Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по географии, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089, с учетом авторской программы и программы по географии для 8–9 КЛАССОВ Раздел «География. Россия: природа, население, хозяйство» Сферы (В.П. Дронов, Л.Е. Савельева) Москва Просвещение 2010 год. Учебник: География Россия: природа, население, хозяйство 8 класс
Москва Просвещение 2018 год. Учебник рекомендован Министерством образования РФ.
На изучение биологии в 8 классе в учебном плане МБОУ СОШ №11 г. Брянска отводится 68 часов в год из расчета 2 час в неделю
Результаты обучения географии
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли
Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.
Источники географической информации
Выпускник научится:
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
11) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни/культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Место курса географии в базисном учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 8 классах по 68ч (2ч в неделю).
Учебно-тематический план по географии 8 класс
Название темы | Количество часов | Практические работы |
Введение | 1 | |
Географическое пространство России | 8 | 1 |
Природа России | 43 | 1 |
Население России | 10 | 1 |
Резерв | 2 | |
ИТОГО | 68 | 3 |
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Введение. (1 час)
Географическое пространство России (7 часов).
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Границы России. Государственные границы России, их виды. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.
Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Практические работы.
Сравнительная характеристика ГП России и других стран
Определение поясного времени для разных городов России.
Знать:
Уметь:
Показывать и называть факторы, определяющие ГП России;
показывать на карте крайние точки страны;
показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связи с другими странами;
определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения;
показывать на карте субъекты РФ;
обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе.
Раздел 2. Природа России (42 ч.)
Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
(7 часов)
Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком.
Уметь:
читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт;
Тема 2. Климат и климатические ресурсы. (10 часов)
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Знать:
Уметь:
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы. (6 часа)
Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.
Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Уметь:
Показывать на карте реки России, озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты;
Приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеком использования реки в хозяйственных целях;
Давать характеристику рек и крупных озер страны и области;
Объяснять значение каналов и водохранилищ
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы. (3 часа)
Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.
Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.
Уметь:
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
(3 часа)
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.
Знать:
ресурсы леса
Уметь:
Приводить примеры использования человеком безлесных пространств;
Объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека;
Значение животного мира в жизни человека;
Прогнозировать последствия уничтожения болот
Практические работы.
Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны России (10 часов)
Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.
Моря как крупные природные комплексы.
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Уметь:
Практические работы.
Условия работы и быта людей в Западной Сибири
Тема. Население России (10 ч.)
Численность населения. Динамика численности населения. Переписи населения. Геодемографическое положение России. Воспроизводство и механический прирост российского населения на разных исторических этапах. Факторы, влияющие на динамику численности населения. Прогнозы изменения численности населения России и демографические проблемы страны.
Половой и возрастной состав населения страны. Соотношение мужчин и женщин. Продолжительность жизни россиян. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида, причины ее своеобразия в России.
Народы, языки и религии России. Многонациональность — важнейший фактор формирования и развития России. Национальный и языковой состав России. Наиболее многонациональные районы России. Русский язык — язык межнационального общения. География основных религий.
Расселение населения. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Средняя плотность населения страны. Основная зона расселения. Размещение населения в зоне Севера. Городское и сельское население. Городские поселения. Размещение городов по территории, их функции. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения, их различия.
Миграции населения. Миграции, их типы и причины возникновения. Основные направления миграций на разных этапах развития страны. Роль миграций в условиях сокращения численности населения России.
Практические работы.
8. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.
Перечень географических объектов, изучаемых в 8 классе.
Тема «Географическое положение России»: мыс Флигели, мыс Челюскин, полуостров Таймыр, гора Базардюзю, Кавказ, Гданьский Залив, Балтийская коса, город Калининград, мыс Дежнева, Берингов пролив, Кольский полуостров, Финский залив, пролив Лаперуза, пролив Кунаширский; моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, восточно-Сибирское, чукотское, Беригново, Охотское, Японское, Балтийское, черное, Азовское, Каспийское море-озеро; архипелаги: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские острова, острова Северная Земля, острова Врангеля, остров Сахалин, острова Курильские; полуостров Камчатка, Ямал; Пенжинская губа.
Тема «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»: Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность; Западно-Сибирская равнина; Среднесибирское плоскогорье (плато Путорана), Кумо-Манычская впадина; горы: Кавказ (Большой Кавказ, гора Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), западный и Восточный Саян, Становой Хребет, Верхоянский хребет, Черского хребет, Оймяконское плосконорье, Чукотское нагорье, Сихотэ0-Алинь. Бассейны нефтегазоносные: Баренцево-Печорский, волго-Уральский, Западная Сибирь с шельфом Карского моря. Бассейны каменноугольные: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тугнусский, Южно-Якутский. Месторождения железных руд: КМА, Урал (Качканар), Карелия, Приангарье, Горная Шория. Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, Путорана и северо-восток Сибири, Сихотэ-Алинь. Фосфатные месторождения: Кольский полуостров, Южная Сибирь. Месторождения солей: Прикаспий, Предуралье, юг Западной Сибири.
Тема «Климат» : Оймякон.
Тема «Внутренние воды и водные ресурсы»: реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, лена, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур. Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал. Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское. Подземные воды: Московский, Западно-Сибирский артезианские бассейны.
Тема «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»: заповедники: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора
Календарно – тематическое планирование учебного материала
на 2018\2019 учебный год
Количество контрольных работ, зачетов, представленных в таблице согласно учебным четвертям, исходя из требований УМК, авторской программы:
Форма контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Контрольная работа | | | | 1 |
Тестирование | | | | 1 |
Практическая работа | 1 | 1 | 1 | |
Контрольно-обобщающий урок | 1 | 2 | 1 | 1 |
Итого | 2 | 3 | 2 | 3 |
№ п/п | Тема | Кол-во часов на изучение | Дата |
По плану | По факту |
Географическое пространство России 9 ч |
1 | Введение | 1ч | 8а 3.09.18 8б 4.09.18 8в 4.09.18 8г 3.09.18 | |
2 | Границы России | 1ч | 8а 8б 5.09.18 8в 8г | |
3 | Размеры территории. Часовые пояса | 1ч | 8а 10.09.18 8б 11.09.18 8в 11.09.18 8г 10.09.18 | |
4 | Географическое положение | 1ч | 8а 8б 12.09 8в 8г | |
5 | Россия в мире | 1ч | 8а 17.09.18 8б 18.09.18 8в 18.09.18 8г 17.09.18 | |
6 | Освоение и изучение территории России | 1ч | 8а 8б 8в 19.09.18 8г | |
7 | Районирование – основной метод географических исследований | 1ч | 8а 24.09.18 8б 25.09.18 8в 25.09.18 8г 24.09.18 | |
8 | Административно-территориальное устройство России | 1ч | 8а 8б 26.09.18 8в 8г | |
9 | Обобщающий урок по теме: «Географическое пространство России» | 1ч | 8а 1.10.18 8б 2.10.18 8в 2.10.18 8г 1.10.18 | |
Природа России | 43 ч | | |
10 | Природные условия и ресурсы | 1ч | 8а 8б 8в 3.10.18 8г | |
11 | Формирование земной коры на территории России | 1ч | 8а1.10.18 8б 2.10.18 8в 2.10.18 8г 1.10.18 | |
12 | Рельеф | 1ч | 8а 8б 8в 10.10.18 8г | |
13 | Изменение рельефа по воздействием внутренних процессов | 1ч | 8а 15.10.18 8б 16.10.18 8в 16.10.18 8г 15.10.18 | |
14 | Изменение рельефа по воздействием внешних процессов | 1ч | 8а 8б 8в 17.10.18 8г | |
15 | Минеральные ресурсы и их использование | 1ч | 8а 22.10.18 8б 23.10.18 8в 23.10.18 8г 22.10.18 | |
16 | Земная кора и человек | 1ч | 8а 8б 24.10.18 8в 8г | |
17 | Обобщающий урок по теме: «Рельеф и недра» | 1ч | 8а 29.10.18 8б 30.10.18 8в 30.10.18 8г 29.10.18 | |
18 | Географическое положение и климат | 1ч | 8а 8б 31.10.18 8в 8г | |
19 | Солнечное излучение и климат | 1ч | 8а 12.11.18 8б 13.11.18 8в 13.11.18 8г 12.11.18 | |
20 | Земная поверхность и климат | 1ч | 8а 8б 8в 14.11.18 8г | |
21 | Воздушные массы и их циркуляция | 1ч | 8а 19.11.18 8б 20.11.18 8в 20.11.18 8г 19.11.18 | |
22 | Атмосферные фронты | 1ч | 8а 8б 21.11.18 8в 8г | |
23 | Циклоны и антициклоны | 1ч | 8а 26.11.18 8б 27.11.18 8в 27.11.18 8г 26.11.18 | |
24 | Распределение температуры воздуха на территории России | 1ч | 8а 8б 28.11.18 8в 8г | |
25 | Распределение осадков и увлажнения на территории России | 1ч | 8а 3.12.18 8б 4.12.18 8в 4.12.18 8г 3.12.18 | |
26 | Климатические пояса и области | 1ч | 8а 8б 5.12.18 8в 8г | |
27 | Климат и человек | 1ч | 8а 10.12.18 8б 11.12.18 8в 11.12.18 8г 10.12.18 | |
28 | Обобщающий урок по теме: «Климат» | 1ч | 8а 8б 8в 12.12.18 8г | |
29 | Моря | 1ч | 8а 17.12.18 8б 18.12.18 8в 18.12.18 8г 17.12.18 | |
30 | Особенности природы морей | 1ч | 8а 8б 8в 19.12.18 8г | |
31 | Внутренние воды России. Реки | 1ч | 8а 24.12.18 8б 25.12.18 8в 25.12.18 8г 24.12.18 | |
32 | Озера, водохранилища, болота | 1ч | 8а 8б 26.12.18 8в 8г | |
33 | Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
34 | Вода и человек | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
35 | Обобщающий урок по теме: »Внутренние воды и моря» | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
36 | Растительный мир | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
37 | Животный мир | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
38 | Биологические ресурсы и человек | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
39 | Почвы и факторы их образования | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
40 | Основные типы почв России | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
41 | Почвы и человек. | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
42 | Обобщающий урок по теме:»Почвы» | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
43 | Природные районы и природно-хозяйственные зоны | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
44 | Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
45 | Население и хозяйство в Арктике и тундре | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
46 | Природа лесных зон | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
47 | Население и хозяйство лесных зон | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
48 | Природа лесостепей и степей | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
49 | Население и хозяйство лесостепной и степной зон | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
50 | Засушливые территорий России и горные области | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
51 | Крупные природные районы России | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
52 | Охрана природы и особо охраняемые территории | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
53 | Обобщающий урок по теме:»Природно-хозяйственные зоны» | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
Население России | 10ч | | |
54 | Численность населения. Почему снижалась численность населения | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
55 | Мужчины и женщины | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
56 | Молодые и старые | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
57 | Народы | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
58 | Языки | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
59 | Религии | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
60 | Размещение населения | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
61 | Города России. Урбанизация | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
62 | Сельские поселения и сельское население | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
63 | Миграции населения. География населения | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
64 | Обобщающий урок по теме: »Население России» | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
65 | Итоговая проверочная работа | 1ч | 8а 8б 8в 8г | |
67-68 | Резерв | 2ч | 8а 8б 8в 8г | |
Список литературы
Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство. Учебник с приложением на эл. носителе. Просвещение, УМК «Сферы», 2013г.
Барабанов В. В. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс Тетрадь - экзаменатор. Просвещение, УМК «Сферы», 2013г.
Дронов В.П., Савельева Л.Е., О.Г Котляр. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Иллюстрированный атлас. Просвещение, УМК «Сферы», 2012г.
Котляр О.Г. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Контурные карты. Просвещение, УМК «Сферы», 2012г.
БариноваИ.И. и др. - Дидактич. материалы по геогр. России. 8-9кл. -М.: Просвещение, 1996.
Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е. - География. ГИА-2009, 9 класс – М.: Астрель, 2009.
Антушева О.В. – Поурочные планы по уч И.И. Бариновой – Волгоград: Учитель, 2005.
Антушева О.В. – Поурочные планы по учебнику В.П. Дронова и И.И. Бариновой, 9 кл, часть 1-я и 2-я – Волгоград: Учитель, 2007.
Барабанов В.В. и др. – ГИА 9кл. в новой форме, 2009/ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2009.
Баринова И. И. - Рекомендации к планированию уроков, 8кл.-М.: Дрофа, 2003.
Баринова И.И, Дронов В.П. - Методическое пособие, 8-9 кл. -М.: Дрофа, 2003.
Баринова И.И, Ром В.Я. - География России: Методическое пособие - М.: Дрофа, 1997, 2000.
Баринова И.И. – Поурочные разработки к учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа. 8 кл.» - М.: Экзамен, 2008.
Баринова И.И. - Рабочая тетрадь для учителя: 8кл. -М.: Дрофа, 2001.
Баринова И.И. - Самост. и практические работы: 8 кл. -М.: Просвещение, 1990. (
Баринова И.И. - Современный урок географии: 4.5, 8 кл. - М.: Школьная пресса, 2003.
Баринова И.И. и др. - Готовимся к экзамену по геогр.,8-9 кл. -М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.
Баринова И.И., Дронов В.П. – Рабочая тетрадь: Хозяйство и географические р-ны, 9 кл. – М.: Дрофа, 2005.
Баринова И.И., Суслов В.Г. – Рабочая тетрадь с комплектом к/к, 8 кл. - М.: Экзамен, 2009.
Баринова И.И., Суслов В.Г. – Рабочая тетрадь с комплектом к/к, 9 кл. - М.: Экзамен, 2009.
Бенькович Т.М. - Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл. - М.: Просвещение, 1997.
Богданова А.А. - Уроки географии: 8 кл. - М.: Просвещение, 1985.
Болотникова Н.Б. – Элективный курс: ГП России, 9 кл. – Волгоград: Учитель, 2006.
Болотникова Н.В. – Предпрофильная подготовка, 9 кл. – Волгоград: Учитель, 2006.
Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 6-9кл. – М.: Глобус, 2008.
Болотникова П. В. -Готовимся ЕГЭ: тесты, 9-10 кл. - Волгоград: Учитель, 2003.
Воробцова Т.Н. -Поурочные планы: 8кл. - Волгоград: Учитель-АСТ, 1999.
Воробцова Т.П. - Поурочные планы 9 кл. (по уч. В.Л. Дронова) - Волгоград: Учитель-АСТ, 1999.
Грушина С.Н. – Поурочные разработки. К учебнику «География России. В 2-х частях. 8-9 кл.» под ред. В.П. Дронова (8 кл.) – М.: Экзамен, 2008.
Дронов В.П, Ром В.Я. - Рекомендации к планированию уроков, 9 кл. -М.: Дрофа, 2003.
Дюкова С.Е. – Программы элективных курсов, 9 кл. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2006.
Ермошкина А.С. - Уроки географии:8 кл. - М.: Просвещение, 1993.
Ермошкина А.С. – Экономич. и социальная география России. Методич. пособие – М.: Владос, 2004.
Жижина Е.А. – Поурочные разработки – 9 кл. – М.: Вако, 2005.
Жижина Е.А. - Поурочные разработки,8 кл.-М: ВАКО, 2004.
Иванова Т.С. – Эколого-географическая характеристика Московского региона – М.: УЦ Перспектива, 2008.
ИгнатьеваГ.А., Фролова Н.В. - Практич. работы: 8-9 кл.- М.: Просвещение, 1996.
Ким Э.В., Петрушина Н.П. – Рабочая тетрадь для учителя, 9 кл. (к уч. АИ. Алексеева) – М. Дрофа, 2003.
Клюшникова М.В. – Внеклассная работа, 8 кл. – Волгоград: Корифей, 2006.
Клюшникова М.В. – Заповедники России (элективный курс) – Волгоград: Корифей, 2006.
Корнекова С.Ю., Семенов С.П. – Социально-экономическая география: Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2007.
Курашева Е.М. - География России в схемах и таблицах – М.: Экзамен, 2009. Малиновская С.А. – Поурочные планы - 8 кл. – Волгоград: Учитель-Аст, 2004.
Курашева Е.М. География России: 8-9 классы. Материалы для подготовки к экзамену: учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2009.
Курашева Е.М. Задания на определение географических объектов: учебное пособие.9-11 класс. – М.: Дрофа, 2009.
Лазаревич К.С. - Я иду на урок геогр.: 8 кл.-М.: Первое сентября, 2000.
Лисенкова Г.Я. -Разноуровневые практич. работы: 9 кл.-М.: Просвещение. 1997.
Маерова Н.Ю. - Уроки географии. 8-9 кл. Методич. пособие для учителя - М.: Дрофа, 2004.
Макарцева Л.В., Кусков А.С. - Внеклассная работа по экон. геогр. -М.: Лицей, 2001.
Малиновская С.А. – Поурочные планы (8 кл.) – Волгоград: Учитель, 2004.
Монакова Г.Г., Яковлева Н.В. – Олимпиадные задания по географии. 9-11 кл. – Волгоград: Учитель, 2009.
Моргунова А.Б. – Олимпиадные задания по географии, 9 кл. – Волгоград: Учитель, 2006.
Николина В.В. География. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2009.
Новенко Д.В. - Тематич. и поурочное планирование: 8 кл.- М.: Астрель, 2002.
НовенкоД. В. - География: Справочные материалы.9 кл. - М.: АСТ. Астрель, 2002.
Перепечеева Н.Н. – Нестандартные уроки, 8 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.
Перепечеева Н.Н. – Поурочные планы по уч. Э.М. Раковской (2 части) – Волгоград: Учитель, 2005.