СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по экономике

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе предложена разработка целей, задач, компетенций курса, тематическое планирование для углубленного изучения экономики (2 часа в неделю) в классах социально-экономического профиля

Просмотр содержимого документа
«Программа по экономике»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 887»







РАССМОТРЕНО





ПРИНЯТО






УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

На методическом совете УКО

Заместитель директора

Протокол № ________

____________И.П. Дынько

____________И.П. Дынько

«___»___________2018 г.

«_____»_________2018 г.

«_____»_________2018 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Наименование предмета:

Экономика

Класс(ы):

10-11

Уровень общего образования:

Общее

Срок реализации программы:

2018-2019 учебный год

Рабочую программу составил(и) (должность, категория):

Волосков И. В., учитель обществознания, первая категория;




Москва, 2018 год

Рабочая программа по экономике 10-11 класс

1. Пояснительная записка



Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы по экономике для среднего (полного) общего образования соответствующая федеральному компоненту государ­ственного стандарта. среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по экономике плану для 10-11 классов предусматривает обучение экономики в объёме одного часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке в Примерной программе по экономике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Для реализации данной рабочей программы используется следующий
Учебник: Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В. М.: Вентана Граф, 2017.


Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в полу­чении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринима­тельской деятельности;

  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для после­дующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анали­зировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политиче­ской жизни с экономической точки зрения;

  • освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходи­мых для участия в экономической жизни общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качест­ве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необ­ходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, гра­фик, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной,

  • критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; -

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познава­тельной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, по­лемика).


2. Общая характеристика учебного предмета

Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование у школьников общих и цельных представлений о процессах, связанных с экономических процессах, деятельности фирмы и предпринимательстве.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Экономика» изучается в 10-11 классе в классах социально-экономического профиля в объеме 72 часов (2 часа в неделю), включается в единый блок с такими предметами, как математика, информатика, обществознание, история. Базовая часть предполагает освоение модулей «Экономика как наука», «Рынок и виды рынков», «Деньги и банки», «Рынок труда», «Экономика фирмы», «Предпринимательство». Вариативная часть программы предусматривает знакомство с основами фондового рынка, историей развития российского предпринимательства, истории развития денег и банков.

Год обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

10 класс

2

35

70

11 класс

2

34

68




Итого: 138





4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

В результате изучения предмета «экономика»

Выпускник научится:

 приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;

 описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы,

 объяснять: проблему ограниченности ресурсов; экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции; роль государства в регулировании рыночной экономики;

 анализировать структуру бюджета государства; информацию об экономической жизни

общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные

статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

 сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно- правовые формы предприятий, акции и облигации;

 вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;

 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; факторы, влияющие на производительность труда;

 применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства,

товары-заменители и дополняющие товары;

 различать основных участников экономической деятельности; производителей и потребителей, предпринимателей и наёмных работников; раскрывать характеризовать

основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;

анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики: анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

 называть и конкретизировать примерами виды налогов;

 характеризовать функции денег и их роль в экономике;

 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

Выпускник получит возможность научиться:

 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;

 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с состоянием российской экономики;

 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

 грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет

 оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 исполнения типичных экономических ролей;

 решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

 совершенствования собственной познавательной деятельности;

 оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

 осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.


5. Содержание учебного предмета

1. Введение в экономику. Главные вопросы экономики. (9 часов)

Экономика: наука и хозяйство. Направления современной экономики. Методы экономики. Экономика как хозяйство. Этапы хозяйственной деятельности. Факторы хозяйственной деятельности. Ограниченность экономических благ и экономический выбор. Проблема экономического выбора, кривая альтернативного выбора. Альтернативная стоимость и факторы производства: труд, капитал, земля, предпринимательские способности. Факторы производства и их рациональное использование. Экономические системы, их базовые признаки: традиционная экономика, командно-административная, рыночная, смешанная.



2. Силы, которые управляют рынком (6 часов)

Понятие рынка и его формы, подходы к определению видов рынка. Принципы и законы рынка: экономическая свобода и ответственность, конкуренция, равновесная цена, государственное регулирование рынка, открытость рынка. Спрос и предложение как переменные рынка. Спрос, факторы, формирующие спрос, закон спроса, эластичность спроса, кривая спроса, факторы, влияющие на изменение спроса. Предложение, факторы и детерминанты. Закон предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения, кривая предложения, факторы, способствующие изменению предложения. Экономические задачи на кривые спроса и предложения. Избыточный спрос и предложение.


3. Как работает рынок (5 часов). Цена и стоимость. Альтернативная стоимость. Цена товара. Функции цен: информационная, стимулирующая, ориентирующая, распределительная. Факторы, влияющие на цену


4. Мир денег. (8 часов)

Происхождение и функции денег: мера стоимости, средство обращения, средства платежа, мировые деньги. История денег: бартер, товарный эквивалент, полноценные деньги, неполноценные деньги, золотой и серебряный стандарт, электронные деньги. Концепции происхождения денег: рационалистическая и эволюционная. Бумажные деньги и законы их обращения: уравнение Ирвинга Фишера, ликвидность денег, денежная масса. Виды денег: наличные, безналичные, электронные, векселя, чеки. Денежный (финансовый) рынок. Деньги и ценные бумаги, дивиденды. Финансовый риск и равновесие на финансовом рынке.

Денежная масса и инфляция. Сущность инфляции, причины инфляции, виды инфляции: по темпам инфляции (ползучая, гиперинфляция, галлопирующая инфляция), по характеру (сбалансированная и несбалансированная), по деятельности государства (открытая и подавленная). Последствия инфляции для общества. Методы борьбы с инфляцией.


5. Банковская система (12 часов)

Банки, формирование банковской системы, функции банковской системы. История становления банков и банковских систем. Банки как центры хозяйственно-финансовой деятельности. Классификация банков: по функциям и характеру деятельности, по форме собственности, государственные и коммерческие банки. Банковские операции: активные и пассивные.

Кредитование физических и юридических лиц. Краткосрочные и долгосрочные кредиты, кредитная карта, кредитные истории, принципы кредитования: срочность, платность, возвратность, гарантированность, целевой характер. Банковский депозит и его виды, доходность по депозитам, банковская прибыль и гарантии. Страхование банковских вкладов.

Банковская система РФ. Центральный банк и его функции: хранение золотовалютных резервов, взаиморасчеты между государствами, эмиссия денег, лицензирование деятельности банков, установление ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования и ее влияние на экономическую активность. Банкротство банков и порядок действий центрального банка.


6. Человек на рынке труда (9 часов)

Понятие рынка труда, объекты и субъекты рынка труда, спрос и предложение на рынке труда, факторы спроса и предложения на рынок труда. НТР и рынок труда. Экономически активное население и его структура. Заработная плата, виды заработной платы: оклад, почасовая, сдельная, смешанная, государственное регулирование размера заработной платы: минимальная заработная плата, минимальный прожиточный минимум, потребительская корзина и ее стоимость. Реальная и номинальная заработная плата.


7. Социальные проблемы рынка труда (3 часа)

Конфликты на рынке труда, причины и динамика конфликтов, профсоюзы как организации разрешения конфликтов. Государственные органы разрешения трудовых конфликтов: конфликтные комиссии, федеральные и муниципальные органы регулирования трудовых конфликтов. Роль суда в разрешении трудовых конфликтов.

Ставка зарплаты, виды зарплаты, прожиточный минимум, потребительская корзина, трудовой контракт, коллективный договор, генеральное соглашение, трудовая пенсия.

Понятие социальной политики, юридические основы регулирования рынка труда, формы воздействия на рынок труда, государственное регулирование безработицы.


8. Экономические проблемы безработицы (4 часа)

Понятие безработицы, причины безработицы, экономические методики расчета безработицы. Виды безработицы: структурная, циклическая, фрикционная, сезонная. Государственные меры борьбы с безработицей.


9. Фирма и предпринимательство (10 часов)

Фирма как главное звено рыночной экономики. Фирмы и их задачи. Признаки фирмы: наличие единого имущества, стремление к эффективности и прибыли, направленность на лидерство и доминирование. Организационно-правовые формы организации фирмы: государственное предприятие, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, товарищество, индивидуальное частное предпринимательство, производственный кооператив, муниципальное, унитарное предприятие. Пути повышения эффективности деятельности фирм, интенсивный и экстенсивный путь развития формы.

Предпринимательство. Понятие и виды предпринимательства, регистрация предпринимательства, планирование и финансовый аудит в предпринимательской деятельности, проектирование в деятельности предпринимателя. Прибыль, постоянные и переменные издержки, минимизация издержек, рентабельность. Себестоимость продукции, система показателей экономической эффективности производства. Пути повышения доходности бизнеса.

11 класс

10. Рынок, фирма и конкуренция (11 часов). Понятие и виды рынка (повторение), виды конкуренции. Понятии монополии, виды монополий. Рынок и монополии. Государство и монополии, экономические и юридические механизмы борьбы с монополизмом. Антимонопольное законодательство, способы борьбы с монополизмом. Антимонопольное законодательство и борьба с монополизмом в РФ.

11. Потребитель (10 часов). Потребитель как субъект экономики. Поведение потребителя. Общая и предельная полезность в поведении потребителя, закон убывающей предельной полезности, максимилизация полезности. Экономическое поведение и бюджет, доходы и расходы, планирование бюджета. Бюджет и инфляция. Инфляционные ожидания и экономическое поведение. Экономическое поведение современного российского потребителя.

12. Экономические задачи государства (18ч)

Экономическая роль государства, цели государства. Волюнтаризм и кейнсианство как подходы к решению проблемы государства и экономики. Общественные эффекты и внешние блага. Положительные и отрицательные внешние эффекты. Общественные и частные издержки. проблемы и способы государственного регулирования внешних эффектов. Государство и рынок. Государственный бюджет. Доходы и расходы государственного бюджета Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования. Государственный долг Роль налогов в экономике. Основные виды налогов. Средняя и предельная ставки налога. Воздействие налогов на экономику. Кривая Лаффера. Налоговая система России. Роль ЦБ в регулировании кредитно-финансовой политики. Монетарная политика. Объем денежной массы и показатели экономической активности. Фискальная политика. Фискальная и кредитная политика государства. Таможенная политика и рынок. Акцизная политика.

13. Экономический рост. (10 часов) Источники и причины, противоречия экономического роста. Понятие и этапы экономического цикла. Причина цикличности экономики, экстернальные и интернальные экономические теории. Показатели экономического роста (ВВП, ВНП, ЧНП), методики расчета, взаимосвязь параметров. Особенности экономики современной России, основные проблемы. Уровень жизни в России в сравнении с другими странами. Показатели экономического развития России, динамика экономических показателей. Либерализация экономики, структура собственности в России. Либеральные экономические реформы в России и их последствия.


14. Организация международной торговли (12 ч.)

Специализация и разделение труда. Обмен и взаимозависимость. Почему торговля

рождает богатство. Абсолютное и сравнительное преимущество в международной торговле. Протекционизм: цели и средства. Импортные тарифы. Нетарифные барьеры. Экспортные субсидии. Свободная торговля. Всемирная торговая организация (ВТО). Россия и ВТО. Региональная интеграция. Спрос и предложение на рынке валют. Формирование валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы. Валютные риски. Валютные системы. Валютные кризисы. Понятие глобализации, ее выгоды и риски. Краткая характеристика основных глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Развитые и развивающиеся страны. Наиболее актуальные для России глобальные проблемы. Устойчивое развитие.

Раздел 6. Итоговое повторение. (4 часа)









1.7 Календарно-тематическое планирование.


Тема и тема урока

Кол-во часов

Основные понятия урока

Тип урока, приемы и методы

Дата


Введение в экономику. Главные вопросы экономики.

9




1

Что такое экономика. Методы экономической науки

1

Экономика – система, наука. Микро и макроэкономика, методы эконом. науки. Возникновение экономики как науки.

Изучения нового материала.

Лекция с эл. беседы, выполн. тест. заданий, взаимопроверка

сентябрь

2-3

Ограниченность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость.

2

Потребности и ресурсы. Ограниченность как недостаточность доступных ресурсов для удовлетворения потребностей. Компромиссный выбор. Альтернативная стоимость, свободные и экономические блага, производительность труда, разделение тр., специализация, обмен, типы собственности.

Комбинированный, лекция с эл. беседы, решение задач произв. труда.

сентябрь

4-5

Главные вопросы экономики. Экономические системы.

2

Типы экономических систем. Экономические институты и стимулы. Право собственности и его значение для экономической деятельности. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей.

Изучения нового материала. Представление достоинств и недостатков экон. систем в группах, заполнение таблиц, решение тестовых заданий, дискуссия, группов. работа построение КПВ

сентябрь

6

Командная система. Смешанная система. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.

1

Особенности командной системы, основные признаки смешанной.

Комбинированный.

Представление эк. систем, работа с таблицей, выполнение тестов, взаимопроверка, дискуссия

сентябрь

7.

Рыночная экономика

2

Принципы рыночной экономики. Свобода предпринимательства и конкуренция, виды конкуренции, рыночное ценообразование, равновесная цена, открытость рыночных отношений

Комбинированный. Изучение нового материала, беседа, решение ситуативных задач

сентябрь

8-9

Основы экономического анализа и принятия решений.

2

Выбор и принцип рационального поведения. Выгоды (полезность) и затраты. Маржинальный принцип анализа и принятия экономических решений. Сравнительное преимущество. Взаимовыгодность обмена.

Комбинированный.

Выполнения практикумов в группах и индивидуально, обсуждение выполнения домашнего задания (эссе).

Сентябрь-октябрь

10

Повторение


Экономические системы, экономические ресурсы

Контрольный урок. Опрос, решение ситуативных задач, развивающий тренинг

Октябрь


Силы, которые управляют рынком.

6




11-12

Что такое спрос.

2

Величина спроса. Спрос. Шкала спроса, кривая спроса. Закон спроса. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса по цене. Взаимосвязанные товары и услуги. Индивидуальный и рыночный спрос.

Изучения нового материала, комбинированный.

Лекция, построение графиков, работа с текстом, выполнение практикума.

октябрь

13-14

Отчего зависит предложение товаров

3

Величина предложения. Предложение. Шкала предложения, кривая предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения по цене.

Изучения нового материала, комбинированный.

Построение кривой, шкалы, выполнение практикума, решение задач

октябрь

15

Повторение

1

Взаимосвязь спроса и предложения, ценовые и неценовые факторы спроса и предложения

Контрольный урок. Опрос, решение ситуативных задач, развивающий тренинг

октябрь



16-17

Как работает рынок.

Формирование рыночных цен.

5


2

Рыночное равновесие. Равновесная цена, равновесное количество, избыток и дефицит. Причины и следствия нарушения рын. равновесия

Изучения нового материала, комбинированный.

Лекция с эл беседы, выполнение практикумов, построение графиков, решение задач.


Октябрь-ноябрь

18-19

Рынок на практике.

2

Розничная и оптовая торговля, физический и нематериальный капитал, сбережения и их превращение в капитал. Финансовый рынок. Различия между собственным и заемным капиталом. Фондовый рынок. Рынок труда.

Изучения нового материала.

Работа с текстом , составление схем, таблиц, комментирование прочитанного, выполнение проблемных заданий.

Ноябрь

20

Повторение

1

Принципы и законы рынка, виды рынка

Контрольный урок, опрос, решение ситуативных задач, интеллектуальная игра

Ноябрь


Мир денег.

8




21-23

Причины возникновения и формы денег.

3

Товарные деньги, преимущества денег как средства обмена, ликвидность, эмиссия, формы денег, элементы денежных систем.

Изучения нового материала.

Выполнение проблемных задач, упражнений, тестов, объяснение схем.

Ноябрь

24-25

Функции денег в современной экономике.

2

Бартер, функции денег, активы, ликвидность

Урок-практикум,

Беседа, выполнение упражнений , решение ситуативных задач

Ноябрь

26-27

Факторы формирования величины денежной массы.

2

Количественная теория денег, уравнение обмена, скорость обращения денег, ликвидность денег, взаимосвязь денег и экономической активности

Изучения нового материала,

Мини - лекция с пробл. заданиями, сообщение, решение задач.

Ноябрь-декабрь

27

Повторение

1

Виды денег, ликвидность, денежная масса, скорость обмена денег

Контрольно-обобщающий урок, опрос, беседа, решение ситуативных задач, развивающий тренинг

декабрь


Банковская система.

12




28-29

Причины появления и виды банков.

2

Банковская система. Функции банков. Виды банков. Основные виды услуг. Причины экономической рациональности деятельности банков.

Комбинированный.

Мини-лекция, работа с текстом, просмотр фрагмента «Из истории банков»

декабрь

30-31

Принципы кредитования. Банки и структура денежной массы.

2

Принципы кредитования, депозиты до востребования и срочные, кредитоспособность, вексель, чек, безналичный расчет, дисконтирование.

Изучения нового материала.

Мини-лекция, выполнение проблемных заданий, упражнений, решение задач, работа с текстом

декабрь

32-33

Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны.

2

Функции ЦБ, задачи ЦБ. Нормы обязательных резервов, учетная ставка. Операции на открытом рынке.

Изучения нового материала.

Мини-лекция, самостоятельная работа с текстом, выполнение упражнений.

декабрь

34-35

Как банки создают деньги

2

Кредитная эмиссия, обязательные резервы, депозитный мультипликатор. Простой и сложный процент, банковская маржа. Банки и микрокредитные организации

Комбинированный.

Лекция с элементами беседы, выполнение упражнений, решение задач

январь

36-37

Причины и виды инфляции

2

Инфляция. Покупательная способность денег, виды инфляции. Индекс потребительских цен. Реальные и номинальные величины. Процедура расчета показателей инфляции. Источники экономической информации

Изучения нового материала, комбинированный.

Мини-лекция, составление схем, выполнение упражнений, решение задач, работа со статистической информацией


январь

38-39

Повторение

2

Банки и банковская система, функции Центробанка, функции банков и банковские операции, инфляция и ее причины, влияние инфляции на социально-экономические процессы

Контролько-обобщающий урок. Опрос, решение ситуативных задач, работа с текстом, интеллектуальная игра

январь


Человек на рынке труда

9




40-41

Экономическая природа рынка труда

2

Рынок труда, его особенности, мобильность трудовых ресурсов, совершенная конкуренция на рынке труда. Факторы, определяющие спрос и предложение на рынке труда.

Изучения нового материала.

Самостоятельная работа с текстом, беседа, упражнения, решение ситуативных задач

февраль

42-43

Спрос на услуги труда

2

Предельный продукт труда, закон убывающей предельной производительности переменного фактора, кривая спроса фирмы на услуги труда, отраслевой и рыночный спрос на труд. Территориальная и профессиональная мобильность

Изучения нового материала.

Лекция с беседой, решение задач в группах, выполнение упражнений

февраль

44

Предложение труда

1

Альтернативная стоимость досуга, эффект замены, эффект дохода, рыночное предложение услуг труда

Комбинированный.

Мини-лекция, практикум, объяснение графиков.

февраль

45-46

Что такое заработная плата и от чего она зависит

2

Ставка зарплаты, виды зарплаты, дискриминация на рынке труда.

Изучения нового материала.

Самостоятельная работа с текстом, беседа, выполнение упражнений

Февраль-март

47-48

Повторение

2

Особенности рынка труда, спрос и предложение на рынке труда, заработная плата и ее факторы

Контрольно-обобщающий урок, опрос, беседа, решение ситуативных задач, работа с текстом, беседа

март


Социальные проблемы рынка труда

3




49

Причины и виды конфликтов на рынке труда

1

Виды конфликтов, их причины, профсоюзы, задачи профсоюзов

Изучения нового материала.

Самост. работа с текстом, беседа, практикум

Март

50-51

Социальные факторы формирования заработной платы

1

Ставка зарплаты, виды зарплаты, прожиточный минимум, потребительская корзина, трудовой контракт, коллективный договор, генеральное соглашение, трудовая пенсия

Комбинированный.

Самостоятельная работа с текстом, выполнение упражнений , тестирование

Март

52

Рынок труда и государственная политика

1

Понятие социальной политики, юридические основы регулирования рынка труда, формы воздействия на рынок труда, государственное регулирование безработицы

Комбинированный. Изучение нового материала, мини-лекция, беседа, работа с текстом, решение ситуативных задач, работа со статистической информацией

Март


Экономические проблемы безработицы

4




53-54

Причины и виды безработицы

2

Рабочая сила, занятость, безработица, уровень занятости, уровень безработицы. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения, Социальные последствия безработицы. Государственное регулирование безработицы

Изучения нового материала.

Мини-лекция, работа с текстом, составление схем, таблиц, беседа, выполнение тестовых заданий

Март-апрель

55











56

Полная занятость и методы сокращения безработицы










Повторение


1











1

Естественный уровень безработицы, государственная политика в области занятости. Мобильность рабочей силы, неполная занятость, монопсония, способы сокращения безработицы





Безработица, ее виды, расчет показателей безработицы, территориальная и профессиональная мобильность

Комбинированный.

Самостоятельная работа с текстом, проблемные задания, анализ ситуации в Череповце по материалам периодической печати, интервью с представителем службы занятости, выполнение упр., к/р по теме

Контрольно-обобщающий урок, опрос, решение ситуативных задач, развивающий тренинг, работа с текстом

Апрель











Апрель


Что такое фирма и как она действует на рынке

4




57

Фирма. Роль фирм в экономике

1

Фирма, предприниматель и предпринимательство, достоинства и недостатки мелких и крупных фирм.

Изучения нового материала.

Мини-лекция, самостоят. работа с текстом и раздаточн. материалом, анализ схем и таблиц, тестовые задан.

Апрель

58-59

Организационно-правовые формы фирм

2

Хозяйственные товарищества и общества, принципы распределения прибыли, организационно-правовые формы ведения бизнеса по российскому законодательству

Комбинированный.

Анализ таблиц, схем, решение ситуативных задач. Выполнение упражнений

Апрель

60-61

Экономический подход к понятиям издержек и прибыли

2

Издержки, выручка, прибыль. Максимизация прибыли. Постоянные и переменные затраты, средние и предельные издержки.

Комбинированный.

Мини-лекция, выполнение упражнений,


Апрель

62-63

Влияние конкуренции на деятельность фирм

2

Типы конкурентных рынков, влияние монополизации на положение продавцов и покупателей, роль государства в ограничении монополизации рынка

Изучения нового материала.

Мини-лекция, работа с текстом и анализ таблицы, работа с упражнениями, беседа


Май

64-65

Предприниматель и создание успешного бизнеса

2

Основные источники финансирования бизнеса, бухгалтерский учет, баланс фирмы, активы и пассивы фирмы, закон убывающей эффективности, амортизация, основной капитал

Изучения нового материала.

Мини-лекция, работа с текстом и анализ таблицы, работа с упражнениями, беседа


Май

66

Ведение бизнеса

2

Менеджмент, уровни менеджмента, маркетинг, маркетинговые исследования, понятие планирования

Комбинированный.

Подготовленные сообщения, беседа

Май

67

Деловая среда бизнеса

1

Бизнес-план, цена безразличия, фьючерс,

практикум

Май

68-70

Обобщающее повторение

3


Контрольно-обобщающие уроки, опрос, беседа, рещение тестов и ситуативных задач, работа с текстом, развивающий тренинг «Готовимся к экзамену»

Май

11 класс

Тема и тема урока

Кол-во часов

Основные понятия урока

Тип урока, приемы и методы

Дата


Рынок и конкуренция

11




1-2

Влияние конкуренции на деятельность фирм

2

Типы конкурентных рынков, влияние монополизации на положение продавцов и покупателей, роль государства в ограничении монополизации рынка

Изучения нового материала.

Мини-лекция, работа с текстом и анализ таблицы, работа с упражнениями, беседа


сентябрь

3-5

Монополии и ее формы

3

Понятие монополии, монополия, олигополия, синдикат, картель. Естественные и искусственные монополии. Механизмы монополизации рынка

Изучения нового материала.

Мини-лекция, работа с текстом и анализ таблицы, работа с упражнениями, беседа


сентябрь

6-8

Государство и монополии

3

Задачи государства по борьбе с монополиями, экономические последствия монополизации рынка, пути борьбы государства с монополиями и поддержки конкуренции

Минилекция, беседа, работа с текстом

Сентябрь

9-10

Монополии и антимонопольное законодательство в РФ

2

Особенности монополизации рынка в РФ. Естественные и искусственные монополии, антимонопольное законодательство в РФ и пути борьбы с монополиями

Комбинированный.

Подготовленные сообщения, беседа

Сентябрь-октябрь

11

Повторение

1

Конкуренция и рынок, монополии и их виды, антимонопольное законодательство, пути борьбы с монополиями

Контрольно-обобщающее занятие, беседа, решение ситуативных задач, тестирование, интеллектуальная игра

октябрь


Потребитель

10




12-14

Потребитель и экономическое поведение

3

Понятие экономического поведения. Общая и предельная полезность в поведении потребителя, закон убывающей предельной полезности, максимилизация полезности.

Изучения нового материала.

Мини-лекция, работа с текстом и анализ таблицы, работа с упражнениями, беседа, решение задач, работа с графиками, таблицами


Октябрь

15-17

Экономическое поведение и бюджет

3

Понятие бюджета, доходные и расходные части бюджета планирование бюджета. Бюджет и инфляция. Инфляционные ожидания и экономическое поведение

Изучения нового материала.

Мини-лекция, работа с текстом и анализ таблицы, работа с упражнениями, беседа, решение задач, работа с графиками, таблицами


Октябрь-ноябрь

18-19

Экономическое поведение современного российского потребителя

2

Особенности формирования бюджета, доходная и расходная часть, экономическое планирование бюджета, пути пополнения дефицитного бюджета

Изучения нового материала.

Мини-лекция, работа с текстом и анализ таблицы, работа с упражнениями, беседа, решение задач, работа с графиками, таблицами


Ноябрь

20

Обобщающее повторение

1

Экономическое поведение, экономическая полезность, доходная и расходная часть бюджета, бюджет и инфляция

Работа с текстом и анализ таблицы, работа с упражнениями, беседа, решение задач, работа с графиками, таблицами

Ноябрь


Экономические задачи государства

18




21-22

Роль государства как защитника экономических свобод

2

Экономические свободы, слабые стороны рынка, монополизация рынка, антимонопольное законодательство. Внешние эффекты, положительные и отрицательные. Общественные блага

Изучения нового материала.

Самостоятельная работа с текстом, составление схем, анализ таблиц, беседа

Ноябрь

23-24

Государство и экономика в экономической теории

2

Волюнтаризм и кейнсианство, общность и различие, параметры регулирования экономика в кейнсианстве.

Комбинированный. Минилекция, беседа, решение ситуативных задач

Ноябрь-декабрь

25-26

Структурная политика государства

2

Понятие структурной политики, отрасли экономики, зависимые от государства, формы государственного воздействия на структуру экономики: субсидии и налоговые льготы

Беседа, минилекция, работа с текстом


Декабрь

26-28

Бюджетная политика государства

3

Понятие бюджета, источники формирования и расходования бюджета, состояния бюджета. Источники пополнения в бюджета в условиях дефицита. Законодательная деятельность в бюджетной политики

Изучения нового материала.

Семинарское занятие. Сбор и подготовка информации о мировом кризисе через интернет ресурсы


Декабрь

29-30

Фискальная политика

2

Цели и инструменты фискальной политики. Изменение объема государственных закупок, изменение налоговой политики и политики перераспределения через трансферты. Меры фискальной политики, направленные на стабилизацию экономического развития

Изучения нового материала.

Лекция с элементами беседы. Работа с интернет ресурсами

Декабрь

31-32

Монетарная политика

2

Цели и инструменты монетарной политики: изменение номы обязательных банковских резервов, изменение учетной ставки. Операции на открытом рынке. Меры монетарной политики, направленные на стабилизацию экономического развития. Взаимосвязь монетарной и фискальной политики

Изучения нового материала, лекция с элементами беседы, работа со статистическим материалом


Январь

33-35

Налоги как источник доходов государства

3

Принципы и методы налогообложения, виды налогов, прямые и косвенные налоги, кривая Лаффера. Налоги и стабилизационная политика государства. Налоги и налоговые вычеты в РФ.

Изучения нового материала.

Самостоятельная работа с текстом, гипертекстом, составление схем, анализ рисунков и таблиц, беседа, выполнение задач и тестов

Январь

36-37

Бюджетная политика

2

Понятие бюджета, доходная и расходная часть бюджета, источники пополнения бюджета, дефицит и профицит бюджета

Комбинированный урок. Минилекция, беседа, решение ситуативных задач, работа с графиками и таблицами

Январь-февраль

38-39

Обобщающее повторение

2

Экономика и государство. Направления экономической политики государства. Экономические реформы и экономическая политика РФ

Комбинированный урок, беседа, решение ситуативных задач, работа с графиками и таблицами, работа с планами и экономическими текстами

Февраль


Экономический рост

10




40-41

Экономический рост

2

Понятие экономического роста, источники экономического роста, основное противоречие экономики, экономический цикл, его понятие, этапы экономического цикла, причины циклического развития экономики: экстернальные и интернальные теории. Государственное регулирование экономического роста

Комбинированный урок. Минилекция, беседа, работа с графиками, решение ситуативых задач

Февраль

42-44

Показатели экономического роста

3

Система показателей-индексов, методика их расчетов, источники получения информации по индексам, систематизация индексов,

Комбинированный урок. Минилекция, беседа, работа с графиками, решение ситуативых задач

Февраль-март

45-47

Экономика переходного типа в России

3

Либерализация экономики, структура собственности в России, либеральные и неолиберальные реформы российской экономики. Либерализация ценообразования, приватизация и их воздействие на национальную экономику, экономические реформы и национальная валюта. Экономическая политика РФ: от либерализма к неолиберализму

Комбинированный.

Работа с тексом, анализ схем и диаграмм, использование интернет-ресурсов для проведения сравнительного анализа экономического развития России и разных групп стран, беседа.

Март

48-50

Современная экономика России

3

Особенности экономики современной России, основные проблемы. Уровень жизни в России в сравнении с другими странами. Экономические показатели социально-экономического развития российской экономики.

Мини-лекция, работа с текстом, Изучения нового материала.

обсуждение сообщений

Март

51-52

Обобщающее повторение

2

Экономический рост и его показатели, экономические реформы и экономические процессы в российской экономики. Показатели и динамика экономического развития РФ.

Комбинированный урок, беседа, решение ситуативных задач, работа с графиками и таблицами, работа с планами и экономическими текстами

Март


Организация международной торговли

12




53-54

Международная торговля и ее влияние на экономику страны

2

Экспорт, импорт, принципы относительного и абсолютного преимуществ, международное разделение труда и мировой торговли, протекционизм и фритредерство, демпинг,сальдо торг. баланса. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран. Роль РФ в международном разделении труда

Изучения нового материала.

Мини-лекция, работа с текстом, обсуждение сообщений, решение задач, тестов

Апрель

55-56

Международная финансовая система

2

Валютный курс, обмен валютами, конвертируемость валют, организация денежных расчетов, виды валют и валютные системы

Мини-лекция, работа с текстом, Изучения нового материала.

обсуждение сообщений

Апрель

57-59

Глобализация как явление мировой экономики

3

Понятие глобализации, причины и источники глобализации, влияние глобализации на национальные экономики, противоречия глобализации

Комбинированный урок, мини-лекция, беседа, работа с текстом, решение ситуативных задач

Апрель-май

60-62

Россия в мировой экономике

3

РФ в международном разделении труда, экономическая политика и экономическое сотрудничество, российская экономика и мировой рынок, санкции и антисанкции, новые экономические партнеры

Комбинированный урок, мини-лекция, беседа, работа с текстом, решение ситуативных задач

Май

63-64

Обобщающее повторение

2

Мировой рынок и международное разделение труда, глобализация, российская экономика в условиях мировой экономики

Комбинированный урок, беседа, решение ситуативных задач, работа с графиками и таблицами, работа с планами и экономическими текстами

Май

65-68

Итоговое обобщающее повторение

4


Комбинированный урок, беседа, решение ситуативных задач, работа с графиками и таблицами, работа с планами и экономическими текстами

Май



1.8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В. Экономика. 10-11 класс. М.: Вентана-граф, 2017.-207с.

2. Иванов С.И., Линьков А.Я. Основы экономической теории.-М.: Вира-пресс, 2018-295с.


1.9. Планируемые результаты изучения учебного курса

Рабочая программа обеспечивает достижение следующих результатов:

В результате изучения предмета «экономика»

Выпускник научится:

 приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;

 описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы,

 объяснять: проблему ограниченности ресурсов; экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции; роль государства в регулировании рыночной экономики;

 анализировать структуру бюджета государства; информацию об экономической жизни

общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные

статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

 сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно- правовые формы предприятий, акции и облигации;

 вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;

 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; факторы, влияющие на производительность труда;

 применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства,

товары-заменители и дополняющие товары;

 различать основных участников экономической деятельности; производителей и потребителей, предпринимателей и наёмных работников; раскрывать характеризовать

основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;

анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики: анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

 называть и конкретизировать примерами виды налогов;

 характеризовать функции денег и их роль в экономике;

 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

Выпускник получит возможность научиться:

 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;

 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с состоянием российской экономики;

 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

 грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет

 оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 исполнения типичных экономических ролей;

 решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

 совершенствования собственной познавательной деятельности;

 оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

 осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.


10. Календарно-тематическое планирование






11. Технологическая карта


12. Пакет оценочных средств

10 класс. Промежуточное тестирование

Вариант 1.

1.Выберите верные суждения о понятии «экономика» и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) экономика охватывает отношения, связанные с производством и хозяйственной деятельностью людей.

2) Экономика- это совокупность видов деятельности, направленных на удовлетворение социальных потребностей людей.

3) Экономика включает любую деятельность, связанную с созданием материальных и духовных благ

4) Экономика-наука, изучающая определенные аспекты хозяйственной деятельности людей

5) Экономикой называют комплексную науку, включающую исследование общественной жизни в ее целостности и полноте


2. Установите соответствия между рассматриваемыми в экономической науке вопросами и уровнем экономического анализа: к каждой позиции в первом столбце подберите соответствующую позицию второго столбца

Вопросы Уровни анализа

А) издержки производства и прибыль 1)макроэкономика

предприятия

Б) инфляция и безработица 2) микроэкономика

В) конкуренция и монополия

Г) рациональное поведение потребителя

Д) бюджетная и налоговая политика

Запишите в таблицу выделенные цифры над соответствующими буквами

А

Б

В

Г

Д








3. Установите соответствия между признаками и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Признаки Факторы производства


А) факторный доход- прибыль 1) труд

Б) здание и оборудование 2) предпринимательские способности

В) непосредственное участие 3) капитал

в преобразовании энергии, вещества, информации

Г) факторный доход-заработная плата

Д) материальная форма


Запишите в таблицу выделенные цифры над соответствующими буквами

А

Б

В

Г

Д







4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в текст на месте пропусков.

Благо- это средство для удовлетворения потребностей. С точки зрения____ (А) по отношению к нашим потребностям мы говорим об _____ (Б) благах. Но есть блага, которые по сравнению с нашими потребностями имеются в неограниченном количестве, например, воздух. Их называют____ (В) или неэкономическими. Выделяют блага потребительские и производственные, или предметы потребления и______ (Г) (станки, машины, оборудование, здания и пр.). Бывают также частные и _____ (Д) блага. Примером последних является национальная оборона, общественный порядок, законотворчество. Частные блага представляются только тем, кто за них заплатил. Все большее значение в современном мире приобретает производство ____ (Е) благ»


Слова в списке даны в именительном падеже Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1)глобальное 6)общественное

2) ценность 7)нематериальное

3) индустриальное 8)свободное

4)ограниченность 9)средства производства

5)экономическое

А

Б

В

Г

Д

Е








5. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «экономическая система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах экономических систем и второе предложение, характеризующее один из этих типов.

6. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экономика как хозяйство». Составьте план, в соответствии с которым будете раскрывать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.



Вариант 2

1. Выберите верные суждения о факторах производства и факторных доходах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ресурсы, применяемые в процессе производства, называются факторными доходами.

2) предпринимательские способности направлены на использование всех остальных факторов производства для создания товаров и услуг

3) факторы производства делятся на ограниченные и неограниченные

4) труд как фактор производства связан с непосредственным приложением физических и умственных способностей людей

5) владелец капитала получает прибыль


2. Установите соответствие между видами и подвидами рынков: к каждой позиции подберите соответствующую позицию из второго столбца


Подвиды рынков Виды рынков

1)рынок ценных бумаг 1) рынок экономических ресурсов

2) рынок труда 2) финансовый рынок

3)валютный рынок

4)рынок капитала

5)рынок земли

Запишите в таблицу выделенные цифры над соответствующими буквами

А

Б

В

Г

Д







3. Установите соответствие между видами и подвидами рынков: к каждой позиции подберите соответствующую позицию из второго столбца

Признаки Типы экономических систем

А) свобода предпринимательской деятельности 1) традиционная

Б) директивное регулирование распределения ресурсов 2) командная

В) преобладание натурального хозяйства 3) рыночная

Г) установление максимума на все потребительские

товары

Д) правовое равенство различных видов и форм

собственности

Запишите в таблицу выделенные цифры над соответствующими буквами

А

Б

В

Г

Д







4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в текст на месте пропусков.

«______ (А) государственных ценных бумаг является государство в лице соответствующих органов государственной исполнительной власти. Рынок государственных ценных бумаг в нашей стране делится на рынок______ (Б) ценных бумаг, рынок ценных бумаг субъектов Федерации, и рынок ____ (В) ценных бумаг. Последний вид ценных бумаг юридические, правда, пока не отнесен к разряду государственных, хотя, по сути практических вопросов он фактически приравнен к ним. ___ (Г) ценные бумаги выпускают коммерческие организации. В российской практике отсутствуют ценные бумаги, которые выпускают____ (Д), хотя потенциально это возможно для некоторых из видов, например для _____ (Е).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1)физические лица 8) корпоративные

2)эмитент 9)облигация

3)вексель

4) федеральные

5) Юридические лица

6)муниципальные

7)акция

А

Б

В

Г

Д

Е








5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие факторы производства? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно о видах факторов производства и второе предложение о сущности труда как фактора производства.

6. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Виды рынков». Составьте план, в соответствии с которым будете раскрывать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Итоговая работа 10 класс

  1. Выберите верное суждение об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны

1)В периоды высокой инфляции повышается покупательная способность национальной валюты

2)Высокая инфляция усиливает риск, связанный с инновациями и долгосрочными инвестициями

3) От инфляции страдают вкладчики банков, если уровень инфляции ниже процента по депозитам.

4) Высокой инфляцией называют процесс долговременного устойчивого повышения общего уровня цен в стране.

5) Экономисты различают фрикционную, структурную и циклическую инфляцию



  1. Установите соответствия между характеристиками и факторами производства:

Характеристики Факторы производства

А) все виды ресурсов, имеющихся на планете и пригодных 1) Земля

для производства экономических благ 2) Труд

Б) деятельность людей по производству товаров и услуг путем 3) Капитал

использования их физических и интеллектуальных возможностей

в) факторный доход- заработная плата

г) здания и сооружения, оборудование, инфраструктура

д) объем денежной массы, которой располагают субъекты

экономики



3.В стране Z активно развивается крупное машинное производство, растут города. Какие признаки подтверждают наличие в стране рыночной экономики?

  1. В стране каждый собственник факторов производства свободно распоряжается ими.

  2. Сельское хозяйство производит широкий ассортимент продукции на экспорт.

  3. Собственниками земли, предприятий являются частные лица

  4. Промышленное производство растет быстрыми темпами

  5. В стране существует конкуренция производителей.



4.Найдите в приведенном ниже списке факторы, которые могут способствовать повышению спроса на новую модель автомобиля.

1) банки предоставляют кредиты на выгодных для клиентов условиях.

2) доходы семей выросли за прошедший год

3) производитель сократил выпуск других автомобилей

4) производитель активно рекламирует новую модель автомобиля

5) цены на новую модель автомобиля выше, чем на старую модель

6) налог с продаж был повышен на 1%



5. Выберите верные суждения о факторных доходах и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) Факторными доходами называют ресурсы, используемые людьми для создания экономических благ

2) Факторный доход от труда называют заработной платой

3) Рента является факторным доходом от использования предпринимаетльских свособностей

4) прибыль- превышение всех доходов фирмы над ее издержками

5) к факторным доходам относят спрос и предложение



6. Фирма «Добрая хозяюшка» оказывает услуги по уборке помещений. Найдите в приведенном списке примеры переменных издержек фирмы в краткосрочном периоде.

1) издержки на приобретение моющих средств

2) арендная плата за офис фирмы

3) издержки на выплату окладов работникам администрации

4) издержки по погащению процентов по ранее взятому кредиту

5) издержки на выплату сдельной заработной платы работникам

6) оплата электроэнергии



7. Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) Финансовыми институтами называют организации, участвующие в финансово-кредитной системе

2) Коммерческие банки занимаются привлечением сбережений домохозяйств

3) Центральный банк осуществляет денежные расчеты между гражданами и организациями

4) Коммерческие банки осуществляют эмиссию денег

5) Коммерческие банки устанавливают учетную ставку.



8. Проиллюстрируйте тремя примерами влияние конкуренции на развитие производства.



9. В Западной Европе сокращается сфера офисного труда. Все больше людей получают возможность в удобное для себя время работать дома. Какие преимущества дает работникам такая форма организации труда? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни укажите четыре преимущества такой формы организации труда.





10. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие предложение? Привлекая знание обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение содержащее информацию о любом из факторов, влияющих на формирование предложения, и одно предложение, раскрывающее сущность законы предложения.



11. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деньги». Составьте план, в соответствии с которым будете раскрывать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.



Вариант 2



  1. Установите соответствия между примерами и факторами экономического роста:

Примеры Факторы роста

А) строительство новых предприятий 1) интенсивный рост

Б) замена устаревшей техники современной 2) экстенсивный рост

В) увеличение численности обслуживающего персонала

Г) переобучение работников

Д) расширение посевных площадей



  1. Выберите верные суждения о безработице:

  1. Безработицей называют преобладание спроса на рабочую силу над ее предложением.

  2. По характеру причин безработица делится на галопирующую, фрикционную и циклическую.

  3. Структурная безработица связана с изменением спроса на труд в отдельных отраслях и регионах вследствие НТР

  4. Естественным называют средний уровень безработицы, вокруг которого на протяжении многих лет колеблется занятость населения

  5. Циклическая безработица возникает в период экономического подъема



  1. В компании принято решение об открытии нового направления по производству бытовой техники. Найдите в приведенном списке подтверждения того, что речь идет об экстенсивном экономическом росте данного предприятия.

  1. использование современных компьютерных технологий

  2. использование устаревшего оборудования

  3. дополнительный набор работников

  4. повышение квалификации работников

  5. увеличение масштабов производства за счет открытия новых цехов.



  1. Выберите верные суждения о ценных бумагах:

  1. различают ценные бумаги именные и на предъявителя

  2. Вексель представляет собой свидетельство о денежном вкладе в банке с обязательством банка о возврате вклада в установленный срок

  3. В соответствии с ГК РФ ценной бумагой называется любой документ, выпускаемый государством

  4. Ценная бумага, удостоверяющая владение долей в капитале предприятия и дающая право на получение части прибыли предприятия, называется акцией

  5. Облигация дает владельцу право требовать ее погашения в установленные сроки



  1. Найдите в приведенном ниже списке признаки традиционной экономической системы.

  1. натуральный обмен

  2. Аграрно-сырьевой характер производства

  3. Интенсивные товарно-денежные отношения

  4. Диктат хозяйственного опыта предков

  5. Массовое промышленное производство

  6. Преобладание коллективных форм собственности



  1. Иван составляет бизнес-план предприятия. Что из перечисленного он может использовать как источники финансирования бизнеса?

  1. Привлечение кредитов

  2. Налоговые отчисления

  3. Прибыль от реализации продукции предприятия

  4. Средства амортизационного фонда

  5. Выпуск и размещение акций предприятия

  6. Повышение производительности труда



  1. В стране Z развивается крупное машинное производство, растут города. Какие факты подтверждают наличие в стране рыночной экономики?

  1. Сельское хозяйство производит широкий ассортимент продукции.

  2. Собственниками земли, предприятий являются частные лица, организации

  3. Фирмы конкурируют за спрос потребителей

  4. Промышленное производство растет быстрыми темпами

  5. Валюта страны котируется по отношению к валютам других государств.

  6. В стране Z каждый собственник факторов производства свободно распоряжается ими.



8. Многие потребители ре могут противостоять агрессивной рекламе новых товаров и услуг. Сформулируйте четыре совета потребителям, стремящимся защитить свои доходы и не совершать ненужных трат под воздействием рекламы.



9. Назовите и проиллюстрируйте примерами три преимущества использования потребителями безналичных денег

10. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «заработная плата»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах заработной платы, и одно предложение, раскрывающее любую из причин устойчивых различий в оплате труда работников.

11. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Финансовый рынок». Составьте план, в соответствии с которым будете раскрывать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

11 класс Промежуточное тестирование

Вариант 1.

1. Современная эпоха характеризуется переходом ряда стран от индустриального в постиндустриальное общество. Выберите из приведенного ниже списка отличительные черты, присущие эконономике постиндустриального общества, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) развиваются информационные технологии

2) ведущей сферой экономики является промышленное производство

3) вывоз капиталов преобладает над вывозом товаров

4) преимущественное развитие получает сфера услуг

5) глобализация охватывает разные сферы жизни общества

6) усиливается циклический характер экономики



2.Весной под влиянием широкого распространения информационных технологий в стране Z выросла безработица. Выберите из приведенного ниже списка факты, которые свидетельствуют о безработице данного вида и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) разработаны новые квалификационные требования к работникам

2) в стране Z начался экономический рост

3) молодые специалисты ищут работу после окончания вузов

4) в стране происходит перестройка отраслей экономики

5) безработные регистрируются в службе занятости страны Z

6) государство способствует созданию новых рабочих мест



3.В Российской Федерации функционирует двухуровневая система банковская система. Найдите в приведенном ниже списке функции Центрального банка РФ м запишите цифры, под которыми они указаны.

1) установлены нормы банковского резерва

2) привлечение вкладов физических лиц

3) установление ключевой ставки процента

4) выплата дивидендов

5) перевод денежных средств

6) денежная эмиссия



4.В стране Z развиваются инфляционные процессы. Найдите в приведенном списке экономические последствия инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) научно-технический прогресс

2) повышение скорости денежного обращения

3) создание дополнительных рабочих мест

4) отказ от внедрения новых технологий

5) возрастание риска долговременных вложений капитала

6) обесценивание вкладов



5. Выберите верные суждения о рациональном экономическом поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рациональное экономическое поведение производителя заключается в производстве максимального объема продукции

2) рациональное экономическое поведение потребителя выражается в приобретении товаров высокого качества

3) рациональное экономическое поведение-это получение максимально возможного дохода при минимальных затратах

4) рациональное экономическое поведение потребителя означает, что он стремится получить максимально высокий доход для покупки товаров и услуг

5) рациональное экономическое поведение- это теоретическое представление о поведении экономического субъекта, которое удовлетворяет определенным условиям.



6. Михаил трудится наладчиком на автозаводе. По личным обстоятельствам он добровольно уволился со старого места работы и сейчас активно ищет новую работу. Какой вид безработицы описывает ситуация? Опираясь на обществоведческие знания охарактеризуйте два других вида безработицы.

7. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Рынок и конкуренция». Составьте план, в соответствии с которым будете раскрывать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие бюджет? Привлекая знание обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение содержащее информацию об источниках финансирования бюджета, и одно предложение, раскрывающее сущность дефицита бюджета.











Вариант 2.

1.Выберите верные суждения о конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) Конкуренция бывает двух видов: совершенная и монополистическая

2) Отсутствие барьеров на рынке, стандартная продукция и отсутствие возможности на нее исключает конкуренцию

3) условия конкуренции в рыночной экономики устанавливает государство

4) конкуренцией называется соперничество на рынке за наиболее выгодные условия реализации товаров и услуг

5) конкуренция приводит к эффективному распределению ограниченных экономических ресурсов, направляя их на производство наиболее востребованных товаров



3.В условиях рецессии владелец магазинов «Детская одежда» принял меры по поиску новых возможностей финансирования. Выберите в приведенном списке внутренние источники финансирования и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) государственный заказ

2) накопленная прибыль

3) выпуск и размещение акций

4) бюджетные средства

5) торговый кредит

6) амортизационный фонд



4.В условиях экономического подъема выросло число коммерческих банков. Выберите в приведенном списке функции коммерческих банков в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) хранение золотовалютных резервов

2) участие в кредитовании фирм

3) страхование имущества

4) проведение инвестиционных операций

5) денежная эмиссия

6) открытие депозитов физических лиц

5. Выберите верные суждения о безработице и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Безработицей называется периодическое колебание деловой активности

2) безработица имеет положительные последствия, так как способствует росту ВВП и доходов домохозяйств

3) в условиях безработицы нетрудоспособное население стремится найти работу и немедленно приступить к ней

4) уровень безработицы показывает, какую долю от численности рабочей силы составляет количество безработных

5) снижение безработицы способствует созданию государственной системы содействия в трудоустройстве и переподготовке кадров

6. Сергей К., бывший военнослужащий, решил заняться индивидуальным предпринимательством в сфере бытового обслуживания- устанавливать и ремонтировать бытовую технику. Опираясь на обществоведческие знания, укажите два преимущества и два недостатка этой формы ведения бизнеса.

7. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Потребительское поведение». Составьте план, в соответствии с которым будете раскрывать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие монополия? Привлекая знание обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение содержащее информацию о видах монополий, и одно предложение, раскрывающее причины монополизации рынка.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!