СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по географии для 8 класса в рамках ФГОС расчитана на 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Программа по географии»

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по географии,  утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089, с учетом авторской программы и программы по географии для 8–9 КЛАССОВ Раздел «География. Россия: природа, население, хозяйство» Сферы (В.П. Дронов, Л.Е. Савельева) Москва Просвещение 2010 год. Учебник: География Россия: природа, население, хозяйство 8 класс

Москва Просвещение 2018 год. Учебник рекомендован Министерством образования РФ.

На изучение биологии в 8 классе в учебном плане МБОУ СОШ №11 г. Брянска отводится 68 часов в год из расчета 2 час в неделю

Результаты обучения географии


Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

  3. Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли

  4. Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере

  5. Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей

  6. Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

  7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности

  8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах

  9. Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

  10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи

  11. Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  8. смысловое чтение;

  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  11. формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  1. формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  2. формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  3. формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;

  4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  8. формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.

Источники географической информации

Выпускник научится:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и

общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

11) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни/культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Место курса географии в базисном учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 8 классах по 68ч (2ч в неделю).


Учебно-тематический план по географии 8 класс


Название темы

Количество часов

Практические работы

Введение

1


Географическое пространство России

8

1

Природа России

43

1

Население России

10

1

Резерв

2


ИТОГО

68

3



Содержание тем учебного курса

Раздел 1. Введение. (1 час)

Географическое пространство России (7 часов).

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Границы России. Государственные границы России, их виды. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы.

  1. Сравнительная характеристика ГП России и других стран

  2. Определение поясного времени для разных городов России.


Знать:

    • специфику географического положения России

Уметь:

  • Показывать и называть факторы, определяющие ГП России;

  • показывать на карте крайние точки страны;

  • показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связи с другими странами;

  • определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения;

  • показывать на карте субъекты РФ;

  • обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе.

Раздел 2. Природа России (42 ч.)

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

(7 часов)

Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком.


Уметь:

  • читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт;


  • показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны;


  • наносить их на контурную карту;


  • определять, как рельеф влияет на жизнь людей;


  • приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов;


  • показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений;


  • называть меры безопасности при стихийных явлениях;


  • объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей;


  • показывать месторождения полезных ископаемых, приводить примеры использования полезных ископаемых, влияние разработки месторождений на природную среду;


  • оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства;


  • оценивать условия добычи.


Тема 2. Климат и климатические ресурсы. (10 часов)

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.


Знать:


  • закономерности распределения суммарной солнечной радиации


Уметь:


  • приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла, давать оценку климатических особенностей России;


  • приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов;


  • объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории;


  • определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России;


  • называть и показывать пояса и области, давать краткое описание типов погоды;


  • давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей.


Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы. (6 часа)

Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Уметь:

  • Показывать на карте реки России, озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты;

  • Приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеком использования реки в хозяйственных целях;

  • Давать характеристику рек и крупных озер страны и области;

  • Объяснять значение каналов и водохранилищ

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы. (3 часа)

Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.

Уметь:


  • описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт;


  • объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования;


  • описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах


Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

(3 часа)

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.

Знать:

  • ресурсы леса

  • Уметь:

  • Приводить примеры использования человеком безлесных пространств;

  • Объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека;

  • Значение животного мира в жизни человека;

  • Прогнозировать последствия уничтожения болот


Практические работы.

  1. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

  2. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

  3. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

  4. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.


Тема 6. Природно-хозяйственные зоны России (10 часов)

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.

Моря как крупные природные комплексы.

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.


Уметь:


  • описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт;


  • объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования;


  • описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах

Практические работы.

  1. Условия работы и быта людей в Западной Сибири

Тема. Население России (10 ч.)

Численность населения. Динамика численности населения. Переписи населения. Геодемографическое положение России. Воспроизводство и механический прирост российского населения на разных исторических этапах. Факторы, влияющие на динамику численности населения. Прогнозы изменения численности населения России и демографические проблемы страны.

Половой и возрастной состав населения страны. Соотношение мужчин и женщин. Продолжительность жизни россиян. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида, причины ее своеобразия в России.

Народы, языки и религии России. Многонациональность — важнейший фактор формирования и развития России. Национальный и языковой состав России. Наиболее многонациональные районы России. Русский язык — язык межнационального общения. География основных религий.

Расселение населения. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Средняя плотность населения страны. Основная зона расселения. Размещение населения в зоне Севера. Городское и сельское население. Городские поселения. Размещение городов по территории, их функции. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения, их различия.

Миграции населения. Миграции, их типы и причины возникновения. Основные направления миграций на разных этапах развития страны. Роль миграций в условиях сокращения численности населения России.

Практические работы.

8. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

Перечень географических объектов, изучаемых в 8 классе.

Тема «Географическое положение России»: мыс Флигели, мыс Челюскин, полуостров Таймыр, гора Базардюзю, Кавказ, Гданьский Залив, Балтийская коса, город Калининград, мыс Дежнева, Берингов пролив, Кольский полуостров, Финский залив, пролив Лаперуза, пролив Кунаширский; моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, восточно-Сибирское, чукотское, Беригново, Охотское, Японское, Балтийское, черное, Азовское, Каспийское море-озеро; архипелаги: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские острова, острова Северная Земля, острова Врангеля, остров Сахалин, острова Курильские; полуостров Камчатка, Ямал; Пенжинская губа.

Тема «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»: Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность; Западно-Сибирская равнина; Среднесибирское плоскогорье (плато Путорана), Кумо-Манычская впадина; горы: Кавказ (Большой Кавказ, гора Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), западный и Восточный Саян, Становой Хребет, Верхоянский хребет, Черского хребет, Оймяконское плосконорье, Чукотское нагорье, Сихотэ0-Алинь. Бассейны нефтегазоносные: Баренцево-Печорский, волго-Уральский, Западная Сибирь с шельфом Карского моря. Бассейны каменноугольные: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тугнусский, Южно-Якутский. Месторождения железных руд:  КМА, Урал (Качканар), Карелия, Приангарье, Горная Шория. Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, Путорана и северо-восток Сибири, Сихотэ-Алинь. Фосфатные месторождения: Кольский полуостров, Южная Сибирь. Месторождения солей: Прикаспий, Предуралье, юг Западной Сибири.

Тема «Климат» : Оймякон.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы»: реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, лена, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур. Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал. Водохранилища:  Куйбышевское, Рыбинское, Братское. Подземные воды: Московский, Западно-Сибирский артезианские бассейны.

Тема «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»: заповедники: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора
























Календарно – тематическое планирование учебного материала

на 2018\2019 учебный год

Количество контрольных работ, зачетов, представленных в таблице согласно учебным четвертям, исходя из требований УМК, авторской программы:

Форма контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Контрольная работа




1

Тестирование




1

Практическая работа

1

1

1


Контрольно-обобщающий урок

1

2

1

1

Итого

2

3

2

3


п/п

Тема

Кол-во часов на изучение

Дата

По плану

По факту

Географическое пространство России 9 ч

1

Введение

8а 3.09.18

8б 4.09.18

8в 4.09.18

8г 3.09.18


2

Границы России

8б 5.09.18


3

Размеры территории. Часовые пояса

8а 10.09.18

8б 11.09.18

8в 11.09.18

8г 10.09.18


4

Географическое положение

8б 12.09


5

Россия в мире

8а 17.09.18

8б 18.09.18

8в 18.09.18

8г 17.09.18


6

Освоение и изучение территории России

8в 19.09.18


7

Районирование – основной метод географических исследований

8а 24.09.18

8б 25.09.18

8в 25.09.18

8г 24.09.18


8

Административно-территориальное устройство России

8б 26.09.18


9

Обобщающий урок по теме: «Географическое пространство России»

8а 1.10.18

8б 2.10.18

8в 2.10.18

8г 1.10.18



Природа России


43 ч



10

Природные условия и ресурсы

8в 3.10.18


11

Формирование земной коры на территории России

8а1.10.18

8б 2.10.18

8в 2.10.18

8г 1.10.18


12

Рельеф

8в 10.10.18


13

Изменение рельефа по воздействием внутренних процессов

8а 15.10.18

8б 16.10.18

8в 16.10.18

8г 15.10.18


14

Изменение рельефа по воздействием внешних процессов

8в 17.10.18


15

Минеральные ресурсы и их использование

8а 22.10.18

8б 23.10.18

8в 23.10.18

8г 22.10.18


16

Земная кора и человек

8б 24.10.18


17

Обобщающий урок по теме: «Рельеф и недра»

8а 29.10.18

8б 30.10.18

8в 30.10.18

8г 29.10.18


18

Географическое положение и климат

8б 31.10.18


19

Солнечное излучение и климат

8а 12.11.18

8б 13.11.18

8в 13.11.18

8г 12.11.18


20

Земная поверхность и климат

8в 14.11.18


21

Воздушные массы и их циркуляция

8а 19.11.18

8б 20.11.18

8в 20.11.18

8г 19.11.18


22

Атмосферные фронты

8б 21.11.18


23

Циклоны и антициклоны

8а 26.11.18

8б 27.11.18

8в 27.11.18

8г 26.11.18


24


Распределение температуры воздуха на территории России

8б 28.11.18


25

Распределение осадков и увлажнения на территории России

8а 3.12.18

8б 4.12.18

8в 4.12.18

8г 3.12.18


26

Климатические пояса и области

8б 5.12.18


27

Климат и человек

8а 10.12.18

8б 11.12.18

8в 11.12.18

8г 10.12.18


28

Обобщающий урок по теме: «Климат»

8в 12.12.18


29

Моря

8а 17.12.18

8б 18.12.18

8в 18.12.18

8г 17.12.18


30

Особенности природы морей

8в 19.12.18


31

Внутренние воды России. Реки

8а 24.12.18

8б 25.12.18

8в 25.12.18

8г 24.12.18


32

Озера, водохранилища, болота

8б 26.12.18


33

Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота


34

Вода и человек


35

Обобщающий урок по теме: »Внутренние воды и моря»


36

Растительный мир


37

Животный мир


38

Биологические ресурсы и человек


39

Почвы и факторы их образования


40

Основные типы почв России


41

Почвы и человек.


42

Обобщающий урок по теме:»Почвы»


43

Природные районы и природно-хозяйственные зоны


44

Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр


45

Население и хозяйство в Арктике и тундре


46

Природа лесных зон


47

Население и хозяйство лесных зон


48

Природа лесостепей и степей


49

Население и хозяйство лесостепной и степной зон


50

Засушливые территорий России и горные области


51

Крупные природные районы России


52

Охрана природы и особо охраняемые территории


53

Обобщающий урок по теме:»Природно-хозяйственные зоны»


Население России

10ч



54

Численность населения. Почему снижалась численность населения


55

Мужчины и женщины


56

Молодые и старые


57

Народы


58

Языки


59

Религии


60

Размещение населения


61

Города России. Урбанизация


62

Сельские поселения и сельское население


63

Миграции населения. География населения


64

Обобщающий урок по теме: »Население России»


65

Итоговая проверочная работа


67-68

Резерв













































Список литературы

  1. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство. Учебник с приложением на эл. носителе. Просвещение, УМК «Сферы», 2013г.

  2. Барабанов В. В. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс Тетрадь - экзаменатор. Просвещение, УМК «Сферы», 2013г.

  3. Дронов В.П., Савельева Л.Е., О.Г Котляр. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Иллюстрированный атлас. Просвещение, УМК «Сферы», 2012г.

  4. Котляр О.Г. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Контурные карты. Просвещение, УМК «Сферы», 2012г.

  5. БариноваИ.И. и др. - Дидактич. материалы по геогр. России. 8-9кл. -М.: Просвещение, 1996.

  6. Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е. - География. ГИА-2009, 9 класс – М.: Астрель, 2009.

  7. Антушева О.В. – Поурочные планы по уч И.И. Бариновой – Волгоград: Учитель, 2005.

  8. Антушева О.В. – Поурочные планы по учебнику В.П. Дронова и И.И. Бариновой, 9 кл, часть 1-я и 2-я – Волгоград: Учитель, 2007.

  9. Барабанов В.В. и др. – ГИА 9кл. в новой форме, 2009/ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2009.

  10. Баринова И. И. - Рекомендации к планированию уроков, 8кл.-М.: Дрофа, 2003.

  11. Баринова И.И, Дронов В.П. - Методическое пособие, 8-9 кл. -М.: Дрофа, 2003.

  12. Баринова И.И, Ром В.Я. - География России: Методическое пособие - М.: Дрофа, 1997, 2000.

  13. Баринова И.И. – Поурочные разработки к учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа. 8 кл.» - М.: Экзамен, 2008.

  14. Баринова И.И. - Рабочая тетрадь для учителя: 8кл. -М.: Дрофа, 2001.

  15. Баринова И.И. - Самост. и практические работы: 8 кл. -М.: Просвещение, 1990. (

  16. Баринова И.И. - Современный урок географии: 4.5, 8 кл. - М.: Школьная пресса, 2003.

  17. Баринова И.И. и др. - Готовимся к экзамену по геогр.,8-9 кл. -М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.

  18. Баринова И.И., Дронов В.П. – Рабочая тетрадь: Хозяйство и географические р-ны, 9 кл. – М.: Дрофа, 2005.

  19. Баринова И.И., Суслов В.Г. – Рабочая тетрадь с комплектом к/к, 8 кл. - М.: Экзамен, 2009.

  20. Баринова И.И., Суслов В.Г. – Рабочая тетрадь с комплектом к/к, 9 кл. - М.: Экзамен, 2009.

  21. Бенькович Т.М. - Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл. - М.: Просвещение, 1997.

  22. Богданова А.А. - Уроки географии: 8 кл. - М.: Просвещение, 1985.

  23. Болотникова Н.Б. – Элективный курс: ГП России, 9 кл. – Волгоград: Учитель, 2006.

  24. Болотникова Н.В. – Предпрофильная подготовка, 9 кл. – Волгоград: Учитель, 2006.

  25. Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 6-9кл. – М.: Глобус, 2008.

  26. Болотникова П. В. -Готовимся ЕГЭ: тесты, 9-10 кл. - Волгоград: Учитель, 2003.

  27. Воробцова Т.Н. -Поурочные планы: 8кл. - Волгоград: Учитель-АСТ, 1999.

  28. Воробцова Т.П. - Поурочные планы 9 кл. (по уч. В.Л. Дронова) - Волгоград: Учитель-АСТ, 1999.

  29. Грушина С.Н. – Поурочные разработки. К учебнику «География России. В 2-х частях. 8-9 кл.» под ред. В.П. Дронова (8 кл.) – М.: Экзамен, 2008.

  30. Дронов В.П, Ром В.Я. - Рекомендации к планированию уроков, 9 кл. -М.: Дрофа, 2003.

  31. Дюкова С.Е. – Программы элективных курсов, 9 кл. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2006.

  32. Ермошкина А.С. - Уроки географии:8 кл. - М.: Просвещение, 1993.

  33. Ермошкина А.С. – Экономич. и социальная география России. Методич. пособие – М.: Владос, 2004.

  34. Жижина Е.А. – Поурочные разработки – 9 кл. – М.: Вако, 2005.

  35. Жижина Е.А. - Поурочные разработки,8 кл.-М: ВАКО, 2004.

  36. Иванова Т.С. – Эколого-географическая характеристика Московского региона – М.: УЦ Перспектива, 2008.

  37. ИгнатьеваГ.А., Фролова Н.В. - Практич. работы: 8-9 кл.- М.: Просвещение, 1996.

  38. Ким Э.В., Петрушина Н.П. – Рабочая тетрадь для учителя, 9 кл. (к уч. АИ. Алексеева) – М. Дрофа, 2003.

  39. Клюшникова М.В. – Внеклассная работа, 8 кл. – Волгоград: Корифей, 2006.

  40. Клюшникова М.В. – Заповедники России (элективный курс) – Волгоград: Корифей, 2006.

  41. Корнекова С.Ю., Семенов С.П. – Социально-экономическая география: Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2007.

  42. Курашева Е.М. - География России в схемах и таблицах – М.: Экзамен, 2009. Малиновская С.А. – Поурочные планы - 8 кл. – Волгоград: Учитель-Аст, 2004.

  43. Курашева Е.М. География России: 8-9 классы. Материалы для подготовки к экзамену: учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2009.

  44. Курашева Е.М. Задания на определение географических объектов: учебное пособие.9-11 класс. – М.: Дрофа, 2009.

  45. Лазаревич К.С. - Я иду на урок геогр.: 8 кл.-М.: Первое сентября, 2000.

  46. Лисенкова Г.Я. -Разноуровневые практич. работы: 9 кл.-М.: Просвещение. 1997.

  47. Маерова Н.Ю. - Уроки географии. 8-9 кл. Методич. пособие для учителя - М.: Дрофа, 2004.

  48. Макарцева Л.В., Кусков А.С. - Внеклассная работа по экон. геогр. -М.: Лицей, 2001.

  49. Малиновская С.А. – Поурочные планы (8 кл.) – Волгоград: Учитель, 2004.

  50. Монакова Г.Г., Яковлева Н.В. – Олимпиадные задания по географии. 9-11 кл. – Волгоград: Учитель, 2009.

  51. Моргунова А.Б. – Олимпиадные задания по географии, 9 кл. – Волгоград: Учитель, 2006.

  52. Николина В.В. География. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2009.

  53. Новенко Д.В. - Тематич. и поурочное планирование: 8 кл.- М.: Астрель, 2002.

  54. НовенкоД. В. - География: Справочные материалы.9 кл. - М.: АСТ. Астрель, 2002.

  55. Перепечеева Н.Н. – Нестандартные уроки, 8 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.

  56. Перепечеева Н.Н. – Поурочные планы по уч. Э.М. Раковской (2 части) – Волгоград: Учитель, 2005.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!