СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена по Фгосу.Расчитана на один урок в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Программа по географии»

География 5 класс


1.Роль и место дисциплины


«Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии России. Современная география обладает естественнонаучным и социально-экономическим содержанием, комплексным, социальным, гуманистическим и др. подходами, поэтому лучше других подготовлена к разработке научных основ стратегии сохранения жизненной среды человечества, стратегии социального совершенствования для устойчивого развития общества, экономики и окружающей среды.




2. Адресат

Программа адресована обучающимся пятых классов общеобразовательных школ.

3.Соответсвие Государственному образовательному стандарту


Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (5 клас­с) для основной школы составлена на основе Федерального го­сударственного образовательного стандарта общего образования. Данную рабочую программу реализует следующийУМК «Сферы» для 5-6 классов:

  • Лобжанидзе Александр Александрович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник. Просвещение, УМК «Сферы»,2011-2012г.;

4. Цели и задачи


Основная цель географии в системе общего образования — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-эконо­мических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окру­жающей среде.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

• формирование системы географических знаний как компо­нента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современно­го географического пространства на разных его уровнях (от ло­кального до глобального), что позволяет сформировать географи­ческую картину мира;

• познание характера, сущности и динамики главных природ­ных, экологических, социально-экономических, геополитичес­ких и иных процессов, происходящих в географическом прост­ранстве России и мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осу­ществления стратегии устойчивого развития в масштабах Рос­сии и мира;

• понимание закономерностей размещения населения и терри­ториальной организации хозяйства в связи с природными, соци­ально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических усло­вий проживания;

• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, насе­ление, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

• выработка у обучающихся понимания общественной потреб­ности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей прак­тической деятельности;

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


5.Специфика программы

Рабочая программа по предмету «География» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Рабочая программа предмета «География» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе географических знаний. География как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций

6.Основные содержательные линии курса


Построение учебного курса географии осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы по географии для основной школы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы. Согласно рабочей программе для линии УМК «География. Сферы» в 5 классе изучаются раздел «Источники географической информации» (включая тему «Развитие географических знаний о Земле») и раздел «Природа Земли и человек».



7.Структура программы


Содержание учебного предмета «География »

5 класс

Введение (2 часов)

Развитие географических знаний о Земле (8 часов)

Изображение земной поверхности и их использование (12 часов)

Земля – планета Солнечной системы (5 часов)

Литосфера – каменная оболочка Земли (8 час)


8. Требования к результатам



Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, иници­ативной и успешной личности, обладающей системой современ­ных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идей­но-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты:

  1. воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности учащихся к саморазвитию и самообразо­ванию на основе мотивации к обучению и познанию;

  3. формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значи­мости и общности глобальных проблем человечества;

  4. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к друго­му человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, ве­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуп­равлении и общественной жизни в пределах возрастных компе­тенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  6. развитие морального сознания и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора; форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осо­знанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  7. формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-ис­следовательской, творческой и других видов деятельности;

  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безо­пасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  9. формирование основ экологического сознания на основе при­знания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  10. развитие эмоционально-ценностного отношения к приро­де, эстетического сознания через освоение природного и культурного на­следия народов мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающи­мися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладе­ние ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наибо­лее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной за­дачи, собственные возможности её решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и по­знавательной деятельности;

  6. умение определять понятия, устанав­ливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

  7. владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач;

  8. смысловое чтение;

  9. умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  10. умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции сво­ей деятельности; владение устной и письменной речью; моноло­гической контекстной речью;

  11. формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Важнейшие предметные результаты:

1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знани­ях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;

2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;

3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;

4) элементарные практические умения ис­пользования приборов и инструментов для определения количе­ственных и качественных характеристик компонентов географи­ческой среды, в том числе её экологических параметров;

5) основы картографической грамотности и ис­пользования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) первичные навыки нахождения, использова­ния и презентации географической информации;

7)начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объ­яснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) общие представления об экологи­ческих проблемах, уме­ния и навыки безопасного и экологически целесообразного по­ведения в окружающей среде.





9. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение комбинированных и обобщающих уроков, уроков изучения нового материала, урок – контроль знаний.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

10.Итоговый контроль

Текущий контроль, индивидуальный контроль, итоговый контроль.

Административный контроль: тест,

Текущий контроль проводится в форме теста, практических работ, проекта.

11.Объём и сроки изучения


Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 35 (1ч в неделю).















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 ч в неделю 5 класс

Содержание курса


Тематическое планирование


Характеристика основных видов

деятельности ученика (на уровне учебных действий)

ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. 5 класс (35 ч)

Введение (2 ч)

Развитие географических знаний о Земле


Урок 1. География: древняя и совре­менная наука

Зарождение науки о Земле. Система гео­графических наук. Знакомство с учебни­ком, структурой учебника и особеннос­тями используемых компонентов УМК.

Ресурсы урока: Учебник, с. 5-9; Ат­лас; Контурные карты; Электронное приложение к учебнику

Устанавливать этапы развития гео­графии от отдельных описаний зе­мель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Определять понятие «география»

Развитие географических знаний о Земле


Урок 2. География в современном мире

Географические объекты, явления и процессы. Изучение Земли совре­менной географией. Зачем человеку нужна география.

Ресурсы урока: Учебник, о. 10-11; Ат­лас, с. 2, 22, 28, 32; Электронное при­ложение к учебнику

Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Устанавливать географические яв­ления, влияющие на географичес­кие объекты.

Различать природные и антропо­генные географические объекты

Развитие географических знаний о Земле (8 ч)

Развитие представлений че­ловека о мире


Урок 3. География в древности

Мир древних цивилизаций. Географи­ческие знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия.

Ресурсы урока: Учебник, с. 14-15;Атлас, с. 12-13; Электронное прило­жение к учебнику

Показывать по картам территории древних государств Востока. Находить информацию (в Интерне­те и других источниках) о накоп­ленных географических знаниях в древних государствах Востока

Развитие представлений че­ловека о мире


Урок 4. Географические знания в древ­ней Европе

Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме.

Ресурсы урока: Учебник, с. 16-17; Атлас, с. 12-13; Электронное приложение к учебнику

Показывать по картам территории древних государств Европы. Находить информацию (в Интерне­те и других источниках) о накоп­ленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме

Развитие представлений че­ловека о мире


Урок 5. География в эпоху Средневе­ковья; Азия, Европа

Арабский Восток. Путешествия арабс­ких мореходов. Освоение Азии. Путеше­ствие А. Никитина. Состояние геогра­фии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальские мореплава­тели.

Ресурсы урока: Учебник, с. 18-21; Ат­лас, с. 12-13; Элект­ронное приложение к учебнику

Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение открытий А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги

Выдающиеся географичес­кие открытия


Урок 6. Открытие Нового Света.

Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х.Колумба, значение открытия Нового Света.

Ресурсы урока: Учебник, с. 22-23; атлас, с. 12-13; Электронное приложение к учеб­нику

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий Х. Колумба.

Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации о последствиях открытия Америки для ее народов

Выдающиеся географичес­кие открытия


Урок 7. Эпоха Великих географических открытий.

Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные путе­шествия (Ф.Магеллан, Ф.Дрейк). Значение Великих географических открытий

Ресурсы урока: Учебник, с. 24-25; атлас, с. 12-13; Электронное приложение к учеб­нику

Прослеживать и описывать по кар­там маршруты путешествий в раз­ных районах Мирового океана и на континентах.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интерне­те и других источниках) о путеше­ственниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий. Обсуждать значение открытия Но­вого Света и всей эпохи Великих географических открытий

Выдающиеся географичес­кие открытия

Урок 8. Открытие Австралии и Анта­рктиды

Открытие и исследования Австралии (А. Тасман, Дж. Кук). Открытие и исследования Антарктиды (Ф.Ф. Белли­нсгаузен, М.П. Лазарев). Первое русское кругосветное путешествие.

Практическая работа по составле­нию презентации о великих путешест­венниках.

Ресурсы урока: Учебник, с. 26-27; атлас, с.12-13; Электронное приложение к учебнику

Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Белли­нсгаузена и М.П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф Лисянс­кого.

Наносить маршруты путешествий наконтурную карту.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение первого российского кру­госветного плавания

Развитие географических знаний о Земле. Географи­ческие методы изучения окружающей среды

Урок 9. Современные географические исследования. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле»

Исследования полярных областей Земли. Исследования океанов, труд­нодоступных территорий суши, верх­них слоев атмосферы. Ресурсы урока: Учебник, с. 28-30; Атлас, с. 12-13, 2-3, 22-23, 28-29, 32-35; Электронное приложение к учебнику

Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты.

Возможно несколько вариантов проведения обобщения по теме «Развитие географических знаний о Земле» (по выбору учителя):

- подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведем итоги», учебник, с.30

-выполнение вариантов контрольной работы в тетради экзаменаторе, с.4-13

Изображения земной поверхности и их использование (12 ч)

Источники географической информации

Урок 10. Изображения земной поверхности

Наука о создании карт. Глобус как объемная модель Земли. План и кар­та. Атласы. Аэрокосмические снимки

Ресурсы урока: Учебник, с. 32-33-Атлас; электронное приложение к учебнику


Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок.

Сравнивать планы и карты с аэро­фотоснимками и фотографиями од­ной местности.

Находить на аэрофотоснимках лег­ко распознаваемые и нераспознава­емые географические объекты. Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике

Масштаб и его виды


Урок 11. Масштаб

Что показывает масштаб. Виды запи­си масштаба (численный, именован­ный, линейный). Линейный масштаб и его использование. Определение с помощью линейного масштаба рас­стояний. Детальность изображения местности от масштаба.

Ресурсы урока: учебник, с. 34-35; ат­лас с. 2-3; контурные карты, с. 3 (№1); электронное приложение к учебнику

Определять по топографической карте (или плану местности) рас­стояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба.

Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

Выявлять подробность изображения объектов на карте разных масштабов


Условные знаки

Урок 12. Условные знаки

Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные. Пояснительные подписи.

Ресурсы урока: учебник, с. 36-37; атлас, с. 2-3; контурные карты, с.3 (№3-5), с. 10-11 (№1,2); электронное приложение к учебнику

Распознавать условные знаки пла­нов местности и карт.

Находить на плане местности и то­пографической карте условные знаки разных видов, пояснитель­ные подписи.

Наносить условные знаки на контур­ную карту и подписывать объекты. Описывать маршрут по топографи­ческой карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков

Способы изображения рель­ефа земной поверхности


Урок 13. Способы изображения не­ровностей земной поверхности.

Абсолютная и относительная высота. Способы изображения неровностей по­верхности на планах и картах. Шкала высот и глубин.

Практическая работа «Построение профиля рельефа»

Ресурсы урока: учебник, с. 38-39; атлас, с. 2-3, 6-7, 10-11; контурные карты, с.3 (№2), с. 10-11 (№1,2); электронное приложение к учебнику

Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.

Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин.

Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.

Подписывать на контурной карте са­мые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины.

Решать практические задачи по оп­ределению абсолютной и относитель­ной высоты, превышения точек от­носительно друг друга

Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут


Урок 14. Стороны горизонта. Ориен­тирование.

Основные и промежуточные стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас и стороны гори­зонта. Ориентирование компаса Оп­ределение направлений по компасу Понятие «азимут». Измерение углов с помощью транспортира.

Ресурсы урока: учебник, с. 40-41; электрон­ное приложение к учебнику

Определять по компасу направле­ния на стороны горизонта.

Определять углы с помощью транс­портира

Чтение плана местности. Решение практических за­дач по плану местности


Урок 15. Съёмка местности.

Глазомерная съёмка. Определение расстояний на местности. Определе­ние азимутов на местности. Ориенти­рование по плану. Определение ази­мутов на плане.

Практическая работа по ориентиро­ванию и определению азимутов на местности и плане. Ресурсы урока: учебник, с 42-43; атлас с.2-3; практическая работа «Определение на местности направле­нии и расстояний»; электронное приложение к учебнику

Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов.

Ориентироваться по плану местности и на плане (топографической карте).

Определять стороны горизонта на плане

Составление простейшего плана местности


Урок 16. Составление плана местности.

Практическая работа по проведению полярной съёмки местности.

Ресурсы урока: учебник, с. 44-45; тет­радь-практикум, с.10-11,14-15, практические работы «Полярная съёмка местности»

Использовать оборудование для глазомерной съёмки.

Составлять простейший план не­большого участка местности

Отличия карты от плана. Чтение карты, определе­ние местоположения объ­ектов, абсолютных высот. Разнообразие карт

Урок 17. Географические карты

Отличия карты от плана. Виды карт. Способы изображений на картах. Ис­кажения на картах.

Ресурсы урока: учебник, с. 46-47; ат­лас, с. 6-9, 12-13, 26-27, 29, 33, 44-45; электронное при­ложение к учебнику

Читать карты различных видов на основе анализа легенды.

Определять зависимость подроб­ности карты от её масштаба.

Сопоставлять карты разного содер­жания, находить на них географи­ческие объекты.

Сравнивать глобус и карту полу­шарий для выявления искажений в изображении объектов

Градусная сетка


Урок 18. Параллели и меридианы

Понятия «параллели» и «меридианы». Экватор и начальный меридиан. Ис­пользование параллелей и меридианов для определения координат точек.

Ресурсы урока: учебник, с. 48-49; ат­лас, с. 6-7, 10-11; контурные карты, с. 4-5 (№ 1-3); электронное приложение к учебнику

Сравнивать глобус и карты для вы­явления особенностей изображения параллелей и меридианов.

Показывать на глобусе и картах эк­ватор, параллели, меридианы, на­чальный меридиан, географические полюсы.

Определятьп о картам стороны го­ризонта и направления движения, объяснять назначение сетки парал­лелей и меридианов

Градусная сетка


Урок 19. Географические координаты.

Географическая широта и географи­ческая долгота, способы их определе­ния. Измерение расстояний с по­мощью градусной сетки.

Ресурсы, урока: учебник, с. 50-51; атлас, с. 6-7, 10-11; контурные кар­ты, с. 4-5 (№ 1, 4-5); элект­ронное приложение к учебнику,

Определять по картам географичес­кую широту и географическую дол­готу объектов.

Находить объекты на карте и глобу­се по географическим координатам.

Сравнивать местоположение объек­тов с разными географическими координатами.

Определять расстояния с помощью градусной сетки

Картографический метод географии


Урок 20. Географические информаци­онные системы

Понятие о ГИС. Возможности современ­ных ГИС и их практическое применение.

Ресурсы урока: учебник, с. 52-53.



Урок 21. Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование»

Ресурсы урока: учебник, с. 54; атлас; электронное приложение к учебнику

Возможно несколько вариантов проведения обобщающего урока:

— подготовленное обсуждение проб­лем, предлагаемых в рубрике «Под­ведём итоги», учебник, с. 56;

— выполнение вариантов контроль­ной работы;

— выполнение практической рабо­ты «Составление маршрута путешествия»

Земля- планета Солнечной системы (5ч)

Земля — планета Солнеч­ной системы. Форма и раз­меры Земли, их географи­ческие следствия

Урок 22. Земля в Солнечной системе.

Состав Солнечной системы. Система «Земля — Луна». Географические след­ствия формы и размеров Земли. Уни­кальность планеты Земля. Ресурсы урока: учебник, с. 56—57; атлас, с. 14-15; электронное приложение к учеб­нику

Анализировать иллюстративно- справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по раз­ным параметрам.

Составлять «космический адрес» планеты Земля.

Составлять и анализировать схему «Географические следствия разме­ров и формы Земли».

Находить информацию (в Интерне те и других источниках) и подготавливать сообщение на тему «Представления о форме и разме­рах Земли в древности»

Движения Земли, их гео­графические следствия


Урок 23. Осевое вращение Земли.

Вращение Земли вокруг своей оси. Гео­графические следствия осевого враще­ния. Сутки и часовые пояса.

Ресурсы урока: учебник, с. 58-59; ат­лас, с. 14-17; контурные карты, с. 8-9; электронное приложение к учебнику

Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать осо­бенности вращения Земли вокруг своей оси.

Выявлять зависимость продолжи­тельности суток от скорости вра­щения Земли вокруг своей оси. Решать познавательные и практи­ческие задачи на определение раз­ницы во времени часовых поясов. Составлять и анализировать схему «Географические следствия враще­ния Земли вокруг своей оси»

Движения Земли, их гео­графические следствия


Урок 24. Орбитальное движение Земли

Движение Земли по орбите и смена времён года. Тропики и Полярные круги. Пояса освещённости.

Ресурсы урока: учебник, с. 60-61; атлас, с. 14-15; электронное приложение к учебнику

Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) дви­жений Земли и описывать особен­ности движения Земли по орбите. Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времён года.

Показывать на схемах и картах тро­пики, полярные круги

Влияние космоса на Зем­лю и жизнь людей


Урок 25. Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Солнечная активность и жизнь людей. Метеоры и метеориты. Кометы, их осо­бенности.

Ресурсы урока: учебник, с. 62-63; ат­лас, с. 14-15; электронное при­ложение к учебнику

Составлять описания происшествий на Земле, обусловленных космичес­кими процессами и явлениями. Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми мо­жет столкнуться человечество при освоении космического пространства


Урок 26. Обобщающий урок по теме «Земля — планета Солнечной систе­мы»

Ресурсы урока: учебник, с. 64; атлас, с. 14-17; электронное приложение к учебнику

Возможно несколько вариантов проведения обобщающего урока (по выбору учителя):

— подготовленное обсуждение проб­лем, предлагаемых в рубрике «Под­ведём итоги», учебник, с. 64;

— выполнение вариантов контроль­ной работы

Литосфера - каменная оболочка Земли (8 ч)

Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Горные породы

Уроки 27-28. Строение Земли. Горные породы.

Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных и метаморфических горных пород, их свойства. Полезные ископаемые.

Практическая работа по определению горных пород по их свойствам.

Ресурсы урока: учебник, с.66-67, атлас, с.20-21,24-25; практическая работа «Определение горных пород по их свойствам»; электронное приложение к учебнику

Описывать модель строения Земли.

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой.

Сравнивать свойства горныхпород различного происхождения.

Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам.

Анализировать схему преобразования горных пород


Земная кора и литосфера. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение

Урок 29. Земная кора и литосфера.

Строение континентальной и океанической земной коры. Литосфера, её со­отношение с земной корой. Литосфер­ные плиты и их взаимодействие.

Ресурсы урока: учебник, с. 68-69; ат­лас, с. 20-21; электронное приложение

Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы.

Сравнивать океанический и континентальный типы земной коры.

Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит, выявлять процессы, сопровождаю­щие взаимодействие литосферных плит

Рельеф Земли. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Разли­чия гор и равнин по высо­те. Описание рельефа тер­ритории по карте


Урок 30. Рельеф Земли

Понятие о рельефе. Планетарные фор­мы рельефа. Равнины и горы матери­ков, их различия по высоте. Рельеф дна океанов. Определение по картам крупных форм рельефа.

Ресурсы урока: учебник, с. 70-71; ат­лас, с. 6-9, 18-21, 26-27; контурные карты, с. 10-11 (№ 1-3, 5); электронное прило­жение к учебнику

Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты. Определять по географическим картам количественные и качест­венные характеристики крупней­ших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять особенности изображе­ния на картах крупных форм рель­ефа дна Океана и показывать их. Сопоставлять расположение круп­ных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит.

Выявлять закономерности в разме­щении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаи­модействия литосферных плит

Землетрясения и вулка­низм, обеспечение безо­пасности населения


Урок 31. Внутренние силы Земли.

Образование гор. Вулканизм и земле­трясения, их последствия.

Ресурсы урока: учебник, с. 72-73; атлас, с. 8-9, 20-23; контурные карты, с. 10-11 (№ 4), с. 24-25 (№ 3); электронное приложение к учебнику

Выявлять при сопоставлении географических карт закономерности распространения землетрясений и вулканизма.

Устанавливать с помощью географи­ческих карт главные пояса земле­трясений и вулканизма Земли.

Наносить на контурную карту вул­каны, пояса землетрясений

Внешние процессы, изменя­ющие земную поверхность. Преобразование рельефа, антропогенные формы рель­ефа


Уроки 32-33.Внешние силы как раз­рушители и созидатели рельефа

Выветривание, его зависимость от ус­ловий природной среды. Разрушитель­ная и созидательная деятельность те­кучих вод, ледников, ветра, подземных вод. Деятельность человека и рельеф.

Ресурсы урока: учебник, с. 74-77; ат­лас, с. 8-9; электронное при­ложение к учебнику

Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа..
Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерами внешнему виду.

Находить дополнительную информа­цию (в Интернете, других источни­ках) о влиянии оврагов на хозяй­ственную деятельность людей, способах борьбы с их образованием

Человек и литосфера. Воз­действие хозяйственной де­ятельности на литосферу


Урок 34. Человек и мир камня. Обоб­щение по теме «Литосфера — каменная оболочка Земли»

Строительные материалы. Драгоценные и поделочные камни. Полезные ископа­емые. Охрана литосферы.

Ресурсы урока: учебник, с. 78-80; ат­лас, с. 6-11, 18-25; контурные карты, с. 23-24 (№ 4); практическая работа «Построение профиля рельефа»; электронное приложение к учебнику

Предлагается несколько вариантов проведения обобщения по теме «Ли­тосфера — каменная оболочка Зем­ли» (по выбору учителя):

— подготовленное обсуждение проб­лем, предлагаемых в рубрике «Под­ведём итоги», Учебник, с. 80;

— выполнение вариантов контрольной работы;

— выполнение практической работы «Построение профиля рельефа»

Оставшийся резерв времени (1 ч) учитель может использовать по своему усмотрению, в том числе для выполнения творческих работ



Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися 7 практических работ в тетради-практикуме:

        1. Составление презентации по теме «Великие русские путешественники», (5 класс);

        2. Построение профиля рельефа, (5 класс);

        3. Определение на местности направлений и расстояний, (5 класс);

        4. Полярная съемка местности, (5 класс);

        5. Составление маршрута путешествия, (5 класс);

        6. Построение маршрута на основе картографических интернет- ресурсов, (5 класс);

        7. Определение горных пород по их свойствам, (5 класс);



Учебно-методическое обеспечение

  • Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.

  • География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе.

  • Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-трена­жер. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных уч­реждений.

  • Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразо­вательных учреждений.

  • Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзамена­тор. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

  • География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс.

  • География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс.

  • География. Планета Земля. Методические рекомендации, 5-6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

  • География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе. М.: Просвещение,2012


Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России


Календарно – тематическое планирование по географии 5 класс.

А.А.Лобжанидзе , География. Планета Земля. (35 ч)



п/п

№ урока

Тема

урока

Дата

Тип урока

Элементы содержания

Вид

контроля

Планируемые результаты УУД ( по ФГОС)

По плану

фак

Предметные


Личностные


Метапредметные


Введение (2часа)

1

Развитие географических знаний о земле. География: древняя и современная наука.



Вводный


Понятие о науке географии, о том, что изучает данная наука

Текущий

Уметь рассказывать о зарождении науки о Земле. Знать систему географических наук.

Развитие познавательных интересов,

внутренней позиции

на уровне положительного отношении к школе.

Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы в познавательной деятельности. Формировать и развивать практические компетентности применения графических изображений Земли в решении географических задач. Выявлять уникальность географических объектов. Самостоятельно создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных и учебных задач. Формировать и развивать компетентности в использовании ИКТ.

2.

География в современном мире.



Комбини-рованный

Знания о модели Земли-

глобусе, понятие о географической карте

Текущий

Уметь рассказывать о географических объектах, явлениях и процессах. Уметь отвечать на вопрос: «Зачем человеку нужна география» . Изучение Земли современной географии .

Осознание ценностей особенность изучения Земли географией по сравнению с другими науками .



Развитие географических знаний о Земле (8 ч)



3

Развитие представлений человека о мире .География в древности .



Комбинированный

Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия.


Текущий

Понимать информацию о мире древних цивилизаций .Географических знаний на Древнем Востоке .Уметь рассказывать о Древнем Египте , Древнем Китае и Древней Индии .

Показывать по картам территорию древних Государств Востока .

Способность к

самостоятельному

приобретению

новых знаний и

практических

умений с

помощью

географических

карт













Формирование и

развитие по

средствам

географических

знаний

познавательных

интересов

4

Географические знания в древней Европе.



Комбинированный

Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме.

Текущий

Уметь рассказывать о географических знаниях и открытиях Древней Греции и Древнем Риме .

Показывать по картам территории Древних Государств Европы.

5.

География в эпоху Средневековья: Азия, Европа .



Комбинированный

Арабский Восток. Путешествие арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А.Никитина. состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко поло. Португальские мореплаватели

Текущий

Иметь представле-ние об Арабском Востоке .Путешест-виях арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А. Никитина. Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальс-кие мореплавате-ли .

Уметь прослеживать по картам маршрут и путешествий арабских мореходов , А .Никитина ,викингов , Марко Поло . Наносить маршруты путешествий на контурную карту . Уметь обобщать, сравнивать, анализировать факты и выявлять причины и следствия.

Находить информацию в Интернете и других источниках. Обсуждать значение открытий

А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги.

Принимать и формулиро-вать учебную задачу.

Приобретать навыки подбора интерпретации и представления информации о последствиях открытия Америки для её народов.

Уметь находить информацию в Интернете и других источниках об открытии Нового Света.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей





Способность к

самостоятельному

приобретению

новых знаний и

практических

умений с

помощью

географических

карт










6.

Открытие нового света.



Комби-нирован-ный


Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х.Колумба, значение открытия Нового света. Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветное путешествия (Ф.Магеллана, Ф.Дрейка). значение Великих географических открытий.


Текущий

Знать причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х. Колумба , А. Вепуччи история названия открытых

Х . Колумбом континентов. Значение открытия Нового Света .

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий

Х. Колумба.
















7.

Эпоха великих географических открытий.



Комби-нирован-ный


Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х.Колумба, значение открытия Нового света. Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветное путешествия (Ф.Магеллана, Ф.Дрейка). значение Великих географических открытий.


Текущий

Уметь рассказывать о Южном морском пути в Индию .Об экспедиции Васко да Гамма Кругосветном путешествии Ф. Магеллан , Ф . Дрейк .Значение великих географических открытий .

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах .Наносить маршруты путешествий на контурную карту



Способность к

самостоятельному

приобретению

новых знаний и

практических

умений с

помощью

географических

карт

8.

Открытие Австралии и Антаркти-ды .



Комби-нирован-ный


Открытие и исследование Австралии (А.Тасман, Дж. Кук). Открытие и исследования Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев). Первое русское кругосветное путешествие. Вклад в географию И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.

Практическая работа №1 по составлению презентации о великих путешественниках

П/р №1 по составлению презентации о великих путешественниках

Знать открытия исследование Австралии (А. Тасман, Д.Кук).

Открытие исследования Антарктиды

(Ф.Ф.Беллинсгаузен , М.П. Лазарев ).

Первое кругосветное путешествие.

Уметь прослеживать по картам маршруты путешествий Д. Кука ,Ф. Ф . Беллинсгаузена и М.П. Лазарева .И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского .Наносить маршруты путешествий на контурную карту



Способность к

самостоятельному

приобретению

новых знаний и

практических

умений с

помощью

географических карт


9

Современные географические исследова-ния .



Обобщение по теме «Разви-тие геогра-фичес-ких знаний о Земле».

Исследования полярных областей Земли. Исследования океанов, труднодоступных территорий суши, верхних слоев атмосферы.


Контрольный тест

Уметь обобщать ранние изученные темы: исследования полярных областей Земли Покорение Антарктиды. Исследования океанов, трудно доступных территорий. Вклад России в географичес-кие исследовании.Изучение верхних слоёв .

Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле



Способность к

самостоятельному

приобретению

новых знаний и

практических

умений с

помощью

географических

карт

Изображения земной поверхности и их использование ( 12 ч )

10

Источники географи-ческой информа-ции. Изображе-ние земной поверхнос-ти.



Комби-нированный


Наука о создании карт. Глобус как объемная модель Земли. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки.


Текущий

Уметь рассказывать

такие темы как:

«Наука о создании

карт. Глобус как

объёмная модель

Земли. План и карта.

Атлас.

Аэрокосмические снимки»

Уметь распознавать

различные виды

изображения земной поверхности: карту,

план, глобус, атлас и аэро фотоснимок.

Анализировать атлас

и различать его карты

по охвату территории и тематике .

Умение вести

самостоятельный

поиск, анализ,

отбор

информации, её

преобразование,

сохранение.

11

Масштаб и его виды. Масштаб.



Комби-нированный


Что показывает масштаб. Виды записи масштаба. Линейный масштаб и его использование. Определение с помощью масштаба расстояний, детальности изображения местности от масштаба.


Текущий

Знать , что показывает масштаб .Виды записи масштаба (Численный , именованный , линейный ). Линейный масштаб и его использование .

Определять по топографической карте или плану местности расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба .

12

Условные знаки .



Комбинирован

ный

Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные. Пояснительные подписи.


Текущий

Знать , что такое условные знаки и легенда . Виды условных знаков: площадные , точечные , линейные .

Распознавать условные знаки планов местности и карт . Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов , пояснительной подписи .Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты .

Описывать

маршрут по топографической

карте

(Плану местности )

с помощью

чтения

условных знаков .

Формулировать учебную задачу и планировать свои действия .

Распознавать высоты (глубины на физических картах с помощью шкалы высот и глубин ) подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины .

Умение общаться и взаимодействовать друг

Умение определять понятия, устанав­ливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации




















































































Умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками.

13

Способы изображения неровностей земной поверхности.



Комби-нированные

Абсолютная и относительная высота. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах. Шкала высот и глубин.

Практическая работа №2

Построение профиля рельефа

П/р №2

Построение профиля рельефа

Знать абсолютную и относительную высоту. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах.Шкалу высот и глубин .

Показывать на физических картах глубокие морские впадины ,равнины суши, горы , горные вершины .На картах и планах местности показывать выпуклые и вогнутые формы рельефа .

14

Ориентирование и способы ориентирования на местности .Компас . Азимут . Стороны горизонта .



Комбинирован

ный

Глазомерная съемка. Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане.


Текущий

Знать основные промежуточ-ные стороны горизонта способы ориентирова-ния на местности . Компас ориентирова-ние на местности .

Развивать познавательные интересы по данной теме .

15

Съёмка местности.



Комби-нированный


Практическая работа №3

Определение на местности направлений и расстояний


П/р №3

Определение на местности направлений и расстояний


Уметь определять расстояния и азимуты на местности. Знать что такое ориентирова-ние и определять азимут на плане .

Осознавать необходимость изучения данной темы , ценности географических знаний , как важнейших компонентов научной карты мира .

16

Составле-ние плана местности.



Практический

Практическая работа №4

По проведению полярной съемки местности


ПР:

« Поляр-ная

съёмка

местно-сти» ,

« Постро-ение

маршрута на

основе картографи-

ческих Интернет-ресурсов»

Уметь составлять простейший план местности .

Развитие познавательных интересов , на уровне положительного отношения к школе .

17

Географические карты .



Комбинированный

Отличия карты от плана. Виды карт. Способы изображений на картах. Искажения на картах.


Текущий

Уметь различать карту от плана , читать карты , определять местоположения объектов , абсолютных высот. Различать разнообразие карт .

Читать карты различных видов на основе анализы легенды . Развивать познавательные интересы .

Умение вести

самостоятельный

поиск, анализ,

отбор

информации, её

преобразование,

сохранение.





Формировать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных зад





Выбирать наибо­лее эффективные способы решения учебных задач по определению географических координат




Смысловое чтение текста, умение анализировать









Умение работать индивидуально и в группе










18

Параллели и меридианы .



Комби-нированный


Понятие «параллели» и «меридианы». Экватор и начальный меридиан. Использование параллелей и меридианов для определения координат точек.

Текущий

Знать понятия « Параллели, меридианы .» Градусная сетка .

Показывать на глобусе и картах экватор , параллели , меридианы , начальный меридиан , географические полюсы .

19

Географические координаты .



Комбинированные


Понятие «параллели» и «меридианы». Экватор и начальный меридиан. Использование параллелей и меридианов для определения координат точек.

Текущий

Уметь объяснять что такое географическая широта и географическая долгота .Знать способы их определения .

Развитие познавательных интересов .

20

Географические, информационные системы.



Комбинирован-ные

Понятие о Гис. Возможности современных ГИС и их практическое применение


Текущий

Иметь представление понятий о ГИС. Возможности современной ГИС и их практическая применение .

Развитие

познаватель-ных

интересов на

уровне

положитель-ного

положения

к школе.

21

Изображение земной поверхности их использование .



Обобщающие


Обобщающий урок.

Практическая работа №6

Построение маршрута на основе картографических интернет- ресурсов


П/Р№6

Построение маршрута на основе картографических интернет- ресурсов


Уметь обсуждать проблемы из рубрики «Подведём итоги»

Учебник с.26.

Развитие познавательных интересов мотевационной основы учебной деятельности включающий социальные , учебно-познавательные и внешние мотивы .

Земля-планета Солнечной системы ( 5 ч )

22

Земля в

Солнечной системе.



Комби-

ни

рован-

ный


Состав Солнечной системы. Система «Земля – Луна». Географические следствия формы и размеров Земли. Уникальность планеты Земля.


Текущий

Иметь представление о составе Солнечной системе. Система «Земля –Луна»

Географиче-ские следствие формы и размеров Земли. Уникальность планета –Земля.

Развитие познаватель-ных интересов Осознание необходимости изучения данной темы.



Умение работать с моделями и схемами для решения познавательных задач















Анализировать, обобщать, доказывать. Устанавливать причинно-следственные связи













Создавать устные тексты, излагать свое мнение








Умение находить взаимосвязи между процессами, аргументировать свою точку зрения







Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

23

Осевое вращение Земли .



Комби-

нирован

ный


Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия осевого вращения. Сутки и часовые пояса.


Текущий

Иметь представление о вращении Земли вокруг своей оси .Географическом следствии осевого вращения .Сутки и часовые пояса .

Развивать познавательные интересы воспринимать на слух и принимать информацию об осевом вращении Земли .

24

Орбиталь-

ное движение Земли.



Комбини-

рован-

ный


Движение Земли по орбите и смена времен года. Тропики и Полярные круги. Пояса освещенности.


Текущий

Иметь представления об движении Земли по орбите и смене времён года .Тропики и полярные круги .Пояса освещения .

Осознание ценностей географических знаний , необходимости изучения данной темы и развитие познавательных интересов .

25

Влияние космоса на Землю и жизнь людей.



Комбини-

рован-

ный


Солнечная активность и жизнь людей. Метеоры, метеориты, кометы.


Текущий

Уметь рассказывать о солнечной активности и жизни людей .Об метеорах ,метеоритах , кометах .

Развитие познавательных интересов , внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе .

26

Земля-планета Солнечной системы.



Обобщаю-

щий


Обобщающий урок по теме: «Земля – планета Солнечной системы»

Конт-рольная работа.

Уметь использовать изученную информацию по всей теме.

Развитие познавательных интересов ,мотивации учебных действий .

Литосфера – каменная оболочка Земли (8 ч )

27-28

Строение Земли. Горные породы .




Комбини-рован-

ный

(1 ч) Практиче-

ский

(1 ч).

Оболоченное строение планеты:ядро,мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических пород, их свойства. Полезные ископаемые. Практическая работа №7

По определению горных пород и описанию их свойств



П/р №7

По определению горных пород и описанию их свойств



Уметь рассказывать о внутреннем строении Земли, методы её

изучения.

Горные породы.

Развивать познавательные интересы.

Осмыслять

важность

изучения данной

темы.



Извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах
















Извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах















Умение находить информацию в тексте и нетекстовом материале, обобщать информацию делать выводы

29

Земная кора и литосфера .



Комбини-

рован-

ный

Строение континентальной и океанической земной коры. Литосфера, ее соотношение с земной корой. Литосферные плиты и их взаимодействие


Текущий

Уметь рассказывать о строении континентальной и океанической земной коры .Литосфера , её соотношение с земной корой . Литосферные плиты и их взаимодействия .

Развивать познавательные интересы .

Осмыслять важность изучения

данной темы .

30

Рельеф Земли .



Комбини-рован-

ный


Понятие о рельефе. Планетарные формы рельефа. Равнины и горы материков, их различие по высоте. Рельеф дна океанов. Определение по картам крупных форм рельефа.


Текущий

Иметь представление о рельефе , Земли , об основных формах рельефов суши и дна Мирового океана . Уметь различать горы и равнины по высоте , описывать рельеф территории по карте .

Развивать интересы учащийся по данной теме .

31

Внутренние силы Земли .



Комбини-рован-

ный


Образование гор. Вулканизм и землетрясения, их последствия


Текущий

Уметь рассказывать об образовании гор .Давать характеристику землетрясениям и вулканизму , их последствия .

Развивать познавательные интересы уч Выявлять по

географиче-

ским картам закономерности распространения землетрясений и вулканизма .

Устанавливать с

помощью геогра-

фических карт

главные пояса землетрясений и вулканизма Земли . Наносить на

контурную карту

вулканы , пояса землетрясений .

ащихся .





Формировать и развивать умения вести самостоятельный поиск, отбор информации, а также ее презентацию с помощью информационных технологий (задание для желающих-составить презентацию о вулканах и землетрясениях.





















Формировать и развивать умения вести самостоятельный поиск, отбор информации, а также ее презентацию с помощью информационных технологий (задание для желающих-составить презентацию о формирование форм рельефа созданных ветром, водой и пр. внешними силами




Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, находить собственные пути решения задачи (проблемы)

32-33

Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа .



Комбини-рован-

ный

Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод. Деятельность человека и рельеф.

Текущий

Уметь рассказывать о внешних процессах изменяющих земную поверхность .О преобразовании рельефа , антропогенных формах рельефа .

Развивать познавательные интересы учащихся по данной теме .

34



35

Человек и мир камня .



Обоб-щающий

Иметь представление о строителях и материалах драгоценных и поделочных камнях , полезных ископаемых . Знать об охране литосферы и воздействиях хозяйственной деятельности человека на литосферу .

Проектная работа

Иметь представление о строителях и материалах драгоценных и поделочных камнях , полезных ископаемых . Знать об охране литосферы и воздействиях хозяйственной деятельности человека на литосферу .

Развивать познавательные интересы учащихся по обобщению все Подведём итоги »,

учебник с. 80.

Уметь ставить задачи и планировать свои действия . Выполнения вариантов контрольной работы в тетради –экзаменаторе , с.38-45 .й темы .












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!