СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Экономическая азбука" 4 кл.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа является модификацией авторской программы «Экономика: первые шаги», 1-4 классы; автор Н.Ф. Виноградова, Москва: Вентана - Граф, 2013 с добавлением тем курса «Финансовая грамотность» 4 кл., авторы Ю.Корлюгова, Е. Гоппе, Москва:Вако, 2018.

Главная цель программы формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

            Программа ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
  2. Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
  3. Воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
  4. Расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
  5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.;
  6. Показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Экономическая азбука" 4 кл.»

20



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


Кружок «Экономическая азбука»



Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная краткосрочная программа «Экономическая азбука» (далее - Программа) составлена в соответствии с:

  • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 27Э-ФЗ от 29.12.2012 г.;

  • Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р;

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», зарегистрированным в Минюсте России 39.11.2018 г. № 52831;

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 № 33660);

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 01.03.2021 г. СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

  • Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

  • Письмом Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;

  • Уставом МОУ лицея «МОК № 2» и другими локальными актами.


Данная программа является модификацией авторской программы «Экономика: первые шаги», 1-4 классы; автор Н.Ф. Виноградова, Москва: Вентана - Граф, 2013 с добавлением тем курса «Финансовая грамотность» 4 кл., авторы Ю.Корлюгова, Е. Гоппе, Москва:Вако, 2018.

Направленность программы по содержанию является социально-педагогической, по функциональному назначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени организации двухлетней.

Экономическое воспитание младших школьников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость. Создание программы «Экономическая азбука» является конструктивным вариантом программы по социально-экономическому образованию учащихся.

Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в начальной школе видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку. Также в программу вставлен большой раздел, посвященный теме «Налоги», что должно привести к выводу о собственной заинтересованности в аккуратной и своевременной уплате налога всеми гражданами страны.

Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики на первых ступенях образовательной системы. Изучение данного курса актуально еще и тем, что знания простейших явлений и законов экономики необходимы любому человеку, независимо от возраста. Чем раньше ребенок начнет изучать и понимать закономерности экономической жизни, тем более успешно он может построить свое будущее.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит, прежде всего, в психологической защите ребенка от негативных влияний общества путем создания психологически комфортной для ребенка обстановки. Он должен почувствовать свою необходимость другим людям, получить возможность сохранения чувства собственного достоинства через развитие своих способностей и умений. Усвоение экономических знаний построено на принципе сотворчества, преломляемом через опыт бытия. Главное на этой стадии обучения - не столько усвоение знаний и фактов, сколько пробуждение интереса к учебному материалу, осознание его жизненной важности.

Главная цель программы формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

  2. Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;

  3. Воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;

  4. Расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;

  5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.;

  6. Показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.

Основу программы составляет непрерывность постоянного движения от простого к сложному, сочетание изучения экономических проблем с овладением знаний других наук, культурой делового общения и поведения. Процесс обучения по программе «Экономическая азбука» интегративен с другими предметами и начинается с параллельного овладения элементами обычной грамотности в таких областях знаний, как:

математика (развитие представлений о множествах, построение простых графиков);

обучение грамоте (обогащение словарного запаса, развитие речи);

естествознание (ознакомление с экономической деятельностью людей в природе, влияние экономической деятельности на состояние окружающей среды);

история (развитие экономики вместе с развитием общества);

изобразительное искусство (рисование объектов экономической деятельности);

трудовое обучение (ознакомление с правилами экономики и азами начальной экономической грамотности в процессе изготовления изделий).

Отличительной особенностью программы является построение занятий на сюжетно-ситуативной основе. Данный вид учебных занятий строится на основе интерактивного обучения; анализа реальных экономических ситуаций, возможных в жизнедеятельности младших школьников; учета исторических предпосылок формирования экономического понятия; диалогического взаимодействия и деятельностного характера в усвоении материала; многостороннего анализа экономического явления при отсутствии больших временных затрат.

Именно интегрированный характер программы способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к непрерывному процессу обучения. Приоритет закрепляется за такими факторами, которые эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я».

Программой предусмотрено разъяснение значений основных экономических понятий и терминов, а также ознакомление с различными экономическими системами и теориями, также особое внимание уделяется часам, посвященным деловой этике, культуре экономического общения. Вместе с тем содержание программы предусматривает создание целостной системы представлений о личной, семейной, государственной экономике, многообразии форм организации труда, ознакомлении основ социально-экономической защиты молодежи в условиях рыночных отношений.

Практическая значимость. В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Дети начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.

Формы и режим занятий:

Учебный процесс краткосрочной программы (в рамках внеурочной деятельности) рассчитан на 1 год обучения, по 1 часу в неделю, всего 34 часов. Форма обучения очная. Программа адресуется школьникам 3-х классов. Количество обучающихся в группах – до 8человек.

Технологии, формы, методы работы с детьми.

В рамках развивающего обучения программа реализует личностно-ориентированные технологии обучения, базирующиеся на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике. К ним относятся такие технологии, как: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение. Эти технологии органично взаимосвязаны и взаимообусловлены, составляют единую дидактическую систему, в которой ребенок — центральная фигура; деятельность познания является главной; совместные размышления, дискуссии, исследования - основные пути развития личности.

Структура образовательного цикла программы состоит из следующих направлений деятельности:

1. Теоретическая подготовка, дидактической основой которой являются интерактивные методы обучения: беседа, дискуссия, развивающие игры и ролевые игры. Обучающимся предлагается ряд базовых понятий, из которых складывается фундамент будущего изучения экономики. Беря во внимание, что игра стимулирует активность детей, формирует способность самостоятельно ориентироваться в учебных и жизненных ситуациях, а также поддерживает интерес к предмету, процесс обучения строится на основе сказки, фантазии и игры. В ходе изучения курса используются разные виды игр: обучающие, ролевые игры, контролирующие и деловые. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир, что естественно для дошкольника и актуально для младшего школьника. Занятия эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни, сказок и рассказов.

Включение обучающихся в процесс решения проблемных ситуаций, вызывает у них значительный интерес к содержанию курса. Кроме того это способствует формированию активной жизненной позиции, самоутверждению, самосовершенствованию.

2. Практическая подготовка - это реализация через игру полученных знаний, приобретение необходимых умений, навыков. С учетом психологических особенностей младших школьников, их наглядно-образного мышления в методику обучения введены занятия, основанные на изобразительной и творческой деятельности.

Методическое обеспечение программы направлено на оптимизацию учебно-воспитательной деятельности педагога, совершенствование профессионального мастерства, выработку новых педагогических решений, эффективно с позиции системно-деятельностного и интегративного теоретико-методологических подходов. Оно осуществляется по нескольким направлениям: разработка дидактического и воспитательного компонентов учебного занятия, анализ результатов обучения с использованием методов наблюдения, беседы, опроса обучающихся, корректировка существующего учебного курса с учетом особенностей воспитанников и их способностей.

Основными формами организации образовательного процесса в рамках занятия являются индивидуальные, групповые и фронтальные. Также используются сопутствующие им формы: экскурсии (в т. ч. заочные), деловые и ролевые игры, викторины, конкурсы, творческие работы.

В методическом арсенале программы используются методы обучения: эвристические (эвристическая беседа), репродуктивные (упражнения, задания по образцу), конструктивные, игровые, частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные (объяснение, беседа, рассказ педагога), метод полярных ролей; методы воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, беседа, пример), методы организации деятельности и формирования опыта поведения (приучение, педагогическое требование, упражнение, воспитывающая ситуация, обращение к личному опыту), методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, одобрение, похвала).

Для формирования универсальных учебных действий используются следующие виды заданий: личностных (подведение итогов занятия, творческие задания), познавательных («найди отличие», поиск лишнего, упорядочивание, «цепочки», составление схем-опор), регулятивных («преднамеренные ошибки», заучивание материала наизусть на занятии, взаимоконтроль, контрольный опрос на определенную проблему), коммуникативных (составь задание партнеру, отзыв на работу товарища, «отгадай о ком говорим», диалоговое слушание, «подготовь рассказ…..», «опиши устно…»).

Занятия проводятся с использованием электронных презентаций, наглядных пособий, дидактического материала, литературных произведений и видеоматериалов. Все это дает возможность придать обучению интегрированный развивающий характер, обеспечить максимальную активность детей в процессе познания, развить у них интерес к экономическим знаниям, сделав их более доступными и понятными.

Значительное внимание в программе обращено на энергозатратность и здоровьесбережение в рамках организации образовательной деятельности. Одним из требований программы является использование на занятиях физкультминуток и релаксационных упражнений, тематически связанных с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации.

В течение всего периода обучения уделяется особое внимание развитию у детей творческих способностей, воображения, логики, внимания.

Система знаний и умений на каждом этапе обучения складывается на основе учета возможностей и возрастных особенностей детей. Это является гарантом планомерности развертывания учебного процесса.

Каждое занятие начинается с повторения материала, пройденного на предыдущих занятиях. Степень усвояемости темы контролируется в ходе деловых игр, соревнований команд, в выполнении творческих заданий. Уровень достижений обучающихся отслеживается в течение года и фиксируется педагогом по итогам прохождения каждой темы. Информация доводится до сведения родителей на индивидуальных собеседованиях.

Содержание начального обучения основам экономики предусматривает:

  • ознакомление детей с наличием постоянно растущих потребностей и ограниченностью возможностей их удовлетворения;

  • формирование у детей умения делать выбор и принимать обоснованное решение;

  • развитие позитивного отношения к образованию;

  • понимание необходимости труда и рационального использования всех видов ресурсов;

  • ознакомление с понятием «экономика» как способом рационального ведения хозяйства.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Содержание предмета

Количество

часов

Основные виды деятельности

1.

Что изучает наука экономика.

Экономика вокруг нас. История науки экономики. Главные вопросы науки экономики. Экономика семьи. Собственность. Экономика страны. Богатство. Источники богатства государства и человека. Ресурсы. Ценности материальные и нематериальные.

5

Познавательная, фронтальная, групповая, игровая. Работа с дидактическим материалом, просмотр презентаций, выполнение практических заданий.

2.

Потребности и возможности

Потребности людей. Что влияет на наши потребности. Ограниченность. Проблема выбора. Виды услуг. Натуральное хозяйство. Товарное хозяйство.

5

Познавательная, игровая, групповая, индивидуальная, проектная.

3.

История развития денег.

Для чего нужны деньги. История денежной единицы России. Функции денег. Электронные деньги. Деньги народов разных стран. Международные деньги.


5

Познавательная, групповая, индивидуальная, исследовательская, проектная деятельность, ролевые и подвижные игры.

4.

Бюджет семьи.

Бюджет семьи. Труд – источник богатства. Заработная плата. Формы заработной платы. Доходы. Как работает банк. Наличные и безналичные деньги. Расчетный счет. Страхование. Расходы семьи.

6

Познавательная, фронтальная, групповая, индивидуальная. Работа с дидактическим материалом, экскурсия.

5.

Что такое налоги и почему их нужно платить.

Как появились налоги. Для чего нужны налоги.

Налоги на доходы физических лиц. Налог на имущество. Земельный налог. Транспортный налог

Федеральные, региональные и местные налоги.

Игра-путешествие «Будь честным налогоплательщиком»

8

Проектная, групповая, индивидуальная, проектная.

6.

Мы – потребители.

Что значить экономить. Покупатели и продавцы. Из чего складывается цена. Свойства товаров: цена и качество. Игра «Магазин». Реклама. Итоговая ролевая игра «Аукцион».

5

Групповая, индивидуальная, дискуссия. Работа с дидактическим материалом.


ВСЕГО 34 час.

34





Содержание учебного плана:


  1. Что изучает наука экономика. 5 часов

Теория. Экономика вокруг нас. История науки экономики. Главные вопросы науки экономики. Экономика семьи. Собственность. Экономика страны. Богатство. Источники богатства государства и человека. Ресурсы. Ценности материальные и нематериальные.

Практика. Лекция, беседа, экскурсия, конкурсы, викторины, работа в группах.


  1. Потребности и возможности. 5 часов

Теория. Потребности людей. Что влияет на наши потребности. Ограниченность. Проблема выбора. Виды услуг. Натуральное хозяйство. Товарное хозяйство.

Практика. Беседа, практические задания, работа над проектом, деловая игра, ролевая игра.

  1. История развития денег. 5 часов.

Теория. Для чего нужны деньги. История денежной единицы России. Деньги народов разных стран. Функции денег. Международные деньги. Электронные деньги.

Практика. Эвристическая беседа, презентация, работа с микроскопом, работа над проектом, деловые игры, тестирование.

  1. Бюджет семьи. 6 часов.

Теория. Бюджет семьи. Труд – источник богатства. Заработная плата. Формы заработной платы. Доходы. Как работает банк. Наличные и безналичные деньги. Расчетный счет. Страхование. Расходы семьи.

Практика. Презентация, ролевая и деловая игра, викторина, выполнение практических заданий, создание проектов.

  1. Что такое налоги и почему их нужно платить. 8 часов

Теория. Как появились налоги. Система налогообложения в РФ. Для чего нужны налоги. Бюджет страны. Налоги на доходы физических лиц. Налог на имущество. Земельный налог. Транспортный налог. Федеральные, региональные и местные налоги.

Практика. Подготовка сообщений о налогах в разных странах. Решение задач на налоги, которые платит семья. Экскурсия в налоговую инспекцию. Игра-путешествие «Будь честным налогоплательщиком»

  1. Мы - потребители. 5 часов

Теория. Что значить экономить. Покупатели и продавцы. Из чего складывается цена. Свойства товаров: цена и качество. Реклама

Практика. Игра «Магазин». Деловая игра «Рекламное агенство».

Подведение итогов года. Итоговая ролевая игра «Аукцион»».


Результаты освоения программы «Экономическая азбука»

Личностные:

  • социально-личностное развитие обучающегося, т.е. формирование ценностных установок, качеств, личностных ресурсов, выявление потребностей и мотивов, которые определяют поведение человека в ситуации выбора в дальнейшем;

  • поведенческий и ценностно-смысловой аспекты будущей профессиональной карьеры человека, т.е. детерминирующие способы заработка и расходования денег;

  • гражданское становление человека – как гражданина демократической страны, который может (и должен) высказывать свое мнение и влиять на решение многих вопросов развития общества, включая экономические. 

  • развитие человека как ЛИЧНОСТИ, включающее в себя умение брать на себя ответственность, сопоставлять свои желания и возможности, стремление к сотрудничеству и, в конечном итоге, - достижение собственной цели.

  • осознание важности образования в сегодняшней и завтрашней жизни.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

  • использование речи для регуляции своего действия;

  • адекватное восприятие предложений других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить (представления о возможном конечном результате деятельности);

  • умение соотносить правильность выбора, условий, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи;

Коммуникативные:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, контролировать действия партнёра; работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • предлагать помощь и сотрудничество, слушать собеседника, договариваться и приходить к общему решению;

Познавательные:

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • осмысление прочитанной или услышанной информации;

  • извлечение необходимой информации;

  • определение основной и второстепенной информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • установление причинно-следственных связей.


Классификация результатов внеурочной деятельности:.

Первый уровень результатов – приобретение школьником первичных экономических знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, об экономической жизни общества и т.п.), первичного понимания необходимости экономики в повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.



Оценочные материалы, формы аттестации


Формами подведения итогов по темам программы и году обучения являются: выставки работ детей, творческие работы, уроки-практикумы, проверочные задания, интегрированные занятия, конкурсы, экономические игры, обобщающие беседы. Оценкой знаний обучающихся является похвала, призы, победа в деловых играх.

В результате обучения по программе "Экономическая азбука" у младших школьников происходит накопление знаний об экономике, ее значении в жизни каждого человека. Это, в свою очередь способствует более продуктивному усвоению знаний в других образовательных областях (математика, развитие речи, окружающий мир и др.) и формированию общеучебных умений и ключевых компетенций в соответствии с уровнями программы.

Пакет диагностических методик: тесты по разделам, самостоятельные и практические работы.

Личностно-ориентированное обучение предполагает индивидуализацию системы контроля. Результаты и достижения ребенка сравниваются только с его собственными, а не с результатами других детей.

Материалы педагогической диагностики включают методики, в которых отслеживаются: речь, речевые навыки, перспективные навыки, крупная и мелкая моторика, когнитивные и эмоциональные навыки, результативность освоения программы.

Аттестация (полугодовая, годовая) проводится с целью установления:

- соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и планируемым результатам обучения;

- соответствия организации образовательного процесса по реализации программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ

Отслеживание результативности осуществляется в форме собеседования, тестирования, при решении задач, в ходе деловых и ролевых игр, входе групповой и индивидуальной работе над проектами.

При этом проводятся:

  • входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с целью определения уровня развития и подготовки учащихся);

  • текущая диагностика по завершении занятия, темы, раздела (проводится с целью определения степени усвоения учебного материала);

  • итоговая, проводимая по завершении изучения курса программы с целью определения изменения уровня развития учащихся, их творческих и умственных способностей.

В ходе освоения программы применяются следующие методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов тестирования, опросов, выполнения заданий, практических занятий, и т.д


Организационно-педагогические условия реализации программы


Учебно-методический комплекс включает в себя:

  • дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Экономическая азбука»;

  • календарный ученый график (приложение 1);

  • календарно-тематическое планирование (приложение 2, хранится у педагога);

  • поурочные планы;

  • дидактические материалы, в том числе видеоматериалы, презентации;

  • банк электронных ресурсов;

  • оценочные материалы;

  • методические рекомендации;

  • научную и художественную литературу по программе;

  • материально-техническое оснащение.



Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

1. Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию).

2. Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).

3. Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).

На практических занятиях:

- словесные (объяснение, беседа, диалог, консультация, дискуссия, конференция);

- письменные работы (составление конспекта, тезисов, доклада, реферата, аннотации, рецензии и т.д.);

- графические работы (составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей; составление структурно-логических схем);

- наблюдения;

- метод проблемного обучения;

- проектные методы (разработка проектов, построение гипотез, моделирование ситуаций и т.д.);

- исследовательские (лабораторные и экспериментальные занятия);

- метод игры.

В программу обучения включены практические занятия с каталогами, справочной литературой в библиотеках, архивах, музее, работа с различными видами документов.

Программой предложены следующие виды занятий: лекция-беседа, сюжетно-ролевая игра, решение задач, кроссвордов, работа с дидактическим материалом, использование наглядных пособий, игра в настольные экономические игры, выполнение творческих заданий, составление собственных задач, чтение художественной литературы с экономическим содержанием, инсценировка сказок с экономическим содержанием, экскурсии, игры «Поле чудес», «Как стать миллионером», «О, счастливчик!», различные КВН и экономбои.

В программу обучения включены практические занятия с каталогами, справочной литературой в библиотеках, архивах, музее, работа с различными видами документов.

На кружковых занятиях будет использоваться раздаточный дидактический материал:

- тесты;

- карточки с задачами;

- карточки с проблемными вопросами;

- карточки с упражнениями;

- структурно-логические схемы и др.

Технические средства обучения.

1. Персональный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Интерактивная доска

Интернет-ресурсы.



Литература


  1. Детский экономический словарь. Просвещение. 2003.

  2. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. Вита-Пресс, 2000.

  3. Протасевич Т. А. Начала экономики. Учебно-методическое пособие для преподавателя. М. : Вита-Пресс, 2003.

  4. Протасевич Т. А. Современная экономика. Программа и сборник учебных материалов. М. : Вита-Пресс, 2002.

  5. Протасевич Т. А. Начала экономики. Учебное пособие для школьников. М. : Вита-Пресс, 2001.

  6. Азбука. Основы налоговой грамотности для учащихся младших классов: учебное пособие / В.В.Бородин и др.; под общей редакцией Р.Б.Наздрачева. – Симферополь, 2020. – 55 с.

  7. Экономика для младших школьников. Вита-Пресс, 2002.

  8. И.В. Ермакова, Т.А.Протасевич Начала экономики. Рабочая тетрадь. Вита-Пресс, 2001.

  9. Б.А.Райзберг. Занимательная экономика для младших школьников.

  10. Задачи с экономическим содержанием для начальной школы.

  11. Муравин Г.К., Муравина О.В. Игры по финансовой грамотности в начальной школе. – М: Корпорация Российский учебник, 2019

  12. Евгения Блискавка Дети и деньги. – М: издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014

  13. Георгий Гловели, Елена Гоппе Финансовая грамотность, 3класс. – М: «Вако», 2018

  14. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. 2014.

  15. Игры по экономике - http://basic.economicus.ru/igroteka/

  16. Финансовая грамотность для детей. Уроки финансовой грамотности для младших школьников. https://www.rastut-goda.ru/junior-student/5738-uroki-o-dengah-dlja-mladshih-shkolnikov.html

  17. Финансовая грамотность. С чего начать.  https://profin.top/literacy/lichnye-finansy/base.html


Приложение 1


Календарный учебный график


Дата начала и окончания учебного периода

01.09.2020-25.05.2021

Количество учебных недель

34

Продолжительность каникул

нет

Место проведения занятия

Кабинет № 6

Режим занятий


Один раз с неделю по 1 часу

Количество детей в группе

До 8

Форма занятий


групповая

Сроки контрольных процедур


Середина, конец учебного года

Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках)

Участие в мероприятиях

МОУ лицея «МОК № 2» (по плану)


Приложение 2

Календарно-тематическое планирование

кружок «Экономическая азбука» 2021-2022 4 А класс


Название темы занятия

К-во часов

Дата по расписанию

Примечание

(корректировка)

Форма аттестации/контроля

план

факт

Экономика вокруг нас. История науки экономики.

1





Главные вопросы науки экономики.

1





Экономика семьи. Собственность. Ценности материальные и нематериальные.

1




Опрос, составление экономического словаря

Подготовка сообщений.


Экономика страны.

1




Богатство. Источники богатства государства и человека. Ресурсы.

1




Потребности людей. Что влияет на наши потребности.

1




Опрос, дидактическая игра

Ограниченность.

1




Сообщения

Проблема выбора.

1





Услуги. Виды услуг.

1




Опрос, тестирование

Натуральное хозяйство. Товарное хозяйство.

1





Для чего нужны деньги.

1





История денежной единицы России.

1




Тестовые задания «Дорисуй правильно»

Функции денег.

1




Дидактическая игра, тестирование

Электронные деньги.

1





Деньги народов разных стран. Международные деньги.

1




Практическое занятие

Бюджет семьи. Труд – источник богатства.

1





Заработная плата. Формы заработной платы.

1




Тестирование

Доходы семьи.





Составление таблицы «Доходы семьи»

Как работает банк. Наличные и безналичные деньги. Расчетный счет.

1




Деловая игр «Сберегательная книжка»

Страхование.

1




Экскурсия в страховую компанию

Расходы семьи.

1




Составление схемы расходов семьи.

Как появились налоги.

1




Подготовка сообщений

Для чего нужны налоги.

1





Налоги на доходы физических лиц

1




Опрос

Налог на имущество

1




Решение задач

Земельный налог

1




Транспортный налог

1




Федеральные, региональные и местные налоги.

1




Тестирование

Игра-путешествие «Будь честным налогоплательщиком»

1




Опрос

Что значить экономить.

1




Решение тематических заданий

Экскурсия.

Покупатели и продавцы. Экскурсия в магазин

1




Из чего складывается цена. Свойства товаров: цена и качество.

1




Игра «Магазин».

Реклама.

1




Деловая игра «Рекламное агентство»

Итоговая ролевая игра «Аукцион»

1






Календарно-тематическое планирование

кружок «Экономическая азбука» 2021-2022 4 Б класс


Название темы занятия

К-во часов

Дата по расписанию

Примечание

(корректировка)

Форма аттестации/контроля

план

факт

Экономика вокруг нас. История науки экономики.

1





Главные вопросы науки экономики.

1





Экономика семьи. Собственность. Ценности материальные и нематериальные.

1




Опрос, составление экономического словаря

Подготовка сообщений.


Экономика страны.

1




Богатство. Источники богатства государства и человека. Ресурсы.

1




Потребности людей. Что влияет на наши потребности.

1




Опрос, дидактическая игра

Ограниченность.

1




Сообщения

Проблема выбора.

1





Услуги. Виды услуг.

1




Опрос, тестирование

Натуральное хозяйство. Товарное хозяйство.

1





Для чего нужны деньги.

1





История денежной единицы России.

1




Тестовые задания «Дорисуй правильно»

Функции денег.

1




Дидактическая игра, тестирование

Электронные деньги.

1





Деньги народов разных стран. Международные деньги.

1




Практическое занятие

Бюджет семьи. Труд – источник богатства.

1





Заработная плата. Формы заработной платы.

1




Тестирование

Доходы семьи.





Составление таблицы «Доходы семьи»

Как работает банк. Наличные и безналичные деньги. Расчетный счет.

1




Деловая игр «Сберегательная книжка»

Страхование.

1




Экскурсия в страховую компанию

Расходы семьи.

1




Составление схемы расходов семьи.

Как появились налоги.

1




Подготовка сообщений

Для чего нужны налоги.

1





Налоги на доходы физических лиц

1




Опрос

Налог на имущество

1




Решение задач

Земельный налог

1




Транспортный налог

1




Федеральные, региональные и местные налоги.

1




Тестирование

Игра-путешествие «Будь честным налогоплательщиком»

1




Опрос

Что значить экономить.

1




Решение тематических заданий

Экскурсия.

Покупатели и продавцы. Экскурсия в магазин

1




Из чего складывается цена. Свойства товаров: цена и качество.

1




Игра «Магазин».

Реклама.

1




Деловая игра «Рекламное агентство»

Итоговая ролевая игра «Аукцион»

1







Календарно-тематическое планирование

кружок «Экономическая азбука» 2021-2022 4 В класс


Название темы занятия

К-во часов

Дата по расписанию

Примечание

(корректировка)

Форма аттестации/контроля

план

факт

Экономика вокруг нас. История науки экономики.

1





Главные вопросы науки экономики.

1





Экономика семьи. Собственность. Ценности материальные и нематериальные.

1




Опрос, составление экономического словаря

Подготовка сообщений.


Экономика страны.

1




Богатство. Источники богатства государства и человека. Ресурсы.

1




Потребности людей. Что влияет на наши потребности.

1




Опрос, дидактическая игра

Ограниченность.

1




Сообщения

Проблема выбора.

1





Услуги. Виды услуг.

1




Опрос, тестирование

Натуральное хозяйство. Товарное хозяйство.

1





Для чего нужны деньги.

1





История денежной единицы России.

1




Тестовые задания «Дорисуй правильно»

Функции денег.

1




Дидактическая игра, тестирование

Электронные деньги.

1





Деньги народов разных стран. Международные деньги.

1




Практическое занятие

Бюджет семьи. Труд – источник богатства.

1





Заработная плата. Формы заработной платы.

1




Тестирование

Доходы семьи.





Составление таблицы «Доходы семьи»

Как работает банк. Наличные и безналичные деньги. Расчетный счет.

1




Деловая игр «Сберегательная книжка»

Страхование.

1




Экскурсия в страховую компанию

Расходы семьи.

1




Составление схемы расходов семьи.

Как появились налоги.

1




Подготовка сообщений

Для чего нужны налоги.

1





Налоги на доходы физических лиц

1




Опрос

Налог на имущество

1




Решение задач

Земельный налог

1




Транспортный налог

1




Федеральные, региональные и местные налоги.

1




Тестирование

Игра-путешествие «Будь честным налогоплательщиком»

1




Опрос

Что значить экономить.

1




Решение тематических заданий

Экскурсия.

Покупатели и продавцы. Экскурсия в магазин

1




Из чего складывается цена. Свойства товаров: цена и качество.

1




Игра «Магазин».

Реклама.

1




Деловая игра «Рекламное агентство»

Итоговая ролевая игра «Аукцион»

1










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!