1.Роль и место дисциплины | «Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии России. Современная география обладает естественнонаучным и социально-экономическим содержанием, комплексным, социальным, гуманистическим и др. подходами, поэтому лучше других подготовлена к разработке научных основ стратегии сохранения жизненной среды человечества, стратегии социального совершенствования для устойчивого развития общества, экономики и окружающей среды.
|
2. Адресат | Программа адресована обучающимся пятых классов общеобразовательных школ. |
3.Соответсвие Государственному образовательному стандарту | Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (5 класс) для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Данную рабочую программу реализует следующийУМК «Сферы» для 5-6 классов: |
4. Цели и задачи | Основная цель географии в системе общего образования — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде. Задачами изучения географии в основной школе являются: • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира; • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира; • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания; • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости; • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности; • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. |
5.Специфика программы | Рабочая программа по предмету «География» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Рабочая программа предмета «География» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе географических знаний. География как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций |
6.Основные содержательные линии курса | Построение учебного курса географии осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы по географии для основной школы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы. Согласно рабочей программе для линии УМК «География. Сферы» в 5 классе изучаются раздел «Источники географической информации» (включая тему «Развитие географических знаний о Земле») и раздел «Природа Земли и человек». |
7.Структура программы | Содержание учебного предмета «География » 5 класс Введение (2 часов) Развитие географических знаний о Земле (8 часов) Изображение земной поверхности и их использование (12 часов) Земля – планета Солнечной системы (5 часов) Литосфера – каменная оболочка Земли (8 час) |
8. Требования к результатам | Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты: воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Важнейшие метапредметные результаты обучения географии: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции). Важнейшие предметные результаты: 1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды; 2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы; 3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире; 4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров; 5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; 6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации; 7)начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; 8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. |
9. Формы организации учебного процесса | Программа предусматривает проведение комбинированных и обобщающих уроков, уроков изучения нового материала, урок – контроль знаний. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. |
10.Итоговый контроль | Текущий контроль, индивидуальный контроль, итоговый контроль. Административный контроль: тест, Текущий контроль проводится в форме теста, практических работ, проекта. |
11.Объём и сроки изучения | Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 35 (1ч в неделю). |
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. 5 класс (35 ч) |
Введение (2 ч) |
Развитие географических знаний о Земле | Урок 1. География: древняя и современная наука Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК. Ресурсы урока: Учебник, с. 5-9; Атлас; Контурные карты; Электронное приложение к учебнику | Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Определять понятие «география» |
Развитие географических знаний о Земле | Урок 2. География в современном мире Географические объекты, явления и процессы. Изучение Земли современной географией. Зачем человеку нужна география. Ресурсы урока: Учебник, о. 10-11; Атлас, с. 2, 22, 28, 32; Электронное приложение к учебнику | Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты. Различать природные и антропогенные географические объекты |
Развитие географических знаний о Земле (8 ч) |
Развитие представлений человека о мире | Урок 3. География в древности Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия. Ресурсы урока: Учебник, с. 14-15;Атлас, с. 12-13; Электронное приложение к учебнику | Показывать по картам территории древних государств Востока. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в древних государствах Востока |
Развитие представлений человека о мире | Урок 4. Географические знания в древней Европе Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме. Ресурсы урока: Учебник, с. 16-17; Атлас, с. 12-13; Электронное приложение к учебнику | Показывать по картам территории древних государств Европы. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме |
Развитие представлений человека о мире | Урок 5. География в эпоху Средневековья; Азия, Европа Арабский Восток. Путешествия арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А. Никитина. Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальские мореплаватели. Ресурсы урока: Учебник, с. 18-21; Атлас, с. 12-13; Электронное приложение к учебнику | Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение открытий А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги |
Выдающиеся географические открытия | Урок 6. Открытие Нового Света. Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х.Колумба, значение открытия Нового Света. Ресурсы урока: Учебник, с. 22-23; атлас, с. 12-13; Электронное приложение к учебнику | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий Х. Колумба. Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации о последствиях открытия Америки для ее народов |
Выдающиеся географические открытия | Урок 7. Эпоха Великих географических открытий. Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные путешествия (Ф.Магеллан, Ф.Дрейк). Значение Великих географических открытий Ресурсы урока: Учебник, с. 24-25; атлас, с. 12-13; Электронное приложение к учебнику | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий. Обсуждать значение открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий |
Выдающиеся географические открытия | Урок 8. Открытие Австралии и Антарктиды Открытие и исследования Австралии (А. Тасман, Дж. Кук). Открытие и исследования Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев). Первое русское кругосветное путешествие. Практическая работа по составлению презентации о великих путешественниках. Ресурсы урока: Учебник, с. 26-27; атлас, с.12-13; Электронное приложение к учебнику | Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф Лисянского. Наносить маршруты путешествий наконтурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания |
Развитие географических знаний о Земле. Географические методы изучения окружающей среды | Урок 9. Современные географические исследования. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле» Исследования полярных областей Земли. Исследования океанов, труднодоступных территорий суши, верхних слоев атмосферы. Ресурсы урока: Учебник, с. 28-30; Атлас, с. 12-13, 2-3, 22-23, 28-29, 32-35; Электронное приложение к учебнику | Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты. Возможно несколько вариантов проведения обобщения по теме «Развитие географических знаний о Земле» (по выбору учителя): - подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведем итоги», учебник, с.30 -выполнение вариантов контрольной работы в тетради экзаменаторе, с.4-13 |
Изображения земной поверхности и их использование (12 ч) |
Источники географической информации | Урок 10. Изображения земной поверхности Наука о создании карт. Глобус как объемная модель Земли. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки Ресурсы урока: Учебник, с. 32-33-Атлас; электронное приложение к учебнику | Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты. Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике |
Масштаб и его виды | Урок 11. Масштаб Что показывает масштаб. Виды записи масштаба (численный, именованный, линейный). Линейный масштаб и его использование. Определение с помощью линейного масштаба расстояний. Детальность изображения местности от масштаба. Ресурсы урока: учебник, с. 34-35; атлас с. 2-3; контурные карты, с. 3 (№1); электронное приложение к учебнику | Определять по топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот. Выявлять подробность изображения объектов на карте разных масштабов |
Условные знаки | Урок 12. Условные знаки Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные. Пояснительные подписи. Ресурсы урока: учебник, с. 36-37; атлас, с. 2-3; контурные карты, с.3 (№3-5), с. 10-11 (№1,2); электронное приложение к учебнику | Распознавать условные знаки планов местности и карт. Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи. Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты. Описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков |
Способы изображения рельефа земной поверхности | Урок 13. Способы изображения неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высота. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах. Шкала высот и глубин. Практическая работа «Построение профиля рельефа» Ресурсы урока: учебник, с. 38-39; атлас, с. 2-3, 6-7, 10-11; контурные карты, с.3 (№2), с. 10-11 (№1,2); электронное приложение к учебнику | Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа. Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин. Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины. Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга |
Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут | Урок 14. Стороны горизонта. Ориентирование. Основные и промежуточные стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас и стороны горизонта. Ориентирование компаса Определение направлений по компасу Понятие «азимут». Измерение углов с помощью транспортира. Ресурсы урока: учебник, с. 40-41; электронное приложение к учебнику | Определять по компасу направления на стороны горизонта. Определять углы с помощью транспортира |
Чтение плана местности. Решение практических задач по плану местности | Урок 15. Съёмка местности. Глазомерная съёмка. Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане. Практическая работа по ориентированию и определению азимутов на местности и плане. Ресурсы урока: учебник, с 42-43; атлас с.2-3; практическая работа «Определение на местности направлении и расстояний»; электронное приложение к учебнику | Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Ориентироваться по плану местности и на плане (топографической карте). Определять стороны горизонта на плане |
Составление простейшего плана местности | Урок 16. Составление плана местности. Практическая работа по проведению полярной съёмки местности. Ресурсы урока: учебник, с. 44-45; тетрадь-практикум, с.10-11,14-15, практические работы «Полярная съёмка местности» | Использовать оборудование для глазомерной съёмки. Составлять простейший план небольшого участка местности |
Отличия карты от плана. Чтение карты, определение местоположения объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт | Урок 17. Географические карты Отличия карты от плана. Виды карт. Способы изображений на картах. Искажения на картах. Ресурсы урока: учебник, с. 46-47; атлас, с. 6-9, 12-13, 26-27, 29, 33, 44-45; электронное приложение к учебнику | Читать карты различных видов на основе анализа легенды. Определять зависимость подробности карты от её масштаба. Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты. Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов |
Градусная сетка | Урок 18. Параллели и меридианы Понятия «параллели» и «меридианы». Экватор и начальный меридиан. Использование параллелей и меридианов для определения координат точек. Ресурсы урока: учебник, с. 48-49; атлас, с. 6-7, 10-11; контурные карты, с. 4-5 (№ 1-3); электронное приложение к учебнику | Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы. Определятьп о картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначение сетки параллелей и меридианов |
Градусная сетка | Урок 19. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, способы их определения. Измерение расстояний с помощью градусной сетки. Ресурсы, урока: учебник, с. 50-51; атлас, с. 6-7, 10-11; контурные карты, с. 4-5 (№ 1, 4-5); электронное приложение к учебнику, | Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами. Определять расстояния с помощью градусной сетки |
Картографический метод географии | Урок 20. Географические информационные системы Понятие о ГИС. Возможности современных ГИС и их практическое применение. Ресурсы урока: учебник, с. 52-53. | |
| Урок 21. Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование» Ресурсы урока: учебник, с. 54; атлас; электронное приложение к учебнику | Возможно несколько вариантов проведения обобщающего урока: — подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», учебник, с. 56; — выполнение вариантов контрольной работы; — выполнение практической работы «Составление маршрута путешествия» |
Земля- планета Солнечной системы (5ч) |
Земля — планета Солнечной системы. Форма и размеры Земли, их географические следствия | Урок 22. Земля в Солнечной системе. Состав Солнечной системы. Система «Земля — Луна». Географические следствия формы и размеров Земли. Уникальность планеты Земля. Ресурсы урока: учебник, с. 56—57; атлас, с. 14-15; электронное приложение к учебнику | Анализировать иллюстративно- справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Составлять «космический адрес» планеты Земля. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли». Находить информацию (в Интерне те и других источниках) и подготавливать сообщение на тему «Представления о форме и размерах Земли в древности» |
Движения Земли, их географические следствия | Урок 23. Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия осевого вращения. Сутки и часовые пояса. Ресурсы урока: учебник, с. 58-59; атлас, с. 14-17; контурные карты, с. 8-9; электронное приложение к учебнику | Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» |
Движения Земли, их географические следствия | Урок 24. Орбитальное движение Земли Движение Земли по орбите и смена времён года. Тропики и Полярные круги. Пояса освещённости. Ресурсы урока: учебник, с. 60-61; атлас, с. 14-15; электронное приложение к учебнику | Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности движения Земли по орбите. Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времён года. Показывать на схемах и картах тропики, полярные круги |
Влияние космоса на Землю и жизнь людей | Урок 25. Влияние космоса на Землю и жизнь людей Солнечная активность и жизнь людей. Метеоры и метеориты. Кометы, их особенности. Ресурсы урока: учебник, с. 62-63; атлас, с. 14-15; электронное приложение к учебнику | Составлять описания происшествий на Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями. Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства |
| Урок 26. Обобщающий урок по теме «Земля — планета Солнечной системы» Ресурсы урока: учебник, с. 64; атлас, с. 14-17; электронное приложение к учебнику | Возможно несколько вариантов проведения обобщающего урока (по выбору учителя): — подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», учебник, с. 64; — выполнение вариантов контрольной работы |
Литосфера - каменная оболочка Земли (8 ч) |
Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Горные породы | Уроки 27-28. Строение Земли. Горные породы. Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных и метаморфических горных пород, их свойства. Полезные ископаемые. Практическая работа по определению горных пород по их свойствам. Ресурсы урока: учебник, с.66-67, атлас, с.20-21,24-25; практическая работа «Определение горных пород по их свойствам»; электронное приложение к учебнику | Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой. Сравнивать свойства горныхпород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород |
Земная кора и литосфера. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение | Урок 29. Земная кора и литосфера. Строение континентальной и океанической земной коры. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты и их взаимодействие. Ресурсы урока: учебник, с. 68-69; атлас, с. 20-21; электронное приложение | Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы. Сравнивать океанический и континентальный типы земной коры. Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит, выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит |
Рельеф Земли. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте | Урок 30. Рельеф Земли Понятие о рельефе. Планетарные формы рельефа. Равнины и горы материков, их различия по высоте. Рельеф дна океанов. Определение по картам крупных форм рельефа. Ресурсы урока: учебник, с. 70-71; атлас, с. 6-9, 18-21, 26-27; контурные карты, с. 10-11 (№ 1-3, 5); электронное приложение к учебнику | Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит. Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит |
Землетрясения и вулканизм, обеспечение безопасности населения | Урок 31. Внутренние силы Земли. Образование гор. Вулканизм и землетрясения, их последствия. Ресурсы урока: учебник, с. 72-73; атлас, с. 8-9, 20-23; контурные карты, с. 10-11 (№ 4), с. 24-25 (№ 3); электронное приложение к учебнику | Выявлять при сопоставлении географических карт закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли. Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений |
Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа | Уроки 32-33.Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод. Деятельность человека и рельеф. Ресурсы урока: учебник, с. 74-77; атлас, с. 8-9; электронное приложение к учебнику | Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа.. Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерами внешнему виду. Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о влиянии оврагов на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с их образованием |
Человек и литосфера. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу | Урок 34. Человек и мир камня. Обобщение по теме «Литосфера — каменная оболочка Земли» Строительные материалы. Драгоценные и поделочные камни. Полезные ископаемые. Охрана литосферы. Ресурсы урока: учебник, с. 78-80; атлас, с. 6-11, 18-25; контурные карты, с. 23-24 (№ 4); практическая работа «Построение профиля рельефа»; электронное приложение к учебнику | Предлагается несколько вариантов проведения обобщения по теме «Литосфера — каменная оболочка Земли» (по выбору учителя): — подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 80; — выполнение вариантов контрольной работы; — выполнение практической работы «Построение профиля рельефа» |
Оставшийся резерв времени (1 ч) учитель может использовать по своему усмотрению, в том числе для выполнения творческих работ |
Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися 7 практических работ в тетради-практикуме:
3 | Развитие представлений человека о мире .География в древности . | | | Комбинированный | Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия. | Текущий | Понимать информацию о мире древних цивилизаций .Географических знаний на Древнем Востоке .Уметь рассказывать о Древнем Египте , Древнем Китае и Древней Индии . | Показывать по картам территорию древних Государств Востока . | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов |
4 | Географические знания в древней Европе. | | | Комбинированный | Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме. | Текущий | Уметь рассказывать о географических знаниях и открытиях Древней Греции и Древнем Риме . | Показывать по картам территории Древних Государств Европы. |
5. | География в эпоху Средневековья: Азия, Европа . | | | Комбинированный | Арабский Восток. Путешествие арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А.Никитина. состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко поло. Португальские мореплаватели | Текущий | Иметь представле-ние об Арабском Востоке .Путешест-виях арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А. Никитина. Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальс-кие мореплавате-ли . | Уметь прослеживать по картам маршрут и путешествий арабских мореходов , А .Никитина ,викингов , Марко Поло . Наносить маршруты путешествий на контурную карту . Уметь обобщать, сравнивать, анализировать факты и выявлять причины и следствия. Находить информацию в Интернете и других источниках. Обсуждать значение открытий А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги. Принимать и формулиро-вать учебную задачу. Приобретать навыки подбора интерпретации и представления информации о последствиях открытия Америки для её народов. Уметь находить информацию в Интернете и других источниках об открытии Нового Света. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт |
6. | Открытие нового света. | | | Комби-нирован-ный | Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х.Колумба, значение открытия Нового света. Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветное путешествия (Ф.Магеллана, Ф.Дрейка). значение Великих географических открытий. | Текущий | Знать причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х. Колумба , А. Вепуччи история названия открытых Х . Колумбом континентов. Значение открытия Нового Света . | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий Х. Колумба. |
7. | Эпоха великих географических открытий. | | | Комби-нирован-ный | Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х.Колумба, значение открытия Нового света. Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветное путешествия (Ф.Магеллана, Ф.Дрейка). значение Великих географических открытий. | Текущий | Уметь рассказывать о Южном морском пути в Индию .Об экспедиции Васко да Гамма Кругосветном путешествии Ф. Магеллан , Ф . Дрейк .Значение великих географических открытий . | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах .Наносить маршруты путешествий на контурную карту | | | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт |
8. | Открытие Австралии и Антаркти-ды . | | | Комби-нирован-ный | Открытие и исследование Австралии (А.Тасман, Дж. Кук). Открытие и исследования Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев). Первое русское кругосветное путешествие. Вклад в географию И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Практическая работа №1 по составлению презентации о великих путешественниках | П/р №1 по составлению презентации о великих путешественниках | Знать открытия исследование Австралии (А. Тасман, Д.Кук). Открытие исследования Антарктиды (Ф.Ф.Беллинсгаузен , М.П. Лазарев ). Первое кругосветное путешествие. | Уметь прослеживать по картам маршруты путешествий Д. Кука ,Ф. Ф . Беллинсгаузена и М.П. Лазарева .И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского .Наносить маршруты путешествий на контурную карту | | | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт |
9 | Современные географические исследова-ния . | | | Обобщение по теме «Разви-тие геогра-фичес-ких знаний о Земле». | Исследования полярных областей Земли. Исследования океанов, труднодоступных территорий суши, верхних слоев атмосферы. | Контрольный тест | Уметь обобщать ранние изученные темы: исследования полярных областей Земли Покорение Антарктиды. Исследования океанов, трудно доступных территорий. Вклад России в географичес-кие исследовании.Изучение верхних слоёв . | Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле | | | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт |
10 | Источники географи-ческой информа-ции. Изображе-ние земной поверхнос-ти. | | | Комби-нированный | Наука о создании карт. Глобус как объемная модель Земли. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки. | Текущий | Уметь рассказывать такие темы как: «Наука о создании карт. Глобус как объёмная модель Земли. План и карта. Атлас. Аэрокосмические снимки» | Уметь распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас и аэро фотоснимок. Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике . | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение. |
11 | Масштаб и его виды. Масштаб. | | | Комби-нированный | Что показывает масштаб. Виды записи масштаба. Линейный масштаб и его использование. Определение с помощью масштаба расстояний, детальности изображения местности от масштаба. | Текущий | Знать , что показывает масштаб .Виды записи масштаба (Численный , именованный , линейный ). Линейный масштаб и его использование . | Определять по топографической карте или плану местности расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба . |
12 | Условные знаки . | | | Комбинирован ный | Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные. Пояснительные подписи. | Текущий | Знать , что такое условные знаки и легенда . Виды условных знаков: площадные , точечные , линейные . | Распознавать условные знаки планов местности и карт . Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов , пояснительной подписи .Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты . Описывать маршрут по топографической карте (Плану местности ) с помощью чтения условных знаков . Формулировать учебную задачу и планировать свои действия . Распознавать высоты (глубины на физических картах с помощью шкалы высот и глубин ) подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины . Умение общаться и взаимодействовать друг | Умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
13 | Способы изображения неровностей земной поверхности. | | | Комби-нированные | Абсолютная и относительная высота. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах. Шкала высот и глубин. Практическая работа №2 Построение профиля рельефа | П/р №2 Построение профиля рельефа | Знать абсолютную и относительную высоту. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах.Шкалу высот и глубин . | Показывать на физических картах глубокие морские впадины ,равнины суши, горы , горные вершины .На картах и планах местности показывать выпуклые и вогнутые формы рельефа . |
14 | Ориентирование и способы ориентирования на местности .Компас . Азимут . Стороны горизонта . | | | Комбинирован ный | Глазомерная съемка. Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане. | Текущий | Знать основные промежуточ-ные стороны горизонта способы ориентирова-ния на местности . Компас ориентирова-ние на местности . | Развивать познавательные интересы по данной теме . |
15 | Съёмка местности. | | | Комби-нированный | Практическая работа №3 Определение на местности направлений и расстояний | П/р №3 Определение на местности направлений и расстояний | Уметь определять расстояния и азимуты на местности. Знать что такое ориентирова-ние и определять азимут на плане . | Осознавать необходимость изучения данной темы , ценности географических знаний , как важнейших компонентов научной карты мира . |
16 | Составле-ние плана местности. | | | Практический | Практическая работа №4 По проведению полярной съемки местности | ПР: « Поляр-ная съёмка местно-сти» , « Постро-ение маршрута на основе картографи- ческих Интернет-ресурсов» | Уметь составлять простейший план местности . | Развитие познавательных интересов , на уровне положительного отношения к школе . |
17 | Географические карты . | | | Комбинированный | Отличия карты от плана. Виды карт. Способы изображений на картах. Искажения на картах. | Текущий | Уметь различать карту от плана , читать карты , определять местоположения объектов , абсолютных высот. Различать разнообразие карт . | Читать карты различных видов на основе анализы легенды . Развивать познавательные интересы . | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение. Формировать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных зад Выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач по определению географических координат Смысловое чтение текста, умение анализировать Умение работать индивидуально и в группе
|
18 | Параллели и меридианы . | | | Комби-нированный | Понятие «параллели» и «меридианы». Экватор и начальный меридиан. Использование параллелей и меридианов для определения координат точек. | Текущий | Знать понятия « Параллели, меридианы .» Градусная сетка . | Показывать на глобусе и картах экватор , параллели , меридианы , начальный меридиан , географические полюсы . |
19 | Географические координаты . | | | Комбинированные | Понятие «параллели» и «меридианы». Экватор и начальный меридиан. Использование параллелей и меридианов для определения координат точек. | Текущий | Уметь объяснять что такое географическая широта и географическая долгота .Знать способы их определения . | Развитие познавательных интересов . |
20 | Географические, информационные системы. | | | Комбинирован-ные | Понятие о Гис. Возможности современных ГИС и их практическое применение | Текущий | Иметь представление понятий о ГИС. Возможности современной ГИС и их практическая применение . | Развитие познаватель-ных интересов на уровне положитель-ного положения к школе. |
21 | Изображение земной поверхности их использование . | | | Обобщающие | Обобщающий урок. Практическая работа №6 Построение маршрута на основе картографических интернет- ресурсов | П/Р№6 Построение маршрута на основе картографических интернет- ресурсов | Уметь обсуждать проблемы из рубрики «Подведём итоги» Учебник с.26. | Развитие познавательных интересов мотевационной основы учебной деятельности включающий социальные , учебно-познавательные и внешние мотивы . |
27-28 | Строение Земли. Горные породы . | | | Комбини-рован- ный (1 ч) Практиче- ский (1 ч). | Оболоченное строение планеты:ядро,мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических пород, их свойства. Полезные ископаемые. Практическая работа №7 По определению горных пород и описанию их свойств | П/р №7 По определению горных пород и описанию их свойств | Уметь рассказывать о внутреннем строении Земли, методы её изучения. Горные породы. | Развивать познавательные интересы. Осмыслять важность изучения данной темы. | Извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах Извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах Умение находить информацию в тексте и нетекстовом материале, обобщать информацию делать выводы |
29 | Земная кора и литосфера . | | | Комбини- рован- ный | Строение континентальной и океанической земной коры. Литосфера, ее соотношение с земной корой. Литосферные плиты и их взаимодействие | Текущий | Уметь рассказывать о строении континентальной и океанической земной коры .Литосфера , её соотношение с земной корой . Литосферные плиты и их взаимодействия . | Развивать познавательные интересы . Осмыслять важность изучения данной темы . |
30 | Рельеф Земли . | | | Комбини-рован- ный | Понятие о рельефе. Планетарные формы рельефа. Равнины и горы материков, их различие по высоте. Рельеф дна океанов. Определение по картам крупных форм рельефа. | Текущий | Иметь представление о рельефе , Земли , об основных формах рельефов суши и дна Мирового океана . Уметь различать горы и равнины по высоте , описывать рельеф территории по карте . | Развивать интересы учащийся по данной теме . |
31 | Внутренние силы Земли . | | | Комбини-рован- ный | Образование гор. Вулканизм и землетрясения, их последствия | Текущий | Уметь рассказывать об образовании гор .Давать характеристику землетрясениям и вулканизму , их последствия . | Развивать познавательные интересы уч Выявлять по географиче- ским картам закономерности распространения землетрясений и вулканизма . Устанавливать с помощью геогра- фических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли . Наносить на контурную карту вулканы , пояса землетрясений . ащихся . | Формировать и развивать умения вести самостоятельный поиск, отбор информации, а также ее презентацию с помощью информационных технологий (задание для желающих-составить презентацию о вулканах и землетрясениях. Формировать и развивать умения вести самостоятельный поиск, отбор информации, а также ее презентацию с помощью информационных технологий (задание для желающих-составить презентацию о формирование форм рельефа созданных ветром, водой и пр. внешними силами Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, находить собственные пути решения задачи (проблемы) |
32-33 | Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа . | | | Комбини-рован- ный | Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод. Деятельность человека и рельеф. | Текущий | Уметь рассказывать о внешних процессах изменяющих земную поверхность .О преобразовании рельефа , антропогенных формах рельефа . | Развивать познавательные интересы учащихся по данной теме . |
34
35 | Человек и мир камня . | | | Обоб-щающий | Иметь представление о строителях и материалах драгоценных и поделочных камнях , полезных ископаемых . Знать об охране литосферы и воздействиях хозяйственной деятельности человека на литосферу . | Проектная работа | Иметь представление о строителях и материалах драгоценных и поделочных камнях , полезных ископаемых . Знать об охране литосферы и воздействиях хозяйственной деятельности человека на литосферу . | Развивать познавательные интересы учащихся по обобщению все Подведём итоги », учебник с. 80. Уметь ставить задачи и планировать свои действия . Выполнения вариантов контрольной работы в тетради –экзаменаторе , с.38-45 .й темы . |