МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
ГОРОДА КРАСНОАРМЕЙСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ТАНЦОРОВА Г.В.»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № _____ От ____________ 2022 г | « Согласовано» Зам. директора по ВР ______________ «____» _________ 2022г | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ№2 г.Красноармейска» Приказ № _______ от ___________2022г |
Программа
курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Направление: общеинтеллектуальное
Возраст учащихся: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год (33 часа)
Автор-составитель
Гусева Наталья Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№2 г. Красноармейска»
Красноармейск 2022
Аннотация к программе курса внеурочной деятельности «Занимательная математика». Рабочая программа курса создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа «Занимательная математика»направлена на расширение математического кругозора и эрудиции учащихся, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий, предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа рассчитана на детей, имеющих повышенный интерес к математике, любознательных, желающих расширить свой кругозор.
Внеурочная деятельность по предмету является хорошим мотиватором к стремлению детей развиваться, узнавать что-то новое и интересное. Программа позволяет работать с детьми не столько в форме традиционного урока, сколько в виде занятия-открытия, где знания приобретаются в игровой форме.
Немаловажную роль в обучении на данном этапе является развитие памяти, внимания и мышления, что возможно реализовать на занятиях по внеурочной деятельности.
Содержание занятий представляет собой рассмотрение не только стандартных математических заданий и задач, но и решение нетрадиционных заданий, предлагаемых младшим школьникам на различных математических олимпиадах. Такие занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Направление программы математического кружка по содержанию является общеинтеллектуальным, по форме организации кружковой, рассчитанной на 1 год. Для изучения программы рекомендуется использовать «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой , программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Волковой, О.Л. Пчёлкиной, «Наглядная геометрия», 1-4 класс Белошиповой А.В., «Элементы геометрии в начальных классах», 1-4 класс Шадриной И.В.
Цель: развитие индивидуальности ребенка в процессе познания математических закономерностей окружающего мира
Задачи:
формирование математических представлений на основе практической и проектной деятельности;
развитие математических способностей учащихся, образного мышления, пространственного воображения, внимания, речи;
совершенствование навыков устных вычислений;
повышение мотивации учащихся;
развитие творческих способностей младших школьников.
Формы и методы работы: Форма занятий – групповая, со всей группой одновременно. Основными формами проведения занятий являются:
решение занимательных задач
оформление математических газет
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
проектная деятельность
самостоятельная работа
работа в парах, в группах
творческие работы
Программа курса «Занимательная математика»рассчитана на детей 7-8 лет (1 класс). Срок реализации программы курса внеурочной деятельности 1 год, 1 час в неделю (33 часа в год).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
следование морально-нравственным ориентирам, принятым в культуре,
в процессе учебной деятельности (в отношении сверстников, учителей, а также содержания учебного материала);
смысловой деятельности, направленной на получение общего результата;
удержание субъектной позиции в освоении содержания учебной деятельности;
овладение эффективными способами учебных действий.
Предметные результаты : Ученики научатся:
изготавливать модели мер;
ориентироваться в пространстве;
составлять простейший план местности, ориентироваться по нему;
пользоваться различными мерами при измерении величин предметов и объектов окружающего мира;
решать задачи, применяя символическое изображение условия, элементы моделирования;
самостоятельно составлять задачи и задания;
обосновывать свою точку зрения.
Метапредметными результатами является формирование УУД.
применять рациональные приемы устных вычислений;
определять некоторые геометрические понятия (геометрическая фигура, угол, сторона, середина, центр и др.)
пользоваться некоторыми старинными мерами длины.
Познавательные УУД: Обучающиеся научатся:
Целостно воспринимать окружающий мир;
Иметь мотивацию к творческому труду, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
Уметь анализировать свои действия и управлять ими;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
различать обоснованные и необоснованные суждения;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД: Обучающиеся научатся:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность ۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание курса внеурочной деятельности 1 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Основные виды деятельности учащихся |
Всего | Теория | Практика | |
| Из истории математики | 8 | 4 | 4 | |
1 | Математика вокруг нас | 1 | 1 | | Беседа |
2 | Человек и окружающий мир. | 1 | 1 | | Беседа |
3 | История о том, как люди научились считать. Множество. | 1 | 1 | | Беседа |
4 | Что такое количество. | 1 | | 1 | Игра |
5 | Взаимно-однозначное соответствие между группами предметов. | 1 | | 1 | Соревнование |
6 | Человек – мера всех вещей. | 1 | 1 | | Беседа |
7 | Длина предметов. | 1 | | 1 | Практическая работа |
8 | Величина и мера | 1 | | 1 | Практическая работа |
| Геометрические фигуры | 5 | 1 | 4 | |
9 | Геометрические фигуры | 1 | | 1 | Работа с графической моделью |
10 | Квадрат. Стороны, углы, середина, центр квадрата. | 1 | | 1 | Практическая работа |
11 | Проект «План класса» | 1 | | 1 | Проектная деятельность |
12-13 | Проект «План площадки». | 2 | 1 | 1 | Беседа, проектная деятельность |
| |
| Ориентировка на себе и в пространстве | 5 | 1 | 4 | |
14 | Ориентировка на себе. | 1 | | 1 | Практическая работа |
15 | Ориентировка на себе и от себя в пространстве | 1 | | 1 | Практическая работа |
16 | Дорога. Левая и правая стороны, середина дороги. | 1 | | 1 | Практическая работа |
17-18 | Ориентировка на противостоящем человеке | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа |
| Числа и вычисления | 6 | 0 | 6 | |
19-20 | Состав чисел в пределах 10. | 2 | 0 | 2 | Игра, самостоятельная работа |
21 | Реорганизация множества в числовые группы по 5, 6, 10. | 1 | 0 | 1 | Игра-соревнование |
22 | Десяток. Круглые десятки. | 1 | 0 | 1 | Самостоятельная работа |
23-24 | Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через 10. | 2 | 0 | 2 | Решение примеров, конкурс |
| Математические задачи | 6 | 2 | 4 | |
25 | Математическая история и задача. | 1 | 1 | | Беседа |
26-28 | Моделирование условий задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц. | 3 | 1 | 2 | Беседа, моделирование задач |
29-30 | Составление и решение прямых и обратных задач изученных видов. | 2 | | 2 | Решение задач в стихах, самостоятельная работа |
| Обобщение изученного | 3 | 3 | 0 | |
31-32 | Презентации проектов | 2 | 2 | | Проектная деятельность |
33 | Заключительный урок-обобщение «Что узнали, чему научились» | 1 | 1 | | Викторина |
| ИТОГО | | 11 | 22 | |
Тематическое планирование рассчитано на 33 часа
№ | Тема занятия | Количествово часов | Дата по плану | Дата по факту |
Теоретическ. | Практическ. |
1 | Математика вокруг нас | 1 | | 07.09 | |
2 | Человек и окружающий мир. | 1 | | 14.09 | |
3 | Ориентировка на себе. | | 1 | 21.09 | |
4 | Ориентировка на себе и от себя в пространстве. | | 1 | 28.09 | |
5 | Дорога. Левая и правая стороны, середина дороги. | | 1 | 05.10 | |
6 | История о том, как люди научились считать. Множество. | 1 | | 12.10 | |
7 | Что такое количество. | | 1 | 19.10 | |
8 | Взаимно-однозначное соответствие между группами предметов. | | 1 | 26.10 | |
9 | Геометрические фигуры. | | 1 | 09.11 | |
10 | Квадрат. Стороны, углы, середина, центр квадрата. | | 1 | 16.11 | |
11 | Проект «План класса» | | 1 | 23.11 | |
12 | Ориентировка на противостоящем человеке | 1 | | 30.11 | |
13 | Ориентировка на противостоящем человеке | | 1 | 07.12 | |
14 | Состав чисел в пределах 10. | | 1 | 14.12 | |
15 | Реорганизация множества в числовые группы по 5, 6, 10. | | 1 | 21.12 | |
16 | Состав чисел в пределах 10. | | 1 | 28.12 | |
17 | Десяток. Круглые десятки. | | 1 | 11.01 | |
18 | Математическая история и задача. | 1 | | 18.01 | |
19 | Моделирование условий задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц. | 1 | | 25.01 | |
20 | Моделирование условий задач на уменьшение на несколько единиц. | | 1 | 01.02 | |
21 | Проект «План площадки». | 1 | | 15.02 | |
22 | Проект «План площадки». | | 1 | 22.02 | |
23 | Моделирование условий задач на (уменьшение) на несколько единиц. | | 1 | 01.03 | |
24 | Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через 10. | | 1 | 15.03 | |
25 | Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через 10. | | 1 | 22.03 | |
26 | Человек – мера всех вещей. | 1 | | 05.04 | |
27 | Длина предметов. | | 1 | 12.04 | |
28 | Величина и мера. | | 1 | 19.04 | |
29 | Составление и решение прямых и обратных задач изученных видов. | | 1 | 26.04 | |
30 | Составление и решение прямых и обратных задач изученных видов. | | 1 | 03.05 | |
31 | Презентации проектов | 1 | | 10.05 | |
32 | Презентации проектов | 1 | | 17.05 | |
33 | Заключительный урок-обобщение «Что узнали, чему научились» | 1 | | 24.05 | |
| ИТОГО | 11 | 22 | | |