



13.

Минеральные ресурсы России.

Обозначать на контурной карте основные виды полезных ископаемых страны.


19.10.2020



14.

Размещение основных форм рельефа на территории страны.

П.р. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий

Устанавливать взаимозависимости тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России.


Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России.

П.р. Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России.




21.10.2020



15.

Как и почему изменяется рельеф России?

Уметь характеризовать современные процессы, формирующих рельеф. Объяснять взаимосвязи всех компонентов природы.

Факторы образования современного рельефа.

26.10.2020



16.

Стихийные природные явления в литосфере.

Уметь характеризовать стихийные явления, происходящие в литосфере, и их последствий для человека.


28.10.20




II четверть






17.

Человек и литосфера.

Уметь объяснять особенности жизни людей в горах и на равнинах.





18.

Закономерности формирования рельефа Ярославской области и его современного развития.

Устанавливать закономерности формирования рельефа Ярославской области и его современное развитие: роль древнего оледенения.

Особенности рельефа области.





19.

Факторы, определяющие климат России.

Анализировать климатические карты и диаграммы

Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы.




20.

Закономерности распределения тепла на территории России. Солнечная радиация.

П.р. Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России.


Характеризовать закономерности распределения солнечной радиации, радиационного баланса, средних температур января и июля на территории России.

Суммарная солнечная радиация. Определение величин суммарной солнечной радиации на разных территориях России.

Определение зенитального положения Солнца

П.р. Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России.





21.

Закономерности распределения осадков на территории России

П.р. Выявление особенностей распределения годового количества осадков на территории России.

Характеризовать закономерности распределения годового количества осадков на территории России.

Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами.

П.р. Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами.





22.

Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России

Определять и характеризовать типы воздушных масс, циклон и антициклон, атмосферный фронт.

Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт).




23.

Сезонность климата.

Объяснять сезонность климата. Сравнивать различные климатические сезоны. Анализировать агроклиматическую карту и определять наиболее благоприятные условий для развития сельского хозяйства в России.





24.

Типы климатов России.

П.р. Определение по синоптической карте особенностей погоды для разных пунктов.

П.р. Составление прогноза погоды.

Объяснять причины разнообразия климата нашей страны. Характеризовать каждый тип климата по климатическим картам. Обозначать на контурной карте границы климатических поясов и областей. Сравнивать разные типы климата.

Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Закономерности распределения основных элементов климата на территории России.

П.р. Составление прогноза погоды на основе различных источников информации.





25.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения и здоровья. Опасные и неблагоприятные климатические явления.

Характеризовать природные условия России для жизни и деятельности человека. Выявлять наиболее благоприятные условия для человека. Объяснять причины неблагоприятных климатических условий в стране. Выявлять территорий России, где часто происходят засухи и пыльные бури, ураганы, сильные ливни, морозы.

Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления.




26.

Климат и человек. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей.

П.р. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Обозначать на контурной карте территорий России с наиболее комфортными условиями.

Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды.




27.

Климат своей области.

Давать оценку климата своей местности для жизни и деятельности человека.

Описание характеристики климата своего региона. Климатические особенности своего региона проживания.




28.

Разнообразие внутренних вод России. Реки. Главные речные системы страны.


Анализировать распределения рек России по бассейнам океанов.

Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Разнообразие рек России.




29.

Зависимость рек от рельефа и климата. Характеристика крупнейших рек страны

П.р. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и картограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.

Объяснять влияние климата и рельефа на внутренние воды. Решение задач на определение падения и уклона реки. Сравнение равнинных и горных рек.

Режим рек.





30.

Озера, болота, Подземные воды, многолетняя мерзлота.


Объяснять причины размещения озер, болот, многолетней мерзлоты по территории России. Характеризовать крупные озера по картам и другим ГИА. Анализировать связи внутренних вод с другими компонентами ПТК. Обозначать на контурной карте озера, границы многолетней мерзлоты.

Озера. Классификация озёр. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища.




31.

Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России.

П.р. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Определять опасные явления и знать способы их предотвращения.





32.

Водные ресурсы и человек.

П.р. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Оценивать роли воды в жизни человека. Осознавать эстетическое и оздоровительное значения водных ландшафтов.

Водные ресурсы в жизни человека.




33.

Внутренние воды и водные ресурсы Ярославской области.

Характеризовать внутренние воды и водные ресурсы области.

Реки и озера, каналы и водохранилища.







34.

Образование почв и их разнообразие.

Анализировать почвенную карту в атласе и строение почвенного профиля в учебнике. Объяснять причины образования разных почв нашей страны. Установливать взаимосвязи почвы с другими компонентами.

Образование почв и их разнообразие на территории России.




35.

Закономерности распределения почв.

Характеристика типов почв.

Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв.




36.

Почвенные ресурсы России.

Объяснять роли мелиорации в повышении плодородия почв.

Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.





37.

Почвы и почвенные ресурсы Ярославской области.

Характеризовать почвы области. Определять основные типы почв своей местности.





38.

Растительный и животный мир России и Ярославской области.

Устанавливать взаимосвязи между живой природой и другими компонентами ПТК. Объяснять размещение основных типов растительного и животного мира в нашей стране.

Разнообразие растительного и животного мира России.




39.

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

П.р. Прогноз изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Характеристика и оценка биологических ресурсов нашей страны, области и своей местности.

Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.





40.

Разнообразие природных комплексов. Природно-хозяйственные зоны России.

Объяснять принципы физико-географического районирования. Подбирать примеры природных и антропогенных ландшафтов. Характеристика природных комплексов морей. Анализировать размещение природных зон нашей страны, обозначать на контурной карте. Объяснять влияние деятельности человека на природные зоны

Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Природное районирование территории России. Природные зоны России.




41.

Арктические пустыни, тундра и лесотундра.

Ученик должен знать характеристику арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Уметь составлять краткую характеристику природной зоны по разнообразным источникам.

Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры.




42.

Леса.

Ученик должен знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснить причину их различия и обозначать природные зоны на контурной карте.

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса.




43.

Лесостепи, степи и полупустыни.

Ученик должен знать характерные черты лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки.

Лесостепи, степи и полупустыни.




44.

Высотная поясность.

Ученик должен знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах.

Высотная поясность




45.

Особо охраняемые природные территории России.

П.р. Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей.

Характеризовать одну из ООПТ России.

П.р. Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей.




46.

Особо охраняемые природные территории Ярославской области. Дарвиновский заповедник и Переславский национальный парк. Местные памятники природы области

Знать ООТ на территории области. Приводить примеры местных памятников природы.

Экологические проблемы и пути их решения.




47.

Обобщение знаний по разделу «Природа России» К.р №2. «Природа России»

ВМ

Закрепление, обобщение и систематизирование знаний по разделу.

К.р №2. «Природа России»




48.

Численность населения.

П.р. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей географии населения России. Определение особенностей размещения крупных народов России.

П.р. Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России.

П.р Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий


Ученик должен знать численность населения страны, факторы, влияющие на численность. Ученик должен уметь объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям. Анализировать графики изменения численности населения с целью выявления тенденций в изменение темпов роста населения. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения в разных частях России, обозначение их на контурной карте.

Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли.

П.р. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей географии населения России. Определение особенностей размещения крупных народов России.

П.р. Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России.

П.р Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий




49.

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. П.р. Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России. П.р.Чтение и анализ половозрастных пирамид.


Ученик должен знать своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни. Уметь объяснять причины социальных процессов.

Характеристика половозрастной структуры населения России.

П.р.Чтение и анализ половозрастных пирамид.

.





50.

Народы России. Языковой состав населения.

П.р. Определение особенностей размещения крупных народов России.


Ученик должен знать народы, населяющие страну, языковые семьи и группы. Уметь приводить примеры, работать с картой. Ученик должен знать основные религии, их географию

Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России.

П.р. Определение особенностей размещения крупных народов России.





51.

Религиозный состав населения России.

Ученик должен знать основные религии, их географию, обозначать их на контурной карте.

Религии народов России








52.

Городское и сельское население.

П.р. Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России

Ученик должен знать особенности: населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических проблем. Городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Уметь объяснять существенные признаки социальных явлений

Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы населённых пунктов. Города России их классификация.

П.р. Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России




53.

Размещение населения России.

Ученик должен понимать географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. Уметь приводить примеры, анализировать карты

Географические особенности размещения населения России.




54.

Миграции населения в России.

П.р. Характеристика особенностей миграционного движения населения России.

Ученик должен знать понятие «миграция» и ее основные виды. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Уметь приводить примеры миграций

Миграции населения в России.

П.р. Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России.

П.р. Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы.





55.

Люди и труд

Ученик должен знать понятия: трудовые ресурсы, экономически-активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость. Уметь приводить примеры.

Особенности географии рынка труда России.

П.р. Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России.





56.

Население и трудовые ресурсы Ярославской области.

Знать особенности трудовых ресурсов области. Показатели и причины безработицы.

Особенности населения своего региона.





57.

Обобщение знаний по разделу «Население России» К.р.№3 «Население России»

Закрепление, обобщение и систематизирование знаний по разделу.

К.р.№3 «Население России»





58.

Что такое хозяйство страны?


Экономическая и социальная география в жизни современного общества. Понятие хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики России.





59.

Как география изучает хозяйство.

П.р. Определение по картам типов территориальной структуры хозяйства России.

Ученик должен знать об изменении пропорций меду сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, условия и факторы размещения предприятий. Уметь объяснять, чем различаются условия и факторы размещения, особенности размещения отраслей.

Географическое районирование. Административно-территориальное устройство Российской Федерации.




60.

Состав первичного сектора. Природные ресурсы.

Анализировать схемы первичного сектора экономики, определять функции и различия его отдельных составляющих. Анализировать и классифицировать типы и виды природных ресурсов, подбирать примеры, подтверждающих характер их назначения.





61.

Природно-ресурсный капитал России.

П.р. Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.

Анализировать карты и статистические материалы для выявления места России в природно-ресурсном потенциале мира. Сравнивать страны по запасам основных видов природного сырья, выявлять достоинства и недостатков природно-ресурсного капитала страны. Определять особенности размещения сырьевых баз и набора представленных в них полезных ископаемых.





62.

Сельское хозяйство.

Ученик должен понимать особенности сельского хозяйства страны. Уметь оценивать природные условия для ведения сельского хозяйства.

Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского хозяйства.




63.

Растениеводство

Ученик должен знать основные районы выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Районы садоводства и виноградарства. Уметь объяснить принципы размещения.

Растениеводство.




64.

Животноводство.

П.р. Определение главных районов животноводства в России.

Знать основные районы разведения крупного рогатого скота, свиней, овец и других видов домашних животных. Уметь объяснить принципы размещения.

Животноводство. Отраслевой состав животноводства. География животноводства.




65.

Лесное хозяйство.

Ученик должен знать о роли леса в российской экономике, основные лесопромышленные районы страны.





66.

Охота и рыбное хозяйство.

Знать географию пушного промысла, рыбопромысловые бассейны, перспективы развития рыбного хозяйства в России. Уметь объяснять проблемы этих отраслей.

Тестирование «Особенности хозяйства России. Первичный сектор экономики»




67.

Хозяйство Ярославской области. Отраслевая и территориальная структура хозяйства. Этапы формирования современного хозяйства.

Знать особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства Ярославской области.

Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства,




68.

Отрасли первичного сектора экономики Ярославской области

Уметь составлять характеристику отраслей первичного сектора области. Определять место первичного сектора области в хозяйстве страны.










В программу внесены следующие изменения:



Из резерва (17 часов) взято:

1. Раздел Введение. Россия на карте мира - 1 час: урок № 3 Морские границы России;

2. Раздел Природа России - 11 часов: урок № 13 Минеральные ресурсы России, Урок № 14 Размещение форм рельефа, урок № 21 Закономерности распределения осадков на территории страны, урок № 22 Воздушные массы, атмосферные фронта, циклоны и антициклоны, урок № 27 Климат своей местности, урок № 29 Зависимость рек от климата и рельефа, урок № 31 Опасные явления, связанные с гидросферой, урок № 33 Реки, водные ресурсы области, урок № 35 Почвы и почвенные ресурсы области, урок № 38 Растительный и животный мир области. Охрана, урок № 47 Контрольная работа №1 по разделу «Природа России»

3. Раздел Население России - 3 часа: урок № 51 Религиозный состав населения России, урок № 56 Население и трудовые ресурсы области, урок № 57 Контрольная работа №2 по теме «Население России»

4. Раздел Хозяйство России-2 часа: урок № 67, 68 Хозяйство Ярославской области. Отрасли первичного сектора экономики Ярославской области.



6. Планируемые результаты:

К концу обучения в 8 классе выпускник научится:

Предметные УУД

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

  • использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

  • устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

  • использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

  • описывать погоду своей местности;

  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории



Личностные УУД

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека

Метапредметные УУД

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

  • формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления;

  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

  • оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

  • давать характеристику климата своей области (края, республики);

  • показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

  • объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России

  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!