СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Одаренные дети" школьное научное общество

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Одаренные дети" школьное научное общество»


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20»

Утверждаю

Директор школы:

_______________________

/Е.В. Кулевич от
«­­___» _______ 2018 г/




Программа

«Одаренные дети»


на 2018-2022 год









Автор :

Путинцева Снежанна Сергеевна,
руководитель ШНОО, учитель математики




Программа «Одаренные дети»


«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля…

Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»

Р.Дж.Стернберг, Е.Григоренко


Введение


Программа «Одаренные дети» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития образовательного учреждения и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школе.

Программа содержит алгоритм действий педагогов, администрации, при этом она допускает вариативные подходы образования.

Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Первая базовая проблема – ситуация, сложившаяся в школе и образовательном пространстве района и области. Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.


Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей.


Задачи:

  • на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;

  • разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;

  • определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;

  • организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;

  • проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);

  • совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);































Пояснительная записка


Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В связи с этим современная школа должна соответствовать следующим требованиям:

  • школа должна давать современное образование;

  • это школа, где учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в другие общеобразовательные школы и СУЗы;

  • в школе должны быть порядок и дисциплина, должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги, в школе должны быть свои традиции;

  • дети должны учиться в красивой, уютной школе;

  • в хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.


Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность бывает:

-художественной (музыкально-художественной),

-психомоторной (спортивная),

-академической (способность учиться),

-интеллектуальной (умение анализировать, мыслить),

-творческой (не шаблонное мышление).

Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.

Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

Поэтому воспитатели детского сада и учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.

В структуру программы входят следующие разделы.
























1. Паспорт программы

Наименование программы

«Одаренные дети»

Основания для разработки программы

- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.

 - Федеральная целевая программа развития образования на 2013 - 2017 годы. «Национально образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа».  

- Конвенция о правах  ребенка.

-Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

- Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189.

- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002 г.

- Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с  требованиями ФГОС.

 -Устав и локальные акты МБОУ «СОШ № 20»


Цель программы

Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МБОУ «СОШ № 20»

Срок реализации программы

2018 - 2022 годы

Составители программы

Руководитель ШНОО Быкова С.С.

Исполнители основных мероприятий программы

Педагогический коллектив школы

Соисполнители

Учащиеся, родители учащихся

Ожидаемые конечные результаты программы

- увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;

- создание индивидуальных образовательных программ;

- повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми;

- совершенствование системы работы с одаренными детьми

Система контроля исполнения программы

Контроль в рамках программы осуществляет администрация школы и методический совет. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях.


2.Основные цели и задачи программы.

Основная цель программы «Одаренные дети» заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МБОУ «СОШ № 20», а также в создании среды, способствующей формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства.


Задачами данной программы являются:

  • обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;

  • адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;

  • «конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;

  • учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;

  • разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми;

  • обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми.

3.Стратегические направления программы

- Создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы)

- Методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение программы)

- мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в мероприятиях различного уровня)

В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы.

    • Координационное направление:

      • организация работы всего коллектива школы;

      • интеграция в рамках данного направления деятельности начальной и средней школы, учреждений дополнительного образования;

      • обеспечение нормативно-правовой базы;

      • ресурсное обеспечение;

      • контроль и анализ деятельности.

    • Диагностическое направление:

      • формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;

      • проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;

      • проведение диагностики одаренных детей;

      • диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в т.ч. кадровых);

      • создание банка данных «Одаренные дети школы».


    • Кадровое направление:

      • определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;

      • повышение квалификации педагогов на разных уровнях;

      • оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;

      • создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми;

      • создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.

    • Развивающее направление:

      • создание образовательной среды для развития одаренных детей;

      • организация курсов углубленного изучения предметов, кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности;

      • создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;

      • обеспечение материально-технической базы;

      • создание системы психологического сопровождения одаренных детей;

      • использование информационно-коммуникационных технологий.

    • Информационное направление:

      • привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления средств массовой информации к проблемам одаренных детей;

      • организация работы библиотеки;

      • создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;

      • информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.

  1. Этапы реализации

Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 5 лет: с 2018 по 2022 годы.

Первый этапдиагностико-организационный – предполагается реализовать в 2018-2019 учебном году. Он включает в себя:

  • создание и организацию деятельности координационного совета;

  • создание нормативно-правовой базы;

  • обеспечение материально-технической базы;

  • создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;

  • создание базовых предметных групп;

  • изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;

  • отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;

  • создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений;

  • организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;

  • разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.

Второй этапорганизационно-практический, этап реализации (2018-2022 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:

  • апробация экспериментальных авторских программ;

  • отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;

  • отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;

  • углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;

  • методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;

  • отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;

  • систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;

  • пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;

  • психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.

Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2019 году (рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический, этап). На этом этапе предполагается:

  • сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;

  • мониторинг личных достижений учащихся;

  • анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;

  • создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;

  • определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

  1. Формы работы с одаренными детьми

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

  • Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

  • Участие во всероссийской олимпиаде школьников;

  • Психологические консультации, тренинги, тестирование;

  • Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

  • Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);

  • Создание детских портфолио.


  1. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

  • принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;

  • принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;

  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;

  • принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности.


  1. Участники реализации программы

Руководители:

  • директор

  • заместители директора по: НМР, УВР 1 ступени, УВР, ВР

  • руководители ШМО

Творческая группа:

  • учителя начальных классов;

  • учителя-предметники;

  • школьный библиотекарь;

  • педагоги дополнительного образования;

  • тренеры-преподаватели спортивных секций

А так же:

  • учащиеся МБОУ «СОШ № 20»

  • родители учащихся


  1. Ожидаемые результаты

  1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.

  2. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.

  3. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.

  4. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.

  5. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.


  1. Критериальная база

Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно,

во-первых, сформированное понятийное мышление,

во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность,

в-третьих, стабильная лидерская позиция.


Критерии

Показатели

Методика изучения

Самоактуализированность личности

  1. Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.

  2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

  3. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

  4. Способность к рефлексии.

  5. Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.

  6. Уровень коммуникативной культуры

    • Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки.

    • Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся.

    • Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим.

    • Метод незаконченного предложения.

    • Тест «Исследование школьной мотивации».

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе

  1. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе.

  2. Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.

  3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.

    • Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.

    • Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе.

    • Тест школьной тревожности Филипса.

Конкурентоспособность одаренных учащихся

  1. Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.

  2. Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д.

  3. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.

    • Методики статистического анализа данных, их динамика.





  1. Перспективный план деятельности на 2020-2021 учебный год

5-11 классы

Мероприятие

Ответственные

Сроки проведения

Сентябрь

1

Подготовка и проведение организационного собрания НОУ для 5-8 классы. Заседание совета НОУ. Тема: «Выборы совета НОУ план работы на год»

Быкова С.С.

28.09.20г

Октябрь

2

Заседание Совета ШНОУ. Выбор темы исследования.

Совет ШНО, руководитель

8.10.20г

3

Утверждение графика занятий и консультаций по темам исследования

Быкова С.С., научные руководители

11.10.20 г

4

Проведение занятий и консультаций

Научные руководители


Ноябрь

5

Проведение консультаций и занятий

Научные руководители


6

Заседание совета ШНОУ.Тема «Участники школьного этапа НПК «Шаг в науку»

Руководитель, Совет ШНО.

22.11.20г

Декабрь

7

Проведение школьного этапа НПК «Шаг в науку» 5-8 кл.

Совет НОУ, научные руководители.

11.12.20г

8

Заседание Совета НОУ. Тема «Анализ НПК. Выход на муниципальный этап»

Совет НОУ, научные руководители

13.12.20г

9

Проведение занятий и консультаций

Научные руководители


Январь

10

Проведение занятий и консультаций

Научные руководители


11

Сдача работ на муниципальный этап НПК «Шаг в науку» ЮНИОР-2019

Быкова С.С.


Февраль

12

Участие в муниципальном этапе НПК 5-8 классы «Шаг в науку»

Совет ШНОУ, руководитель


13

Проведение занятий и консультаций

Научные руководители


14

Проведение школьного этапа НПК «Шаг в науку» 9-11 классы

Научные руководители

14.02.21г

Март

15

Заседание Совета ШНОУ. Тема «Анализ НПК муниципального этапа. Выводы. Рекомендации»

Совет ШНОУ, руководитель

2.03.21г

16

Проведение занятий и консультаций

Научные руководители


17

Сдача работ на мунициапльный этап НПК «Шаг в науку» 9-11 классы



Апрель

18

Участие в муниципальном этапе НПК «Шаг в науку» 9-11 классы

Совет НОУ, руководитель


Май

19

Заседание Совета ШНОУ. Подведение итогов работы ШНОУ в 2018-2019 учебном году и задачи нового учебного года. Анализ работы

Руководитель НОУ, Совет НОУ.

18.05.21г




План работы ШНО 1-4 классов на 2020-2021 учебный год.

Мероприятие

Ответственные

Сроки проведения

Сентябрь

1

Подготовка и проведение организационного собрания НОУ для 3-4 классов. Заседание совета НОУ. Тема: Выборы совета НОУ план работы на год»

Быкова С.С.

27.09.20г

Октябрь

2

Выборы тем исследования

Научные руководители, руководитель

6.10.20г

3

Утверждение графика занятий и консультаций по темам исследования

Быкова С.С., научные руководители

9.10.20г

4

Проведение занятий и консультаций

Научные руководители


Ноябрь

5

Проведение занятий и консультаций

Научные руководители


Декабрь

6

Проведение занятий и консультаций

Научные руководители


Январь

7

Проведение занятий и консультаций

Научные руководители


8

Заседание совета с участниками НПК. Цель: на каком этапе выполняется работа. Предварительный смотр работ участников

Руководитель, научные руковводители


Февраль

9

Проведение занятий и консультаций



Март

10

Проведение школьного этапа НППК 3-4 классы «Личност, индивидуальность, развитие.»

Совет ШНОУ, научные руководители

16.03.21г

Апрель

11

Участие в муниципальном этапе НПК «Личность, индивидуальность, развитие»

Совет ШНОУ, руководитель


Май

12

Заседание Совета ШНОУ. Подведение итогов работы ШНОУ в 2018-2019 учебном году и задачи нового учебного года. Анализ работы

Руководитель ШНОУ, совет ШНОУ


Создание банка данных одаренных детей

Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно - биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди учащихся, анкетирование детей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и урочной деятельности, портфолио учащихся и учителей.

Приложение 1. Анкетно-биографические сведения об одаренных детях

(заполняется по образцу в течение учебного года)

п/п

ФИО

Год рождения

Класс

Виды одаренности

Участие в олимпиадах и конкурсах.

Результативность









































































































































































































































Приложение 2. Система работы учителей с одаренными детьми

в урочной деятельности


Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:

  • совершенствование предметных умений и навыков;

  • повышение учебной мотивации одаренных детей;

  • развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;

  • развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;

  • овладение навыками самоконтроля, самооценки.

Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.

Методы:

  • частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);

  • исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);

  • проблемный;

  • проективный.

Формы:

  • нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);

  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;

  • ролевые игры;

  • консультации.

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуниативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.


Приложение 3. Предметные олимпиады

Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одаренными детьми. Большую роль в развитии интереса к предметам играют олимпиады.

Предметные олимпиады – это состязания школьников в разных областях знаний.

Цель олимпиады – повышение уровня знаний и умений одаренных учащихся, развитие и поддержание интереса к учению, стремления к самореализации, формирование навыков планирования и самоконтроля.

В школьном туре участвуют все желающие, во втором и третьем - победители отборочного тура. В течение учебного года проходит кропотливая работа по подготовке учеников к олимпиаде. Учащимся предлагаются вопросы и задания по предметам, рекомендуется справочная литература, даются занимательные упражнения.

Материалы для олимпиады включают в себя несколько видов заданий. Они предусматривают как программный материал, так и материал повышенной сложности. При выполнении таких заданий ученик проявляет способность и классифицировать, обобщать, прогнозировать результат, «включать» интуицию и воображение.

Олимпиады – это в первую очередь праздник для детей. Поэтому перед началом проведения олимпиад необходимо провести торжественную линейку, на которой прозвучат поздравления, пожелания удачи в интеллектуальном состязании.

Олимпиады в старшем и среднем звене проводятся по таким предметам как: математика, русский язык, литература, биология, химия, география, технология, физическая культура, обществознание, история, экономика, право. Победители школьного тура награждаются грамотами.



Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей. М., 1962.

  2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.

3. Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей. Автореферат. 1993.

  1. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, - № 9. – 1990.

  2. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960.

  3. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

  4. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», № 3, 2009.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!